Вам и не снилось как снимали фильм

Вам и не снилось как снимали фильм thumbnail

Вам и не снилось как снимали фильмМосквовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам, где разворачивалась история любви Кати и Ромки. 

Гуляют по «Лейпцигу»

Семья старшеклассницы Кати Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый район. Девушка знакомится с однокласс­ником Романом Лавочкиным (Никита Михайловский). Живут оба у метро «Бабушкинская», на улице Енисейской, д. 21. (1)

Вам и не снилось как снимали фильмМы видим спальный квартал с новыми высотными по тем временам домами в 12, 14 и даже 17 этажей. Сегодня это уже обжитые районы, а на стыке 1970-1980-х гг. вокруг были пустыри с тоненькими деревцами, только что посаженными местными жителями. Но всё равно мы видим радость на лицах главных героев — мамы Кати, Людмилы Сергеевны (Ирина Мирошниченко), и родителей Ромы — Веры Васильевны (Лидия Федосеева-Шукшина) и Константина Лавочкиных (Альберт Филозов), получивших наконец-то новую отдельную квартиру — в 1970-1980-е расселение коммуналок из центра продолжалось. Во дворе дома на Енисейской снимались сцены новоселья, первая встреча главных героев, а также разговор Катиной мамы с Роминым отцом, который любит её ещё с юности. 

Живут оба у метро «Бабушкинская», на улице Енисейской, д. 21. «Вам и не снилось...»

Живут герои у метро «Бабушкинская», на улице Енисейской, д. 21. Фото: Кадр из фильма

Школа, где учатся Катя и Рома, расположена тоже в спальном районе, но только… на диаметрально противоположном краю Москвы! Это школа № 780 в Ясеневе (Литовский бул., д. 42, к. 2). (2)  

Когда начинается урок, за окном звучат фанфары, старше­классники выглядывают в окно, там столпотворение людей из-за открытия нового двухэтажного огромного магазина. Зрение у ребят, вероятно, просто орлиное, ибо «видят» они из окна универмаг «Лейпциг»  (ул. Академика Варги, д. 8, к. 1). (3)

Столпотворение около универмага «Лейпциг».

Столпотворение около универмага «Лейпциг». Фото: Кадр из фильма

Несмотря на то что он находился на тогдашней окраине Москвы — в Тёплом Стане, это был мегапопулярный магазин, где продавались все группы товаров из дружественной ГДР. Взрослые туда катались за одеждой и кожгалантереей, а дети мечтали посетить абсолютно феерический отдел игрушек. Чего  стоила огромная модель железной дороги в интерьерах универмага, которую мы видим, когда школьники гуляют потом по магазину! Но и тут всё не так просто — ходят-то герои по «Лейпцигу», но вот выходит Роман из совсем другого магазина — универмага у метро «Юго-Западная», который легко опо­знать по соседним домам на ул. 26 Бакинских Комиссаров. 

Благодаря тому что семья Кати находится в процессе переезда, нам показывают проносящиеся по Садовому кольцу машины, дома на Садовой-Сухаревской и Бескудниковскую железнодорожную ветку, прекратившую своё существование в 1987 г. Сцены на железнодорожном переезде снимались на пересечении Алтуфьевского ш. и ул. Декабристов, в фильме есть и семафоры, и следующий состав — около него мы впервые видим Михаила Славина (Леонид Филатов), возлюбленного учительницы литературы Татьяны Николаевны Кольцовой (Елена Соловей). На заднем плане дома 40 и 40а на Алтуфьевском ш. (4)

Леонид Филатов. На заднем плане дома 40 и 40а на Алтуфьевском ш.

Леонид Филатов. На заднем плане дома 40 и 40а на Алтуфьевском ш. Фото: Кадр из фильма

Лирическая сцена прогулки героев снималась в замечательном парке близ музея-усадьбы «Останкино». (5)

В ходе прогулки они перемещаются в кафе, находившееся на перекрёстке Малого Ржевского и Скатертного пер. (6) Показана перспектива в сторону Большой Никитской. Если сегодня встать на место оператора, мы увидим колокольню храма Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот — того самого, где венчался Александр Сергеевич Пушкин. Но в фильме этой колокольни нет. В 1930-е гг. колокольню разобрали, здание храма передали под лабораторию Энергетического института им. Кржижановского. В 1990-е гг. колокольню отстроили по старым чертежам. 

Вам и не снилось как снимали фильмВам и не снилось как снимали фильм

Сцена лирической прогулки влюблённых школьников снималась в парке усадьбы «Останкино». Здесь и сегодня гуляют москвичи.

Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Приземлился в Москве

В финале мать Ромы, желая разлучить влюблённых, говорит, что якобы заболевшей бабушке в Ленинграде (Татьяна Пельтцер) нужны помощь и уход. Катины письма перехватывает бабушка у знакомой почтальонши Лизы (Любовь Соколова). Парень видит из окна Катю, приехавшую в Питер. Нам показывают старую застройку Петроградской стороны. А дальше трагедия — молодой человек поскальзывается на подоконнике и падает с верхнего этажа. Но, что интересно, из окна герой выпадает в Ленинграде, а на земле лежит в совсем другом месте — в Москве, на Спиридоновке, у дома № 34. (7) Финал доснимали в столице, найдя похожий глухой двор. 

По опросу журнала «Советский экран» картина «Вам и не снилось…» была названа «Лучшим фильмом 1981 г.». Её посмотрело более 26 млн зрителей. Успех у произведения режиссёра Ильи Фрэза был и в США в 1982 г. На Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Португалии Татьяне Аксюте вручили почётный диплом «За лучшее исполнение женской роли». Кстати, актрисе, сыгравшей школьницу Катю, на момент съёмок было 23 года, она давно была замужем за ныне известным продюсером Юрием Аксютой.

«Вам и не снилось», 1981 год

Катя и Рома. Фото: Кадр из фильма

Путь к зрителю у картины был трудным. По воспоминаниям создателей, лента очень долго не могла пройти худсовет. Автора повести «Роман и Юлька», по которой снимался фильм, писательницу Галину Щербакову вызвали в Госкино: «Вы что, себя современным Шекспиром возомнили?! Назовите героиню как-то по-другому!» Так Юлька стала Катей. И вторая претензия: в финале произведения Рома погибает. Такого пессимистического финала наше киношное руководство допустить не могло. Поэтому в фильме молодой человек лежит на земле, но он жив, Катя его обнимает.

А вот Михайловскому, исполнившему роль Романа, жизнь приготовила финал-трагедию. В 1990 г. у актёра диагностировали лейкоз. На операцию по пересадке костного мозга, которую можно было сделать только в Великобритании, средства собирали всем миром. Деньги дали Борис Ельцин, Гарри Каспаров и даже Маргарет Тэтчер. Видимо, добро действительно возвращается — незадолго до того, как Никита узнал о своём диагнозе, он и его вторая жена, художница Екатерина, организовали в Англии выставку их художественных работ. Средства от продаж пара перечислила на лечение больных раком российских детей. 

К сожалению, операция актёру не помогла, и в возрасте 27 лет Никита Михайловский умер. Во время лечения Никита взял себе псевдоним «Роман», надеясь, что это поможет ему выздороветь, ведь его Ромка Лавочкин выжил. Но только в кино драматический финал можно изменить по желанию… 

Источник

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

8 апреля могло бы исполниться 55 лет советскому актеру Никите Михайловскому, но уже 28 лет его нет среди живых. Всесоюзную популярность ему принесла главная роль в фильме «Вам и не снилось…», который называли историей о советских Ромео и Джульетте. В начале 1980-х гг. этот фильм стал культовым, а ведь он мог и вовсе не выйти на экраны – сценарий долгое время не утверждали на худсовете, и финал пришлось переписать…

Галина Щербакова | Фото: nastroenie.tv

Галина Щербакова | Фото: nastroenie.tv

Этот фильм был снят по повести Галины Щербаковой. До этого ни одно из ее произведений не печатали, а эту повесть опубликовали в журнале «Юность», тираж которого разлетелся мгновенно. Тогда же появилось название «Вам и не снилось» – до публикации повесть называлась «Роман и Юлька». Идею писательнице подсказал случай из реальной жизни: ее сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на 6-й этаж, оставил ей записку на балконе, а потом начал спускаться, и на середине пути труба развалилась, и мальчик сорвался вниз. К счастью, обошлось без серьезных травм.

Читайте также:  К чему снятся приемные дети

Татьяна Аксюта в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Аксюта в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: kino-teatr.ru

Повесть решили опубликовать не сразу – у редактора «Юности» Бориса Полевого были на этот счет сомнения, о которых он сообщил писательнице: «Знаете, Галина, я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть. А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный…». Дело в том, что в первом варианте повести главный герой погибал, и по совету редактора Щербакова переписала финал: его теперь можно было трактовать так, что Ромка после падения с высоты просто терял сознание. После этого повесть опубликовали. Последствия были неожиданными: школьники присылали писательнице письма со словами благодарности, а учителя – гневные отзывы: мол, десятиклассники должны интересоваться не личными взаимоотношениями, а учебой и общественной работой!

Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: cont.ws

Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: cont.ws

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: kino-teatr.ru

С экранизацией повести тоже возникли проблемы. Сценарий попал в руки известной актрисе и педагогу Тамаре Макаровой – жене режиссера Сергея Герасимова, и она приложила все усилия для того, чтобы его запустили в работу. Но когда режиссер Илья Фрэз обратился в Госкино с этим сценарием, он неожиданно столкнулся с трудностями. Вердикт был однозначным: «Влюблённых зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!». После этого главную героиню пришлось переименовать в Катю. Несмотря на то, что писательница изменила финал повести, он все равно показался худсовету слишком мрачным, и его пришлось переделать еще раз: в книге главный герой намеренной бросается из окна, а в фильме он нечаянно оступился и сорвался вниз. По просьбе читателей, уже во время съемок финал максимально смягчили: Роман упал в большой сугроб, а Катя подбежала к нему и попыталась помочь подняться, но упала рядом с ним. В такой трактовке финал звучал не трагически, а жизнеутверждающе.

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Актеры, утвержденные на главные роли, на первый взгляд выглядели весьма странной парой: Татьяне Аксюте на тот момент было уже 23 года, она уже окончила ГИТИС и вышла замуж, а 16-летний Никита Михайловский еще учился в школе. Галина Щербакова говорила: «Но как этот мальчик играл! Мы рыдали – он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: fb.ru

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: fb.ru

Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Аксюта вспоминала: «Меня утвердили почти сразу, а партнера мне не могли найти буквально до запланированного начала съемок. Никита не пробовался, о нем случайно вспомнила ассистент режиссера, обратившая внимание на какую-то из его ранних работ. Никита приехал из Ленинграда, и его сразу утвердили. Тогда он был еще школьником, учился в 9 классе. В перерывах между работой занимался с репетиторами, чтобы не отстать от программы… Парень не играл, он просто жил в кадре, пропускал через себя все эмоции своего героя, в буквальном смысле становясь Ромкой. На его фоне я просто фальшивила. Только от Бога такой талант перевоплощения, без разрушения собственной личности… Илья Фрэз – большой знаток детского кино, он любил снимать по пять-шесть дублей подряд, добиваясь совершенства. Для Никиты хватало одного – он внутренне готовил себя к каждому дублю, и раскрывался сразу».

Ирина Мирошниченко в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: aif.ru

Ирина Мирошниченко в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: aif.ru

На роль мамы Кати претендовали разные актрисы, специально на пробы приезжала из Киева Ада Роговцева, но режиссер всем претенденткам отвечал уклончиво. Позже он признался, что изначально видел в этой роли только Ирину Мирошниченко, но актриса на тот момент проходила лечение в больнице после аварии, и Фрэз просто тянул время с пробами, ожидая, пока она восстановится и сможет приехать на съемки. Ирина Мирошниченко вспоминала: «Сниматься я начала, едва оклемалась, хотя голова после сотрясения мозга продолжала болеть, а шея все равно еще оставалась в корсете».

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Сразу после выхода фильма на экраны на режиссера обрушился шквал критики: его обвиняли в пропаганде разврата и любви в подростковом возрасте, в пошлости и безнравственности. А у зрителей фильм пользовался невероятной популярностью и стал культовым. В 1981 г. он стал лидером проката, его посмотрели 26 млн зрителей, он был признан лучшим фильмом года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». В том же году он стал призером Всесоюзного кинофестиваля в Вильнюсе и получил Второй приз за лучший детский фильм. В 1982 г. Татьяне Аксюте вручили Почетный диплом за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Португалии.

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: bigpicture.ru

Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: bigpicture.ru

Спустя 10 лет после выхода на экраны фильма, который сделал Никиту Михайловского настоящей звездой, у актера диагностировали лейкоз. Деньги на операцию собирали всем миром, благодаря помощи друзей и поклонников его удалось отправить в клинику Лондона, но, к сожалению, все усилия врачей оказались напрасными: в 1991 г., в возрасте 27 лет Никита Михайловский ушел из жизни.

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский | Фото: kino-teatr.ru

Ранний уход молодого, талантливого, полного энергии, перспективного актера для многих его коллег и поклонников стал настоящим шоком. Татьяна Аксюта вспоминала: «Помню, как снимали ночную сцену в кафе-стекляшке, где наши герои разговаривают о войне и о смерти. Моя героиня предлагает умереть в один день, но Ромка отвечает ей: «Нет, я мужчина, я первый». Никита произносил эту фразу с недетской уверенной интонацией, как будто знал, что она станет для него роковой…».

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: eva.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: eva.ru

Татьяна Аксюта в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: bigpicture.ru

Татьяна Аксюта в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: bigpicture.ru

К сожалению, актриса, сыгравшая главную роль, вскоре пропала с экранов: Как сложилась судьба Татьяны Аксюты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

До «Вам и не снилось» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать легкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж.

Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ — мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала «Вам и не снилось» и отнесла повесть в редакцию журнала «Юность».Осенью 1979 года, журнал «Юность» опубликовал повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Сегодня её называют культовой, как и одноимённый фильм, снятый годом позже, в 1980 году.

Читайте также:  К чему снится выподение волос

Многомиллионный тираж журнала раскупили за несколько дней, читатели завалили редакцию мешками писем: напечатайте повесть ещё! «Вам и не снилось» стал лучшим фильмом года, а прозвучавшая в нём песня («Ветер ли старое имя развеял…») — хитом всех времён и народов.


Но прежде история о школьной любви три года мёртвым грузом лежала в редакции «Юности». Как вдруг Галину пригласил главный редактор Борис Полевой, автор легендарной повести о герое Маресьеве. «Галина Николаевна, я был участником Сталинградской битвы, — неожиданно начал Полевой. — Я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то мальчишки начнут прыгать из окон. Измените последние два предложения, и мы напечатаем повесть». Она вышла с рукописью в полутёмный коридор и «на коленке» за несколько минут поменяла концовку. Вернее, замаскировала. Потом её не раз спросят: «Так герой остался жив или?..»

Когда прошло несколько месяцев, а повесть не печатали, Щербакова махнула на всё рукой, запечатал повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького. На конверте написала «Сергею Герасимову», потому что никого другого на студии она больше не знала. И тут все завертелось с бешеной скоростью. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова разговаривала уже с Ильёй Фрэзом.

Илья Фрэз в интервью рассказал, что влюбился в повесть «с первого взгляда» и сразу решился ее экранизировать. Это был его четырнадцатый фильм.
На творческой встрече со съемочной группой фильма Ильи Фраза, которая работала над экранизацией повести Галины Щербаковой , жена Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко сказала: .
Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому.

Он, выслушав её вопросы, сказал: „Знаете, Галина, я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть. А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный…“ Узнав, что дело только в финале, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и тут же переписала последние несколько предложений. Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-своему (Ромка либо умирает, либо теряет сознание). Спустя два месяца, уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была опубликована.

Галина Щербакова не участвовала в кастинге, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромки и матери Кати. На роль Ромки отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт.

Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и одной единственной главной роли в фильме «Дети как дети». Но на пробах он покорил всех своей естественностью и его тут же утвердили. Режиссёр понял, что снимет фильм.С удивлением узнала, что роль Ромы озвучивал Вячеслав Баранов. Слушайте, ведь он же потрясающе хорошо это сделал! Очень естественно. Он ведь буквально соавтор образа Ромки.

Отрывок из фильма «Вам и не снилось…»

Партнёршей Никиты стала Татьяна Аксюта. После выхода фильма актёров осаждали поклонники. Правда, те, кто дежурил под московскими окнами Татьяны, были обескуражены. Оказалось, она на семь лет старше Никиты, уже закончила театральный вуз и успела выйти замуж. Никита поступил в театральный и жил один в своей ленинградской квартире. Маму он потерял в 14 лет. Отец жил в Москве. Когда Фрэз впервые увидел будущую звезду, его поразил взгляд мальчика: «Такой сыграет глубокие чувства».

О том, что выбранный им Ромео навсегда останется молодым, он не догадывался. Да и мог ли кто-то вообразить, что Никита уйдёт из жизни в 27 лет. А перед этим встретит девушку, которую зовут, как и героиню фильма, Катя. Они поженятся. Умирая, он будет ей шептать: «Не переживай. Мы как Ромка и Катя. У них же в фильме всё хорошо кончилось».

Те, кто близко знал Никиту, говорят о его удивительной доброте и открытости. В его квартире всегда находили приют друзья — кто на месяц, а кто и на год. Однажды, будучи школьником, он вернулся домой без куртки, сказал, что подарил другому мальчику, которому она нужнее. Став взрослым, помогал собирать средства для детей, больных раком. И вдруг… эти средства пришлось собирать уже для него. Операцию по пересадке костного мозга сделали в Лондоне. Не помогло… В фильме ребята рассуждают о смерти, и Катя предлагает: «Давай умрём вместе. В один день». «Нет, — отвечает Ромка. — Я первый. Я мужчина».

С матерью Кати была другая ситуация. На эту роль пробовалось множество известных актрис, но Илья Фрэз всем говорил «нет». Специально для проб на эту роль из Киева приехала Ада Роговцева, но Фрэз и ей ответил отказом. Тогда Щербакова не выдержала и спросила его, почему он никак не может определиться с кандидатурой. В ответ Фрэз улыбнулся: „Актрису я уже нашел, только это секрет. Играть будет Ирина Мирошниченко. Но недавно она попала в аварию и сейчас ходит с фиксирующим воротником на шее. Я жду, пока она поправится и сможет играть“.

…Дом бабушки, из окна которого прыгал киношный герой Никиты, снимали в Ленинграде. Будучи недавно в командировке в Санкт-Петербурге, я остановилась у красивого особняка на набережной Фонтанки. «Да здесь много фильмов снималось, — как будто уловил мои мысли сухонький старичок. — Я здесь давно живу. А вообще прежнего народу мало осталось. Например, почти весь этот подъезд выкупил…» — И старичок называет имя известного в России олигарха.
В отличие от поколения 80-х у нынешнего поколения «нулевых» нет культовой истории любви. Но обязательно будет написана.

Одной из первых снимали сцену в кафе-, куда Катя и Роман зашли выпить кофе. У членов группы сжималось горло, когда шла съемка. Киноцензура стояла насмерть: никакого трагического финала, герой не может погибнуть! И режиссер — в очередной раз, из страха, чтобы картину не закрыли, не стал перечить.

— Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро «Юго-Западная», там же, где проходили съёмки фильмов «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Покровские Ворота», «Москва слезам не верит» и многие другие;
— Сцена зимой на балконе («Слепуха моя…») снимался с балкона 16-ого этажа дома 12, к.1 по ул. 26-ти Бакинских комммисаров, причём в зеркальном отражении. Из за этого даже жители района не всегда могут определить, откуда велась съёмка.

Огромные пачки писем получала Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая роль мамы Романа. Это были письма — откровения родителей, потерявших взаимопонимание с детьми и искавших ответ на вечный вопрос:Мальчишки-поклонники буквально осаждали Татьяну Аксюту — замужнюю даму, уже успевшую закончить ГИТИС. Они часами стояли под ее окнами, писали письма, назначали свидания. Сама актриса была очень недовольна своей игрой и даже на премьере не могла спокойно видеть себя на экране, поэтому смотрела только сцены с партнером. Татьяна, к сожалению, почти не снималась в кино. Сразу после окончания института она ушла в Центральный детский театр.

Читайте также:  К чему снятся иностранцы

Это история «Ромео и Джульетты» нашего времени, любовь которых не принимают их родители. Но не потому, что их отношения кажутся им детскими и несерьезными, а потому, что родители этих двух влюбленных просто недолюбливают друг друга. Это история, которая нам ближе, чем произведение самого классика Уильяма Шекспира. История, которая вновь доказывает, что любовь должна быть искренней, доброй, нежной и заботливой. И возраст для этого не помеха.

Недавно читала интервью Татьяны Аксюты о работе над этой картиной, как она уже довольно взрослая женщина изображала школьницу, а потом не могла спокойно смотреть на себя на экране, т.к. не нравились, в частности, очки и обращение к ней «слепуха». Зато все зрители, особенно юные, поверили создаделям этого кино.

О съемках фильма Татьяна вспоминает: «Режиссер Илья Фрэз был корифеем детского кино и любил делать по 5-6 дублей. Доходило до смешного. Лена Майорова, которая вообще не переносила репетиций, играла соседку, с которой у нас происходит такой диалог в подъезде у почтового ящика: «Кать, к тебе тут парень приходил». «Ромка?» — отвечаю я. «Не знаю, не представился.

Звонил, пока не прогнала». Первый дубль, второй, третий… В конце концов она заплетающимся языком выдает: «Кать, к тебе тут парень приходил». — «Ромка?» — «Не знаю, звонил, пока не преставился». Хотя были и импровизации: мой венок, например, возник совершенно неожиданно. Нас собрали всех в парке к 9 часам, но, пока все приготовили, установили камеры, уже давно обед прошел, и я от нечего делать сплела такой огромный венок из зеленых листьев. И все ахнули: «Ой, как здорово, давайте снимать в венке!»

Я помню, как у нас на уроке литературы учительница даже обсуждала и книгу, и кино, говоря, что чувства у ребят «взрослые», а «поступки детские»… А все девочки мечтали о такой любви. И только с возрастом стали понимать, что героиня Соловей права, когда говорит, что жизнь больше, чем любовь, и в мужчине очень важны ответсвенность, чувство долга и порядочность. Да и родители «не звери», а просто родители, которые хотят «как лучше» для своего ребенка.
И еще очень хорошо помню, как во время первого просмотра, девушки за моей спиной возмущались директором школы. Помните , когда Татьяна Васильевна решила вступиться за ребят: «Мне неудобно Вам говорить, что такое детское горе…», на что директриса отреагировала достаточно резко: «Горе? … Голод, война, надеть нечего…!» — «Им страшно все, что их разлучает» — добавила Татьяна Николаевна. Девушки возмущались и достаточно громко представлениям директора о воспитании школьников.

И еще. В фильме появилась в небольшой роли после долгого отсутствия на экране замечательная актриса Руфина Нифонтова. И абсолютно без грима.
Чем далее от нас этот фильм, тем он роднее и ближе, как ни странно. Уже и Леонида Филатова нет,Татьяны Пельтцер и Никиты… И Елена Соловей уехала в Америку, а тогда они все еще были вместе, молодые, очень красивые.

Повесть Галины Щербаковой заканчивается словами:,,а со всех сторон к ним уже бежали люди.Как близко они,оказывается,были…,,Давайте представим себе эти строки БУКВАЛЬНО перенесенными на экран — во дворе,возле лежащего Ромки и сидящей возле него Кати,появляются родители,бабушка,учительница Таня,друзья…Что сделали бы они и что сказали в этот момент?

Просто великолепная постановка великолепной истории о жизни двух влюбленных детей, любовь которых принять не могут взрослые, но не потому, что их взаимоотношения кажутся им детскими и несерьезными, а потому, что родители этих двух влюбленных недолюбливают друг друга. Вернее, надо описать все поподробнее: немолодые молодожены — Люда и Володя переезжают в новый дом. У Люды есть дочь от первого брака — Катя, но и от нового мужа у нее тоже есть ребенок. Отчим совершенно не против дочери Люды, даже наоборот — старается ее всячески поддерживать.

При переезде Люда случайно натыкается на Костю — любовь своей юности. Она, конечно, его забыла, но он подбежал к ней и начал расспрашивать как у нее дела, решил помочь ей с вещами — и это все на глазах у своей нынешней жены — Веры. Вера устраивает Косте скандал дома по поводу того, что он лезет до других баб, причем скандал происходил при сыне — Роме. На следующий день Рома пошел в школу и узнал, что с ним в классе теперь будет учиться Катя — та самая дочь Люды. Сначала Рома просто заинтересовался молодой девушкой, потом начал с ней гулять, дружить, ну а после разгорелась невероятная любовь. Узнав об этом мать Ромы пробует всячески прервать отношения двух молодых влюбленных, причем даже самыми гнусными способами…

Если честно, то поначалу возникают ассоциации с пьесой Шекспира «Ромео и Джульетта» — примерно такой же возраст главных героев, две враждующие семьи, правда финал в фильме можно назвать счастливым. Может произведение Шекспира и оказало влияние на сценариста, но идея фильма немного не совпадает с идеей Шекспировского произведения. На экране мы видим историю большой, нежной, красивой, чистой, в общем — настоящей любви, которая разбивается об гору непонимания и недовольства родителей, вернее, матери главного героя. Ведь она не столько против Кати, сколько против ее матери и мать Ромы просто представить себе не может, что у такой «ужасной женщины» может быть хоть в чем-то хорошая дочь. Но ее тоже можно понять.

Она просто хотела, чтобы ее сын был счастлив и боится, что ее сын после большой любви будет сильно разочарован, так, как когда-то был разочарован его отец. Отец же Романа понимает его и его чувства, но он уже якобы провинился перед женой и не хочет ругаться с ней из-за этого еще больше, поэтому он обрекает сына на огромные страдания, стараясь сделать для него как можно лучше. Мать Кати, в свою очередь, сильно занята новым муже и ребенком, но когда ее дочери стало по-настоящему плохо — она пошла ей на встречу — выслушала, посоветовала и приняла необходимые меры, чтобы осчастливить дочь.

Ну а финал фильма такой эмоционально чувствительный, пропитанный любовью насквозь, просто заставляет прослезиться. Хотя я удержался. Но счастливый ли конец? Ведь любовь между этими двумя юнцами по прежнему будет натыкаться на непонимание и осуждение! Если бы фильм продолжился бы после падения Романа и нам бы показали дальнейшую жизнь Ромы и Кати, я очень сомневаюсь, что их жизнь была бы наполнена счастья и удачи. Хотя они слишком много пережили для своего возраста и заслужили, чтобы потом жить счастливо. Они доказали друг другу свою любовь, пройдя через столько преград.

В общем, чтобы так перенести на экран такую невероятную любовную историю нужно обладать большим талантом и затратить на это невероятное количество сил и создателям нужно отвесить поклон до самого пола, за великолепнейший фильм.

Источник