Данные слова запиши в родительном падеже сон шов щегол день отец

Данные слова запиши в родительном падеже сон шов щегол день отец thumbnail

Ученик ___________________________________

Тест по русскому языку, 4 класс УМК «Планета знаний»

Тема: «Падежные окончания имён существительных единственного числа»

1. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся

одинаково

по-разному

2. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

от падежа;

от типа склонения имени существительного;

от типа склонения имени существительного и падежа;

от рода имени существительного.

3. Просклоняй имена существительные роза, ландыш, сирень. Допиши падежные вопросы и окончания этих имён существительных.

И.п. ________? роз___, ландыш____, сирень___

Р.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

Д.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

В.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

Т.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

П.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

4. Внимательно прочитай текст. Определи (надпиши) падеж слова лужайка.

Вся лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такую лужайку? Цветы гордо держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветерок. Он чуть дунул, и на лужайке остались голые стебли. Вот шалун!

5. Запиши слово в указанном падеже.

Ученица (П.п.) ________________________________

трамвай (Д.п.) _________________________________

группа (Р.п.) __________________________________

осень (Д.п.) ___________________________________

дедушка (Р.п.) _________________________________

картофель (П.п.) _______________________________

6. Данные слова запиши в родительном падеже

Сон, шов, щегол, день, отец

__________________________________________________________________

7. Вставь пропущенные окончания.

На выставк__ техник__,

в текст__ открытк__,

из записк__ на столик__,

в карет__ для Золушк__,

в облак__ пыл__,

на стебельк__ ромашк__,

о рол__ в фильм__

по дорог__ к бабушк__

8. Внимательно прочитай текст. У существительных 2 склонения выдели окончания, определи (надпиши) падеж.

В июле дети отдыхали в летнем лагере. Теперь их везут в город в автобусе. Они едут по дороге в долине широкой речки. На небе ни тучки. Солнце уже на западе. К ночи автобус будет в городе.

9. Отметь предложения, в которых выделенные имена существительные стоят в винительном падеже.

Под деревом мальчики нашли большой гриб.

Зяблики прилетают к нам в апреле.

Берег увидел командир.

Вдруг я заметил скворца на берёзе.

В парке на берегу речки стоит беседка.

Из всех цветов больше всего мама любит сирень.

10. Отметь одушевлённые существительные мужского рода в творительном падеже.

Вспоминать о лете.

Спрятаться за дубом.

Сидеть на берегу.

Стоять перед отцом.

Рисовать карандашом.

Гордиться сыном.

Играть с другом.

Дружить с девочкой.

11. Отметь слова, не имеющие падежного окончания –е.

роза,  сирень,  колокольчик,  тополь,  капуста,  фасоль,  рябина,  ель,  ромашка,  гроздь

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Правильные ответы на задания:

1. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся

Х одинаково

по-разному

2. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

от падежа;

от типа склонения имени существительного;

Х от типа склонения имени существительного и падежа;

от рода имени существительного.

3. Просклоняй имена существительные роза, ландыш, сирень. Допиши падежные вопросы и окончания этих имён существительных.

И.п. что? роза, ландыш, сирень

Р.п. чего? розы, ландыша, сирени

Д.п. чему? розе, ландышу, сирени

В.п.что? розу, ландыш, сирень

Т.п. чем? розой, ландышем, сиренью

П.п. о чём? о розе, о ландыше, о сирени

4. Внимательно прочитай текст. Определи (надпиши) падеж слова лужайка.

И.п. В.п.

Вся лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такую лужайку? Цветы

Д.п.

гордо держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветерок. Он чуть

П.п.

дунул, и на лужайке остались голые стебли. Вот шалун!

5. Запиши слово в указанном падеже.

Ученица (П.п.) об ученице

трамвай (Д.п.) к трамваю

группа (Р.п.) группы

осень (Д.п.) осени

дедушка (Р.п.) дедушки

картофель (П.п.) о картофеле

6. Данные слова запиши в родительном падеже:

Сон, шов, щегол, день, отец

Сна, шва, щегла, дня, отца

7. Вставь пропущенные окончания.

На выставке техники,

в тексте открытки,

из записки на столике,

в карете для Золушки,

в облаке пыли,

на стебельке ромашки,

о роли в фильме

по дороге к бабушке

8. Внимательно прочитай текст. У существительных 2 склонения выдели окончания, определи (надпиши) падеж.

П.п. П.п. В.п. П.п

В июле дети отдыхали в летнем лагере. Теперь их везут в город в автобусе.

П.п И.п.

Они едут по дороге в долине широкой речки. На небе ни тучки. Солнце уже

П.п. И.п. П.п.

на западе. К ночи автобус будет в городе.

9. Отметь предложения, в которых выделенные имена существительные стоят в винительном падеже.

х Под деревом мальчики нашли большой гриб.

Зяблики прилетают к нам в апреле.

х Берег увидел командир.

х Вдруг я заметил скворца на берёзе.

В парке на берегу речки стоит беседка

х Из всех цветов больше всего мама любит сирень.

10. Отметь одушевлённые существительные мужского рода в творительном падеже.

Вспоминать о лете.

Спрятаться за дубом.

Сидеть на берегу.

х Стоять перед отцом.

Рисовать карандашом.

х Гордиться Петей.

х Играть с другом.

Дружить с девочкой.

11. Отметь слова, не имеющие падежного окончания –е.

роза, х сирень,  колокольчик,  тополь,  капуста, х фасоль,  рябина, х ель,  ромашка, х гроздь

Список использованной литературы:

1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Начальная школа. Тесты, 3 класс: Учебно-метод. пособие. М.: Дрофа, 2004.

2. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

3. Полякова А.В. Русский язык. Учебн. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.

М.: Просвещение, 2007.

4. Узорова О.В. Большой сборник диктантов по русскому языку с правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы. М.: Астрель: АСТ: Профиздат. 2005.

Источник

Ученик ___________________________________

Тема: «Падежные окончания имён существительных единственного числа»

1. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся

 одинаково

 по-разному

2. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

 от падежа;

 от типа склонения имени существительного;

 от типа склонения имени существительного и падежа;

 от рода имени существительного.

3. Просклоняй имена существительные роза, ландыш, сирень. Допиши падежные вопросы и окончания этих имён существительных.

И.п. ________? роз___, ландыш____, сирень___

Р.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

Д.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

В.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

Т.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

П.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

4. Внимательно прочитай текст. Определи (надпиши) падеж словалужайка.

Вся лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такую лужайку? Цветы гордо держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветерок. Он чуть дунул, и на лужайке остались голые стебли. Вот шалун!

5. Запиши слово в указанном падеже.

Ученица (П.п.) ________________________________

трамвай (Д.п.) _________________________________

группа (Р.п.) __________________________________

осень (Д.п.) ___________________________________

дедушка (Р.п.) _________________________________

картофель (П.п.) _______________________________

6. Данные слова запиши в родительном падеже

Сон, шов, щегол, день, отец

__________________________________________________________________

7. Вставь пропущенные окончания.

На выставк__ техник__,

в текст__ открытк__,

из записк__ на столик__,

в карет__ для Золушк__,

в облак__ пыл__,

на стебельк__ ромашк__,

о рол__ в фильм__

Читайте также:  К чему видеть клещей во сне

по дорог__ к бабушк__

8. Внимательно прочитай текст. У существительных 2 склонения выдели окончания, определи (надпиши) падеж.

В июле дети отдыхали в летнем лагере. Теперь их везут в город в автобусе. Они едут по дороге в долине широкой речки. На небе ни тучки. Солнце уже на западе. К ночи автобус будет в городе.

9. Отметь предложения, в которых выделенные имена существительные стоят в винительном падеже.

 Под деревом мальчики нашли большой гриб.

 Зяблики прилетают к нам в апреле.

 Берег увидел командир.

 Вдруг я заметил скворца на берёзе.

 В парке на берегу речки стоит беседка.

 Из всех цветов больше всего мама любит сирень.

10. Отметь одушевлённые существительные мужского рода в творительном падеже.

 Вспоминать о лете.

 Спрятаться за дубом.

 Сидеть на берегу.

 Стоять перед отцом.

 Рисовать карандашом.

 Гордиться сыном.

 Играть с другом.

 Дружить с девочкой.

11. Отметь слова, не имеющие падежного окончания –е.

 роза,  сирень,  колокольчик,  тополь,  капуста,  фасоль,  рябина,  ель,  ромашка,  гроздь

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Правильные ответы на задания:

1. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся

Х одинаково

 по-разному

2. Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

 от падежа;

 от типа склонения имени существительного;

Х от типа склонения имени существительного и падежа;

 от рода имени существительного.

3. Просклоняй имена существительные роза, ландыш, сирень. Допиши падежные вопросы и окончания этих имён существительных.

И.пчто? роза, ландыш, сирень

Р.п. чего? розы, ландыша, сирени

Д.п. чему? розе, ландышу, сирени

В.п. что? розу, ландыш, сирень

Т.пчем? розой, ландышем, сиренью

П.по чём? о розе, о ландыше, о сирени

4. Внимательно прочитай текст. Определи (надпиши) падеж словалужайка.

И.п. В.п.

Вся лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такую лужайку? Цветы

Д.п.

гордо держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветерок. Он чуть

П.п.

дунул, и на лужайке остались голые стебли. Вот шалун!

5. Запиши слово в указанном падеже.

Ученица (П.п.) об ученице

трамвай (Д.п.) к трамваю

группа (Р.п.) группы

осень (Д.п.) осени

дедушка (Р.п.) дедушки

картофель (П.п.) о картофеле

6. Данные слова запиши в родительном падеже:

Сон, шов, щегол, день, отец

Сна, шва, щегла, дня, отца

7. Вставь пропущенные окончания.

На выставке техники,

в тексте открытки,

из записки на столике,

в карете для Золушки,

в облаке пыли,

на стебельке ромашки,

о роли в фильме

по дороге к бабушке

8. Внимательно прочитай текст. У существительных 2 склонения выдели окончания, определи (надпиши) падеж.

П.п. П.п. В.п. П.п

В июле дети отдыхали в летнем лагере. Теперь их везут в город в автобусе.

П.п И.п.

Они едут по дороге в долине широкой речки. На небе ни тучки. Солнце уже

П.п. И.п. П.п.

на западе. К ночи автобус будет в городе.

9. Отметь предложения, в которых выделенные имена существительные стоят в винительном падеже.

х Под деревом мальчики нашли большой гриб.

 Зяблики прилетают к нам в апреле.

х Берег увидел командир.

х Вдруг я заметил скворца на берёзе.

 В парке на берегу речки стоит беседка

х Из всех цветов больше всего мама любит сирень.

10. Отметь одушевлённые существительные мужского рода в творительном падеже.

 Вспоминать о лете.

 Спрятаться за дубом.

 Сидеть на берегу.

х Стоять перед отцом.

 Рисовать карандашом.

х Гордиться Петей.

х Играть с другом.

 Дружить с девочкой.

11. Отметь слова, не имеющие падежного окончания –е.

 розах сирень,  колокольчик,  тополь,  капустах фасоль,  рябина, х ель,  ромашка,х гроздь

Источник

Тест по русскому языку 3 класс

Тема: «Падежные окончания имён существительных единственного числа»

Задания теста

Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

1.В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся

одинаково

по-разному

2. Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

от падежа;

от типа склонения имени существительного;

от типа склонения имени существительного и падежа;

от рода имени существительного.

3. Просклоняй имена существительные роза, ландыш, сирень. Допиши падежные вопросы и окончания этих имён существительных.

И.п. ________? роз___, ландыш____, сирень___

Р.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

Д.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

В.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

Т.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

П.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___

4. Внимательно прочитай текст. Определи (надпиши) падеж слова лужайка.

Вся лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такую лужайку? Цветы гордо держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветерок. Он чуть дунул, и на лужайке остались голые стебли. Вот шалун!

5. Запиши слово в указанном падеже.

Ученица (П.п.) ________________________________

трамвай (Д.п.) _________________________________

группа (Р.п.) __________________________________

осень (Д.п.) ___________________________________

дедушка (Р.п.) _________________________________

картофель (П.п.) _______________________________

6. Данные слова запиши в родительном падеже

Сон, шов, щегол, день, отец

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Вставь пропущенные окончания.

На выставк__ техник__,

в текст__ открытк__,

из записк__ на столик__,

в карет__ для Золушк__,

в облак__ пыл__,

на стебельк__ ромашк__,

о рол__ в фильм__

по дорог__ к бабушк__

8. Внимательно прочитай текст. У существительных 2 склонения выдели окончания, определи (надпиши) падеж.

В июле дети отдыхали в летнем лагере. Теперь их везут в город в автобусе. Они едут по дороге в долине широкой речки. На небе ни тучки. Солнце уже на западе. К ночи автобус будет в городе.

9. Отметь предложения, в которых выделенные имена существительные стоят в винительном падеже.

Под деревом мальчики нашли большой гриб.

Зяблики прилетают к нам в апреле.

Берег увидел командир.

Вдруг я заметил скворца на берёзе.

В парке на берегу речки стоит беседка.

Из всех цветов больше всего мама любит сирень.

10. Отметь одушевлённые существительные мужского рода в творительном падеже.

Вспоминать о лете.

Спрятаться за дубом.

Сидеть на берегу.

Стоять перед отцом.

Рисовать карандашом.

Гордиться сыном.

Играть с другом.

Дружить с девочкой.

11. Отметь слова, не имеющие падежного окончания –е.

роза,  сирень,  колокольчик,  тополь,  капуста,  фасоль,  рябина,  ель,  ромашка,  гроздь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы на задания:

Выбери и отметь значком Х правильный ответ.

1.В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся

Х одинаково

по-разному

2.Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

от падежа;

от типа склонения имени существительного;

Х от типа склонения имени существительного и падежа;

от рода имени существительного.

3. Просклоняй имена существительные роза, ландыш, сирень. Допиши падежные вопросы и окончания этих имён существительных.

И.п. что? роза, ландыш, сирень

Р.п. чего? розы, ландыша, сирени

Читайте также:  Просто приходи ты ко мне во сне в гости скачать бесплатно

Д.п. чему? розе, ландышу, сирени

В.п.что? розу, ландыш, сирень

Т.п. чем? розой, ландышем, сиренью

П.п. о чём? о розе, о ландыше, о сирени

4. Внимательно прочитай текст. Определи (надпиши) падеж слова лужайка.

И.п. В.п.

Вся лужайка усыпана одуванчиками. Ты видел такую лужайку? Цветы

Д.п.

гордо держат свои белые шары. Пробежал по лужайке ветерок. Он чуть

П.п.

дунул, и на лужайке остались голые стебли. Вот шалун!

5. Запиши слово в указанном падеже.

Ученица (П.п.) об ученице

трамвай (Д.п.) к трамваю

группа (Р.п.) группы

осень (Д.п.) осени

дедушка (Р.п.) дедушки

картофель (П.п.) о картофеле

6. Данные слова запиши в родительном падеже:

Сон, шов, щегол, день, отец

Сна, шва, щегла, дня, отца

7. Вставь пропущенные окончания.

На выставке техники,

в тексте открытки,

из записки на столике,

в карете для Золушки,

в облаке пыли,

на стебельке ромашки,

о роли в фильме

по дороге к бабушке

8. Внимательно прочитай текст. У существительных 2 склонения выдели окончания, определи (надпиши) падеж.

П.п. П.п. В.п. П.п

В июле дети отдыхали в летнем лагере. Теперь их везут в город в автобусе.

П.п И.п.

Они едут по дороге в долине широкой речки. На небе ни тучки. Солнце уже

П.п. И.п. П.п.

на западе. К ночи автобус будет в городе.

9. Отметь предложения, в которых выделенные имена существительные стоят в винительном падеже.

х Под деревом мальчики нашли большой гриб.

Зяблики прилетают к нам в апреле.

х Берег увидел командир.

х Вдруг я заметил скворца на берёзе.

В парке на берегу речки стоит беседка

х Из всех цветов больше всего мама любит сирень.

10. Отметь одушевлённые существительные мужского рода в творительном падеже.

Вспоминать о лете.

Спрятаться за дубом.

Сидеть на берегу.

х Стоять перед отцом.

Рисовать карандашом.

х Гордиться Петей.

х Играть с другом.

Дружить с девочкой.

11. Отметь слова, не имеющие падежного окончания –е.

роза, х сирень,  колокольчик,  тополь,  капуста, х фасоль,  рябина, х ель,  ромашка, х гроздь

Список использованной литературы:

1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Начальная школа. Тесты, 3 класс: Учебно-метод. пособие. М.: Дрофа, 2004.

2. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

3. Полякова А.В. Русский язык. Учебн. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.

М.: Просвещение, 2007.

4. Узорова О.В. Большой сборник диктантов по русскому языку с правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы. М.: Астрель: АСТ: Профиздат. 2005.

Источник

Подобный материал:

  • Игра «Математическое поле чудес» (Приложение 4) 4 день: Проведение школьных олимпиад, 147.39kb.
  • Методические рекомендации по проведению Российского месячника школьных библиотек, 49.03kb.
  • Приказ «18» ноября 2010 г. №2931 Опроведении областных олимпиад среди обучающихся, 160.18kb.
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Планета здоровья», 124.03kb.
  • Литература 1 место нет, 197.95kb.
  • Девятова Анастасия ученица 11 класса моу украинская сош «Образовательный Центр», 33.74kb.
  • Лобанова Наталья Леонидовна, педагог сош №23. Специальные диплом, 44.05kb.
  • Современное состояние системы подготовки спортивного резерва России и пути её совершенствования, 75.79kb.
  • «Дом учителя Уральского федерального округа» положение о Международной олимпиаде школьников, 61.25kb.
  • На помощь методическим комиссиям и жюри в составлении заданий для школьного этапа всероссийской, 517.23kb.

1   2   3   4   5   6   7   8

Опоздать, разбр_сать.

260. Выпиши существительные в три столбика. В первый — су-
ществительные, которые бывают только в единственном числе,
во второй — те, которые бывают только во множественном числе,
а в третий — те, которые могут быть и в единственном, и во мно-
жественном числе.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, по­жар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, тем­нота, валенок, капуста.

261. От данных существительных образуй все возможные сло-
восочетания с прилагательными.

Город, шум; дорога, пыль.

262. В один столбик выпиши словосочетания, в которых есть
слова с непроизносимой согласной в корне слова, в другой — сло-
восочетания, в которой непроизносимой согласной нет.

Ужас.ное зрелище, корыс.ные цели, вкус.ный обед, опас-…ная дорога, редкое…ная коллекция, соглас.ный звук.

263. Вставь пропущенную безударную гласную, рядом запиши
проверочное слово.

Зап…вать в хоре, зап…вать молоком, ув…дать издали, ув…дать без влаги.

264. Найди неудачно использованные слова и замени их более
уместными словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую на­граду.

В поселке год назад возвели несколько одноэтажных домов. Он обратно опоздал на урок.

265. Данные слова запиши в родительном падеже.
Сон, шов, щегол, день, отец.

266. Почему в каждом ряду предложенных слов последнее слово
«лишнее»?

Газета, брошюра, книга, журнал.

Каша, роза, звезда, коза.

Приходить, прибегать, приплывать, прилететь.

267. Некоторые предлоги имеют две формы (например, «о» и
«об»). Перепиши данные слова, выбирая подходящий предлог.

(О, об) Иване, (о, об) диване, (о, об) Юре, (о, об) Ольге, (о, об) арбузе, (о, об) дыне, (о, об) ягодах.

268. Запиши данные предложения, вставляя пропущенные сло-
ва и обозначая числа словами.

10 плюс 6 получится …. Из 16 вычесть 5 — получится ….

К 18 прибавить… получится 24.1 плюс 11 получится….

269. Прочитай стихотворение.

Не ссорьтесь! Помните о том, Что может быть беда. В дым разругаетесь, Потом —

Сгорите от стыда. Объясни, когда так говорят: «в дым разругаться», «сгореть от стыда»?

270. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда, не знаю куда,…

Скоро сказка сказывается,….
Это все присказка,…. /

271. Распредели слова в два столбика: слева—с буквой О в кор-
не, справа — с Е или Ё.

Сч…ты, ж..лтый, крыж… вник, ш…колад, болып…ой, рубаш.-..нка, щ…чка, галчонок, ш…в, ш…к.

272. Перепиши слова, вставь «ь» или «ъ».

С.езд, счаст…е, об…явление, л…ется, обез…яна, в…тся, с…э-кономить.

273. Как называется:

а) избушка, где живет сторож; ,

б) украшения в ушах;

в) твердая застежка на поясе;

г) часть стола или стула?

274. Вставь пропущенные буквы.

Ено… — красавец смотрит вни…, Там потянулась ела…ко ры…ь. Плывет могучий бегемо…, Медвс.ь над нерпою реве…, И белый голу…ь там летает, Всех отдохну…ь нас приглашает.

275. Чем отличается буква от звука?

276. В Москве — москвичи, а в Киеве — ? Продолжи строчку до
конца.

Москва — москвич — москвичка — москвичи. Киев — … — … — ….

277. Допиши к данным словам по два слова с таким же соста-
вом.

Стол,…. Верхушка,…. Поездка,…. Стрела,….

Полет,…. Мостик,….

278. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Распредели слова
в три столбика по орфограммам.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, рс.ька, овра…ки, за­пыхались, бесе…ка, преле…ный, изве…ный, зв…нок, чу…тво.

279. К данным прилагательным подбери существительные с
шипящими на конце и запиши словосочетания.

Красиваячерныйострыйзолотаяколючийноч­ная непромокаемый….

  1. К какой части речи принадлежат окончания -ый, -ий, -ой, -им, -яяу -ое, -ее, -ые1 Подбери и запиши к данным окончаниям по одному слову.
  2. Допиши к данным словам однокоренные прилагательные мужского рода и глаголы.

Зелень — дело — ласка — …;.праздник —….

282. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы и ука-
жи падежи имен существительных.

Тр…пинка п…тляла от деревн… к деревн… и стр…лой выходи­ла на дорогу. Мама пост…лила на стол скатерть. Со…нце согрева­ло оттаявшее поле.

283. Выпиши предложение, в котором отсутствует глагол.
Наступил март. Дни стали теплые и светлые. Сугробы осели и

Читайте также:  Приснилось что хотят убить во сне

стали рыхлые. Они серого и черного цвета.

284. Спиши. Подчеркни главные члены предложения.
Веселая песня жаворонка разбудила поле. Зеркало отражало

луч солнца.

285. Прочитай текст, найди однокоренные слова. Выпиши их.

^ Разговор о снеге

Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега … белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представляются вдруг молчали­вые, заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесны­ми островами…

У слов таится над нами волшебная сила… Для настоящего ху­дожника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятель­ный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, слово «CHeD>… Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка, снежик, снежок, Снежана…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

(Б. Петров)

286. Найди «третье лишнее».
Гореть, угорать, гора.
Горе, нагорный, горевать.
Пот, потолок, потливый.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Вода, водить, водник.

287. Одинаковые ли суффиксы в словах «учительство» и «стро-
ительство»?

288. Найди корень в словах.

Беседка, бестолочь, безделушка, бездна, бесенок, бескозырка, бестия.

289. Выдели суффиксы в словах «лживый»*,, «дождливый»,
«доверчивый».

Выдели корни в словах «оттепеДь», «вливать», «родник».

290. Найди «четвертое лишнее».
Косточка, шапочка, звездочка, ленточка.
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

291. Прочитай отрывок из книги Ю.В. Откупщикова «К исто-
кам слова» (3-е изд., испр. М., 1986).

О народной этимологии. Обычно люди начинают свои этимоло-‘ гические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образо­вания, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка’ (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызван­ные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непо­нятное слово, типичны не только для детского возраста.

Попробуй догадаться, что означают детские слова: «тушенник», «журчей», «рукти», «рыжка», «красняк».

  1. Запиши все известные вам слова с элементами «радио-», «кино-», «теле-», «фото-».
  2. Шарады.

а) Корень тот же, что в слове «склоняться», суффикс тот же,
что в слове «обращение», окончание существительного среднего
рода в именительном падеже, а целое — грамматический термин.

б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова
«приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание
из слова «числительное», то получим слово, обозначающее при-
знак предмета,

294. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончани-
ями?

Утром мы любуемся восходом. Вечером мы любуемся закатом.

295. Догадайся, какое слово задумано.

а) В нем приставка такая же, как в слове «подруга». Корень,
как в слове «игрушка». Суффиксы такие же, как в слове «читал».

б) Это однокоренное слово со словом «летчик». Приставка та-
кая же, как в глаголе «перепрыгнул». Суффикс одинаковый с гла-
голом «слышать».

296. Найди слово, которое нельзя отнести к группе слов с кор-
нем «-сов-».

Умные совята

Совята у совушки

На каждый совушкин совет

Умные головушки:

Глазами хлопают в ответ.

(И. Котляр)

297. Распредели слова на группы. В первую — слова, имеющие
две приставки, а во вторую — два суффикса.

Подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумыва-ли, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.

298. Прочитай стихотворение О. Высотской.

^ Веселая грамматика Существительное — школа, Просыпается — глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. Встали мы — местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисхщплину и режим. Не я ни у нас частицы, Нам их надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах. А потом У теплой печи Повторяем Части речи! Все ли части речи названы в стихотворении?

299. Прочитай стихотворение, ответь на вопросы.

Тарарам Говоря, что по уграм ‘ В нашем доме — тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Все вверх дном перевернули — Тарарама в доме нет!
(Л. Кондратенко) К какой части речи можно отнести слово, которым озаглавле­но стихотворение? Правильно ли изменяют его ребята? Какое у этого слова окончание? На что оно указывает?

300. Какой частью речи является слово «смел» в предложение
ях? Замени эти слова синонимами.

Как он смел! Как он смел?

  1. Какими частями речи могут быть слова «дали», «жгут», «стих»?
  2. Вам известны лишь две последние буквы слова «-ло». Оп­ределите, к какой части речи можно отнести это слово. Обоснуй­те свой ответ.
  3. Известно, что имена существительные среднего рода 2-го склонения на «-ье» имеют в предложном падеже единственного числа окончание «-е» (копье — о копье). Нет ли исключения из этого правила?

(Подсказка: вопрос трудный, «на засыпку». Но слово такое все же поищи. Оно есть, хоть и одно!)

  1. Найди «четвертое лишнее». Носок, мозоль, георгин, помидор. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
  2. Найди «четвертое лишнее». Объясни, почему?

Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. Дебри, прения, игры, шахматы.

306. Что объединяет следующие существительные?
Тбилиси, Дели, Токио, кофе.

Уссури, Нейсе, Миссисипи, По. Онтарио, пальто, какао, пенсне.

307. Найди «третье лишнее».

  1. Один, одиночка, одиночество.
  2. Пять, пятерка, пятерня.
  3. Четырехугольник, четыре, четверка.
  4. Троеборье, три, тройка.
  1. Какой частью речи — числительными или существитель­ными — являются слова «тысяча», «миллион», «миллиард»?
  2. Объясни, почему предложение «Заказ доставлен Ивано­вым» можно понимать по-разному?

310. Найди «четвертое лишнее».
Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
Существительное, наречие, сказуемое, предлог.
Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

311. Выполни синтаксический разбор предложения. Опреде-
ли, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Дримбул латко крипетил горселенка.

312. Как надо сказать?

С обоих концов, с обеих концов; обойми руками, обеими ру­ками?

  1. Как можно существительные «жар» и «ель» превратить в глаголы?
  2. Что это за часть речи:

Определяю я предметы Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

  1. К каким частям речи можно отнести слова «жаркое», «зво­нок», «мелок»?
  2. Дайте парное соответствие мужского рода к женским на­званиям профессий.

Доярка, маникюрша, медсестра, стюардесса.

317. Определи, к какой части речи относятся выделенные слова.

Стою на нашем берегу, покой границы 6epeiy.

В углу раздался детский плач.

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!»

318. О словах какой части речи говорится в стихотворении
С.Я. Маршака?

Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых, И все, что вижу я вокруг, — Все знаю я от них. Они по зову моему Являются в нужде. Зовут их Как и Цочему, Кто, Что, Когда и Где.

(Р. Киплинг. . Перевод С Я. Маршака)

319. Определи, о какой части речи говорится в^стихотворении
Ц.Ангелова. /

Сердце так и гложет страх Ах!

Эх, ведь как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх!

Ох, беда уже близка! Так и ждет меня доска. Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка, что я глух! Хоть бы в классе свет потух! Ух! Ах! Эх! Ох! Ух… не вызвали!

  1. Образуй форму родительного падежа множественного числа от слов «простыня», «курица».
  2. Определи род существительных.

Туфли, манжеты, георгин, ботинки, овощи, ведерки, вуаль, лебедь, какао, тюль, кофе.

322. Какими частями речи данные являются слова?

Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоем, двоякий, дважды.

323. Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так:
«Особенно удачно выступили Галс, Жук и Ким. Все трое включе-
ны в состав сборной республики». Кто эти спортсмены — мужчи-
ны или женщины?

Ответы

  1. Малыши, лужицы.
  2. Кофе, буран, тюль, огонь.
  3. Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.
  4. Пели