Аркадий иванович появляется из сна раскольникова в конце части романа

Аркадий иванович появляется из сна раскольникова в конце части романа thumbnail

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Тема сна

Описание
сна Раскольникова

Глава
в романе

Сон о лошади

Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:

«…Страшный
сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»

«…в
большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская
клячонка…»

«…Он
проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в
ужасе…»

Сон отражает двойственность натуры
Раскольникова (как и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к
лошадке, к животному. Но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не
испытывает.

Часть 1, Глава V

Сон об Африке

Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В
этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни,
золотой песок.

«…Ему
все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось
ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…”

Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.

Часть 1, Глава VI

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче,
который бьет хозяйку квартиры, в которой живет главный герой.

Во
сне Раскольников чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:

«…Вдруг
Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи
Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

«…Но,
стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из
того же… из-за вчерашнего…»

«…Страх,
как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

В этом сне воплощается страх Раскольникова за то,
что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне Раскольников
не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.

Часть 2, Глава II

Сон о смеющейся старухе

Перед
приходом Свидригайлова к Раскольникову главный герой видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице. Во
сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. 

В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется.
Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:

«…старушонка
сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех
сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в
помещениях и т.д.:

«…все
смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги
не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора,
которые мучают его в реальности. 

Часть 3,

Глава VI

Сон о конце света

Это –
последний сон Раскольникова, который снится герою уже
на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном
бреду он несколько раз видит, судя по всему, повторяющийся сон о конце света:

«…Он
пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он
припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в
болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и
невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были
погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»

Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней
работе героя.

Эпилог

Источник

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».

Сон

Содержание

Значение

Символика

Сон о лошади

Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.

Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.

Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.

Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.

Сон об Африке

Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.

Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.

Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.

Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.

Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.

Читайте также:  Увидеть покойного мужа во сне живым

Сон о смеющейся старухе

По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.

Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.

Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.

Сон означает полный провал эксперимента над собой.

Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.

Сон о конце света

Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.

Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.

Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.

Сон как символ обновления души, ее очищения.

С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.

Источник

Автор:
Guru
·
30.01.2018

Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести». В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны. Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.

Сны Раскольникова

  • О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.
  • Об Африке. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.
  • Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.
  • О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз  старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.
  • Сон на каторге. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом,  это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович  — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он  начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной  женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.
Читайте также:  Что значит если во сне скрипишь зубами

Проснувшись, Аркадий  Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Значение и роль снов

Ю.Ф.Карякин, литературовед, публицист и автор работ о творчестве Достоевского, пишет следующее:

Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Таким образом, в сновидениях раскрываются истинные характеры героев, в них показано то, в чем люди боятся признаться даже самим себе.

Автор: Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Источник

Анализ эпизода: Сон Раскольникова.

Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне

убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из

ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”.

На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из

рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им

страшный план, и даёт бедному студенту небольшую передышку от той болезненной

лихорадки, в которую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Поначалу нам

кажется, что, очутившись в непривычной для себя обстановке Островов, в окружении

зелени, свежести и цветов вместо обычных городской пыли, извёстки и “теснящих и

давящих домов” (вспомним попутно размышления героя о необходимости построения

фонтанов), Родион Романович и вправду чудесным образом избавляется “от этих чар,

от колдовства, обаяния, от наваждения” и погружается в мир своего детства. Что

перед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, который

испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, лишь только проходя с отцом

мимо городского кабака, и “весь дрожит” от одних доносящихся из него звуков и

вида “шляющихся кругом” “пьяных и страшных рож”. Когда герой с душевной теплотой

вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зелёным куполом и старинные в

ней образа”, и “старого священника с дрожащею головой”, и своё собственное

невероятно трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца,

умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить”, нам

кажется, что из-под всего наносного, рождённого жизненными обстоятельствами в

нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душа

ребёнка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на

убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода на первый взгляд заключается

в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже

обращается с молитвой к Богу: “Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от

этой проклятой… мечты моей!” Однако буквально через сутки Раскольников

всё-таки приведёт в исполнение свой страшный замысел, а Достоевский почему-то не

даёт читателю забыть об этом первом сне своего персонажа практически до самого

конца романа: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, или отголоски

произнесённой вслух фразы, по всему тексту “Преступления и наказания” разбросаны

мельчайшие образы, вновь и вновь возвращающие его к содержанию сна. То, спрятав

под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвращается домой

“дрожа, как загнанная лошадь”, и ему мерещится, что помощник квартального

надзирателя Илья Петрович бьёт на лестнице его квартирную хозяйку. То с криком:

“Уездили клячу!” — умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг

чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка,

оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и “толстой такой шеей”, а

скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным,

который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врёт, как

лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое). Все эти мимолётные

указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики

загадочного сна.

Вернёмся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в

воспалённом мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой

стремится уйти как можно дальше от дома: “Домой идти ему стало вдруг ужасно

противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало всё это вот уже

более месяца, и он пошёл куда глаза глядят”. Блуждая таким образом, Родион

Романович попадает в отдалённую часть Петербурга. “Зелень и свежесть, — пишет

Достоевский, — понравились сначала его усталым глазам… Тут не было ни духоты,

ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в

болезненные и раздражающие”.

Увы, смертельная обида на весь мир слишком глубоко засела в сознании гордого

Раскольникова, и её не выбить оттуда простой переменой обстановки. Да и только

ли во внешней обстановке заключается всё дело? Уж слишком сложный человек

Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто

“заела среда”. До этого сам Родион Романович начинает доискиваться уже много

позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: “Работает же Разумихин! Да я

озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. О, как ненавидел

я эту конуру! А всё-таки выходить из неё не хотел. Нарочно не хотел!” Очевидно,

что ужасная теория о разделении людей на “дрожащих тварей” и “имеющих право”

скрывается всё же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей

поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления

во время прогулки по зелёным Островам на самом деле не происходит. Все действия

героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: “…раз он остановился и

пересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из

кармана”, — а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не

оставляют в нём чёткого цельного образа: “особенно занимали его цветы; он на них

всего дольше смотрел”; “встречались ему тоже пышные коляски, наездники и

наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они

скрывались из глаз”.

Настоящего просветления не происходит и после пробуждения героя — автор

отмечает, что у Раскольникова было “смутно и темно на душе”. Небольшое же

облегчение и весьма кратковременное, как окажется после, умиротворение,

наступившее в его душе, связано скорее с принятием окончательного, как ему

думалось, решения относительно его теории. Но что это было за решение?

Читайте также:  Мыть пол во сне что означает

“Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено

в этот месяц, ясно, как день, справедливо, как арифметика. Господи! Ведь я всё

равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!”. Итак,очевидно, что речь

здесь идёт не о раскаянии, но лишь о том, сможет ли смелый

теоретик собственноручно привести в исполнение свой замысел. Сон играет с

Раскольниковым злую шутку, словно предоставив ему возможность совершить пробу

пробы, после чего герой, в состоянии всё того же автоматизма, и в самом деле

отправляется к старухе процентщице — для второй попытки.

Не случайно сам автор называет видение своего героя “страшным”, “болезненным”,

“чудовищной картиной”. При всей своей кажущейся обыденности этот первый в романе

сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший

Раскольникова в финале третьей части, в котором чёрт снова приводит его в

квартиру Алёны Ивановны и из которого словно бы входит в повествование

Свидригайлов. Увиденное Раскольниковым, без сомнения, относится к тем “странным

и разным” снам, о которых он не решается рассказать даже Соне. Дело в том, что

перед нами отнюдь не воспоминание о детстве героя.

Недаром его описание предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о

том, что “в болезненном состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходством с

действительностью”, а следующее далее утверждение, что столь “вероятную

обстановку” “не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же

художник, как Пушкин или Тургенев”, вряд ли относится к ужасной, но бытовой

картине убийства лошади. Скорее всего, автор здесь в свойственной ему

ненавязчивой манере предупреждает читателя о том, что при всей своей

правдоподобности “страшный сон” Раскольникова не так прост.

Картина, представившаяся герою, поначалу старательно “маскируется” под обыденную

и реальную: “…время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же,

как уцелела в его памяти”. Обманность и фантасмагоричность сновидения выражаются

здесь лишь в том, что оно правдивее реальности: “…даже в памяти его она

(местность. — Д.М.) гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во

сне”. Настроив героя (и читателей) на волну лирических воспоминаний, сон

подбрасывает им всё новые и новые подробности — о чёрной пыли на дороге в кабак,

о сахарной кутье на белом блюде, о старинных образах без окладов…. И лишь

непосредственно после этого, как бы в продолжение всё той же мысли, без абзаца,

начинается изложение самого сна: “И вот снится ему…”

Эта вторая часть видения Раскольникова также обладает своей собственной

фантастикой: здесь маленькому мальчику неожиданно начинают казаться необычными

самые обыденные вещи. На самом деле, что такого, например, в том, что в

городском кабаке “как будто” происходит гулянье — ведь описанные события

развиваются “в праздничный день, под вечер”, а “толпа всякого сброду” занимается

тем же, чем и всегда, — горланит песни, пугая маленького Родю. Почему стоящая

возле “кабачного крыльца” телега названа “странной”, если тут же добавлено, что

это “одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей”, за

какими так любил наблюдать маленький мальчик? Действительно странным является,

пожалуй, лишь то, что на этот раз “запряжена в неё маленькая, тощая, саврасая,

крестьянская клячонка”2, какая обычно не может сдвинуть с места даже

предназначенный для неё воз дров или сена — и тогда её “бьют мужики кнутами,

иной раз даже по морде и по глазам”, на что всегда так жалко было смотреть

сердобольному ребёнку. Этими вновь постоянно возникающими отступлениями в

сознание читателя как бы исподволь закладывается мысль о полной никчёмности и

бесполезности бедной лошадки, и разыгрывающаяся далее сцена оказывается, по

сути, предрешённой.

В последней части видения Раскольникова, несомненно, нашли отражение черты

придуманного им страшного плана. Ведь речь здесь идёт о возможности

распоряжаться чужой жизнью — пусть пока жизнью лошади (“Моё добро!” — кричит

пьяный Миколка) — и о критериях целесообразности, пользы, ожидаемой от

существования окружающих: “А кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает:

так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест”. Насколько близким оказывается

положение приснившейся студенту бедной лошадки и вполне реальной старухи

процентщицы, которая, по отзывам окружающих, есть не что иное, как “глупая,

бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и,

напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра

же сама собой умрёт”, чья жизнь стоит несравнимо меньше лошадиной, равняясь по

ценности “жизни вши, таракана”. (Эту фразу из подслушанного в трактире разговора

Раскольников попытается затем передать Соне.)

Сон Раскольникова, как своеобразная проба пробы, также довольно точно передаёт

мелкие детали будущего убийства: лошадку забивают (“Топором её, чего!” — кричит

кто-то), по её морде струится кровь; Миколку, на котором, как после и на

Раскольникове, “нет креста”, подзуживает при этом целая толпа, так же как

студент и офицер своим разговором в трактире подтверждают оценку, мысленно

данную Родионом Романовичем старухе процентщице, и убеждают его в своеобразной

справедливости собственных замыслов.

Однако сон, являясь, по сути, сжатым изложением всего романа, словно коварно

подсказывает главному герою и возможный путь ухода от неминуемо приближающейся

трагедии — притвориться, что он-то здесь и ни при чём, занять место стороннего

наблюдателя или, ещё хуже, самому прикинуться этакой “лошадкой”, которую чуть

было не “заели” невыносимые условия жизни. И действительно, как во сне

Раскольников видит задуманное им убийство со стороны, так и в реальной жизни, на

тот случай, если из него не выйдет Наполеона, у философа остаётся ещё мнимый

шанс “побороться”, свалив свою вину на так вовремя подвернувшегося

красильщика-сектанта с его навязчивой идеей о необходимости “пострадать”.

Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и

символичностью, присущими сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое

героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то

же время — предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему

предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого

пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории,

чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному покаянию и воскресению

Источник