Ее серые глаза были красны не то от бессонницы

Ее серые глаза были красны не то от бессонницы thumbnail

Текст 27 страницы из PDF

По ногам зябко (безличное). Кутаю их в кожаное пальто (определенно-личное). Не помогает (безличное). 8) Крассвету страшно утомляешься от холода (обобщенно-личное). Пока меняют лошадей (неопределенно-личное). Прикорнешь гденибудь в уголке (обобщенно-личное).Неполное: 1) На мне полушубок.№ 350.

1) Вон запестрели цветы в садике, вон дальше видны аллеилип и акаций и старый вяз левее яблони, вишни, груши. 2) Из садикана балкон вбежала Вера, за ней Сергей, прыгавший через три ступеньки, позади шел Никита. 3) С одной стороны – Волга с крутымиберегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные ипустые… С третьей стороны видны села, деревни и часть города.4) За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками — кучерИгнат. 5) Я один. Рядом море на сотни миль.

6) В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношения к природе, в другом— хорошие и меткие слова, в третьем — слова людей разных профессий…№ 351. 1) В слободке начались обыски, скоро обыскивыющие добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 2) Дед все большебеднел, и пришлось ему идти «в люди».№ 352. Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которомувсе было ясно и понятно по привычке и которое все зависело отпривычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделаласьдюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время. Но совсем не так легкоопределить характер Татьяны. Натура Татьяны немногосложна, ноглубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий,которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана какбудто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и приме109сей.

Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством,которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.Итак, летние ночи посвящались мечтательности, зимние — чтению романов, и это среди мира, имевшего благоразумную привычкугромко храпеть в то время. Какое противоречие между Татьяною иокружающим ее миром? Татьяна — это редкий, прекрасный цветок,случайно выросший в расселине дикой скалы,Незнаемый в траве глухойНи мотыльками, ни пчелой.Эти два стиха, сказанные Пушкиным об Ольге, гораздо большеидут к Татьяне. Какие мотыльки, какие пчелы могли знать этот цветок или пленяться им? Разве безобразные слепни, оводы и жукивроде господ Пыхтина, Буянова, Петушкова и тому подобных?Повторяем: Татьяна — существо исключительное, натура глубокая,любящая, страстная.№ 353. 1) Осень предупреждала о своем приходе то сухим листком,невзначай забытом на скамейке, то маленькой зеленой гусеницей,спускавшейся на паутине мне прямо на голову.

2) Вечером завыл втрубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающимприсвистом. [ — , , ]. 3) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев. 4) Большой город притягивал своеймощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков,грохотом трамваев и криком сирен автомобилей. [─ =, , ,и].№ 354. I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл все…

2) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. 3) Я невижу ни голубого неба, ни синего моря. Шум, холод и соленыебрызги — вот пока моя сфера! 4) Я то засыпаю, то пробуждаюсь,открываю глаза. 5) Когда-то на острове как белых, так и голубыхпесцов было великое множество. 6) Иней подолгу лежал на скатахкрыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.

7) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 8) Она [обезьяна] была привязана тонкойцепочкой к одной из скамеек на палубе, и металась, и пищала жалобно, по-птичьи. 9) Я поеду теперь на Дальний Восток, либо на север. 10) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.

11) Ее [Вари] серые глаза были красны не то отбессонницы, не то от слез. 12) Сейчас он работал над выращиваниембыстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы, сосны, ели. 13) Теперь уж ни гор, ни неба, ни земли не было видно.14) В ее [тайги] безграничных дебрях суровые северяне: лиственница и голубица — жили в теснейшем соседстве с нежными детьми110юга: бархатным деревом и виноградником. 15) Другие факторы,как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою,морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. 16) Всюду: и наверху, и нанизу — кипела работа.

Повсюду раздавался стуктопоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. 17) Океансловно замер и тихо и ласково рокочет. 18) В комнате осталисьтолько хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович.II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат: или залу, или гостиную.

2) В траве, вкустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях— повсюду заливались цикады. 3) Одним из секретов популярностии живучести наших песен является не только их музыкальная сторона, но и хорошие слова. 4) Выступления танцевального ансамбляпроходили с большим успехом как в нашей стране, так и за рубежом. 5) Белое, даже бледное лицо, темные волосы, бархатный черный взгляд и длинные ресницы — вот все, что бросилось ему в глаза и ослепило его. 6) Верхние веки несколько нависал над глазами,что так часто наблюдается у художников, охотников, моряков –словом, у людей с сосредоточенным зрением. 7) Целые дни он тратил на разрешение обыденных, но необходимых хозяйственных вопросов: на проверку составляемых счетоводом отчетов и бесчисленных сводок, на выслушивание бригадирских докладов, на производственные совещания – словом, на все то, без чего немыслимосуществование большого коллективного хозяйства и что в работеменее всего удовлетворяло Давыдова.

8) Пушкиногорье… Этот край,где все: и небо, и рощи, и трава, и сам ветер – дышит Пушкиным,должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта,мир, который делает человека духовно богаче.№ 355. 1) Мне нравились его [Онегина] черты: мечтам невольнаяпреданность, неподражательная странность и резкий, охлажденныйум.

2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень, стихи ипроза, лед и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж нимивсе рождало споры и к размышлению влекло: племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло, и предрассудки вековые, и гробатайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюблялася в обманы, и Ричардсона, и Руссо.5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с ее холодноюкрасою любила русскую зиму: на солнце иней в день морозный, исани, и зарею поздней сиянье розовых снегов, и мглу крещенскихвечеров.

6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледныекрасы, и распущенные власы, и капли слез. 7) Ее прогулки длятсядоле. Теперь то холмик, то ручей остановляют поневоле Татьянупрелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в111строфах небрежных: воспоминаний ли мятежных, отдохновенья льот трудов, живых картин, иль острых слов, иль грамматическихошибок – дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья, для мечты, для сердца, для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. Засим расстанемся, прости.№ 356.

1) Наша школьная команда завоевала первенство не толькопо шахматам, но и по шашкам. 2) Новые рекорды были установленыкак по прыжкам в длину, так и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены не только по легкой атлетике, но и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали как юноши, так и девушки.5) Завод достиг больших успехов как в увеличении выпуска продукции, так и в снижении себестоимости.№ 357. 1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину.

Читайте также:  Бессонница и ночные страхи у детей

2) Наполках, по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зеленого исинего стекла, разные серебреные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской. 3) Все давало ему[Тарасу] перевес перед другими: и преклонные годы, и опытность, иумение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. 4) Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве своюлюльку с табаком, неотлучную спутницу на морях, и на суше, и впоходах, и дома. 5) Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, но немногосложны. 6) Все это: шум, и говор, и толпа людей — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. 7) Он не чувствовал ни рук, ни ног. 8) Какой-то дымчатоголубой, серебристо-мягкий не то свет, не то туман обливал меня совсех сторон.

9) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи, не тотихие, ласково зовущие крики. 10) Тихий сумеречный час, шорохдеревьев и немолчный звон воды — все это настраивало особеннымобразом. 11) В это время года крупная рыба, как-то: язи, голавли илини – уже не брала. 12) Оба: и мать, и сын – так были поглощенысвоим занятием, что не заметили прихода Максима.

13) Пел одинокий женский голос то грустно и смутно, то задорно и весело.14) Все: и офицеры, и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. 15) Море вечно и неумолкаемо шумит иплещет.№ 358. Однородные определения: холодной – нелюдимой (красе);сонном – застывшем (воздухе); резкая – неприятная (сырость).Неоднородные определения: тихая морозная (ночь); крупныедождевые (капли); громадный хвойный (лес).Однородные определения разделяются запятой, неоднородные –нет.112№ 359. 1) В старом загородном парке тихо… Медленно падает наземлю желтый, убитый осенью кленовый лист.

2) Желтые дубовыезаросли стояли в росе. 3) Она [Маша] привезла из города новые(,) иллюстрированные журналы. 4) Она хотела выйти, он остановил еежестом и достал с высокого стола новую, неразрезанную книгу.5) Все путешественники были одеты в одинаковые(,) полярные костюмы. 6) Перу старинной нет охоты марать летучие листы; другие,хладные мечты, другие, строгие заботы и в шуме света, и в тиши тревожат сон моей души.

Источник

Знаки препинания при однородных членах предложения

Расставьте знаки препинания

1)Выйдешь на палубу взглянешь и ослепнешь на минуту от нестерпимого блеска неба моря. (Гонч.) 2. И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере (Л. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и соленые брызги вот пока моя сфера (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь от­крываю глаза (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал па скатах крыш и у колодца и па перилах балкона и на листве. (А. И. Т.) 7. Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по-птичьи. (Т.) 9) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Аж.) 10) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 11) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 12) За свою жизнь Прохору довелось перевозить всякие грузы и лес и железо и пшеницу. (Баб.) 13) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было.

Укажите номера предложений, в которых верно поставлены знаки препинания.

1.Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну (П.).

2.Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов (П.).

3.Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (П.).

4.Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон (П.).

5.Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе (М. Г.).

6.Гром уже грохотал и впереди, и справа, и слева (Пауст.).

7.Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно (Бун.).

8.Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд (Бун.).

9.Только по горам еще царствует зима. Только там до сих пор и стужа, и снег, и бураны (Фурм.).

10.В вашем сердце есть и гордость и прямая честь (П.).

11.Он страшно бледен был, и худ, и слаб (П.).

Из приведенных примеров выпишите предложения только с однородными определениями, поставьте необходи­мые знаки препинания, определения подчеркните.

1. Был ветреный летний день. 2. Мартовской южной ночью хлопьями бил снег в дрожащие стекла вагона. /Гайдар/. 3. Ран­ней утренней порой начинается сенокос. 4. Над заводом стояло огромное красное колеблющееся зарево. /Купр./ 5. Степное большое солнце светит ровно. /Пришв.1 6. Помню раннее све­жее тихое утро. /Бун./ 7. Длинные прямые темные волосы не слушались его, падали на лоб на уши. /Фад./ 8. Потянулась вялая глухая лишенная всякого умственного интереса жизнь. /С.-Щ./ 9. И березы старые столетние опустили ветви до земли. /Твард./ 10. И дождь поспелый молодой закапал невпопад. /Твард./ 11. Высокий правый берег густо зарос лесом. /Шол./ 12. Солнце показывается из-за облаков и заливает лес ласко­вым греющим светом. 13. Ах, какой это был прекрасный чис­тый лес! /Гранин/ 14. Густо падающие крупные хлопья снега, яркий радужный свет почему-то не выключенных электриче­ских фонарей придавали городу фантастический вид. /Драг./ 15. Молодой нежный месяц, будто серебряный серп, лежал на синем пологе ночи. /Пауст./ 16. Долгий осенний закат дого­рал. Погасла последняя багровая узенькая, как щель, полоска. /Кор./ 17. И легкой клейкой рыбьей чешуей осыпаны деревян­ные пристани и камни мостовой. /Купр./ 18. Я люблю веселые непринужденные наши перелески и не променяю их на тяже­лую медноствольную корабельную чащу. /Солоух./ 19. Насту­пило светлое жаркое утро. /Бун./ 20. В лодку поднялся огром­ный широкоплечий старик. /М. Г./ 21. Холодная колодезная вода ломила зубы.

Источник

Ñåðûå ãëàçà — ðàññâåò,

Ïàðîõîäíàÿ ñèðåíà,

Äîæäü, ðàçëóêà, ñåðûé ñëåä

Çà âèíòîì áåãóùåé ïåíû.

׸ðíûå ãëàçà — æàðà,

 ìîðå ñîííûõ çâ¸çä ñêîëüæåíüå,

È ó áîðòà äî óòðà

Ïîöåëóåâ îòðàæåíüå.

Ñèíèå ãëàçà — ëóíà,

Âàëüñà áåëîå ìîë÷àíüå,

Åæåäíåâíàÿ ñòåíà

Íåèçáåæíîãî ïðîùàíüÿ.

Êàðèå ãëàçà — ïåñîê,

Îñåíü, âîë÷üÿ ñòåïü, îõîòà,

Ñêà÷êà, âñÿ íà âîëîñîê

Îò ïàäåíüÿ è ïîë¸òà.

Íåò, ÿ íå ñóäüÿ äëÿ íèõ,

Ïðîñòî áåç ñóæäåíèé âçäîðíûõ

ß ÷åòûðåæäû äîëæíèê

Ñèíèõ, ñåðûõ, êàðèõ, ÷¸ðíûõ.

Êàê ÷åòûðå ñòîðîíû

Îäíîãî òîãî æå ñâåòà,

ß ëþáëþ — â òîì íåò âèíû —

Âñå ÷åòûðå ýòèõ öâåòà.

Ïåðåâîä Ê.Ñèìîíîâà

×èòàåò Ñòèõ Ìàêñèì Êàëóæñêèõ

Îòðåäàêòèðîâàë
az252

9 ìåñÿöåâ íàçàä

Ïîõîæèå ïîñòû

À æèòü íàäî, êàê çàâåùàë âåëèêèé… Ô¸äîð Òþò÷åâ åùå â 1850 ãîäó.

Íå ðàññóæäàé, íå õëîïî÷è!..
Áåçóìñòâî èùåò, ãëóïîñòü ñóäèò;
Äíåâíûå ðàíû ñíîì ëå÷è,
À çàâòðà áûòü ÷åìó, òî áóäåò.

Æèâÿ, óìåé âñå ïåðåæèòü:
Ïå÷àëü, è ðàäîñòü, è òðåâîãó.
×åãî æåëàòü? Î ÷åì òóæèòü?
Äåíü ïåðåæèò — è ñëàâà áîãó!

Êàê çàñòàâèòü áàáî÷åê
â æèâîòå ïîðõàòü
Åñëè òàì êàðòîøå÷êà
è ñîñèñîê ïÿòü

Íàä áîëüøèì ìîðêîâíûì îãîðîäîì

Читайте также:  Смешные стихи про бессонницу

Íåáåñà îêðàñèëèñü ñâèíöîì.

 ýòó íåóþòíóþ ïîãîäó

Ãðóñòíûé çàÿö âûøåë íà êðûëüöî.

Âûøåë, ïîòîìó ÷òî íàäî áûëî

Óñòðàíèòü ñëó÷àéíûé äèñêîìôîðò

Òàê, ÷òîá ýòî äåëî íå ñìóòèëî

Ëþáîïûòíûé çàÿ÷èé íàðîä.

×òî òàêîå? Ìîæåò, ïîêàçàëîñü?

Çàÿö ëàïîé ïî ñåáå ïðîâåë,

Íî òîãî, ÷òî òîëüêî ÷òî ÷åñàëîñü,

Íà ïðèâû÷íîì ìåñòå íå íàø¸ë.

Äà. Òàêîãî íåäîðàçóìåíèÿ

Áûñòðîíîãèé çâåðü íå îæèäàë.

Îí îòâåñèë ÷åëþñòü äî ñòóïåíåê

È ñ èñïóãà â îáìîðîê óïàë.

È ëåæàë, ñ êðûëå÷êà êóâûðêíóâøèñü,

Ãðóñòíûé çàÿö íà çåìëå íè÷êîì,

Îäèíîêèé, íèêîìó íå íóæíûé,

È ïðîìîê áåäíÿãà ïîä äîæäåì.

À ìîðàëü èñòîðèè ñåé êðàòêîé

ß ãîòîâ âàì âûñêàçàòü â ëèöî

Íå ÷åøèòå íè÷åãî óêðàäêîé,

Âûõîäÿ ïîä âå÷åð íà êðûëüöî!

© Àíàòîëèé Êóçíåöîâ-Äðÿãèí

Âûøåë çàÿö íà êðûëüöî Ñòèõè, Þìîð, Êîðîíàâèðóñ, Ïîýçèÿ

Îáíàðóæåíî â îäíîì èç óëè÷íûõ ñîðòèðîâ)

Ïîýçèÿ èç òâ¸ðäûõ ñîðòîâ ïøåíèöû

Àâòîð: Éåíñ Òèëâà

×òî ìîæåò áûòü íà ñâåòå ïëîøå,

×åì ñíîâ íàâÿç÷èâàÿ íèòü?

Êî ìíå âî ñíå ïðèõîäèò ëîøàäü

È ïðèíèìàåòñÿ áóáíèòü.

Î òîì, ÷òî æèçíü å¸ íåâíÿòíà,

Õîçÿèí æàäíûé, êîíþõ çëîé.

ß ñîáîëåçíóþ, ïîíÿòíî,

Íî òîëüêî ìíå îíî íà êîé?

Çà íî÷üþ íî÷ü, êàê íà ðàáîòó

Ïðèõîäèò ñèâàÿ êî ìíå

È íîåò ñêó÷íîå ÷åãî-òî

 îáðûäøåì äî áëåâîòû ñíå.

È ñòîéëî ó íå¸ ïëîõîå,

È ññàäèíàì ïîòåðÿí ñ÷¸ò…

Ñâîèõ è òàê ïðîáëåì ñ ëèõâîþ,

Òóò ëîøàäèíûå åù¸.

Íî íàêîíåö îíà ïðîïàëà

(Ñåàíñîâ ýòàê ïîñëå ñòà).

Íó, ÿ âîçëèêîâàë ñíà÷àëà,

Íî âñêîðå âîëíîâàòüñÿ ñòàë.

Êóäà, êóäà Âû óäàëèëèñü?

Ëåæó, ãàäàþ, êàê äåáèë,

×åãî ó íåé òàì ïðèêëþ÷èëîñü,

×òî ñíîâà êîíþõ ó÷óäèë.

Îïÿòü çàêðûë äåííèê æåëåçíûé,

Îñòàâèâ ÿñëè áåç îâñà?

Íåëüçÿ æå âçÿòü è âäðóã èñ÷åçíóòü,

Íè ñëîâà áîëüøå íå ñêàçàâ.

 ïîäóøêó îò áåññèëüÿ ïëà÷ó,

Î, êàê æåñòîêà ýòà æèçíü…

Âåðíèñü, áåññîâåñòíàÿ êëÿ÷à,

Ñî âñåì íûòü¸ì ñâîèì âåðíèñü.

Âñþ äóøó ìíå ðàçáåðåäèëà

Òû áèîãðàôèåé ñâîåé.

Ñþäà, ïðîêëÿòàÿ êîáûëà!

Äðóãîìó ñíèòüñÿ íå ïîñìåé!

8 ÿíâàðÿ 1878 ãîäà – Óìåð Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ Íåêðàñîâ Íåêðàñîâ, Àóäèîñòèõè, Ñòèõè, Âèäåî, Äëèííîïîñò

8 ÿíâàðÿ 1878 ãîäà (ïî íîâîìó) – Óìåð Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ Íåêðàñîâ.

 íà÷àëå 1875 ãîäà Íåêðàñîâ òÿæåëî çàáîëåë è ñêîðî æèçíü åãî ïðåâðàòèëàñü â ìåäëåííóþ àãîíèþ.

 äèàãíîñòè÷åñêîì ïëàíå âíà÷àëå âûñêàçûâàëèñü ðàçíûå ïðåäïîëîæåíèÿ, ëîìàëè ãîëîâó äîâîëüíî äîëãî, íî ñî âðåìåíåì ñòàíîâèëîñü âñå áîëåå î÷åâèäíûì, ÷òî ðå÷ü èäåò î ðàêîâîé îïóõîëè òîëñòîé èëè ïðÿìîé êèøêè.

Ðèñóíîê Èâàíà Êðàìñêîãî

 íà÷àëå äåêàáðÿ 1876 ãîäà áîëüíîãî êîíñóëüòèðîâàë ðàáîòàâøèé òîãäà â Ìåäèêî-õèðóðãè÷åñêîé àêàäåìèè ïðîôåññîð Íèêîëàé Ñêëèôîñîâñêèé, êîòîðûé ïðè ïàëüöåâîì èññëåäîâàíèè ïðÿìîé êèøêè îò÷åòëèâî îïðåäåëèë íîâîîáðàçîâàíèå — «…â îêðóæíîñòè âåðõíåé ÷àñòè ïðÿìîé êèøêè íàõîäèòñÿ îïóõîëü âåëè÷èíîé ñ ÿáëîêî, êîòîðàÿ îêðóæàåò âñþ ïåðèôåðèþ êèøêè è, âåðîÿòíî, ïðè÷èíÿåò åå ïðèðàùåíèå ê êðåñòöîâîé êîñòè, îò÷åãî ýòà ÷àñòü êèøêè íåïîäâèæíà; ñîîòâåòñòâåííî ìåñòó ýòîé îïóõîëè íàõîäèòñÿ âåñüìà çíà÷èòåëüíîå ñóæåíèå êèøêè, ñóæåíèå êèøêè âåñüìà çíà÷èòåëüíî òàê, ÷òî âåðõóøêà ïàëüöà åäâà â íåãî ïðîíèêàåò»

 îáùèõ ÷åðòàõ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ áûë îçíàêîìëåí ñî ñâîåé áîëåçíüþ è ïîíÿë, ÷òî ðå÷ü èäåò î ñåðüåçíîì çàáîëåâàíèè. Íàñòðîåíèå åãî óõóäøèëîñü. Âðà÷è ñòàëè óâåëè÷èâàòü äîçó îïèÿ, íî Í.À.Íåêðàñîâ îòíîñèëñÿ ê ýòîìó î÷åíü íåãàòèâíî, òàê êàê áîÿëñÿ ÷òî ýòî ïîâëèÿåò íà åãî óìñòâåííûå ñïîñîáíîñòè, à îí èñïîëüçîâàë ìàëåéøóþ âîçìîæíîñòü äëÿ ëèòåðàòóðíîé ðàáîòû — ïðîäîëæàë ïèñàòü ñòèõîòâîðåíèÿ.

Ê ýòîìó âðåìåíè îòíîñÿòñÿ òàêèå åãî ñòðîêè:

Î Ìóçà! íàøà ïåñíÿ ñïåòà.

Ïðèäè, çàêðîé ãëàçà ïîýòà

Íà âå÷íûé ñîí íåáûòèÿ,

Ñåñòðà íàðîäà — è ìîÿ!

Ïðèìåíÿâøååñÿ ëå÷åíèå îêàçûâàëîñü âñå ìåíåå è ìåíåå ýôôåêòèâíûì. Áîëüíîé òÿæåëî ñòðàäàë. 18 ÿíâàðÿ 1877 ã. Íåêðàñîâó áûë ïðèãëàøåí õèðóðã ïðîô. Å.È.Áîãäàíîâñêèé. Ê íåìó îáðàòèëñÿ ñàì áîëüíîé ïîýò.

4 àïðåëÿ 1877 ã. õèðóðãè Í.È.Áîãäàíîâñêèé, Ñ.Ï.Áîòêèí è Í.À.Áåëîãîëîâûé ïðåäëîæèëè Í.À.Íåêðàñîâó äåëàòü îïåðàöèþ è íàçíà÷èëè åå íà 6 àïðåëÿ. Îïåðàöèþ áûëî äîâåðåíî ïðîâåñòè Å.È.Áîãäàíîâñêîìó.

Ïîõîðîíû Íåêðàñîâà. Ðèñóíîê À.Áàëüäèíãåðà

Êîãäà òîëüêî âïåðâûå âñòàë âîïðîñ îá îïåðàöèè, ñåñòðà ïîýòà À.À.Áóòêåâè÷ îáðàòèëàñü ÷åðåç çíàêîìîãî â Âåíå ê èçâåñòíîìó õèðóðãó ïðîôåññîðó Òåîäîðó Áèëüðîòó ñ ïðîñüáîé ïðèåõàòü â Ïåòåðáóðã è ñäåëàòü îïåðàöèþ áðàòó. 5 àïðåëÿ ïðèøëî ñîãëàñèå Ò.Áèëüðîòà, çà ïðèåçä è îïåðàöèþ îí çàïðîñèë 15 òûñ. ïðóññêèõ ìàðîê. Ãîòîâÿñü ê âîçìîæíîìó ïðèåçäó âåíñêîãî õèðóðãà, Í.À.Íåêðàñîâ ïèøåò áðàòó Ôåäîðó: «…íåìåäëÿ ïðèøëè äåíüãè, êðîìå 14 òûñ. ïî âåêñåëÿì, çà òîáîé 1 òûñ. ïðîöåíòíàÿ. Âåñü òâîé Íèê. Íåêðàñîâ» (12 ìàðòà 1877 ã.) .

Ëå÷èâøèì áîëüíîãî âðà÷àì, â òîì ÷èñëå è Å.È.Áîãäàíîâñêîìó, ïðèøëîñü ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðèíÿòûì ðåøåíèåì è îæèäàòü ïðèåçäà Ò.Áèëüðîòà, õîòÿ îíè îò÷åòëèâî ïîíèìàëè ýêñòðåííóþ íåîáõîäèìîñòü â ðàçãðóçêå êèøå÷íèêà oneðàòèâíûì ïóòåì. Ïðîôåññîð Ò.Áèëüðîò ïðèáûë â Ïåòåðáóðã âå÷åðîì 11 àïðåëÿ 1877 ã. è åãî îçíàêîìèëè ñ èñòîðèåé çàáîëåâàíèÿ. 12 àïðåëÿ îí îñìîòðåë áîëüíîãî è ïåðåãîâîðèë ñ Å.È.Áîãäàíîâñêèì î íåêîòîðûõ ïðèãîòîâëåíèÿõ ê îïåðàöèè è î âðåìåíè âìåøàòåëüñòâà, êîòîðîå îíè ñîãëàñîâàííî íàçíà÷èëè íà 13 ÷.

Íàïðàñíî áûë âûïèñàí èç Âåíû Áèëüðîò; ìó÷èòåëüíàÿ îïåðàöèÿ íè ê ÷åìó íå ïðèâåëà.

Âåñòè î ñìåðòåëüíîé áîëåçíè ïîýòà äîâåëè ïîïóëÿðíîñòü åãî äî âûñøåãî íàïðÿæåíèÿ. Ñî âñåõ êîíöîâ Ðîññèè ïîñûïàëèñü ïèñüìà, òåëåãðàììû, ïðèâåòñòâèÿ, àäðåñû. Îíè äîñòàâëÿëè âûñîêóþ îòðàäó áîëüíîìó â åãî ñòðàøíûõ ìó÷åíèÿõ. Íàïèñàííûå çà ýòî âðåìÿ «Ïîñëåäíèå ïåñíè» ïî èñêðåííîñòè ÷óâñòâà, ñîñðåäîòî÷èâøåãîñÿ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî íà âîñïîìèíàíèÿõ î äåòñòâå, î ìàòåðè è î ñîâåðøåííûõ îøèáêàõ, ïðèíàäëåæàò ê ëó÷øèì ñîçäàíèÿì åãî ìóçû.

 äåêàáðå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî äîâîëüíî áûñòðî ñòàëî óõóäøàòüñÿ, õîòÿ êîëîñòîìà ôóíêöèîíèðîâàëà áåç êàêèõ-ëèáî îñëîæíåíèé, ëèøü èíîãäà íàáëþäàëîñü íåáîëüøîå âûïàäåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Âìåñòå ñ òåì, íàðÿäó ñ óñèëåíèåì îáùåé ñëàáîñòè è èñõóäàíèåì, ïîÿâèëèñü ïîñòîÿííûå è íàðàñòàþùèå áîëè â ÿãîäè÷íîé îáëàñòè ñëåâà, ïðèïóõëîñòü è êðåïèòàöèÿ íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè áåäðà äî êîëåííîé îáëàñòè, îòåêè íà íîãàõ. Ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàë îçíîá. Èç ïðÿìîé êèøêè ñòàë âûäåëÿòüñÿ çëîâîííûé ãíîé.

14 äåêàáðÿ íàáëþäàâøèé áîëüíîãî Í.À.Áåëîãîëîâûé îïðåäåëèë, êàê îí çàïèñàë, «ïîëíûé ïàðàëè÷ ïðàâîé ïîëîâèíû òåëà». Áîëüíîé áûë îñìîòðåí Ñ.Ï.Áîòêèíûì. Ñîçíàíèå è ðå÷ü áûëè åùå ñîõðàíåíû. Ñ êàæäûì äíåì ñîñòîÿíèå ïðîãðåññèâíî óõóäøàëîñü, ïîÿâèëèñü ñèìïòîìû ïðèáëèæàþùåéñÿ ñìåðòè. Áîëüíîé î÷åíü ñòðàäàë.

26 äåêàáðÿ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ ïîî÷åðåäíî ïîäîçâàë ê ñåáå æåíó, ñåñòðó è ñèäåëêó. Êàæäîé èç íèõ îí ñêàçàë åäâà ðàçëè÷èìîå «ïðîùàéòå». Âñêîðå ñîçíàíèå ïîêèíóëî åãî, è ÷åðåç ñóòêè, âå÷åðîì 27 äåêàáðÿ (8 ÿíâàðÿ 1878 ã. ïî íîâîìó ñòèëþ) Íåêðàñîâ ñêîí÷àëñÿ.

30 äåêàáðÿ íåñìîòðÿ íà ñèëüíûé ìîðîç, ìíîãîòûñÿ÷íàÿ òîëïà ïðîâîæàëà òåëî ïîýòà îò äîìà íà Ëèòåéíîì ïðîñïåêòå äî ìåñòà âå÷íîãî åãî óñïîêîåíèÿ íà êëàäáèùå Íîâîäåâè÷üåãî ìîíàñòûðÿ.

Ïîõîðîíû Íåêðàñîâà, ñàìè ñîáîé óñòðîèâøèåñÿ áåç âñÿêîé îðãàíèçàöèè, áûëè ïåðâûì ñëó÷àåì âñåíàðîäíîé îòäà÷è ïîñëåäíèõ ïî÷åñòåé ïèñàòåëþ.

Óæå íà ñàìûõ ïîõîðîíàõ Íåêðàñîâà çàâÿçàëñÿ èëè, âåðíåå, ïðîäîëæàëñÿ áåñïëîäíûé ñïîð î ñîîòíîøåíèè ìåæäó íèì è äâóìÿ âåëè÷àéøèìè ïðåäñòàâèòåëÿìè ðóññêîé ïîýçèè — Ïóøêèíûì è Ëåðìîíòîâûì. Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé, ñêàçàâøèé íåñêîëüêî ñëîâ ó îòêðûòîé ìîãèëû Íåêðàñîâà, ïîñòàâèë (ñ èçâåñòíûìè îãîâîðêàìè) ýòè èìåíà ðÿäîì, íî íåñêîëüêî ìîëîäûõ ãîëîñîâ ïðåðâàëè åãî êðèêàìè: «Íåêðàñîâ âûøå Ïóøêèíà è Ëåðìîíòîâ໅

Íåêîòîðûå ïðîèçâåäåíèÿ íà êàíàëå:

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

4

30 äåêàáðÿ ðîäèëñÿ Ðåäüÿðä Êèïëèíã Ñòèõè, Ïîýò, Àóäèîñòèõè, Äåíü ðîæäåíèÿ, Âèäåî, Äëèííîïîñò, Ðåäüÿðä Êèïëèíã

Äåòñòâî è þíîñòü

Ðåäüÿðä Êèïëèíã ðîäèëñÿ 30 äåêàáðÿ 1865 ã., â Áîìáåå. Êîãäà áóäóùåìó ïèñàòåëþ èñïîëíèëîñü ïÿòü ëåò, ðîäèòåëè ïðèíÿëè ðåøåíèå îòïðàâèòü åãî â àíãëèéñêèé ïàíñèîí.

Ñïóñòÿ 7 ëåò åãî îòïðàâèëè íà ó÷åáó â Äåâîíñêîå ó÷èëèùå. Èìåííî òàì þíûé Êèïëèíã íà÷àë ïèñàòü íåáîëüøèå ðàññêàçû.

Îòåö, âïå÷àòëåííûé òàëàíòîì ñûíà, îïðåäåëèë åãî â êà÷åñòâå æóðíàëèñòà â ðåäàêöèþ “Ãðàæäàíñêîé è âîåííîé ãàçåòû”.

Åãî ïðîèçâåäåíèÿ íà÷àëè èçäàâàòüñÿ è ïðîäàâàòüñÿ â 1883 ã.

Íà÷àëî òâîð÷åñêîãî ïóòè

Âî âòîðîé ïîëîâèíå 80-õ ìîëîäîé ïèñàòåëü ïðåäïðèíÿë ïîåçäêó ïî Ñîåäèíåííûì Øòàòàì è àçèàòñêèì ñòðàíàì â êà÷åñòâå ðåïîðòåðà. Åãî ïóòåâûå î÷åðêè ïðèîáðåëè íåìàëóþ ïîïóëÿðíîñòü.  1888-1889 ãã. áûëî èçäàíî øåñòü êíèã ñ ðàññêàçàìè Êèïëèíãà.

Читайте также:  Как уснуть при хронической бессоннице

 1889 ã. Êèïëèíã îáîñíîâûâàåòñÿ â Àíãëèè. Ïîñëå âûõîäà åãî ïåðâîãî ðîìàíà “Ñâåò ïîãàñ” íà÷èíàþùåãî ïèñàòåëÿ ñòàëè íàçûâàòü “âòîðûì Äèêêåíñîì”.

Ðàñöâåò òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè

 Ëîíäîíå ñîñòîÿëîñü çíàêîìñòâî Êèïëèíãà ñ àìåðèêàíñêèì ðåäàêòîðîì Ó. Áåéëñòèðîì. Ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ ïèñàòåëü ñîçäàåò òàêèå çàìå÷àòåëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ äëÿ äåòåé, êàê “Êíèãà äæóíãëåé” è “Âòîðàÿ êíèãà äæóíãëåé”.

 1897 ã. ñâåò óâèäåëà ïîâåñòü Êèïëèíãà “Îòâàæíûå ìîðåïëàâàòåëè”.  1899 ã., íàõîäÿñü â Þæíîé Àôðèêå, Êèïëèíã ïîçíàêîìèëñÿ ñ ñèìâîëîì àíãëèéñêîãî èìïåðèàëèçìà, Ñ. Ðîäñîì, è íàïèñàë îäèí èç ñèëüíåéøèõ ñâîèõ ðîìàíîâ, “Êèì”. Ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ áûëà íàïèñàíà åùå îäíà çàìå÷àòåëüíàÿ äåòñêàÿ êíèãà, “Ñêàçêè Ñòàðîé Àíãëèè”.

Ïîëèòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü

Âñÿ áèîãðàôèÿ Êèïëèíãà ñâèäåòåëüñòâóåò î íåì, êàê î ñèëüíîé, íî áåñïîêîéíîé íàòóðå. Ïèñàòåëü àêòèâíî èíòåðåñîâàëñÿ ïîëèòèêîé. Áëåñòÿùèé àíàëèòè÷åñêèé óì ïîçâîëèë åìó “ïðåäñêàçàòü” ãðÿäóùóþ âîéíó ñ Ãåðìàíèåé. ßâëÿÿñü ñòîðîííèêîì êîíñåðâàòèâíûõ âçãëÿäîâ, îí íå ðàç âûñêàçûâàëñÿ ïðîòèâ íàáèðàþùåãî ñèëó ôåìèíèçìà.

Ïî îêîí÷àíèè âîéíû Êèïëèíã ñòàë ÷ëåíîì êîìèññèè ïî âîåííûì çàõîðîíåíèÿì.  1922 ã. îí ïîçíàêîìèëñÿ ñ êîðîëåì Ãåîðãîì V. Ìîíàðõà è ïèñàòåëÿ äîëãèå ãîäû ñâÿçûâàëè òåïëûå èñêðåííèå îòíîøåíèÿ.

Áîëåçíü è ñìåðòü

Êèïëèíã ïðîäîëæàë ïèñàòü äî ïåðâîé ïîëîâèíû 30-õ ãã. XX âåêà. Ê ñîæàëåíèþ, åãî íîâûå ïðîèçâåäåíèÿ ïîëüçîâàëèñü äàëåêî íå òàêîé ïîïóëÿðíîñòüþ, êàê ðàííèå êíèãè, ñîçäàííûå èì íà çàðå òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

 1915 ã. ó ïèñàòåëÿ îøèáî÷íî äèàãíîñòèðîâàëè ãàñòðèò. Ìó÷àÿñü îò ïîñòîÿííûõ æåëóäî÷íûõ áîëåé â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò, Êèïëèíã âñêîðå óçíàë, ÷òî íà ñàìîì äåëå ó íåãî ïðîãðåññèðóåò ÿçâà.

Ðåäüÿðä Êèïëèíã óøåë èç æèçíè 18 ÿíâàðÿ 1936 ã., â Ëîíäîíå. Îí áûë ïîõîðîíåí â Âåñòìèíñòåðñêîì àááàòñòâå. Ïî ìíåíèþ êðèòèêîâ, ïèñàòåëü âíåñ îãðîìíåéøèé âêëàä â ñîêðîâèùíèöó áðèòàíñêîé êóëüòóðû.

Ëè÷íàÿ æèçíü

 1892 ã. Êèïëèíã æåíèëñÿ íà ñåñòðå Ó. Áåéëñòèðà, Êàðîëèíå. Ó íèõ áûëî äâîå äåòåé. Êðàòêàÿ áèîãðàôèÿ Ðåäüÿðäà Êèïëèíãà âêëþ÷àåò â ñåáÿ íåìàëî òðàãè÷åñêèõ ìîìåíòîâ. Åãî äî÷ü ñêîí÷àëàñü îò âîñïàëåíèÿ ëåãêèõ â 1899 ã. Âî âðåìÿ Ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû ïîãèá åãî ñûí Äæîí.

Äðóãèå âàðèàíòû áèîãðàôèè

Âàðèàíò 2 áîëåå ñæàòàÿ äëÿ äîêëàäà èëè ñîîáùåíèÿ â êëàññå

Èíòåðåñíûå ôàêòû

Êèïëèíã áûë ñàìûì ìîëîäûì ëàóðåàòîì Íîáåëÿ ïî ëèòåðàòóðå. Â ìîìåíò íàãðàæäåíèÿ åìó áûëî âñåãî 42 ãîäà. Ýòîò ðåêîðä íå ïîáèò äî ñèõ ïîð.

Ðàáîòàë Êèïëèíã òîëüêî ÷åðíûìè ÷åðíèëàìè. Ïî ìíåíèþ êðèòèêîâ, ïðè÷èíîé òàêîãî “÷óäà÷åñòâà” áûëî ñëàáîå çðåíèå ïèñàòåëÿ.

 1885 ã. Êèïëèíã ñòàë ÷ëåíîì ìàñîíñêîé ëîæè. Åìó íðàâèëñÿ ýòîò îïûò, è îí ïîñâÿòèë ñâîåé äåÿòåëüíîñòè â ëîæå íåñêîëüêî ñòèõîòâîðåíèé.

Ïèñàòåëü äî êîíöà æèçíè ñòðàäàë îò áåññîííèöû. Îíà ðàçâèëàñü íà ôîíå äóðíîãî îáðàùåíèÿ ñ íèì â ÷àñòíîì ïàíñèîíå, â êîòîðîì îí æèë â äåòñòâå, íà ïðîòÿæåíèè øåñòè ëåò.

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

2

Âåòåð íà òåððàñêå,

Õîëîäíî â êîëÿñêå!

Íà Àíäðåéêå — òåëîãðåéêè,

Êîôòû, ðóêàâèöû,

Ïîëîñàòûé øàðô Àíäðåéêå

Ïðèíåñëè ñåñòðèöû.

Îí ñèäèò, åäâà äûøà,

 òåëîãðåéêå ï¸ñòðîé.

Êàê íà ïîëþñ, ìàëûøà

Ñíàðÿäèëè ñåñòðû.

— Ïðèâûêàé è ê õîëîäàì! —

Îáúÿñíÿåò Ñâåòà. —

È çèìà ïðèõîäèò ê íàì,

À íå òîëüêî ëåòî.

Îäíàæäû, â ñòóäåíóþ çèìíþþ ïîðó,

ß èç ëåñó âûøåë; áûë ñèëüíûé ìîðîç.

Ãëÿæó, ïîäíèìàåòñÿ ìåäëåííî â ãîðó

Ëîøàäêà, âåçóùàÿ õâîðîñòó âîç.

È, øåñòâóÿ âàæíî, â ñïîêîéñòâèè ÷èííîì,

Ëîøàäêó âåäåò ïîä óçäöû ìóæè÷îê

 áîëüøèõ ñàïîãàõ, â ïîëóøóáêå îâ÷èííîì,

 áîëüøèõ ðóêàâèöàõ… à ñàì ñ íîãîòîê!

— Çäîðîâî, ïàðíèùå!— «Ñòóïàé ñåáå ìèìî!»

— Óæ áîëüíî òû ãðîçåí, êàê ÿ ïîãëÿæó!

Îòêóäà äðîâèøêè?— «Èç ëåñó, âåñòèìî;

Îòåö, ñëûøèøü, ðóáèò, à ÿ îòâîæó».

(Â ëåñó ðàçäàâàëñÿ òîïîð äðîâîñåêà.)

— À ÷òî, ó îòöà-òî áîëüøàÿ ñåìüÿ?

«Ñåìüÿ-òî áîëüøàÿ, äà äâà ÷åëîâåêà

Âñåãî ìóæèêîâ-òî: îòåö ìîé äà ÿ…»

— Òàê âîí îíî ÷òî! À êàê çâàòü òåáÿ?— «Âëàñîì».

— À êîé òåáå ãîäèê?— «Øåñòîé ìèíîâàë…

Íó, ìåðòâàÿ!» — êðèêíóë ìàëþòî÷êà áàñîì,

Ðâàíóë ïîä óçäöû è áûñòðåé çàøàãàë.

Íà ýòó êàðòèíó òàê ñîëíöå ñâåòèëî,

Ðåáåíîê áûë òàê óìîðèòåëüíî ìàë,

Êàê áóäòî âñå ýòî êàðòîííîå áûëî,

Êàê áóäòî áû â äåòñêèé òåàòð ÿ ïîïàë!

Íî ìàëü÷èê áûë ìàëü÷èê æèâîé, íàñòîÿùèé,

È äðîâíè, è õâîðîñò, è ïåãîíüêèé êîíü,

È ñíåã, äî îêîøåê äåðåâíè ëåæàùèé,

È çèìíåãî ñîëíöà õîëîäíûé îãîíü —

Âñå, âñå íàñòîÿùåå ðóññêîå áûëî,

Ñ êëåéìîì íåëþäèìîé, ìåðòâÿùåé çèìû,

×òî ðóññêîé äóøå òàê ìó÷èòåëüíî ìèëî,

×òî ðóññêèå ìûñëè âñåëÿåò â óìû,

Òå ÷åñòíûå ìûñëè, êîòîðûì íåò âîëè,

Êîòîðûì íåò ñìåðòè — äàâè íå äàâè,

 êîòîðûõ òàê ìíîãî è çëîáû è áîëè,

 êîòîðûõ òàê ìíîãî ëþáâè!

Èãðàéòå æå, äåòè! Ðàñòèòå íà âîëå!

Íà òî âàì è êðàñíîå äåòñòâî äàíî,

×òîá âå÷íî ëþáèòü ýòî ñêóäíîå ïîëå,

×òîá âå÷íî âàì ìèëûì êàçàëîñü îíî.

Õðàíèòå ñâîå âåêîâîå íàñëåäñòâî,

Ëþáèòå ñâîé õëåá òðóäîâîé —

È ïóñòü îáàÿíüå ïîýçèè äåòñòâà

Ïðîâîäèò âàñ â íåäðà çåìëèöû ðîäíîé!..

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

Âëàäåé ñîáîé ñðåäè òîëïû ñìÿòåííîé,

Òåáÿ êëÿíóùåé çà ñìÿòåíüå âñåõ,

Âåðü ñàì â ñåáÿ íàïåðåêîð âñåëåííîé,

È ìàëîâåðíûì îòïóñòè èõ ãðåõ;

Ïóñòü ÷àñ íå ïðîáèë, æäè, íå óñòàâàÿ,

Ïóñòü ëãóò ëæåöû, íå ñíèñõîäè äî íèõ;

Óìåé ïðîùàòü è íå êàæèñü, ïðîùàÿ,

Âåëèêîäóøíåé è ìóäðåé äðóãèõ.

Óìåé ìå÷òàòü, íå ñòàâ ðàáîì ìå÷òàíüÿ,

È ìûñëèòü, ìûñëè íå îáîæåñòâèâ;

Ðàâíî âñòðå÷àé óñïåõ è ïîðóãàíüå,

He çàáûâàÿ, ÷òî èõ ãîëîñ ëæèâ;

Îñòàíüñÿ òèõ, êîãäà òâî¸ æå ñëîâî

Êàëå÷èò ïëóò, ÷òîá óëîâëÿòü ãëóïöîâ,

Êîãäà âñÿ æèçíü ðàçðóøåíà è ñíîâà

Òû äîëæåí âñ¸ âîññîçäàâàòü c îñíîâ.

Óìåé ïîñòàâèòü â ðàäîñòíîé íàäåæäå,

Ha êàðòó âñ¸, ÷òî íàêîïèë c òðóäîì,

Bc¸ ïðîèãðàòü è íèùèì ñòàòü êàê ïðåæäå

È íèêîãäà íå ïîæàëåòü o òîì,

Óìåé ïðèíóäèòü ñåðäöå, íåðâû, òåëî

Òåáå ñëóæèòü, êîãäà â òâîåé ãðóäè

Óæå äàâíî âñ¸ ïóñòî, âñ¸ ñãîðåëî

È òîëüêî Âîëÿ ãîâîðèò: «Èäè!»

Îñòàíüñÿ ïðîñò, áåñåäóÿ c öàðÿìè,

Áóäü ÷åñòåí, ãîâîðÿ c òîëïîé;

Áóäü ïðÿì è òâ¸ðä c âðàãàìè è äðóçüÿìè,

Ïóñòü âñå â ñâîé ÷àñ ñ÷èòàþòñÿ c òîáîé;

Íàïîëíè ñìûñëîì êàæäîå ìãíîâåíüå

×àñîâ è äíåé íåóëîâèìûé áåã, —

Òîãäà âåñü ìèð òû ïðèìåøü êàê âëàäåíüå

Òîãäà, ìîé ñûí, òû áóäåøü ×åëîâåê!

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

Àêòèâèñòêè Óíèâåðñèòåòà Ìàí÷åñòåðà çàêðàñèëè ëåãåíäàðíîå ñòèõîòâîðåíèå "ðàñèñòà" Êèïëèíãà íà ñòåíå ñòóäåí÷åñêîãî ñîþçà Âåëèêîáðèòàíèÿ, Íîâîñòè, Ìíåíèå, Ðåäüÿðä Êèïëèíã, Ñòèõè, Àêòèâèñòû, Òîëåðàíòíîñòü, Âàíäàëèçì

«Î, åñëè òû ñïîêîåí, íå ðàñòåðÿí,

Êîãäà òåðÿþò ãîëîâû âîêðóã,

È åñëè òû ñåáå îñòàëñÿ âåðåí,

Êîãäà â òåáÿ íå âåðèò ëó÷øèé äðóã»

Èìåííî ýòî îáðàùåíèå îò 1895 ãîäà Êèïëèíãà ê ñûíó îïðîìåò÷èâî íàïèñàëè íà ñòåíå â Óíèâåðñèòåòå Ìàí÷åñòåðà â îòðåñòàâðèðîâàííîì çäàíèè ñòóäåí÷åñêîãî ñîþçà.

Ðèääè Âèøâàíàòàí, ãëàâà îòäåëà äàéâ¸ðñèòè ïðè óíèâåðñèòåòå, çàÿâèë ÷òî ñòóäåíòû íå ñ÷èòàþò ÷òî èõ öåííîñòè ñîâïàäàþò ñ öåííîñòÿìè Êèïëèíãà (sic!).

 âèíó ïèñàòåëþ ñòàâèòñÿ åãî ïîääåðæêà áðèòàíñêîé êîëîíèàëüíîé ïîëèòèêè â Èíäèè.

Ê òîìó æå, â ñòèõîòâîðåíèè ñîâñåì óæ âîçìóòèòåëüíûì îáðàçîì íàïèñàíî:

«Çåìëÿ — òâî¸, ìîé ìàëü÷èê, äîñòîÿíüå. È áîëåå òîãî, òû — ÷åëîâåê!»

×òî åù¸ çà «ìîé ìàëü÷èê», ãäå èíêëþçèâíîñòü? Êàê ÷åðíîêîæèå ñòóäåíòû ìîãóò ñåáÿ àññîöèèðîâàòü ñ ýòèì, è ïî÷åìó Êèïëèíã íå äóìàë îá ýòîì â 1895-ì ãîäó?

 èòîãå, ïî èäåå àêòèâèñòîê Ñàðû Êàí è Ôàòèìû Àáèä, ïîâåðõ çàìàçàííûõ ñòðîê Êèïëèíãà íàðèñîâàëè ñòèõè ÷åðíîêîæåé ïîýòåññû Ìàéè Ýíäæýëîó ïðî âîññòàíèå ïðîòèâ óãíåòåíèÿ.

Íà ôîòî Ôàòèìà ïîçèðóåò íà ôîíå óíè÷òîæåííîãî ñòèõîòâîðåíèÿ.

Ïîõîæå íà «áåëîãî ÷åëîâåêà» â Àíãëèè âìåñòî «áðåìåíè» ïîâåñÿò õîìóò, ïîä âîé î òîëåðàíòíîñòè è àíòèðàñèçìå.

Ïîõîæèå ïîñòû çàêîí÷èëèñü. Âîçìîæíî, âàñ çàèíòåðåñóþò äðóãèå ïîñòû ïî òåãàì:

Источник