Фатум и свобода выбора жизненного пути жизнь есть сон

Фатум и свобода выбора жизненного пути жизнь есть сон thumbnail

Пьеса «Жизнь есть сон» (La vida es sueсo) была написана в 1635 году. Она считается наиболее известной и значительной философской пьесой Кальдерона. Действие её происходит в Польше, а один из персонажей пьесы (Астольфо) носит титул «герцога Московского»; время действия — предположительно конец XVI века (Н. И. Балашов полагает, что Кальдерон описывает Смутное время). Кальдерон использует это, чтобы показать, что для важных философских вопросов не существует каких-либо временных или географических рамок. Пьесу организуют контраст и динамическое равновесие, бинарная оппозиция в системе образов (с каждым из персонажей Сехизмундо образует пару, внутри которой можно наблюдать отношения двойничества, вражды или притяжения), колебания между крайностями, нагнетание противоположностей и парадоксов.

В центре произведения — конфликты между человеком и природой, властью и личностью, роком и свободой воли, при чем последний является наиболее значимым. Все персонажи так или иначе вынуждены бороться с судьбой.

В первую очередь, это Басилио. Басилио — король, его волю выполняют остальные действующие лица. Однако его воля бессильна перед судьбой. Пытаясь избежать предсказанного, он, наоборот, поступает сообразно воле рока (ведь если бы Басилио не запер сына в башне, Сехизмундо не возненавидел бы всех вокруг). Басилио не удается избежать судьбы потому, что он пытается не изменить ситуацию «изнутри», а лишь «отрегулировать» её внешне, лишив сына внешней свободы.

Жертвой воли отца, и воли рока становится принц Сехизмундо. Он сетует, что он лишен свободы («Какая ж это справедливость, какой же требует закон, чтоб человек в существованьи тех преимуществ был лишен…?»), то есть лишён воли, потому что в сознании польского принца свобода внешняя совпадает со свободой внутренней. Дальнейшее развитие сюжета, кстати, идёт через оппозицию внутренней и внешней свободы. Если в первой хорнаде у Сехизмундо нет ни внутренней, ни внешней свободы (он просто не отделяет их друг от друга), то во второй хорнаде он внешне свободен, и благодарит судьбу («О судьба! Так значит царство предо мною!»); но он не понимает, что без внутренней свободы внешняя — ничто. В третьей хорнаде Сехизмундо учится отделять вечные ценности от мимолётных, и обретает внутреннюю свободу, а в четвёртой хорнаде — и внешнюю. Сехизмундо удалось победить рок только потому, что он меняет именно себя изнутри, а не пытается влиять на судьбу внешними действиями. Сехизмундо, став наследником престола, получает возможность своей волей влиять на других людей (например, именно благодаря ему происходит свадьба Росауры и Астольфо: «Свершить обещанное — рок»). Изменив себя, Сехизмундо, как кажется, изменил свою судьбу (а может, изменил себя как раз по её воле?)

Своеобразный «двойник» принца, Росаура, тоже сражается с судьбой. Её возлюбленный, герцог Астольфо, покидает её против её воли. Сама Росаура говорит о том, что у неё был выбор — остаться, или ехать за герцогом; она выбирает последнее, пытаясь противостоять воле рока. Однако, она не собирается давать свободу выбора возлюбленному; если Астольфо по своей воле, или по воле короля (или по воле судьбы?) откажется на ней женится, Росаура просто убьет его. По воле судьбы Росаура попадает к башне и должна умереть (по воле короля), но и по воле той же судьбы она встречает своего отца Клотальдо, который хочет спасти ей жизнь; и не умирает Росаура опять же по воле короля (или по воле всё той же судьбы; ведь король мог и не объявить о существовании Сехизмундо, или объявить позже, и тогда казнь Росауры была бы необходима). (Можно заметить, что воля судьбы и человека (короля) противоречат не только друг другу, но и сами себе). По воле судьбы Росаура знакомиться с Сехизмундо, и по воле Сехизмундо произойдёт в дальнейшем её свадьба.

Пытается победить судьбу и Кларин, слуга Росауры. Во время сражения Кларин прячется, и в результате оказывается единственным убитым: «думал обмануть свой рок и сам нашел его». Кларин не смог преодолеть судьбу, потому что по мысли Кальдерона, судьбу одолевает лишь тот, кто одолевает себя. История Кларина (слуги) схожа с историей Басилио (короля): оба пытались повлиять на судьбу внешне. Они оба являются примером того, что человек, полагаясь только на свои силы, не может преодолеть рок. Кроме того, Кальдерон показывает, насколько воля рока не зависит от сословия.

Читайте также:  Слышать во сне голос умершего отца

Также очень интересен Клотальдо, старик, отец Росауры. Воля Клотальдо для Сехизмундо — почти божественная воля, ибо обуславливает всё в жизни принца. А сам Клотальдо в это время выполняет приказы короля, полностью подчиняя ему свою волю. По воле рока он встречает свою дочь, почти обрекая её на смерть. Однако, вознамерившись спасти Росауру, он пытается противостоять по воле рока воле короля: «На этот раз мой рок печальный, о, государь, судьбы веленьем нарушил … верноподданность мою».

Кроме того, о судьбе ведут разговор Астольфо и Эстрелья. Астольфо так размышляет о судьбе: «Как редко, беды возвещая, судьба неверною бывает» (то есть, по воле судьбы в основном происходят беды). Примерно так же думает Эстрелья: «Коли судьба захочет только таким единственным блаженством загладить столько темных бедствий…».

Источник

Áèîãðàôè÷åñêèå ñâåäåíèÿ î Ïåäðî Êàëüäåðîíå èçâåñòíîì èñïàíñêîì äðàìàòóðãå è ïîýòå XVII âåêà, õàðàêòåðèñòèêà ïåðèîäîâ åãî òâîð÷åñòâà. Ïðèíöèïû è îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè ïüåñ Êàëüäåðîíà, òåìà ñóäüáû â åãî íàèáîëåå èçâåñòíîì ïðîèçâåäåíèè «Æèçíü åñòü ñîí».

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÌÎÑÊÎÂÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÈÌ. Ì.Â. ËÎÌÎÍÎÑÎÂÀ

ÔÀÊÓËÜÒÅÒ ÆÓÐÍÀËÈÑÒÈÊÈ

Ðåôåðàò

íà òåìó:Îïïîçèöèÿ ðîêà (âëàñòè çâåçä) è ñâîáîäíîé âîëè ÷åëîâåêà â ïüåñå «Æèçíü åñòü ñîí» Êàëüäåðîíà

Ñòóäåíòêà: Ñèíèöêàÿ Àíàñòàñèÿ

Ïðåïîäàâàòåëü: Êîòàðèäè Þ.Ã.

Ìîñêâà — 2014

Ïåäðî Êàëüäåðîí äå ëà Áàðêà Ýíàî äå ëà Áàððåäà-è-Ðèàíüî (Pedro Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño) — ñ Ðîäèëñÿ îí â Ìàäðèäå, â 1600 ãîäó. Îòåö — äîí Äèåãî Êàëüäåðîí — äâîðÿíèí ñðåäíåé ðóêè, ñîñòîÿë íà ñëóæáå â êàçíà÷åéñòâå, ìàòü — Àííà Ìàðèÿ äå Ýíàî — äî÷ü îðóæåéíèêà. Ñ ñàìîãî äåòñòâà ðîäèòåëè ãîòîâèëè Êàëüäåðîíà ê äóõîâíîé ñëóæáå. Òàê îí îáó÷àëñÿ â ìàäðèäñêîé èåçóèòñêîé êîëëåãèè, â óíèâåðñèòåòàõ Ñàëàìàíêè è Àëüêàëà-äå-Ýíàðåñ. Íî ïîçäíåå îáðàçîâàíèå îòîøëî íà âòîðîé ïëàí, óñòóïèâ â 1620 ãîäó ìåñòî âîåííîé ñëóæáå. Äåáþòîì Êàëüäåðîíà â côåðå òåàòðà ïðèíÿòî ñ÷èòàòü ïüåñó «Ëþáîâü, ÷åñòü è âëàñòü», êîòîðàÿ ïðèíåñëà äðàìàòóðãó ïðèçíàíèå â âûñøèõ êðóãàõ è çàñëóæèëà âûñîêóþ îöåíêó åãî ó÷èòåëÿ, Ëîïå äå Âåãà, ñ÷èòàâøåãîñÿ íà òîò ìîìåíò ëó÷øèì â ñâîåì äåëå.

Èçâåñòíîñòü Êàëüäåðîíà ðîñëà: êîðîëåì Ôèëèïïîì IV îí áûë ïîñâÿùåí â ðûöàðè îðäåíà Ñâÿòîãî Èàêîâà, ðåãóëÿðíî ïîëó÷àë îò íåãî çàêàçû íà ïüåñû äëÿ òåàòðà, óñòðîåííîãî ïðè äâîðå âî äâîðöå Áóýí-Ðåòèðî. Èñïîëíÿÿ ñâîè âîèíñêèå îáÿçàííîñòè, Êàëüäåðîí ó÷àñòâîâàë â ïîäàâëåíèè Ñåãàäîðñêîãî âîññòàíèÿ èëè Âîéíû æíåöîâ, ÷ëåíîâ íàöèîíàëüíîãî êàòîëîíñêîãî äâèæåíèÿ, âûñòóïàâøèõ ïðîòèâ èñïàíñêîãî àáñîëþòèçìà. Íî â 1642 ãîäó îí îñòàâèë ñëóæáó èç-çà ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì, à ïîçäíåå ñòàíîâèòñÿ òåðöèàðèåì îðäåíà ñâÿòîãî Ôðàíöèñêà, ïðèíèìàåò ìîíàøåñêèå îáåòû, íî îñòàåòñÿ â ìèðó.

×åðåç íåñêîëüêî ëåò ïðîèçîøëî ðóêîïîëîæåíèå Êàëüäåðîíà â ñâÿùåííèêè, ÷òî ìíîãèå ñêëîííû ñâÿçûâàòü ñî ñìåðòüþ åãî ðîäíîãî áðàòà è ïîÿâëåíèåì íà ñâåò íåçàêîííîðîæäåííîãî ñûíà, õîòÿ äî íàñ è íå äîøëè ñâåäåíèÿ, äîñòàòî÷íûå äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ òàêèõ ïðåäïîëîæåíèé. Ïîñëå åãî ïüåñû ñòàíîâÿòñÿ àëëåãîðè÷åñêèìè, òåðÿÿ ñâåòñêóþ íàïðàâëåííîñòü, òÿãîòåÿ ê áèáëåéñêèì ñþæåòàì. Íî äàæå îáðàùàÿñü ê îòêðîâåííî ðåëèãèîçíûì òåìàì, Êàëüäåðîí îòêàçûâàëñÿ îò îðòîäîêñàëüíûõ ïðèíöèïîâ, òðàêòóÿ ïîñòàâëåííûå ïðîáëåìû ñ äîëåé àñêåòèçìà è äåìîêðàòèçìà, ïðèñóùèì ðàííåìó õðèñòèàíñòâó. Íåñìîòðÿ íà âîñòðåáîâàííîñòü è äîëæíîñòü êîðîëåâñêîãî êàïåëëàíà ïðè Ôèëèïïå IV è Êàðëå II, ïîñëåäíèå ãîäû äðàìàòóðãà ïðîøëè â çàìåòíîé áåäíîñòè.

Óìåð Êàëüäåðîí â âîñêðåñåíüå 25 ìàÿ 1681 ãîäà, è â ýòîò äåíü âî âñåõ ãëàâíûõ ãîðîäàõ ñòðàíû ðàçûãðûâàëèñü ñî÷èíåííûå èì àóòî.

Âîçâðàùàÿñü êîíêðåòíî ê òâîð÷åñòâó Êàëüäåðîíà, ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî åãî îáû÷íî ðàçäåëÿþò íà äâà ïåðèîäà. Ïåðâûé — ðåàëèñòè÷åñêèé, äî 1651 ãîäà, êîãäà îí ñîçäàåò â îñíîâíîì ñâåòñêèå ïüåñû è ëèøü íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî ñâÿùåííûõ àóòî, è âòîðîé ïåðèîä, ñëåäóþùèé ïîñëå 1651 ãîäà. Ïî÷òè âñå ýòî âðåìÿ äðàìàòóðã ñîçäàâàë àóòî, îòâëåêàÿñü èíîãäà íà ñî÷èíåíèå çðåëèùíûõ ïüåñ äëÿ äâîðöîâûõ ïðàçäíåñòâ.

Êàëüäåðîí äîñòàòî÷íî ïðîòèâîðå÷èâî ñî÷åòàåò ìîòèâû Âîçðîæäåíèÿ è áàðîêêî. Ñëåäóÿ òðàäèöèè èñïàíñêîé ëèòåðàòóðû ýïîõè Ðåíåññàíñà, îí âìåñòå ñ òåì âûðàæàåò ðàçî÷àðîâàíèå â ãóìàíèçìå Âîçðîæäåíèÿ, íàõîäÿ â ñàìîé ïðèðîäå ÷åëîâåêà èñòî÷íèê çëà, æåñòîêîñòè è ïîðîêà. Îí ïèøåò, èñïîëüçóÿ äëÿ ñâîèõ ïüåñ áàðî÷íóþ ìîäåëü, êîòîðàÿ áûëà ñîçäàíà åùå Ëîïå äå Âåãà. Ñóòü åå çàêëþ÷àåòñÿ â óìåëîì èñïîëüçîâàíèè äâóõ ýëåìåíòîâ: ïðèíöèïà àêòèâíî ðàçâèâàþùåéñÿ èíòðèãè è ñìåøåíèÿ êîìè÷åñêîãî ñ òðàãè÷åñêèì. Êàëüäåðîí äîâîäèò äî ñîâåðøåíñòâà ôîðìóëó, âûâåäåííóþ åãî ó÷èòåëåì, ïðåâðàùàÿ î÷èùåííóþ îò âñåãî ëèøíåãî ïüåñó â íàñòîÿùåå ñöåíè÷åñêîå äåéñòâî.

Читайте также:  Ребенок во сне кряхтит и стонет

Ñîáñòâåííî äðàìû Êàëüäåðîíà ìîæíî ðàçäåëèòü íà íåñêîëüêî êàòåãîðèé: èñòîðè÷åñêèå, ðåëèãèîçíûå, áèáëåéñêèå, «êîìåäèè èíòðèãè», ñòðîÿùèåñÿ ïî ôîðìóëå Ëîïå äå Âåãà, ñ çàïóòàííîé è óâëåêàòåëüíîé ëþáîâíîé èíòðèãîé, èíèöèàòîðîì êîòîðîé ÷àùå âñåãî ÿâëÿåòñÿ æåíùèíà; «äðàìû ÷åñòè», ãäå êîíôëèêò ìîæåò áûòü ñâÿçàí êàê ñ îòñòóïëåíèåì îò ðåëèãèîçíûõ èëè ëþáîâíûõ ïðèíöèïîâ, òàê è ñ òðàãè÷åñêîé íåîáõîäèìîñòüþ èõ ñîáëþñòè; à òàêæå äðàìû ôèëîñîôñêèå, â êîòîðûõ ñ íàèáîëüøåé ñèëîé ïðîÿâëÿåòñÿ äóõ èñïàíñêîãî áàðîêêî è ïðèðîäíûé äàð äðàìàòóðãà. Ôèëîñîôñêèå ïüåñû îáðàùàþòñÿ ê äðåâíåéøèì âîïðîñàì áûòèÿ, ïðåæäå âñåãî — ÷åëîâå÷åñêîé ñóäüáû, ñâîáîäû âîëè, ïðè÷èí ÷åëîâå÷åñêîãî ñòðàäàíèÿ.

Ïîä ïîñëåäíþþ êëàññèôèêàöèþ è ïîïàäàåò ïðîèçâåäåíèå «Æèçíü åñòü ñîí», óâèäåâøåå ñâåò â 1635 ãîäó è ïîëó÷èâøåå íàèáîëüøóþ èçâåñòíîñòü è çíà÷èìîñòü â òâîð÷åñòâå Êàëüäåðîíà. Ïîçäíåå ïåðåâîä÷èê ïüåñû Áàëüìîíò, ñêàæåò, ÷òî, áåðÿñü çà åãî ÷òåíèå, «ìû âñòóïàåì â ÷àðóþùèé ìèð ïîýòè÷åñêèõ ñîçäàíèé». Äåéñòâèå ïüåñû ðàçâîðà÷èâàåòñÿ â Ïîëüøå ïðèáëèçèòåëüíî êîíöà XVI âåêà. Êàëüäåðîí íàðî÷èòî ïîêàçûâàåò, ÷òî äëÿ âàæíåéøèõ âîïðîñîâ ôèëîñîôèè íå ñóùåñòâóåò êàêèõ-ëèáî âðåìåííûõ è ïðîñòðàíñòâåííûõ ðàìîê. Óæå â íà÷àëå ïðîèçâåäåíèÿ îáîçíà÷àåòñÿ òåìà ñóäüáû: îáðàùåíèå ê íåáó Ñåõèñìóíäî, ÷åé îòåö çàòî÷èë ïðèíöà ñ ðîæäåíèÿ â ñïåöèàëüíî îòñòðîåííîé òåìíèöå. Íå çíàÿ òåõ çëîâåùèõ çíàìåíèé, ïðåäøåñòâóþùèõ åãî ïîÿâëåíèþ íà ñâåò, îí âñå æå ïðèçíàåò, ÷òî íàêàçàí ñïðàâåäëèâî, ïðèíèìàåò ñâîþ ñóäüáó:

Òâîé ãíåâ ìîèì ãðåõîì îïðàâäàí.

Ãðåõ âåëè÷àéøèé — áûòèå.

Òÿã÷àéøåå èç ïðåñòóïëåíèé —

Ðîäèòüñÿ â ìèðå. Ýòî òàê.

Êàðêàñ ïüåñû ñîñòàâëÿþò êîíòðàñò è äèíàìè÷åñêîå ðàâíîâåñèå, êîëåáàíèÿ ìåæäó êðàéíîñòÿìè, íàãíåòàíèå ïðîòèâîïîëîæíîñòåé è ïàðàäîêñîâ. áèíàðíàÿ îïïîçèöèÿ â ñèñòåìå îáðàçîâ: ñ êàæäûì èç ïåðñîíàæåé Ñåõèçìóíäî îáðàçóåò ïàðó, â êîòîðîé ìîæíî íàáëþäàòü îòíîøåíèÿ äâîéíè÷åñòâà, âðàæäåáíûå èëè íàîáîðîò.

 îñíîâó ïðîèçâåäåíèÿ çàëîæåíû êîíôëèêòû ìåæäó ÷åëîâå÷åñêèì ñóùåñòâîì è ïðèðîäíûìè ñèëàìè, âëàñòüþ è ëè÷íîñòüþ è, ÷òî íàèáîëåå âàæíî, ìåæäó ðîêîì — âëàñòüþ çâåçä — è ñâîáîäíîé âîëåé, òî åñòü êàæäûé èç ïåðñîíàæåé ïüåñû òàê èëè èíà÷å ñòàëêèâàþòñÿ ñ âûáîðîì, áîðþòñÿ ñ ñóäüáîé.

Íàïðèìåð, îòåö Ñåõèçìóíäî, êîðîëü Áàñèëèî. Îí — ñàìîäåðæåö, ÷üåé âîëå îáÿçàíû ïîâèíîâàòüñÿ âñå. Íåñìîòðÿ íà âûñîêèé ñòàòóñ è âëàñòü, îí âñå æå îêàçûâàåòñÿ áåññèëüíûì ïåðåä ñóäüáîé. Âñåìè ñèëàìè ïûòàÿñü èçáàâèòü ñåáÿ îò îñóùåñòâëåíèÿ ïðåäñêàçàíèÿ, Áàñèëèî, ñàì òîãî íå âåäàÿ, ëèøü ïðèáëèæàåò èñïîëíåíèå ïðîðî÷åñòâà. Îí íå ñòàðàåòñÿ ìûñëèòü ãëóáæå, ÷òîáû èçìåíèòü ñèòóàöèþ â êîðíå, à ëèøü îòãîðàæèâàåòñÿ îò áåäû, ïðèáåãàÿ ê ñàìîìó î÷åâèäíîìó ñïîñîáó ðåøåíèÿ ïðîáëåìû: çàáèðàåò ó ñîáñòâåííîãî ñûíà ñâîáîäó. Êòî çíàåò, êàêèì ñòàë áû Ñåõèçìóíäî áåç íåíàâèñòè è îáèäû â ñåðäöå èç-çà æèçíè, ïðîâåäåííîé â îäèíî÷åñòâå çà ñòåíàìè áàøíè.

Òàêèì îáðàçîì ñóäüáà Ñåõèçìóíäî îêàçûâàåòñÿ ïðåäîïðåäåëåííîé ñ ñàìîãî íà÷àëà. Ïðèíö íå ìîæåò ïîíÿòü ïðè÷èí ñâîåé íåñâîáîäû. Îí ñ çàâèñòüþ ãîâîðèò î òîì, ÷òî íàäåëåíî ñâîáîäîé â ýòîì ìèðå áóêâàëüíî âñå, êðîìå íåãî:

Êàêàÿ æ ýòî ñïðàâåäëèâîñòü,

Êàêîé æå òðåáóåò çàêîí,

×òîá ÷åëîâåê â ñóùåñòâîâàíüè

Òåõ ïðåèìóùåñòâ áûë ëèøåí,

 òåõ ïðåäïî÷òåíüÿõ ñàìûõ ãëàâíûõ

Áûë îáäåëåííûì íàâñåãäà,

 êîòîðûõ âçûñêàíû Âñåâûøíèì

Çâåðü, ïòèöà, ðûáà è âîäà?

 ñîçíàíèè æå ñàìîãî Ñåõèçìóíäî ìåæäó ñâîáîäîé âíåøíåé è âíóòðåííèé ñòîèò çíàê ðàâåíñòâà, ÷òî îïðåäåëÿåò äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ñþæåòà ïüåñû. Èçíà÷àëüíî ïðèíö ëèøåí êàê âíåøíåé, òàê è âíóòðåííåé ñâîáîäû, äëÿ íåãî îòñóòñòâóåò âñÿêàÿ âîçìîæíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ñîáñòâåííîé âîëè. Ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ è îáðåòåíèÿ ñâîáîäû âíåøíåé åìó ïðåäñòîèò îñîçíàòü, ÷òî îí íå ìîæåò ñ÷èòàòü ñåáÿ ïîëíîñòüþ îñâîáîæäåííûì, èç-çà îòñóòñòâèÿ ñîáñòâåííî âíóòðåííåé ñâîáîäû, òàê êàê íàä íèì âñå åùå íàâèñàåò ðîê ïðåäîïðåäåëåííîé ñóäüáû. Ïîñòåïåííî þíîøà ó÷èòñÿ îòäåëÿòü âå÷íîå îò ìèìîëåòíîãî è íåñóùåñòâåííîãî, îäåðæèâàÿ ïîáåäó â ñâàòêå ñ ñóäüáîé. Ýòî ñòàëî âîçìæíûì èìåííî áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ïðèíö, â îòëè÷èå îò ñâîåãî îòöà, ïîâëèÿë íà ñèòóàöèþ, ïðîïóñòèâ åå ÷åðåç ñåáÿ, à íå äåéñòâîâàë êàê áû ïîâåðõíîñòíî.  êîíöå Ñåõèçìóíäî îáðåòàåò äîëãîæäàííóþ íàñòîÿùóþ ñâîáîäó — âíóòðåííþþ è âíåøíþþ. Äàëåå, âìåñòå ñ ïðåñòîëîì îí ïîëó÷àåò ñïîñîáíîñòü âëèÿòü íà ñóäüáû äðóãèõ ëþäåé. Òàê, íàïðèìåð, ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíîé ñâàäüáà Àñòîëüôî è Ðîñàóðû.

Åùå îäèí ïåðñîíàæ, âñòóïèâøèé â ñðàæåíèå ñ ñîáñòâåííîé ñóäüáîé è, îáðàçíî ãîâîðÿ, äâîéíèê ïðèíöà — Ðîñàóðà. Åå îòíîøåíèÿì ñ ãåðöîãîì Àñòîëüôî ïðåäñòîèò èñïûòàíèå, à ïåðåä äåâóøêîé âñòàåò íåëåãêèé âûáîð: ñìèðèòüñÿ, ïîääàâøèñü âîëå îáñòîÿòåëüñòâ, èëè îòïðàâèòüñÿ âñëåä çà âîçëþáëåííûì. Íå æåëàÿ ïðèìèðèòüñÿ ñ ñóäüáîé, îíà ãîòîâà èäòè íàïðîëîì, ñìåòàÿ âñå, ÷òî âñòàåò ìåæäó íåé è íàìå÷åííîé öåëüþ. Ðîñàóðà âûáèðàåò âòîðîé ïóòü, ëèøàÿ ñâîáîäíîãî âûáîðà Àñòîëüôî, êîòîðûé ïî âîëå ñóäüáû, ÷åðåç ïðèêàçàíèå Ñåõèçìóíäî îáÿçóåòñÿ æåíèòüñÿ íà äåâóøêå. Íà åå æå ñîáñòâåííóþ äîëþ âûïàäàåò ìíîæåñòâî ñëó÷àåâ, ñëóæàùèõ ïðåïÿòñòâèåì íà ïóòè ê ñ÷àñòüþ. Òàê, ïîïàâ ê áàøíå Ðîñàóðà äîëæíà áûëà óìåðåòü, íî ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, òàê êàê äåâóøêà âñòðå÷àåò ñâîåãî îòöà, óçíàâøåãî åå ïî ìå÷ó, êîòîðûé áûë ïåðåäàí Êëîòàëüäî ñâîåé æåíå, à çàòåì — Ðîñàóðå. Ñóäüáà ðàñïîðÿæàåòñÿ åå æèçíüþ òàê, êàê ïðåäîïðåäåëåíî: çíàêîìñòâî ñ Ñåõèçìóíäî ñîõðàíÿåò äåâóøêå æèçíü è ïðèâîäèò â èòîãå ê åå ñâàäüáå.

Читайте также:  Укус змеи во сне в ногу к чему это

Êàëüäåðîí âîïëîùàåò òåìó ðîêà è ÷åðåç âòîðîñòåïåííûõ ïåðñîíàæåé. Ñëóãà Ðîñàóðû ïî èìåíè Êëàðèí õîòü è ïðÿ÷åòñÿ âî âðåìÿ ñðàæåíèÿ, íî â èòîãå ñòàíîâèòñÿ åäèíñòâåííîé æåðòâîé.  ýòîì ýïèçîäå ìû âèäèì, ÷òî ôàòóì íå çíàåò ñîñëîâíûõ ïðèíöèïîâ, ïðîâîäèòñÿ ïàðàëëåëü ìåæäó ñóäüáîé ïðîñòîãî ñëóãè è âåðõîâíîãî ïðàâèòåëÿ Áàñèëèî, âûðàæàåòñÿ âñå òà æå àâòîðñêàÿ ìûñëü: ïðîòèâ ïðåäîïðåäåëåííîãî ìîæåò ïîéòè òîëüêî òîò, êòî èçìåíèò ñåáÿ. À Êëàðèí ëèøü «äóìàë îáìàíóòü ñâîé ðîê è ñàì íàøåë åãî». Ñóäüáó íåâîçìîæíî îáõèòðèòü, íî Êàëüäåðîí ÿñíî äàåò ïîíÿòü, ÷òî å¸ ìîæíî ïîáåäèòü ñ ïîìîùüþ ðàçóìà è âîëè.

Íåëüçÿ îñòàâèòü áåç âíèìàíèÿ è Êëîòàëüäî, ÷üÿ âîëÿ äëÿ ïðèíöà, çàêëþ÷åííîãî â áàøíå, áûëà áóêâàëüíî áîæåñòâåííîé, ïîòîìó ÷òî èçíà÷àëüíî îí åäèíñòâåííûé ìîã îáùàòüñÿ ñ Ñåõèçìóíäî è âëèÿòü íà åãî æèçíü. Íî ýòî, êîíå÷íî æå, ëèøü òî, ÷òî âèäåë îòäåëåííûé îò ñîöèóìà þíîøà, ïîòîìó êàê Êëîòàëüäî áûë ëèøü ïðîâîäíèêîì ìåæäó âíåøíèì ìèðîì è ìåñòîì çàòî÷åíèÿ, èñïîëíÿÿ ïðèêàçû è óêàçàíèÿ êîðîëÿ Áàñèëèî, ïîëíîñòüþ íàõîäÿñü â åãî âëàñòè. Íî ñóäüáà ðàñïîðÿæàåòñÿ òàê, ÷òî ñòàðèê âñòðå÷àåò ñâîþ äî÷ü, êîòîðóþ íå âèäåë ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ. Îí äîëæåí áûë îòíÿòü åå æèçíü, íî, íå â ñèëàõ ñîâåðøèòü ÷óäîâèùíîãî äåÿíèÿ, âîñïðîòèâèëñÿ âîëå êîðîëÿ:

Õîòÿ, ê òâîèì íîãàì óïàâøè,

ß äîëæåí áûë áû ñ÷àñòëèâ áûòü,

Íà ýòîò ðàç ìîé ðîê ïå÷àëüíûé,

Î, ãîñóäàðü, ñóäüáû âåëåíüåì

Íàðóøèë ïðàâèëî ïðèâû÷êè

È âåðíîïîääàííîñòü ìîþ.

Ðàññóæäåíèÿ íà òåìó ñóäüáû ìû òàêæå âñòðå÷àåì â ðàçãîâîðå Àñòîëüôî è Ýñòðåëüè. Ïåðâûé óáåæäåí, ÷òî íåïðèÿòíîñòè è áåäû íå çàâèñÿò îò âîëè ÷åëîâåêà è îáñòîÿòåëüñòâ, ïðîèñõîäèò òî, ÷òî äîëæíî áûëî ïðîèçîéòè:

Êàê ðåäêî, áåäû âîçâåùàÿ,

Ñóäüáà íåâåðíîþ áûâàåò,

Îíà ñîìíèòåëüíà âî áëàãå

È íåîáìàí÷èâà âî çëå.

Ïðåêðàñíûì áûë áû àñòðîëîãîì,

Êòî ïîñòîÿííî âîçâåùàë áû

Îäíè íåñ÷àñòüÿ; íåò ñîìíåíüÿ,

Îíè ñáûâàëèñü áû âñåãäà.

Íà îñíîâå âñåãî âûøåèçëîæåííîãî, ìîæíî ñäåëàòü ñëåäóþùèé âûâîä: òåìà ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ âëàñòè çâ¸çä è ñâîáîäíîé âîëè ÷åëîâåêà â ïüåñå âûõîäèò íà ïåðâûé ïëàí êàê îäíà èç ãëàâíåéøèõ è íàèáîëåå çíà÷èìûõ. Êàëüäåðîí ìàñòåðñêè ðèñóåò ïðè÷óäëèâûå ïåðåïëåòåíèÿ âîëè ðîêà è âîëè ÷åëîâåêà. Îíè ïåðåñåêàþòñÿ, ïðîòèâîðå÷àò äðóã äðóãó è äàæå ñàìè ñåáå, ÷òî çà÷àñòóþ îáóñëîâëåíî áàðî÷íûì ñòèëåì. È âñå æå ãëàâíîé ìûñëüþ, êîòîðàÿ êðàñíîé íèòüþ ïðîõîäèò ÷åðåç âñå ïðîèçâåäåíèå, ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî, ðàíåå óæå áûëî îçâó÷åíî: íåâîçìîæíî ïîáåäèòü ñóäüáó, íå èçìåíèâ ñåáÿ. ×åëîâåêà íåëüçÿ íàçâàòü ñâîáîäíûì, åñëè îí íå íàõîäèòñÿ â ãàðìîíèè ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Ëèøü âíóòðåííÿÿ åãî ñâîáîäà îáóñëîâëèâàåò âíåøíþþ, íå ïîçâîëÿÿ áåçâîëüíî ïëûòü ïî òå÷åíèþ ñóäüáû. Ìû, áåçóñëîâíî, ìîæåì ñìèðèòüñÿ ñ íåêîòîðûìè âåùàìè, ñïîêîéíî ïðèíèìàÿ ïðîèñõîäÿùåå â íàøåé æèçíè, íàäåÿñü íà ñèëû è âëàñòü çâåçä, íî îêîí÷àòåëüíûé âûáîð âñåãäà áóäåò çà ÷åëîâåêîì. Ïüåñû Êàëüäåðîíà «Æèçíü åñòü ñîí» ïîêàçûâàåò, êàê âàæíî äåëàòü ñîáñòâåííûé âûáîð è íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà íåãî. Åãî ôèëîñîôñêàÿ äðàìà — ëó÷øàÿ èëëþñòðàöèÿ ãëóáèíû äóõîâíîé è èíòåëëåêòóàëüíîé æèçíè ÷åëîâåêà XVII âåêà ñ åãî áåñêîíå÷íûì ñòðåìëåíèåì íàéòè îòâåòû íà âå÷íûå âîïðîñû, âûáðàòüñÿ èç ñòðàøíîãî ëàáèðèíòà ñóäüáû.

äðàìàòóðã ïîýò òâîð÷åñòâî êàëüäåðîí

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ïåäðî Êàëüäåðîí äå ëà Áàðêà. «Äðàìû». Êíèãà âòîðàÿ. «Æèçíü åñòü ñîí». Ïåðåâîä Êîíñòàíòèíà Áàëüìîíòà. Èçäàíèå ïîäãîòîâèëè Í. È. Áàëàøîâ, Ä.Ã. Ìàêîãîíåíêî. «Ëèòåðàòóðíûå ïàìÿòíèêè», Ì. Íàóêà, 1989

2. Áàëàøîâ Í.È. «Íà ïóòè ê íå îòêðûòîìó äî êîíöà Êàëüäåðîíó». — Ì. Íàóêà, 1989.

3. Åð¸ìèíà Ñ.È. «Âåëèêèé Òåàòð Ïåäðî Êàëüäåðîíà».

4. Ñòåïàíîâ Ã.Â. Ñëîâî î Êàëüäåðîíå./ / Ñòåïàíîâ Ã.Â. ßçûê.

5. Ëèòåðàòóðà. Ïîýòèêà. Ì, 1988

6. Îãàíèñüÿí Ì. Þ. «Äèññåðòàöèè íà òåìó «Ôèëîñîôñêî-ýñòåòè÷åñêèå ïðèíöèïû òðàãåäèé Êàëüëåðîíà è Ðàñèíà»

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник