Физиология и гигиена сна детей и подростков

Физиология и гигиена сна детей и подростков thumbnail
Лекции.Орг

Физиология и гигиена сна детей и подростков.

Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имею­щий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.
Новорожденные дети спят 20—22 ч в сутки. С возрастом про­должительность сна у человека снижается.

Сокращение продолжительности сна у детей на 2—4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организ­ма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потреб­ность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физиче­ского развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжи­тельность сна, следует также учитывать и индивидуальные осо­бенности детей.
Для школьников с отклонениями в состоянии здо­ровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам.
Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и до­статочную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при доста­точной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха ор­ганизму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обе­спечить выполнением определенных правил.
Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуются условные рефлексы на об­становку сна (время отхода ко сну, вечерний туалет (умыва­ние, чистка зубов, мытье ног, раздевание)).
Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усилен­ную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нерв­ной системы. Лучше всего перед сном на 20—30 мин выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2—1,5 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь давать детям не ре­комендуется.
Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, спо­собствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15—16°С.

Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Понятие об утомлении. После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха, работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее ,не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление- оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 1810 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Физиология и гигиена сна детей и подростков

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Читайте также:  Что означает увидеть зубы во сне

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Бодрствование и сон — сопряженные состояния, т. е. активное бодрствование способствует глубокому сну и, наоборот, достаточный по длительности и глубине сон обеспечивает активное бодрствование. У новорожденного ребенка периоды сна и бодрствования аритмичны, они возникают хаотично. При этом самым сильным раздражителем, способным нарушить сон, является голодное возбуждение. Ребенок почти все время спит, но его сон беспокойный, неглубокий. Общая продолжительность сна у новорожденного составляет 16—20 часов в сутки. В конце 1-го месяца жизни у ребенка под влиянием естественных раздражителен в окружающей среде и на основе суточной потребности во сне формируется суточный ритм сна и бодрствования. Для образования у ребенка ритмичности чередования состояний сна и бодрствования в дневную часть суток необходимо создание специальных условий для быстрого засыпания и крепкого сна в часы, предназначенные для сна, и активного состояния в часы, предназначенные для бодрствования. В результате специальных исследований, проведенных П. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным и др., установлена суточная потребность ребенка во сне и продолжительность каждого отрезка дневного сна, изменяющегося с возрастом. Ребенок по мере взросления способен бодрствовать без признаков утомления все более длительное время, при этом уменьшается количество отрезков дневного сна. Так, ребенок в возрасте 5—9 месяцев спит днем 3 раза, после 9 месяцев — 2 раза, а с полутора лет на протяжении раннего и дошкольного возраста — 1 раз. Длительность ночного сна остается почти без изменений (10—11 час.). С возрастом сон изменяется не только количественно, но и качественно; он становится более глубоким, спокойным. Известно, что во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы, который расходуется во время бодрствования. В этом охранительное значение сна. Полноценный сон достигается при соблюдении ряда условий. В частности, ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума, очень важно обеспечить ему достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Т. к., с точки зрения охраны здоровья, для ребенка вреден преждевременный перевод с двухразового дневного сна на одноразовый или вообще лишение дневного сна. По мере развития ребенка происходят существенные качественные сдвиги в организации нервных процессов в течение сна. Они могут быть объективно оценены путем регистрации вегетативных и двигательных реакций, а также ЭЭГ. Значительное укорочение с возрастом периодов «беспокойного», или «активного» сна при сравнительно небольшом изменении продолжительности «спокойного» сна, установленное посредством количественной оценки частоты и ритмичности дыхания, сердечных сокращений и общей двигательной активности, корректирует с эволюцией биопотенциалов мозга ребенка. «Созревание» систем, обеспечивающих синхронизированный сон, сопровождается формированием механизмов реципрокного взаимодействия между медленными и быстрыми фазами сна. А. Н. Шеповальников Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную глубину. Неглубокий ночной сон, например со сновидениями, даже при достаточной продолжительности не обеспечивает хорошего отдыха организму.

Date: 2015-07-27; view: 1364; Нарушение авторских прав

Источник

Сколько сна требуется ребенку?

Чтобы оставаться здоровыми, счастливыми и хорошо учиться, детям в начальной школе, требуется от 10 до 12 часов сна каждую ночь.

Организму за это время необходимо:

• отдохнуть и зарядиться энергией;
• вырасти (образуются новые клетки, гормон роста активизируется именно во время сна);
• восстановить поврежденные клетки (заживают ушибы и травмы);
• сохранить силу иммунной системы.

Мозгу также требуется сон, чтобы:

• сохранить и запомнить накопленную за день информацию;
• концентрировать внимание на важных вещах в течение дня;
• овладеть новыми навыками;
• решать задачи.

Чем грозит недостаток сна у детей?

Если ребенок не спит необходимых 10-12 часов, то могут возникнуть следующие проблемы:

поведение – агрессия, асоциальность, замкнутость, гиперактивность, неконтролируемость;

эмоции – плохое настроение, депрессия, тревожность, стресс, стеснительность, чувство незащищенность, раздражительность;

планирование – плохая организованность, забывчивость;

концентрация внимания – невнимательность, неумение сосредоточиться, отставание в школе;

творческие способности – ребенок не работает на пол;

мышление – проблемы с математикой, естественными науками, языками, абстрактным мышлением;

физические способности – неуклюжесть, меньше способностей к спорту, большая вероятность травм;

вес – склонность к полноте;

здоровье – ослабленная иммунная система, частые простуды.

Как организовать сон ребенка правильным образом, чтобы он мог быстро и легко засыпать?

Ребенку намного легче уснуть в комнате, где он чувствует себя комфортно. Для этого нужно продумать следующие моменты:

— режим сна;
— исключить просмотр телевизора, использование компьютера перед сном или других активностей, которые стимулируют нервную систему ребенка;
— для биоритмов ребенка также важно, чтобы свет в комнате, где он спит, был не очень ярким;
— предметы, которые помогают уснуть, например, ночник.

Выбор редакции Евы.Ру: Компания Philips разработала для детей светильники, которые очень помогают как детям, так и родителям. Благодаря им дети могут преодолеть страх темноты. Светильник Philips myBuddy предлагает три световых сценария для сна, бодрствования и пробуждения. Они помогают научить ребенка различать день и ночь, засыпать и просыпаться в нужное время, а яркий дизайн myBuddy делает его любимой игрушкой малыша.

Читайте также:  Старый деревянный дом во сне к чему

Еда и напитки

Употребленные еды и напитков перед сном может помешать нормальному сну ребенка, особенно если они содержат сахар или кофеин (например, кока-кола или энергетические напитки). Необходимо договориться с ребенком, что за час перед сном он ничего не ест и пьет только воду или теплое молоко. Ребенок должен запомнить, что кровать – это место для сна, а не дня еды.

Поведение перед сном

Большинству детей перед сном нужно немного успокоиться, чтобы легко заснуть. Для этого лучше завести определенный распорядок. Не нужно разрешать детям играть в компьютерные игры, смотреть телевизор, звонить друзьям или делать что-то перед сном, что может взволновать их. Вместо этого нужно заниматься чем-то успокаивающим, например, приучить ребенка принимать горячий душ или теплую ванну, вместе читать книги или беседовать о прошедшем дне в школе.

10 рекомендаций по гигиене сна для детей (в возрасте до 12 лет) от Всемирной организации медицины сна

1. Укладывайте ребенка спать в одно и то же время, желательно до 21:00.
2. Составьте подходящее по возрасту расписание дневного сна.
3. Заведите определенный порядок подготовки ко сну.
4. Сделайте комнату ребенка комфортной для сна – прохладной, темной и тихой.
5. Научите ребенка самостоятельно ложиться спать.
6. Изолируйте ребенка от яркого света в ночное время и делайте как можно более освещенным пробуждение в утренние часы.
7. Избегайте тяжелой пищи и энергичных упражнений для ребенка перед сном.
8. Уберите всю электронику, включая телевизор, компьютер, мобильный телефон, из спальни ребенка и ограничивайте их использование перед сном.
9. Не давайте детям продукты, содержащие кофеин (включая кофе, чай, многие газированные напитки).
10. Следуйте четкому распорядку дня, соблюдайте режим питания.

Ссылки по теме:

Мифы о детской мастурбации комментируют эксперты

Источник

ГОУ СПО «Соликамский педагогический
колледж имени А.П. Раневского»

Контрольная работа

по анатомии

Тема №2: Физиология и гигиена

сна детей дошкольного возраста

                                                                                      
Выполнила: студентка

                                                                                       
группы В-36

                                                                                       
Мамаева Е.А                                                                                     

                                                                                        Проверила: преподаватель

                                                                                       
анатомии колледжа

                                                                                         Тищук Н.В

2010 год

План:

   Введение                                                                                                      
1стр.               

  1. Понятие нарушения сна и их профилактика                                     
    2стр.
  2. Рекомендации по организации сна детей дошкольного возраста дома и  условиях ДОУ                                                                                       
    5стр.

   Заключение                                                                                                  
10стр.

   Литература                                                                                                   
12стр.

Введение

     Гомер говорил о нем – «брат смерти»,
Аристотель – «слуга жизни», Уильям Шекспир
– «бальзам для души», И.П. Павлов «выручатель»
нервной системы, Зигмунд Фрейд – «царская
дорога в бессознательное». Все эти красивые
метафоры, произнесенные великими людьми,
подразумевают одно и тоже. Это сон.

     Нарушения сна являются 
довольно распространенной проблемой.
Нарушения сна встречаются в любом возрасте и
для каждой возрастной категории характерны
свои виды нарушений. Так ночное недержание
мочи, снохождение и ночные страхи встречаются
в детском возрасте, а патологическая
сонливость или бессонница более характерны
для пожилых людей.

     Нарушения бывают 
первичные – не связанные с 
патологией каких-либо органов 
или вторичные – возникающие 
как следствие других заболеваний.
Расстройство сна может возникнуть 
при различных заболеваниях нервной 
системы или психических нарушениях.

     Нарушения сна – 
это такие состояния при которых 
трудно засыпать, сон короткий 
и прерывистый, а после сна 
отсутствует ощущение отдыха. Оно 
проявляется и поздним засыпанием,
и сокращением длительности сна,
и многократным прерыванием сна в течении ночи. Сон нарушается и качественно
– становится более поверхностным, сокращается
продолжительность глубокого сна, нарушается
соотношение между фазами сна, сопровождающегося
сновидениями и без сновидений. Наступает
дневная сонливость, слабость, ощущение
разбитости, снижение работоспособности.

     Все вышеописанные 
признаки встречаются в самых 
разнообразных нарушениях сна, которых 
существует огромное множество,
и они достаточно распространены.

1

1 вопрос. Название 
нарушения сна и их профилактика(6,7)

     Существует группа расстройств сна под названием
диссомнии. В нее входят инсомния и гиперсомния.
Рассмотрим две эти составные поподробнее.

     Инсомния – бессонница, нарушения процесса засыпания
и сна.

— психосоматическая – связана 
с психологическим состоянием, может быть ситуативная (временная) или
постоянная;

— вызванная приемом алкоголя 
или медикаментозных препаратов;

— вызванная заболеваниями психики;

— вызванная расстройством дыхания 
во время сна;

— вызванная синдромом «беспокойных 
ног» и другими патологическими состояниями.

     Гиперсомния 
– повышенная сонливость.

— психофизиологическая – связанная 
с психологическим состоянием, может 
быть постоянная или временная;

— вызванная приемом алкоголя 
или медикаментозных средств;

— вызванная психическими заболеваниями и т.д..

     Нарушения режима сна и бодрствования

— временные нарушения сна, связанные 
с резким изменением рабочего 
графика или часового пояса;

— постоянные нарушения сна (синдром 
замедленного периода сна; синдром 
преждевременного периода сна; синдром не 24-часового цикла сна и бодрствования).

     Парасомния – нарушения в функционировании органов
и систем, связанные со сном или пробуждением
(снохождение, ночное недержание мочи
(энурез), ночные страхи, ночные эпи — приступы,
бруксизм).

Симптомы (в чем проявляется) нарушения сна

     Симптомы нарушений сна разнообразны
и зависят от вида нарушения. Но

2

каким бы ни было нарушение сна, за короткий
период времени оно может привести к изменению
эмоционального состояния, внимательности
и работоспособности человека. У детей
дошкольного возраста возникают проблемы
с учебой, снижается способность усваивать
новый материал. Бывает, что пациент обращается
к врачу с жалобами на плохое самочувствие,
не подозревая, что оно связано с нарушением
сна.

     Инсомнию считают ситуативной, если она длится не более
3 недель. Страдающие бессонницей люди
плохо засыпают, часто просыпаются посреди
ночи и не могут заснуть. Характерно раннее
утреннее пробуждение, чувство невыспанности
после сна. В следствие этого возникают
раздражительность, эмоциональная нестабильность,
хроническое переутомление.

Читайте также:  Купаться в грязной воде во сне к чему

     Нарушение сна может 
быть побочным действием препаратов,
возбуждающих нервную систему. Длительный прием снотворных средств
также может привести к бессоннице.

     Бессонница при психических заболеваниях отличается постоянным
чувством сильного беспокойства в ночное
время, очень чутким и поверхностным сном,
частыми пробуждениями, дневной апатией
и усталостью.

     Синдром сонных апноэ 
или апноэ во сне – это 
кратковременное прекращение тока воздуха в верхние дыхательные пути,
происходящее во время сна. Такая пауза
может сопровождаться храпом или двигательным
беспокойством.

     Бессонница при синдроме 
«беспокойных ног» развивается 
из-за возникающего в глубине 
икроножных мышц ощущения, требующего сделать движения ногами. В некоторых
случаях нарушения сна происходят из-за
возникающих во сне непроизвольных однообразных
и повторяющихся сгибательных движений
в ноге, стопе или большом пальце. Обычно
сгибание длится 2 сек. И повторяется через
полминуты.

3

     Синдром замедленного 
периода сна характеризуется 
невозможностью заснуть в определенные 
часы, необходимые для нормального 
режима труда и отдыха (в рабочие 
дни).

     Синдром преждевременного 
периода сна редко служит поводом 
для обращения к врачу. Люди быстро засыпают и крепко спят,
но они слишком быстро пробуждаются и
соответственно вечером рано ложатся
спать. Эти нарушения чаще встречаются
у пожилых людей и не доставляют им особого
дискомфорта.

     Синдром не 24-часового 
цикла сна и бодрствования заключается в невозможности для человека
жить по графику 24- часовых суток. Биологические
сутки таких людей составляют 25-27 часов,
встречается чаще у слепых.

     Снохождение (сомнамбулизм)
– это бессознательное совершение 
сложных автоматических действий во время сна. Люди с таким нарушением
могут ночью вставать с кровати, ходить
и что-то делать. При этом они не просыпаются,
сопротивляются попыткам их разбудить
и могут совершать опасные для их жизни
действия. Как правило, подобное состояние
длится не более 15 минут, после этого человек
возвращается в постель и продолжает спать,
либо просыпается.

     Ночные страхи чаще 
возникают в первые часы сна.
Человек с криком садится в 
постели в состоянии страха 
и паники. Это сопровождается 
тахикардией и учащением дыхания,
потоотделением, расширением зрачков.
Через несколько минут человек засыпает.
Утром он обычно не помнит о ночном кошмаре.

     Ночное недержание 
мочи наблюдается в первую 
треть ночного сна. Оно может 
быть физиологическим у маленьких 
детей и патологическим – у детей,
которые уже научились самостоятельно
ходить в туалет.

     Бруксизм характеризуется 
тонической и ритмической деятельностью

4

жевательных мышц, сопровождаемой громким
звуком типа скрежетания или пощелкивания.
Частое осложнение – это преждевременный износ зубов, также встречаются
случаи о прикусывании языка.

Профилактика нарушений сна

     Соблюдение режима 
сна и бодрствования, нормальная 
физическая и психическая нагрузка,
правильное использование препаратов,
влияющих на ЦНС – все это 
служит профилактикой нарушений сна.

     Профилактика гиперсомнии
(повышенной сонливости) состоит 
в предупреждении черепно – 
мозговых травм и нейроинфекции,
которые могут привести к избыточной
сонливости.

     Прежде, чем прибегать 
к медикаментозному лечению, нужно
проследить за соблюдением общих правил
здорового сна: не ложиться спать в возбужденном
или рассерженном состоянии, не есть перед
сном, не пить на ночь спиртного, кофе или
крепкий чай, не спать в дневное время,
регулярно заниматься спортом, но не делать
физических упражнений на ночь, соблюдать
чистоту в спальне. Человеку с нарушением
сна полезно ложиться спать и просыпаться
каждый день в одно и тоже время. Если заснуть
не удается в течении 30-40 минут, нужно встать
и заняться делами, пока не возникнет желания
поспать. Можно вести ежевечерние успокаивающие
процедуры: прогулку или теплую ванну.
Справиться с нарушением сна зачастую
помогает психотерапия, различные релаксирующие
методики.

     Профилактикой расстройства
сна следует заниматься уже в раннем детском
возрасте. Очень важно выработать у детей
привычку ложиться спать в одно и тоже
время.

     2 вопрос. Рекомендации 
по организации сна детей дошкольного 
возраста дома и условиях ДОУ.(1,2,3,4,5)

     Для нормальной жизнедеятельности,
для восстановления сил необходим 
регулярный полноценный отдых. Такой 
отдых обеспечивает сон,

5

являющийся физиологической потребностью
организма. Чередование сна и бодрствования
является обязательным для жизни человека. Если человека лишить сна, то у него
обостряется чувствительность, появляется
мышечная слабость и даже психические
расстройства. Нередко человек нуждается
в дополнительном дневном сне.

     Во время сна ребенок 
утрачивает связь с внешней 
средой, сознание выключается. Органы чувств не воспринимают
обычные внешние раздражения. Полностью
тормозится условно – рефлекторная деятельность,
уменьшается тонус мышц, снижается давление
крови, температура тела, дыхание становится
более редким.

     Бодрствование – 
это деятельное состояние коры полушарий
головного мозга, находящейся в активном
взаимодействии с подкорковыми отделами
головного мозга. Бодрое состояние коры
поддерживается, по определению И.П. Павлова,
теми раздражителями, которые падают на
большие полушария главным образом из
внешнего мира.

     Сон также активный 
процесс, так как многие нервные 
клетки во время сна находятся в состоянии активности,
но деятельность анализаторов заторможена.
Сон – жизненная потребность человека,
а ребенка особенно, возникает в результате
естественной усталости после достаточного
по длительности активного бодрствования.
Чередование бодрствования и сна является
необходимым условием нормальной психической
деятельности ребенка.

     Составление возрастных 
режимов для детей раннего и дошкольного
возраста осуществляется медицинским
персоналом ДОУ совместно с педагогами
и основывается на следующих основных
принципах:

  1. Установление на каждом возрастном этапе
    длительности бодрствования, соответственно
    пределу работоспособности нервной системы.
  2. Установление необходимого суточного
    количества часов сна и

6

     правильное распределение отрезков сна
в течении суток, чтобы               
обеспечить своевременный и полноценный
отдых центральной нервной системы.

  1. Установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.
  2. Установление правильного ритма кормления.
  3. Обеспечение правильной смены разных
    видов деятельности, учитывая выносливость
    нервной системы, не допуская переутомления
    от однообразных, длительных, одних и тех
    же действий.

Источник