Долго будет карелия сниться текст авторы

Песня Кима Рыжова и Александра Колкера стала неофициальным гимном Карелии. Каждый день перед отправлением фирменного поезда на Москву гости республики, провожающие их родственники и мы сами, оказавшись на вокзале, слушаем «Карелию», поражаясь ее мелодичности и лиризму. История создания самой «карельской» песни и легенды о ней — в проекте «100 символов Карелии». Бонус — рассказ о нашем фирменном поезде.

К какому озеру ходил курить Ким Рыжов?

В 2009 году звание «Почетный гражданин Карелии» было присуждено композитору Александру Колкеру, автору песни «Карелия». В аннотации к награде так и сказано:

«За успехи в развитии отечественной музыкальной культуры, большой вклад в песенное творчество и, конечно же, за создание популярного музыкального произведения, получившего всеобщее широкое признание, — песни «Карелия»».

Молодая семья: композитор Александр Колкер, автор песни «Долго будет Карелия сниться», и его жена Мария Пахоменко — самая известная исполнительница неофициального гимна Карелии, 1958 год. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

История создания песни во всех источниках описывается сходно. Молодые авторы, бывшие студенты Ленинградского электротехнического института, в то время уже набиравшие популярность в сотрудничестве, например, с Театром эстрады Аркадия Райкина, летом 1963 года отправились на свои первые гастроли по Карелии и Мурманской области. Для привлечения внимания публики на афишах студентов было написано крупно «Аркадий Райкин», а далее, шрифтом помельче, объяснялось, что миниатюры, написанные для труппы Аркадия Райкина, исполнят сами авторы: Михаил Гиндин, Генрих Рябкин, Ким Рыжов. Музыкальную часть программы представлял композитор Александр Колкер, к тому времени уже написавший свои песни «Дождик», «Парень с Петроградской стороны», «Не спеши». Песни на гастролях звучали под аккомпанемент аккордеона, на котором играл композитор. 

Триумвират — Ким Рыжов, автор текста «Карелии», Александр  Колкер, автор музыки «Карелии», Мария  Пахоменко, исполнитель «Карелии». 1973 год. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

Местечко Кирьявалахти под Сортавалой, где была придумана песня «Карелия». Фото из газеты «Ладога-Сортавала», 4 декабря 2009 года

Считается, что именно в этой поездке и была сочинена песня «Карелия». Точных свидетельств о том, в каком именно месте поэт Ким Рыжов вышел покурить к озеру, а вернулся с четверостишием, на самом деле нет. Принято считать, что событие произошло, когда гастролеры остановились в гостинице в центральном корпусе Дома композиторов в местечке Кирьявалахти под Сортавалой.

Спустя много лет об этом рассказал сам композитор Колкер на встрече с карельским землячеством в Санкт-Петербурге: «Эту песню я написал в городе Сортавала 46 лет назад», — цитирует слова Александра Колкера журналист газеты «Ладога-Сортавала».

Дом творчества Союза композиторов России в поселке Кирьявалахти до сих пор служит местом отдыха музыкантов. Второй этаж занимает гостиница. Здание признано историческим памятником и охраняется государством. Оно было построено в 1935-1937 годах по проекту известного финского архитектора Паули Бломстедта для аптекаря Тауно Яскеляйнена из Хельсинки. Это двухэтажная дача, стоящая на высоком цоколе — в стиле функционализма и национального романтизма. Архитектурной особенностью дома стала отделка в виде гранитных валунов, утопленных в раствор. Дачу Яскеляйнена, расположенную всего в 20 километрах от Сортавалы, современники аптекаря называли «гранитным замком». Сейчас дом известен и как место создания песни, ставшей визитной карточкой республики.

В 1988 году в издательстве «Советский композитор» вышла книжка Эмиля Яснеца «Александр Колкер». Она построена на продолжительных интервью автора издания с героем. По словам  Яснеца, еще только собираясь в поездку, гастролеры решили, что им для полного успеха будет нужна песня. Вдохновение пришло в «крохотной гостинице на берегу озера».

На Каменном острове. Александр Колкер и Мария Пахоменко. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

Из книги Эмиля Яснеца «Александр Колкер»:

«Стояли белые ночи русского севера. Огромные валуны, поросшие мхами, нависали вдоль берега над густой малахитовой гладью озера, слабо светясь крутыми каменными лбами… Первозданная красота поразила воображение всех участников группы… Рыжов ушел на берег, к воде, покурил там всласть и вернулся «с урожаем». Листок бумаги был исписан строчками:

Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая ночь напролет,
И не понять —
То ли небо в озера упало,
И не понять —
То ли озеро в небе плывет.

Колкер прослушал стихи до конца, помолчал и, подхватив аккордеон, заперся в ванной».

Сам Александр Колкер говорит, что только записал музыку, которую услышал внутри себя.

— Какая-то искра словно бы прожгла сердце. Я не знаю, сколько прошло времени — десять минут или сорок. Я как будто уже знал эту музыку. И слышал. Отдельные обороты я потом подправил. Кое-что изменилось, — цитирует слова композитора Эмиль Яснец.

Как «затрепетала» строка?

В первом варианте песни не было повтора «белая, белая ночь». Строка была короче: «Светится белая ночь напролет». Идея повтора принадлежала композитору, который хотел, чтобы строка «затрепетала».

В темпе вальса. Из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

По словам Эмиля Яснеца, первое исполнение песни «Карелия» прошло в Зеленом театре в Петрозаводске через несколько дней после создания песни. Автор статьи в газете «Ладога-Сортавала», правда, ссылается на старых жителей Сортавалы, которые утверждают, что премьера песни все же прошла в их городе.

Читайте также:  Если снится что во сне рожаешь

Популярность песня обрела уже в 1964 года после записи на радио в Ленинграде. Первой исполнительницей песни стала артистка Лидия Клемент, которая в свое время тоже была участницей самодеятельности ЛЭТИ. Позднее в Молодежном эстрадном ансамбле Дома культуры промкооперации она успешно исполнила другую композицию Колкера «Песенка почтальона». Молодую певицу запомнили и полюбили.

Лидия Клемент. 1964 год. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

Из книги Эмиля Яснеца «Александр Колкер»:

«У Клемент был небольшой по диапазону голос, но она хорошо понимала, о чем поет. Не заигрывала с публикой. Держалась с достоинством. Пела проникновенно, но без сентиментальности».

На Ленинградской студии телевидения кинорежиссер Никита Курихин даже снял фильм, куда вошла «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. Рассказывают, что режиссер застелил полстудии стеклом, чтобы свет преломлялся и создавал иллюзию солнечных бликов на воде. Певица исполняла песню на большом «валуне» возле «озерной глади». В финале она поднималась и шла прямо на камеру, на зрителя, а ее второе изображение, напротив, уходило в глубину кадра. Простой прием иллюстрировал метафору о том, что часть души человека, побывавшего в Карелии, навсегда останется в этих краях.

Пленка с этой записью не сохранилась. Лидия Клемент ушла из жизни в 27 лет. Песню «Карелия» стала исполнять Мария Пахоменко, жена и муза Александра Колкера. Пахоменко пела совсем иначе, чем Лидия Клемент. Она не боится выглядеть сентиментальной, ее мягкий и нежный голос соединяет эстраду и народную лирику исполнения.

А если «Карелия» была написана не у нас?

В 1960-х годах песня «Карелия» стала мегахитом. Это сейчас у нас не возникает сомнений в том, что придумана она была в Карелии. А тогда в главной газете Карелии «Ленинской правде» в публикациях 1963 года нет ни одного упоминания о песне. А ведь на страницах этого издания регулярно публиковались и стихи, и песни о родном крае. Возможно, существуют и альтернативные версии создания одной из самых «карельских»  песен?

Заметка «Край северный» из газеты «Мончегорский рабочий» от 21 июля 1963 года

Например, существует предположение, что «Карелия» была придумана… в Мончегорске. В 1963 году творческий союз «Гинряры» (Гиндин, Рябкин и Рыжов) выступали в Клубе металлургов Мончегорска. По словам тогдашнего ответственного секретаря местной газеты Александра Бавыкина, после выступления артисты долго гуляли по городу. Их восторг вызвало Комсомольское озеро, особенно красиво выглядевшее в период белых ночей. И якобы после этой прогулки Ким Рыжов и написал свои знаменитые строки. Вместо слова «Карелия» в тексте было «край северный». В таком виде текст и ноты были напечатаны в газете «Мончегорский рабочий» от 21 июля 1963 года.

Из заметки в газете «Мончегорский рабочий» № 80 за 2017 год:

«Каково же было моё удивление, — рассказывает Александр Бавыкин, — когда по радио я вдруг услышал знакомую строчку по-другому: «Долго будет Карелия сниться…». Я позвонил Рыжову, спрашиваю: «Как же так?» — «Да, понимаешь, — объясняет он, — иначе никак не хотели песню принимать. Какие там, говорят, ели, там же тундра! Пришлось поменять на Карелию».

Возможно, это анекдот. Между тем все знают, что знаменитая песня «Подмосковные вечера» тоже поначалу была о других краях и называлась «Ленинградские вечера».

Как поезд и песня стали неразлучны?

Долгая жизнь и неослабевающая популярность песни «Карелия» связаны еще и с тем, что композиция ежедневно звучит на петрозаводском вокзале перед отправлением фирменного поезда «Карелия». Мягкая лирика голоса Марии Пахоменко заставляет грустить отъезжающих гостей республики. Проводники первого поезда «Карелия», запущенного в 1985 году, говорят, что у них самих невольно наворачивались слезы, когда песня начинала звучать на платформе, объединяя людей общей интонацией.

История фирменного поезда «Карелия» заслуживает отдельного рассказа. Оказывается, запущенному 4 ноября 1985 года поезду «Карелия» трижды присваивали «фирменность» и дважды снимали ее.

Рассказывает историк и журналист Николай Кутьков:

— Первый рейс, билеты на который были проданы едва ли не наполовину, не был фирменным. «Фирма» появилась позже благодаря пожеланию первого секретаря обкома партии. Руководству хотелось, чтобы в республике было что-то похожее на «Красную стрелу». В первый рейс состав ушел как пассажирский № 169 и какое-то время ходил только по четным числам. Затем поезд сделали скорым и ежедневным.

Текст и фото из газеты «Ленинская правда» от 6 ноября 1985 года

«Чистота, уют, забота и внимание — всё это создавало хорошее приподнятое настроение», — говорится в телесюжете о запуске первого состава. Машинистом первого поезда «Карелия» был М.Н. Рекало, механиком-бригадиром — Сергей Серебряков. Среди первых пассажиров «Карелии» в 1985 году был режиссер Станислав Ростоцкий, снявший в наших краях фильм «А зори здесь тихие…». Его объявили полуторамиллионным пассажиром 1985 года и вручили памятный подарок.

Чем отличался поезд «Карелия» от прочих в 1985 году?

В первый рейс отправились 5 купейных, один спальный и 6 плацкартных вагонов с логотипом «Карелия». По словам Николая Кутькова, поначалу в поезде использовалась керамическая посуда. Когда запас пузатых бокалов истощился, вернулись к традиционным стаканам в подстаканниках. Стены в купейных вагонах была цвета молочного шоколада, за что пассажиры окрестили купе шоколадками. Белье было новое, ослепительно белое. Радовали пассажиров и мягкие темно-вишневые сиденья, и мягкие коврики на полу. Декоративные деревянные тарелки украшали стены в вагоне. Очень вежливые проводники разносили чай с пряниками и калитками.

Читайте также:  Долго будет карелия сниться кто пел

В 1989 году прошел второй пуск поезда «Карелия», который уже стал фирменным. По словам Юрия Черниговского, исполнявшего тогда обязанности начальника Петрозаводского отделения железной дороги, Владимир Степанов, первый секретарь Карельского областного комитета КПСС,  взял на себя вопросы, связанные с расписанием поезда, а ему поручил организацию самого состава.

Юрий Михайлович Черниговский руководил запуском фирменного поезда «Карелия» в 1989 году. Фото ИА «Республика» / Михаил Никитин

Песню «Карелия» как символ Карелии представляет почетный железнодорожник Карелии Юрий Черниговский:

— Главной особенностью республиканского фирменного поезда стала песня «Карелия». В 1980-х годах она стала железнодорожным гимном республики. Я сам очень люблю эту песню. Для меня, человека родившегося не здесь на севере, а в Ставропольском крае, она на много лет стала своеобразным маяком. Никакая другая песня не подошла бы лучше для встречи и прощания с этими краями.

Юрий Михайлович замечает, что момент, когда включали песню перед отправлением поезда в 1980-х годах, между тем был недоработан. Музыку хорошо было слышно на платформе, но не в самих вагонах, а ведь песня должна сопровождать не только провожающих, но и тех, кто уезжает из Карелии.

До московского поезда имя «Карелия» носил скорый поезд № 47/48 «Петрозаводск-Ленинград», который курсировал с 1964 года до конца 1980-х годов. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Пассажиров первого рейса поезда «Карелия» обслуживали проводники со стажем не менее 5 лет, имеющие положительные отзывы. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Расстояние от Петрозаводска до Москвы поезд «Карелия» проходит за 11 часов 53 минуты. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В состав поезда входят современные вагоны последнего поколения. Поезд оформлен в едином фирменном стиле ОАО «РЖД» (серо-красном окрасе вагонов). Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

О том, как запускали фирменный поезд, рассказывает Юрий Черниговский:

— Перед запуском поезда в 1989 году я собрал всех руководителей, и каждый получил конкретные задания, связанные с оборудованием вагонов, ремонтом их, с организацией питания в вагоне-ресторане, культурой проводников. Работа пошла. Денег особо не было, это были лихие перестроечные годы. Но мы сделали такую «Карелию», что было не стыдно. «Дорога» выделила нам несколько вагонов, другие мы отремонтировали на заводе «Авангард». В поезде были новые матрасы, а постельное белье даже крахмалили.

На юбилее самого Юрия Михайловича Черниговского профессиональная певица исполнила песню «Карелию. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Юрий Черниговский говорит, что к проводникам фирменного поезда были особые требования: они должны были быть самыми спокойными, мягкими и культурными. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Книга Юрия Черниговского. Коллеги считают автора обладателем уникальных воспоминаний о прошлом железной дороги. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

По словам Юрия Михайловича, расписание поезда «выбил» первый секретарь Карельского областного комитета КПСС Владимир Степанов. Важно было сделать так, чтобы «Карелия» приходила в Москву до 9 часов утра, чтобы пассажиры успевали к открытию учреждений. Однако в это время в столицу приходило два поезда «Красная и стрела» и другие составы. Говорят, включить в утреннее время региональный поезд было непросто.

Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Анна Гриневич, автор текста
Михаил Никитин, фотограф
Игорь Фомин, дизайнер
Павел Степура, вёрстка
Геннадий Лаптев, консультант проекта
Елена Кузнецова, консультант проекта
Благодарим сотрудников отдела национальной и краеведческой литературы Национальной библиотеки за помощь в подготовке выпуска проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!

Источник

Рождество я провела в Карелии.
Мои друзья, страстные поклонники этого края, в очередной раз отправились в Сортавалу и заставили меня последовать за ними. Для поправки душевного здоровья. Мне обещали покой, тишину, огромные звёзды над головой и катание на весёлом паровозике…

Паровозиком я и соблазнилась!
Кто же устоит против такого красавца?

На станции Сортавала я увидела аж четыре настоящих паровоза.
Один замер в вечном покое рядом с вокзалом, три других важными чёрными жуками попыхивали рядом густым дымом.

Читайте также:  К чему снятся головы кукол

Как бы хитро поглядывая на суетливых козявок  с мобильниками, на безликую электричку «Ласточку». И как бы усмехаясь красной звездой, ну что, граждане, не удается нас на свалку истории списать?? Не удается…

Мы себя ещё покажем!

И показывают!

В знаменитый горный парк «Рускеала» мы отправились именно на этом важном чёрном господине, гордо  носящим гордое имя «Рускеальскiй экспрессъ»

«Рускеальский экспресс» — скорый фирменный ретропоезд, курсирующий по маршруту Сортавала — Горный парк «Рускеала» — Сортавала.
На сегодняшний день единственный в России ежедневный поезд на паровозной тяге. Поезд курсирует с 1 июня 2019 года, средняя скорость поезда составляет 40-60 км/ч, а время в пути — 1 час.

Интерьер состава и форма работников поезда оформлены в стиле конца XIX — начала XX веков.
Историческое оформление вагонов осуществлялось на Воронежском вагоноремонтном заводе»
(Википедия)

Форма работников поезда великолепна!

Проводники и проводницы в белых тулупах и валенках выглядели сказочными сахарными фигурками!

С красноармейскими звездами на белоснежных ушанках!
Ах, как это пикантно!

И эти молодые симпатичные проводники, и молодой симпатичный Йоулупукки, старательно играющий роль финского рождественского деда, и молодые сотрудники парка чрезвачайно приятно радовали глаза!

Рускеала стремительно развивается. С каждым годом парк расширяет свои владения, осваивая  разрушенные территории и превращая заброшенные мраморные ломки в интересный и необычный природный музей под открытым небом.

Расчистка парка от следов былой жизнедеятельности людей началась 19 лет назад, в 2001 году, через три года после признания месторождения непригодным для промышленной добычи сырья.
И сейчас много туристов приезжает в парк, а с запуском ретро-паровоза количество желающих увидеть красоту Мраморного карьера резко увеличилось.

фото из интернета

Итак, паровозик был невыносимо важный. Он пыхтел и дымил паровозной тягой невероятно сильно!

Вагон-ресторан, чай в стаканах с подстаканниками и даже живой Йоулупукки, заглядывающий в каждое купе и раздающий подарки и взрослым и детям, настраивали на праздник.

Но, что можно делать в горном парке зимой?

Я думала, что в это время года там будет пусто и романтично!
И шесть часов, которые мы должны пробыть в парке до отъезда обратно  на этом же паровозике, будут полны созерцания и размышления. Однако, я ошибалась.

На станции Рускеала нас встретили извозчики на лошадях, весёлые и румяные селяне и селянки. И нарядная ёлка.
И я поняла, что созерцать и размышлять мне будет некогда. Потому что и зимой парк Рускеала полон жизни, тепла, невиданных красот, вкусных ватрушек «калиток».

Кстати, о погоде.
День 6 января порадовал жителей Сортавалы и гостей города мягким морозцем, снежком, поэтому парк встретил нас в белом наряде и тишиной. Ни ветерка.
Покой в природе.

И мы пошли по запутанным тропам, замирая над удивительными пейзажами.
Так неожиданно перед нами встали обжиговые печи для производства извести. Их кирпичные башни придавали окружающему пейзажу совершенно фантастический вид.

Мраморное озеро прекрасно в любое время года.
Любоваться на него можно бесконечно. Над головой со свистом и хохотом летят на троллее смельчаки в полёте над каньоном, а перед глазами 500 оттенков серого.
500 оттенков серого мрамора!

Зимой Мраморный каньон очень удачно и разноцветно подсвечивают.
И впечатление от природной красоты, конечно, усиливается.
Фантастичность окружающих пейзажей завораживает.

Огромное впечатление на меня произвела прогулка под зёмлей.

В апреле 2019 года в парке был запущен новый маршрут «Подземная Рускеала». 

В белоснежных касках и тёплых жилетах мы отправились в путешествие по Мраморному каньону изнутри, узнали как  добывали мрамор. Тяжело добывали. Очень. И этот невероятно тяжёлый труд   бурильщиков, взрывников, каменотесов, мастеров, сотни лет радует человечество украшениями Мраморного дворца, Михайловского замка, Исаакиевского собора, триумфальных колонн во славу русского оружия.

Прогулка по штольням сопровождается музыкой и красочной подсветкой, что создает эффект пребывания в очень неземном и очень потустороннем мире…

Для натур нервических и впечатлительных опасный, но, к счастью, очень кратковременный.

Кстати, о музыке.

На Мраморном озере  с большим успехом проходят концерты петербургского музыканта Павла Андреева.  На плавучей сцене. С великолепной природной  акустикой.

Гости имеют возможность наслаждаться не только мастерством музыканта, но и великолепием Мраморного каньона в изменчивых переливах  художественной подсветки.

фото из интернета

Потом мы выбрались на поверхность и зашагали к многочисленным кафешкам. От избытка впечатлений нам захотелось   съесть, наконец-то, знаменитые и очень нами любимые «калитки», оригинальные карельские ватрушки с пшённой кашей.

Изображать птиц, визжа на ремнях и пролетая над Мраморным озером, мы не захотели. Да ну. И так адреналина в жизни хватает чрезмерно!

А потом мы пошли на фаейр-шоу. Молодые любители танцевать с огнём изобразили сказание карельского фольклора.

И усталые, но счастливые мы потопали к паровозику Чих-Пых, он же «Рускеальскiй экспрессъ», он же ретро-паровоз, который вернул нас в Сортавалу. В купе с зелеными лампами и сладким чаем в подстаканниках.

И было тихо.

И над головой сияли звезды.

Источник