Цель гимнастики после сна в детском саду

Цель гимнастики после сна в детском саду thumbnail

Елена Райкина
Гимнастика для пробуждения после дневного сна

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей:

разминочные упражнения в постели;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);

выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика);

ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);

игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст). Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Гимнастика для пробуждения после дневного снаЦель гимнастики после сна в детском садуЦель гимнастики после сна в детском садуЦель гимнастики после сна в детском саду

Комплексы оздоровительной гимнастики

после дневного сна

№1

«Побудка в кровати»

Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению.

Реснички поднимаются,

Глазки открываются.

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным крепко спали.

Но уже звенит звоночек,

Ты вставай скорей дружочек.

Одеяло убери и зарядку ты начни.

«Потягивание»

Потягивание лежа на спине. Выполнять произвольно.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (0,5 мин.)

Руки мы поднимем вверх

И потянемся теперь.

Ведь вы спали и росли

Во какие молодцы.

«Самомассаж»

Чтобы все мы не болели,

Сделаем массаж умело.

(Дети делают массаж: Поглаживают шею ладонями сверху вниз, указательными пальцами растирают крылья носа, пальцами поглаживает лоб от середины к вискам, раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массируют уши) (0,5 мин.)

«Кошечка»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (5-6 раз).

Серенькая кошечка

Сердиться немножечко,

Мы дадим ей молочка

Станет ласковой она. Встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» -спина круглая, голову опустить как можно ниже; «Кошечка ласковая» -прогнуть спину, голову приподнять.

«Клубочек»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, развитие координаций движений. (5-6 раз.)

На полу лежит клубок,

Нету рук и нету ног.

Я поднять решил клубок, он помчался на утек. И. п. — Лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –прижать колени к животу и обхватить их руками. 2 – вернуться в и. п. (4-6 раз)

Встанем у своих кроваток и продолжим мы зарядку.

«Лягушки»

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Скачут весело лягушки

Возле леса на опушке.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. Прыжки на обеих ногах (на носках).

Прыжки с пятки на носок, следить за осанкой.

«Веселая ходьба»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин.)

Мы веселые ребята,

Любим весело шагать.

Спортом любим заниматься,

Никогда не унывать. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Одна рука вверх, другая вниз (делаем махи руками).

Упражнение на дыхание «Хохотушки»

Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

(Вдох через нос, рот закрыт; выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха»). (3-4 раза).

Ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование правильной осанки, развитие координаций движений, укрепление мышечного аппарата стоп.

По дорожке мы пойдем,

Дружно вместе босиком.

Камушки морские тоже,

Для здоровья всем помогут,

Помассируют вам пятки,

Будет все у вас в порядке.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

№2

«Побудка в кровати, потягивание».

Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению. (0,5 мин.)

Вы ребятки просыпайтесь,

Свои глазки открывайте.

Солнце светит нам в окно

И проснетесь вы легко.

Руки к солнцу поднимите,

А потом их опустите.

Потянулись, все проснулись

И друг другу улыбнулись.

«Ветерок»

Цель: укрепление мышц шейного отдела позвоночника. (5-6раз)

Ветер, ветер, ветерок,

Ты подуй на нас дружок. И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

«Жук»

Цель: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, пресса. (0,5 мин)

Читайте также:  Скачать песню лирика ты со мной забудь обо всем эта ночь нам покажется сном

Наш жучок упал с цветка,

Не поднимется никак. И. п.: Лежа на спине. Болтать в воздухе руками и ногами.

«Радуга»

Цель: укрепление мышц нижних конечностей, пресса. (3-4 раза)

Дождь прошёл и красота,

В небе чудо ворота. И. п: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо, и справа налево. Повторить то же самое левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

«В лес»

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки. (1 мин.)

В лес пойдем дремучий мы.

Нам преграды не страшны.

Вместе их преодолеем

Мы бояться не умеем. И. п.: спина прямая.

Ходьба на месте.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

«Грибы»

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин)

По тропинке мы пошли

И грибов полно нашли.

Наклонись скорей дружок,

Набери их в кузовок. Ходьба на месте.

Наклоны вперед, вниз, не сгибая колени.

«Мотылек»

Цель: укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. (3-4 раза)

Я веселый мотылек,

Прилетел я на цветок.

Быстро крыльями махал

И нектар я собирал. Выполнять махи руками.

Присесть, обнять руками колени.

Встать, выпрямить спину.

Упражнение на дыхание «Дровосек»

Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

И. п: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз).

Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Ходьба босиком на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

Источник

Мария Морозова
Бодрящая гимнастика после сна в ДОУ

Гимнастика пробуждения

Цели:

-сохранение и укрепление здоровья детей;

— профилактика плоскостопия, ОРВИ

Задачи:

Оздоровительные:

1. укрепление опорно-двигательного аппарата;

2. совершенствование и развитие координации движений;

3. укрепление иммунитета;

Обучающие:

• формировать умения выполнять движения по показу взрослого.

Воспитательные:

• воспитывать желание быть здоровыми

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут (старший возраст, 7-10 минут (младший возраст).

Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:

1. Самомассаж.

2. Гимнастика в постели.

3. Зарядка на ковриках возле постели.

4. Ходьба по массажной дорожке.

5. Упражнения для глаз.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Водные процедуры – умывание.

ГИМНАСТИКА

ПРОБУЖДЕНИЯ

1. Самомассаж

Мы проснулись,- трем глазки

Потянулись, — потягивание

Вместе солнцу улыбнулись, — улыбаемся

Здравствуй, Солнышко,

Колоколнышко! – ручки тянем вверх.

И увидело солнышко Ежика (берем колючие мячи)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

По ладошке он бежит (катаем по ладошке)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

Быстро по руке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(меняем руку)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек (катаем по ноге)

По ноге моей бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(меняем ножку)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

По животику бежит (катаем по животу кругом по часовой стрелке)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

2. Гимнастика в постеле.

А где солнышко яркое, жаркое? В Африке.

Отправляемся в поход

Африка, ребяток ждет!

Но не просто мы пойдем, (лежа на спине, упражнение «велосипед»)

Велосипеды мы возьмем!

Комплекс упражнений: «Животные Африки».

«Слон»

Стоя на кровати на коленях, опора на руки, переваливающее движение с правой стороны на левую (6-8раз).

«Черепаха»

Лежа на спине, поджать колени к груди и обнять их руками, подбородок прижат к груди, на раз- распрямиться, голову вверх (черепаха раскрылась, на два- исходное положение (черепаха напугалась и спряталась) (4-6раз).

«Обезьянка»

Лежа на спине, руки и ноги поднять вверх, выполнять хаотичные движение (обезьянка расшалилась)

«Крокодил»

Лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед, ладони прижаты друг к другу.

Выполнять покатывающие движения из стороны в сторону (6-8раз).

3. Зарядка на ковриках возле постели.

А теперь все потянулись,

Встали на пол, улыбнулись.

Заниматься мы идем

По дорожкам босиком. (ходьба по массажным коврикам)

Чтобы были мы в порядке,

Быстро сделаем зарядку.

Шагом медленно идем, (ходьба, руки в стороны)

Руки в стороны разведем,

Руки ставим на бока, (ходьба на внешней стороне стопы)

Мишенька идет пока,

Мы на пяточках пошли, (ходьба на пятках, руки за голову, на шею)

Руки к шее, посмотри.

А теперь наклоны вместе,

Выполняем мы на месте. (наклоны в стороны)

Ну, дружочек, не зевай,

«Ножницы» ты выполняй! (прямые руки перед грудью)

Приседаем все мы дружно,

Нам здоровье очень нужно!

Шар воздушный мы надуем, (дыхательное упражнение на

А затем тихонько сдуем. восстановление дыхания 4-5раз)

4. Ходьба по массажной дорожке.

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Читайте также:  К чему во сне есть малину с куста

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Что- проснулись? Ну тогда-

Ожидает вас вода!

Умывайся, не ленись, (дети умываются и одеваются)

Одевайся, есть садись!

Коментарии к слайдам

2 слайд

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.

3 слайд

Цели:

-сохранение и укрепление здоровья детей;

— профилактика плоскостопия, ОРВИ

4 слайд

Задачи:

Оздоровительные:

1. укрепление опорно-двигательного аппарата;

2. совершенствование и развитие координации движений;

3. укрепление иммунитета;

Обучающие:

• формирование умений выполнять движения по показу взрослого.

Воспитательные:

• воспитывать желание и потребность быть здоровыми

5 слайд

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут (старший возраст, 7-10 минут (младший возраст).

6 слайд

Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:

1. Самомассаж.

2. Гимнастика в постели.

3. Зарядка на ковриках возле постели.

4. Ходьба по массажной дорожке.

5. Упражнения для глаз.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Водные процедуры – умывание.

7 слайд

Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д.

Исключить резкие движения!

8 слайд

Исключить резкие движения!

9 слайд

ГИМНАСТИКА

ПРОБУЖДЕНИЯ

10 слайд

1. Самомассаж

11 слайд

Помогает нам проснуться «Солнышко».

12 слайд

Мы проснулись,- трем глазки

13 слайд

Потянулись, — потягивание

14 слайд

Вместе солнцу улыбнулись, — улыбаемся

Здравствуй, Солнышко,

Колоколнышко! – ручки тянем вверх.

Снимаем пижамы, принимаем воздушные ванны

И увидело солнышко Ежика (берем колючие мячи)

15 слайд

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

По ладошке он бежит (катаем по ладошке)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

16 слайд

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

Быстро по руке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(меняем руку)

17 слайд

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек (катаем по ноге)

По ноге моей бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

18 слайд (меняем ножку)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

По животику бежит (катаем по животу кругом по часовой стрелке)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

19 слайд

2. Гимнастика в постели.

Комплекс упражнений: «Животные Африки».

20 слайд

А где солнышко яркое, жаркое? В Африке.

Отправляемся в поход

Африка, ребяток ждет!

Но не просто мы пойдем, (лежа на спине, упражнение «велосипед»)

Велосипеды мы возьмем!

21 слайд

«Слон»

Стоя на кровати на коленях, с опорой на руки, переваливающиеся движения с правой стороны на левую (6-8раз).

22 слайд

«Черепаха»

Лежа на спине, поджав колени к груди и обняв их руками, подбородок прижат к груди, на раз- распрямиться, голову вверх (черепаха раскрылась, на два- исходное положение (черепаха напугалась и спряталась) (4-6раз).

23 слайд

«Обезьянка»

Лежа на спине, руки и ноги поднять вверх, выполняем хаотичные движения (обезьянка расшалилась)

24 слайд

«Крокодил»

Лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед, ладони прижаты друг к другу. Перекатываем туловище из стороны в сторону (6-8раз).

25 слайд

3. Зарядка на ковриках возле постели.

А теперь все потянулись,

Встали на пол, улыбнулись.

Заниматься мы идем

По дорожкам босиком. (ходьба по массажным коврикам)

26 слайд

Чтобы были мы в порядке,

Быстро сделаем зарядку.

Шагом медленно идем, (ходьба, руки в стороны)

Руки в стороны разведем,

27 слайд

Руки ставим на бока, (ходьба на внешней стороне стопы)

Мишенька идет пока,

Мы на пяточках пошли, (ходьба на пятках, руки за голову, на шею)

Руки к шее, посмотри.

28 слайд

А теперь наклоны вместе,

Выполняем мы на месте. (наклоны в стороны)

Ну, дружочек, не зевай,

«Ножницы» ты выполняй! (прямые руки перед грудью)

29 слайд

Приседаем все мы дружно,

Нам здоровье очень нужно!

Шар воздушный мы надуем, (дыхательное упражнение на

А затем тихонько сдуем. восстановление дыхания 4-5раз)

30 слайд

4. Ходьба по массажной дорожке.

Зайка шел, шел, шел —

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел —

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел —

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

31 слайд

Что — проснулись? Ну, тогда —

Ожидает вас вода!

Умывайся, не ленись, (дети умываются и одеваются)

Одевайся, есть садись!

Источник

Светлана Кожина
Консультация «Гимнастика после сна»

Здоровье — большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования.

Читайте также:  Плакать во сне из за стрижки волос

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Гимнастика после сна — это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно сосудистая, дыхательная, нервная и т. д.) не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы. Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми после тихого часа гимнастику.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель гимнастики: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.

Задачи гимнастики:

• увеличить тонус нервной системы;

• укрепить мышечный тонус;

• способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;

• способствовать профилактике простудных заболеваний;

• развитие физических навыков;

• сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Гимнастика после сна, её организация и проведение.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.

Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, — улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.

Обязательное условие при проведении гимнастики – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Гимнастика состоит из нескольких частей:

Разминочные упражнения в постели.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

Выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа.

Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет.

Длительность гимнастики определяется возрастом детей, состоянием здоровья.

Выполнение общеразвивающих упражнений.

Варианты бодрящей гимнастики: гимнастика игрового характера; гимнастика с использованием тренажёров или спортивного комплекса; самостоятельная гимнастика; лечебно- восстановительная гимнастика; музыкально –ритмическая; дыхательная гимнастика стоя у постели или в групповой комнате.

Для детей средней — подготовительной групп дыхательная гимнастика- это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизношение, что очень актуально для детей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

Ходьба по массажным коврикам.

Направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др., оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится с применением массажных ковриков для профилактики и лечения плоскостопия: коврик следы, коврик травка, пуговичная дорожка, ребристая доска.

Закаливающие процедуры.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием рук или ног. Это может быть ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.

Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью дети не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Источник