Бессонница фильм о толстом
|
Неспроста фильм начинается цитатой из дневника Толстого:»Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далёкими по времени и месту, которые будут слышать меня.» /26 октября, 1907 года./
Запись сделана за три года до кончины великого старца на станции Астапово. Герасимов этой цитатой дал направление зрительским мыслям, указав цель созданного им фильма. Фильм не о капризах старика, не о его войне с супругой, не о поисках новых жизненных путей, а всего лишь о бренности физического тела, которое называется старостью. Несоответствие между силой ума и бессилием тела — вот в чём подлость природы по отношению к человеку.
Фильм «Лев Толстой» состоит из двух серий – «Бессонница» и «Уход».
В первой серии показана безмятежная дневная жизнь помещика-графа Толстого. Он кушает, гуляет, раздаёт милостыню, беседует с крестьянами и членами семьи … Чем не замечательная старость! Но ночью наступает бессонница. Ворох мыслей, воспоминаний, размышлений гонят сон и не дают покоя.
Сначала мне не понравилась эта серия. Я хмыкала, какой примитивный фильм о великом Толстом снял знаменитый режиссёр Герасимов! Больше часа Толстой только и делает, что просто ходит и изрекает прописные истины, которые окружающие не слушают или делают вид, что слушают, и снисходительно посмеиваются над ними, как над стариковскими причудами. И никто (никто!) не задумывается над смыслом сказанного.
Потом до меня дошло, что Герасимов показывает трагедию Льва Толстого. Оттого и цитата в начале фильма, что ему не с кем общаться — одиночество среди людей!
«Бессоница». Лев Толстой — Сергей Герасимов.
Серия «Бессонница» на первый взгляд кажется затянутой идиллической картинкой, настолько она усыпляет своей внешней безмятежностью. Дочери, сыновья, гости неизменно приветливы и дружелюбны с семейным патриархом, относятся к нему с теплом и заботой, кресло подвинут, край одеяла поправят, чай подадут, улыбнутся ему и его изречениям …
Кроткая и внимательная Софья Андреевна сама доброжелательность и любовь – «Лёвочка, Лёвочка …». Крестьяне кланяются, благодарят, называют благодетелем, дети радуются доброму дедушке. Но чуткий старец Лев Толстой всё подмечает, и конфликт непримиримости с райским существованием созревает в нём незаметно для зрителя. Поэтому его внезапное решение покинуть Ясную поляну (во второй серии) кажется непонятным. Типа, взбрыкнул старичок!
Толстому не нужна назойливая опека, ему нужен равноценный собеседник-Человек, но он терпит, не подаёт вида, работает с Булгаковым, общается с Чертковым, слушает музыку Гольденвейзера… Полноценная старость? Наедине с собой бессонными ночами он признаётся, что устал от жизни, думает о смерти, но хочет пожить ещё в надежде, что вдруг случится что-то новое.
К 80-ти годам им всё испытано, всё опробовано, всё не раз обдумано – самое время делиться накопленной мудростью с другими, но – не с кем, она никому не нужна, потому что все предпочитают учиться на собственных ошибках. Только в первобытном обществе примитивные люди ценили стариков и накопленный ими жизненный опыт, в современном мире живая мудрость не котируется, поэтому со стариками молодым скучно.
Герасимов показывает видение-мечту Толстого – он стоит босиком в траве под бескрайним синим небом на фоне кавказских гор … людей нет, но есть вечная природа, с которой понимающий человек сливается в конце жизни. По мнению режиссёра и сценариста Герасимова — это то счастье, к которому Толстой стремился всю жизнь – обретение гармонии душевного покоя и духовного совершенства.
Кадр из фильма. Мечта-свобода.
Повод к уходу из Ясной поляны в серии «Уход» показан традиционно — бодрствующий ночью Толстой увидел, как Софья Андреевна роется в ящике его стола. Этот эпизод ничего не значит в фильме, но он нужен для объяснения внезапного решения уехать.
Это в английском фильме «Последнее воскресенье» Толстой, доведённый до предела громким отчаяньем Софьи Андреевны, решает вопрос радикально, а у Герасимова всё мягче и сглажено: старик ищет уединения, чтобы пожить оставшееся ему время в мире с собой, ведь Толстой, хоть и гений, но — человек!
Другой аспект трагедии Толстого в его популярности. Такому человеку нигде не будет покоя, потому что он сам себе памятник, при виде которого сбегается народ, чтобы послушать, увидеть, потрогать и записать в блокнотик вещие слова удивительного графа-крестьянина.
Выскажу ещё одну мысль, возникшую у меня после просмотра фильма Сергея Герасимова. Возможно, кому-то она покажется фантастической, но она настойчиво просится быть высказанной. Могло ли бегство Толстого быть его своеобразным самоубийством?
Причины для такого предположения есть. Известно, что Лев Николаевич всю жизнь страдал простудами на фоне слабых лёгких и не мог не знать, что поездка в дешёвом вагоне поезда (поближе к народу), да ещё холодной поздней осенью может осложниться нездоровьем. Толстой взял с собой Душана Петровича, врача Ясной поляны, но что может сделать врач, если пациент не хочет жить!
Во второй серии несколько эпизодов поддерживают эту версию, например, Толстой, вспотевший в тяжёлой шубе, уходит в тамбур, чтобы «подышать свежим воздухом» и стоит там в порывах снежного ветра. Или беседует с пассажирами в клубах дыма от цигарок с махоркой, что ему заведомо вредно … Или подозрительно спокойно соглашается с предложением Душана Петровича переселиться в дом начальника станции вместо того, чтобы настаивать на продолжении пути.
Страшась смерти, Толстой одновременно и желал её. Здоровье не позволило Льву Николаевичу доехать до Кавказа, которым были полны его воспоминания. Астапово Липецкой области – вот предел личной свободы «матёрого человечища»!
«Старость – неизлечимая болезнь» сказал Сенека, и, похоже, Лев Николаевич это знал.
У этого термина существуют и другие значения, см. Лев Толстой (значения).
Лев Толстой | |
---|---|
Жанр | драма |
Режиссёр | Сергей Герасимов |
Автор сценария |
|
В главных ролях | Сергей Герасимов |
Оператор | Сергей Филиппов |
Композитор | Павел Чекалов |
Кинокомпания | Центральная киностудия детских и юношеских фильмов М. Горького, Киностудия «Колиба» (ЧССР), Совинфильм, Объединение «Чехословацкий фильмэкспорт» (ЧССР) |
Длительность | 168 мин. |
Страна | СССР Чехословакия |
Язык | русский |
Год | 1984 |
IMDb | ID 0087615 |
«Лев Толстой» — советско-чехословацкий художественный полнометражный двухсерийный цветной фильм, снятый в 1984 году на киностудии имени М. Горького. Состоит из двух частей: «Бессонница» и «Уход».
Сюжет[править | править код]
Зритель встречается с великим русским писателем в последние годы его жизни (1908—1910), однако воспоминания Льва Толстого возвращают нас и к событиям его молодости, и к поре решительного и страстного перелома в его взглядах. Финал — трагический уход из Ясной Поляны и смерть, ставшая началом бессмертия.
В ролях[править | править код]
Актёр | Роль |
---|---|
Сергей Герасимов | граф Лев Толстой |
Тамара Макарова | его жена Софья Андреевна |
Борживой Навратил | врач и сподвижник Толстого Душан Маковицкий |
Алексей Петренко | издатель и друг Толстого Владимир Чертков |
Марина Устименко | дочь Татьяна Львовна |
Екатерина Васильева | дочь Александра Львовна |
Ян Янакиев | сын Сергей Львович |
Виктор Проскурин | сын Андрей Львович |
Николай Ерёменко | пианист, композитор Александр Гольденвейзер |
Алексей Шмаринов | секретарь Черткова Алексей Сергеенко |
Вячеслав Баранов | секретарь Толстого Валентин Булгаков |
Марина Гаврилко | сестра Толстого, монахиня Мария Николаевна |
Юрий Михайлов | начальник станции Астапово Иван Азолин |
Ольга Маркина | Ольга Александровна Ершова |
Любовь Полехина | Аксинья Шураева |
Павол Микулик | землемер Густав Паулс |
Владимир Кашпур | мужик |
Константин Григорьев | купец Николай |
Лариса Садилова | гимназистка Таня |
Людмила Зайцева | эпизод |
Михаил Зимин | пианист Сергей Иванович |
Зинаида Нарышкина | эпизод |
Вячеслав Невинный | ряженый Миклексеич |
Сергей Полежаев | великий князь Николай Михайлович |
Фёдор Сухов | молодой Горький |
Виктор Шульгин | монах Михаил |
Юрий Сенкевич | император Николай II |
Дмитрий Васильев | председатель Совета министров Пётр Столыпин |
Съёмочная группа[править | править код]
- Автор сценария и режиссёр: Сергей Герасимов
- Оператор: Сергей Филиппов
- Художник: Александр Попов (совм. с М. Калиной)
- Директора картины: Аркадий Кушлянский, Вилиам Чанки
Награды[править | править код]
- 1984 — Международный кинофестиваль в Карловых Варах: Главный приз «Хрустальный глобус» за лучший фильм Сергею Герасимову.
- 1985 — Всесоюзный кинофестиваль в Минске: Главный специальный приз и диплом Сергею Герасимову.
См. также[править | править код]
- Последнее воскресение
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Лев Толстой» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
Это заготовка статьи о советском кинофильме. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
год | 2009 |
страна | Великобритания, Германия, Россия |
слоган | «Реальная история о любви и ненависти, страсти и терпимости, об интригах и вере» |
режиссер | Майкл Хоффман |
сценарий | Майкл Хоффман, Джей Парини |
продюсер | Бонни Арнольд, Крис Кёрлинг, Йенс Мойрер, … |
оператор | Себастьян Эдшмид |
композитор | Сергей Евтушенко |
художник | Патриция фон Бранденстайн, Андреас Ольсхаусен, Эрвин Приб, … |
монтаж | Патриция Роммель |
жанр | драма, мелодрама, биография, … слова |
бюджет | $18 000 000 |
сборы в США | $6 617 867 |
сборы в мире | + $6 932 905 = $13 550 772 сборы |
сборы в России | $131 997 |
зрители | 257.6 тыс., 13.4 тыс. |
премьера (мир) | 4 сентября 2009, … |
премьера (РФ) | 11 ноября 2010, «Наше Кино» |
релиз на DVD | 16 декабря 2010, |
время | 113 мин. / 01:53 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||