Бессонница наездник прорыв зашевелиться ловушка

Бессонница наездник прорыв зашевелиться ловушка thumbnail

Цели: обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Словарный диктант

Вариант I. Записывается диктант, составленный учащимися дома «-Н- и -нн- в прилагательных и причастиях» (50 слов).

Вариант II Образец диктанта записывается учеником на доске: «Правописание не с различными частями речи».

II. Повторение ранее изученного материала

Фронтальный опрос-беседа

— Что изучает морфемика?

— Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? Что выражает основа слова?

— Какие способы словообразования вы знаете?

— С какими разделами грамматики связано словообразование?

Списывание

Вместо точек вставьте подходящую морфему. В каких словах возможны варианты. Укажите их. Докажите, что морфема — значимая часть слова.

Загоди..и (гл.), ..делать, корабл.., голуб..а, морфемн.. (разбор), негоду..ий, нача.. (деелрич.), доходчив.., рассказ..ю (гл.), к пятнадцат.. (января), ..ех..ть,.. внимательны.

Словарный диктант

Записать слова, показав способ образования.

Образец: не-значительный (приставоч.)

Бескрайний, наездник, зашевелиться, ловушка, большущий, автодорожный, генерал-майор, скучный, белок, самосовершенствование, носатый, пренеприятный, переходить, сотоварищ, АТС, РФ, вечнозеленый, мороженое (сущ.)

Объяснить правописание в словах бескрайний, пренеприятный.

Буквы з ис в приставках

з — перед звонкой согласной; с — перед глухой согласной буквой.

Слуховой диктант

Учитель диктует слова, учащиеся устно объясняют орфограммы в словах.

Разбить, возделать, распилить, сбегать, воскликнуть, сгореть, низвергнуть, нисходить, избрать, сделать, сжать, сгинуть, исправить, безграничный, бесконечный, чрезмерный, чересчур.

Правописание приставок при-, пре-

При- — имеет три основных значения: «приближение, присоединение, расположение вблизи»; «законченность действия»; «неполное действие».

— Распределите, данные слова на три группы.

Приходить, придумать, приоткрыть, призадуматься, прибегнуть, приделать, пришкольный, прижиться, присесть, приободрить, пригород.

— Запомните сложные случаи написания при-, пре-.

при-

пре-

прибывать (приезжать к месту назначения)

пребывать (находиться где-либо)

придать (прибавить, присоединить)

предать

придел (пристройка)

предел (граница)

призреть (приютить)

презреть (отнести пренебрежительно)

приемник (радиоприемник)

преемник (кто сменяет и продолжает работу)

преклониться (склониться книзу)

Преклоняться (выражать уважение)

притворить (прикрыть)

претворить (осуществить)

пригородить (пристроить)

преградить (путь, поставить препятствие)

Приставка пре- имеет два основных значения:

1. «Очень» (высшая степень качества): превесело (очень весело); предобрый (очень добрый); презабавный (очень забавный); преспокойный (очень спокойный).

2. «Через» (сходна с приставкой пере-): преградить (перегородить); прервать (перервать); превратить (переделать); преобразовать (переделать).

Словарный диктант

Непременное условие, примерный студент, примелькавшиеся лица, премудрый пескарь, примитивный взгляд, превозмочь усталость, превратный смысл, преамбула договора, принудительный труд, принаряженный кавалер, принципиальный поступок, не преминуть сказать, приворотное зелье, привычная работа, таинственное привидение, примитивный взгляд, препираться из-за пустяков, претерпеть изменения, правила приличия, прерогатива, пригожий денек, сердечная привязанность, приостановленное движение, преемственность в работе, неприступная твердыня, претерпеть унижения, припереть к стенке, приумножить богатство.

III. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Упр. 122, 123.

Источник

– Гауптман, вам повторить приказ ещё на каком-нибудь языке?

Тот вздрогнул и начал расстёгивать кобуру. Повинуясь моему жесту, его бойцы тоже положили оружие на землю. Лицо у капитана оставалось застывшим. И пальцы двигались через силу. Он о чём-то сосредоточенно думал. Я снова перешёл на немецкий:

– Her Hauptmann, lass uns ohne dummheit auskommen [2].

Капитан достал наконец пистолет и бросил на землю.

– Weißt du wer ich bin? [3]

Оп-па! Я что, угадал его настоящее звание? Да нет, не может быть. У него погоны капитана, и я назвал его этим званием. Так почему он в ступоре? Интересно! А он продолжал:

– Меня проверяли много раз. Документы изготовлены отличными специалистами, все реквизиты на месте. Вы не могли вычислить меня по ним.

Ах вот оно что! Теперь понятно. Ну, открывать врагу секреты мы не будем.

– Гауптман, вы совершили несколько ошибок. Когда вы вывели разведывательный бронетранспортёр на остатки сводной группы, нужно было проконтролировать её уничтожение, а не уходить. А так бойцы вас потеряли. И заметьте, когда БТР был уничтожен, они вынесли раненых. А вас не нашли. Кроме того, тут все солдаты из одного, пусть и сводного, подразделения. Они вместе были в бою с самого начала. А тут вы, исчезнув в никуда, появляетесь спустя почти сутки и с вами незнакомые бойцы. Причём явно не проползавшие всю ночь в поле. Следов на форме нет. И какой вывод можно сделать?

Гауптман только ещё крепче сжал зубы. По моей команде диверсантов обыскали и связали. После этого я подозвал Корду и тихо поговорил с ним. Он неторопливо подошёл к капитану, вынул нож и неожиданно одним движением спорол ворот его гимнастёрки. Вытащил ворот нижней рубашки и спорол его тоже. Такую же операцию проделал и с остальными тремя. И гауптман скис окончательно.

Из командного отсека связался с пограничниками и сообщил о задержанных. За ними должны подъехать. А пока они сидели в сквознике под охраной Корды. Похоже, «истинных арийцев» пугал сам вид бойца двухметрового роста и с кулаками размером с их головы. А я вернулся к прежнему занятию – разбирался с ориентирами и пытался сообразить, как я должен управлять огнём орудий во время боя.

Всё-таки мне крупно повезло. Уж не знаю, кто был командиром гарнизона этого ДОТа, но бутылку я ему должен наверняка. Карточки огня были не просто подробными. По ним можно было вести огонь вообще без подготовки. Возле каждого ориентира были указаны данные наводки, так что, имея их перед глазами, можно воевать спокойно. Причём точно такие же у командиров орудий. Уф, прямо гора с плеч! Я ведь не артиллерист, хотя какую-то подготовку нам давали.

Вошедший боец доложил, что за диверсантами прибыли из отряда. Я вышел наружу. На этот раз пограничники прислали «ГАЗ-11-51». Интересная такая машина, ещё не совсем грузовик, но уже похож. В кабине сидел водитель, старшина и двое бойцов сажали задержанных в кузов, а возле борта стоял капитан. Я подошёл, представился:

– Лейтенант Дубинин.

– Капитан Воронин, командир погранотряда.

Выглядели ребята обычно, но бережёного бог бережёт, так что я попросил документы. Командир даже не удивился. Скорее наоборот, чуть кивнул, одобряя мои действия, и протянул своё удостоверение. Я быстро глянул на фотографию и дату выдачи, перелистал страницы, мельком взглянув на скрепки. Норма. Остальных тонкостей я не знал, так что протянул документ назад. И наткнулся на очень заинтересованный взгляд капитана.

– Отойдём в сторонку, лейтенант?

Мы на пару шагов отодвинулись от грузовичка. Пограничник достал коробку папирос, предложил мне. Я не курю, так что отказался. А он вытащил папиросу и, задумчиво постукивая мундштуком по крышке коробки, рассматривал меня.

– Что-то не так, товарищ капитан?

Он ещё минуту меня рассматривал, а потом спросил:

– Про скрепки откуда знаешь?

Вот оно что. Ну да. Это в моё время об этой мелочи писали все кому не лень. Сейчас это закрытая информация. Версию я, к счастью, придумал ещё вчера, перед тем как сержанту пояснения давать – вдруг заинтересуется?

– Был свидетелем задержания такого ряженого. Нас там пятеро было. Вместе со станции добирались. На КПП обычная проверка документов, и тут – раз, и одного вяжут. А парень классный, как говорится, «свой в доску». Мы чуть в драку не полезли. Вот нам командир группы захвата и объяснил.

– Ясно. Вы и этих так вычислили?

– Так точно. А кроме того, подозрительно было: капитан этот вместе со всеми выходил. Когда на группу наскочил немецкий бронетранспортёр, началась паника, и он просто исчез. А сегодня утром вышел, да ещё с тремя никому не известными бойцами. Обмундирование неновое, но слишком уж чистое для того, кто ночь по полям ползал. Ну и скрепки как подтверждение.

– Сам задерживал?

– Никак нет. Сержанту объяснил.

– Так. Больше об этом никому ни слова. Сам понимаешь, немцы пронюхают – станет намного сложнее работать. А сержанта давай сюда. Хочешь не хочешь, а он поедет со мной. Будем из него пограничника делать, раз уж так получилось.

– Товарищ капитан, у меня взводами сержанты командуют. Отделениями рядовые. А вы ещё одного дельного человека забираете. Я в бою что делать буду?

Читайте также:  Бессонница ты моя картинки

– Остынь, лейтенант. Выхода другого у меня нет. А до боя тебе ещё людей пришлют.

– Не успеют. Вот смотрите, товарищ капитан: наш удар под Сороками немцы отразили? Отразили. Теперь им самая дорога сюда – к переправе. Если они её захватят – бей куда захочешь. Хоть на Умань, хоть на Первомайск и Николаев, хоть на Жмеринку и Винницу. Наших войск тут почти нет. Если они знают об отводе сил из УРа, то вот-вот явятся, это как пить дать! А меня комфронта в трусы и паникёры записал, так что ждать помощи не приходится.

Капитан задумался. Правда, думал недолго.

– Слушай, лейтенант, давай на «ты»? На все эти обращения время теряем. Меня зовут Сергей. Позывной для связи – Грач.

– Согласен. Никита, позывной – Кит.

Мы обменялись рукопожатием, и пограничник продолжил:

– Значит, так! Твоего сержанта я забираю. Вместо него оставлю своего старшину. Человек проверенный, надёжный. Диверсантов я попробую расколоть. Времени нет, действовать придётся жёстко. Но если будет информация, хоть немного похожая на то, что ты предполагаешь, сам выйду на штаб фронта. Тебе тоже сообщу. Всё, разбегаемся.

Я приказал найти Смирнова. Через пару минут он стоял перед нами.

– Сержант, вы временно передаётесь в распоряжение командира погранотряда. Капитана вычислил – теперь отдувайся. Так что спасибо за службу и давай в машину.

Старшина-пограничник уже стоял рядом, мы с Ворониным ещё раз пожали друг другу руки, и он сел в кабину. Грузовичок рванул с места. А я поговорил с новым подчинённым и сделал небольшую перестановку кадров. Смирнов командовал отделением во втором взводе. Все сержанты там были примерно одного возраста и опыта. Так что бывшего взводного я поставил на отделение, а старшину – взводным.

Кашевар доложил, что завтрак готов, и бойцы, по двое от отделения, потянулись с котелками к кухне. Зайдя в командный отсек, я отпустил наблюдателя, который сидел за перископом, и сам устроился у окуляра. На противоположном берегу ничего не изменилось. В этот момент за моей спиной удивлённо хмыкнул Корда. Я оглянулся. Мой ординарец уже прибрал посуду и тазик для умывания и сейчас держал в руках толстую тетрадь в твёрдой обложке.

– Что там, Владимир Семёнович?

– Так, «боевой журнал», товарищ лейтенант. Почти как у нас во флоте.

– Ну-ка, дай сюда…

Я открыл первую страницу:

«Боевой журнал артиллерийско-пулемётного полукапонира «ИС». Командир: л-т Ивар Петерс».

Теперь я знаю, кого благодарить за карточки огня. Ты, Ивар, главное, доживи до победы, а «поляна» за мной. Я быстро пролистал журнал. Коротко и чётко обо всех значимых происшествиях. Последняя запись:

«Получен приказ оставить в АППК караул из трёх солдат во главе с сержантом и следовать в Могилёв-Подольский. Принял решение оставить сержанта Елагина».

Источник

Речь пойдет об изощренном механизме политического обмана и самообмана, возникшем несколько веков назад, и продолжающем действовать до сих пор.

Москва. Красная площадь. Лобное место и храм Василия Блаженного. Фото автора

Я назвал этот механизм «русской ловушкой», потому что открыл его, изучая историю России.

Эта «ловушка» уходит корнями в народные традиции и русское православие с его культом юродивых.

ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства; но в церковном же значении. Юродивый иногда глупый, неразумный, безрассудный…
Толковый словарь Даля

Характерной чертой юродства является самоуничижение, то есть принижения самого себя доходившее нередко до физического истязания. Я не буду здесь разбирать психологическую подоплеку этого явления и приводить его аналоги в культурах других народов — отмечу только, что нечто подобное существует не только в России.

Для понимания же сущности «русской ловушки» важно то, что юродство у нас практикуют как отдельные личности и секты, так и политические течения, в том числе и те, представители которых оказываются во главе государства. Пожалуй ярким примерами политического юродства является деятельность первого президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, а также, возможно, первого и последнего президента СССР И.С.Горбачева.

Такое политическое юродство носило и носит четко выраженный внешнеполитический характер, когда отечественные политики демонстрируют иностранцам якобы «ущербность» российского государства и народа по сравнению с «остальным цивилизованным миром».

Но Горбачев с Ельциным не единственные руководители государства, которые пытались заискивать перед «западными партнерами». Похожими вещами занимался еще Петр I, а до него некоторые российские политические деятели начала 17 века, «приглашавшие» для «наведения порядка» шведских и польских интервентов. Еще раз подчеркну, что все эти политики не были одиночками, а выражали умонастроения влиятельных политических течений и значительной части общества, искренне уверенных в своей глубокой «греховности», «отсталости» и т.п.

Теперь о том, как это превращалось в ловушку как для населения России, так и для «зарубежных партнеров».

На первом этапе юродствующие доводили самоуничижение до «логического завершения» — до мысли о том, что сам народ России ни на что не способен, поэтому не стоит и стараться что-либо менять в своей жизни самостоятельно, а «надо идти в обучение к Западу».

На втором этапе они старались убедить в этом Запад.

На третьем этапе это им удавалось.

На четвертом этапе Запад начинал презирать «никчемных, ленивых, глупых русских» и использовать их в своих интересах.

На пятом этапе русские обижались на Запад за то, что он их «не уважает» и использует.

Шестой этап — народ России «вставал с колен» и осуществлял возмездие за все издевательства и подлости со стороны Запада.

То есть речь идет о провокации со стороны впавшей в экстаз самоуничижения жертвы в лице России. Что, однако, ни в коей мере не снимает ответственность с преступника в лице коллективного Запада.

Так было в Смутное время, закончившееся изгнанием поляков из Москвы; в эпоху Петра I, разгромившего шведов под Полтавой (см. приказ Петра I перед Полтавской битвой); во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной (см. тост Сталина в честь русского народа). То же самое происходит и сегодня. Но с одним важным дополнением.

Похоже, Запад разгадал секрет «русской ловушки», и поэтому старается загнать Россию в четвертую фазу и законсервировать ее в этом состоянии, чтобы удобнее было ею пользоваться в корыстных целях. Отсюда и все эти попытки обвинить ее во всех смертных грехах, и заставить ее в них признаться. И в этом Западу посильную помощь оказывают не столько предатели, рассчитывающие получить за свою работу «бочку варенья, да корзину печенья», сколько российские «юродивые», которые сегодня кликушествуют не около храмов, а в социальных сетях и на различных интернет-форумах.

Я считаю, что нам надо поломать эту старинную традицию и оставить «русскую ловушку» в прошлом, для чего перестать в приступах юродства каяться перед всеми без разбора и искать себе хозяев за пределами своего Богоспасаемого Отечества. Недостойно это нашего народа и нашей державы с их великой культурой и славной историей.

Читайте также «Почему даже побежденная Россия страшна врагам«

Источник

59 лет назад под Красноярском в железнодорожной катастрофе заживо сгорели больше сотни школьников. Трагедию власти скрыли

Памятник на месте захоронения жертв катастрофы

Страшная железнодорожная катастрофа в Красноярском крае произошла 2 июня 1959 года возле станции Минино. В ней тогда погибло больше сотни детей. Сведения о катастрофе скрыли, с ее свидетелей взяли подписку о неразглашении.

Станция Минино

Было похоже на атомный взрыв

​Первая информация об этой катастрофе появилась в СМИ недавно и совершенно случайно. Добровольный помощник программы «Жди меня» в Красноярске поисковик Александр Щербаков разыскивал на кладбище около станции Минино родственника одного из обратившихся к нему людей. И наткнулся на огромную братскую могилу. На жестяных табличках он увидел множество детских имен. Местные жители рассказали ему, чья это могила. И тогда Щербаков через местные СМИ обратился с призывом разыскать очевидцев трагедии.

Александр Щербаков

Читайте также:  Как лечить бессонницу при пониженном давлении

– Когда я начал заниматься этой историей, единственной целью было – увековечить память о людях, которые погибли в результате аварии. Изначально не надеялся, что удастся докопаться до истины, что там произошло на самом деле, – говорит Александр Щербаков. – Так и получилось, версии есть, но утверждать, что они единственно верные, – сложно. Безусловно, были какие-то государственные экспертизы, разборы полетов, извлечение уроков и так далее. Но о них мы вряд ли узнаем. Настолько тщательно и скрупулезно тогда секретили трагические истории, тем более те, которые касались целой страны. Более того, здесь замешана структура, которая и сегодня не отличается особой открытостью. Но важно не дать забыть об этом. Мне кажется, необходимо установить памятник, переписать и увековечить по возможности все имена погибших, сделать место гибели памятным и знаковым. Только если мы не будем забывать о таких трагедиях, будет возможно предотвратить их в будущем.

Трагедия 1959-го была предана забвению на многие десятилетия. И все-таки удалось найти очевидцев тех событий и восстановить некоторые подробности катастрофы.

Жителю станции Минино Виктору Индрикову в 1959 году было 9 лет. Его отец, Иосиф Сидорович Индриков был железнодорожником, и мальчишка прекрасно знал, что произошло в тот день.

Виктор Индриков

– Вечером 2 июня 1959 года поезд «Красноярск – Абакан», в котором после пионерского слёта возвращались домой ребятишки с юга Красноярского края и Хакасии, вышел со станции «Красноярск», – вспоминает Виктор Индриков. – Примерно в 19:30 он остановился на станции Минино – ему загорелся красный сигнал семафора. Через несколько минут товарняк, которому в это время горел зеленый, вылетел навстречу по соседним путям и врезался в нефтеналивной состав – тот стоял прямо напротив пассажирского. От чудовищного удара два вагона с детьми буквально выдавило с путей. Они упали на бок, состав расцепился, остальные вагоны укатились вперед. Выбраться из упавших вагонов было невозможно – двери заблокировало. Горючее вспыхнуло – дети оказались в смертельной ловушке. Мы с ребятами около восьми часов вышли из клуба и побежали смотреть аварию. Пройдя километр от станции, увидели, что навстречу нам бегут люди. Когда дошли до обрыва, где упали вагоны, взорвалась первая бочка с нефтью. Это было похоже на атомный взрыв. Огромный черный столб дыма метров 50 в диаметре, а из него на высоте 500 м выходит яркое светящееся солнце. Страх был панический, все закричали и побежали врассыпную – думали, бомбежка, война началась.

Я побежал домой. Отца уже не было, всех железнодорожников сразу же мобилизовали. В 4 часа утра бабушка собралась идти к месту аварии, и я упросил ее взять меня с собой. Зрелище кошмарное: все горит, солдаты – человек 300, с шестами, направляют нефть в Караулку, речка бежит огненная. Два вагона перевернуты, запах человеческого мяса, обгоревшие останки, рядом расстелены военные палатки, в них солдаты складывают трупы. Две уже закрыли, третью натаскивают. Мне сильно врезалось в память, что машинист товарного поезда в шоке повторял одно и то же: «Я не виноват, я ехал на зеленый…» Погибших было много. Из Красноярска в Абакан тогда ходил один поезд, на нём же ездили и дачники. В перевернувшихся вагонах в основном были дети. На поле, где они горели, валялись белые панамки и алые галстуки. После в моей семье старались не говорить об этой аварии. Отец рассказал только, что с него и его товарищей взяли подписку о неразглашении.

Цистерны на станции Минино

59 гробов выставили в сосновом бору

Очевидцы вспоминают, как хоронили погибших. Тела собирали, грузили в вагоны и увозили в Красноярск, в Железнодорожный Дворец культуры. Там разбирали, складывали в гробы и везли обратно, на станцию Минино. Вызвали родственников. Те, кто опознал родных, забирали их домой. Но большинство никого не нашли и остались на похороны в Минино. 59 гробов выставили посреди деревни, в сосновом бору, врачей было много, машины скорой помощи, оркестр. Крики, слезы, отцы детей падали в обморок, их поднимали. На кладбище вырыли длинную траншею, сделали ступеньки вниз и спускали туда гробы. Те, кто их нес, потом рассказывали, что гробы были очень тяжелые, видимо, не по одному телу в них лежало.

Место аварии расчистили очень быстро. Уже в 8 часов утра 3 июня по одному из путей пропускали поезда. Поле, где горели вагоны, очистили бульдозерами, распахали и засадили горохом. Через три недели появились всходы, и от аварии не осталось и следа. Только местами, там, где не смогли сразу убрать нефть, еще несколько лет стояли черные лужицы.

Табличка на братской могиле в Минино

Первые десять лет, рассказывают местные жители, на кладбище регулярно приезжали родители погибших детей. По всему периметру братской могилы висели таблички с именами и фамилиями. Сейчас табличек осталось всего девять, остальные разворовали. На голубом памятнике в центре захоронения нет ни единого слова.

Все краевые и российские газеты того времени рапортовали, как замечательно прошел в Красноярске XI слет пионеров. О том, что половина пионеров с него не вернулась, – не было ни слова. Властям тогда удалось скрыть информацию о самой крупной в Красноярском крае железнодорожной катастрофе.

Билет в «детский вагон»

Но до сих пор еще живы те, кто пережил ужас этой аварии. Валентина Собина в 1959 году училась в Иркутске на третьем курсе института. 2 июня она ехала домой в Шушенское (станция, следующая после Абакана). На перроне бабушка с двумя детьми попросила Валентину закомпостировать ей билеты. Заодно и Валентине закомпостировали билет в 9-й, «детский» вагон – тогда такие были в каждом составе.

​– Я села в поезд на боковое сидение, и вдруг в голову мысль: бывают крушения поездов, но со мной ничего не случится. Поезд проехал станцию Минино и остановился, – рассказывает Валентина Собина. – Я обратила внимание, что на соседних путях стоит состав с цистернами, а в окне напротив видна высокая насыпь шлака. В это мгновение за окном раздался сильный стук, в вагоне что-то попадало с верхних полок. И вдруг насыпь стала приближаться к окну. Внут­ри прошел холод. Я произнесла про себя три слова: «Всё, я погибла» – и тут же в ушах отключился звук, начисто, и в дальнейшем я не слышала ни криков, ни плача, ничего.

Дошла до следующего купе, вижу – окно разбито, а люди встают на столик и прыгают на улицу. Я дождалась своей очереди, встала коленками на стол и руками вперед устремилась в окно. Упав на шлак и заметив, что снизу из-под вагона поднимается пламя, стала карабкаться вверх по насыпи. Вскарабкавшись, обернулась и увидела, что наш вагон наполовину стащило с рельсов, и он весь в огне. С одной стороны его тянул 10-й, который уже лежал – перевернутый и облитый нефтью, с другой держал 8-й – он еще стоял на рельсах. Думаю, это нас и спасло. Мужчины закричали, что надо бежать в лес, сейчас будут взрываться бочки с нефтью. И мы все, кто выбрались, устремились в лес. Вдруг кто-то крикнул: «Поезд пошел! » Оглянулись, а наш состав, отцепившись от горящих вагонов, медленно, толчками двигается по рельсам и по ходу подбирает людей, которые оказались на путях. До сих пор говорю спасибо этому машинисту – ведь он отвёл остальной состав от горящих вагонов. Мы устремились к поезду. Сначала в вагон не проходили. Кто-то кричал «мама!», кто-то плакал. Когда прошли в вагон, меня затрясло, началась истерика. Первой остановкой была станция Козулька. На перроне уже ждали машины скорой помощи и люди в белых халатах. Из поезда на одеялах выносили обгоревших пассажиров. Затем была остановка в Ачинске, в вагон зашли представители Горкома, посочувствовали нам и сказали: «Вы все доедете до Абакана, сейчас вам привезут молоко и хлеб». Попросили сделать опись имущества, которое у нас пропало.

Читайте также:  Бессонница фильм 2014 содержание

У меня все сгорело: документы, деньги, зачетка. Как была в штапельном платье, так и осталась. А мне еще ехать до Шушенского 84 км. Затем поезд остановился в Абакане. Вокзал был оцеплен, на воротах висели люди и смотрели на нас. В здании вокзала встречали начальство республики Хакасия. Сказали, что случилась большая беда – крушение поездов. Попросили ни о чем не беспокоиться – всех довезут туда, куда надо, бесплатно, предложили ресторан и гостиницу. Выйдя из вокзала, я услышала крик, это папа с мамой за мной приехали. Тут мы, конечно, не выдержали и разрыдались.

Пока я была в Шушенском, пришел перевод ровно на ту сумму, которую я указала в описи. Когда через месяц я возвращалась обратно в Иркутск, очень хотела посмотреть на место нашего крушения. Но как только поезд к нему подъехал, зашел человек в штатском, закрыл все шторы и велел никому не смотреть в окна. Я до сих пор считаю, что меня в этой аварии уберег ангел-хранитель.

На телах еще пульсировали жилы

Александр Гокк в июне 59-го служил курсантом в воинской учебной части в Красноярске. В 4 утра 3 июня его второй взвод подняли по тревоге. В 5 часов 20 минут 34 курсанта с комбатом уже были на месте крушения поездов. Когда подъезжали, навстречу им шли люди – лица белые, взгляд отрешенный, идут в никуда. Это были пассажиры, которые успели выскочить из вагонов и физически не пострадали, но были в глубоком шоке.

– Взвод построили и велели рассчитаться от одного до пяти. Пятые сделали шаг вперед – им предстояло самое страшное: собирать человеческие останки. Зрелище ужасное, на телах еще пульсировали жилы, – вспоминает Александр Гокк. – Курсантов стало скручивать. Тогда комбат, покрыв всех трехэтажным матом, велел отвлечься и представлять, что собирают арбузы, – помогло. Подошли две машины скорой помощи, старые, коричневые, на шасси «ГАЗ-51». Начали грузить мешки с останками. Тихонько, бережно, хотя никто их не инструктировал.

Портрет погибшей девочке на братской могиле

Точное число погибших установить было невозможно, от людей практически ничего не осталось. Но Александр Яковлевич помнит, что горело 4 вагона. А в те годы они были в основном общие, люди набивались так, что до Ачинска приходилось чуть ли не на ступеньках висеть, занимали все третьи полки. Получается, если в вагоне 56 сидячих мест, туда могло набиться и до ста человек. Значит, в четырех вагонах могло ехать до 400. Эту цифру курсанты между собой тогда и называли. Подписку о неразглашении курсанты-ликвидаторы не давали. Хотя устно комбат им объявил: «В письмах никому ничего об аварии не сообщать».

Судили начальников

Кандидат технических наук Моисей Абрамович Штульман в 1959 году исполнял обязанности начальника дистанции сигнализации и связи Красноярской железной дороги.

– Я одним из первых прибыл на место аварии, – рассказывает Моисей Штульман. – Еще взрывались цистерны, горели люди… картина страшная. В первую очередь добрался до светофора. Вижу: рельсов нет, впереди пустое пространство, а светофор как горел зеленым, так и горит. Пока одни разбирали завалы, другие начали расследовать причины аварии. Опломбировали релейные шкафы, взяли под стражу старшего электромеханика. Меня тоже арестовали. Допрашивали несколько часов подряд без перерыва. Меня спасло то, что я ежемесячно выезжал на станцию Кача, где дислоцировался строительно-монтажный поезд, и проводил инструктажи. Когда после шести часов допроса меня попросили доказать это, я ответил, что есть журнал, в котором все зафиксировано. Журнал изъяли, и я превратился из обвиняемого в свидетели.

Почти сразу стало ясно, что причина катастрофы – ложно-разрешающие показания предупредительного светофора. В 1959 году Красноярская железная дорога впервые в мировой практике с паровой тяги переводилась на электротягу переменного тока. Переключение систем сигнализации проводилось без перерыва в движении поездов, можно сказать, прямо «под колесами». Электротяга постоянного тока подразумевает 3000 вольт между рельсом и контактным проводом. При таком напряжении по рельсам и контактному проводу протекает большой ток, и получаются большие потери. При электротяге переменного тока между контактным проводом и рельсом уже 27 000 вольт, потребление тока уменьшается в 9 раз, потери тоже меньше, также экономится медь – стратегический материал.

Поезд на станции Минино

Чтобы внедрить систему переменного тока, нужно было реконструировать все устройства сигнализации и связи, а вместо воздушной линии проложить подземный кабель. Для этого вдоль всех путей делалась просека – выкорчевывались деревья. Именно во время этих работ на станции Минино бульдозерист уронил дерево на высоковольтную линию автоблокировки. Провод напряжением 6000 вольт упал на сигнальные провода, произошло прожигание сигнального механизма, и он застрял в положении зеленого, разрешающего сигнала.

На место трагедии тогда приехал председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Николай Органов и заявил: «Бульдозерис­та не судить, а судить его руководителей». Через две недели после трагедии мастера и главного инженера поезда осудили, каждый получил по пять лет тюрьмы. Электрификация железной дороги продолжилась. Сроки были жесткие: до нового 1960 года надо было пустить электровоз. Работали круглые сутки, с наступлением зимы в 40-градусные морозы на перегонах разводили костры. И в декабре 1959 года из Красноярска пошел первый электровоз. После чего электрификация двинулась дальше – на запад и на восток. Получается, жертвы катастрофы оказались заложниками большой реконструкции КЖД.

Мы нашли еще одного участника трагедии. Анатолий Гаврилович Гайшенец был машинистом второго состава поезда, который врезался в нефтеналивной. Машинист первого состава оказался невольным виновником аварии и погиб. Он ехал на разрешающий сигнал светофора и врезался в хвост наливного состава.

– Мы шли на «зеленый». Иначе поступить не могли. Дорога в этом месте делает крутой поворот, и единственное, что я помню, это крик своего помощника: «Состав!». Затем сильный удар – и я вслед за ним прыгаю в окно. Мы почти не пострадали, заползли по насыпи вверх, оглянулись – поезда уже горели. Добежали до станции, и нас почти сразу же увезли на допрос. Домой мы попали через несколько дней. О том, что на вторых путях остановился пассажирский поезд и пострадало столько людей, я узнал много позже, – вспоминает Анатолий Гайшенец.

Спустя десятилетия люди – свидетели той катастрофы все-таки заговорили о ней. Но до сих пор так и неизвестно, сколько точно человек погибло? Кто еще, помимо мастера и главного инженера, понес наказание за гибель людей и какое именно? Почему официальной информации о катастрофе нигде нет до сих пор? О ней до сих пор отказываются говорить в Управлении Красноярской железной дороги. Как пояснил начальник службы корпоративных коммуникаций Красноярской железной дороги Денис Кашин, в 1959 году Красноярской железной дороги не существовало. Она принадлежала Восточно-Сибирской железной дороге с управлением в Иркутске. Поэтому каких-либо документов о катастрофе 2 июня 1959 года в архиве Красноярской железной дороги нет. Коллеги из Иркутска нам сообщили, что вся информация об этой трагедии в 1959 году была передана в КГБ.

Сегодня на оградке братской могилы на кладбище в поселке Минино остались таблички вот с этими фамилиями:

«Алёшина Галина Лукьяновна, 1946 г. р.
Шугаева К.П., 1929 г. р.
Шугаев В.П., 1948 г. р.
Иванова У.Я., 1900 г. р.
Ниминущая(?) Г.С., 1936 г. р.
Малигловко Анатолий, 1947 г. р.
Хотеев Юрий, 1945 г. р.
Луппо Виктор, 1940 г. р.
Красильников Владимир Михайлович, 1911 г. р».

Новый памятник жертвам катастрофы, который призывал установить Александр Щербаков несколько лет назад, так до сих пор и не появился. На братской могиле сгоревших заживо детей по-прежнему стоит безымянная стела, которую поставили 59 лет назад.

Источник