Чтение сказки в средней группе перед сном

Марина Попкова
Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» для средней группы

(январь-май)

ЯНВАРЬ

1 НЕДЕЛЯ «Зимушка-зима, зима снежная была»

1 Чтение: К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы» -показать зависимость жив. и нежив. природы

2 чтение: Л. Кондрашенко «Чьи следы на снегу»— учить вним. слушать, разв. мышление.

3 чтение и заучивание потешки: «Как по снегу, по метели…»

4 Чтение И. Сурикова «Зима», — развивать слуховое восприятие детей.

5 Чтение: С. Есенин «Поет зима – аукает…» — Способствовать формированию у детей интереса к поэзии.

6 «Елка» Е. Трутнева (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.

Развивать образность речи, творческое воображение.

Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

7И Суриков «Белый снег пушистый…» Способствовать формированию у детей интереса к поэзии.

2 НЕДЕЛЯ «Семья»

1 Чтение Л. Квитко «Бабушкины руки». Цель: Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.

2 Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Цель. Формировать уцмение детей отвечать на вопросы по тексту.

3 Чтение К. Чуковский: «Я один у мамы сын». Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.

4 Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках». Цель: Закреплять гендерные представления детей.

5 Чтение произведения. К. Ушинский «Петушок с семьёй»

Цель. Развивать интерес к художественной литературе.

3 НЕДЕЛЯ «Наши братья меньшие»

1 Чтение русской народной сказки «Репка»

Цели:

-Учить пересказывать короткую знакомую сказку, инсценировать, используя слова и фразы из текста.

-Развивать интонационную выразительность речи.

-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2 Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайа- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.

3. Разгадывание загадок о домашних животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

4 Г. Остер «Котенок по имени Гав» Познакомить детей с литературным произведением

5 Мексиканская сказка «Вежливый кролик» Познакомить детей с литературным произведением

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ «Пернатые друзья. Покормите птиц зимой»

1 Чтение: А. Яшин «покормите птиц зимой» -воспит. желание заботиться о братьях наших меньших.

2 Чтение сказки М. Горький «Воробьишко»

Цель: познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; упражнять в произношении звука «ч»; воспитывать интерес к художественной литературе.

3 Чтение рассказа Чарушина «Курочка»

Ц:учит понимать содержание литературных произведений, осваивать формы монологической речи. Формировать умения высказываться.

4 О. Цингер «Здравствуйте, пернатые друзья» — способствовать развитию познавательного интереса детей, желанию беречь природу.

5. Разгадывание загадок о птицах.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о птицах при разгадывании загадок.

2 НЕДЕЛЯ «Природа зимой»

1 «Зимовье зверей» Цель: развитие интереса к сказкам, сказочным героям; создание эмоционального положительного настроения; развитие воображения.

2 Чтение С. Козлова «Зимняя сказка» цель учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

3. Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

4 Разучивание стихотворения И. Черницкая «Пришла зима»— учить детей выразительно читать стихотворение.

5 Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»— Познакомить детей с новым рассказом оживив в памяти детей их собственное впечатление от обильного снегопада, поддерживать интерес к книге.

3 НЕДЕЛЯ «Защитники Отечества»

1 Тема: «Пограничники» С. Я. Маршак (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

2 Чтение рассказа В. Бороздина «Звездолетчики». Цель: приучать детей слушать рассказы, понимать смысл прочитанного.

3. Чтение стихов о Российской армии — прививать уважения к Российской армии, воспитывать гражданскую ответственность, любовь к Родине, работать над выразительностью речи.

4 Чтение стихотворения А. Жарова «Пограничник», К. Чичкова «Вечный огонь»,. Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову

5», В. Аушева «Солдатик» (отрывок, О. Высотской «Мой брат уехал за границу», стихотворений о папах и дедушках. Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову

4 НЕДЕЛЯ «Волшебные слова»

1 Чтение худ. лит. Г. Остер «Вредные советы» — продолжать развивать у детей умение делать выводы, что хорошо, что плохо, воспитывать умение оценивать поступки своих и других людей. Оценить поступки героев

2 Чтение худ. лит. М. Дружинина «Кто знает волшебное слово?» продолжать развивать у детей умение делать выводы, что хорошо, что плохо, воспитывать умение оценивать поступки своих и других людей. Оценить поступки героев

Читайте также:  Музыка для сна новорожденных слушать онлайн колыбельные музыка

3 Чтение худ. лит. А. Иващенко «Артем в гостях», «Подарки на день рождение», «Маша идет на день рождение к Ире». продолжать развивать у детей умение делать выводы, что хорошо, что плохо,

4 чтение рассказа В. Осеева «Волшебные слова». Ц:вызвать доброжелательное отношение друг к другу; научить употреблять вежливые слова и выражения; сформировать интерес к произведению, желание рассматривать иллюстрации; развить речь.

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ «Весна. 8 Марта — женский день»

1 Тема: «Мамин день» Г. Виеру (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к маме.

2 Плещеев «Весна» Цель: прививать любовь к художественной литературе, расширение представления о весне.

3 Чтение стихотворения «Мама спит, она устала» (Е. Благинина)

Ц: расширять представл о пользе сна для здоровья мамы и ребёнка

4 Чтение В. Шуграев «Маме»

Ц: воспитание уважения к маме, желание помогать ей

5 Чтение С. Вангели «Подснежники». Цель: развивать интерес к худ. лит-ре, воспитывать заботу о маме

2 НЕДЕЛЯ «Важные предметы»

1 С. Маршак «Откуда стол пришел?». Цель: Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание.

2 А. Гайдар «Голубая чашка». Цель: продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений. Развивать слуховое внимание.

3 А. Матутис «Поглядите, что за дом» Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание.

4 А. Барто «Хромая табуретка». Цель: учить слушать текст и отвечать на вопросы

3 НЕДЕЛЯ «Знает каждый гражданин пожарный номер – 01!»

1 «Пожарные собаки» Л. Н. Толстой

Цель: Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова, эпитеты, сравнения)

2 Чтение художественной литературы

П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

Цель: познакомить со сказкой П. Голосов

3 Б. Житков «Дым»

Цель: познакомить детей с произведением Б. Житкова

4 К. И Чуковский «Путаница»

Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского

5 С. Маршака «Пожар»

Цель: познакомить со стихотворением С. Маршака

4 НЕДЕЛЯ «Виды транспорта»

1 Тема: «Поезд» Я. Тайц (пересказ рассказа)

Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с».

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к занятию.

2 «Летит корабль» В. Орлов (заучивание стихотворения)

Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло.

Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.

Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.

3. Разгадывание загадок про транспорт.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании.

4Рыжова Е. «Транспорт большого города»

Цель: уточнить представление детей о транспорте. Развивающие задачи: активизировать процессы мышления, внимания, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

5В. Клименко «Кто важней всех на улице» Цель: Расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ «Перелетные птицы»

1. Загадывание загадок о перелетных птицах. Развивать логическое мышление, воображение.

2 Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

3 Разучивание поговорок: У каждой пташки свои замашки»; «Всякая птица своим пером гордится»

Цель: Способствовать развитию интереса к малому фольклорному жанру.

4 Чтение стихов про птиц. Цель: прививаем любовь к поэзии.

5 Чтение А. Майков «Ласточка» Цель: расширения представления о птицах.

2 НЕДЕЛЯ «Космическая неделя»

1 Чтение художественной литературы:

Стихотворение М. Ф. Реброва «Дом в космосе»

Цель: дать представление о космосе

2 «Как солнце и луна к друг другу в гости ходили» (Албанская сказка).

Цель: Вызвать интерес у детей к космосу.

3 Чтение «Первый в космосе» В. Бороздин. Цель: Вызвать интерес у детей к космосу.

4 Чтение «О чем рассказал телескоп» П. Клушанцев. Цель: Вызвать интерес у детей к космосу.

5 Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом».

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

3 НЕДЕЛЯ «Когда мои друзья со мной»

1. Тема: «Смоляной бычок» (рассказывание русской народной сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.

Читайте также:  Слюна во время сна изо рта

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

2. «Про себя и про ребят» Г. Ладонщикова

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать образность речи, умение слушать.

Воспитывать любовь к поэзии.

3 Тема: «Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.

Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.

4 Тема: «Федул, что губы надул?. и др.» (заучивание диалогов-небылиц)

Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы.

Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.

5, «Солнце в доме» Е. Серова (чтение стихотворений)

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать образность речи, умение слушать.

Воспитывать любовь к поэзии.

4 НЕДЕЛЯ «Огород на окне»

1 Чтение художественной литературы русской народной сказки «Репка», Развивать образность речи, умение слушать.

2 Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» — учить принимать участие в беседе, внимательно слушать произведение, высказываться на темы из личного опыта

3 стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

4 сказки С. Маршака «Чиполлино» Развивать образность речи, умение слушать.

5 чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» познакомить детей произведением Ю. Тувима

5. Заучивание загадок, пословиц и поговорок об овощах, цветах, труде.

5 НЕДЕЛЯ «Профессии»

1 Тема: «Дядя Степа» С. Михалков (чтение произведения)

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

2 Тема: «Работа» Д. Габе (чтение рассказа)

Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

3 В. Степанов «Дворник встанет на заре…». Цель: познакомить детей с предметами ближайшего окружения.

4 Б. Заходер «Все работы хороши; Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

5.»; В. Маяковский «Кем быть?» Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ «Великий праздник день Победы»

1. Заучивание стихотворения ко Дню Победы

Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма.

2: «О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения)

Цель: знакомить детей с событиями происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к Родине.

3 «День Победы» А. Усачев (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4 Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»

Обсуждение впечатлений, рассматривание иллюстраций

5 Т. Белозерова «Майский праздник – день Победы».

Задачи: развитие мышления, памяти, внимания.

2 НЕДЕЛЯ «Комнатные цветы»

1 Чтение Е. Серова «Лужайка», «Ах вы цветики, цветочки».

Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение внимательно и отвечать на вопросы.

2 Е. Вовк «Чьи цветы лучше?». Задачи: развитие мышления, памяти, внимания.

3 Б. Пастернак «Герань». создание условий для обучения слушать новое произведение

3 НЕДЕЛЯ «Папа, мама, я – дружная семья»

1 «Мальчик-с пальчик» — Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, развивать слуховое внимание

2 «Крошечка -ховрошечка»-учить внимательно слушать содержание сказки, сопереживать героям сказки и оценивать их поступки.

3 чтение стихотворений о семье и родных. Воспитывать любовь к своей семье.

4 К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй» — знакомство с произведениями о семейных отношениях.

5 Р. Миннуллин «Ох, уж эти взрослые». Постепенно приучать вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, определять его тему и основную идею.

4 НЕДЕЛЯ «Путешествие по лесу и лугу»

1: «Одуванчик» З. Александрова (заучивание стихотворения)

Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

2 «Хотела галка пить…» Л. Н. Толстой (пересказ произведения)

Читайте также:  Музыка для нервной системы для сна

Цель: продолжать учить детей пересказывать литературный текст, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивать мышление, память.

Воспитывать познавательные интересы у детей.

3 «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка)

Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.

Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст.

Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.

4 И. Токмакова «Ясень-ясенек». Цель учить видеть красоту родной природы в художественном слове.

5 Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц». Цель: расширять представления об лесных обитателях.

Источник

Перечень детской художественной литературы

 для средней группы, рекомендованной к чтению:

Русские  народные  и  зарубежные  сказки:

  1. «Про Иванушку — дурачка» русская народная, в обр. М.Горького;
  2. «Лисичка – сестричка и волк» русская народная в обр. М. Булатова;
  3. «Зимовье» русская народная в обр. И.Соколова — Микитова;
  4. «Привередница» русская народная в обр. В.Даля;
  5. «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого;
  6. «Лиса и козёл»  русская народная в обр. О. Капицы;
  7. «Лисичка со скалочкой» русская народная в обр. М. Булатова;
  8. «Жихарка»  русская народная в обр. И. Карнауховой;
  9. «Чудесные лапоточки»  русская народная в обр. Н. Колпаковой;
  10.  «Война грибов с ягодами» русская народная в обр. В.Даля;
  11. «Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная в обр. О. Капицы;
  12. «Лиса – лапотница» русская народная в обр. В.Даля;
  13. «Хитрая лиса» корякская;
  14. «Страшный гость» алтайская;
  15. «Пастушок с дудочкой» уйгурская;
  16. «Три брата» хакасская;
  17. «Травкин хвостик» эскимосская;
  18. «Как собака друга искала» мордовская;
  19. «Колосок» украинская;
  20. «Три поросёнка» английская;
  21.  «Врун», «Ивовый роток» японская;
  22. «Лиса  и  заяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  
  23. «Хвосты», «Снегурочка»  (в  обр.  Л.Н. Елисеевой),  
  24. «Пастушья  дудочка»,
  25.  «Коза-дереза»
  26. «У  страха  глаза  велики»  (в  обр. М.М. Серовой),  
  27. «Гуси-лебеди»,
  28. «Лиса и журавль» (рис. Рачева),
  29. «Два жадных медвежонка» (венг.),
  30. «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.)

Авторские  сказки: 

 33. В.Г. Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Разные колёса», «Мешок яблок»;

 34. В.В. Бианки.  «Лесной  колобок-колючий  бок»;

 35. К.И. Чуковский.  «Доктор  Айболит»;  

36. С.Л. Прокофьева.  «Великие  холода», «Сказка о грубом слове «уходи»»; 37. Н.К. Абрамцева.  «Чудеса,  да  и  только»,  «Новогодние  подарки»;

38. Т.И. Александрова.  «Хрюшка  и  Чушка»;  

39. М.С. Пляцковский.  «Как  щенок Тявка учился кукарекать»;

40. С.Г. Козлов. «Зимняя сказка», «Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали Новый год»;

41. сказки Г.Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста»;

42. .В. Заходер. «Ма-Тари-Кари», «Русачок»;

43. А.А. Усачев.  «Про  умную  собачку  Соню»;  

44. Б. Поттер.  «Сказки  о  кролике Питере»  (англ.);

45.  Э. Блайтон.  «Знаменитый  утенок  Тим», 

46.  А. Прейсен. «Веселый Новый год» (норв.);

47. Д.Дональдсон «Груффало»;

48. «Заяц и ёж», «Бременские музыканты» бр.  Гримм;

49. «Красная  шапочка» Ш.Перро;

Поэтические  произведения  классиков: 

1.К.Д.Бальмонт «На иве распустились почки» (отравок из стихотворения «Россия»);

2. А. Фет « маленькое солнце»,

3. В.А. Жуковский «Птичка»,  

4. А.Н. Плещеев «Сельская песенка»,

5. И.З. Суриков «Зима»,

Произведения  современных  детских  поэтов: 

6. А.Л. Барто.  «Игра  в стадо»,  «Жил  на  свете  самосвал»,  «Игра  в  стадо»,  «Девочка-ревушка»;

7. Л.В. Зубкова.  «Лаповички»;

8.  С.Н. Михалков.  «Дядя  Степа  –  милиционер»;

9. В.Д. Берестов.  «Новогоднее  происшествие»;  

10. В.В. Маяковский.  «Что  такое хорошо  и  что  такое  плохо»;

11. Д.И. Хармс.  «Иван  Иваныч  Самовар»;

12. К.И. Чуковский.  «Федорино  горе»,  «Радость», «Чудо-дерево» (рис. Коношевича»;

13. С.Я. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», «Почта», «Перчатки»;

14.  А.А. Усачев.  «Поливальная  машина»;

15. Э.Н. Успенский. «Разноцветная семейка» и др.

Проза:

1. Рассказы  о  природе:  В.Р. Зотов.  «Дятел»,  «Заяц-беляк»;

2. Н.И. Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»;

3. И.С. Соколов-Микитов. «Белка»;

4.  Г.Я. Снегирев.  «Как  звери  и  птицы  к  зиме  готовятся»,  «Бобровая хатка»,  «Скворец»;  

5. Н.И. Сладков.  «Отчаянный  заяц»,  «Весенние  ручьи», «Гнездо»;

6.  В.В. Бианки.  «Мишка  Башка».

 Рассказы  о  детях:

7. Н.Н. Носов.  «Затейники»,  «На  горке»;  

8. М.М. Зощенко.  «Глупая  история»,  «Острое поросячье заболевание»;

9. С.Г. Георгиев. «Три снеговика»,

10. Е.А. Пермяк. «Как Маша стала большой»,

11. М. Потоцкая. «Барсундук» и пр.

Малые формы фольклора: колыбельные, заклички, прибаутки, народные песенки, заклички, загадки, потешки.

Произведения для чтения с родителями дома: Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»; А.А. Усачев. «Про умную собачку Соню»;

Б. Поттер « Сказки о кролике Питере» (англ.);

Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» и др.

Источник