В стороне далекой от родного края снится мне приволье тихих деревень
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою родину. С чего начинается родина? С любви к природе, к простому человеку, к обыкновенной берёзе, к полю. Бунин открыл и показал нам это. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», и поэтому она дорога, близка, она живёт в его сердце. В 1889 году Бунин навсегда покинул родовую усадьбу. Он много путешествовал. Но даже находясь в постоянной занятости, Бунин всё равно тосковал по своей родине, где провёл детство:
- В стороне далёкой от родного края Снится мне приволье тихих деревень, В поле при дороге белая берёза. Озими да пашни – и апрельский день.
Стихотворение «Родина» вызывает раздумье. В нём всё очень обычно и вместе с тем всё удивительно, наполнено замечательным настроем жизни, который чувствуешь весной, когда происходит обновление природы и пробуждение человеческой души. Вместе с автором мы видим и слышим приметы этого времени года, чувствуем запахи апрельского дня. Конечно, любое время года несёт человеку возможность приблизиться к природе, найти в ней отклик на свои чувства. И всё же именно весной, на мой взгляд, это происходит чаще всего. Воспеваемая в первой части стихотворения русская природа, безусловно, и сама по себе прекрасна. Бунинские пейзажи, где «в поле при дороге белая берёза», где «ласково синеет утреннее небо» и «лёгкой белой зыбью облака плывут», очаровывают нас, читателей. Во второй части стихотворения Бунин, называя Весну девушкой-невестой, описывает весеннюю пору, пору любви и надежды, пытаясь выразить свою любовь, свою преданность и своё уважение маленькому кусочку природы, ставшему ему родным:
- Мил ей край родимый – степь и тишина, Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский, И с приветом смотрит на поле она.
Но ведь сама ассоциация природы с человеческими свойствами возникла у Бунина от убеждения: источник прекрасного на земле – прежде всего труд человека. Поэтому и «мил ей мирный труд крестьянский». Поэт гордился тем, что все его предки «были связаны с народом и землёй». Любовь поэта и даже, по-моему, нежность отданы самому простому, что есть в родине: русской милой природе. Вместе с автором мы видим тихие деревни, белую берёзу, утреннее небо, пар над пашней, грача, важно гуляющего за сохой, поющих жаворонков. Природа наполняется жизнью. Мы, читатели, вместе с поэтом отдыхаем душой, когда оказываемся на поле и видим простую крестьянскую жизнь. Когда читаешь стихотворения Ивана Бунина, невольно возникает вопрос: откуда у писателя такие глубокие, чисто русские, национальные знания о жизни российской глубинки? А вот откуда: с того же затерявшегося в степных просторах хутора Бутырки и деревни Озерки, где поэт провёл свои детские и юношеские годы. И именно там, общаясь с природой, народом, слушая сказки, поверья, песни, рассказы окрестных крестьян, дворовых, родных, сердцем, разумом и душой постигал, познавал он Россию, навек полюбил русскую природу. О природе Бунин говорит как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал поэта. Весна снится ему в образе девушки:
- В стороне далёкой от родного края Девушкой-невестой снится мне Весна: Очи голубые. Личико худое, Стройный стан высокий, русая коса.
Мышление поэта ассоциативно: наступление весны возбуждает мысль о молодости:
- На устах улыбка, а в очах раздумье – Юности и счастья первая весна.
Одушевление природы – излюбленный приём в лирике Бунина. В естественности бытия, по Бунину, — источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой, в том числе и русской лирике очеловечивание природы (антропоморфизм) повторяется Буниным настойчиво, обогащаясь новыми метафорами. Природа вечна и неизменна, неподвластна течению времени, именно её неувядающая прелесть создаёт иллюзию вечности:
- Ласково синеет утреннее небо, Лёгкой белой зыбью облака плывут…
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет», — писал А. Блок. Стихи, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. Ещё в 1910 г. Горький сказал о месте Бунина в литературе: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска». Попробуем разобраться, в чём яркость, выразительность стихотворения «Родина». Словесное мастерство Бунина особенно проявилось в пейзажных картинах. Он описывает весну с берёзой и пашней, с грачами и жаворонками, с ароматом и трелями, передавая желание человека всё в себя вместить и во всём раствориться. Оказывается, поэт видит зорче, ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создаёт метафоры, которые помогают увидеть мир неожиданно и свежо. Бунин заставляет читателя воспринимать внешний мир зрением, обонянием, слухом. Не всё в лирическом стихотворении можно объяснить. Чтобы правильно понять его, нужно суметь почувствовать настроение, увидеть яркие строки-образы, ощутить их неповторимость и выразительность. Лирическая экспрессия стихотворения создаётся тропами и стилистическими фигурами. Например, риторическое восклицание «весело ей в поле тёплым, ясным утром!» в повышенно эмоциональной форме утверждает мысль поэта. В этом стихотворении используются анафорическое построение – единоначатие («в стороне далёкой от родного края»). Бунин прибегает к инверсии («очи голубые, личико худое», «юности и счастья первая весна»), использует описательные обороты (небо – вышина воздушная, родина – край родимый), сравнение (девушка-невеста – Весна). Пейзажные зарисовки весны сделаны настолько верно и реально, что, прочитав стихотворение, кажется, что будто бы только что побывал в тихой деревне. Мы ещё раз убедились в том, что лирическое стихотворение эмоционально. Какой же силой чувства должен обладать поэт, какую огромную работу должна совершить его душа, чтобы передать эти чувства читателю, чтобы заставить биться наши сердца! ученица 11 класса Ламоновой Светланы Александровны. Учитель Пономарёва Н. Н.
Источник