А потом она уснула и во сне видела какую то чушь села она в трамвай
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Комплексное повторение грамматики в 9 классе.На материале романа В.В. Набокова «Машенька».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ П.БИОКОМБИНАТА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА, 2017г. Готовимся к ОГЭ по русскому языку Комплексное повторение грамматики в 9 классе. На материале романа В.В. Набокова «Машенька».
2 слайд
Описание слайда:
Цели и задачи: познакомиться с романом писателя русского зарубежья; попытаться постичь стилистику автора; обобщить и систематизировать знания по орфографии и морфологии, синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложного предложения с различными видами связи ; подготовка к выполнению II части заданий ОГЭ; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления; воспитание уверенности в своих знаниях.
3 слайд
Описание слайда:
И дальше дорогу охв..тили с об..их ст..рон бе..шумные в этот час берёзы и в ст..роне (по)среди луга был мя..кий струящ..йся (на) встречу свет словно на гумне тлел бе..конеч(?)ный пожар и тёмными полями к отдельно стоявш..му ви..неющ..муся (из)далека хутору шли (не )спеша (в)разброд (по) празднич(?)ному г..лдевшие люди. (В.Набоков) 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
4 слайд
Описание слайда:
[И дальше дорогу охватили с обеих сторон бесшумные в этот час берёзы]1, и [в стороне, посреди луга, был мягкий ,струящийся на- встречу свет]2, (словно на гумне тлел бесконечный пожар)3, и [тёмными полями к отдельно стоявшему, виднеющемуся издалека хутору шли не спеша, вразброд по-праздничному галдевшие люди]4. Проверим
5 слайд
Описание слайда:
Выполните задания. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть . 2.Определите тип сложного предложения. 3.Выпишите основу второй части. Определите тип сказуемого. 4.Напишите номер придаточной части. Определите тип придаточного. 5.Напишите номера частей, в которых есть однородные необособленные определения. 6.Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство . 7.Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление, затем замените синонимичным словосочетанием со связью согласование. 8.Выпишите из предложения все качественные имена прилагательные. 9. Выпишите из предложения все наречия . 10. Из предложения выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. 11. Определите способ образования слов издалека, по- праздничному, навстречу. 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
6 слайд
Описание слайда:
Проверим грамматическое задание. 1.4 части. 2.Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной). 3.Свет был; простое глагольное сказуемое. 4.3- сравнения. 5.2,4. 6. 2. 7.Тлел на гумне — на тлеющем гумне. 8.Бесшумные, мягкий, бесконечный, тёмными. 9.Отдельно, издалека, не спеша, вразброд, по- праздничному. 10.Бесшумные, бесконечный; 11.Приставочно-суффиксальный: издалека — далёкий, по- праздничному — праздничный; навстречу — встреча. 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения. [ ] 1,и [ ]2,( словно)3, и [ ] 4.
7 слайд
Описание слайда:
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. А потом она уснула и во сне вид..ла какую (то) чуш.. села она в тр..мвай а рядом старушка (не)обыкнове(н,нн)о похожая на её тётку, жившую в другом город.. быстро говорит что(то) (по)немецки и оказ..вается (по)немногу что это вовсе не её тётка а та р..душная торговка у к..торой Клара по дорог.. на службу покупа..т ап..льсины. ( В.Набоков)
8 слайд
Описание слайда:
Проверим А потом она уснула и во сне видела какую-то чушь]1: [села она в трамвай]2, а [рядом старушка, необыкновенно похожая на её тётку, жившую в другом городе, быстро говорит что-то по-немецки]3, и [оказывается понемногу]4, (что это вовсе не её тётка, а та радушная торговка)5, (у которой Клара по дороге на службу покупает апельсины)6.
9 слайд
Описание слайда:
Выполните задания. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2.Определите тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. 4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны последовательным подчинением. Определите типы придаточных. 5.Напишите номер части, которая является односоставным предложением. Определите его тип. 6.Напишите номер части, в которой есть обособленные определения. 7.Выпишите из 1-й части словосочетание со связью согласование. 8.Выпишите из предложения все наречия. 9.Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано». 10.Определите, какой частью речи является слово похожая. 11.Определите способ образования слов по-немецки, понемногу. 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
10 слайд
Описание слайда:
Проверим грамматическое задание. 6 частей Сложное, с различными видами связи (сочинительной подчинительной и бессоюзной). Это не тётка, а торговка; составное именное сказуемое. 5- изъяснительное; 6 – определительное. 4- безличное. 3. Какую-то чушь. 8. Потом, рядом, необыкновенно, быстро, по-немецки, понемногу. 9.Необыкновенно – необыкновенный. 10.Имя прилагательное. 11.Приставочно-суффиксальный: по-немецки немецкий; понемногу немногие. 12.[ ] 1: [ ] 2 , а [ ] 3, и [ ]4, ( что)5, ( у которой)6.
11 слайд
Описание слайда:
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Иногда на шо(c,сс)е у п..р..мидки щебня над к..торым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный стол.. облупивш..йся сизыми пятнами он ост..навл..вался и оп..раясь на в..лос..пед гл..дел через поля на одну из тех лесных опушек что бывают только в Ро(с,сс)и.. д..лекую зубчатую черную и на ней золотой запад был пересеч..н одним только (темно) лиловым обл..ком ( из)под к..торого огне(н,нн)ым веером ра..ходились лучи. ( В.Набоков)
12 слайд
Описание слайда:
Проверим. [Иногда на шоссе у пирамидки щебня1, (над которым пустынно и нежно гудел телеграфный столб, облупившийся сизыми пятнами)2, он останавливался и, опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек1, (что бывает только в России)3, далекую, зубчатую, чёрную]1, и [на ней золотой запад был пересечён одним только темно-лиловым облаком]4, (из-под которого огненным веером расходились лучи)5.
13 слайд
Описание слайда:
Выполните задания. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2.Определите тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу 4-й части. Определите тип сказуемого. 4.Напишите номера придаточных частей. Определите типы придаточных предложений. 5.Напишите номер части, в которой есть однородные обособленные определения. 6.Напишите номер части, в которой есть обособленное обстоятельство. 7.Выпишите из 5-й части словосочетание со связью согласование. 8.Выпишите из предложения все предлоги. 9.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. 10. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано». 11.Определите способ образования слов пирамидка, зубчатый, огненный. 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
14 слайд
Описание слайда:
Проверим грамматическое задание. 5 частей. Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной). Запад был пересечён; составное именное сказуемое. 2,3,5 – определительные. 1. 1. Огненным веером . На, у, над, через, из, в, из-за. Опираясь. 10.Пустынно- пустынный, нежно- нежный. 11.Пирамидка-пирамида, зубчатый- зубец, огненный — огонь. 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения. [ , ( над которым )2, (что),3 ]1 ,и [ ]4,( из-под которого)5.
15 слайд
Описание слайда:
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Дело было в том что он так ож..дал её так много думал о ней в те бл..же(н,нн)ые дни после тифа что сотв..рил её единстве(н,нн)ый обр..з (за) долго до того момента когда действительно её увид..л и теперь через много летнему к..залось что та встреча к..торая м..рещилась ему когда(то) и та встреча к..торая пр..изошла (на) яву сл..вают(?)ся (не) заметно переход..т одна в другую. ( В.Набоков)
16 слайд
Описание слайда:
Проверим. [Дело было в том,1( что он так ожидал её, так много думал о ней в те блаженные дни после тифа),2 (что сотворил её единственный образ задолго до того момента) 3, (когда действительно её увидел) 4, и [теперь, через много лет, нему казалось]5, (что та встреча 6, (которая мерещилась ему когда-то)7, и та встреча6, (которая произошла наяву),8 сливаются, незаметно переходят одна в другую)6.
17 слайд
Описание слайда:
Выполним задания. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2.Определите тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения 4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны параллельной связью. Определите типы придаточных. 5.Напишите, какой вид связи между 2-ой, 3-ой, и 4-ой придаточными частями. Определите типы придаточных. 6.Напишите номера частей, которые являются неполными. 7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью согласование. 9.Выпишите из предложения все наречия. 10.Определите разряды местоимений в словосочетаниях: её образ, ожидал её. 11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н». 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2.Определите тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения 4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны параллельной связью. Определите типы придаточных. 5.Напишите, какой вид связи между 2-ой, 3-ой, и 4-ой придаточными частями. Определите типы придаточных. 6.Напишите номера частей, которые являются неполными. 7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью согласование. 9.Выпишите из предложения все наречия. 10.Определите разряды местоимений в словосочетаниях: её образ, ожидал её. 11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н». 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
18 слайд
Описание слайда:
Проверим грамматическое задание. 1.8 частей.2.Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной). 3.Казалось; простое глагольное сказуемое; односоставное, безличное. 4.7-определительное, 8- определительное. 5. Последовательное подчинение: 2-изъяснительное, 3- меры и степени, 4 – определительное. 6.3,4. 7.5. 8.Та встреча. 9.Так, много, когда, действительно, теперь, когда-то, наяву, незаметно. 10. её образ, ожидал её. 11.Блаженные, единственный. 12. [ ],1( что )2, (что )3,(когда )4, и[ ]5,(что 6,( которая)7, и 6,( которая)8, )6.
19 слайд
Описание слайда:
5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Народу н..бралось пр.. великое множество в глубине ра..м..стились муж..ки и бабы (по)середке дач(?)ники и дач(?)ниц.. (в)переди (же) на белых парк..вых ск..мейках ч..ловек два..цать солдат из сельского л..зарета, нахохле(н,нн)ых, тихих с пр..плешинами в серой син..ве коротко стриже(н,нн)ых очень кргулых голов а в стенах украше(н,нн)ых еловой хвоей, там и сям были щели скво..ь которые гл..дели звез(?)ная ночь да ч..рные тени мальчишек, взгром..здивш..хся по той стороне на высоко навале(н,нн)ые бревна. (В.Набоков).
20 слайд
Описание слайда:
Проверим. [Народу набралось превеликое множество]1: [в глубине разместились мужики и бабы]2, [посередке- дачники и дачницы]3, [впереди же, на белых парковых скамейках, -человек двадцать солдат из сельского лазарета, нахохленных, тихих, с проплешинами в серой синеве, коротко стриженных, очень круглых голов]4, а [в стенах, украшенных еловой хвоей, там и сям были щели]5, (сквозь которые глядели звездная ночь да чёрные тени мальчишек, взгромоздившихся по той стороне на высоко наваленные бревна)6.
21 слайд
Описание слайда:
Выполним задания. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2.Определите тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения 4.Напишите номера придаточной части. Определите типы придаточного. 5.Напишите номера частей, которые являются неполными предложениями. придаточными частями. Определите типы придаточных. 6.Напишите номера частей, в которых есть обособленные определения. 7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью примыкание. 9.Выпишите из предложения все причастия. 10. Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением к слову «очень». 11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
22 слайд
Описание слайда:
Проверим грамматическое задание. 1.6 частей. 2.Сложное, с различными видами связи (сочинительной ,подчинительной и бессоюзной). 3.Множество народу набралось; простое глагольное сказуемое. 4.6- определительное. 5. 3,4. 6.4,5,6. 7.4. 8.Высоко наваленные. 9. Нахохленных, стриженных, украшенных, наваленные, взгромоздившихся. 10.Превеликое. 11.Нахохленных, стриженных, украшенных, наваленные. 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения. [ ]1 : [ ]2, [ ]3,[ ]4,a [ ]5, (сквозь которые ) 6.
23 слайд
Описание слайда:
Источники. 1.В.В.Набоков. Роман «Машенька». Издательство: «Азбука» 2013 г. https://www.livelib.ru/author/337/top-vladimir-nabokov 2.Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. Практикум по русскому языку. Издательство «Экзамен», Москва,2013 г. 3 А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
К уроку:
§ 29 Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
Номер материала:
ДБ-553072
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно, небо к вечеру подернулось обморочной бледнотой.
«Осталось четыре дня: среда, четверг, пятница, суббота. А я сейчас могу умереть…»
«Подтянуться! — вдруг пробормотал он, сдвинув темные брови. — Довольно. Пора домой».
На площадке лестницы он встретился с Алферовым, который, слегка сгорбившись в своем широченном пальто и старательно выпучив губы, совал ключ в замочную скважину лифта.
— Иду газету покупать, Лев Глебович. Хотите, вместе пройдемся?
— Благодарю, — сказал Ганин и прошел к себе.
Но взявшись за ручку двери, он остановился. Им овладел мгновенный соблазн. Он услышал, как Алферов вошел в лифт, как машина с трудным глухим грохотом опустилась до низу и там лязгнула.
«Унесло… — подумал он, покусывая губы. — А черт… рискну». Судьба так захотела, чтобы минут пять спустя Клара постучалась к Алферову, чтобы спросить, нет ли у него почтовой марки. Сквозь верхнее матовое стекло двери желтел свет, и потому она решила, что Алферов дома.
— Алексей Иванович, — сказала Клара, одновременно стуча и приоткрывая дверь, — нет ли у вас…
Она в изумленьи запнулась. У письменного стола стоял Ганин и поспешно задвигал ящик. Он оглянулся, блеснув зубами, толкнул ящик бедром и выпрямился.
— Ах, Боже мой, — тихо сказала Клара и попятилась из комнаты.
Ганин быстро шагнул к ней, на ходу выключив свет и захлопнув дверь. Клара прислонилась к стене в полутемном коридоре и с ужасом глядела на него, прижав пухлые руки к вискам.
— Боже мой… — повторила она так же тихо. — Как вы могли…
С медленным грохотом, словно отдуваясь, поплыл вверх лифт.
— Возвращается… — таинственно шепнул Ганин.
— О, я не выдам вас, — горько воскликнула Клара, не сводя с него блестящих, влажных глаз, — но как вы могли? Ведь он не богаче вас… Нет, это кошмар какой-то.
— Пойдемте к вам, — сказал с улыбкой Ганин. — Я вам, пожалуй, объясню…
Она медленно отделилась от стены и, нагнув голову, пошла в свою комнату. Там было тепло, пахло хорошими духами, на стене была копия с картины Беклина «Остров мертвых», на столике стояла фотография — Людмилино лицо, очень подправленное.
— Мы с нею поссорились, — кивнул Ганин в сторону снимка, — Не зовите меня, если она будет у вас. Все кончено.
Клара села с ногами на кушетку и, кутаясь в черный платок, исподлобья глядела на Ганина.
— Все это глупости, Клара, — сказал он, садясь рядом с ней и опираясь на выпрямленную руку. — Неужели вы думаете, что я действительно крал деньги? Но, конечно, мне будет неприятно, если Алферов узнает, что я залезал к нему в стол.
— Да что же вы делали? Что могло быть другого? — зашептала Клара. — Я от вас не ожидала этого, Лев Глебович.
— Какая вы право смешная, — сказал Ганин и заметил, что ее большие, ласковые, слегка навыкате глаза чересчур уж блестят, что слишком уж взволнованно поднимаются и спадают ее плечи под черным платком.
— Полноте, — улыбнулся он. — Ну хорошо, предположим, я — вор, взломщик. Но почему это вас так тревожит?
— Уходите, пожалуйста, — тихо сказала Клара и отвернула голову. Он рассмеялся, пожал плечом…
Когда же дверь за ним закрылась, Клара заплакала и плакала долго, тяжелыми блестящими слезами, которые равномерно возникали на ее ресницах и сползали продолговатыми каплями по ее запылавшим от рыданий щекам.
— Бедный мой, — бормотала она, — до чего жизнь довела его. И что я могу ему сказать…
Раздался легкий стук в стену из комнаты танцоров. Клара сильно высморкалась, прислушалась. Стук повторился опять, по-женски бархатный: это, верно, стучал Колин. Потом прокатился смех, кто-то воскликнул: «Алек, о Алек, перестань…», — и два голоса глухо и нежно затараторили.
Клара подумала о том, что завтра, как всегда, нужно ехать на службу, до шести стучать по кнопкам, следя за лиловой строчкой, которая с зернистым потрескиваньем высыпает на лист, или же, если дела нет, читать, подперев ее об черный ремингтон, одолженную, бесстыдно растрепанную книгу. Она сварила себе чай, вяло поужинала, потом долго раздевалась, вздыхая и лениво двигаясь. Лежа в постели, она слышала, что рядом, в номере у Подтягина, голоса, кто-то входил, выходил, неожиданно голос Ганина что-то громко сказал, Подтягин ответил тихо, сокрушенно. Она вспомнила, что старик сегодня опять ездил насчет паспорта, что у него тяжелая болезнь сердца, что жизнь проходит: в пятницу ей минет двадцать шесть лет. А голоса все звучали, — и Кларе казалось, что она живет в стеклянном доме, колеблющемся и плывущем куда-то. Шум поездов, особенно ясно слышный по ту сторону коридора, добирался и сюда, и кровать как будто поднималась и покачивалась. Перед ней мелькнула спина Ганина, который склонялся над столом и оглядывался через плечо, скаля яркие зубы. А потом она уснула и во сне видела какую-то чушь: будто села в трамвай, а рядом старушка, необыкновенно похожая на ее тетку, жившую в Лодзи, быстро говорит что-то по-немецки, и оказывается понемногу, что это вовсе не ее тетка, а та радушная торговка, у которой Клара по дороге на службу покупает апельсины.
V
В этот вечер к Антону Сергеевичу зашел гость. Это был старый господин с желтоватыми усами, подстриженными на английский манер, солидный, очень опрятно одетый, в сюртуке и полосатых штанах… Подтягин его потчевал бульоном магги, когда вошел Ганин. Воздух был синеват от папиросных паров.
— Господин Ганин, господин Куницын, — и Антон Сергеевич, сияя стеклами пенсне и посапывая, вдавил Ганина своей мягкой рукой в кресло.
— Это, Лев Глебович, мой старый однокашник, когда-то шпаргалки мне писал.
Куницын осклабился.
— Было дело, — проговорил он низким, круглым голосом. — А позвольте вас спросить, дорогой Антон Сергеевич, который теперь час?
— Да ну вас, час детский, можно еще посидеть.
Куницын встал, подтягивал жилет.
— Супруга ждет, не могу.
— Ну что же, не смею удерживать, — развел руками Антон Сергеевич и бочком, через пенсне поглядел на гостя, — а жене вашей кланяйтесь. Не имею чести знать, но поклон передайте.
— Благодарю, — сказал Куницын. — Очень приятно. Всего доброго. Пальто я, кажется, в передней оставил.
— Я вас еще провожу, — сказал Подтягин. — Простите, пожалуйста, Лев Глебович, сейчас вернусь.
Оставшись один, Ганин поудобнее уселся в старом зеленом кресле и в раздумье улыбнулся. Он зашел к старому поэту, оттого что это был, пожалуй, единственный человек, который мог бы понять его волненье. Ему хотелось рассказать ему о многом, — о закатах над русским шоссе, о березовых рощах. В переплетенных старых журналах «Всемирная Иллюстрация» да «Живописное Обозрение» ведь бывали под виньетками стихи этого самого Подтягина.
Антон Сергеевич вернулся, хмуро покачивая головой.
— Обидел меня, — сказал он, садясь к столу и барабаня пальцами. — Ах, как обидел…
— В чем дело? — улыбнулся Ганин.
Антон Сергеевич снял пенсне, вытер его краем скатерти.
— Презирает он меня, вот в чем дело. Знаете, что он мне давеча сказал? Посмотрел с этакой холодной усмешечкой, — вы, говорит, стихи свои пописывали, а я не читал. А если бы читал, терял бы то время, что отдавал работе. Вот что он мне сказал, Лев Глебович; я вас спрашиваю, умно ли это?
— А кто он такой? — спросил Ганин.
— Да черт его знает. Деньги делает. Эх-ма. Он человек, видите ли…
— Что же тут обидного, Антон Сергеич? У него одно, а у вас другое. Ведь вы его, небось, тоже презираете.
— Ах, Лев Глебович, — заволновался Подтягин, — да разве я не прав, коли презираю его? Не это ведь ужасно, а ужасно то, что такой человек смеет мне деньги предложить…
Он открыл кулак, выбросил на стол смятую бумажку.
— …ужасно то, что я принял. Извольте любоваться, — двадцать марковей, чтобы их черт подрал.
Старик совсем растрепетался, жевал губами, седая щетка под нижней губой прыгала, толстые пальцы барабанили по столу. Потом он с болезненным присвистом вздохнул и покачал головой.