Бессонница гомер тугие паруса эпитеты

Бессонница гомер тугие паруса эпитеты thumbnail

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 27.

Источник

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

Читайте также:  Что можно купить в аптеке от бессонницы

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Предыдущая

Анализ стихотворений«Одиночество» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – идея, средства выразительности, жанр, история создания

Следующая

Анализ стихотворений«Храни меня, мой талисман» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – кому посвящено, история создания

Источник

Стихотворение О.Э.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» написано в 1915 году, когда автору было 24 года. Сюжет стихотворения довольно прост: у лирического героя бессонница и он читает «Илиаду» Гомера, а именно перечень кораблей из второй песни «Илиады». Этот перечень занимает у Гомера 366 строк, и немногие современные читатели могут похвастаться тем, что дочитали список из 1186 греческих кораблей до конца даже во время бессонницы.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, —

На головах царей божественная пена, —

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Несмотря на простоту сюжета, современному читателю стихотворение кажется довольно сложным за счет того, что наполнено образами античной мифологии, да и вообще образный ряд сильно перегружен: в первой строфе на 8 существительных приходится только 2 глагола, а во второй строфе глагол только один:

образ

мотив

эмоциональная окраска

Первая строфа

Бессонница

Гомер

Паруса (тугие)

Я (лирическ герой)

Список кораблей

(сей) выводок

(сей) поезд (журавлиный)

Над Элладою

Прочёл – пр.вр

(когда-то) поднялся -пр.в

Тугие

журавлиный

Вторая строфа

(журавлиный) клин

(чужие) рубежи

На головах царей

(божественная) пена

Вы

Елена

Троя

(ахейские) мужи

Плывёте (куда?) -н.вр

Журавлиный

Чужие

Божественная

ахейские

Третья

И Море

И Гомер

всё

Любовью

Мне (лирич герой)

Гомер

Море

С (тяжким) грохотом

К изголовью

Движется –н.в

(Кого же) слушать?

Молчит – н.в

Шумит витийствуя

Подходит – н.в

Чёрное

тяжким

Мандельштам использует в своем стихотворении образы, восходящие к античной мифологии и отсылающие читателя к «Илиаде» Гомера: Троя, ахейские мужи, Елена. Но из всех образов повторяются два: образ Гомера — поэта, принадлежащего мифологической древности, и образ моря — вечной стихии, неподвластной человеку. Образ моря приравнен в третьей строфе к Гомеру и обобщен местоимением «всё». «Всё» — это всё вечное, вневременное, как поэзия и море (сравнение довольно не новое, восходящее к романтической поэзии 19 века, но приобретающее у Мандельштама новое звучание)  И это «всё» движется любовью. В финале стихотворения голос древности, голос поэзии замолкает перед голосом наступающего моря – перед голосом Вечности.

Пространство в стихотворении построено необычно: оно движется не вдаль, как логично было бы ожидать от отплывающих к Трое древнегреческих героев, а вверх: благодаря метафоре корабли превращаются в журавлей, ПОДНЯВШИХСЯ над Элладой. Море в глазах читателей превращается в небо, корабли – в журавлиный клин, а пространство раздвигается вверх. Появляется мотив устремлённости в небо, мотив полета, соседствующий с образом божественной любви. Интересно, что эта любовь устремляет громаду кораблей к гибели, ожидающей их под Троей, но автор не делает на этом акцент – он просто восхищен силой Любви, способной двигать такими громадами. Строка «на головах царей — божественная пена» является, очевидно, отсылкой к мифу о рождении из пены богини любви Афродиты — автор венчает головы царей не коронами, как можно было бы ожидать, а Любовью. И эта Любовь движет миром и вечностью, движет поэзией (Гомер как образ поэта) и неподвластными человеку стихиями (образ моря).

Весь это идейно-образный пласт был бы довольно банален для русской поэзии, если бы не появление в финале стихотворения новой ноты. Вводится она незаметно, параллельно основной любовной линии стихотворения. В первой строфе, наряду с образом Гомера и морскими образами (паруса, корабли) появляется и образ лирического героя. Он собеседует с мифическими «ахейскими мужами» из второй строфы: «Куда плывете вы?..» Интересно посмотреть, как наряду с пространственными границами здесь раздвигаются и временные границы: в первой строфе все события происходят в прошлом, причем прошлом давнем, неопределенном, мифологическом — «когда-то поднялся», — во второй строфе только один глагол,  и он уже в настоящем времени, действие происходит именно сейчас, временные границы стерлись («куда плывете вы?»). В третьей строфе все по-прежнему происходит в настоящем времени (молчит, шумит, подходит), но неопределенная форма глагола «слушать» употреблена явно в значении будущего: «Кого же слушать мне?..»  Таким образом, авторский взгляд движется от размышления о далеком, мифологическом прошлом к вопросу о том, что ждет его в будущем. Начав слушать голос древности, голос Гомера, лирический герой оказался оглушенным голосом подступающего моря, голосом вечности, голосом неизвестности. Гомер умолкает, а  море продолжает «витийствовать», голос вечности заглушает голос античности.  Похоже, что будущее страшит автора, будущее «с тяжким грохотом подходит к изголовью» — мотив, часто встречающийся в это время у Блока, например, и мотив, который будет повторяться в лирике Мандельштама до конца его дней. Можно было бы предположить, что автор пишет стихотворение в Крыму, на берегу Черного моря, но из текста это совершенно не очевидно. Речь идет не о реальном море,  на берегу которого гуляет лирический герой, в тексте ни слова не сказано, где именно застала его бессонница: в Петербурге, Москве или в Алуште. Греки плавали к Трое по Средиземному морю, и  эпитет «чёрное» в применении к  морю связан, скорее, с восприятием моря как вечности, чёрной стихии, давящей (ведь тяжесть связана именно с ощущением давления) лирического героя своею подступающею неизвестностью. Таким образом,

Читайте также:  Бессонница 2014 скачать бесплатно

в стихотворении появляется мотив тревоги перед грядущим, мотив неосознанного ощущения приближающегося тяжкого грохота Стихии, стоящей у изголовья.

Стиль стихотворения возвышенный: вместо местоимения «этот» автор употребляет церковнославянское «сей» («сей длинный выводок, сей поезд журавлиный…»), море «витийствует» (то есть красноречиво говорит, ораторствует), все это создает ощущение древней и высокой поэзии.  Почти все прилагательные длинные, трехсложные, они работают на создание ощущения замедленного темпа: «журавлиный», «чужие», «божественная», «ахейские»… Кроме того, здесь видна аллитерация, то есть игра согласными звуками, в данном случае шипящими Ж-Ш (Журавлиный – чуЖие рубеЖи – боЖественная – муЖи — всё двиЖется – слуШать – Шумит – с тяЖким),  Ч — С (беССонница – паруСа – СпиСок проЧёл до Середины – Сей поеЗД) ,  а также сонорными Л и Р (ГомеР. Тугие  паРуса… я список корабЛей прочёЛ… сей дЛинный выводок… что над ЭЛЛадою когда-то подняЛся… как журавЛиный кЛин…)  Все вместе это помогает передать звучание моря, его певучесть, шелест и рокот.  

Источник

Текст О.Э.Мандельштама «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…»

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью

Общая характеристика творчества поэта

О.Э.Мандельштам- один из выдающихся символистов и акмеистов XX века. Результаты его творчества являются значимый вкладом в развитии не только отечественной поэзии, но и зарубежной. Главные особенности лирики поэта — образное восприятие мира, философское отношение ко всем общественным и личным явлениям, гармония слова и мысли. Его поэзию условно можно разделить на несколько периодов.

Анализ стихотворения

Произведение «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» относится к ранней лирике автора, является одним из ключевых произведений данного этапа. Оно было написано в 1915 году. И до сих пор литературоведы спорят о том, что являлось источником вдохновения для написания этого стихотворения:

одни считаю, что «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» было навеяно Мандельштаму поездкой в дом поэта Максимилиана Волошина в Коктебель, где автор увидел обломок древнего корабля, другие же убеждены- поэт в это время был увлечен изучением античных традиций и литературы. Тем не менее, представленное стихотворение, столь нетипичное для творчества Мандельштама, имеет глубокий философский подтекст и особое настроение.

Что касается структурной составляющей произведения, «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» разделена на три катрена. Рассмотрим подробно каждый из них.

Первый катрен заключает в себе экспозицию и завязку сюжета стихотворения: лирический герой, мучаемый бессонницей, в тщетных попытках уснуть, входит в мир Гомеровского повествования. Однако за прочтением Списка ему не удается забыться сном. Наоборот, его начинают посещать различные мысли: куда стремятся ахейцы, что движет ими или же от чего они «бегут»?

Ответы на эти вопросы, начинающие волновать лирического героя, имеют место во втором катрене. Ахейцы повинуются приказу своих царей, вклиниваясь «в чужие рубежи». У воинов нет возможности ослушаться своих властителей, ведь те «миропомазаны»; бесстрашные герои лишь выполняют свой долг, свои обязанности. Цель же самих царей ясна: по сюжету произведения Гомера, не выгодное географическое положение Трои на Эгейском море прельщает их, а ревность и жажда мести царя Спарты Менелая (Парис, троянский герой, похитил у него прекрасную жену Елену).

В третьем же катрене главное место занимает кульминация и развязка. В начале- языческое восприятие силы любви. Читатель видит: и легендарный автор, и сама стихия как бы уступают мощи любви.

Такая структура стихотворения помогает поэту создать динамичность сюжета и максимально действительное описание явлений, а также передать мысли и настроения лирического героя. Произведение написано шестистопным ямбом, что, в большинстве своем, характерно для античной литературы. Таким образом, Мандельштам попытался провести слияние русской и древнегреческой культуры, возможно, сопоставить их.

Читайте также:  Симптомы бессонницы у женщин

«Поэтическая рецепция»

Произведение автора, несомненно, представляет собой поэтическую рецепцию «Илиады» Гомера. С первых строк мы наблюдаем взаимодействие

«авторского» и «читательского»: «бессонница», которой томим лирический герой, свидетельствует о пребывании в настоящем, за «Гомером» же кроется что-то неземное, прошедшее. Далее- проводится незримая общая линия между миром героев античного автора и миром страдающего лирического героя Мандельштама. Эта общность выражается в Списке кораблей1. Однако стоит отметить тот важный факт, который указывает на невозможность полного взаимодействия художественного мира Мандельштама и Гомера: для лирического героя поэта XX века эта реальность является лишь своеобразной иллюзией, воображением, а для героев античного автора этот мир- их жизнь, их настоящее. И для того, чтобы, если так можно выразиться, совместить «своё» и «чужое» и получить напряженную форму присутствия, Мандельштам реализует своеобразную встречу этих миров. Поэт осмысляет знаменитый «список кораблей» особым способом. Он сравнивает его с «длинным выводком», «поездом журавлиным», «журавлиным клином». Как может наблюдать читатель, грандиозное историческое событие имеет природные аналоги: как птицы, ищущие покоя, мигрируют в другие края, так и греки, движимые любовью («всё движется любовью»), отправляются в поход. Таким образом, можно предположить, что для лирического героя Мандельштама этот исторический период имеет важное место в жизни и сознании. Т.е. поход на Трою- это не только пройденный этап в истории человечества, но и особое звено, определяющее некие аспекты сознания толкователя.

Если обратиться к тексту «Илиады», то можно с ясностью увидеть однозначное отношение самого автора к этому походу. Как мы видим, для Гомера поход ахейцев важен в том смысле, что данное событие позднего Бронзового века уникально, невоспроизводимо по своей сущности. Древнегреческий поэт, в полной мере сумевший передать эпичность, величие и значимость для последующих поколений этого похода, указывает на то, что это событие способно пережить века. Недаром он, отделенный временной дистанцией от этого события, пытается воспроизвести с точностью детали войны с Троей, сложить подлинную картину этого события («Рать беотийских мужей предводили на бой воеводы: Аркесилай и Леит, Пенелей, Профоенор и Клоний. Рать от племен, обитавших в Гирии в камнистой Авлиде, Схен населявших, Скол, Этеон лесисто-холмистый…»)2.

Возвращаясь к истолкованию сравнений Мандельштама списка кораблей с птицами, можно отметить, что само произведение Гомера напоминает

своеобразный клин: повышение тона сменяется его понижением (подобная структура называется гекзаметр, выраженная в шестистопном стихе, состоящем из 5 дактилей и последней стопы- спондея).

Лирический герой Мандельштама, который список кораблей «прочел до середины», истолковал Гомера в контексте собственного восприятия, а потому, кажется, понимает автора с полуслова. Но это нельзя назвать верным путем. Недопонимание мысли античного автора неизбежно ведет лишь к одному истолкованию- эта поэма о любви. Однако, по Гомеру, Елена является не причиной, а лишь поводом к этой страшной войне. Такое неправильное, можно сказать, своевольное прочтение, неизбежно ведущее к абсолютно неверной трактовке всего пафоса произведения, потрясает Гомера («И вот, Гомер молчит»).

Идея, главная мысль

Читатель Мандельштама, обращаясь к гомеровским героям, вопрошает: «Куда плывете вы?» Этот провокационный, в какой-то мере не доверительный вопрос влечет за собой диссимиляцию убеждений автора и самих царей с истинной целью завоевания Трои. После попытки лирического героя расподобления этой невидимой связи между природой самого читателя и Гомера, кажется, нарушается. Вопрос мандельштамовского читателя остается без ответа.

Без сомнений следует указать, что мысль в «Илиаде» Гомера и трактовка самого Мандельштама значительно разнятся. Но это, как говорил философ М.Бахтин, и является «диалогом согласия». Иначе отсутствие несовпадений повлекло бы бессмысленную тавтологию авторской мысли, в данном случае непонятой до конца. Лишь поиск иных сторон, попытки рассмотреть сюжет и смысл произведения в другом ключе ведут к возвышению читательской свободы над «законом» автора и размыканию вектора прошедших лет в будущих веках.

Что касается восприятия самого Мандельштама любви, которая движет всем живым и неодушевленным, то поэт рассматривает её в контексте античной литературы, античного мира. «Любовью», по Мандельштаму, движется и море, и журавли, и паруса и, непосредственно, сами герои. Именно этой позиции и придерживается поэт Серебряного века.

Стоит отметить важный факт: в античной культуре (как и в любой другой) существовало множество родов и жанров, также имело место разнообразие позиций, социальных принципов и эстетических взглядов. Однако, несмотря на это, специалисты выделяют определенные архетипы, образы и идеи, так или иначе свойственные лишь литературе Древней Греции. Гомер, живя в этот период в этом обществе, не мог сознательно понять это, ибо не знал иных форм проявления творчества, жизни, мировоззрения. Мандельштам в

своем стихотворении произвел попытку сформулировать структуру и установки, которыми руководствовался античный автор, не опираясь на время, в котором тот жил. «Разомкнув» основные идеи поэмы Гомера с «античностью», Мандельштам показал скрытые смыслы древнегреческого произведения вне контекста времени.

Таким образом, поэма Гомера для лирического героя поэта XX века- это нечто загадочное, непостижимое, полное тайн и глубоких смыслов. Одновременно с этим он чувствует некую сопричастность к тем событиям, а потому желает постичь смысл того похода, описанного древнегреческим автором. Стихотворение О.Мандельштама «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…»- это размышления лирического героя о жизни, о времени, об истине, а главное- о любви. Ведь именно это чувство, в каких бы формах не проявлялось, будет вечным символом движения и мощной силы. Исходя из этого напрашивается вывод: именно в любви заключена преемственность поколений

Источник