Бессонница фильм о толстом

Бессонница фильм о толстом thumbnail

Фильм-хроника состоит из двух частей — «Бессонница» и «Уход». Зритель встречается с великим русским писателем в последние годы его жизни (1908-1910), однако воспоминания Льва Толстого возвращают нас и к событиям его молодости, и к поре решительного и страстного перелома в его взглядах. Финал — трагический уход из Ясной Поляны и смерть, ставшая началом бессмертия.

Знаете похожие фильмы?
Порекомендуйте их…

Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
по жанру, сюжету, создателям и т.д.
*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать

Премии

Онлайн

Онлайн

5395

5855

Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию…

  • Все:2
  • Положительные:1
  • Отрицательные:
  • Процент:75%
  • Нейтральные:1

Фильм конгениален Толстому. Герасимов раз и навсегда показал, как нужно снимать биографии. Ни один фильм о знаменитом человеке (а сегодня это модно в кино) не сравнится с манерой и одновременно миссией Герасимова.

Документальная хроника. Никакого актёрствования, ничего от кинематографа, только пристальное и уважительное наблюдение за повседневной жизнью.

Авторы фильма любят своего героя без обожания и подобострастия. И потому нет традиционного для таких фильмов эффекта подглядывания в замочную скважину. Интеллигентность создателей картины настойчиво уверенна и спокойна — от работы художника-постановщика до эпизодических ролей.

Этот фильм дополняет творчество Толстого. Он идёт вслед ему, его традиции, его гуманизму. И Герасимов объясняет, почему мы должны ценить и любить графа Толстого. И потому смерть его не становится эпизодом из фильма, смерть писателя становится горем, до которого дотянуться рукой. И невозможно после этого вернуться в сегодняшний день тем, кем ты был до фильма.

Это последний фильм Сергея Герасимова и более, чем достойный финал работы большого мастера. Учитель многих наших великих актёров, Герасимов преподаёт урок — как надо играть, как надо понимать своего героя. И копает глубже, чем просто в биографию писателя. Режиссёр снимает фильм о старости, о том, чем живёт человек, сделавший в своей жизни большое дело. И тогда это воспринимается личной исповедью Герасимова, который знает себе цену, но ценит себя скромно и тихо, что невольное сравнение режиссёра и писателя не пугает. Потому что я в итоге горжусь обоими — и книгами Толстого, и картинами Герасимова.

И фильм этот учит главному: как надо жить и на кого стараться хотя бы отчасти быть похожим, в своих мыслях, делах. Картина о Толстом становится — вольно или невольно — картиной о Герасимове. Потому что за плечами у нас должны быть просмотрены его «У озера», «Журналист», «Юность Петра» и «Лев Толстой». Но нам бы хоть «Войну и мир» прочитать, куда уж до советского кинематографа…

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 24 / 1

31 июля 2013 | 17:57

Когда в конце жизненной дороги опыт бурных исканий переходит в кристалл обретенной истины, человек сталкивается с непониманием окружающих. Ему, уже чувствующему другой свет, хочется донести до молодых смысл существования. А в ответ лишь заботливое поправление одеяла да ласковая улыбка, чтобы не раздражать старика. И это в лучшем случае. А то просто отмахнутся как от назойливой мухи. У молодых своя правда, а мысли о бытии и смерти отскакивают от них словно кулак от резины.

Его сиятельство граф Лев Толстой был яркой медийной персоной начала двадцатого века. Репортеры охотились за каждой мелочью его быта похлеще, чем современные папарацци отслеживают смену прически Аршавина или Билана. И не только потому, что произведения писателя ещё при жизни стали мировой классикой, а из-за статуса философа, и даже, пророка. Церковь предала Толстого анафеме, сотни поклонников проповедовали «непротивление злу насилием», а обыватель с интересом почитывал статейки про босоногого эксцентрика, косящего лужайку и рассказывающего сказки крестьянским детям.

Последний фильм классика советского кино Сергея Герасимова рассказывает о последних днях жизни классика русской литературы. Наверное, не найти более символической передачи духовной энергии. Поэтому сам Сергей Аполлинариевич сыграл мятущегося графа, его жена Тамара Макарова — знаковый образ Софьи Андреевны.

Понял ли зритель посыл режиссера? Не думаю. Да, фильм отметили главным призом на фестивале в Карловых Варах, пустили в прокат. Но следа в массовом зрителе он не оставил. Страна вступала в перестройку, и философия Толстого ей была не нужна. Как и попутчице Льва Николаевича в вагоне, горячо спорящей и доказывающей, что проблема России в царе и урядниках. Прошел неполный десяток лет, скинули царя, разогнали урядников — и начался тот хаос душ, о котором пытался предупредить великий старец.

При огромной популярности писателя, его почти никто не понимал. Каждое прижизненное слово записывали в блокнотики, бюллетени о состоянии здоровья читали в прессе студентки и министры, мемориальную доску в Астапово изготовили в день похорон. А всё равно не понимали. И это чувствовал хозяин Ясной Поляны. Отсюда попытка уйти, убежать даже от самых близких туда, куда вели воспоминания — на Кавказ. Судьба позволила доехать лишь до полустанка в Липецкой области.

А, может, и к лучшему одиночество Толстого среди множества любящих его людей. Ведь удовлетворение средой обитания не способствуют созданию высокой литературы, именно благодаря которой имя Льва Николаевича знают во всем грамотном мире. А философия духовная всегда уступает реальному бытию.

Кстати, очень показателен обыгрыш в фильме взаимоотношений писателя и православной церкви. Казалось, отлучение от церкви великого человека гармонично укладывается в коммунистическое мировоззрение (на дворе, напомню, 1984 год, когда крещение или венчание могло стоить гражданину, как минимум, работы). Но у Герасимова Толстой заезжает между делом в монастырь, а митрополит искренне молится за выздоровление старца. Никакого удобного власти безбожия или, наоборот, религиозной закостенелости.

У Федора Михайловича мир спасала красота, у Льва Николаевича — доброта. Мы всё-таки ещё до идеалов классиков далеки. Но в памяти остаётся не повседневная шелуха, а горизонты, намеченные большими людьми. Какими они были в повседневности, взбалмошными и раздражительными, оригинальными и эксцентричными, простыми и доверчивыми, мы можем только догадываться. Но они достойны того, чтобы их знали. И, если вместо похода на концерт «Русских бабок» кто-то посмотрит биографию Толстого, возможно, мир станет на капельку добрее.

прямая ссылка
1

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 41 / 7

8 сентября 2010 | 22:57

Источник


Неспроста фильм начинается цитатой из дневника Толстого:»Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далёкими по времени и месту, которые будут слышать меня.» /26 октября, 1907 года./

Запись сделана за три года до кончины великого старца на станции Астапово. Герасимов этой цитатой дал направление зрительским мыслям, указав цель созданного им фильма. Фильм не о капризах старика, не о его войне с супругой, не о поисках новых жизненных путей, а всего лишь о бренности физического тела, которое называется старостью. Несоответствие между силой ума и бессилием тела — вот в чём подлость природы по отношению к человеку.

Фильм «Лев Толстой» состоит из двух серий – «Бессонница» и «Уход».
В первой серии показана безмятежная дневная жизнь помещика-графа Толстого. Он кушает, гуляет, раздаёт милостыню, беседует с крестьянами и членами семьи … Чем не замечательная старость! Но ночью наступает бессонница. Ворох мыслей, воспоминаний, размышлений гонят сон и не дают покоя.

Сначала мне не понравилась эта серия. Я хмыкала, какой примитивный фильм о великом Толстом снял знаменитый режиссёр Герасимов! Больше часа Толстой только и делает, что просто ходит и изрекает прописные истины, которые окружающие не слушают или делают вид, что слушают, и снисходительно посмеиваются над ними, как над стариковскими причудами. И никто (никто!) не задумывается над смыслом сказанного.

Потом до меня дошло, что Герасимов показывает трагедию Льва Толстого. Оттого и цитата в начале фильма, что ему не с кем общаться — одиночество среди людей!

«Бессоница». Лев Толстой — Сергей Герасимов.

Серия «Бессонница» на первый взгляд кажется затянутой идиллической картинкой, настолько она усыпляет своей внешней безмятежностью. Дочери, сыновья, гости неизменно приветливы и дружелюбны с семейным патриархом, относятся к нему с теплом и заботой, кресло подвинут, край одеяла поправят, чай подадут, улыбнутся ему и его изречениям …

Кроткая и внимательная Софья Андреевна сама доброжелательность и любовь – «Лёвочка, Лёвочка …». Крестьяне кланяются, благодарят, называют благодетелем, дети радуются доброму дедушке. Но чуткий старец Лев Толстой всё подмечает, и конфликт непримиримости с райским существованием созревает в нём незаметно для зрителя. Поэтому его внезапное решение покинуть Ясную поляну (во второй серии) кажется непонятным. Типа, взбрыкнул старичок!

Толстому не нужна назойливая опека, ему нужен равноценный собеседник-Человек, но он терпит, не подаёт вида, работает с Булгаковым, общается с Чертковым, слушает музыку Гольденвейзера… Полноценная старость? Наедине с собой бессонными ночами он признаётся, что устал от жизни, думает о смерти, но хочет пожить ещё в надежде, что вдруг случится что-то новое.

К 80-ти годам им всё испытано, всё опробовано, всё не раз обдумано – самое время делиться накопленной мудростью с другими, но – не с кем, она никому не нужна, потому что все предпочитают учиться на собственных ошибках. Только в первобытном обществе примитивные люди ценили стариков и накопленный ими жизненный опыт, в современном мире живая мудрость не котируется, поэтому со стариками молодым скучно.

Герасимов показывает видение-мечту Толстого – он стоит босиком в траве под бескрайним синим небом на фоне кавказских гор … людей нет, но есть вечная природа, с которой понимающий человек сливается в конце жизни. По мнению режиссёра и сценариста Герасимова — это то счастье, к которому Толстой стремился всю жизнь – обретение гармонии душевного покоя и духовного совершенства.

Кадр из фильма. Мечта-свобода.

Повод к уходу из Ясной поляны в серии «Уход» показан традиционно — бодрствующий ночью Толстой увидел, как Софья Андреевна роется в ящике его стола. Этот эпизод ничего не значит в фильме, но он нужен для объяснения внезапного решения уехать.

Это в английском фильме «Последнее воскресенье» Толстой, доведённый до предела громким отчаяньем Софьи Андреевны, решает вопрос радикально, а у Герасимова всё мягче и сглажено: старик ищет уединения, чтобы пожить оставшееся ему время в мире с собой, ведь Толстой, хоть и гений, но — человек!

Другой аспект трагедии Толстого в его популярности. Такому человеку нигде не будет покоя, потому что он сам себе памятник, при виде которого сбегается народ, чтобы послушать, увидеть, потрогать и записать в блокнотик вещие слова удивительного графа-крестьянина.

Выскажу ещё одну мысль, возникшую у меня после просмотра фильма Сергея Герасимова. Возможно, кому-то она покажется фантастической, но она настойчиво просится быть высказанной. Могло ли бегство Толстого быть его своеобразным самоубийством?

Причины для такого предположения есть. Известно, что Лев Николаевич всю жизнь страдал простудами на фоне слабых лёгких и не мог не знать, что поездка в дешёвом вагоне поезда (поближе к народу), да ещё холодной поздней осенью может осложниться нездоровьем. Толстой взял с собой Душана Петровича, врача Ясной поляны, но что может сделать врач, если пациент не хочет жить!

Во второй серии несколько эпизодов поддерживают эту версию, например, Толстой, вспотевший в тяжёлой шубе, уходит в тамбур, чтобы «подышать свежим воздухом» и стоит там в порывах снежного ветра. Или беседует с пассажирами в клубах дыма от цигарок с махоркой, что ему заведомо вредно … Или подозрительно спокойно соглашается с предложением Душана Петровича переселиться в дом начальника станции вместо того, чтобы настаивать на продолжении пути.

Страшась смерти, Толстой одновременно и желал её. Здоровье не позволило Льву Николаевичу доехать до Кавказа, которым были полны его воспоминания. Астапово Липецкой области – вот предел личной свободы «матёрого человечища»!
«Старость – неизлечимая болезнь» сказал Сенека, и, похоже, Лев Николаевич это знал.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Лев Толстой (значения).

Лев Толстой
Жанр драма
Режиссёр Сергей Герасимов
Автор
сценария
  • Сергей Аполлинариевич Герасимов
В главных
ролях
Сергей Герасимов
Оператор Сергей Филиппов
Композитор Павел Чекалов
Кинокомпания Центральная киностудия детских и юношеских фильмов М. Горького,
Киностудия «Колиба» (ЧССР),
Совинфильм,
Объединение «Чехословацкий фильмэкспорт» (ЧССР)
Длительность 168 мин.
Страна  СССР
 Чехословакия
Язык русский
Год 1984
IMDb ID 0087615

«Лев Толстой» — советско-чехословацкий художественный полнометражный двухсерийный цветной фильм, снятый в 1984 году на киностудии имени М. Горького. Состоит из двух частей: «Бессонница» и «Уход».

Сюжет[править | править код]

Зритель встречается с великим русским писателем в последние годы его жизни (1908—1910), однако воспоминания Льва Толстого возвращают нас и к событиям его молодости, и к поре решительного и страстного перелома в его взглядах. Финал — трагический уход из Ясной Поляны и смерть, ставшая началом бессмертия.

В ролях[править | править код]

АктёрРоль
Сергей Герасимов граф Лев Толстой
Тамара Макарова его жена Софья Андреевна
Борживой Навратил врач и сподвижник Толстого Душан Маковицкий
Алексей Петренко издатель и друг Толстого Владимир Чертков
Марина Устименко дочь Татьяна Львовна
Екатерина Васильева дочь Александра Львовна
Ян Янакиев сын Сергей Львович
Виктор Проскурин сын Андрей Львович
Николай Ерёменко пианист, композитор Александр Гольденвейзер
Алексей Шмаринов секретарь Черткова Алексей Сергеенко
Вячеслав Баранов секретарь Толстого Валентин Булгаков
Марина Гаврилко сестра Толстого, монахиня Мария Николаевна
Юрий Михайлов начальник станции Астапово Иван Азолин
Ольга Маркина Ольга Александровна Ершова
Любовь Полехина Аксинья Шураева
Павол Микулик землемер Густав Паулс
Владимир Кашпурмужик
Константин Григорьев купец Николай
Лариса Садилова гимназистка Таня
Людмила Зайцеваэпизод
Михаил Зимин пианист Сергей Иванович
Зинаида Нарышкинаэпизод
Вячеслав Невинный ряженый Миклексеич
Сергей Полежаев великий князь Николай Михайлович
Фёдор Сухов молодой Горький
Виктор Шульгин монах Михаил
Юрий Сенкевич император Николай II
Дмитрий Васильев председатель Совета министров Пётр Столыпин

Съёмочная группа[править | править код]

  • Автор сценария и режиссёр: Сергей Герасимов
  • Оператор: Сергей Филиппов
  • Художник: Александр Попов (совм. с М. Калиной)
  • Директора картины: Аркадий Кушлянский, Вилиам Чанки

Награды[править | править код]

  • 1984 — Международный кинофестиваль в Карловых Варах: Главный приз «Хрустальный глобус» за лучший фильм Сергею Герасимову.
  • 1985 — Всесоюзный кинофестиваль в Минске: Главный специальный приз и диплом Сергею Герасимову.

См. также[править | править код]

  • Последнее воскресение

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Лев Толстой» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»

 

  Тематические сайты

AllMovie · ČSFD · FilmAffinity · Internet Movie Database · Rotten Tomatoes

Это заготовка статьи о советском кинофильме. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Фильмы Сергея Герасимова

  • Двадцать два несчастья (1930)
  • Сердце Соломона (1932)
  • Люблю ли тебя? (1934)
  • Семеро смелых (1936)
  • Комсомольск (1938)
  • Учитель (1939)
  • Маскарад (1941)
  • Старая гвардия (1941)
  • Боевой киносборник № 1 (1941)
  • Непобедимые (1942)
  • Большая земля (1944)
  • Молодая гвардия (1948)
  • Освобождённый Китай (1950)
  • Сельский врач (1951)
  • Великое прощание (1953)
  • Тихий Дон (1958)
  • Люди и звери (1962)
  • Журналист (1967)
  • У озера (1969)
  • Любить человека (1972)
  • Дочки-матери (1974)
  • Красное и чёрное (1976)
  • Юность Петра (1980)
  • В начале славных дел (1980)
  • Лев Толстой (1984)

Источник

год

2009

страна

Великобритания, Германия, Россия

слоган«Реальная история о любви и ненависти, страсти и терпимости, об интригах и вере»
режиссер Майкл Хоффман
сценарий Майкл Хоффман, Джей Парини
продюсер Бонни Арнольд, Крис Кёрлинг, Йенс Мойрер, …
оператор Себастьян Эдшмид
композитор Сергей Евтушенко
художник Патриция фон Бранденстайн, Андреас Ольсхаусен, Эрвин Приб, …
монтаж Патриция Роммель
жанр драма, мелодрама, биография, … слова
бюджет

$18 000 000

сборы в США

$6 617 867

сборы в мире

+ $6 932 905 = $13 550 772 сборы

сборы в России

$131 997

зрители

  257.6 тыс.,      13.4 тыс.

премьера (мир)

4 сентября 2009, …

премьера (РФ)

11 ноября 2010, «Наше Кино»

релиз на DVD

16 декабря 2010,
«Новый Диск»

время113 мин. / 01:53

Трейлеры
Знаете ли вы, что…

  • Сценарий фильма написан на основе романа «The Last Station» Джея Парини. Роман написан по дневникам самого Толстого, членов его семьи и близких друзей.
  • Изначально главные роли в картине должны были сыграть Мэрил Стрип и Энтони Хопкинс.
  • Станцией Астапово, где великий русский писатель нашёл своё последнее пристанище, в фильме стала небольшая железнодорожная станция городка Претч, земля Саксония-Анхальт. На двухнедельный период съёмок станция была закрыта для регулярного железнодорожного сообщения, а её внешний вид изменён с помощью различных декораций и специально изготовленных вывесок на русском языке.
  • Съёмки фильма проходили в Саксонии-Анхальт, Бранденбурге (Studio Babelsberg), Тюрингии, Лейпциге и исторических областях России.
  • еще 1 факт

Знаете похожие фильмы?
Порекомендуйте их…

Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию…

Источник

Читайте также:  Бьянка бессонница ты моя и это навсегда