Вам и не снилось главные герои

Вам и не снилось главные герои thumbnail

«Вам и не снилось…» — советский художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести «Вам и не снилось» (до печати в журнале «Юность» — «Роман и Юлька»), написанной Галиной Щербаковой.

Премьера в Советском Союзе состоялась 23 марта 1981 года. По итогам проката 1981 года картина заняла 12-е место — её посмотрело более 26 млн зрителей. Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран». В США премьера прошла в Нью-Йорке 5 марта 1982 года под названием «Love & Lies».

Сюжет[править | править код]

Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый дом и в новой школе знакомится с одноклассником Романом Лавочкиным (Никита Михайловский). Постепенно их дружба перерастает в любовь, удивительную по своей силе и искренности. Это чувство вызывает разную реакцию у взрослых, которые их окружают. Мать Кати Людмила (Ирина Мирошниченко) в юности была возлюбленной отца Романа Константина (Альберт Филозов), но отвергла его любовь. Мать Романа Вера (Лидия Федосеева-Шукшина) ревнует мужа к матери Кати и из-за этого ненавидит её, а заодно и её дочь. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит Романа в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Ромы и Кати от этого не прекращается и даже становится сильней и крепче, ведь юные влюбленные не представляют себе жизни друг без друга.

Тогда Вера вынуждает Рому на долгое время уехать из Москвы в Ленинград ухаживать за больной бабушкой (Татьяна Пельтцер), которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати дозвониться до Ромы. Ребят поддерживают только одноклассники и классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей), у которой тоже всё очень печально в личной жизни. Ей становится известно об обмане Веры, и она сообщает правду Людмиле и её мужу Владимиру (Евгений Герасимов). Катя решает ехать в Ленинград и выяснить всё сама. А тем временем Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает ни на одно из его писем (все письма Кати приносит бабушке её знакомая почтальонша (Любовь Соколова), и бабушка перехватывает их), звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за Михаила (Леонид Филатов) — своего возлюбленного, с которым она в ссоре, и велит ему сюда никогда больше не звонить. Мучаясь от неизвестности, Рома случайно слышит телефонный разговор бабушки с матерью и узнаёт правду: бабушка вовсе не больна и всё это на самом деле спектакль, разыгранный для того, чтобы Рома больше не виделся с Катей.

Шокированный предательством близких, Рома запирается в своей комнате, бабушка пытается до него достучаться. Рома видит из окна, как во двор входит Катя, приехавшая в Ленинград. Он хочет выйти из комнаты, но бабушка пытается удержать внука от Кати и её «порочной» семьи. Рома раскрывает окно, зовя Катю, но поскальзывается на подоконнике и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает снежный сугроб. Катя подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.

Создатели[править | править код]

В ролях[править | править код]

Съёмочная группа[править | править код]

  • Сценаристы: Галина Щербакова, Илья Фрэз
  • Режиссёр: Илья Фрэз
  • Оператор: Гасан Тутунов
  • Художники: Виктор Власков, Александр Дихтяр
  • Композитор: Алексей Рыбников
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии
    • Дирижёр: Александр Петухов

История создания[править | править код]

От повести к фильму[править | править код]

До повести «Роман и Юлька» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать лёгкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз, и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ: мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала повесть «Роман и Юлька» и отнесла её в редакцию журнала «Юность». Когда прошло несколько месяцев, а повесть всё не печатали, Щербакова запечатала повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького Сергею Герасимову. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова уже разговаривала с Ильёй Фрэзом.

Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому, который сказал ей, что не может отправить повесть в печать, потому что у неё, по его мнению, очень мрачный финал. Узнав, что дело только в этом, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и тут же переписала последние несколько предложений. Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-разному (Рома либо умирает, либо теряет сознание). Спустя два месяца (осенью 1979 года), уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была напечатана в журнале под редакторским названием «Вам и не снилось»[1].

Отличия от повести[править | править код]

  • В повести Катю зовут Юлей, так что в именах героев была заложена аллюзия на Ромео и Джульетту. В процессе работы Щербакову вызвали в Госкино, где ей категорично заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юля? Это что же вы, себя Шекспиром возомнили? Не бывать этому!» Джульетту, то есть Юльку, пришлось заменить на Катю. В любом случае, это история Ромео и Джульетты нашего времени.
  • В фильме Рома, узнав в финале правду, говорит бабушке «Ты не актриса, ты…» и, не договорив, убегает. В повести он же произносит «Ты не актриса, ты Васисуалий Лоханкин[2]».
  • Оригинальная повесть заканчивается трагически — Рома, падая из окна, ударяется грудью о проходящую у земли водопроводную трубу. Ошибочно считается, что от этого Рома умирает, хотя последние предложения подразумевают, что он просто теряет сознание, упав Юле на руки (идею, что он остаётся жив, позже развила дочь Галины Щербаковой Екатерина в продолжении «Вам и не снилось… пятнадцать лет спустя»). Финал экранизации было решено изменить по просьбе читателей.
  • В повести Рома намеренно прыгает из окна, в фильме же он оступается. Причём если в книге он падал с третьего этажа, то в фильме — с пятого. Это видно в финальных кадрах, когда показывают, что дом, у которого они сидят в сугробе, — шестиэтажный, и на пятом настежь открыто окно.
  • В повести мать Татьяны Николаевны является умершей ещё до начала действия и поэтому все диалоги между ними, которые показаны в фильме, в повести большей частью представлены как воспоминания Татьяны. Роман Татьяны с Михаилом в повести тоже по времени разворачивается в прошлом и не имеет такой чёткой сюжетной линии, как в фильме.
  • Костя, отец Романа, в повести полностью посвящён в планы Веры Васильевны и бабушки, но не противодействует им из-за слабости характера. В фильме его держат в неведении, когда он узнаёт обо всём, то встаёт на сторону сына и начинает бунтовать против жены (очень впечатляющая и эффектная сцена в фильме: «Ты что придумала, а? Тебя убить мало за это…»)
  • И опубликованный вариант повести, и фильм называются «Вам и не снилось…», но эта фраза имеет разный смысл. В повести она отсылает к словам театральных подруг Татьяны: «У нас такая „Вестсайдская“, что вам тут не снилось…», в фильме — к письму Кати: «Директриса читала нам мораль: „Вам и не снилось горе!“ и буравила меня глазами». Сама директриса в фильме стала личностью гораздо более неприятной и недалёкой, чем в повести.
  • Несмотря на то, что конец в фильме вышел, как и в повести, почти таким же открытым, в фильме присутствуют два намёка на счастливый конец. Первый — разговор с учительницей, когда Сашка полувопросительно-полуутверждающе произносит: «Значит, всё в порядке. Всё хорошо. Хеппи-энд…». Второй — разговор бабушки Ромы с подругой-почтальоном, в котором проводится параллель с возможной дальнейшей судьбой Кати: «Это всё от твоего замужа в 16 лет!»; «Да чего вспоминать, внуков уже двое…»
Читайте также:  К чему снится хирургическая операция

Подбор актёров[править | править код]

Галина Щербакова не участвовала в подборе, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромы и матери Кати. На роль Ромы отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Татьяну Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт. Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и единственной главной роли в фильме «Дети как дети». Но на пробах он покорил всех своей естественностью, и его тут же утвердили. Татьяна Аксюта на семь лет старше Михайловского — к тому времени уже окончила театральный вуз и вышла замуж.

На роль матери Кати пробовалось множество известных актрис, в том числе для проб из Киева приезжала Ада Роговцева, но Илья Фрэз всем говорил «нет», потому что заранее утвердил на эту роль Ирину Мирошниченко, которая тогда попала в аварию и поэтому носила фиксирующий воротник на шее, и Фрэз ждал, пока она поправится.

Съёмочный процесс[править | править код]

Фильм снимался не в хронологическом порядке и почти с самого конца, поэтому актёры не всегда понимали то, что говорили по сюжету.

«Этот фильм я и люблю, и ненавижу, — призналась автор повести Галина Щербакова, — но мне до́роги месяцы воспоминаний о съёмочном процессе. Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский ещё учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актёрствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».

Михайловский, хоть и имел за плечами некоторый актёрский опыт, по воспоминаниям, не мог правильно отыграть сцену с первых дублей и «раскочегаривался» только к шестому дублю, в то время как Аксюта, привыкшая играть на сцене, изображала нужные эмоции почти с первого раза и к шестому дублю уже начинала сдавать. В результате, по словам Щербаковой, почти все сцены фильма состоят из серединных дублей[3].

В сцене в парке Катя носит на голове венок из листьев. Венок не был запланирован по сценарию, но до начала съёмки сцены, пока устанавливали камеры, Татьяна Аксюта от нечего делать сплела этот венок, который всем понравился.[источник не указан 1824 дня]

Места съёмок[править | править код]

Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро «Юго-Западная» и «Ясенево»[4].

Дом бабушки в Ленинграде (эпизод, где Рома опускает письмо в почтовый ящик) — это знаменитый Толстовский дом (№ 17 по улице Рубинштейна). Однако финальная сцена, где Рома лежит на земле, после того как сорвался с подоконника, снималась в Москве во дворе дома 34 на Спиридоновке.

Сцена зимой на балконе («Слепуха моя…») снималась с балкона 16-го этажа дома № 12, корпус 1 на улице 26 Бакинских Комиссаров, причём в зеркальном отражении. Из-за этого даже жители района не всегда могут определить, откуда велась съёмка. В отреставрированной версии картины этот ляп был исправлен.

Универмаг, на открытие которого идут главные герои, — это универмаг «Лейпциг» на улице Академика Варги, 8, корпус 1. Внутренние сцены с игрушечной железной дорогой снимались в том же универмаге. Возле него же снималась и сцена разговора Ромы с отцом (когда Рому чуть не сбивает ящиками грузчик в халате). Сцена перерезания ленточки с оркестром снималась тоже в «Лейпциге».

Школа № 780, в которой по сюжету учились герои фильма, расположена в Ясенево[4] в 13-м микрорайоне, по адресу Литовский бульвар, дом 42, корпус 2. Когда снимался фильм, со всех сторон собиралось большое количество учеников, и съёмочная бригада их разгоняла, чтобы не попали в кадр. Массовка фильма была привозной, а не местной. Настоящие ученики школы видны только в сценах на школьном стадионе и при разговоре матери Романа с директором школы — на заднем плане, за окном, ученики 4 «А» и 4 «Б» классов катали пустую катушку от кабеля, пытаясь попасть в кадр: в тот день проходил субботник и прошёл слух, что в директорском кабинете снимается кино, из-за чего два класса бросились на задний двор школы. Так как особого мусора для уборки не нашлось, школьники принялись катать стоявшую там деревянную катушку.

ул., Енисейская дом 21. Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» (1980 года). Фотография 2016 года

Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» 1980 года. Ул. Енисейская, дом 21. 2016 год

Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» 1980 года. Ул. Енисейская, дом 21. 2016 год

Место съёмок фильма «Вам и не снилось…» 1980 г. Ул. Енисейская, дом 21. 2016 год

Дом, в котором живут главные герои, находится по адресу улица Енисейская, дом 21. Во дворе этого дома также снимались все сцены новоселья, встречи Людмилы Сергеевны, мамы Кати, с Костей, отцом главного героя, а также первой встречи главных героев, Кати с Ромой. Дом находится недалеко от метро «Бабушкинская», на пересечении улиц Енисейской и Менжинского.

Сцена у кафе для таксистов снималась на пересечении Скатертного и Малого Ржевского переулков в Москве. На месте самого кафе сейчас стоит новое здание, расположенное по адресу Скатертный переулок, 18.

Читайте также:  Снятся большие деньги к чему

Сцена в начале фильма на железнодорожном переезде снималась в Отрадном на пересечении Алтуфьевского шоссе (дублёр) и улицы Декабристов, напротив дома 40А по Алтуфьевскому шоссе. Сам переезд не сохранился до наших дней, как и Бескудниковская железнодорожная ветка, на которой он располагался.

Музыка[править | править код]

Музыка Рыбникова[править | править код]

Композитор Алексей Рыбников написал для фильма несколько инструментальных тем на основе песни «Последняя поэма». Некоторые композиции появлялись на различных альбомах с музыкой Рыбникова. В частности, следующие треки появились среди прочих на втором диске коллекционного издания 2005 года под названием «Музыка кино», выпущенном лейблом «Студия Алексея Рыбникова»:

  • Новый дом (0:47)
  • В парке (2:34)
  • Роман и Катя (1:52)
  • Танцы (2:15)
  • Финал (2:43)

«Последняя поэма»[править | править код]

Звучащая в фильме песня «Последняя поэма» (на стихи Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис) была написана композитором Алексеем Рыбниковым ещё в 1970 году, во время работы над фильмом «Остров сокровищ», но стала известна только в 1981 году, когда вышел на экраны фильм «Вам и не снилось…» Песню исполнили Ирина Отиева и Вера Соколова.

Композитор рассказывал: «В 1970 году была написана мелодия, которую долгое время никуда не удавалось пристроить. И однажды, взяв с полки роман Рабиндраната Тагора «Последняя поэма», завершавшийся стихами в переводе поэтессы Аделины Адалис, я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…» Однако ещё в 1973 году «Мелодия» выпустила миньон (СМ-0004107-8), содержавший эту песню, исполненную «Трио Линник» на стихи Р. Тагора.

После выхода картины песня стала популярной, вышла в финал фестиваля «Песня года — 1981», причём из двух вариантов исполнения — И. Отиевой и ВИА «Ялла» (придавшей песне восточный колорит) — с преимуществом лишь в несколько голосов из многих тысяч вышел ВИА «Ялла»[5].

Известны также варианты исполнения этой песни сёстрами Лисициан, Русланой, Варварой, Валерией, Леной Перовой c рок-группой «МультFильмы», группами «Русский Размер» и «Hi-Fi».

В фильме Тренер песню акапелльно исполняют болельщики клуба «Метеор».

Критика[править | править код]

Рецензент журнала «Искусство кино» Л. Кузнецова увидела в фильме, в первую очередь, драму ложной семейственности, семейной диктатуры, псевдоматеринства, а уже затем драму молодой любви[6]. Педагог М. Ценципер посчитал, что тема фильма — не конфликт поколений, а желание старших защитить детей от заблуждений юности[7].

Награды и премии[править | править код]

  • 1981 — 14-й Всесоюзный кинофестиваль (Вильнюс) по разделу фильмов для детей и юношества: Второй приз жюри — фильму «Вам и не снилось…»[8].
  • 1982 — Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран». Исполнительница главной роли Татьяна Аксюта заняла в этом же опросе второе место в категории «лучшая актриса года», уступив Наталье Гундаревой в фильме «Однажды двадцать лет спустя»[9].
  • 1982 — Почётный диплом Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Томаре (Португалия) актрисе Татьяне Аксюте за лучшее исполнение женской роли.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ ОБЫВАТЕЛЬ — страж здравого смысла. obivatel.com. Дата обращения 5 января 2020.
  2. ↑ Эпизодический персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова „Золотой телёнок“, псевдоинтеллигент и мнимый больной
  3. ↑ Интервью с Галиной Щербаковой — YouTube
  4. 1 2 «Вам и не снилось». История одной повести Галины Щербаковой. РИА Новости (2010%03-24). Дата обращения 5 января 2020.
  5. ↑ Песня года. 1980—1982
  6. ↑ Кузнецова, 1981, с. 69, 71.
  7. ↑ Ценципер, 1981, с. 9.
  8. ↑ Кино: Энциклопедический словарь, главный редактор С. И. Юткевич, М. Советская энциклопедия, 1987, с. 83.
  9. ↑ Конкурс «СЭ-81» // Советский экран. — Май 1982. — № 10. — С. 12—13. — ISSN 0132-0742.

Литература[править | править код]

  • Кузнецова Л. Любовь всегда права? // Искусство кино. — 1981. — № 7. — С. 58—71.
  • Ценципер М. На вечную тему // Советский экран. — 1981. — № 9. — С. 4.

Ссылки[править | править код]

  • «Вам и не снилось…» на сайте «Энциклопедия отечественного кино» (недоступная ссылка)
  • «Вам и не снилось…» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Вам и не снилось в онлайн-кинотеатре ivi.ru
  • Как они умерли… Никита Михайловский
  • Экспортный постер фильма
  • Рабиндранат Тагор. Последняя поэма

Источник

23 марта 1981 года на советские экраны вышел фильм «Вам и не снилось…» — трогательная мелодрама Ильи Фрэза по повести Галины Щербаковой о любви двух подростков.

По опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей картиной 1981 года. Зрители рыдали над перипетиями судьбы мальчика Ромы и девочки Кати (в повести главную героиню, кстати, зовут Юля, но тогдашние чиновники от Госкино усмотрели в этом отсыл к шекспировским Ромео и Джульетте и потребовали найти для героини новое имя). А вот критики негодовали. «Как можно пропагандировать любовь в подростковом возрасте? — писалось тогда. — Это же аморально!» Но время, как известно, все расставляет по своим местам. Сейчас этот фильм — лишь трогательная, романтичная и грустная история о настоящей любви и настоящих чувствах.

В фильме сыграли Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Филатов, Елена Соловей, Альберт Филозов, Ирина Мирошниченко. Они уже в 80-е годы прошлого века были известными. А вот как сложилась судьба актеров, исполнивших роли влюбленных подростков, вспоминает сегодня «РГ». 

Татьяна Аксюта (Катя)

Когда Татьяне Аксюте предложили сыграть девочку-старшеклассницу, актрисе было 23 года. И она уже была замужней женщиной. Но из-за своей природной миниатюрности Татьяна всегда выглядела намного моложе своих лет.

Таня родилась в Москве в 1957 году. С детства любила поэзию, даже сама пробовала писать стихи. О кино стала мечтать тоже с юных лет. И сразу же после окончания школы поступила в государственный театральный институт имени Анатолия Луначарского. Впервые в кино Татьяна снялась в 1977 году, исполнив эпизодическую роль в фильме «Перед экзаменом». Роль десятиклассницы Кати стала ее первой серьезной и самой звездной в кино. После выхода картины на Татьяну обрушилась настоящая слава: поклонники караулили ее у подъезда, засыпали письмами, на которые она физически не могла ответить, встречали возле театра, звонили даже в дверь квартиры. Все это ей было совсем не по душе: ей просто хотелось тихой и спокойной жизни. К тому же, она в то время уже стала молодой мамой. «Первые пять лет я вообще не могла на себя на экране смотреть, — признавалась впоследствии актриса. — На премьерных показах, где мы должны были присутствовать, на других смотрела, а на себя — только сквозь пальцы. Это как слушаешь свой голос на кассете и не узнаешь его, думаешь: «Боже, неужели это я?» Все какое-то фальшивое, ненастоящее».

Только через два года Татьяна Аксюта согласилась на съемки в еще одном фильме — приключенческой картине Александра Митты «Сказка странствий», где она сыграла с Андреем Мироновым. Фильм вышел на экраны в 1983 году. Актриса вспоминала, что множество экстремальных трюков в этой ленте ей приходилось выполнять самостоятельно, хоть у нее и была помощница-каскадерша. После Татьяна сыграла в таких фильмах, как «Прежде, чем расстаться», «Полевая гвардия Мозжухина», «Савраска». Параллельно со съемками актриса играла в Российском академическом молодежном театре, куда пришла сразу же после окончания института (тогда он еще назывался Центральным детским театром). «Я — театральная актриса, — считает Аксюта. — Театр для меня самое важное. А кино было просто случайностью и не доставляло никакого особого творческого удовлетворения. У меня же серьезных фильмов-то в жизни и не было». В театре ей, правда, тоже доставались роли в основном девочек-подростков. Хотелось бы сыграть что-то серьезное? На этот вопрос актриса однажды ответила так: «Конечно, мне хотелось играть безумные страсти. Я и в театр пришла потому, что у меня была несчастная любовь, и театр мне был нужен для того, чтобы выплеснуть куда-то свои чувства. Не поверите, но в юности я писала декадентские стихи в подражание Зинаиде Гиппиус. У меня всегда было несоответствие между моей внешностью и внутренним содержанием. Внутри я была роковой женщиной. Сейчас думаю: «Боже, как это было смешно и глупо!» Теперь я более легкий человек, чем в молодости».

Читайте также:  К чему снится хлеб жарить

Актриса никогда не огорчалась, что не стала суперзвездой. «Есть такие актрисы, которым нужно все время что-то играть, для которых трагедия, если роль досталась не им, — говорит Татьяна. — А для меня наоборот. Я радуюсь за других. И потом, я лентяйка, наверное. Думаю, хорошо бы это сыграть, хорошо бы то. Но на все надо столько времени! Нет у меня тщеславия».

Муж актрисы — Юрий Аксюта — известный музыкальный менеджер, теле- и радиопродюссер. Он — выпускник актерского факультета ГИТИСа. В 80-е годы прошлого века работал диктором и режиссером в Главной дирекции программ Всесоюзного радио. В 1990 году ушел на первую в России музыкальную радиостанцию «Европа Плюс», где начал свою карьеру сначала с диджея, а затем дослужился до должности генерального продюсера. Был также генеральным продюсером радиостанции «Хит FM». Затем перешел на «Первый канал», заняв пост директора дирекции музыкального вещания. В 2009 году был исполнительным продюсером конкурса песни «Евровидение». Много раз комментировал этот конкурс. Участвовал в создании таких популярных шоу, как «Фабрика звезд», «Золотой граммофон», «Голос». 

Никита Михайловский (Рома)

Никита действительно был 16-летним подростком, когда его пригласили сниматься в «Вам и не снилось…». 

Он родился в 1964 году в Москве. Родители развелись, когда Никите не исполнилось и трех лет. Мама — Алевтина Ивановна, расставшись с первым супругом кинодокументалистом Александром Михайловским, вышла замуж за ленинградского режиссера Виктора Сергеева, который в свое время возглавлял «Ленфильм». Они стали жить в Ленинграде. Никита поддерживал хорошие отношения и с отцом, и с отчимом. Когда пришло время получать паспорт, он выбрал фамилию родного папы и стал Никитой Михайловским. Но отчество сохранил отчима — Викторович. Именно Виктор Сергеев привел однажды семилетнего мальчика на съемочную площадку ленты «Ночь на 14-й параллели». Мальчик неожиданно чутко и артистично сыграл роль сына Валентина Гафта, который играл в фильме главного героя. Но уже до этого он стал сниматься для журналов детской одежды в качестве фотомодели. 

Роль Ромы, сделавшая молодого человека суперпопулярным в СССР, открыла для него путь в кино. Но сначала ему надо было получить профессиональное образование. Никита без проблем поступил в ЛГИТМиК, где прекрасно учился. Параллельно с погружением в профессию, Никита много рисовал, писал сказки и стихи. Он рано женился. Первой женой Михайловского стала студентка того же института Анастасия, впоследствии выбравшая профессию модельера. Позже она часто вспоминала бывшего супруга с теплотой и нежностью, хотя прожили они вместе всего три года, а затем расстались. «Мы необычно познакомились, — вспоминала Анастасия Михайловская (она оставила фамилию мужа после развода). — Вместе с общими друзьями пришла к нему в гости, и вы не поверите, но у него был небольшой сердечный приступ. Видимо, я настолько его сразила, подумала тогда я. Вначале все решили, что он притворяется, но потом пришлось даже «скорую помощь» вызывать». Счастливым отцом дочки Сони Никита Михайловский стал в 1986 году. 

Молодая семья жила у родителей Насти, и это вызывало определенные сложности. Никита много внимания уделял своим друзьям. Человек эмоционально открытый, он считал дружбу и верность невероятно важными составляющими своей жизни. И даже позволял друзьям жить в его собственной квартире. И это вызывало недовольство всех родственников. Отец Никиты Александр Михайловский отмечал, что среди многочисленных друзей его сына было слишком много людей случайных, которые хотели погреться в лучах славы Никиты или преследовали какую-то иную выгоду. Сам же Никита всем верил безоговорочно, приходил на помощь, выручал деньгами, брал на себя проблемы и неурядицы других людей, иногда полностью игнорируя собственные интересы. Друг актера, режиссер Борис Юхананов рассказывал, что Никита умел любить людей, а это редкий дар. «Его хватало не только на дорогих ему женщин, но и на многочисленные письма и звонки поклонниц, которые не оставляли его в покое еще лет пять после выхода «Вам и не снилось…», — вспоминал Борис.

В 1986 году Михайловский с отличием окончил ЛГИТМиК. В течение нескольких последующих лет он много снимался, но в небольших ролях в фильмах «Ради нескольких строчек», «Зонтик для новобрачных», «Акселератка», «Выйти замуж за капитана», «Эсперанса», «Мисс миллионерша», «Караул», «Палач» и других. 

Михайловский вернулся и к своему юношескому увлечению живописью. И именно благодаря ей познакомился с начинающей художницей Катей, которая впоследствии стала его женой. «Познакомились мы в Пскове, — вспоминала супруга актера. — Никита снимался в каком-то фильме и в свободный час зашел в местный выставочный зал посмотреть картины. Каким он был? Невероятно остроумным, фонтанирующим и светящимся. Он весь был в своем творчестве, столь разностороннего человека я не встречала». Супруги впоследствии стали устраивать совместные выставки, активно занимались благотворительностью. Деньги, вырученные от продажи картин, шли на помощь онкобольным детям в России. По злой иронии судьбы, в 1990 году у Никиты Михайловского была обнаружена лейкемия. Первым, кто узнал о диагнозе и поддержал Никиту, был его отец: «Никита отреагировал очень мужественно и достойно, без истерии, — говорил он. — Я тогда сказал ему: «Никита, это болезнь, которая лечится». Но на его лице не было оптимизма».

Требовалась пересадка костного мозга — операция очень сложная и дорогостоящая. Деньги собирали всем миром — помогали известные люди. Средств не хватало, но при помощи русских эмигрантов в Великобритании удалось обратиться за помощью к самой Маргарет Тэтчер. Премьер-министр отреагировала, деньги выделили. Но, несмотря на все усилия, спасти актера так и не удалось. Никита Михайловский ушел из жизни почти сразу после своего 27-го дня рождения. Перед смертью он обвенчался с Екатериной. «Я рисовала Никиту до его самого последнего вздоха, — рассказывала вдова. — Его лицо менялось на глазах, оно, как будто транслировало не прожитую им жизнь, не достигнутый возраст. Он сильно изменился, стал жестче, безобманнее. Боялся ли он смерти? Не знаю. Наверное, нельзя не бояться смерти, но он к ней был готов». 

Никита Михайловский был похоронен под Санкт-Петербургом на Комаровском кладбище. На его могиле был установлен чеканный крест, созданный по рисункам Екатерины Михайловской.

Источник