Анализ произведения вам и не снилось

Анализ произведения вам и не снилось thumbnail

  И вот они, средневековые Ромео и Джульетта, оживают в виде несчастных влюбленных Юльки и Ромки в XX веке! Только они обыкновенные школьники, которые стали нам гораздо ближе, чем герои Шекспира.

  Кто же позволил их родителям так безжалостно ломать счастье своих детей? Собственные обиды и чувство ревности? За неудачную любовь родителей вчера должны заплатить дети сегодня? Откуда родителям знать с такой удивительной уверенностью, что это не любовь на всю жизнь, что это пройдет, что эти чувства мешают, что ребенка нужно срочно спасать? Неужели родители никогда не читали Шекспира? Неужели не помнят той трагедии? Время другое? Зато ситуация та же!

98c54d186d19197fcf95fe511e3

  А сколько вопросов можно задавать по одной из самых популярных книг о любви подростков Галины Щербаковой «Вам и не снилось».
Казалось бы, что тут обсуждать? Вроде бы все предельно просто.
  Двое глупых влюбленных оказались в нелегком переплете жизненных обстоятельств. Да такое сплошь и рядом! Вон они, подростки! И как легко взрослые смешивают любовь с пошлостью! Даже трудно представить, что родители, прожив долгую жизнь, не набрались ее мудрости.
  Да и кто, собственно говоря, учит детей этой пошлости? Не сами ли родители, когда позволяют себе высказываться, что таких Юль у него, Ромы Лавочкина, будет море! Эта Юля его не достойна!

6647

  Ведь ее мать трижды замужем! И не важно, что на самом деле, что Людмила Сергеевна, мама Юльки, ушла от первого мужа по причине его бесконечных измен!
Главное здесь, что мама Ромы, Вера Георгиевна, безумно ревновала своего слабохарактерного эгоистичного мужа Костю к красивой и эффектной Людмиле. Потому испытывала сильную ненависть ко всему, что было связано с соперницей.

Эта ненависть оказалась настолько сильной и безжалостной, что заставила платить доверчивых и наивных подростков жестокими страданиями и мучениями, вся вина которых была в неправильном выборе объекта своей чистой первой любви.
  Сколько пришлось перенести испытаний Роме и Юле.
В первом варианте повести «Вам и не снилось» Галина Щербакова не оставила современным Ромео и Джульетте никаких шансов на счастье — Рома срывается со старой водосточной трубы многоэтажки и погибает.
Кстати, о предыстории. На самом деле первоначальный вариант повести назывался «Роман и Юлька».sherbakova
  Галина Щербакова много лет писала серьезную философскую прозу.
А тут на одном дыхании сочинила историю о любви двух подростков.
На создании повести вдохновил собственный сын.
Мальчик отчаянно влюбился в одноклассницу. Стремясь произвести впечатление, он полез к ней на балкон по водосточной трубе.
  Благополучно добрался до шестого этажа, оставил свое любовное послание и уже проделал половину обратного пути, когда труба оторвалась.
Он полетел вниз, но, по счастью, отделался ушибами.
Перепуганная мама, убедилась, что он жив и здоров, отчитала отпрыска, и … села писать книгу.

   Повесть «Роман и Юлька» так никто и не рискнул опубликовать.
Причина оказалась нелепой — мрачный конец повести.
Когда Галина Щербакова узнала об этом, она прямо в коридоре журнала «Юность» переписала последние строки повести.
  Но это было уже к началу съемок фильма «Вам и не снилось». Поэтому повесть издалась в активный период съемок. Название у книги было решено заменить названием киноленты.
Было это в 1981 году.

vam.i.ne.snilos.avi.image5

  Фильм «Вам и не снилось» решили снимать сразу же, как только повесть «Роман и Юлька» попала на киностудию им. М.Горького.
Правда и там конец решили изменить на более счастливый.
  Мало того, еще и имена героев оказались неугодными Госкино, мол, не надо автору повести мнить из себя Шекспира!
Поэтому Юля стала Катей. Впрочем, суть от этого ничуть не изменилась.
Но многие моменты кинокартины отличаются от книги.
Когда начались съемки, Щербаковой казалось, что ничего не получится.
   На площадке жуткий беспорядок, сцены перепутаны, переснимаются несколько раз…
Ей, далекой от кино, не приходило в голову, что это совершенно нормальная обстановка создания фильма. Не желая присутствовать при грандиозном провале, Щербакова уехала в отпуск.
   Каково же было ее удивление, когда ей позвонил режиссер и рассказал, что фильм вызвал бурю восторга.

maxresdefault 1

Режиссер фильма Илья Фрез «влюбился в повесть с первого взгляда».
Не теряя времени, Фрез взялся за работу.
Актеров на все роли нашли быстро.

   Главный герой повести и фильма Роман — начинающий актер Никита Михайловский. Правда, Никита еще учился в школе.
Его возлюбленная Екатерина – актриса Татьяна Аксюта.
Никто и не догадывался, что партнерше Никиты было уже 23 года!
К моменту съемок в фильме она не только окончила театральный институт, но и успела выйти замуж.
  Почти всех одноклассников Ромы и Кати играли студенты театральных вузов, Никита был среди них единственным школьником. Но на площадке, даже с такими знаменитыми актерами, как Л.Федосеева-Шукшина, А.Филозов,
Е.Соловей, Т.Пельцер, И. Мирошниченко, он не терялся, и вел себя абсолютно естественно.

901-1

  Многим зрителям запомнился момент, когда Катя появляется на экране в венке из листьев. Как настоящая лесная фея!
И это вовсе не было задумкой режиссера: актриса на перерыве сама сплела себе венок, чтобы скоротать время. Когда Фрез увидел у нее на голове венок, то воскликнул: «Не трогайте! Пусть так и останется!».

hqdefault

  Катя и Роман без любви жить не могут и не хотят. Их недавно зародившиеся, но невероятно сильное чувство преодолевает все преграды.
У зрителя не возникает сомнений в том, что юных героев ждет прекрасное будущее. Потому что мир, в котором есть любовь, не безнадежен.

Читайте также:  К чему снятся солитеры

  Сказать что лучше: книга или фильм, лично я не могу. Я нахожу и повесть, и кинокартину настоящими шедеврами! Поэтому настоятельно рекомендую и прочитать, и посмотреть! Как взрослым, так и детям!
Не лишним будет добавить, что у книги Галины Щербаковой «Вам и не снилось» имеется продолжение.
Это повесть «Вам и не снилось…15 лет спустя» Екатерины Шпиллер (дочь Галины Щербаковой).

Рекомендательный список:

Щербакова Г. Вам и не снилось: повести и рассказы.- Москва: Эксмо, 2010.- 416 с.: ил.

Лапина Т. А вам такое снилось? Повесть Г.Щербаковой «Вам и не снилось».
// Литература в школе – 2011 — №10 – с.34 – 36.

Филимонова Л. «Вам и не снилось». Самый трогательный фильм о любви.
// Биография – 2014 — №5 – с.26 – 27.

Черняк М. Современная русская литература: учеб. пособие. — Москва: Сага, 2008.- 352 с.

Источник фото: sovetskiymultik.at.ua, nnm.me, www.pravmir.ru, www.tvc.ru, www.goodhouse.ru, www.youtube.com, www.afisha.ru, tv.akado.ru, telek.by.

Источник

Анализ произведения вам и не снилось

В 1981 году советские телезрители впервые увидели художественный фильм «Вам и не снилось», снятый режиссером Ильей Фрэзом по повести Галины Щербаковой. Вот уже четвертый десяток лет трогательная история любви старшеклассников Ромы и Кати (в литературном оригинале девочку зовут Юлей, по аналогии с шекспировской Джульеттой) продолжает волновать зрительские сердца.

2
1827
14 Сентября 2017 в 23:39

Автор публикации:
Екатерина Михайлова, журналист

«Все влюбленные во все времена мучились.
Такая у господа бога хорошая традиция!»

В 1981 году советские телезрители впервые увидели художественный фильм «Вам и не снилось», снятый режиссером Ильей Фрэзом по повести Галины Щербаковой. Вот уже четвертый десяток лет трогательная история любви старшеклассников Ромы и Кати (в литературном оригинале девочку зовут Юлей, по аналогии с шекспировской Джульеттой) продолжает волновать зрительские сердца.

Системного зрителя восхищает глубокая эмоциональная связь между юными героями, в которых они узнают лучшие проявления зрительного вектора. Эта составляющая человеческой психики отвечает за способность к любви, сопереживанию, созданию эмоциональной близости. И повесть, и фильм буквально пронизаны зрительной чувственностью.

Поговорим о перипетиях любви главных и второстепенных героев, о влюбленных подростках, об отношении к их чувствам взрослых, сопровождавших юных влюбленных на протяжении всего сюжета, опираясь на знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Люся! Лю-сень-ка-а-а!!!

В первых же кадрах фильма перед нами предстает высокая, стройная красавица с россыпью золотых волос и огромными светлыми глазами, в которых, кажется, можно утонуть. Это мать главной героини – Люся, Людмила Сергеевна, в исполнении одной из самых красивых советских актрис того периода Ирины Мирошниченко.

«В ней на троих мужества, стойкости и оптимизма».

Людмила – яркая представительница особой категории женщин – женщина с кожно-зрительной связкой векторов. Такая не оставит равнодушным ни одного мужчину! Сколько существует человеческая цивилизация, столько и кожно-зрительная женщина служит путеводной звездой для вождей и полководцев, художников и поэтов, философов и музыкантов. В случае же недостаточной развитости свойств такая женщина может стать причиной раздоров между мужчинами, быть склонной к истерикам, стремится любыми путями привлечь к себе внимание.

«Вам и не снилось»

В первобытном обществе кожно-зрительная женщина, не имея природной способности к деторождению, не представляла интереса для мужчины как мать его будущего ребенка. Поэтому, чтобы получить защиту от мужчины, как и остальные женщины, ей пришлось научиться созданию эмоциональной близости. Так в мир пришла чувственность, а вслед за нею – сострадание, гуманизм, культура, искусство, понятие о прекрасном.

Еще сравнительно недавно такие женщины, как правило, не имели детей, но всегда были на виду в обществе. Актриса, воспитательница, медицинский работник – все это она! Зрительная склонность к эмпатии, умение чувствовать другого и эмоционально вовлекаться в общение с ним – вот что позволяет кожно-зрительным женщинам быть успешными во всех этих областях, но для этого необходима высокая степень развитости в зрительном векторе. Достигается она путем постепенной трансформации природного страха смерти, с которым каждый зрительный человек приходит в мир, в его противоположность – сострадание и любовь.

Но вернемся к Людмиле. «Маме сорок один, ей не дают больше двадцати пяти».

В фильме мы видим спокойную, счастливую, уверенную в себе женщину.

В книге образ Людмилы раскрывается более глубоко, чем на экране. Здесь мы видим, что да, она счастлива в новом браке, но принимая во внимание давление консервативного общества, не приветствующего союзы, где жена старше мужа, очень боится потерять своего Володю. Ведь он – такой умный, сильный и уверенный в себе – дает ей чувство защищенности и безопасности – базовое ощущение, необходимое человеку для гармоничного существования в мире. Это чувство женщина получает от мужчины и передает детям. Ее беспокойство за мужа говорит о том, что не все ее страхи переплавились в любовь, и червячок тревоги и сомнений еще грызет ее сердце. Это заставляет ее прилагать самые разнообразные усилия, чтобы выглядеть моложе своих лет и быть привлекательной для мужа.

Изначально не созданные для деторождения кожно-зрительные женщины в наше время все чаще имеют одного, а то и нескольких детей. Однако назвать их образцовыми матерями, с патриархальной точки зрения, никак нельзя. Такая женщина лишена природного материнского инстинкта и без поддержки (прежде всего, моральной) других членов семьи вряд ли сама управится с младенцем. Но по мере того как малыш растет, она может стать его лучшим другом и советчиком. Ей бывает легче, чем любой другой матери, признать, что сын или дочь – абсолютно другой человек, со своим характером и судьбой.

Читайте также:  Снятся лабиринты к чему

Когда Катя влюбилась, она вмиг стала взрослой в глазах матери, и тогда между ними проявилась в полной мере настоящая душевная близость!

Фильм «Вам и не снилось»

Муж Людмилы Володя тоже сопереживает юным влюбленным и глубоко возмущен поведением родителей парня, а точнее, его матери. Дело в том, что Костя – отец Романа – в юности был безответно влюблен в Людмилу и, увидев ее спустя много лет, бросился вприпрыжку, забыв про мучивший его радикулит, с воплем: «Люся! Лю-сень-ка-а-а!!!»

Наблюдавшая эту картину Вера – жена отвергнутого влюбленного и мать мальчика Ромы – затаила такую сильную обиду, на какую только способен обладатель анального вектора. Последствия ее оказались роковыми для столь горячо любимого ею сына. Но об этом чуть позже.

«Ни Роман, ни Юлька так и не вспомнили, где они видели друг друга.
А встреча была и, оставшись для них бесследной и незапомнившейся,
в их семьях, для их родителей стала чем-то вроде взрыва в котельной,
который внешних разрушений вроде бы и не принес,
но внутренние конструкции слегка покорежил».

Выбирает всегда женщина. Остается только гадать, почему Люда выбрала вместо Кости какого-то летчика, а потом Володю. Кожно-зрительной женщине легко строить отношения с мужчиной, ведь создавать эмоциональную связь – это ее призвание. А вот мужчины с анальным вектором, которые, как правило, оказываются рядом с ней по природному влечению, отличаются большим постоянством в своей привязанности к любимой женщине.

Костя являет нам пример мужчины-однолюба, носителя анального вектора, чья любовь к Люсе постоянна, и ничто не может изменить этой любви. Да, он не требует от нее ничего, не имеет права требовать, но в глубине души хранит верность этой единственной любви в его жизни. Да, он женат и у него есть сын, но это совершенно ничего не значит для него, ведь любит он по-прежнему только Люсю. И когда его сын влюбляется в Катю, он радуется, потому что в любви их детей как будто продолжается его любовь к ней: «Я передал это ему по наследству», – говорит он Люсе.

Со стороны такая любовь выглядит как зависимость, в каком-то смысле так и есть, анально-зрительный мужчина не в силах самостоятельно отпустить прошлое, первую любовь, и лишь знания по системно-векторной психологии помогают пересмотреть свою жизнь и обрести свое счастье в отношениях.

О тайне зарождения любви между Катей и Ромой и о том, как родителям реагировать на близкие отношения подростков, читайте в следующей части.

Часть 2. Любовь у подростков. Зарождение чувства
Часть 3. От эмоциональной зависимости и шантажа до любви

Автор публикации:
Екатерина Михайлова, журналист

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой

«Вам и не снилось»

Кто тебе сказал, что это любовь?

(8 класс)

Цели: познакомить с творчеством Г.Н.Щербаковой, учить самостоятельно выносить суждения о произведении, выделять в нём основные проблемы, через сопоставительный анализ эпизодов художественного текста и кинофильма научить определять режиссерский замысел и его соответствие авторскому замыслу произведения.

Задачи: развитие навыков устной и письменной речи учащихся, развитие логического мышления, воображения, формирование медиакультуры учащихся, способствующей успешной социализации личности в современном мире.

Тип урока: урок-диалог

Оборудование: повесть Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось»,ПК, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся, видеокадры из художественного фильма «Вам и не снилось».

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были познакомиться с повестью Галины Щербаковой, советской и российской писательницы, «Вам и не снилось», впервые опубликованной в журнале «Юность» в 1979 году. Также вам предлагалось познакомиться с художественной экранизацией этого произведения, вышедшей на экраны кинотеатров в 1980 году.

-Готовясь к уроку, я обнаружила в интернете множество комментариев и по поводу фильма,и по поводу книги. Они неоднозначные, одно из них прочитаю:

Так получилось, что я сначала посмотрела фильм а потом уж прочитала книгу. Для меня это оказался тот самый случай, когда фильм с такой музыкой (!!!!!!!), такими актерами, такой игрой превзошел печатный вариант. Но книга тоже очень хорошая!!!

-А каковы Ваши впечатления о прочитанной книге?

-Скажите, а о чём повесть Г.Щербаковой? (О трогательной первой любви Романа и Юльки, советских подростков)

-Каких всемирно известных литературных персонажей напоминают нам герои повести? (Ромео и Джульетту, о чём в самом тексте не раз упоминается. Даже имена очень похожи.)

-Чем же похожи судьбы Романа и Юльки и Ромео и Джульетты? (В обоих произведениях герои встретили препятствия на пути к счастью со стороны своих семей)

-А кроме этого препятствия, с какими проблемами столкнулись наши герои ещё? (Кроме непонимания со стороны родителей, герои сталкиваются с чёрствостью директора школы, с эгоизмом бабушки Ромы, с пониманием и непониманием одноклассников).

-Ребята, какие проблемы в связи с вышесказанным Вами поднимает в своей повести Г.Щербакова? (Проблему взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми, проблему первой любви).

-Знакомы ли Вам эти проблемы? (Да).

-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Выявить идею художественного произведения; сравнив с фильмом, понять замысел автора книги и режиссёра, ответить на вопрос, помогает ли фильм лучше понять идею художественного произведения).

3.Работа с повестью.

-Есть ли в повести персонажи, которые поддерживают Ромку и Юльку ? (Да, Санька, друг Ромы, учительница русского языка и литературы Татьяна Николаевна, учитель физкультуры, появляющийся в небольшом эпизоде, когда надо было отправить мальчиков на картошку, но отправление задерживалось потому, что Юлька и Роман долго прощались, отчим Юльки и её мама).

Читайте также:  К чему снится поликлиника и врачи

-Из текста повести мы узнаём о причинах «вражды» родителей Романа и Юльки. Оно в их прошлом. А знакомо ли чувство любви им? (Скорее всего да, и в молодости они тоже были влюблены).

-Почему же взрослые всячески препятствуют чистым и искренним отношениям Романа и Юльки?

(они не верят в силу их чувств, в то, что они любят по-настоящему, ревность ).

-В связи с этим хочу сказать, что различным персонажам повести принадлежат высказывания о любви, разобранные читателями на цитаты, например: есть ситуации, когда помогает только скальпель, никому не вредило хирургическое вмешательство, и вообще все эти ваши любови — химера, дым. Блажь и только.

-Так ли это для наших героев? (Нет. В повести много тому доказательств).

— Предлагаю Вам прочитать на раздаточном материале отрывок из повести (читает ученик):

… ночами я не сплю: слушаю, как ваша дочь по сорок раз ставит одно знаменитое звуковое письмо. Стучала ей в стенку — не слышит! Теперь даже привыкла, греюсь у чужого костра. Только не говорите, что я вам натрепалась. Просто вы ходите в неведении, и вас же потом — бух по голове новостью. Послушайте, а потом скажете свое впечатление.

Пластинка лежала под матрасом. Трижды обернутая мохеровым шарфом.

Людмила Сергеевна с интересом поставила: что там еще за новости? А теперь поняла, что никогда так не любила Юльку, как сейчас. Девочка ты моя, девочка! Несчастная ты моя, счастливая! Чем же тебе помочь, как?

— Какая деталь в этом отрывке говорит нам о том, что для Юльки любовь не химера, дым и блажь? (Слушает письмо звуковое по сорок раз за ночь, не может наслушаться)

-Как же получилось, что Юлька оказалась в Петербурге в поисках Романа? Кто ей помог? (Это была её мама). Обратимся ко второму эпизоду на раздаточном материале (читаем).

-Почему Людмила смогла поверить в искренность чувств дочери? (Она по-настоящему любит сама, счастлива и поэтому поняла чувства своей дочери).

— А что же мама Ромы? Она ведь тоже любит своего сына, и он любит родителей. (Она придумала коварный план по отваживанию подростков друг от друга, придумала мнимую болезнь бабушки, а за бабушкой надо ухаживать, и Ромка с гипертрофированным чувством долга попадается на эту уловку ).

Просмотр эпизода №1 из фильма Ильи Фреза.

-А теперь обратимся к этому же эпизоду в книге (читаем).

-Что понимает Роман, оказавшись дома раньше обычного? (Что его обманули, что бабушка абсолютно здорова).

-Что чувствует Роман в этот момент? (Он обескуражен, зол на бабушку).

-Как до этого разоблачения Ромка относился к бабушке? (Берёг её от неприятностей, ухаживал за ней во время мнимой болезни)

-Найдите подтверждение этому в отрывке.

-Не заметили ли Вы расхождений эпизода книги и фильма? С кем разговаривает по телефону в сцене разоблачения бабушка? (В книге — с дочерью Дусей, а в фильме — с мамой Ромы).

-Случайна ли такая замена создателями фильма? (Нет, не случайна, самые родные и близкие люди предали, обманули, а должно быть наоборот).

-Что в поведении бабушки возмущает больше всего? (Она упивается своим актерским мастерством, тем, что он так удачно обманывает внука, верящего в то, что ей нужна помощь).

-Каково Ваше отношение к бабушке в этой сцене? И почему? (Отрицательное, так как она ведёт себя эгоистично по отношению к внуку).

-Можно ли утверждать, что бабушка отрицательный персонаж? (Нет, так как она уверена в том, что этот обман — единственный способ спасения его от порочной Юльки).

-Режиссёр фильма добавил в эпизод деталь, которой нет в тексте. Назовите её. (Это разбившаяся фотография бабушки в стеклянной рамке, а в книге это была грамота). И фотография изображена крупным планом. (Отрывок из текста читает учитель)

-Случайна ли замена грамоты фотографией бабушки? (Нет, режиссёр ещё раз подчеркивает разрушившийся мир подростка, предательство самых близких людей, окончательную потерю доверия ко взрослым, которые не хотели его понять, помочь ему, поверить в его любовь).

Ромка не хочет иметь теперь ничего общего с этим миром взрослых (эпизод из повести читает учитель).- Какое слово указывает на негативное отношение Ромки к бабушке в этот момент? (старуха, суффикс — ух — имеет пренебрежительный оттенок).

-И мы приближаемся к развязке книги и фильма.

Просмотр эпизода №2 из фильма Ильи Фреза.

-Ребята, напишите на листочках с фотографиями актёров, о чём могут думать Роман и Юлька, сидя на снежном сугробе (проверим двух-четырёх учеников).

-Так ли заканчивается книга? (Нет, следует краткий рассказ ученика).

-Почему Галина Щербакова оставляет финал книги открытым? (Она хотела показать трагедию первой подростковой любви, то, на что готовы подростки в юношеском максимализме; читатель сам должен додумать, какова судьба Ромки).

-Совпадает ли замысел режиссёра фильма с замыслом Галины Щербаковой? (Нет. Герои встретились, Ромка жив).

-Какую мысль хочет донести до нас режиссёр фильма? Случайно ли в финале фильма появляются дети, с любопытством рассматривающие наших героев? (Режиссёр доносит мысль о том, что любовь победит все преграды, а образы детей — намёк на то, что современные Ромео и Джульетты всё-таки существуют).

4. Подведение итогов урока.

Давайте ответим на вопрос, поставленный в теме урока: «Любовь ли это?» И почему? (Да, только тот, кто так любит, может преодолеть столько препятствий на своём пути, как наши герои).

5.Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «В чём смысл названия повести Галины Щербаковой?»

Источник