Выучить за 5 минут во сне слушать стих
Наверное, любому из нас хотелось бы сэкономить время на обучении и переложить этот, часто утомительный процесс, на сон. Рекламные обещания ласкают слух, рассказывая о 25-ом кадре.
Можно ли учиться во сне, не затрачивая время и силы, или это всего лишь красивые сказки?
Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos () и paideia (обучение).
Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.
Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.
Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.
Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.
По его теории, память человека наиболее восприимчива:
в последнюю четверть часа до ночного сна
— это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.
в первые 60 минут после погружения в сон
,
в последние 30 минут сна до пробуждения утром
.
Профессор Близниченко предлагает следующую методику:
Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.
Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.
Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.
Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.
Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – же
нский.
Некоторые специалисты сна воспринимают гипнопедию как рекламный трюк и также высказывают мнение о возможном вреде для здоровья от подобных занятий: А. Борбели, известный сомнолог, считает, что ночью мозг должен отдыхать, а не учиться.
Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%
. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.
Эффективность гипнопедии:
- Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:
По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».
- Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.
- Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.
Какую роль играет в этом учебном процессе сон?
Чтобы понять это, следует вспомнить , согласно которой,
любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.
Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.
Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.
Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.
По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.
Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.
Если человек сокращает свой и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.
По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.
Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и назы
вает это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна
, — считает Мэтью.
Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.
Источники: «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» Л.А. Близниченко, журнал «Современная биология» (Current Biology).
Если Вы, мой уважаемый читатель, студент или друг (родственник) студента, то следующее видео будет для Вас весьма познавательным:
Елена Вальве для проекта Сонная кантата.
Что представляет собой сон и каким образом он влияет на память? Согласно определению великого русского физиолога И. П. Павлова, сон — это особое состояние, при котором происходит торможение коры головного мозга. Процесс торможения не только происходит в коре, но и распространяется на нижележащие отделы. Всего лишь несколько десятков лет назад ученые были убеждены в том, что усвоение информации во время сна скоро заменит все существующие формы обучения, школы, институты и университеты останутся в прошлом. Что же такое гипнопедия? И действительно ли запоминание во сне имеет будущее?
Гипнопедия — обучение, основанное на фазах сна
Чтобы понять, можно ли выучить за 5 минут во сне какую-либо информацию, для начала рассмотрим основные особенности сна. Исследователями выделяется два его вида — медленный и быстрый. В фазе медленного сна происходит восстановление затраченных энергоресурсов организма. Быстрый сон также называется парадоксальным. По всем физиологическим показателям он напоминает состояние бодрствования. Эти две фазы чередуют друг друга, при этом полный цикл составляет порядка 2-х часов. На долю быстрого сна из всего этого времени приходится около 20 минут.
Каждый студент или школьник был бы рад выучить за 5 минут во сне материал, сложно запоминающийся во время бодрствования. Поэтому столько учащихся и студентов хотели бы опробовать на себе этот способ. Что же означает загадочное слово «гипнопедия»? Этот термин обозначает любой вид обучения во сне. Это лечебный гипноз, различные внушения для коррекции психических процессов, а также усвоение новых навыков в бессознательном состоянии. Для успеха при обучении во сне необходимо, чтобы внушаемая информация после пробуждения не была забыта.
Запоминать при помощи аромата
Однако если сложную формулу или список иностранных слов и не удастся выучить за 5 минут во сне, то в разы повысить усвоение материала все-таки можно. Сейчас существует несколько методов, которые позволяют лучше запоминать информацию посредством мягкого воздействия на человека во время сна. Один из них носит название аромаметода. Ученые из Германии выяснили, что лучшему запоминанию способствует ощущаемый во сне запах. Если во время сна человек услышит тот же аромат, который он вдыхал при работе над информацией в состоянии бодрствования, то выученные днем факты усвоятся памятью прочнее. Это явление объясняется особенностями работы нейронов гиппокампа во время сна (напомним, что гиппокампом называется отдел мозга, который отвечает за усвоение и консолидацию информации, перенос ее в долгосрочную память).
А что говорят ученые?
Обучение во сне давно интересует представителей самых разных направлений, начиная с писателей-фантастов. Сейчас считается, что этот вид запоминания информации особенно эффективен для усвоения различных формул, слов иностранного языка, а также строго специализированной информации. Однако любители легких путей будут разочарованы, ведь выучить за 5 минут во сне поэму Пушкина или Налоговый кодекс не удастся. Ученые пришли к неутешительному выводу: этот метод годится только для закрепления уже усвоенного в процессе бодрствования.
В результате некоторых исследований выяснили, что во сне человек действительно может запомнить ту или иную информацию. Однако в действительности доказать, что он не слышал о ней ранее, не представляется возможным. Другие исследования, в процессе которых испытуемым проигрывали кассеты с информацией только во время сна, также показали несостоятельность этого метода. Проснувшись, подопытные ничего не помнили.
При этом даже для лучшей консолидации запоминаемых во время бодрствования фактов необходимо, чтобы они повторно демонстрировались во время быстрого сна. Потому этот метод запоминания невозможно осуществить с достоверной точностью в домашних условиях.
Наука или нажива?
Именно поэтому гипнопедия для изучения английского языка является еще одним способом заработать деньги на заведомо ложных представлениях. Изучить иностранный язык «с нуля», как и освоить любой другой навык, только лишь во время сна невозможно. Гипнопедию можно использовать только для того, чтобы полученные знания были закреплены. Нельзя и выучить за 5 минут во сне стих. Чтобы облегчить запоминание, лучше использовать метод, который советовали еще наши бабушки: днем стараться запомнить стихотворение, а перед отходом ко сну прочитать его, не прилагая усилий к запоминанию. Обычно наутро учащийся, применивший такой способ, обнаруживает, что информация усвоилась хорошо и прочно.
Еще одна методика запоминания
Некоторые ученые считают, что в целях консолидации выученных во время бодрствования фактов необходимо предъявлять информацию повторно не во время быстрого сна, а в периоды наибольшей восприимчивости памяти. Это пятнадцать минут до отхода ко сну, первый час после засыпания, а также тридцать минут перед пробуждением. Нужно отметить, что предъявление информации по этой методике ни в коей мере не исключает работу над запоминанием в дневные часы.
Доброго здоровья!
Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.
Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…
И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:
Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?
Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.
Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…
Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:
«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»
Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.
И что вы думаете? Утром просыпался — плеер на полу, наушники тоже непонятно где…
Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.
Несколько раз я пытался — ничего толкового не вышло.
Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?
Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?
Такие вопросы у меня периодически возникали.
Попробовал лечь с включенным плеером днём. И… запомнил всё. Да, всё до тех пор, пока не заснул. Только засыпаю — ничего не помню. Помню лишь, что какое-то «бла-бла-бла» не давало мне нормально отдохнуть.)))
С тех пор прошло несколько месяцев.
И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне
Да, сегодня решил продолжить свои эксперименты — устроить обучение во сне, попытаться запомнить хоть какую-то информацию.
Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. 🙂
В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.
Спокойной ночи:)
…
Утро. Я проснулся.
Рассказываю.
Плеер искал долго. Каким-то образом он оказался… в пододеяльнике. Наушники — на полу. И левый наушник начал барахлить (где-то контакт пропадает). Видимо, во сне хорошо дернул за провод…
Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?
Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…
И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.
Для себя сделал такой вывод: спать — значит спать
.
И не нужно пытаться что-то там наверстать за счет времени, необходимого для сна. Нужно дать организму полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил для следующего дня
.
Это же касается и дневного сна. Чувствуешь, что нужно днём немного поспать? Значит — нужно поспать. Без всяких МР3-плееров!
А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.
Сергей Сокарп
P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?
Источник
В конце бонус для ленивых, дочитай и будет тебе счастье) «Как выучить стих на перемене перед литературой»
Итак, без пространных вступлений сразу перейдем к делу. Я распишу несколько шагов, которые приблизят тебя к очередной 5 по литературе и сохранить твое время. Разберем на примере маленького стихотворения А. Фета.
Ставим секундомер поехали проверять за сколько мы выучим небольшое стихотворение. А то вдруг я вас обманываю про несколько минут.
Главное помните, для больших стихотворений, в которых от 5 и более четверостиший времени потребуется намного больше, чем если учить три строчки. Но этот метод сэкономит время и позволит лучше запоминать выученное. А если вы мамапапабабушкадедушка, можете после прочтения научить своего ребенка этому методу своими словами)
Это Правда работает! проверено на себе много-много раз. Я студент филолог и ерунды не посоветую)
Шаг 1.
Для начала нужно прочитать стих полностью. Всего один раз.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Для лучшего эффекта можно послушать как это делают профессионалы. Заходим в Ютуб и вводим в строку поисковика название стихотворения. И слушаем.
Шаг 2.
Приступаем к заучиванию. Итак твои действия:
- Читаешь первые 4 строчки несколько раз и повторяешь его смотря на них, а потом без подглядываний. Если у тебя что-то не получилось с первого раза — снова читаем и повторяем.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
- Потом читаем второе четверостишие, повторяем и его тоже.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
- Получилось? Отлично. А теперь оба вместе. Не подглядывай.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
- Теперь так же делаем с третьим, заключительным четверостишием. Читаем, повторяем его отдельно.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
- А потом весь стих сначала.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(желательно повторять стих вслух, так у тебя больше шансов его запомнить, потому что ты не только повторяешь его, но и сам слышишь стих, когда читаешь его. Если у тебя нет возможности говорить вслух, то можешь делать это шепотом или совсем беззвучно. Главное чтобы твои губы в это время шевелились, когда читаешь. Это дополнительный стимул к запоминанию.)
Шаг 3.
Ты молодец и смог нормально повторить стих от начала и до конца? Отлично! А теперь закрепляем результат. Напиши его. Просто во так по памяти запиши его где-нибудь на листочке. Ну или на телефоне набери, или на компьютере. Где угодно, главное по памяти и вслух (или про себя) себе его продиктуй.
Вуаля.
Ты готов сдаваться родителям со стихотворением, если тебя, конечно проверяют. Главное не ленится и по несколько раз читать и повторять стихотворение. Мне еще помогает учить хождение по комнате туда-сюда. На каждый шаг произнося по слогу или слову)
А теперь бонус для ленивых как и обещала.
Честно признаться, в школе у меня был такой период, когда я совсем не хотела учить стихи и говорила родителям, что нам ничего не задавали. Все этим грешат, уверена и ты тоже так делал, ну или просто думал так сделать.
Так вот, о чем я говорю. Правда небольшое предупреждение. Это способ работает, если у вас в классе все выучили стих, если он сам по себе небольшой и если тебя спрашивают не первым. К делу:
Открываем книгу со стихом и повторяем его вместе с одноклассниками. Вот, слово в слово.
Сначала смотря в книгу, потом смотря на отличников.
И если ты не первый по списку и все до тебя выучили — то к своей очереди ты сможешь сам рассказать его.
Не на отлично, конечно. Но хотя бы не 2 и без записи в дневнике «нет домашнего задания»
p.s
А еще полезной штукой будет научиться читать верх ногами. На первой парте по-любому будет учебник, который скорее всего будет открыт на странице со стихом)
Учи стихи быстро и получай 5) Удачи на уроках.
Источник