Здесь несчастье лживый сон счастье пробужденье смысл
Тема судьбы и
рока в произведениях В. А. Жуковского
Василий Андреевич Жуковский
является одним из первых русских романтиков. Его по праву считают отцом
русского романтизма. Белинский писал о нем: «Истинная заслуга Жуковского
состоит в том, что он ввел в русскую поэзию романтизм».
На тематику его произведений
во многом повлияло его собственное мироощущение, положение в обществе.
Так как он был незаконнорожденным сыном помещика Бунина, он чувствовал
свою ущербность и выражал свои переживания в произведениях. Таким образом,
часть его произведений приобрела биографический характер.
Основными мотивами его творчества
являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание. Патриотическая тема,
тема поэта и поэзии также были ведущими.
Жуковский ввел в русскую литературу
такие жанры, как элегия, баллада, лирический отрывок (фрагмент), романс,
песня.
Одним из первых произведений
Жуковского был свободный перевод элегии английского поэта-сентименталиста
Т. Грея «Сельское кладбище» (1802 г.). Эта элегия отличается
единством настроения и сосредоточенностью на душевных переживаниях, связанных
с картинами природы и раздумьями, через которые раскрывается не условный
образ, а индивидуальный характер автора. Элегия начинается с описания
вечера — спокойного, безмятежного состояния природы:
В туманном сумраке окрестность
исчезает…
Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;
Лишь изредка, жужжа, вечерний жук
мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.
Затем изображается картина
скромного сельского кладбища, на котором поэт предается меланхолическим
размышлениям, взирая на могилы поселян, с которыми он сравнивает пышную
жизнь богатых вельмож, презирающих бедных и украшающих могилы богатыми
памятниками, отражающими их суетное тщеславие. Смерть поэт рассматривает
как неизбежный финал жизни любого человека:
На всех ярится смерть
— царя, любимца
славы,
Всех ищет грозная… и некогда найдет;
Всемощныя судьбы незыблемы уставы:
И путь величия ко гробу нас ведет!
Лирический герой предается
размышлениям о влиянии социальной принадлежности на его судьбу:
Но просвещенья храм, воздвигнутый
веками,
Угрюмою судьбой для них был затворен,
Их рок обременил убожества цепями.
Их гений строгою нуждою умерщвлён.
Особое сочувствие автора вызывает
могила рано умершего юноши.
Настроению соответствует мелодичный
строй речи элегии. Жуковский часто использует повторы («Повсюду
тишина; повсюду мертвый сон…»), анафору, то есть единогласие,
присущее почти всем произведениям Жуковского. Возрастающая экспрессивная
выразительность, эмоциональная окраска смыслового значения слов придают
произведению особую красоту.
Новые стороны поэтического
дарования Жуковского раскрылись в элегии «Вечер», написанной
в 1806 году. В этой элегии отражается душа с ее малейшими оттенками и
переживаниями. Вечер — наиболее подходящее время для созерцания природы.
Жуковскому удается передать движение в природе, тончайшие оттенки природных
красок. Поэт прибегает к олицетворению, метафорам, эпитетам, которые усиливают
впечатление от картины вечера. Жуковского по праву считают создателем
лирического пейзажа в русской литературе.
На фоне природы лирический
герой предается воспоминаниям об ушедших друзьях, любви и постепенно приходит
к вопросу о своем собственном назначении в жизни, о своей судьбе, о судьбе
и роке в жизни человека:
Мне рок судил: брести
неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы
природы…
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье
воспевать.
Лирический герой не сопротивляется
своей: судьбе, а принимает ее: «Так петь есть мой удел, но долго
ль?..» Смерть воспринимается автором как естественный уход от действительности,
как смена вечера ночью.
Особенное место тема судьбы
и рока занимает в балладах Жуковского. «Баллада — мой избранный
род поэзии», — писал Жуковский. Всего им было создано 39 баллад.
Баллада «Людмила»
является образцом баллады начального периода романтизма. «Людмила»
— вольный перевод баллады «Ленора» немецкого поэта Бюргера.
В своей версии этого произведения Жуковский придает ей большую степень
задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает
идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит
христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай
— смиренным воздаянье, ад — бунтующим сердцам». Людмила возроптала
на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление
от веры. Оснрвной мотив «Людмилы» — мотив рока,неотвратимости
судьбы. На примере Людмилы автор показывает, что всякое сопротивление
человека уготованной ему судьбе бесполезно и бессмысленно.
Уже в этой ранней балладе
Жуковский-проявил себя как художник, стремящийся воссоздать внутренний
мир своего героя. Так поэт передает душевные переживания Людмилы: тревогу
и грусть по милому, надежду на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх.
Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж,
привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.
Романтическому характеру баллады
соответствует ее язык. Жуковский часто использует лирико-эмоциональные
эпитеты; «милый друг», «безотрадная обитель»,
«прискорбные очи», «нежный друг». Поэт обращается
к своему любимому эпитету «тихий»— «тихо едет»,
«тихая дубрава», «тихий хор». Для баллады характерны
вопросительно-восклицательные интонации: «Близко ль, милый?»,
«А, Людмила?», рефрены: «Светит месяц, дол сребрится,
мертвый с девушкою мчится».
Жуковский стремится придать
своему произведению народный колорит. Он использует просторечные слова
и выражения — «миновались», «ждет-пождет» и постоянные
эпитеты: «борзый конь», «ветер буйный», использует
традиционный сказочные выражения.
В балладе «Светлана»
Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся
в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал
древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.
В отличие от «Людмилы»,
сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальыа, «Светлана»
— радостная баллада. Основная ее идея — вера в провиденье. В отличие от
Людмилы, Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе и за
это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом. Счастливая
концовка идеализирует ситуацию. Получается, что наяву всем сопутствует
счастье, а несчастья могут быть только во сне. Эта идеализация подкрепляется
итоговым рассуждением:
Лучший друг нам в жизни
сей
Вера в Провиденье.
Благ Зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье.
Главная заслуга Жуковского
в том, что он первый в отечественной поэзии создаёт художественно убедительный
образ русской девушки. Недаром Пушкин, создавая образ Татьяны Лариной,
опирался на художественный образ Жуковского. Образ Светланы дан психологически
точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей
по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой — во время гадания, то в состоянии
ужаса — во время сна. Сон занимает центральное место в произведении. Именно
мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы
в гости к мертвецу. Однако в отличие от Людмилы, Светлана не забывает
о Боге. Оказавшись в избушке с мертвецом, она молится перед иконой Спасителя,
и к ней спускается ангел-хранитель в образе голубя и спасает ее от притязаний
мертвеца.
Итак, Жуковский был первым
русским поэтом-романтиком, который обратился в своем творчестве к внутреннему
миру человека, к индивидуальной личности, сосредоточив свое внимание на
внутренних переживаниях человека, на его стремлении к идеальному, возвышенному
миру. Почти во всех произведениях затрагивается тема судьбы и рока, являющаяся
центральной в миропонимании поэтов-романтиков. Хотя во всех произведениях
она представлена по-разному: «Сельское кладбище» — неотвратимость
смерти, как естественного финала жизни, влияние судьбы на жизнь человека;
«Вечер» — размышления автора о своем собственном предназначении
в жизни, о своей собственной судьбе; «Людмила» и «Светлана»
— вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление
ей, но вывод из всех этих произведений следует один: человек — раб судьбы,
и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому
что за сопротивление человек понесет кару Бога.
Источник
1
«Здесь несчастье – лживый сон; Счастье — пробужденье».
2
Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец – помещик А.И.Бунин, мать – пленная турчанка Сальха, привезенная во время войны крестьянами из-под крепости Бендеры и подаренной Бунину. Афанасий Иванович Бунин
3
Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, — в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище». Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением.
4
В том же 1802 году Жуковский начал занятия со своими племянницами Протасовыми. К одной из них – Марии Андреевне Протасовой (в замужестве Мойер) – поэт испытал чувство глубокой любви, которое нашло выражение во множестве элегий, песен и баллад. Мария Андреевна Протасова
5
В 1808 – 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы». В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном и откликнулся на войну поэмой «Певец во стане русских воинов».
6
С 1815 по 1818 год входил в литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы. С 1815 по 1839 год служит при дворе. В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом. Николай I
7
В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II). Александр II Мария Федоровна
8
Преданный монархии, Жуковский требовал от монарха любви к народу, осуждал крепостное право как зло, несовместимое с нравственным достоинством человека. Александр II отпустил на волю своих крестьян, содействовал выкупу из крепостной зависимости Т.Г.Шевченко. Александр II
9
В.А.Жуковский вставал на защиту ссыльных декабристов и неоднократно добивался смягчения участи А.С.Пушкина, пытался уберечь его от клеветы придворных интриг.
10
Жуковский положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.
11
Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением». Счастье может быть обретено только в потустороннем мире. Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.
12
В.А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады. Баллада «Людмила» (1808 г.), представляла собой вольный перевод баллады Бюргера «Ленора», как и «Светлана» ( ). В 1831 году Жуковский создает третий, наиболее точный перевод баллады Бюргера уже под названием «Ленора». Если в балладах «Людмила» и «Светлана» образы и стиль перестроены на условный «русский лад» и героини носят славянские имена, то в балладе «Ленора» точно воспроизведены конкретные события из истории Германии.
13
Жуковский также переводил крупные произведения («Орлеанская дева» Шиллера, «Наль и Дамаянти» — отрывок из «Махабхараты» и др.). Непревзойденным остался его перевод «Одиссеи» Гомера, который поэт закончил за границей, будучи уже слепым стариком. Умер поэт в Баден-Бадене. Прах Жуковского был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.
14
В.А.Жуковский приводит некоторые из древних девических гаданий о «суженом». Девушки бросали за ворота на дорогу свои башмачки: чей башмачок будет первым поднят случайным прохожим, та девушка первой выйдет замуж. Или рассыпали по полу зерна и выпускали курицу. Чье зерно ранее других склюет курица, та девушка первой выйдет замуж.
15
1.Докажите, что данное произведение – баллада. 2.Было ли у вас в начале чтение ощущение, что должно произойти что-то необычное? Как создает поэт атмосферу таинственности? 3.Какие слова в тексте баллады выражают отношение автора к Светлане? Как В.А.Жуковский передает душевное состояние героини? Героиня Жуковского чиста, невинна, она охраняема святым духом. Поэту она дорога. Он называет девушку «милая Светлана», «красавица», «моя Светлана», подчеркивает ее глубокую веру в Бога, в его спасительную, животворящую силу. Любящее сердце Светланы сжимается от страха, но она твердо надеется на милость и покровительство творца, и это спасает ее от злых мистических сил.
16
1.Сравните балладу Г.-А.Бюргера «Ленора» и балладу В.А.Жуковского «Светлана». Как известно, баллада Бюргера послужила основой для баллады Жуковского. Чем отличаются эти баллады? Почему Жуковский дал своей героине такое имя? Жуковский оставляет в своем переложении лишь сюжетную линию: героиня – жених- мертвец. Идея и весь колорит баллады меняются. У Бюргера все страшное, мистическое опасно и воспринимается как нечто абсолютно реальное. В конце баллады Ленора умирает. Так она была наказана за свое отступничество за свое неверие в милость Бога, в его могущество. Финал баллады Жуковского оптимистичен и спасителен.
17
Имя Светлана (старославянское) – светлая, чистая. Она верит в Бога. Лучший друг нам в жизни сей Вера в проведенье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье.
18
5. Похожа ли баллада на сказку? Сравните балладу «Светлана» со сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна. Что роднит эти произведения?» Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского. Балладу и сказку объединяет мысль о том, что пробужденье влечет за собой счастье, а все дурное пусть кажется сном. Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.
19
1. Выучить наизусть фрагмент из баллады «Светлана».
Источник