Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна словно белою косынкой подвязалася сосна

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.
Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.
Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.
В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.
Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.
Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.
- Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
- Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÏÓØÊÈÍ
ÇÈÌÍßß ÄÎÐÎÃÀ
Ñêâîçü âîëíèñòûå òóìàíû
Ïðîáèðàåòñÿ ëóíà,
Íà ïå÷àëüíûå ïîëÿíû
Ëüåò ïå÷àëüíî ñâåò îíà.
Ïî äîðîãå çèìíåé, ñêó÷íîé
Òðîéêà áîðçàÿ áåæèò,
Êîëîêîëü÷èê îäíîçâó÷íûé
Óòîìèòåëüíî ãðåìèò.
×òî-òî ñëûøèòñÿ ðîäíîå
 äîëãèõ ïåñíÿõ ÿìùèêà:
Òî ðàçãóëüå óäàëîå,
Òî ñåðäå÷íàÿ òîñêà……
Íè îãíÿ, íè ÷åðíîé õàòû,
Ãëóøü è ñíåã…. Íà âñòðå÷ó ìíå
Òîëüêî âåðñòû ïîëîñàòû
Ïîïàäàþòñÿ îäíå…
ÂÎÒ ÑÅÂÅÐ, ÒÓ×È ÍÀÃÎÍßß (îòðûâîê èç ïîýìû «Åâãåíèé Îíåãèí»)
Âîò ñåâåð, òó÷è íàãîíÿÿ,
Äîõíóë, çàâûë è âîò ñàìà
Èäåò âîëøåáíèöà-çèìà,
Ïðèøëà, ðàññûïàëàñü; êëîêàìè
Ïîâèñëà íà ñóêàõ äóáîâ,
Ëåãëà âîëíèñòûìè êîâðàìè
Ñðåäè ïîëåé âîêðóã õîëìîâ.
Áðåãà ñ íåäâèæíîþ ðåêîþ
Ñðàâíÿëà ïóõëîé ïåëåíîþ;
Áëåñíóë ìîðîç, è ðàäû ìû
Ïðîêàçàì ìàòóøêè-çèìû.
ÑÍÅÆÎÊ
ÍÈÊÎËÀÉ ÍÅÊÐÀÑÎÂ
Ñíåæîê ïîðõàåò, êðóæèòñÿ,
Íà óëèöå áåëî.
È ïðåâðàòèëèñü ëóæèöû
 õîëîäíîå ñòåêëî.
Ãäå ëåòîì ïåëè çÿáëèêè,
Ñåãîäíÿ — ïîñìîòðè! —
Êàê ðîçîâûå ÿáëîêè,
Íà âåòêàõ ñíåãèðè.
Ñíåæîê èçðåçàí ëûæàìè,
Êàê ìåë, ñêðèïó÷ è ñóõ,
È ëîâèò êîøêà ðûæàÿ
Âåñåëûõ áåëûõ ìóõ.
ÎÏßÒÜ ÇÈÌÀ
ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÒÂÀÐÄÎÂÑÊÈÉ
Êðóæàñü ëåãêî è íåóìåëî,
Ñíåæèíêà ñåëà íà ñòåêëî.
Øåë íî÷üþ ñíåã ãóñòîé è áåëûé —
Îò ñíåãà â êîìíàòå ñâåòëî.
×óòü ïîðîøèò ïóøîê ëåòó÷èé,
È ñîëíöå çèìíåå âñòàåò.
Êàê êàæäûé äåíü, ïîëíåé è ëó÷øå,
Ïîëíåé è ëó÷øå íîâûé ãîä
ÇÈÌÍÈÅ ÊÀÐÒÈÍÊÈ
Ùåíêà ïðîãóëèâàåò òåòÿ.
Ùåíîê ðàññòàëñÿ ñ ïîâîäêîì.
È âîò íà áðåþùåì ïîëåòå
Ëåòÿò âîðîíû çà ùåíêîì.
Ñâåðêàåò ñíåã
Êàêàÿ ìàëîñòü!
Ïå÷àëü, êóäà æå òû äåâàëàñü?
ÂÅ×ÅÐ ÒÈÕÈÉ È ÌÎÐÎÇÍÛÉ
ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
Âå÷åð òèõèé è ìîðîçíûé.
Òîëüêî ñíåãà íåò è íåò.
Çà îêíîì âêëþ÷èëè çâåçäû,
 äîìå âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà òó÷à âûøëà
Äîì ïðèòèõ è çàìîë÷àë
Íî÷üþ êòî-òî åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè ñòó÷àë,
À ïîä óòðî â ñåðåáðèñòîé
Áåëîñíåæíîé òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé è ïóøèñòûé
Íà ìîåì ëåæàë îêíå.
ÏÎÐÎØÀ
ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ
Åäó. Òèõî. Ñëûøíû çâîíû.
Ïîä êîïûòîì íà ñíåãó,
Òîëüêî ñåðûå âîðîíû
Ðàñøóìåëèñü íà ëóãó.
Çàêîëäîâàí íåâèäèìêîé,
Äðåìëåò ëåñ ïîä ñêàçêó ñíà,
Ñëîâíî áåëîþ êîñûíêîé
Ïîäâÿçàëàñÿ ñîñíà.
Ïîíàãíóëàñü, êàê ñòàðóøêà,
Îïåðëàñÿ íà êëþêó,
À íàä ñàìîþ ìàêóøêîé
Äîëáèò äÿòåë íà ñóêó.
Ñêà÷åò êîíü, ïðîñòîðó ìíîãî,
Âàëèò ñíåã è ñòåëåò øàëü.
Áåñêîíå÷íàÿ äîðîãà
Óáåãàåò ëåíòîé âäàëü.
ÇÈÌÍÈÉ ÂÅ×ÅÐ
ÌÈÕÀÈË ÈÑÀÊÎÂÑÊÈÉ
Çà îêîøêîì â áåëîì ïîëå
Ñóìðàê, âåòåð, ñíåãîâåé…
Òû ñèäèøü, íàâåðíî, â øêîëå,
 ñâåòëîé êîìíàòêå ñâîåé.
Çèìíèé âå÷åð êîðîòàÿ,
Íàêëîíèëàñü íàä ñòîëîì:
Òî ëè ïèøåøü, òî ëü ÷èòàåøü,
Òî ëè äóìàåøü î ÷åì.
Êîí÷åí äåíü è â êëàññàõ ïóñòî,
 ñòàðîì äîìå òèøèíà,
È òåáå íåìíîæêî ãðóñòíî,
×òî ñåãîäíÿ òû îäíà.
Èç-çà âåòðà, èç-çà âüþãè
Îïóñòåëè âñå ïóòè,
Íå ïðèäóò ê òåáå ïîäðóãè
Âìåñòå âå÷åð ïðîâåñòè.
Çàìåëà ìåòåëü äîðîæêè,
Ïðîáèðàòüñÿ íåëåãêî.
Íî îãîíü â òâîåì îêîøêå
Âèäåí î÷åíü äàëåêî.
ÄÅÊÀÁÐÜÑÊÎÅ ÓÒÐÎ
Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ
Íà íåáå ìåñÿö — è íî÷íàÿ
Åøå íå òðîíóëàñÿ òåíü,
Öàðèò ñåáå, íå ñîçíàâàÿ,
×òî âîò óæ âñòðåïåíóëñÿ äåíü,-
×òî õîòü ëåíèâî è íåñìåëî
Ëó÷ âîçíèêàåò çà ëó÷îì,
À íåáî òàê åùå âñåöåëî
Íî÷íûì ñèÿåò òîðæåñòâîì.
Íî íå ïðîéäåò äâóõ-òðåõ ìãíîâåíèé,
Íî÷ü èñïàðèòñÿ íàä çåìëåé,
È â ïîëíîì áëåñêå ïðîÿâëåíèé
Âäðóã íàñ îõâàòèò ìèð äíåâíîé…
×ÓÄÍÀß ÊÀÐÒÈÍÀ
ÀÔÀÍÀÑÈÉ ÔÅÒ
×óäíàÿ êàðòèíà,
Êàê òû ìíå ðîäíà:
Áåëàÿ ðàâíèíà,
Ïîëíàÿ ëóíà,
Ñâåò íåáåñ âûñîêèõ,
È áëåñòÿùèé ñíåã,
È ñàíåé äàëåêèõ
Îäèíîêèé áåã.
ÁÅШÇÀ
ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ
Áåëàÿ áåðåçà
Ïîä ìîèì îêíîì
Ïðèíàêðûëàñü ñíåãîì,
Òî÷íî ñåðåáðîì.
Íà ïóøèñòûõ âåòêàõ
Ñíåæíîþ êàéìîé
Ðàñïóñòèëèñü êèñòè
Áåëîé áàõðîìîé.
È ñòîèò áåðåçà
 ñîííîé òèøèíå,
È ãîðÿò ñíåæèíêè
 çîëîòîì îãíå.
À çàðÿ, ëåíèâî
Îáõîäÿ êðóãîì,
Îáñûïàåò âåòêè
Íîâûì ñåðåáðîì.
×ÀÐÎÄÅÉÊÎÞ ÇÈÌÎÞ
Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ
×àðîäåéêîþ Çèìîþ
Îêîëäîâàí, ëåñ ñòîèò,
È ïîä ñíåæíîé áàõðîìîþ,
Íåïîäâèæíîþ, íåìîþ,
×óäíîé æèçíüþ îí áëåñòèò.
È ñòîèò îí, îêîëäîâàí,
Íå ìåðòâåö è íå æèâîé —
Ñíîì âîëøåáíûì î÷àðîâàí,
Âåñü îïóòàí, âåñü îêîâàí
˸ãêîé öåïüþ ïóõîâîé…
Ñîëíöå çèìíåå ëè ìå÷åò
Íà íåãî ñâîé ëó÷ êîñîé —
 í¸ì íè÷òî íå çàòðåïåùåò,
Îí âåñü âñïûõíåò è çàáëåùåò
Îñëåïèòåëüíîé êðàñîé.
«ÇÈÌÀ. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà…»
ÍÈÊÎËÀÉ ÇÀÁÎËÎÖÊÈÉ
Çèìà. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà.
Äåðåâüåâ ãðîìêèé òðåñê çâó÷èò, êàê êàíîíàäà.
Ãëóáîêèé ìðàê íî÷åé âûâîäèò òåðåìà
Ñâåðêàþùèõ ñíåãîâ íàä âûñòóïàìè ñàäà.
 îäåæäå êðèñòàëëè÷åñêîé ñâîåé
Ñòîÿò äåðåâüÿ.
Ò¸ìíûå âîðîíû,
Ñøèáàÿ ñíåã ñ îïóùåííûõ âåòâåé,
Øàðàõàþòñÿ, íåìîùíû è ñîííû.
 îòòåíêàõ ãðèôåëÿ êëóáèòñÿ âîðîõ òó÷,
È çâ¸çäû, ïðîáèâàÿñü ïîñðåäèíå,
Ñâîé ñèíåâàòûé äâèæóùèéñÿ ëó÷
Åäâà âëà÷àò ïî ëåäÿíîé ïóñòûíå.
Íî ëèøü çàðÿ ïðîðåæåò íåáîñêëîí
È âñòàíåò ñîëíöå, êàê, ïîäîáíî ÷óäó,
Ñâåò òûñÿ÷è îãíåé âîçíèêíåò îòîâñþäó,
×àñòèöàìè ñíåãîâ â ïðîñòðàíñòâî îòðàæ¸í.
È äåâñòâåííûé ïîæàð ÿíâàðñêîãî îãíÿ
Âäðóã óïàä¸ò íà øêîëüíûé ïàëèñàäíèê,
È õîðû ïåòóõîâ ñâåäóò ñ óìà êóðÿòíèê,
È çèìíèé äåíü âñïëûâ¸ò, ëèêóÿ è çâåíÿ.
 òàêîå óòðî ðóññêèé ÷åëîâåê,
Êàêîå á ñ íèì íè ïðèêëþ÷èëîñü ãîðå,
Íå ìîæåò òîñêîâàòü.
Êîãäà íà êîñîãîðå
Âäðóã çàñêðèïåë ïîä âàëåíêàìè ñíåã
È áîëüøåãëàçûõ ðîçîâûõ äåòåé
Îïÿòü ìåëüêíóëè ðàäîñòíûå ëèöà…
ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ
ÂËÀÄÈÌÈÐ ËÓÃÎÂÑÊÎÉ
Âîò è âûïàë ïåðâûé ñíåã,
ïåðâûé ñíåã,
Îí ïîêðûë äîëèíû ðåê
ïåðâûé ñíåã.
À ðåêà òå÷¸ò ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Âñÿ ëþáîâü ìîÿ ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Ëüäîì ïîêðîåòñÿ îíà,
ïåðâûé ñíåã,
Íî íà ñâåòå åñòü âåñíà,
ïåðâûé ñíåã!
ß ïðèâåòñòâóþ òåáÿ,
ïåðâûé ñíåã,
Íå æàëåÿ, íå ñêîðáÿ,
ïåðâûé ñíåã.
Õîòü íåâåñåëî èäòè,
ïåðâûé ñíåã,
Íà ñåäîì òâî¸ì ïóòè,
ïåðâûé ñíåã.
ÙÅÍÎÊ È ÑÍÅÃ
ËÅÎÍÈÄ ÄÜßÊÎÍÎÂ
Íà ïåðâûé ñíåã âçãëÿíóë ùåíîê
È íè÷åãî ïîíÿòü íå ìîã.
Îòêóäà ñòîëüêî áåëûõ ìóõ
Íàáèëîñü ê íàì íà äâîð?
À ìîæåò ýòî ïòè÷èé ïóõ
Ëåòèò ÷åðåç çàáîð?..
Îí ïàñòü ðàñêðûë è ñíåãó õâàòü
È ñòàë çàäóì÷èâî æåâàòü.
Æóåò, æóåò, íî âîò áåäà!
Íà ÿçûêå îäíà âîäà.
Ñîâñåì ñêîíôóçèëñÿ ùåíîê
È â êîíóðó îáðàòíî ëåã.
Îí áûë íå ãëóï, à ïðîñòî ìàë
È ñíåã âïåðâûå óâèäàë
ÏÎÄ ÓÒÐÎ
ÂËÀÄÈÌÈÐ ÎÐËÎÂ
Âå÷åð òèõèé
È ìîðîçíûé,
Òîëüêî ñíåãà
Íåò è íåò.
Çà îêíîì
Âêëþ÷èëè çâ¸çäû,
 äîìå
Âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà
Òó÷à âûøëà.
Äîì ïðèòèõ
È çàìîë÷àë.
Íî÷üþ êòî-òî
Åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè
Ñòó÷àë.
À ïîä óòðî
 ñåðåáðèñòîé,
 áåëîñíåæíîé
Òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé
È ïóøèñòûé
Íà ìî¸ì ëåæàë
Îêíå.
***
ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ
Íèêîëàé Ðóáöîâ
Àõ, êòî íå ëþáèò ïåðâûé ñíåã
 çàì¸ðçøèõ ðóñëàõ òèõèõ ðåê,
 ïîëÿõ, â ñåëåíüÿõ è â áîðó,
Ñëåãêà ãóäÿùåì íà âåòðó!
 äåðåâíå ïðàçäíóþò äîæèíêè,
È íà ãàðìîíü ëåòÿò ñíåæèíêè.
È âåñü â ñâåòÿùåìñÿ ñíåãó,
Ëîñü çàìèðàåò íà áåãó
Íà îòäàëåííîì áåðåãó.
***
ÂÑÞÄÓ ÑÍÅÃ
À. Áðîäñêèé
Âñþäó ñíåã, â ñíåãó äîìà —
Ïðèâåçëà åãî çèìà.
Ê íàì ñïåøèëà ïîñêîðåé,
Ïðèâåçëà íàì ñíåãèðåé.
Îò çàðè è äî çàðè
Ñëàâÿò çèìó ñíåãèðè.
Äåä Ìîðîç, êàê ìàëåíüêèé,
Ïëÿøåò ó çàâàëèíêè.
À ÿ òîæå ìîãó
Òàê ïëÿñàòü íà ñíåãó.
Источник
Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.
Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.
В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.
Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.
Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…
,,,,
Стихотворение С. Есенина «Пороша» .
Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией) .
Ход урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша» . Ребята, вы понимаете слово «пороша» ? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега) .
Пороша — снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.
Первичный синтез
Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть) .
Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем) .
Анализ
Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует) .
Найдите в тексте сказочные образы.
Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро) .
Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон) .
Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н] , [м] , [з] , [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором) .
Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись) .
Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.
Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне — она подвязалась белой косынкой и похожа на человека) .
Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .
Источник
* * *
Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
1912
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
<<1913>>
* * *
На небесном синем блюде
Желтых туч медовый дым.
Грезит ночь. Уснули люди,
Только я тоской томим.
Облаками перекрещен,
Сладкий дым вдыхает бор.
За кольцо небесных трещин
Тянет пальцы косогор.
На болоте крячет цапля;
Четко хлюпает вода,
И из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда.
Я хотел бы в мутном дыме
Той звезды поджечь леса
И погинуть вместе с ними,
Как зарница в небеса.
1913 или 1914
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
<<1914>>
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
<<1914>>
* * *
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
На березке пообъедена кора —
Выживают мыши девушку с двора.
Бьются кони, грозно машут головой, —
Ой, не любит черны косы домовой.
Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.
1914
В хате
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
1914
* * *
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, всю приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914
Источник
Образовательные задачи:
- учить детей составлять рассказ- описание по
картине - использовать для описания зимы образные слова и
выражения - упражнять в подборе синонимов
- прививать любовь к звучащему поэтическому
слову - упражнять в чтении слогов
Материалы и оборудование:
- иллюстрация картины К. Юона “Зимнее солнце”
- кубики Зайцева
- складовые картинки Зайцева “Что вокруг меня
растет”
Ход занятия
Вводная часть.
Рассматривание картины К. Юона “Зимнее
солнце”.
Вам нравится эта картина? Она называется
“Зимнее солнце”.
— Какое у вас создается настроение, когда вы
смотрите на этот великолепный пейзаж?
— Как вы думаете, картина яркая, светлая или
темная, мрачная?
— Она просто залита солнечным светом. Скажите,
пожалуйста, солнце какое?
(Дети отвечают, потом загибают пальчики на
ладошке и все вместе повторяют, солнце какое?
Яркое, ослепительное, золотое, удивительное,
зимнее)
— Кто-нибудь из вас бывал в таком лесу?
Расскажите.
— Давайте внимательно посмотрим, снег какой?
Только, пожалуйста, не называйте слово “белый”.
(Дети отвечают.) Солнышко необыкновенно
преобразило снег: он и розовый, и золотой, и синий.
(Дети снова загибают пальчики на ладошке и
повторяют, какой снег.)
— Картина очень красивая, она радует на глаз, и,
правда, хочется побывать в таком лесу.
Физкультминутка.
Основная часть.
Педагог читает отрывок стихотворения
С.Есенина.
Заколдован невидимкой,,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
— Очень красивые стихи, правда? Они звучат, как
сказка. Давйте мы с вами превратимся в
волшебников на некоторое время, возьмем в руки
карандаши, которые лежат у вас на столе. Это и не
карандаши вовсе, а волшебные палочки, взмахнём
ими, и лес сразу преобразится.
— Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
— Скажите, пожалуйста, кто такой невидимка?
— Лес зимой дремлет, что это значит?
— Лес сладко засыпает, слушая сказку. А кому из
вас мама перед сном рассказывает сказку или поёт
колыбельную?
(Дети показывают, как лес спит.)
— Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
— Что такое косынка? Почему сосна подвязалася
белой косынкой?
Давайте покажем, как можно подвязать косынку.)
— А почему бедная сосна понагнулась, как
старушка? И нам её жалко.
— Что значит, оперлася на клюку?
— Поднимем ручки вверх, и представим, что на
самой макушке дятел. Кто из вас видел дятла?
(Дети вместе с педагогом еще раз рассказывают
стихи, используя жесты. Стихи звучат, как сказка,
это главное, и своё восхищение нужно передать
детям. Это не правило по русскому языку.)
Заключительная часть.
Игра с кубиками Н. Зайцева “Классификация-1”.
(Дети приносят “склады” с буквами “а” и “я”.)
Чтение “ складовых” картинок на тему “Что
вокруг меня растёт. Деревья.”
Источник