Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула сосна шишкою лису
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Типы Совпадение | Омоформы | Омофоны | Омографы | ||
Омонимичные | Неомонимичные | Омонимичные | Неомонимичные | ||
в написании | + | + | – | – | + |
в звучании | + | + | + | + | – |
в частеречной принадлежности | + | – | + | – | + |
Примеры: | летать – лечу, лечить – лечу | печь – (сущ.) печь (глагол) | грусть – груздь | старожил – сторожил | ýточка – утóчка |
Образец установления типа омонимии
В этих строчках вывод простой:
Рабочий, уничтожь и гульбу и простой!
В. Маяковский
Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала …
Я. Козловский
Простой (имя прилагательное) – простой (имя существительное): совпадают в написании и звучании, принадлежат к разным частям речи. Вывод: это неомонимичные омоформы.
Станицы (то же, что стая) – станицы (большое селение в казачьих районах): совпадают в написании, звучании, принадлежат к одной части речи, имеют одинаковые грамматические формы. Вывод: это полные лексические омонимы. В Словаре омонимов О.С. Ахмановой они рассматриваются как омонимы, возникшие в результате незавершившегося распада полисемии.
Опала (имя существительное) – опала (форма прошедшего времени глагола – «опасть»): совпадают в написании, звучании, принадлежат к разным частям речи. Вывод: это неомонимичные омоформы.
Задание 2. Подберите к указанным ниже словам омонимы и определите тип омонимии (лексическая, графическая, грамматическая).
Походить, сечь, тьма, живой, избегáться, зáворот, убить, тут, предание, застукать, всыпать, актив, лицо, поносить, ужинáть, масса, загонять, намочить, острить, безвыходно, курсы, лавка, распахивать, узел, бакáн, древние, утóпать, печать, истопить, высадить, башмак, график, железистый, забаловáть, гавáнский, жировать, благо, молочница, скат, утóчка, запаснóй, вóльно, слоник, точка, гранат, горн, тромб, флюс, штат, чуднó. бунт, верхи, дача, империал, икáть, мат, дотушить, шайка, эмиссия, золотой, японка, щур, плита, тур, спеть, былина, ветреница, гражданка, охотник, экипаж, банкет, винт, заготовка, мостик, тикáть, апорт, байка, забор, лихой, рóды, следствие, стопка, убыть, фокус, ветрено, бур, грести, лаз, мех, уписать, халатный, цвет, черви, цыганочка, квартирные, чары, двор, директриса, отбиться, редко, городок, досадить, наказать, посол, каждый, плестись, строчка, уж, фракция, новенький, тухнуть, заказать, амуры, пломбир, чекан, искупаться, глохнуть, финка, казачок, глухой, кабардинка, ливер, перекаты, ссылаться, накладная.
Задание 3.Прочитайте предложения и найдите в них омонимы иомоформы.
1. Снег сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей». 2. Рыбачьей удалью блесну и в речке возле леса поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса! 3. Эй, скворец, начинается сев, даром клюв о сучок ты не три. Время завтракать. На поле сев, слопай гусениц дюжины три! 4. Справа лес всё чаще, конь несётся рысью, услыхав, что в чаще ветер фыркнул рысью. 5. Воспоминанье берегу о том, как я на берегу влез однажды на подводу и с неё нырнул под воду (Я. Козловский).
Задание 4.Перепишите, подчеркните одной чертой слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному (омографы), двумя чертами – слова и сочетания слов, одинаково звучащие (омофоны).
1. Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, нос терпеливо мыла, – зависело б от мыла, веснушки я б отмыла. 2. На двери замка нет замка. Живёт щегол здесь – первый щёголь, и утром белка из белка ему сбивает гоголь-моголь. 3. Заревел медведь со сна, и в густом лесу, вздрогнув, стукнула сосна шишкою лису. 4. Сосёт Алёнушка ирис, а вышивает ирис. 5. Нет хуже удела, чем быть не у дела. 6. Косит косец, а зайчишка косит, трусит трусишка, а ослик трусит. 7. Кто не сводит с книг очей, тот зовётся книгочей. 8. Солнце ещё облаков не задело, трава на лугу ещё росы пила, а плотник проснулся и взялся за дело. Слышится, как зазвенела пила. 9. Хороша у Алёны коса, и трава на лугу ей по косу. Скоро лугом пройдётся коса: приближается время к покосу. 10. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель! Я слышу звон апрельских капель, поёт весенняя капель. 11. Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку, вдруг на Мишку – вот напасть, – осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, жалили куда попало, – им за это и попало (Я. Козловский).
Задание 5. Из Словаря омонимов О.С. Ахмановой (вначале внимательно прочитайте, как пользоваться словарём) выпишите лексические омонимы, возникшие благодаря распаду полисемии, совпадению в звучании русского и иноязычного слов, а также омонимы, возникшие благодаря омонимии основ и аффиксов.
Задание 6. Определите лексическое значение слов, ограничивая слова-омонимы от многозначного слова. Составьте предложения с каждым словом, учитывая его различные значения.
Бригадир, гвардия, гласный, жать, мех, косяк, круг, спор, увязать, след, утка, ханжа, цвет, чело.
Задание 7.Упражнения для выполнения на практическом занятии. Лабораторная работа №7 (варианты №№1, 2, 3, 4) в пособии: Современный русский язык. Лабораторные работы. Под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1982. – С. 18-19.
План практического занятия №4 по курсу «Лексикология».
Тема. Синонимы.
Время – 4 часа.
Вопросы:
1. Понятие о синонимии и синонимах.
2. Типы синонимов:
а) по степени синонимичности (абсолютные и относительные);
б) по характеру выполняемых функций (семантические, стилистические, семантико-стилистические);
в) по структуре (разнокоренные и однокоренные).
3. Различия между синонимами по степени современности слов, сфере употребления, сочетаемости с другими словами.
4 Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда.
5. Пути возникновения общеязыковых синонимов.
6. Контекстуальные синонимы.
7. Словари синонимов.
Задание 1. Внимательно изучите приведённый ниже материал.
Синонимы
Синонимия (в переводе с греческого – одноименность) заключается в полном или частичном совпадении в значении языковых единиц. Синонимия присуща лексической, фразеологической, словообразовательной, грамматической и другим уровням языка.
Таблица 3
Цель урока:
- развивать умение различать и писать приставки и предлоги;
- правильно употреблять их в речи и писать;
- развивать орфографическую зоркость, мышление;
- обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
- воспитание интереса к предмету русского языка.
Оборудование: Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
Начинается урок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели, ноги вместе.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать.
И учиться лучше всех.
(Слайд 2)
2. Разминка. Кто быстрее ответит?
- Бывает устная, бывает письменная.
- Из чего состоит наша речь?
- Из каких небольших частей состоит предложение?
- Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
- Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
- Как называется общая часть всех родственных слов?
- Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в
предложении? - Как называется часть слова, которая стоит между корнем и окончанием?
- Что обозначает имя существительное?
- Какая часть речи обозначает действие предмета?
- Что обозначает прилагательное?
- Как называются главные члены предложения?
- Какие еще бывают члены предложения?
- Чем заменяется парный звонкий согласный на конце слова при произношении?
- Как проверяется безударная гласная в корне?
3. Словарно-орфографическая работа.
(Слайд 3)
- (под)резать (под)корень
- (с)пускался (с)горы
- (в)плести (в)косу
- (до)ехал (до)рощи
- (за)шел (за)деревню
- (по)ехал (по)тропе
- (от)толкнул (от)берега
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно
разделить находящиеся в них слова?
- Можно разделить на слова из словаря и не из него.
- На глаголы и существительные.
- На слова с приставками и слова с предлогами
.
– Что же у нас получилось: одни и те же сочетания букв могут быть как
приставками, так и предлогами. (Слайд 4 и 5)
Беседа по вопросам:
– Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите
слова с приставками.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не
разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать
однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: подрезать-резать,
вплести – плести, зашел – шел и так далее.)
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(под корень, с горы, до рощи, в гору и .д.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое
служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами
пишется раздельно.)
– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо
между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
Подрезать под большой корень, спускался с большой горы и т. д.
Вывод. (Слайд 6)
4. Обобщение и закрепление материала.
а) Сам. работа. (Слайд 7)
Выдели приставку, если она есть.
- Собрать, сосна, сонный, сосулька, сошел, содрогнулся.
- Поездка, поплелся, полено, полоса, подоконник, поленился, полено.
- Нарыть, настенный, наряд, надежда, набег. Проверка. (Слайд 8)
– Что мы должны помнить, когда определяем приставку?
Вывод: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
Между приставкой и корнем – нельзя.
б) Конкурс “Не ошибись!” (Слайд 9)
(В) тополиную метель
(По) терял дорогу шмель.
(Про) мелькнул (над) огородом,
(В) дом (на) кухню (за) летел
И (над) синей чашкой (с) медом
По- хозяйски (за) гудел.
Проверка. (Слайд 10)
в) Устно. (Слайд 11) Игра. “Найди пару!”
(с)мел (на)шли (по)гулял (в)ходить (под)прыгнул (по)ехали | ((по)парку (с) крыльца ((под)потолок (в)класс (по)дороге (на)поляне |
5. Физкультминутка.
С ПРИ – приставкою присесть,
С ПО – приставкою подняться
С ПОД – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО – приставкой посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО – зарядку повторять.
С ЗА – зарядку завершать
6. Устно.
Заревел медведь со сна
И в густом лесу,
Вздрогнув, стукнула сосна
Шишкою лису.
– Есть одинаково звучащие слова? Объясните их значение и правописание.
Проверка. (Слайд 12)
7. Загадка.
Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех
предлогов. (Слайд 13)
8. Работа в парах. (Слайд 14)
а) Исправь ошибки:
- Жила ф саду пивунья. Она была жолтенькая, на галофке хохолок.
- Славный был унее голосок. Приятно было ее слушат. Но скоро певунья
зазналась и по теряла голос. Теперь никто не обращал на нее внимания.
Сколько ошибок?
б). Составь пословицу. (Слайд 16)
Меньше говори, Доброе слово человеку, Слово не воробей, Сначало подумай – | что дождь в засуху вылетит не поймаешь потом говори больше дела твори |
9. Игра “Я волшебник”.
а) “Приставки” – превратить слова с предлогами в слова с приставками.
- Календарь на стене, повязка на рукаве, переход под землей,
- камни под водой, час перед рассветом, участок при школе, укол под кожу
(Слайд 17)
б) “Предлоги” – наоборот.
Настольная книга, бесконечный разговор, поднебесная даль, межпланетный
спутник, придорожное кафе, безошибочная работа, доврачебный осмотр.
(Слайд 18)
9. Рефлексия.
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя.
Слайд 19, 20.
Влез однажды на подводу
И с неё нырнул под воду.
8. Хитрые вопросы
а) Как большой дом превратить в маленький?
б) Как из маленького хвостика сделать большой?
в) Можно ли превратить рыбу в человека?
9. Четвёртое — лишнее.
а) Нож, ножка, ножовка, ножницы.
б) Носить, носовой, носик, нос.
в) Победить, бедняк, бедный, беда.
10. Шарада.
Мой корень в ПРОСЬБЕ заключён
(в ней он озвучен и смягчён)
Приставка – в ВОПЛОЩЕНЬЕ где-то,
На целое – все ждут ответа.
Олимпиада по русскому языку №9
3 класс (1-4)
1. Исправь текст:
«Пасадил дет ребку. Выросла ребка бальшая-пребальшая. Стал дет ребку изземли тащить».
2. Кого хочешь выбирай:
а)Тюлень | 1) Северный олень. 2) Морское животное с лапами-ластами. |
б) Удав | 1) Ядовитая змея. 2) Огромная змея. |
в) Финик | 1) Одеколон для мужчин. 2) Фрукт, который растёт на пальме. |
г) Яхта | 1) Место, где добывают уголь. 2) Спортивная лодка с парусом. |
д) Маршрут | 1) Человек с парашютом. 2) Путь, по которому идут. |
е) Макулатура | 1) Старая бумага, из которой делают новую. 2) Приключенческая книга. |
3. Распредели слова на три группы:
Лесник, трубка, честный, грибник, звёздный, солнце, сказка, лиса, река.
4. Восстанови пословицу:
Слова для справок | |
В гостях хорошо … Дарёному коню … Век живи … Поспешишь … Лучше поздно … | чем никогда людей насмешишь в зубы не смотрят а дома лучше век учись |
5. Найди в каждой строчке лишнее слово:
а) работа, ребята, ракета, робкий
б) мы, вы, лыжи, они
в) тополь, дождь, дверь, олень
г) сердитый, мрачный, суровый, весёлый
д) бежать, прыгать, летать, быстро
6. Соедини похожие по смыслу выражения:
Слова для справок | |
а) В двух шагах б) Кот наплакал в) Ни свет, ни заря г) Водить за нос д) С глазу на глаз | Чуть свет Обвести вокруг пальца Рукой подать Капля в море Один на один |
7. Выбери слова, которые соответствуют схеме. Цифры обозначают количество букв.
Крылышко, переход, подснежник, книжка, поделки, подушка, записка.
а)
б)
в)
г)
д)
е)
8. Распредели данные слова на три группы:
Леса, сорока, голова, берёза, сказка, лиса, лодка, загадка, календарь.
9. Поменяй местами буквы в словах так, чтобы получились названия животных:
Лапорде, гитр, еарзб, ольс, нлос
10. Вспомни и напиши названия птиц с двумя О:
11. Выбери правильный ответ:
а) картофель
1) варёный
2) варёная
б) шампунь
1) детский
2) детская
в) повидло
1) вкусная
2) вкусное
г) шоссе
1) новое
2) новая
Ответы к олимпиаде по русскому языку №1
3 класс (1-4)
1. Ноль, ель, пол, куль, кот, ложь, ешь, толь.
2. Дал и даль [ л ], [ л’ ]
Лук и люк [ л ], [ л’ ]
Флаги и фляги [ л ], [ л’ ]
3. 5 звуков
13 букв
4. 1) ПИ – РОГ
2) МИ – НА
5. 1) Колос, голос, волос.
2) Чайка, лайка, майка, зайка, гайка.
6. 1) Карп – парк
2) Кит — тик
3) Вена — Нева
4) Насос — сосна
7. Теперь, перья, я, под, подними, поднимите, то, же, тоже, Мите, ним, дни, одни.
8. Библиотéка, алфавúт, докумéнт, столяр, зáсуха, киломéтр, квартáл, щавéль, кóмпас, добыча.
9. Теперь, семя, пять, мяч.
10. Громкий – сильный
11. в)
Ответы к олимпиаде по русскому языку №2
3 класс (1-4)
1. 1) развязка, приморский, позвонила и т. д.
2) зернышко, медовый, лесника, росла и т. д.
2. Суффикс, союз, запятая.
3. [т о т], [ш а л а ш]
4. МЕЛ – МЕЛЬ
УГОЛ – УГОЛЬ
ШЕСТ – ШЕСТЬ
5. КОСТЬ – ГОСТЬ. [ к ], [ г ]
6. Родственные слова:
Лес, лесник, лесок, перелесок, лесной, лесистый, лесничий.
Формы слова:
Лес — лес а
Лесник, лесник ом, лесник и
7. Корень земл.
8. Совет.
9. Звуков [ а ] – 12
10. Вера, Вова.
Ответы к олимпиаде по русскому языку №3
3 класс (1-4)
1. старик
старушка
старинный
2. День, лень – односложные
Споём, самолёт, Алёна – ё всегда ударный
3. [ о ] – 6
[ й ] – 5
4. Зависит от ударения.
Сто сорóк и сто сорóк будет двести сорóк. (правильно)
140 + 140 = 240 (неправильно)
5. 1) ель – йотированный е
лист – 4 звука
лист – гласный и
2) зверь – 4 звука
лес – на конце твердый согласный
зверь – 5 букв
(Возможны варианты)
6. Молодежь
Столовая
Якорь
7. Роза – роса
Колос – голос
8. Звонких согласных звуков – 12.
9. Кошка
10. Заревел медведь со сна
И в густом лесу,
Вздрогнув, стукнула сосна
Шишкою в лесу.
11. Причастие.
Ответы к олимпиаде по русскому языку №4
3 класс (1-4)
1. [ а ] – 11.
2. Снежные, снегири, снеговикам, заснеженный, снежки, снег, снегурки.
Снежн ые – в снежн ом (форма слова)
3. Водоворот, наводнение, водичка, водоросли, водомерка, водяной, подводный, водопровод, подводник, водолаз.
4. 2)
5. а) рояль – м. р.
б) грязь – ж. р.
в) вещь – ж. р.
г) зверь – м. р.
д) тюлень – м. р.
6. Пять апельсинов
шесть помидоров
семь мандаринов
восемь гранат
девять дынь
десять кабачков
7. Ножниц
времени
водорослей
8. Шпион, дуэт, пианино, зоопарк, аист
9. Два – дева.
10. 1) Столовая
2) Столяр
3) Сестра
4) Сосна
5) Сова
6) Стена
7) Стекло
8) Свинья
9) Снежинка
Ответы к олимпиаде по русскому языку №5
3 класс (1-4)
1. Яйцом
Жеребёнком
Жёлудем
Учеником
Икрой (икринкой)
Водой
Мальчиком
2. Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
3. Век, знак.
4. Крот, лампу, тройку, козёл, шишки, речка.
5. «Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире».
6. Ракета
Пара
Лось
Арфа
Игра
7. Вена, мастер
8. ОСЕНЬ
СНЕГ
СЕНО
9. Лётчик, тракторист, машинист, маляр, столяр, монтёр, шахтёр, кузнец,
молодец!
10. Ягода, лейка, красивая, платье
11. Поезд
Ответы к олимпиаде по русскому языку №6
3 класс (1-4)
3. а) Оценка
б) Расписание
в) Завязка
4. а) Заготовка
б) Покраска
в) Зоренька
г) Рассада
д) Заморозки
е) Подход
5. Посидел – поседел
Слизал – слезал
Свила – свела
Полоскать – поласкать
Заколю – закалю
Примерять – примирять
Мечи – мячи.
7. Говорите своей маме почаще: «Я тебя люблю».
8. Нужно поместить букву «Р».
ШПИЦ – ШП ИЦ
БОЕЦ – Б О ЕЦ
ЧЕТА – Ч Е ТА
9. а) Арбуз
б) Кофе
в) Лимон
10. КАБА Н АВЕ С АМОСВА Л ИМО Н АДЕЖДА.
11. Сýдно
Ответы к олимпиаде по русскому языку №7
3 класс (1-4)
1. В доме бомба.
2. а) Шакал
б) норка
в) рысь
3. а) река
б) астра
в) сера
4. В реке рыба, на бугре мычит корова, в конуре собака лает, на заборе поёт синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова.
5. а) ноги
б) пищи
в) месяце
г) ледяной
д) военным
6. Надежда
Наташа
Наум
7. а) Кот в сапогах.
б) Ток бьёт.
в) Кот и мышка.
г) Коля сломал лыжи.
д) Кабан – лесной зверь.
8. а) страх
б) алмаз
в) астра
г) трава
д) атака
9. Соня, забияка, растяпа, сластёна, зазнайка.
10 а) пахарь
б) столетие
в) диван
Ответы к олимпиаде по русскому языку №8
3 класс (1-4)
1. Юра, друзьям, яблоками.
2. Народ, лёд, вод, снег, лёд, брег.
3. 2 буквы, 4 звука.
4. Любопытный слонёнок спросил, что есть крокодил за обедом. Крокодил схватил слонёнка за нос.
5. а) журчащая речка
б) мычащая корова
в) торчащая ветка
6. С кресла шарф
Стащил щенок…
Поволок
За уголок…
Потрепал
Со всех сторон…
И помчался
На балкон.
7. Глагол, имя существительное
8. а) Добавить суффикс ИК (домик)
б) Отнять суффикс ИК (хвост)
в) Можно добавить суффикс АК (рыбак)
9. а) ножка
б) носить
в) победить
10. Вопрос.
Ответы к олимпиаде по русскому языку №9
3 класс (1-4)
1. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить.
2. а) №1
б) №2
в) №2
г) №2
д) №2
е) №1
3. I. Лесник, река, лиса (безударные гласные)
II. Трубка, грибник, сказка (парные согласные)
III. Звёздный, солнце, честный (непроизносимые согласные)
4. В гостях хорошо, а дома лучше.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Век живи, век учись.
Поспешишь – людей насмешишь.
Лучше поздно, чем никогда.
5. а) робкий – прилагательное, остальные – существительные
б) лыжи – существительное, остальные – местоимения.
в) дверь – существительное ж. р.
г) весёлый – остальные синонимы
д) быстро – наречие, остальные глаголы
6. а) рукой подать
б) капля в море
в) чуть свет
г) обвести вокруг пальца
д) один на один
7. а) переход
б) записк а, поделк и
в) книжк а
г) подснежник
д) крылышк о
е) подушк а
8. I. Леса, голова, лиса (безударные гласные)
II. Сорока, берёза, календарь (словарные слова)
III. Сказка, лодка, загадка (парные согласные)
9. Леопард, тигр, зебра, лось, слон.
10. Ворона, сорока, воробей, соловей, поползень.
11. а) 1
б) 1
в) 2
г) 1
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |