Автор заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна

Автор заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна thumbnail

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÏÓØÊÈÍ

ÇÈÌÍßß ÄÎÐÎÃÀ

Ñêâîçü âîëíèñòûå òóìàíû
Ïðîáèðàåòñÿ ëóíà,
Íà ïå÷àëüíûå ïîëÿíû
Ëüåò ïå÷àëüíî ñâåò îíà.
Ïî äîðîãå çèìíåé, ñêó÷íîé
Òðîéêà áîðçàÿ áåæèò,
Êîëîêîëü÷èê îäíîçâó÷íûé
Óòîìèòåëüíî ãðåìèò.
×òî-òî ñëûøèòñÿ ðîäíîå
 äîëãèõ ïåñíÿõ ÿìùèêà:
Òî ðàçãóëüå óäàëîå,
Òî ñåðäå÷íàÿ òîñêà……
Íè îãíÿ, íè ÷åðíîé õàòû,
Ãëóøü è ñíåã…. Íà âñòðå÷ó ìíå
Òîëüêî âåðñòû ïîëîñàòû
Ïîïàäàþòñÿ îäíå…

ÂÎÒ ÑÅÂÅÐ, ÒÓ×È ÍÀÃÎÍßß (îòðûâîê èç ïîýìû «Åâãåíèé Îíåãèí»)

Âîò ñåâåð, òó÷è íàãîíÿÿ,
Äîõíóë, çàâûë – è âîò ñàìà
Èäåò âîëøåáíèöà-çèìà,
Ïðèøëà, ðàññûïàëàñü; êëîêàìè
Ïîâèñëà íà ñóêàõ äóáîâ,
Ëåãëà âîëíèñòûìè êîâðàìè
Ñðåäè ïîëåé âîêðóã õîëìîâ.
Áðåãà ñ íåäâèæíîþ ðåêîþ
Ñðàâíÿëà ïóõëîé ïåëåíîþ;
Áëåñíóë ìîðîç, è ðàäû ìû
Ïðîêàçàì ìàòóøêè-çèìû.
 
ÑÍÅÆÎÊ

ÍÈÊÎËÀÉ ÍÅÊÐÀÑÎÂ

Ñíåæîê ïîðõàåò, êðóæèòñÿ,
Íà óëèöå áåëî.
È ïðåâðàòèëèñü ëóæèöû
 õîëîäíîå ñòåêëî.

Ãäå ëåòîì ïåëè çÿáëèêè,
Ñåãîäíÿ — ïîñìîòðè! —
Êàê ðîçîâûå ÿáëîêè,
Íà âåòêàõ ñíåãèðè.

Ñíåæîê èçðåçàí ëûæàìè,
Êàê ìåë, ñêðèïó÷ è ñóõ,
È ëîâèò êîøêà ðûæàÿ
Âåñåëûõ áåëûõ ìóõ.

ÎÏßÒÜ ÇÈÌÀ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÒÂÀÐÄÎÂÑÊÈÉ

Êðóæàñü ëåãêî è íåóìåëî,
Ñíåæèíêà ñåëà íà ñòåêëî.
Øåë íî÷üþ ñíåã ãóñòîé è áåëûé —
Îò ñíåãà â êîìíàòå ñâåòëî.
×óòü ïîðîøèò ïóøîê ëåòó÷èé,
È ñîëíöå çèìíåå âñòàåò.
Êàê êàæäûé äåíü, ïîëíåé è ëó÷øå,
Ïîëíåé è ëó÷øå íîâûé ãîä…

ÇÈÌÍÈÅ ÊÀÐÒÈÍÊÈ

Ùåíêà ïðîãóëèâàåò òåòÿ.
Ùåíîê ðàññòàëñÿ ñ ïîâîäêîì.
È âîò íà áðåþùåì ïîëåòå
Ëåòÿò âîðîíû çà ùåíêîì.
Ñâåðêàåò ñíåã…
Êàêàÿ ìàëîñòü!
Ïå÷àëü, êóäà æå òû äåâàëàñü?
 
ÂÅ×ÅÐ ÒÈÕÈÉ È ÌÎÐÎÇÍÛÉ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ

Âå÷åð òèõèé è ìîðîçíûé.
Òîëüêî ñíåãà íåò è íåò.
Çà îêíîì âêëþ÷èëè çâåçäû,
 äîìå âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà òó÷à âûøëà
Äîì ïðèòèõ è çàìîë÷àë
Íî÷üþ êòî-òî åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè ñòó÷àë,
À ïîä óòðî â ñåðåáðèñòîé
Áåëîñíåæíîé òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé è ïóøèñòûé
Íà ìîåì ëåæàë îêíå.

ÏÎÐÎØÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Åäó. Òèõî. Ñëûøíû çâîíû.
Ïîä êîïûòîì íà ñíåãó,
Òîëüêî ñåðûå âîðîíû
Ðàñøóìåëèñü íà ëóãó.

Çàêîëäîâàí íåâèäèìêîé,
Äðåìëåò ëåñ ïîä ñêàçêó ñíà,
Ñëîâíî áåëîþ êîñûíêîé
Ïîäâÿçàëàñÿ ñîñíà.

Ïîíàãíóëàñü, êàê ñòàðóøêà,
Îïåðëàñÿ íà êëþêó,
À íàä ñàìîþ ìàêóøêîé
Äîëáèò äÿòåë íà ñóêó.

Ñêà÷åò êîíü, ïðîñòîðó ìíîãî,
Âàëèò ñíåã è ñòåëåò øàëü.
Áåñêîíå÷íàÿ äîðîãà
Óáåãàåò ëåíòîé âäàëü.

ÇÈÌÍÈÉ ÂÅ×ÅÐ

ÌÈÕÀÈË ÈÑÀÊÎÂÑÊÈÉ

Çà îêîøêîì â áåëîì ïîëå –
Ñóìðàê, âåòåð, ñíåãîâåé…
Òû ñèäèøü, íàâåðíî, â øêîëå,
 ñâåòëîé êîìíàòêå ñâîåé.

Çèìíèé âå÷åð êîðîòàÿ,
Íàêëîíèëàñü íàä ñòîëîì:
Òî ëè ïèøåøü, òî ëü ÷èòàåøü,
Òî ëè äóìàåøü î ÷åì.

Êîí÷åí äåíü – è â êëàññàõ ïóñòî,
 ñòàðîì äîìå òèøèíà,
È òåáå íåìíîæêî ãðóñòíî,
×òî ñåãîäíÿ òû îäíà.

Èç-çà âåòðà, èç-çà âüþãè
Îïóñòåëè âñå ïóòè,
Íå ïðèäóò ê òåáå ïîäðóãè
Âìåñòå âå÷åð ïðîâåñòè.

Çàìåëà ìåòåëü äîðîæêè, –
Ïðîáèðàòüñÿ íåëåãêî.
Íî îãîíü â òâîåì îêîøêå
Âèäåí î÷åíü äàëåêî.

Читайте также:  Видеть во сне золотые часы наручные на своей руке

ÄÅÊÀÁÐÜÑÊÎÅ ÓÒÐÎ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

Íà íåáå ìåñÿö — è íî÷íàÿ
Åøå íå òðîíóëàñÿ òåíü,
Öàðèò ñåáå, íå ñîçíàâàÿ,
×òî âîò óæ âñòðåïåíóëñÿ äåíü,-

×òî õîòü ëåíèâî è íåñìåëî
Ëó÷ âîçíèêàåò çà ëó÷îì,
À íåáî òàê åùå âñåöåëî
Íî÷íûì ñèÿåò òîðæåñòâîì.

Íî íå ïðîéäåò äâóõ-òðåõ ìãíîâåíèé,
Íî÷ü èñïàðèòñÿ íàä çåìëåé,
È â ïîëíîì áëåñêå ïðîÿâëåíèé
Âäðóã íàñ îõâàòèò ìèð äíåâíîé…

 
×ÓÄÍÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

ÀÔÀÍÀÑÈÉ ÔÅÒ

×óäíàÿ êàðòèíà,
Êàê òû ìíå ðîäíà:
Áåëàÿ ðàâíèíà,
Ïîëíàÿ ëóíà,

Ñâåò íåáåñ âûñîêèõ,
È áëåñòÿùèé ñíåã,
È ñàíåé äàëåêèõ
Îäèíîêèé áåã.
 
ÁÅШÇÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Áåëàÿ áåðåçà
Ïîä ìîèì îêíîì
Ïðèíàêðûëàñü ñíåãîì,
Òî÷íî ñåðåáðîì.

Íà ïóøèñòûõ âåòêàõ
Ñíåæíîþ êàéìîé
Ðàñïóñòèëèñü êèñòè
Áåëîé áàõðîìîé.

È ñòîèò áåðåçà
 ñîííîé òèøèíå,
È ãîðÿò ñíåæèíêè
 çîëîòîì îãíå.

À çàðÿ, ëåíèâî
Îáõîäÿ êðóãîì,
Îáñûïàåò âåòêè
Íîâûì ñåðåáðîì.

×ÀÐÎÄÅÉÊÎÞ ÇÈÌÎÞ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

×àðîäåéêîþ Çèìîþ
Îêîëäîâàí, ëåñ ñòîèò,
È ïîä ñíåæíîé áàõðîìîþ,
Íåïîäâèæíîþ, íåìîþ,
×óäíîé æèçíüþ îí áëåñòèò.
È ñòîèò îí, îêîëäîâàí,
Íå ìåðòâåö è íå æèâîé —
Ñíîì âîëøåáíûì î÷àðîâàí,
Âåñü îïóòàí, âåñü îêîâàí
˸ãêîé öåïüþ ïóõîâîé…

Ñîëíöå çèìíåå ëè ìå÷åò
Íà íåãî ñâîé ëó÷ êîñîé —
 í¸ì íè÷òî íå çàòðåïåùåò,
Îí âåñü âñïûõíåò è çàáëåùåò
Îñëåïèòåëüíîé êðàñîé.

«ÇÈÌÀ. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà…»

 ÍÈÊÎËÀÉ ÇÀÁÎËÎÖÊÈÉ

 Çèìà. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà.
 Äåðåâüåâ ãðîìêèé òðåñê çâó÷èò, êàê êàíîíàäà.
 Ãëóáîêèé ìðàê íî÷åé âûâîäèò òåðåìà
 Ñâåðêàþùèõ ñíåãîâ íàä âûñòóïàìè ñàäà.
 Â îäåæäå êðèñòàëëè÷åñêîé ñâîåé
 Ñòîÿò äåðåâüÿ.
 Ò¸ìíûå âîðîíû,
 Ñøèáàÿ ñíåã ñ îïóùåííûõ âåòâåé,
 Øàðàõàþòñÿ, íåìîùíû è ñîííû.
 Â îòòåíêàõ ãðèôåëÿ êëóáèòñÿ âîðîõ òó÷,
 È çâ¸çäû, ïðîáèâàÿñü ïîñðåäèíå,
 Ñâîé ñèíåâàòûé äâèæóùèéñÿ ëó÷
 Åäâà âëà÷àò ïî ëåäÿíîé ïóñòûíå.
 Íî ëèøü çàðÿ ïðîðåæåò íåáîñêëîí
 È âñòàíåò ñîëíöå, êàê, ïîäîáíî ÷óäó,
 Ñâåò òûñÿ÷è îãíåé âîçíèêíåò îòîâñþäó,
 ×àñòèöàìè ñíåãîâ â ïðîñòðàíñòâî îòðàæ¸í.
 È äåâñòâåííûé ïîæàð ÿíâàðñêîãî îãíÿ
 Âäðóã óïàä¸ò íà øêîëüíûé ïàëèñàäíèê,
 È õîðû ïåòóõîâ ñâåäóò ñ óìà êóðÿòíèê,
 È çèìíèé äåíü âñïëûâ¸ò, ëèêóÿ è çâåíÿ.
 Â òàêîå óòðî ðóññêèé ÷åëîâåê,
 Êàêîå á ñ íèì íè ïðèêëþ÷èëîñü ãîðå,
 Íå ìîæåò òîñêîâàòü.
 Êîãäà íà êîñîãîðå
 Âäðóã çàñêðèïåë ïîä âàëåíêàìè ñíåã
 È áîëüøåãëàçûõ ðîçîâûõ äåòåé
 Îïÿòü ìåëüêíóëè ðàäîñòíûå ëèöà…
 

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ËÓÃÎÂÑÊÎÉ
 
Âîò è âûïàë ïåðâûé ñíåã,
ïåðâûé ñíåã,
Îí ïîêðûë äîëèíû ðåê —
ïåðâûé ñíåã.
À ðåêà òå÷¸ò ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Âñÿ ëþáîâü ìîÿ ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Ëüäîì ïîêðîåòñÿ îíà,
ïåðâûé ñíåã,
Íî íà ñâåòå åñòü âåñíà,
ïåðâûé ñíåã!
ß ïðèâåòñòâóþ òåáÿ,
ïåðâûé ñíåã,
Íå æàëåÿ, íå ñêîðáÿ,
ïåðâûé ñíåã.
Õîòü íåâåñåëî èäòè,
ïåðâûé ñíåã,
Íà ñåäîì òâî¸ì ïóòè,
ïåðâûé ñíåã.

ÙÅÍÎÊ È ÑÍÅÃ

ËÅÎÍÈÄ ÄÜßÊÎÍÎÂ

Íà ïåðâûé ñíåã âçãëÿíóë ùåíîê
È íè÷åãî ïîíÿòü íå ìîã.
— Îòêóäà ñòîëüêî áåëûõ ìóõ
Íàáèëîñü ê íàì íà äâîð?
À ìîæåò ýòî ïòè÷èé ïóõ
Ëåòèò ÷åðåç çàáîð?..
Îí ïàñòü ðàñêðûë — è ñíåãó õâàòü —
È ñòàë çàäóì÷èâî æåâàòü.
Æóåò, æóåò, íî âîò áåäà!
Íà ÿçûêå îäíà âîäà.
Ñîâñåì ñêîíôóçèëñÿ ùåíîê
È â êîíóðó îáðàòíî ëåã.
Îí áûë íå ãëóï, à ïðîñòî ìàë
È ñíåã âïåðâûå óâèäàë…

ÏÎÄ ÓÒÐÎ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ÎÐËÎÂ

Âå÷åð òèõèé
È ìîðîçíûé,
Òîëüêî ñíåãà
Íåò è íåò.
Çà îêíîì
Âêëþ÷èëè çâ¸çäû,
 äîìå
Âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà
Òó÷à âûøëà.
Äîì ïðèòèõ
È çàìîë÷àë.
Íî÷üþ êòî-òî
Åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè
Ñòó÷àë.
À ïîä óòðî
 ñåðåáðèñòîé,
 áåëîñíåæíîé
Òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé
È ïóøèñòûé
Íà ìî¸ì ëåæàë
Îêíå.
***

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

Íèêîëàé Ðóáöîâ

Àõ, êòî íå ëþáèò ïåðâûé ñíåã
 çàì¸ðçøèõ ðóñëàõ òèõèõ ðåê,
 ïîëÿõ, â ñåëåíüÿõ è â áîðó,
Ñëåãêà ãóäÿùåì íà âåòðó!

 äåðåâíå ïðàçäíóþò äîæèíêè,
È íà ãàðìîíü ëåòÿò ñíåæèíêè.
È âåñü â ñâåòÿùåìñÿ ñíåãó,
Ëîñü çàìèðàåò íà áåãó
Íà îòäàëåííîì áåðåãó.

***
ÂÑÞÄÓ ÑÍÅÃ

À. Áðîäñêèé

Âñþäó ñíåã, â ñíåãó äîìà —
Ïðèâåçëà åãî çèìà.
Ê íàì ñïåøèëà ïîñêîðåé,
Ïðèâåçëà íàì ñíåãèðåé.
Îò çàðè è äî çàðè
Ñëàâÿò çèìó ñíåãèðè.
Äåä Ìîðîç, êàê ìàëåíüêèé,
Ïëÿøåò ó çàâàëèíêè.
À ÿ òîæå ìîãó
Òàê ïëÿñàòü íà ñíåãó.

Источник

«Пороша» . Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.

В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.

Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.

Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

,,,,
Стихотворение С. Есенина «Пороша» .

Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией) .

Ход урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша» . Ребята, вы понимаете слово «пороша» ? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега) .

Пороша — снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.

Первичный синтез

Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть) .

Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем) .

Читайте также:  Свадебные хлопоты во сне к чему

Анализ

Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует) .

Найдите в тексте сказочные образы.

Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро) .

Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон) .

Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н] , [м] , [з] , [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором) .

Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись) .

Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.

Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне — она подвязалась белой косынкой и похожа на человека) .

Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .

Источник

Матушка в Купальницу по лесу ходила…

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

[1912]

Задымился вечер, дремлет кот на брусе…

Задымился вечер, дремлет кот на брусе.

Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где-то мышь скребется в затворенной

                                                  клети…

У лесной поляны – в свяслах копны

                                                    хлеба,

Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи…

В сердце почивают тишина и мощи.

[1912]

Ночь

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

[1911–1912]

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

[1913]

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

[1914]

Троицыно утро, утренний канон…

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

[1914]

Край любимый! Сердцу снятся…

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

[1914]

Пойду в скуфье смиренным иноком…

Пойду в скуфье смиренным иноком

Иль белобрысым босяком —

Туда, где льется по равнинам

Березовое молоко.

Хочу концы земли измерить,

Доверясь призрачной звезде,

И в счастье ближнего поверить

В звенящей рожью борозде.

Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари.

Сгребая сено на покосах,

Поют мне песни косари.

Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил

Бродяжной палкой и сумой.

Счастлив, кто в радости убогой,

Живя без друга и врага,

Пройдет проселочной дорогой,

Молясь на копны и стога.

[1914]

Источник

Людмила Нарышкина
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста «Дремлет лес под сказку сна»

Образовательные задачи:

— Закрепить опыт у детей отвечать на вопросы по-разному, кратко и распространенно.

— Формировать умение отвечать, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, дополнять.

— Формировать элементарные представления о структуре описания и повествования.

— Закрепить знания детей о живописи, обогатить словарь эмоционально-эстетическими терминами.

— Упражнять в умении выявлять простейшие причинно — следственные связи.

Развивающие задачи:

— Развивать умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его и не отвлекаться.

— Продолжать развивать художественное восприятие, уча видеть силуэт картины, её содержание и некоторые средства выразительности.

— Упражнять отвечать полным ответом.

Воспитательные задачи:

Читайте также:  Слушать спокойную музыку для сна детям

— Вызвать у детей положительные эмоции от прихода зимы.

— Прививать любовь к природе, прекрасному.

— Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать.

— Воспитывать умение слушать ответы друг

друга.

Предварительная работа

— Экскурсии — на участок детского сада по тропе здоровья, с целью наблюдения зимних пейзажей;

— Разучивание песен о зиме;

— Разучивание и чтение стихов о зиме;

— Рассматривание зимних пейзажей в репродукциях картин художников о зиме.

Оборудование:

— Мольберт;

— Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима»;

— Музыкальная колонка;

— Запись музыкального произведения Чайковского – Цикл –Времена года: Январь;

Инновационные технологии:

Технология личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми;

Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе;

Игровые технологии;

Игровые инновационные технологии;

Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Пороша»:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Воспитатель: Ребята, можно ли сказать, что в стихотворении описан лесной покой?

Ответы детей: Да, конечно, в стихотворении говориться про лесной покой.

Воспитатель: Какие строки из стихотворения подтверждают это?

Ответы детей: «Дремлет лес под сказку сна».

Воспитатель: А что это за «белая косынка» на сосне?

Ответы детей: Белая косынка на сосне это снег.

Воспитатель: С чем можно сравнить снег?

Ответы детей: Снег можно сравнить с ватой, сахарной ватой, простынёй.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Наконец-то к нам пришла «хрустальная зима». Ребята, как вы думаете, почему я назвала зиму «хрустальной»?

Ответы детей: Потому что, когда на деревьях иней, веточки блестят на солнце и кажутся лёгкими и прозрачными.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Да, зима необычна своей свежестью, красотой и чистотой, поэтому многие композиторы, писатели, поэты и художники восхищаются этим временем года и рассказывают нам что видят, слышат и чувствуют. А сейчас хотите оказаться в сказочном лесу?

Ответы детей: Да, мы хотим оказаться в волшебном лесу.

Воспитатель: Но чтобы нам там не замерзнуть, нам надо сначала одеться.

Проводится физкультминутка:

Это платье для Наташки — (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)

Красные горошки (4 прыжка на обеих ногах)

А на платье два кармашка («рисуют» на животе два кармашка)

Спрячем в них ладошки (прикладывают ладошки к животику)

Эти брюки для Илюши (два раза топают, правой, потом левой ногой)

Сшила бабушка из плюша (показывают, как бабушка шила)

Ходит в них гулять Илья, (идут по кругу, взявшись за руки)

Он большой, как ты и я (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)

Вот ботинки для Маринки (два раза топают, правой потом левой ногой)

Не ботинки, а картинки (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)

Чтобы в них гулять ходить, (идут по кругу, взявшись за руки)

Бегать, прыгать и шалить. (бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах)

В. — А сейчас, давайте встанем в круг, закроим глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в заколдованном лесу.

Воспитатель говорит волшебные слова «По щучьему велению, по моему хотению пусть все мы окажемся в зимнем лесу!» и открывает на мольберте репродукцию картины И. И. Шишкина «Зима».

Воспитатель: Ребята, откройте глаза, посмотрите вокруг, послушайте звуки леса. Что вы слышите?

Ответы детей: Тишина!

Воспитатель: Да, ребята, это тишина!

Тишина! — шепнула белая поляна.

Тишина! — вздохнула, вся под снегом ель.

Под музыку Пётр Ильич Чайковский –Цикл — Времена года: Январь, дети рассматривают репродукцию И. И. Шишкина «Зима». (затем дети садятся на свои места).

Воспитатель: А теперь, давайте попробуем рассказать про этот лес. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.

Воспитатель: Какой лес вы видите?

Ответы детей: Мы видим дремучий, густой, непроходимый лес.

Воспитатель: Как называются деревья, которые изобразил Шишкин?

Ответы детей: Очень большие и маленькие ёлочки. Огромные ели.

Воспитатель: А как вы думаете, что лежит на земле под снегом?

Ответы детей: Деревья, которые сломались и упали.

Воспитатель: Каким цветом изобразил Шишкин снег?

Ответы детей: Кремовым, голубоватым, чуть-чуть коричневый.

Воспитатель: Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, почему Шишкин изобразил снег такими разными оттенками цвета?

Ответы детей: Потому что на цвет снега влияет состояние погоды и цвет окружающих его предметов.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, что повлияло на снег коричневатого, кремового оттенка?

Ответы детей: Коричневатый цвет стволов елей.

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно, есть ли в этом лесу кто то живой?

Ответы детей: Да, это птица. Она тоже, как деревья заснула.

Воспитатель: Ребята, а кто может рассказать стихотворение Ф. Тютчева «Чародей», которое подходит к этой репродукции?

Ребёнок, поднявший руку, рассказывает стихотворение:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Воспитатель: А как бы красиво вы назвали этот лес?

Ответы детей: Сказочный, хрустальный, зимний, очарованный, заснувший, волшебный.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравились ваши ответы. Но пора и домой возвращаться. Закройте глаза,а я скажу волшебные слова: «Раз, два, три-обратно нас верни!»

Открывайте глаза – вот мы и дома. А репродукцию картины И. И. Шишкина «Зима», этот зимний, сказочный лес, мы повесим в группе и будем на неё смотреть, любоваться и вспоминать наше волшебное путешествие.

Источник