Бессонница народная тряпичная кукла

Бессонница народная тряпичная кукла thumbnail
Кукла Бессонница    Кукла Бессонница.

Сегодня Веселина пришла в мастерскую молчаливая и хмурая, на ходу скинула сандалии, а пока дошла до кресла успела раз пять зевнуть.

— Никак вчера заснуть не могла, — ответила она на мой молчаливый вопрос, — ворочалась, ворочалась пол ночи, заснула под утро, и сегодня весь день хожу сама не своя.

— Ну зашла бы к Кубышке Травнице, она бы тебе чайку с мятой заварила, да с собой бы сонной травы в мешочке дала, — говорю ей, — положишь его под подушку и спишь, пока не разбудят.

А вообще у древних славян есть специальная тряпичная кукла для сна – кукла Бессонница, которая предназначается именно для быстрого засыпания.

Сну наши предки придавали очень большое значение. Во сне люди не только отдыхали, в это время с человеком совершались настоящие волшебные действия – во сне можно было пророчествовать события, предугадывать их, разгадывать секреты и тайны, а также встречаться с теми, с кем в обычной жизни встретиться уже невозможно. Естественно, что были силы, которые препятствовали реализации таких возможностей, просто не давая человеку заснуть.

Для того, чтобы противостоять такому безобразию и появилась тряпичная кукла оберег Бессонница, которая принимала на себя участие в играх с духами, а человек спокойно мог заснуть. Чаще всего такая помощь была необходима маленьким детям, еще не имеющим мощную обереговую защиту рода. Поэтому родители или нянька в нужный момент быстро делали куклу Бессонницу и решали таким образом все проблемы с засыпанием.

Особенностью этой куклы является неустановленная продолжительность ее жизни – от одного вечера до нескольких месяцев. Если ребенок внезапно раскапризничался после ухода гостей, или после неожиданной или не очень приятной встречи, то достаточно было сделать однодневную куклу, после игры с которой исчезал негативный фон и ребенок успокаивался и нормально засыпал. В некоторых случаях появлялась необходимость защищать ребенка в течение длительного времени, тогда кукла жила столько, сколько было нужно.

Первоначально куклу Бессонницу делали из одного лоскута без использования чего-бы то ни было. Куклу часто приходилось изготавливать буквально на лету, не готовясь и не планируя этого заранее. Поэтому для этого идут в ход носовые платки, салфетки и другие подходящие по размеру, но совершено не предназначенные для изготовления кукол куски материи.

Если процесс создания такой куклы происходил дома, то можно было взять два лоскута и немного разнообразить внешний вид Бессонницы, сделав ей одежду. В том случае, если помощь куклы необходима в течение многих дней, при ее создании использовали лекарственные растения, которые помогают заснуть и успокаивают.

— А мы какую будем делать Бессонницу? – спрашивает Веселина, притворно зевая.

— Мы сделаем самую настоящую куклу, из двух лоскутов и пучка ветоши, ты только не засни во время работы.

Процесс изготовления куклы не сложен и занимает от силы пару минут.

Кукла Бессонница, мастер класс, этап 1Для работы понадобятся два лоскута — квадратный 20 х 20 см для головы и рук, прямоугольный 30 х 15 для одежды и пучок ветоши.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 2Квадратный лоскут складываем по диагонали и обыкновенными узелками делаем ладошки на противоположных концах.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 3В центр сложенного лоскута укладываем смятую ветошь.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 4Формируем голову и делаем один перекрут по линии шеи.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 5Передний конец лоскута оборачиваем вокруг шеи, конец подсовываем под него же и затягиваем.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 6Один конец от второго лоскута перекидываем со спины на противоположное плечо спереди.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 7То же делаем со вторым концом.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 8Перекрещенные концы подтягиваем, расправляем ткань, и опускаем их на талию, перекрещивая второй раз.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 9Куклу переворачиваем и концы лоскута завязываем обычным узлом.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 10Тряпичная кукла Бессонница готова.Кукла Бессонница в традиционном исполненииКукла Бессонница в традиционном исполнении

— Ну вот, у нас теперь есть сразу две Бессонницы, — сказал я, — тебе какая больше нравится?

— Да они обе нравятся, — уже по-настоящему зевая ответила Веселина, — тем более, что я их обеих и заберу с собой, теперь то я уж точно буду засыпать на раз два.

— Смотри по дороге не засни, — сказал я им вслед, и мы распрощались.

Хотите верьте, хотите нет, но после изготовления этих кукол я еле-еле справлялся со сном, и пока я пару часов не поспал, толком ничем заниматься не мог. Поэтому, если у вас вдруг случилась бессонница – сделайте такую куклу и проблема будет решена, только не забывайте про заговоры и другие правила изготовления славянских кукол оберегов.

На этом сегодня все, спасибо за внимание, всем желаю приятных снов сегодня и всегда, пока.

Источник

Пеленашка

Народная кукла Пеленашка, с одной стороны, совсем простая в изготовлении, но с другой стороны, как обережная куколка, она имеет глубокий смысл.

Ее делала беременная женщина перед родами (или даже во время, между схватками), из длинного лоскута ношеной ткани, впитавшей в себя энергетику будущей матери. Чтобы настроиться на нужный лад, ткань скручивали и раскручивали шесть раз, и только на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину.

Естественно, ни иголки, ни ножниц для изготовления этой обережно куклы не использовали, поэтому и нить откусывали, как пуповину.
тем верхнюю треть скрутки перевязывали – получалась голова младенца. Затем куколку пеленали, приговаривая ласковые слова и пожелания будущему ребенку. Всего таких куколок делали семь, они были рядом с матерью во время родов, их клали в кроватку к младенцу для отвлечения злых духов, это были первые игрушки малыша. В наш памперсный век наверно и пеленать-то не все умеют, так что можно потренироваться на кукле Пеленашке. А еще малютка пеленашка нужна, чтобы сделать Новгородскую беременную куклу.

ПЕЛЕНАШКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

изготовления куклы

Материалы: 4 или 7 лоскутка: один белый остальные цветные, красная прочная нить, ленточку.

Перевязать красной нитью на высоте одной трети, обозначив голову.

Второй красной нитью перевязать посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину (концы не обрезают)

Читайте также:  Что может быть причиной стойкой бессонницы

hello_html_m473f8cd.png

2

Спеленайте куклу.

3

hello_html_185aa6d7.png

4

hello_html_254045d7.png

5

hello_html_6978b7f9.png

6

hello_html_3b2e2b57.png

7

Перевязать куклу лентой перекрещивая ее один или два раза.

hello_html_m309538a8.png

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные — от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. — все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая не вид кукла — младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

При рождении ребенка также и в родильном обряде применяли куклу-«пеленашку». Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). Малыша сразу после рождения прятали в хлеву или чулане. В это время к лежащему на постели в женском платье и стонущему мужу, изображавшему рожающую жену, приносили куклу-«пеленашку». Считалось, что этот обряд отводил опасность от матери и ребенка.

Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

В основе правил изготовления Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел располоается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова. Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.

В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребенка говорили про куклу: «Ой, до чего кукленок-то хорош!»

hello_html_m26595152.jpg

infourok.ru

bessonica1Народная тряпичная кукла Бессонница – кукла не простая, колыбельная. Обычно делали ее мамы своим младенцем – если ребеночек раскричался, расплакался, не может уснуть. Наши предки думали, что ребенка донимает злой дух – Бессонница. Чтобы отвлечь ее от дитяти и обмануть делали из двух оказавшихся под рукой лоскутков такую тряпичную народную куклу и клали в колыбельку. Конечно, произносили заговор: «Сонница-Бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». После этого Бессонница должна была «уйти» в куклу, а ребенок спокойно уснуть. Эту куклу сегодня чаще всего делают из двух носовых платочков. Возможно потому, что это самый «подручный» материал для современной мамы.

можно взять и любые другие одинаковые по размеру лоскутки ткани. Голову формируют из любого лоскута ткани. Можно, кстати, использовать для такой «набивки» фильтр-пакеты с успокаивающими травами – валерианой или пустырником. Подойдет и ромашка, которая есть в каждом доме. Главное не брать травы возбуждающие, стимулирующие, например, мяту. Такую куклу вы можете сделать своему малышу сами или поручить важную операцию «Сон-угомон» старшим детям. Пусть сделают такую тряпичную куклу сестренке или братишке. Но учитывайте, что кукла достаточно сложная, справятся с ней ребята 9-10 лет или старше.
Как сделать народную тряпичную куклу Бессонницу.
Для этой народной куклы вам потребуется два квадрата ткани 30х30. Одна ткань светлая для лица и рубашки, а вторая может быть пестрой – для сарафана. Можно куклу Бессонницу сделать из двух носовых платков.
bessonica2Возьмите светлый лоскут и согните его по диагонали.
bessonica3На двух противоположных углах завязываем по узлу – это ручки куклы.
bessonica4Раскрываем середину светлого лоскутка и вкладываем в него кусочек синтепона (ваты, обрывков тряпочек и ниток).

bessonica5Опять складываем ткань пополам. Берем куклу за вложенный комок, и поворачиваем ее по часовой стрелке.
bessonica6Передний угол платка поднимаем, оборачиваем им вокруг головы и продеваем в образовавшуюся петлю. Петлю затягиваем.
bessonica7Верхнюю часть куклы Бессонницы, накладываем на второй платок, так, чтобы прямая сторона ткани была под ручками.
bessonica8bessonica9Правый угол квадрата-сарафана оборачиваем вокруг головы, ведем на крест по спине и выводим на лицо под рукой куклы.
bessonica10Делаем горизонтальную складку на спине куклы и перекрещиваем левый угол платка куклы Бессонницы.
bessonica10Спереди два конца платка перевязываем.

Читайте также:  Вельвет новый альбом бессонница

bessonica11Переворачиваем тряпичную куклу на другую сторону.
bessonica12Тряпичная народная кукла Бессонница готова.

www.karakyli.ru

Кукла Бессонница — история и значение

Сну наши предки придавали очень большое значение. Во сне люди не только отдыхали, в это время с человеком совершались настоящие волшебные действия – во сне можно было пророчествовать события, предугадывать их, разгадывать секреты и тайны, а также встречаться с теми, с кем в обычной жизни встретиться уже невозможно. Естественно, что были силы, которые препятствовали реализации таких возможностей, просто не давая человеку заснуть.

Для того, чтобы противостоять такому безобразию и появилась тряпичная кукла оберег Бессонница, которая принимала на себя участие в играх с духами, а человек спокойно мог заснуть. Чаще всего такая помощь была необходима маленьким детям, еще не имеющим мощную обереговую защиту рода. Поэтому родители или нянька в нужный момент быстро делали куклу Бессонницу и решали таким образом все проблемы с засыпанием.

Особенностью этой куклы является неустановленная продолжительность ее жизни – от одного вечера до нескольких месяцев. Если ребенок внезапно раскапризничался после ухода гостей, или после неожиданной или не очень приятной встречи, то достаточно было сделать однодневную куклу, после игры с которой исчезал негативный фон и ребенок успокаивался и нормально засыпал. В некоторых случаях появлялась необходимость защищать ребенка в течение длительного времени, тогда кукла жила столько, сколько было нужно.

Первоначально куклу Бессонницу делали из одного лоскута без использования чего-бы то ни было. Куклу часто приходилось изготавливать буквально на лету, не готовясь и не планируя этого заранее. Поэтому для этого идут в ход носовые платки, салфетки и другие подходящие по размеру, но совершено не предназначенные для изготовления кукол куски материи.

Если процесс создания такой куклы происходил дома, то можно было взять два лоскута и немного разнообразить внешний вид Бессонницы, сделав ей одежду. В том случае, если помощь куклы необходима в течение многих дней, при ее создании использовали лекарственные растения, которые помогают заснуть и успокаивают.

— А мы какую будем делать Бессонницу? – спрашивает Веселина, притворно зевая.

— Мы сделаем самую настоящую куклу, из двух лоскутов и пучка ветоши, ты только не засни во время работы.

Процесс изготовления куклы не сложен и занимает от силы пару минут.

Кукла Бессонница, мастер класс, этап 1Для работы понадобятся два лоскута — квадратный 20 х 20 см для головы и рук, прямоугольный 30 х 15 для одежды и пучок ветоши.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 2Квадратный лоскут складываем по диагонали и обыкновенными узелками делаем ладошки на противоположных концах.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 3В центр сложенного лоскута укладываем смятую ветошь.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 4Формируем голову и делаем один перекрут по линии шеи.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 5Передний конец лоскута оборачиваем вокруг шеи, конец подсовываем под него же и затягиваем.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 6Один конец от второго лоскута перекидываем со спины на противоположное плечо спереди.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 7То же делаем со вторым концом.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 8Перекрещенные концы подтягиваем, расправляем ткань, и опускаем их на талию, перекрещивая второй раз.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 9Куклу переворачиваем и концы лоскута завязываем обычным узлом.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 10Тряпичная кукла Бессонница готова.Кукла Бессонница в традиционном исполненииКукла Бессонница в традиционном исполнении

— Ну вот, у нас теперь есть сразу две Бессонницы, — сказал я, — тебе какая больше нравится?

— Да они обе нравятся, — уже по-настоящему зевая ответила Веселина, — тем более, что я их обеих и заберу с собой, теперь то я уж точно буду засыпать на раз два.

— Смотри по дороге не засни, — сказал я им вслед, и мы распрощались.

Хотите верьте, хотите нет, но после изготовления этих кукол я еле-еле справлялся со сном, и пока я пару часов не поспал, толком ничем заниматься не мог. Поэтому, если у вас вдруг случилась бессонница – сделайте такую куклу и проблема будет решена, только не забывайте про заговоры и другие правила изготовления славянских кукол оберегов.

На этом сегодня все, спасибо за внимание, всем желаю приятных снов сегодня и всегда, пока.

kuklastadt.ru

 Рубрики

podelki-doma.ru

Кукла Бессонница 14.12.2011

Кукла Бессонница

В старину в каждой семье жила магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Чтобы сделать куклу Бессонницу, берут два приблизительно одинаковых по размеру носовых платка или два лоскута не очень плотной ткани такого же размера. Один платок складывают пополам по диагонали (рис. 4а). На противоположных его концах туго затягивают узлы (рис. 4б).

Бессонница народная тряпичная кукла
Затем платок разворачивают и в центр его закладывают клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комок льняной или пеньковой кудели (рис. 5а).

Свободные концы платка вновь расправляют. Придерживая большим и указательным пальцами скрутку в центре платка, один из свободных концов платка оборачивают по часовой стрелке вокруг скрутки. Пропустив конец платка в образовавшуюся петлю, затягивают плотный узел (рис. 6, а). Расстелив и расправив второй платок, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого платка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго платка. Оставшийся свободный конец первого платка расправляют на втором платке. Кончик от узла по скрутке тоже расправляют в середине платка в сторону свободного конца (рис. 6, б).

Получившуюся из первого платка деталь будущей куклы пеленают вторым платком. Для этого правый верхний конец платка оборачивают слева от скрутки первого платка и выводят из-под первого платка вновь на правую сторону ниже узла, завязанного на диагонали первого платка (рис. 7, а).

Таким же образом левый конец второго платка оборачивают справа от скрутки (рис. 7,6).

Оба конца платка стягивают плотным прямым узлом (рис. 8, а, б). Скрутку расправляют. Получается простейшая тряпичная кукла, которая, возможно, и есть прародительница современной мягкой игрушки.

Читайте также:  Советы у кого бессонница

И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»

Теги: кукла бессоница, народные куклы, изготавливаем куклу-бессоницу

www.ayurvedaplus.ru

Источник

Елена Швецова
Занятия «Кукла Бессонница», кукла «Купавка» в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»

Занятие «Кукла Бессонница».

Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Бессонницу бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Технологическая карта «Кукла Бессонница» в наглядно-методическом пособии для старшей группы.

1. Квадратный лоскут складываем по диагонали и обвязываем два конца;

2. раскрываем, в середину кладем небольшой комок набивки – голову;

3. голову формируем петлей; туловище укладываем на цветной лоскут;

4. верхний угол цветного лоскута заводим по диагонали за спину куклы;

5. другой угол поднимаем крест-накрест и заводим через спину, — кукла готова.

Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней группе; лоскутки разного цвета на выбор детям, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы.

Информация для педагогов и родителей. Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего, плачущего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница — бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой» (возможны, конечно, варианты). Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.

Педагог приглашает детей в мини-музей ДОУ и знакомит с коллекцией тряпичных кукол. Дети вспоминают, что в средней группе они тоже мастерили тряпичные игрушки – пеленашку, куклу в сарафане и пасхального голубка. Рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.).

Педагог показывает куклу Бессонницу и рассказывает ее историю (изготавливалась из мягких нежных лоскутков и укладывалась в колыбельки и кроватки, чтобы дети охотно засыпали и видели радостные сны). Поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия для старшей группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает самим смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.

Практический результат. Коллективная выставка «Нарядный хоровод», в котором куклы Бессонницы, изготовленные детьми из разноцветных лоскутков, размещаются на кружевной ленте.

Занятие «Кукла Купавка».

Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Купавку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Технологическая карта «Кукла Купавка» в наглядно-методическом пособии для подготовительной группы.

1. Подбираем две палочки (или ветки деревьев) разной длины;

2. связываем палочки крест-накрест;

3. берем ситцевую ткань, на верхней части креста укрепляем голову, набитую ветошью, этой же самой тканью набиваем руки куклы; фиксируем ткань на шее, руках и поясе куклы;

4. берем цветной ситец и привязываем лямки сарафана;

5 из декоративной ткани изготавливаем юбку и платок, из тесьмы готовим пояс, на руки привязываем ленточки;

Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней группе; лоскутки разного цвета на выбор детям, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы, палочки или веточки деревьев разной длины.

Предварительная работа. Экскурсия в музей ДОУ и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках; создание дидактического альбома «Коллекция лоскутков» или дидактической игры «Лоскуток к лоскутку»; создание коллекции лоскутков; упражнения в шнуровании и завязывании. Разновозрастное общение: помощь детям раннего и младшего возраста в дидактических играх со шнуровкой.

Информация для педагогов и родителей.

Это кукла «одного дня», которая открывала сезон купаний. На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке.

Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья, невзгоды, людские болезни и приводили женихов. Эту летнюю куклу принято было украшать травой, живыми цветами, ветками.

А в Крещенские дни делали куклу Крестец, символ мужчин. Ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.

Педагог приглашает детей в мини-музей ДОУ и знакомит с коллекцией тряпичных кукол. Дети вспоминают, что в средней и старшей группах они тоже мастерили тряпичные игрушки – пеленашку, куклу в сарафане, бессонницу, лихорадку и пасхального голубка. Рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.). Педагог показывает куклу Купавку и рассказывает ее историю (изготавливалась из лоскутков на крестообразной основе из палочек или веточек деревьев разной длины и сплавлялась вниз по реке, чтобы забрать все печали и болезни людей). Педагог предлагает детям поиграть в игру «Загадаю Купавке мое желание». Педагог поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия для подготовительной группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает самим смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.

После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.

Источник