Аркадий иванович появляется из сна раскольникова в конце

Аркадий иванович появляется из сна раскольникова в конце thumbnail

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Тема сна

Описание
сна Раскольникова

Глава
в романе

Сон о лошади

Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:

«…Страшный
сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»

«…в
большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская
клячонка…»

«…Он
проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в
ужасе…»

Сон отражает двойственность натуры
Раскольникова (как и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к
лошадке, к животному. Но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не
испытывает.

Часть 1, Глава V

Сон об Африке

Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В
этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни,
золотой песок.

«…Ему
все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось
ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…”

Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.

Часть 1, Глава VI

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче,
который бьет хозяйку квартиры, в которой живет главный герой.

Во
сне Раскольников чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:

«…Вдруг
Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи
Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

«…Но,
стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из
того же… из-за вчерашнего…»

«…Страх,
как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

В этом сне воплощается страх Раскольникова за то,
что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне Раскольников
не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.

Часть 2, Глава II

Сон о смеющейся старухе

Перед
приходом Свидригайлова к Раскольникову главный герой видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице. Во
сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. 

В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется.
Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:

«…старушонка
сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех
сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в
помещениях и т.д.:

«…все
смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги
не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора,
которые мучают его в реальности. 

Часть 3,

Глава VI

Сон о конце света

Это –
последний сон Раскольникова, который снится герою уже
на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном
бреду он несколько раз видит, судя по всему, повторяющийся сон о конце света:

«…Он
пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он
припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в
болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и
невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были
погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»

Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней
работе героя.

Эпилог

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 августа 2019;
проверки требует 1 правка.

Арка́дий Ива́нович Свидрига́йлов  — один из центральных персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»[1][2]. Вместе с персонажем Лужина образует в романе систему двойников Родиона Раскольникова[3].

Свидригайлов в романе[править | править код]

Свидригайлову около 50 лет. Он дворянин, служивший в кавалерии, «не без связей». Вдовец (покойную жену звали Марфа Петровна), влюблён в сестру Раскольникова Дуню (Авдотью Романовну). Впервые упоминается в письме матери Раскольникова к сыну. Далее прибывает в Петербург и знакомится с Раскольниковым, прося его об устройстве свидания с Дуней, но получает отказ. Случайно селится по соседству с Соней Мармеладовой и, подслушав её разговор с Раскольниковым, узнаёт, кто убил старуху-процентщицу, после чего рассказывает Раскольникову, что подслушал разговор и всё знает, однако обещает хранить молчание. Далее Раскольников встречает Свидригайлова в трактире. После встречи с Раскольниковым Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню, где Дуня чуть не убивает его выстрелом из пистолета. Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством.

Читайте также:  Скачать песню макка сагаипова мой сон

Внешность[править | править код]

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

.

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

.

Характер[править | править код]

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Прототипы[править | править код]

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на имя литовского великого князя Свидригайло и созвучие с немецким словом geil — похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове — личности «отталкивающей» и «омерзительной». В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога — убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома» он выведен как А—в).[4].

Актеры, сыгравшие Свидригайлова[править | править код]

  • Питер Шаров (1923, США)

    Александр Балуев — исполнитель роли Свидригайлова в российском телефильме 2007 года

  • Дуглас Дамбрилль (1935, США)
  • Ефим Копелян (1969, СССР)
  • Энтони Бэйт (1979, Англия, телефильм)
  • Владимир Высоцкий (1979, Россия, Театр на Таганке)
  • Ричард Бреммер (1998, Англия, телефильм)
  • Александр Балуев (2007, Россия, телефильм)
  • Евгений Дятлов (2012, МХТ им. А. П. Чехова)
  • Игорь Гордин (2015, МТЮЗ)
  • Дмитрий Щербина (Театр имени Моссовета, режиссёр Юрий Ерёмин)
  • Александр Яцко (Театр имени Моссовета, режиссёр Юрий Ерёмин)
  • Дмитрий Лысенков (2016, Александринский театр)
  • Евгений Вальц (2016, Театр мюзикла)
  • Александр Маракулин (2016, Театр мюзикла)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • О. А. Богданова,. Свидригайлов // Энциклопедия литературных героев / С.В. Стахорский. — Аграф. — М., 1997. — ISBN 5-7784-0013-6. Архивная копия от 4 мая 2012 на Wayback Machine
  • Николай Наседкин. СВИДРИГАЙЛОВ Аркадий Иванович // Достоевский. Энциклопедия. — 2-е изд.. — Эксмо, Алгоритм, Око. — 800 с. — (Энциклопедии великих писателей). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-21068-8.
  • Свидригайлов // Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник / Александр Архангельский, Д. Бак, Евгений Шкловский. — М.: Олимп, 2007. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-004788-8. Архивная копия от 4 мая 2012 на Wayback Machine
  • Свидригайлов // Пишем сочинения по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Шклярова Т.. — М.: Грамотей, 2007. — ISBN 5-89769-214-9. Архивная копия от 4 мая 2012 на Wayback Machine
  • Т . В . Надозирная , Л . А . Скубачевская. Свидригайлов // ЕГЭ 2009: Литература: Справочник.. — М: Эксмо, 2009.. — (ЕГЭ. Интенсивная подготовка). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-31319-8. Архивная копия от 4 мая 2012 на Wayback Machine
  • Матюшенко Л. И., Матюшенко А. Г. Свидригайлов // Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М .: МАКС Пресс, 2009. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • А . Д . Терлецкий. Свидригайлов Аркадий Иванович // Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв.. — М .: Московский лицей, 1997. — ISBN 9785761101180. Архивная копия от 4 мая 2012 на Wayback Machine
  • Владимир Сергеевич Ефремов. Глава 5. Последняя дорога и вечность (Как Свидригайлов «одолел» желание жить) // Самоубийство в художественном мире Достоевского. — СПб.: Издательство «Диалект», 2008. — С. 445-517. — 584 с. — ISBN 978-5-98230-037-9.
Читайте также:  Сон пить молоко во сне женщине

Источник

“Характер Свидригайлова создан из
поразительных контрастов, из самых резких
противоречий, и, несмотря на это, а может быть,
благодаря этому, он до такой степени живой, что
нельзя отделаться от странного впечатления, что
Свидригайлов больше, чем лицо романа, что
когда-то знал его, видел, слышал звук его голоса”
— так характеризует образ Свидригайлова
Д.Мережковский.

В романе Достоевского “Преступление и
наказание” Аркадий Иванович Свидригайлов
представлен как темный двойник Раскольникова; он
порожден кошмаром главного героя, выходит из его
сна. “Ты его точно видел – ясно видел? Гм… то-то.
А то, знаешь, мне подумалось… мне все кажется, что
это, может быть, и фантазия…”

Свидригайлов – тот же Раскольников, но уже
окончательно “исправленный” от всяких
предрассудков. Они идут по одному пути, но
Свидригайлов свободнее и смелее Раскольникова и
доходит до конца. Раскольников отменяет старый
уклад жизни во Христе, вытесняя из себя человеко
божеское, выковывая бога человеческое, но при
этом все еще цепляется за красоту и благородство.
Свидригайлов последовательнее: добро и зло –
относительны, все позволено – все безразлично.
Остается только мировая скука и пошлость.

Свидригайлов – сладострастник; на его совести
страшные преступления: убийство жены,
самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней
оскорбленной им девочки. Он любит грязный
разврат, но совесть его спокойна. Он испытывает
степень своей свободы во зле и не находит
предела.

Совершая зверские поступки, при этом
Свидригайлов не законченный злодей: Аркадий
Иванович великодушно отпускает Дуню, раздает
деньги, помогает Мармеладовым.

Свидригайлов, стоящий на перепутье
божественного и дьявольского, испытывает муки
совести. Он, не верящий в Бога, всем своим
поведением и манерами отрицающий жизнь
истинного христианина, остается честным и
искренним перед самим собой. В результате
духовных терзаний, жизнь и сон Аркадия Ивановича
сливаются в единую материю сна-галлюцинации.

Тема сна весьма широко использовалась в
классических русских произведениях различных
авторов XIX века. В романе Ф.М. Достоевского
“Преступление и наказание” на сновидения
возложена особая задача – передать скрытую,
неизвестную сторону души героев. Для творчества
Достоевского вообще характерно отразить
нравственную патологию героев, которую наяву они
не хотят признавать. В своей книге “Самообман

Раскольникова” Ю.Карякин пишет: “Сны у
Достоевского – это обнаженная совесть, не
заговоренная никакими успокоительными, славными
словечками.

Сны – кошмары у Достоевского – не зеркальное
повторение происходящего наяву, не простой
дубликат действительности. Это всегда
чудовищная аберрация, но всегда – отражение
действительности в кривом и увеличивающем
зеркале”.

Такое вот увеличивающее зеркало ждало в конце
жизни и Свидригайлова. Его сон – это разговор с
самим собой, со своим внутренним миром,
запредельным, но очень обнаженным и честным. В
своих предсмертных снах Свидригайлов видит
самого себя, сталкивается с множеством образов,
которые рождаются в его воображении.
Сновиденческие картины и образы провоцируют
реакцию на них, запечатленную непосредственно в
самом сне, и служат особой формой его исповеди.
Эти сны играют роль надвигающейся катастрофы в
жизни Свидригайлова.

В последнюю свою ночь Аркадий Иванович
Свидригайлов видит три сна – галлюцинации. Эти
сны один другого кошмарнее. ““Вход” в эти сны и
“выход” из них почти стерты, и трудно, подчас
невозможно…, определить, когда Свидригайлов
забывается, а когда – приходит в себя. Так и
должно быть, потому что грань бытия и небытия для
него давно уже стерта”, — говорит Ю. Карякин.

В первом сне ему мерещатся мыши: “… вдруг как
бы что-то пробежало под одеялом по руке его и по
ноге…. он встряхнул одеяло, и вдруг на простыню
выскочила мышь. Он бросился ловить ее; но мышь не
сбегала с постели, а мелькала зигзагами во все
стороны, скользила из-под его пальцев, перебегала
по руке и вдруг юркнула под подушку, он бросил
подушку, но в одно мгновение почувствовал, как
что-то вскочило ему за пазуху, шоркает по телу, и
уже за спиной, под рубашкой. Он нервно задрожал и
проснулся”.

Образ мыши является предвестником беды,
надвигающейся катастрофы, апокалипсиса, который
должен случиться со Свидригайловым. Мышь – это
символ-воплощение души умершего, предвестник
скоропостижной кончины. Приснившаяся, а в
дальнейшем прыгнувшая за пазуху к Свидригайлову
мышь постепенно приближает героя к неминуемой
трагедии и скорой гибели.

Перейдя во второй сон, Аркадий Иванович видит “…
прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий
день, праздничный день, Троицын день”. Герою
всюду видятся цветы и травы, непременные
спутники Троицына дня. Здесь царит жизнь и
девственная чистота природы, но стоит
Свидригайлову войти в дом, как все меняется:
“посреди залы” стоит гроб, “обитый белым
гроденаплем и обшитый белым густым рюшем”, в
котором лежала “девочка, в белом тюлевом
платье”. Белый цвет здесь несет оттенок смерти и
тоски. Свидригайлов словно из пространства жизни
перемещается в пространство смерти.Герой не
видит здесь ни панихиды, ни свечей, ни толпы людей
у гроба. Девочка из его сна — самоубийца,
утопленница, не перенесшая насилия и
надругательства.

Читайте также:  Взрослый человек во сне скрипит зубами

Эта галлюцинация дает отсылку к прошлому
Свидригайлова, к отголоскам слухов, которые
бросают тень на его “доброе” имя и
“безупречную” репутацию. Аркадию Ивановичу
кажется, что он знает эту девочку, что это та
совращенная им четырнадцатилетняя глухонемая.

Во втором сне очень явственно проступает тема
борьбы совести Свидригайлова с его развратной
стороной души. Герой, который в своей
галлюцинации не хочет лгать себе, впервые
испытывает ужас от насилия, грязи, распутства,
человеческой низменности, от тех моральных
устоев, что в жизни доставляли ему лишь
наслаждение.

Каждый следующий сон – галлюцинация
Свидригайлова все более и более отвратительный,
несущий в себе катастрофическое, разрушающее
воздействие на душу героя. Перейдя в третий и
последний сон, Аркадий Свидригайлов находит в
углу пятилетнюю девочку. Свидригайлов здесь
испытывает чувство страха: “… ее губки
раздвигаются в улыбку, кончики губок
вздрагивают, как бы еще сдерживаясь. Но вот уже
она совсем перестала сдерживаться; это уже смех,
явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится
в этом не детском лице; это разврат, это лицо
камелии, нахальное лицо продажной камелии из
француженок. Вот уже совсем не таясь, открываются
оба глаза: они обводят его огненным и бесстыдным
взглядом, они зовут его, смеются…”.

В этом сне Свидригайлов спасает невинную
девочку, заботится, согревает, укладывает ее
спать. В его мыслях нет никакого злого умысла, но
внезапно это маленькое существо превращается в
него самого. Ранее такое румяное детское личико
приобретает выражение развратной девицы.
Пошлость, лицемерие, цинизм написаны на нем.
Свидригайлов и эта малютка меняются местами.
Герой осознает насколько он низок и страшен.
Настоящий кошмар овладевает им, он начинает
мучиться. Совесть подсказывает ему, что
единственный выход – это самоубийство. Своей
жизнью или лучше сказать проживанием ее, он
преступал главные христианские заповеди: не
убий, не укради, не прелюбодействуй. Живя в свое
удовольствие, Свидригайлов не ценил дружбы и не
верил в настоящую любовь. Аркадий Иванович
убивает в себе человеко-божеское. Будучи
двойником Раскольникова, Свидригайлов не нашел
для себя человека, с которым мог бы отмаливать
свои грехи. У него не было своей Сонечки. Если во
втором сне показана борьба совести, то последний
сон – это взгляд в уродливое зеркало его души.
Свидригайлов терпит крах, нравственное
банкротство.

Весь ночной кошмар героя сопровождает образ
зловещей природы.

Описания природы помогают Свидригайлову
перейти из одного мира в другой, из бытия в
небытие. Не случайно, что каждая галлюцинация
оканчивается зарисовкой погоды за окном. Образ
природы показан по принципу градации: от
меньшего зла к большему.

В течение всей кошмарной ночи Свидригайлова
преследует ощущение холода и сырости, неприятное
ощущение промозглости. Ветер, вначале только
завывающий, не дающий спокойно спать, вызывающий
неприятные обрывчатые мысли, в дальнейшем
“хлынет неистово в его каморку и облепит ему
лицо и прикрытую одною рубашкой грудь”. Образ
ветра дан Достоевским как символ нарастающей
беды, которая неумолимо покарает Свидригайлова
за его грехи.

В эпизоде снов Аркадия Ивановича присутствует
и образ воды. Эта вода не очищающая священная
стихия, она связана с пошлостью и развратом. В
первом сне Свидригайлов видит мышь, которая
скользит из-под его пальцев; во второй
галлюцинации в гробу герою мерещится
девочка-подросток с мокрыми волосами; а в
последнем сне он заботится о “девочке лет пяти,
не более, в измокшем, как поломойная тряпка,
платьишке”.

Важен для эпизода снов Свидригайлова и образ
свечи. Свеча – это символ связи человека с Богом,
космосом, иными мирами. Свидригайлов, переходя из
одной галлюцинации в другую, непременно зажигает
свечу. Потеряв же последнюю надежду в
перерождение личности, увидев свой истинный
образ, герой ее больше не зажигает, он
окончательно опустошил себя и не видит более
смысла в жизни. Его свеча окончательно потухла.
“Он на той же постели, так же закутанный в одеяло;
свеча не зажжена, а уж в окнах белеет полный
день”.

Достоевский вводит в сны Свидригайлова и тему
тумана. Окончательно разуверившись в жизни, не
видя более смысла продолжать ее, измученный
совестью герой уходит. Он навсегда растворяется
в этом “молочном, густом тумане, лежащим над
городом”. Туман в данном эпизоде последний оплот
жизненного пути Аркадия Ивановича
Свидригайлова.

Главный концепт всего произведения Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание” —
показать разрушающее воздействие на человека
идеи о существовании двух разрядов людей: тварей
дрожащих и право имеющих, – о праве последних на
собственное усмотрение решать вопросы жизни и
смерти других людей во имя общественного
прогресса. На примере Свидригайлова мы видим,
что, даже нарушая закон, грабя, убивая, применяя
насилия, человеку никогда не уйти от высшей
справедливости — муки совести и кары господней.

Источник