Анализ стихотворения лермонтова сон в полдневный жар в долине дагестана

Анализ стихотворения лермонтова сон в полдневный жар в долине дагестана thumbnail

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 45.

Источник

5 декабря 2016      

админ      

     Просмотров:  
2818

«В полдневный жар в долине Дагестана…» (1841) — стихотворение написано за несколько месяцев до смерти Лермонтова на Кавказе и связано с настроениями поэта, отправленного во вторую кавказскую ссылку.

«Сон» не описывает биографических событий из жизни поэта, но воспринимается как пророчество. Лермонтов передаёт свои мрачные предчувствия языком образов.

Стихотворение имеет сложную сюжетную форму и состоит из пяти строф: первые две повествуют об убитом герое (первый сон), третья — о «пире» (второй сон), последние две строфы — о возлюбленной, которая тоже видит «сон» (третий сон). В.С.Соловьёв назвал стихотворение «сновидением в кубе», В.В.Набоков — «тройным сном».

Читайте также:  Делать себе прическу перед зеркалом во сне

Лирический герой «Сна» — русский офицер, он жив и рассказывает сон, в котором видел собственную смерть (<<И снится мне»), он умирает, истекая кровью, далеко от родины под палящим солнцем Дагестана. В этом «мёртвом сне» герой видит сон любимой им женщины, которая пророчески прозревает его смерть («И снился ей»). На весёлом балу она сидит задумчиво, а её «душа младая» «погружена» в «грустный сон» о нём. Таким образом, получается, что второй сон находится внутри первого, а третий — внутри второго и первого. Сюжет развёрнут два раза —
с точки зрения героя и с точки зрения героини.

Завершается стихотворение той же картиной, которая его открывала (кольцевая композиция). Последняя строфа зеркально отражает первую, почти полностью совпадают детали: «кровь лилась», «дымилась рана», в заключительной — «кровь лилась хладеющей струёй», «дымясь, чернела рана». Лермонтов сохраняет даже рифму «Дагестана — рана».

Сон, «сделав замкнутую спираль, возвращает нас к начальной строфе» (ВНабоков). Б.Эйхенбаум указал на зеркальную композицию «Сна»: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения».

Мотив сна о собственной смерти разрабатывался Лермонтовым на протяжении всего творчества. Категория сна в стихотворении многозначна: 1) сновидение; 2) смерть; 3) видение. Эти значения раскрывают смысл заглавия постепенно. У Лермонтова «сон» и «смерть» становятся синонимами.

Сон героя — это предсмертное видение. Сон героини — видение пророческое, в котором она «духовными очами» видит гибель родной души. Мотив смерти тесно переплетается с мотивом любви. Герои соединены незримыми узами: их души погружены в один сон. Лирический герой на грани земного и ирреального видит «её» живую, она видит «его» мёртвого.

В «мёртвом сне» ему «снился» «грустный сон» «души её». Это векторное движение навстречу. Но они не встречаются друг с другом, потому что находятся в двух разных точках мироздания: «здесь» и «там». «Здесь» — смерть, труп, свинец, кровь, жар, пустыня, а «там» — жизнь, юная жена, родимая сторона, пир, веселье.

Лермонтов стирает границу между жизнью и смертью, так как сон — это состояние вне времени. Сон лирического героя переходит в смерть, а душа героини погружена в сон «бог знает кем», то есть высшей силой, творцом.

«Сон» посвящён трагической для Лермонтова мечте — преодолению одиночества через любовь. Наличие двух персонажей говорит о том, что третьим основным мотивом стихотворения (кроме сна и смерти) становится мотив любви.

Любовь в понимании Лермонтова — это мистическое единство двух людей, находящихся далеко друг от друга. Для поэта образом идеальной любви становится провидческая Божественная связь родных душ.

«Сон» построен на контрастах и зеркальных оппозициях: чужбина — родина (долина Дагестана и «родимая сторона» (Петербург), свет-тьма (естественный «полдневный жар» и сияющий искусственными огнями «вечерний пир»), одиночество — веселье, (<<лежал один Я на песке долины» и «весёлый разговор»), жар — холод ( «полдневный жар» в первой строке стихотворения и «хладеющая струя» крови в последней).

Природа выступает враждебной, убивающей силой. Раненый герой погибает от зноя («солнце жгло»). Лермонтов акцентирует на этом внимание с помощью повторов. «Тягостный» пейзаж окружает героя: «уступы скал», песок долины, «жёлтые вершины».

Композиционная сложность стихотворения контрастирует с простотой художественной образности. «Сон» соединяет эпическую точность с элементами описания. Почти нет возвышенной лексики, кроме эпитетов «хладеющий», «увенчанный», «младая». Для усиления ощущения обречённости и одиночества лирического героя Лермонтов использует двойные лексические повторы («лежал» (1-я и 2-я строфа), «жгло» (2-я строфа), «весёпый» (3-я и 4-я строфа), «один» — «одна» (2-я и 4-я строфа).

«Сон» имеет сложный музыкальный рисунок, который создаётся с помощью ассонансов, аллитерации, анафоры и внутренних рифм («жар — лежал», «в груди — один», «скал — спал», «дымилась — точилась»). В первой, четвёртой и пятой строфах звучат тревожные звуки «д», «н» И «ж», всё стихотворение пронизано звуком «л», напоминающим о ключевом понятии «люблю» (В полдневный жар в долине Дагестана … Лежал недвижим я … И солнце жгло их жёлтые вершины и жгло меня … »).

Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы. Адресатами «Сна» называют В.А.Лопухину, Е.Л.Ростопчину, Е.А.Сушкову. В.А.Лопухина была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. «Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей … ».

Е.А.Сушкова необоснованно считала, что поводом к созданию «Сна» стало известие о её предполагаемом браке с А.А.Лопухиным. Она передавала слова Лермонтова: « … вы мне сегодня дали мысль для одного стихотворения …

Вы мне с таким увлечением сказали, что в кругу блеска, шума, танцев вы только видите меня, раненого, умирающего, и в этот момент вы улыбались для толпы, но ваш голос дрожал от волнения; но на глазах блестели слёзы, и со временем я опишу это.

Узнаете ли вы себя в моих произведениях?». Но «Сон» написан в 1841 году, а разговор мог состояться не позднее 1834 года. Эйхенбаум считал более вероятным адресатом Е.Л.Ростопчину. Лермонтов и Ростопчина сблизились в 1841 году перед отъездом Лермонтова на Кавказ. По её воспоминаниям, поэт настойчиво говорил об ожидавшей его смерти. Происхождение стихотворения может быть связано и с историей генерала М.Х.Шульца, который рассказал Лермонтову о том, как он после сражения пролежал среди убитых целый день, пока его не обнаружили.

Читайте также:  Дарят крестик во сне к чему

Стихотворение могло быть навеяно и песней терских казаков, в которой есть такие строки: «Много во сне виделось. Во сне виделось: ох, будто б я, удал добрый молодец, убитый на дикой степе лежу Ретивое моё сердечушко простреленное ».

С.Шувалов считал, что на замысел «Сна» могла повлиять лирика немецкого поэта Гейне. Многие исследователи считали «Сон» пророческим (Д.С.Мережковский, В.С.Соловьёв, В.В.Розанов, В.В.Набоков, С.И.Кормилов, И.Л.Щеблыкин).

Видение … ужасающей ясности», — отозвался о нём Д.С.Мережковский. Но нужно помнить, что в тексте нет биографических отсылок, всё это читатель при вносит из
знания фактов из жизни Лермонтова.

Источник

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Источник

Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.

История создания

М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.

Читайте также:  Получить в подарок босоножки во сне

Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.

Жанр, направление и размер

«Сон» относится к любовной и философской лирике, так как автор говорит не только о своих чувствах, но и о вечных проблемах: жизнь и смерть, тайны бытия, существование загробного мира и судьбы и т.д.

Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.

Образы и символы

Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана. Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.

  1. Солнце – это символ жизни, которая покидает героя, но в то же время остается после него. Он уже умер, а лучи продолжают свою созидательную работу и щедро рассыпаются золотом по долинам. От его смерти в мире ничего не изменилось, и от осознания ненужности этой жертвы читатель начинает грустить.
  2. Свинец в груди – пуля, которая убила героя. Металл ассоциируется с могильным холодом, который уже коснулся крови умершего. Так его по капле покидает жизнь, унесенная метким выстрелом.
  3. Скалы и пустыни – печальный вид, вселяющий тоску. Это одинокое место контрастирует с суетой города и бала, где люди веселы и беспечны. Этот контраст очерчивает пропасть между поэтом и обществом. Он чувствует себя выжженной пустыней, думает о смерти, а его окружение беспечно веселится вдали от него, и лишь одна душа живет в унисон с героем – его избранница.

Темы и настроение

  1. Лермонтов продолжает свою тему одиночества: лирический герой, отчужденный от общества, от мира, один покидает свой родной край с высоко поднятой головой, не оборачиваясь назад. И только лишь душа его испытывает тоску по дому, по взаимопониманию, которое было возможно лишь с одной девушкой.
  2. Смерть – основная тема стихотворения. Поэт принимает ее в одиночестве, расставляя все на свои места: один он пришел в этот мир, один он его покидает. Автор напророчил себе насильственную смерть, ведь служил в горячей точке и каждый день рисковал собой. Как видно, он ни о чем не жалеет, уходя так рано, его лишь смутно тревожит та боль, что испытывает девушка, которая, быть может, все еще ждет его.
  3. Любовь. Она предстает в виде духовной близости людей, которая связывает их даже на расстоянии. Страсть приобретает таинственную волшебную силу и погружает девушку в сон, где провидение показывает ей участь возлюбленного.
  4. Природа обрамляет смерть лирического героя, становится яркой и весьма показательной декорацией. В острых скалах, сухом песке мы видим аскетизм и бесплодность пейзажа, которые невольно выдают характер самого поэта. В его душе при жизни были те же выжженные и бесприютные земли.
  5. Настроение в стихотворении печальное, грустное. Читателю остается лишь сожалеть об утрате и сочувствовать той девушке, которая не дождется героя, даже не узнает, где можно почтить его память. Он навсегда остается заложником своей внутренней пустыни, так и не впустив в нее любовь.

Основная идея

М. Ю. Лермонтов изобразил духовную связь между людьми, которая реализуется на уровне подсознания. Посредством сна влюбленные понимают, что им больше не увидеться на этом свете. Главная мысль автора – показать, что любовь побеждает смерть, возвышается над реальностью и находит способ воплотиться, пусть даже и во сне. Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.

Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.

Средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.

Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».

Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».

Автор: Виктория Арфано

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник