Второй сон раскольникова в какой главе
В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.
Тема сна | Описание | Глава |
Сон о лошади | Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу: «…Страшный «…в «…Он Сон отражает двойственность натуры | Часть 1, Глава V |
Сон об Африке | Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В «…Ему Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой. | Часть 1, Глава VI |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке | После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче, Во «…Вдруг «…Но, «…Страх, В этом сне воплощается страх Раскольникова за то, | Часть 2, Глава II |
Сон о смеющейся старухе | Перед В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. «…старушонка Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в «…все В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, | Часть 3, Глава VI |
Сон о конце света | Это – «…Он Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней | Эпилог |
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Сон
Содержание
Значение
Символика
Сон о лошади
Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.
Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.
Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.
Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.
Сон об Африке
Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.
Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.
Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.
Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.
Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.
Сон о смеющейся старухе
По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.
Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.
Сон означает полный провал эксперимента над собой.
Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.
Сон о конце света
Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.
Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.
Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.
Сон как символ обновления души, ее очищения.
С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.
…Он забылся; странным показалось ему, что он не помнит, как мог он очутиться на улице. Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой. Раскольников шел грустный и озабоченный: он очень хорошо помнил, что вышел из дому с каким-то намерением, что надо было что-то сделать и поспешить, но что именно — он позабыл. Вдруг он остановился и увидел, что на другой стороне улицы, на тротуаре, стоит человек и машет ему рукой. Он пошел к нему через улицу, но вдруг этот человек повернулся и пошел как ни в чем не бывало, опустив голову, не оборачиваясь и не подавая вида, что звал его. «Да полно, звал ли он?» — подумал Раскольников, однако ж стал догонять. Не доходя шагов десяти, он вдруг узнал его и — испугался; это был давешний мещанин, в таком же халате и так же сгорбленный. Раскольников шел издали; сердце его стукало; повернули в переулок — тот всё не оборачивался. «Знает ли он, что я за ним иду?» — думал Раскольников. Мещанин вошел в ворота одного большого дома. Раскольников поскорей подошел к воротам и стал глядеть: не оглянется ли он и не позовет ли его? В самом деле, пройдя всю подворотню и уже выходя во двор, тот вдруг обернулся и опять точно как будто махнул ему. Раскольников тотчас же прошел подворотню, но во дворе мещанина уж не было. Стало быть, он вошел тут сейчас на первую лестницу. Раскольников бросился за ним. В самом деле, двумя лестницами выше слышались еще чьи-то мерные, неспешные шаги. Странно, лестница была как будто знакомая! Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет; вот и второй этаж. Ба! Это та самая квартира, в которой работники мазали… Как же он не узнал тотчас? Шаги впереди идущего человека затихли: стало быть, он остановился или где-нибудь спрятался». Вот и третий этаж; идти ли дальше? И какая там тишина, даже страшно… Но он пошел. Шум его собственных шагов его пугал и тревожил. Боже, как темно! Мещанин, верно, тут где-нибудь притаился в углу. А! квартира отворена настежь на лестницу; он подумал и вошел. В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто всё вынесли; тихонько, на цыпочках прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; всё тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках. Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. «Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает». Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стукало его сердце, даже больно становилось. И всё тишина. Вдруг послышался мгновенный сухой треск, как будто сломали лучинку, и всё опять замерло. Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно зажужжала. В самую эту минуту, и углу, между маленьким шкапом и окном, он разглядел как будто висящий на стене салоп. «Зачем тут салоп? — подумал он, — ведь его прежде не было…» Он подошел потихоньку и догадался, что за салопом как будто кто-то прячется. Осторожно отвел он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он постоял над ней: «боится!» — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху но голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота[1]. Он бросился бежать, но вся прихожая уже полна людей, двери на лестнице отворены настежь, и на площадке, на лестнице и туда вниз — всё люди, голова с головой, все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся.
Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия
Он тяжело перевел дыхание, — но странно, сон как будто всё еще продолжался: дверь его была отворена настежь, и на пороге стоял совсем незнакомый ему человек и пристально его разглядывал… (См. далее: Первый разговор Раскольникова со Свидригайловым.)
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», часть 3, глава VI. Читайте также статьи: Первый сон Раскольникова (о забитой кляче), Третий сон Раскольникова (на каторге, о трихинах и конце света) и краткое содержание «Преступления и наказания».
[1] …Он забылся — а старушонка так вся и колыхалась от хохота. — Образ смеющейся старухи в сне Раскольникова созвучен пушкинским образам подмигивающей Германну в гробу старухи графини, а также карточной пиковой дамы. Сон Раскольникова в известной мере близок и сну героя «Последнего дня приговоренного к смерти» В. Гюго, произведения, любимого Достоевским и волновавшего его в период работы над «Преступлением и наказанием». Достоевскому была знакома и поэма английского поэта Т. Гуда «Сон Евгения Арама» (Рус. вестн. 1862. № 6. С. 826–833; перевод В. Костомарова), где рисуется сон убийцы и непреодолимая сила, влекущая его к месту совершенного им преступления.
Отошедшего от шока убийства Раскольникова охватывает страх раскрытия. К тому же его лихорадит, и, по иронии судьбы, ему прислали повестку в квартальному надзирателю по неуплате аренды.
В момент, когда Раскольников окончательно убеждается, что повестка совсем о другом, а не о вчерашнем, его охватывает дикая нервическая радость. Он с удовольствием слушал, как поручик Илья Петрович матом отчитывал хозяйку некоего заведения — немку Луизу Иогановну. А затем, когда он пускается в разъяснение, почему он не платит арендную плату хозяйке, он начинает рассказывать как-бы очень личные вещи, учитывая, что он находится в государственной конторе: про дочь хозяйки, в которую он хоть и не был влюблён, однако она ему нравилась; что он обещал на ней жениться, и что она потом умерла от тифа. И, хотя, до этого внимательно выслушали подробности немки об очередном проишествии в её «благородном доме» с дракой и пьяными выходками, его же, Раскольникова, дважды просили уволить их от подробностей: «Но ведь это не наше дело…», «С вас вовсе не требуют таких интимностей, милостисдарь, да и времени нет», пока наконец его сухо и грубо не перебил поручик Илья Петрович: «… вы должны дать отзыв и обязательство, а что вы там изволили быть влюблены и все эти трагические сеста, до этого нам совсем дела нет.» Квартальному даже становиться стыдно [за поручика]. Письмоводитель же, после такой исповеди, по мнению Раскольникова, ведет себя с ним небрежнее и презрительнее. Раскольникова вдруг охватывает (и с тех пор постоянно с ним присутствует) мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения от всех людей. Он ощущает себя навеки отделенным от общества.
После посещения конторы он приходит домой и принимается за старухины вещи.
Ни сами вещи, ни деньги ему уже не нужны, поначалу он думает только как от них избавиться — выбросить в реку.
Но потом, после неудачных (ввиду свидетелей) подходов к исполнению этого намерения, он решает схоронить их где-нибудь подальше в безлюдном месте под камнем. Испытав кратковременную радость, как давече в конторе, избавления от улик, Раскольников ощущает рассеяность и злобу. Новое, непреодолимое ощущение овладевает им полностью: бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему стали гадки все встречные, — гадки их лица, походка, движения: просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…
Что творится с Раскольниковым? В действительности довольно простая и распространенная вещь — он ненавистен и гадок сам себе, но, не понимая этого, он проецирует это чувство на всех окружающих.
Его привело к Разумихину, его приятелю по университету.
Разумихин, как и Авдотья Романовна (Дуня, сестра Раскольникова — умная, красивая, сильная, жертвенная, наделенная всеми нравственными чертами небывалая девушка ) — достаточно синтетический персонаж. Он весел и общителен, добрый до простоты, но при этом под простотой таились и глубина, и достоинство. Очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват, высокий, худой, сильный, слыл за силача. Иногда буянил, но мог и не буянить, мог пить до бесконечности, а мог и не пить вовсе, и обладал тем замечетальным свойством, что никакие неудачи, никакие дурные обстоятельства не ломали и не придавливали его. Он мог квартировать и на крыше, терпеть адский голод и холод, был очень беден, но себя содержал решительно самостоятельно.
С первых слов Разумихин определяет, что Раскольников бредит. Раскольников сам пытается понять, зачем он пришел к Разумихину, говорит сначала, что ему, мол, нужны уроки (т.е. клиенты домашнего преподавания за деньги), сразу понимает, что совсем не за этим пришел. Понимает и то, что то что он сейчас всех ненавидит — распространяется и на Разумихина, и с порога прощается. Тот, естественно, не пускает.
Раскольников невразумительно объясняет: «…я к тебе пришёл, потому что, кроме тебя, никого не знаю, кто бы помог… начать… потому что ты всех добрее [тут Раскольников сразу себя поправляет] то есть умнее и обсудить можешь… А теперь я вижу, что ничего мне не надо, слышишь, совсем ничего… ничьих услуг и участий… Я сам.. один… Ну и довольно! Оставьте меня в покое!»
Разумихин пытается ему помочь, делится половиной своей работы и даёт три рубля вперед. Раскольников молча берет работу и деньги и идет к порогу, затем, так же молча возвращается, кладет деньги и работу на стол, и не говоря ни слова выходит, чем выводит из себя Разумихина:
«Да у тебя белая горячка, что ль?! — взревел взбесившийся наконец Разумихин. — Чего ты комедии-то разыгрываешь! Даже меня с толку сбил… «
Раскольников, придя домой, рухнув на диван и закрывшись, как одеялом, шинелью, он действительно бредит. Ему чудится, что на лестничной клетке, весь дом высыпал и наблюдает, как Илья Петрович, помощник квартального надзирателя из конторы, в которую утром ходил Раскольников, бешено и исступленно ругаясь, бьет визжащую и умоляюще-причитающую хозяйку. Он бьёт её жестоко и беспощадно, ногами, колотит головой о ступени… Раскольников знает, что сейчас придут и к нему и пытается запереться на крючок, но руки его не слушают, его душу обкладывает леденящий страх. Он пребывает в этом бреду, пока хозяйкина служанка Настасья не принесла ему тарелку супа, и не сказала, что никто не приходил, и никто никого не бил, а то что, Раскольников бредил, так это всё «кровь».
«— Кровь!.. Какая кровь?.. — бормотал Раскольников, бледнея и отодвигаясь к стене.
— Никто не приходил. А это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться… Есть-то станешь, что ли?»