Бессонница фильм с робином уильямсом

Бессонница фильм с робином уильямсом thumbnail

«Бессо́нница» (англ. Insomnia) — детективный триллер Кристофера Нолана, ремейк одноимённого норвежского фильма Эрика Шёльдбьерга.

Сюжет[править | править код]

Действие фильма происходит на Аляске, в маленьком городке Найтмьют. Мирную жизнь города нарушает убийство молодой 17-летней Кей Коннелл (Кристал Лоу), чье тело находят на свалке. Для расследования этого дела из Лос-Анджелеса прилетают детективы полиции Уилл Дормер (Аль Пачино) и Хэп Экхарт (Мартин Донован). Им помогают местные полицейские, в частности Элли Бёрр (Хилари Суонк), молодая детектив, которая является поклонником следственной работы Дормера. Ситуацию усугубляет тот факт, что Дормер, расследуя одно из своих предыдущих дел, сфабриковал улики против одного из подозреваемых, и того посадили. А Экхарт об этом узнал и пообещал Дормеру дать против него показания по возвращении в Лос-Анджелес в обмен на свою неприкосновенность.

Полицейские находят рюкзак убитой Кей на лодочной станции. Дормер приказывает им дать объявление на радио о поиске этого рюкзака и вернуть его обратно на станцию, чтобы поймать убийцу «на живца». Когда они находятся в засаде, на место преступления приходит подозреваемый. Поймать его не получается, потому что он скрывается в потайном лазу на станции. Далее полицейские во главе с Дормером преследуют подозреваемого в лесу, где стоит густой туман. Скрываясь от полиции, убийца ранит одного из копов в ногу, но пуля проходит на вылет. Дормер замечает фигуру в тумане и стреляет из своего запасного револьвера. Спеша к раненному им человеку, Дормер находит пистолет 38-го калибра, оставленный подозреваемым. Затем он обнаруживает, что застрелил не убийцу, а Экхарта. Понимая, как выглядит убийство напарника на фоне событий о его разоблачении, Дормер говорит всем, что Экхарт был застрелен подозреваемым. Также он не упоминает о находке пистолета 38-го калибра.

Элли Бёрр отвечает за расследование перестрелки в лесу. Ей с командой удается найти пулю 38-го калибра, которой был ранен первый полицейский. Той же ночью Дормер идет в переулок и стреляет из найденного им пистолета в тушу мертвого животного, а затем извлекает и очищает пулю. Потом Дормер едет в морг, где забирает у патологоанатома пулю, извлеченную из тела Экхарта, и подменяет её пулей 38-го калибра.

В течение следующих нескольких дней Дормер страдает от бессонницы, вызванной чувством вины за убийство Экхарта и усугубляемой постоянным солнечным светом. Кроме того Дормеру начинает звонить убийца Кей Коннелл, который утверждает, что видел, как Дормер убил своего напарника. Когда полиция узнаёт, что Кей была поклонницей местного писателя Уолтера Финча (Робин Уильямс), Дормер едет к нему домой и взламывает дверь. В это время Финч возвращается, но понимает, что в квартире кто-то есть. Он бежит из дома, преследуемый Дормером, и в конце концов сбегает. Дормер возвращается в квартиру Финча и прячет в вентиляции найденный им в лесу пистолет, чтобы подставить Финча.

Спустя некоторое время Финч связывается с Дормером и назначает встречу в людном месте, на пароме. Финч хочет перевести подозрение с себя на Рэнди (Джонатан Джексон), парня, с которым Кей встречалась в школе. В ответ он обещает никому не рассказывать о том, что Дормер убил Экхарта. После этого Финч сходит с парома, оставляя Дормера одного и показывая детективу диктофон, на который он записал их разговор. Следующей ночью Финч снова звонит Дормеру и говорит, что смерть Кей была «несчастным случаем». Он избил девушку до смерти в приступе ярости за то, что она посмеялась над его чувствами. На следующий день Финч даёт ложные показания в полицейском участке, утверждая, что у Рэнди есть пистолет, которым он угрожал Кей. Дормер понимает, что Финч нашел спрятанное в вентиляции оружие и перепрятал его в доме Рэнди. Полицейские немедленно выезжают к дому Рэнди, где и находят пистолет 38-го калибра, из которого велась стрельба в лесу. Рэнди арестовывают.

Бёрр возвращается на место смерти Экхарта и находит там гильзу от 9-миллимитрового пистолета, которая не вписывается в картину произошедших событий. Она находит в материале одного из дел, которое расследовал Дормер, что у него есть такой же 9-миллиметровый пистолет. Сопоставив эти улики, Бёрр начинает подозревать Дормера в смерти Экхарта. Тем временем мучимый совестью Дормер рассказывает хозяйке отеля, в котором он жил, о расследовании, проводимом Отделом внутренних расследований Лос-Анджелеса: он сфабриковал доказательства, чтобы помочь осудить педофила, который, как подсказывало ему чутьё, был виновен в убийстве ребёнка. Его напарник Экхарт узнал об этом, но не успел никому рассказать. Если бы эта информация «всплыла», то убийца вышел бы на свободу.

Бёрр, в надежде довести дело до конца, приходит домой к Финчу. Тот находит и собирается отдать Бёрр письма Кей, в которых девушка писала об издевательствах со стороны Рэнди. В этот момент Бёрр пытается достать пистолет, чтобы арестовать Финча, но тот бьёт женщину и скрывается в сарае у озера. Дормер приезжает на помощь к Бёрр и находит её без сознания. Детектив слишком дезориентирован из-за недостатка сна, чтобы справиться в одиночку с Финчем. Бёрр приходит в себя и говорит Дормеру, что знает про убийство им напарника. Дормер же признаёт, что больше не уверен был ли это несчастный случай. В это время находящийся в сарае Финч начинает стрелять по ним из дробовика. Бёрр стреляет в ответ, а Дормер под прикрытием пробирается к сараю. Проникнув внутрь, Дормер вступает в бой с Финчем, в результате которого Финч погибает, а Дормер получает смертельное ранение. Бёрр бросается навстречу к вышедшему из сарая умирающему Дормеру и утешает его, говоря, что убийство Экхарта было случайным, а затем собирается выкинуть 9-миллиметровую гильзу, чтобы сохранить всё в секрете. Однако Дормер останавливает девушку, говоря ей не изменять своим принципам, и просит дать ему уснуть.

В ролях[править | править код]

Съёмочная группа[править | править код]

  • Режиссёр: Кристофер Нолан
  • Сценарист: Хиллари Сайц
  • Оператор: Уолли Пфистер
  • Композитор: Дэвид Джулиан

Факты[править | править код]

  • У двух детективов, приехавших расследовать обстоятельства преступления, «говорящие» имена. Фамилия «Дормер» похожа на французское слово «спящий» (фр. dormeur). Имя Экхарта — «Хэп» в переводе с английского означает «удача» (англ. hap). В фильме Дормер будет страдать от бессонницы, а Экхарту не очень повезёт.
  • На главную роль приглашали Харрисона Форда.
  • Режиссёром картины «Бессонница» должен был стать Джонатан Демми, но в итоге фильм снял Кристофер Нолан.
  • Первый (и пока единственный) фильм Кристофера Нолана, к которому сценарий писал не он.

Награды и номинации[править | править код]

  • 2003 — две номинации на премию «Сатурн»: лучшая мужская роль второго плана (Робин Уильямс), лучший сценарий (Хиллари Сайц)
  • 2003 — номинация на премию «Спутник» за лучший монтаж (Доди Дорн)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Бессонница» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Источник

Создатели:

Кристофер Нолан

,

Аль Пачино

,

Робин Уильямс

,

Хилари Суэнк

Читайте также:  Красная таблетка от бессонницы

,

Мартин Донован

,

Мора Тирни

,

Никки Кэтт

,

Пол Дули

,

Ларри Холден

,

Джонатан Джексон

,

Кристал Лоу

,

Оливер ’Оли’ Земен

,

Джей Бразо

,

Лорни Кардинал

,

Виктор Костецкий

,

Сергей Паршин

,

Игорь Ефимов

,

Иван Паршин

,

Николай Федорцов

,

Бродерик Джонсон

,

Пол Юнгер Уитт

,

Эндрю А. Косов

,

Джордж Клуни

,

Бен Косгров

,

Уолли Пфистер

,

Нэйтан Краули

,

Майкл Динер

,

Тиш Монахэн

,

Питер Ландо

,

Хиллари Сайц

,

Николай Фробениус

,

Эрик Шёлдбьерг

,

Дэвид Джульян

,

Доди Дорн

,

Наталья Федотова

,

Ольга Воейкова

Непревзойденный Аль Пачино в роли детектива Уилла Дормера будет сопротивляться странному и необъяснимому недугу, охватившему все его естество, – бессоннице. Триллер Кристофера Нолана, известного зрителю по таким работам, как «Бэтмен: Начало», «Темный рыцарь», «Начало». Это история одного человека, чей покой оказался во власти как минимум постоянного бодрствования. В актерский состав фильма вошли также Робин Уильямс и Хилари Суэнк.
Аляска. Детективы из Лос-Анджелеса Уилл Дормер и Хэп Экхарт прибывают туда для расследования убийства молодой девушки. Обстоятельства ее убийства противоречивы, местная полиция склоняется к одному мотиву, но у Дормера есть другое мнение на этот счет. Он полагает, что дело гораздо серьезнее, чем отвергнутая любовь, и выходит на некоего Уолтера Финча. Во время охоты на преступника Долмер по ошибке убивает своего напарника. Но теперь, помимо расследования убийства, в голове Дормера крутится осознание своей ошибки. Потеря сна грозит Дромеру большой опасностью, ведь Финч также не дает покоя пытливому детективу…
Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Бессонница».

недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

На Аляске произошло убийство – старшеклассница Кэй Конелл избита до смерти. Для оказания помощи местным полицейским прилетают Уилл Дормер и Хэп Экхарт — детективы из Лосанджелеского убойного отдела. Их встречает Элли Берр местный следователь, поклонница Дормера, изучившая все его предыдущие дела.

Полицейские начинают выяснять, что девушка делала перед смертью. Оказывается, что в последний день Кэй поссорилась со своим парнем Рэнди, на которого и падает первое подозрение.

Но при обыске в вещах девушки обнаружен золотой кулон, и это является основанием предположить, что у нее был еще один, богатый и взрослый поклонник.

Полицейские находят рюкзак Кэй. Дормер использует его как приманку для убийцы, который вскоре приходит за уликой. Но ему удается перехитрить полицейских, сидящих в засаде. Сыщики гонятся за ним в густом тумане, Дормер по ошибке убивает Хэпа и, пытаясь уйти от ответственности, всем заявляет, что в его напарника выстрелил таинственный убийца. Теперь детектив не может уснуть — ему мешают спать не только белые ночи, но и нечистая совесть

Убийца видел, как сыщик застрелил своего помощника, поэтому он звонит ему по ночам и шантажирует его.

Дормер подозревает, что настоящий преступник это Уолтер Финч — автор посредственных детективов, тайный любовник и богатый покровитель девушки. Финч предлагает Уиллу сделку – он молчит о том, что видел в тумане, а детектив помогает ему избежать ответственности за убийство девушки.

В конце фильма полицейский понимает, что не может поступить нечестно, он решает во всем признаться, но не дать убийце уйти от суда. Детектив собирается арестовать Финча, который сопротивляется и отстреливается. Во время перестрелки Дормер убивает преступника, но тот успевает смертельно ранить и его самого.

Источник

К фильму

Все рецензии

  • кирилл14 февраля 2018

    Определять убийцу по взгляду

    В 2002 году режиссер Кристофер Нолан поставил фильм «Бессонница»

    Опытный детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) приезжает с напарником Экхардом (М. Донован) на Аляску в небольшой городок Найтмьют на расследование убийства юной девушки — Кэй Конал .

    Дормер начинает достаточно профессионально вести расследование. В начале фильма от него исходит спокойная, даже флегматична.я уверенность в себе, которая возникла возможно от большого опыта — тридцать лет работы.

    Подозрение падает на одноклассника, семнадцатилетнего Рэнди Стэтс, который был возлюбленным девушки и бывало избивал ее. Но так ли все просто? Дормер понимает, что возможно есть кто-то еще. Человек, который дарил девушки дорогие платья. Тот, кому она доверяла, скрывая его от всех.

    В фильме есть группа детективов. Среди них нужно выделить Элли (Х. Суэнк). Она — человек, который только начинает работать, молодой специалист. В ней нужно выделить целеустремленность, профессиональное стремление докопаться до истины. Ей нравится заниматься своей работой. Можно предположить, что в будущем она будет настоящим профессионалом своего дела. И в плане знаний, опыта, смекалки и в плане нравственности, морали, справедливости, порядочности. А также у нее есть уважение к авторитету детектива Дормера, как более опытного, наставника, руководителя. По его делам она даже писала дипломную работу. Сохранится ли это уважение до финала фильма?

    Однако вскоре трагически погибает напарник Дормера. И только двое знают истинную причину его гибели, включая самого Дормера.

    Затем с Дормером начинает происходить самая непредвиденная неприятность, против которой оказывается не в силах совладать ни его опыт, ни знания, ни самоуверенность — это бессонница.

    Внешняя причина бессонницы — начавшийся на Аляске сезон белых ночей, когда темноты ночи нет. Однако это возможно всего лишь вершина айсберга.

    У бессонницы часто существует внутренняя психологическая причина. Существует нечто еще, что лишает сна — внутренние переживания, муки совести, психологические страдания. И это — случай Дормера.

    С прошлым у него не все не так гладко, как хотелось бы.

    И герой сильного, жизнестойкого, с огромной внутренней энергетикой Аль Пачино, воплотившего все это в образах Майкла Карлеоне (трилогия «Крестный отец»), Тони Монтана («Лицо со шрамом») в этом фильме «Бессонница» оказывается уязвимым, измученным внутренней дисгармонией, итог которой — бессонница.

    «Но бессонница — это же ерунда» — скажет тот, кто никогда не испытывал этого состояния, не сталкивался с ним.

    Тотальная бессонница, когда невозможно заснуть полностью всю ночь — вещь ужасная. ужасная. Уилл Дормер сталкивается именно с такой формой бессонницы — он не может заснуть ни одной секунды за всю долгую темную и бесконечную, как вселенная ночь. Аль Пачино абсолютно точно сыграл, передал все то состояние, которое испытывает человек, когда на часах четыре утра, завтра с раннего утра полный рабочий день, а человек не заснул ни на секунду! Всю ночь пролежав на кровати, не сумев обрести гармонии. Аль Пачино точно сыграл, что чувствовать человек на следующий день, когда он должен быть выспавшимся, полным сил и энергии, а что что происходит с ним — усталость, вялость, взгляд. Все точно. И его никто не может понять, того бесконечного одиночества, темной бессонной ночи с тысячью мыслей. Никто? Нет, это не так.

    Есть один человек в этом городе писатель Финч (Робин Уильямс), который тоже не может заснуть по ночам. Это тот второй, кто знает истинную причину гибели напарника Дормера, тот, кто знает все о далеко не безоблачном прошлом Дормера, единственный, кто сумел понять глубину Дормера настолько сильно, что позволил себе шантажировать детектива.

    Кто же он этот второй, которой не спит по несколько ночей подряд. Человек, который понимает, что во время бессонницы, человеку очень нужен собеседник.
    Да, в фильме есть другие персонажи: группа полицейских; молодежь, среди которой не упомянута только Тания. Через три образа: Кэй Тания, Рэнди слабо проскальзывает тема, проблема молодежи.

    На первый план выступают два человека. Словно они — двое в городе.

    Аль Пачино передает через образ своего героя властность, жесткость, хладнокровие, усталость от всего, желание куда-то сбежать и обрести душевный покой.

    Робин Уильямс, во многих фильмах сыгравший такого добродушного, сентиментального, чувствительного, ранимого человека, в этом фильме может быть отчасти и является таким, но не без внутреннего протеста в виде скрытой агрессии, комплексов, которые тут переходят в озлобленность.

    Но объединяет этих героев то, что они совершили грех, нарушили величайшее в мире табу, которое нельзя преступать. Их объединяет и бессонница. Поэтому никто не сможет в этом городе так понять друг друга, раскрыть сущность друг друга, особенно во время разговора по телефону во время бессонницы, как эти двое. Каждому из них нужно обретение покоя, исповедь, разобраться в самих себе. Вместе с тем они оба умны. Один: тем, что умел интуитивно увидеть убийцу по взгляду; другой, сумев разглядеть в нем эту черту.
    Погоня днем через реку с проплывающими бревнами, беседа на теплоходе.
    Фильм, в котором пасмурная погода. Ощущается дождь. Кругом мрачно даже днем: на улице, где никогда не темнеет окончательно, в помещениях. Но это призывает к необходимости разобраться в себе, желании быть принятыми и прощенными обществом. Ведь даже не смотря на их грехи, ошибки, этих двоих жаль. Поскольку они не сумели использовать полностью во благо тот потенциал, который был им дан. Но еще больше жаль ту девушку, жизнь которой никто не имел права обрывать в юные годы.

    Оба актера и Аль Пачино и Робин Уильямс достоверно передали тему покаяния, страдания, искупления. Каждый по своему. У обоих актеров значительные, сильнейшие образы в этом фильме. И в фильме важна каждая деталь, каждая мелочь. Настолько все тонко.
    Но главный вывод фильма: табу нельзя нарушать, закон нужно соблюдать.

Правила размещения рецензии

  • Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
  • Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
  • В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
  • При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
  • На ivi запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
  • В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
  • При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
  • В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
  • Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
  • В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
  • На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Читайте также:  Сатья ео тхан бессонница

Источник

В день рождения актера (и пять лет спустя после его трагической гибели) рассказываем о маленьких людях, больших романтиках, добрых докторах и злых паяцах, которых он успел и не успел сыграть.

Робин Уильямс начал играть в кино, когда ему было под тридцать. На дворе был 1980-й. Новый Голливуд тонул, наступала эпоха блокбастеров. Первые роли не сулили актеру особой славы. Морячок Попай в одноименном эксцентрическом мюзикле Роберта Олтмена, провалившемся в прокате. Главная роль в «Мире по Гарпу», экранизации саркастического романа Джона Ирвинга, где Уильямс играл растерянного писателя, сына знаменитой феминистки, вынужденного повзрослеть мальчика, классного шута, выброшенного во взрослую жизнь.

«Мир по Гарпу»

Последнее обстоятельство сюжета вполне соответствовало биографии самого актера: с подмостков школьного драмкружка Уильямс ушел в нью-йоркский стендап, где быстро сделал себе имя. Его монологи вспоминают как захлебывающиеся, неудержимые, непредсказуемые. Вот раннее фото, где комик, скорчив рожу, держит свой же портрет с детской улыбкой. Типаж барного балагура, джокера и петрушки. Человек, для которого смешить других — значит удержаться на шаткой лестнице социальной иерархии. А также, разумеется, в карьере.

В 1970-е образ жизни стендап-комика, естественно, включал в себя постоянные вечеринки, алкоголь и наркотики. В 1980-е наступает отрезвление: в марте 1982-го, на следующий день после совместной вечеринки, умирает от передоза приятель Уильямса, Джон Белуши. Уильямс берется за ум, обзаводится семьей и начинает серьезную работу, которая включает уже расчетливую, довольно хладнокровную игру в классических масках комедии дель арте. Он часто Арлекин, иногда Панталоне, позднее — Пьеро. Почти всегда, конечно, эксцентрик и чужак.

Уильямс в сериале «Морк и Минди», 1978 / Фото: Getty Images

Типичный чужак — русский мистер Иванов из снятой в разгар холодной войны обаятельной клюквы «Москва на Гудзоне». Неизбежно бородатый персонаж Уильямса старательно выговаривает русские слова и бежит в Америку от заснеженных московских очередей за «туалетной бумагой или цыплятами». Там он узнает, насколько лучше быть уличным музыкантом в Нью-Йорке, где всего вдоволь. Кстати, с ним вместе бежит агент КГБ — эмигрировавший к тому времени Савелий Крамаров, другой раскосый клоун. 

Бунтари и переростки

В своей интеллигентной честности и дружелюбии персонаж Уильямса мог оказаться и героем. Особенно когда консервативная, лишенная фантазии эпоха осознавала его как инородное тело. Идеально этот эффект сработал в драме Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам», за которую актер был номинирован на «Оскар». Уильямс сыграл армейского радиодиджея в Сайгоне 1970-х, который вскоре превращается в ад на земле. Шоумен, символизировавший эмансипацию эпохи хиппи и гражданских протестов, не мог остаться просто весельчаком у микрофона и превратил свои эфиры в натуральное радио «Свобода». Контраст между честным парнем Уильямсом и солдафонами из начальства создавал очевидное напряжение, но в дальнейшем амплуа юродивого и почти святого среди закоснелых мещан надолго прилипнет к Уильямсу, пока окончательно не надоест и актеру, и зрителям.

«Доброе утро, Вьетнам»

Этот же образ искреннего аутсайдера в консервативной среде Уильямс развивает в классическом «Обществе мертвых поэтов» Питера Уира. Роль учителя-нонконформиста в закрытой элитной академии — одна из главных в карьере Уильямса. Романтик и экзистенциалист Джо Китинг дает юношам из буржуазных семейств ключи к мировой культуре, подстегивает их жажду к жизни, но и он, и его студенты обречены на прекрасное поражение. Не случайно стихотворение Уитмана, откуда взят обращенный к любимому учителю клич студентов «О, Капитан!», говорит о гибнущем герое. Кроме противопоставления вульгарному и прагматичному обывательскому социуму духовной элиты, возродившей в стенах учебного заведения то самое «Общество мертвых поэтов», здесь были упоение мистикой жизни и смерти, Шекспир и прочая романтика.

«Общество мертвых поэтов»

В том же 1987 году актер впервые работает с Терри Гиллиамом в «Приключениях барона Мюнхгаузена», играя короля Луны. Король был летучей космической головой, говорящей с итальянским акцентом, вполне безумной. Следующей, уже большой ролью Уильямса у Гиллиама был безумец Пэрри в «Короле-рыбаке» — потерявший все и слегка свихнувшийся бомжующий профессор, пристроившийся шутом к Джеффу Бриджесу. Еще более гротескная работа Уильямса — озвучание джинна в диснеевском мультфильме «Аладдин». Имитация голосов была коронным приемом Уильямса-стендапера, позволившим ему изобразить все феерические метаморфозы духа из арабской сказки.

Читайте также:  Сдать кровь от бессонницы

Но в целом Уильямсу не хватало отрыва на всю катушку. Возможный диапазон нонконформизма в Голливуде 1980-х — начала 1990-х был донельзя сужен. Разрядить напряжение шуткой, произнести проникновенный монолог в камеру — вот и все. С другой стороны, как выглядит сегодня всеми любимая комедия «Миссис Даутфайр»? Разгильдяй-папаша (Уильямс), предпочитающий играть с детьми, а не воспитывать их, получает развод. Затем, загримировавшись под старую деву, он устраивается к бывшей жене няней, чтобы снова втереться в доверие к ней и детям. Ситуация скорее пугающая, чем веселая. Или «Капитан Крюк» Спилберга, где вместо отказавшегося взрослеть мальчика мы видим вновь ставшего ребенком сорокалетнего мужика в Неверленде-Диснейленде (Спилберг вывернул наизнанку театральную традицию, согласно которой Крюк и отец Венди — герои-двойники, их играет один и тот же актер, а тут отцовская фигура превращается в Питера Пена, а Крюка играет Дастин Хоффман). Питер забыл свое детство, но затем вновь его обрел и ведет в сказочном мире войну с капитаном Крюком (то есть как будто с самим же собой, но взрослым и циничным). Это же зловещая метафора отчаянного стремления поп-культуры не выпускать зрителя из уютной ловушки инфантильной беззаботности.

«Капитан Крюк»

Третья «детская» роль Уильямса начала 1990-х выглядит еще более жуткой. Это скиталец во времени из сказки «Джуманджи», мальчик, затерявшийся в виртуальном мире настольной игры. Вначале он стал Робинзоном, а затем вернулся в свое детство, чтобы прожить его еще раз. Фэнтезийная притча того времени сегодня кажется прозрачной метафорой новой реальности кидалтов — жизнь как вечная ролевая игра, детство, затянувшееся до старости.

«Джуманджи»

Амплуа переростка в коротких штанишках обернулось полным фарсом в провальном «Джеке» Копполы. Уильямс играет там десятилетнего мальчика, запертого в теле сорокалетнего (из-за редкой болезни герой растет не по дням, а по часам). Актерский вызов? Да, но даже пластика, мимика и неуловимо лукавый взгляд Уильямса не спасают вымученный сюжет и не избавляют зрителя от неловкости, когда взрослый дядя Джек обсуждает с малолетними «сверстниками» проблемы полового созревания.

Три терапевта

Метафорой всего творчества Уильямса можно считать «Пробуждение» Пенни Маршалл, где актер впервые играет врача. Доктора, надо сказать, тут затмил пациент (Де Ниро), но дело тут не в уровне экспрессии, а в образе первооткрывателя, который смог вернуть к жизни разбитых параличом людей, чтобы затем их вновь сковала болезнь (основанный на реальных событиях фильм рассказывает о попытках лечения жертв эпидемии летаргического энцефалита в начале ХХ века; зловещее совпадение: лекарство, изобретенное героем Уильямса, сегодня используют для лечения паркинсонизма, которым сам актер страдал в конце жизни). Но врач не отступает и надеется, что однажды откроет лекарство, которое воскресит всех.

«Пробуждение»

Могут ли таким лекарством для зрителя стать юмор, доброта, сентиментальность и вера в человека, которая читается во многих образах Уильямса? Именно на этот вопрос пытался ответить «Целитель Адамс» комедиографа Тома Шэдьяка. «Смех — лучшее лекарство» — прямо заявляет фильм, где доктор клоун гримасами пробуждает у смертельно больных людей веру в лучшее.

Главная же роль десятилетия для Уильямса — это психотерапевт Шон в фильме Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг». Доктор сам находится в депрессии, его сложно назвать голосом разума: первая встреча с пациентом (Мэтт Дэймон), бунтующим юным математиком, оканчивается рукоприкладством. К тому же он отчасти растерян, поскольку ему приходится давать советы гению.

«Умница Уилл Хантинг»

Герой Уильямса здесь — тот самый врач, который должен исцелиться сам. От травм детства, проведенного в плохом районе, от тоски по умершей жене. Он ранен и каждый день готов вновь биться за свою жизнь. На своем примере он учит Хантинга не винить себя (оказывается, в детстве Хантинг стал жертвой абьюза) и не избегать житейской рутины под предлогом собственного интеллектуального превосходства над окружающими. После «Уилла Хантинга», принесшего актеру «Оскар», стало очевидно, что лучшая игра Уильямса не там, где он пытается смешить зрителя, но там где он играет резко, болезненно. На титрах «Умницы» звучала песня «Мисс Несчастье» будущего самоубийцы Эллиота Смита.

Эпоха заката

Тут бы продолжить череду блестящих ролей Уильямса, но огромная фильмография актера слишком эклектична. Рядом с «Хантингом» — совсем уже глупый «Флаббер», где Робин воспроизводит образ бестолкового профессора, одного из тех яйцеголовых умников, над которыми так любит отечески смеяться Голливуд.

«Флаббер»

Но быть забавным в фильмах о серьезном у Уильямса также не выходило. Вот «Двухсотлетний человек» по произведениям любимого Уильямсом Айзека Азимова. Здесь Уильямс — робот с человеческим лицом и чувствами. Вместо научной фантастики получилась банальность о мудрости жизни и настоящем сердце железного человека. А из «Якова-лжеца», ремейка немецкого фильма о чудаке из Варшавского гетто, который врет соседям, что у него есть радио (и там передают, что советские войска скоро войдут в город), не вышло второго «Жизнь прекрасна» (сюжет фильма Бениньи, хотя и взят из совершенно другой книги, во многом похож на «Якова»). Уильямс, в отличие от Бениньи, не был трагически-безумным клоуном. Он просто выглядел благонамеренно, пока не начал вдруг играть отрицательных персонажей.

«Убить Смучи»

Поначалу герой Уильямса — еще не само зло, а просто порочный и завистливый клоун Радуга из черной комедии Дэнни ДеВито «Убить Смучи». Выгнанный за жадность из детской передачи, паяц хочет подставить новую звезду — носорога Смучи, которого играет Эдвард Нортон в потешном розовом костюме. В этой саркастической издевке над индустрией детских телеразвлечений стареющий Уильямс доказал, что может быть на экране и скользким, и грязным, и злобным.

Затем — страшная «Бессонница» Кристофера Нолана, в которой Уильямс предстал маньяком-убийцей, при этом, что характерно, убийцей-писателем. Безобидный и жалкий на вид, внутри его персонаж вроде холодной рептилии без чувств.

Наконец, в том же 2002-м вышел, возможно, самый пронзительный из фильмов актера — «Фото за час» Марка Романека. Тут персонаж Уильямса — одинокий человек-функция, Акакий Акакиевич из фотоателье. У него нет ничего, кроме фотопленок, которые приносят на проявку, пока не наступит век цифровых камер. Он воображает себя членом одной счастливой семьи, добрым дядюшкой мальчика с фото, сына постоянной клиентки. Когда оказывается, что в реальности эта самая семья не похожа на идиллический фотопортрет, маленький человечек идет на преступление.

«Фото за час»

Выкрашенный под альбиноса Уильямс сливается с белым хай-тековым фоном стен и поверхностей в супермаркете, растворяется в адской красноте проявочной комнаты, но мы помним его проступающий потерянный взгляд, дрожащую защитную улыбку. Это человек, обреченный на одиночество, позор и забвение безразличным глянцевым обществом; он единожды пожелал себе встать выше него и, вооружившись фотоаппаратом, вершить правосудие, точнее, шантаж неверного мужа.

Терминальная стадия

К XXI веку все убедились, что Уильямс может играть любые роли, но роли словно уже оказались разобраны. Актер продолжает много сниматься, и в этих фильмах мы обычно видим на экране ровно то, чего ждем, не более. На этом унылом фоне выделяется резкое выступление Уильямса в «Самом лучшем папе». Это черная, даже циническая комедия о писателе-неудачнике (снова!), отце-одиночке, сын которого погибает нелепой и смехотворной смертью. Пытаясь превратить злой фарс жизни в возвышенную трагедию, отец выдумывает самоубийство трагического подростка, подделывает его предсмертную записку и целый роман в дневниках. Окруженный наконец славой, сочувствием и читателями, герой Уильямса вещает на телевидении о любви, заботе о близких, учит, что суицид не выход. Мы знаем, что эта сладкая ложь несчастного человека, заодно отрицающая и сладкую ложь плохих фильмов с Уильямсом. В финале его герой вместе с одиноким другом своего сына смотрит «Ночь живых мертвецов».

«Самый лучший папа»

Робин Уильямс покончил с собой в 2014 году после затяжной депрессии, не пожелав дожидаться, пока возьмет свое болезнь Паркинсона. При жизни он хотел сыграть Рубеуса Хагрида в «Гарри Поттере». Получи он роль, несколько поколений детей запомнили бы его навсегда. А еще он мечтал стать Джокером у Кристофера Нолана. Возможно, если бы эта мечта сбылась, вся история американского кино пошла бы иначе.

Источник