И увидел я сон и этот сон ускользнул от меня библия
Навуходоносор | |
---|---|
Nebuchadnezzar | |
Первое появление | «Матрица» |
Последнее появление | «Матрица: Перезагрузка» |
Тип | антигравитационный корабль |
Назначение | перемещение по канализации заброшенных городов будущего |
Запущен | 2069[1] |
Капитан | Морфеус[1] |
Вооружение | ЭМИ-пушка[1] |
Шасси | электромагнитная подушка |
Экипаж |
|
«Навуходоно́сор» (англ. Nebuchadnezzar) — антигравитационный корабль, фигурировавший в фильмах «Матрица» и «Матрица: Перезагрузка». Предназначен для перемещения по канализации и подключения к имитирующей реальность XX века виртуальной среде («Матрица»). Назван в честь вавилонского царя Навуходоносора.[2]
Описание[править | править код]
Является судном на электромагнитной подушке.
Оснащён оборудованием для выхода в Матрицу с целью освобождения людей и диверсий против Машин.
Подключение происходит с помощью пиратских радиосигналов, посылаемых кораблем, которые транспортируют экипаж в любую точку Матрицы.[3]
Из вооружения только электромагнитная пушка, для борьбы с роботами-Стражами.
Внутренняя часть корабля напоминает интерьер подводной лодки и сделана полностью из стали, со сверкающими экранами компьютеров и тесными маленькими спальными комнатами. Единственная пища на борту — богатая питательными веществами смесь похожая на жижу.[2]
История[править | править код]
Построен в 2069[1], то есть до войны с Машинами.
После создания Матрицы, как и прочие корабли сходного класса, использовался мятежниками, для путешествия по канализации заброшенных городов будущего.
Навуходоносор был уничтожен в конце второго фильма бомбой, которую выпустили охотники. Команда успела уйти с корабля, никто не погиб. Видя горящие обломки, Морфеус произнес цитату из книги пророка Даниила. В русском переводе фильма слова Морфеуса звучат следующим образом: «И увидел я сон, и этот сон ускользнул от меня…», что является перифразой стиха 1 главы 2 той же книги, который в русском синодальном переводе Библии звучит так: «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него».
Что отсылает к более раннему моменту — номер машины, на которой Тринити, Морфеус и Мастер ключей спасаются от погони Близнецов в фильме «Матрица: Перезагрузка» — DA203, означает цитату Книги пророка Даниила, глава 2, стих 3: «И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон» (Дан. 2:3).
Критика[править | править код]
В книге «Матрица и философия» Уильям Ирвин пишет, что имя Навуходоносора символически важно, поскольку древний царь «видит сон, который не может вспомнить, но продолжает искать ответ». Это похоже на то, как Нео продолжает искать ответ на свои «расплывчатые, но настойчивые» вопросы о Матрице.[4].
Кроме того, в книге отмечается, что на табличке на обшивке корабля: Mark III № 11 является отсылкой к Евангелию от Марка, главе 3, стиху 11: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред ним и кричали: Ты Сын Божий», связывающий путь Нео с историей Иисуса.[4]
В книге «Transpersonal Management: Lessons from the Matrix Trilogy» написано, что имя Навуходоносор представляет высокомерие машин в утверждении благочестия, подобно древнему царю, а также тот факт, что мятежники являются воинами, которые пытаются освободить своих людей.[5]
В книге «Neuroscience in Science Fiction Films» называют это имя символическим из-за того, что «его ждёт неизбежная гибель» из-за апокалиптической природы Книги Даниила.[6]
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Keith., Booker, M. Alternate Americas : science fiction film and American culture (англ.). — Westport, Conn.: Praeger, 2006. — ISBN 0275983951.
- ↑ 1 2 Jacking in to the Matrix franchise : cultural reception and interpretation (англ.). — New York: Continuum, 2004. — P. 174, 195. — ISBN 0826419097.
- ↑ Taking the red pill : science, philosophy and religion in The Matrix (англ.). — 1st. — Dallas, Tex.: BenBella Books (англ.)русск., 2003. — P. 113. — ISBN 1932100024.
- ↑ 1 2 William Irwin. Religion of The Matrix and Problems of Pluralism // The Matrix and Philosophy: Welcome to the Desert of the Real. — Open Court Publishing, 2002. — С. 117. — 300 с. — ISBN 9780812695014.
- ↑ De Rezende, Julio Francisco Dantas. Transpersonal Management: lessons from the Matrix trilogy (англ.). — Editora E-papers. — P. 70. — ISBN 8576501511.
- ↑ Sharon,, Packer,. Neuroscience in science fiction films (неопр.). — Jefferson, North Carolina. — ISBN 0786472340.
Источник
Если углубиться в философию фильма, то мне не совсем понятно, какие цели преследовали авторы. Фильм пропитан символами: христианскими, буддийскими, гностическими, языческими, поэтому в этой каше очень сложно разобраться.
1. Нео встречает Морфеуса или Морфея (Морфей — в греческой мифологии — бог сна. Мог принимать любую форму и являться людям во сне. От него название наркотика — Морфия по аналогии с его действием). Морфей — лидер сопротивления для освобождения людей от рабства.
Название корабля — «Навуходоносор». Тоже, видимо, не случайно. Навуходоносор 1 и 2 — вавилонские цари династии Иссина и нововавилонской (халдейской) династии. (Во времена их правления была война с Ассирией, Эламом, Египтом, покорение Заречья, Иудеи, взятие Иерусалима, подчинение Тира). По легенде сны сыграли огромную роль в правлении этих царей. Морфей говорит, что сейчас не 20 век, а 22 век от рождества Христова. На борту «Навуходоносора» расположена табличка. На ней отображено имя корабля («Nebuchadnezzar» — на английском) и дата и место его постройки: США, около 2069 года. Около этой надписи имеется ещё одна: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка то можно прочесть: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.»
2. Машина, на которой едут Морфеус, Тринити и Мастер Ключей в сцене погони на шоссе имеет номер «DA 203». В Книге пророка Даниила (англ. Daniel, Dan. 2:3), глава 2, стих 3 читаем: «И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон»
3. После взрыва «Навуходоносора» Морфеус произносит фразу: «И увидел я сон, и этот сон ускользнул от меня…», которая является отсылкой к стиху Книги пророка Даниила: «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него» (Дан. 2:1)
4. Машина, на которой приезжает Агент Смит, имеет подозрительно длинный номер «IS 5416» (у всех остальных машин в картине в номере три цифры, а не четыре) и если опять таки обратится к Библии, Книга пророка Исайи (англ. Isaiah, Is 54:16), глава 54, стих 16 там сказано: «Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, — и Я творю губителя для истребления», что указывает на природу Агента Смита. (Кузнец на англ. — Смит)
5. Мастер ключей говорит, что дверь к Источнику будет открыта примерно 314 секунд. Можно припомнить, что приближенное значение числа пи п= 3,141592654…
6. Слово «Тринити» (Троица) имеет отчётливые христианские ассоциации со Святым Духом и триединстве мира. В последней части Тринити умирает, поблагодарив Нео за все моменты, проведенные с ним.
7. Номера комнат в фильме имеют некоторую закономерность. Тринити в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате отеля под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303 того же отеля. Видимо, это символизирует связь между Нео и Тринити.
8. Реальное имя героя — Томас Андерсон. В начале фильма Томас сомневается относительно реальности происходящего. Если учесть, что Томас — это Фома на английский манер, его недоверие приобретает более глубокий философский смысл (о неверии апостола Фомы упоминается в Евангелии от Иоанна).
Neo означает «новый» (произошло от греческого слова).
Фамилия Андерсон означает «сын человека» («Сын Человеческий» в Евангелии). Таким образом, прозревший Томас становится Нео Андерсоном — «новым сыном человека», или, если угодно, «новым Сыном Человеческим», т.е. новым Спасителем.
9. Имена главных героев созвучны с компьютерными терминами:
Эпок — термин компьютерного мира, обозначающий точку отсчёта от 1 января 1970 года. От этого момента считывается время в секундах в Unix, так называемый формат unixstamp.
Свич — оператор, реализующий в некоторых языках программирования многовариантный выбор; также устройство, позволяющее строить множественно-разветвлённые компьютерные сети.
Маус — компьютерный манипулятор мышь; используется в основном в системах с графическим интерфейсом пользователя.
Капитан Мифуне — созвучно с названием функции «myfun», изредка используемым программистами.
Линк — название компьютерного соединения.
10. Имя Сайфер (Cypher) похоже на слово «Lucifer» (Люцифер), а также на «cipher» (шифр).
Когда Сайфер встречается в ресторане с агентом Смитом, становится известно, что его фамилия — Рейган, что он хочет «всё забыть» и быть «важным человеком, актёром, может быть». Президент США Рональд Рейган в прошлом был актёром, а в последние годы страдал болезнью альцгеймера (то есть «всё забыл»).
11. В начале фильма Нео достаёт компьютерный диск из книжки «Simulacra and Simulation» («Симулякры и симуляция») Жана Бодрийяра — эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где «имитация». При этом Нео открывает книгу на главе «On Nihilism» («о нигилизме»). В первом приближении нигилизм — это философская точка зрения, представляющая собой отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
12. На фразу Нео «У меня всю жизнь такое ощущение, будто я не знаю: сплю я, или нет», — Джой говорит о мескалине — психоделическом, одним из эффектов которого является ощущение «пробуждения» от сна, которым кажется вся предыдущая жизнь. (Здесь уже о способе раскачки психики)
13. Когда агент Смит допрашивает Нео, листая его дело, можно заметить, что его паспорт действителен до 11 сентября 2001 года (фильм сняли в 1999!!!!)
14. Жена Меровинга — Персефона, по аналогии с женой Аида (древнегреческого бога подземного мира) из древнегреческой мифологии, также ненавидит его. У Меровинга, как и у Аида, есть перевозчик (у древних греков — Харон — перевозчик через реку мертвых Стикс), перевозящий другие программы, которые должны быть уничтожены. Меровингу служат Близнецы (являющиеся призраками) Каин и Авель. Близнецы носят дредлоки (что позволяет видеть в них особую версию вавилонского растафарианства). Философия Меровинга представляет собой детерминизм, где нет места свободе — только причины и следствия. При появлении Тринити, Морфеуса и Серафима, в клубе «Ад», Меровинг произносит по-французски (относительно Серафима): «Un ange sans ses ailes» («Ангел без крыльев»). Во втором фильме Меровинг заявляет, что он пережил всех предшественников Нео — Избранных. Персефона говорит, что раньше Меровинг был подобен Нео. Образ Меровингена мне не совсем понятен, или он выступает в роли элиты, или это главный «модуль грибницы», или просто пешка — такой же исполнитель чужой воли, как он сам выразился.
15. Можно предположить прошлое Серафима. Он был защитной программой Системы (возможно, судя по имени, охранял Архитектора). Потом Система назначила его к удалению и за ним стали охотится Агенты. Но его навыки боя были выше. В итоге, как и других изгнанников, его укрыл Меровинген, которого он покинул (предал) и стал охранять Пифию. Судя по всему от Меровингена Серафиму досталась связка ключей, сделанных Ключником, позволяющая ему пользоваться Коридором.
16. В фильме говорится, что единственный уцелевший город Сион (Сион — гора в центре Иерусалима, где проходила тайная вечерия). В то же время говориться, что он находится ближе в ядру, где еще тепло (кроме христианского ада в голову ничего не лезет). Показывают жителей Сиона и «грязные танцы» (напомнило танцы во дворце Калигулы).
Город должен спасти Нео — избранный со сверхспособностями (похож на языческий образ воина), то есть он приравнивается к богу. В начале, когда к нему приходит Джой за дискетой, он говорит: «Ты — мой собственный Иисус Христос». Если смотреть с точки зрения христианства, то вроде бы фильм антихристианский, направлен на подавления христианства.
17. С другой стороны нам в лоб говорят, что мы — всего лишь батарейки для подпитки «мира машин» (тут ближе к гностицизму; говориться, что мы в плену). Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книгах Эрика Френка Рассела «Зловещий барьер» и Кастанеды «Активная сторона бесконечности». Также говорят о том, что братья Вачовски были вдохновлены идеями легендарного Станислава Грофа.
Нео встречает девочек, перемещающих кубики силой мысли и мальчика в рясе буддиста, гнущего ложки , который говорит ему, что все — обман и на самом деле ложки не существует.
18. Нео приходит к Пифии (Пифия — в Древней Греции так назывались оракулы — дельфийские сивиллы (кстати сивиллиные книги тоже относятся к апокрифам), которые надышавшись паров над расселиной (в фильме вместо запаха паров, запах печенья ), пророчествовали; они упоминаются в мифах. Где-то даже читал, что они были политическим инструментом для управления Грецией). Над дверью кухни Пифии написано на латыни «Познай себя». Такая надпись как раз писалась на фронтоне храма в Древней Греции, но только на древнегреческом. В храме была также надпись «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «?». Это и подобные изречения адресуют к «Семи мудрецам» — древнегреческим философам. В данном случае образ Пифии представлен сатирически (готовит печенье, курит сигарету).
19. «Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображенных букв латиницы, цифр и букв японского алфавита катакана. (Возможно там что-то зашифровано, не проверял).
20. Образы агентов — образы «часовых» или образы «модулей грибницы», скорее всего. В то же время нам показывают, что тот кто еще не освободился, потенциально — агент, и его нужно уничтожить. Не совсем понятно, что имели ввиду.
21. Идея Матрицы во многом воспроизводит платоновский «миф о пещере».
22. В конце 3 фильма Нео ложится на «распятие», тут уже христианский мотив; яркий ореол от тела — это уже буддийский мотив — «просветление» — «буддхи». Когда Нео ослеп, он стал видеть повсюду свет, как будто все состоит из света. Тут тоже интересный момент. Когда «верховная» машина поднимается вверх, она представлена в виде яркого шара с лучами, аналогия с солнцем (языческий мотив). В то же время в какой — то книге читал, что у многих людей перед смертью бывает видение «светоносного существа» — яркого шара, вся жизнь мелькает перед глазами и шар показывает те моменты, где человек себя вел эгоистично, плохо и тд. Ванга, например, когда ее спросили — видела ли она Иисуса Христа, она ответила, что видела и сказала, что Христос — это «огненный шар».
23. В «Революции» Архитектор встречается с Оракулом и говорит ей, что её игра с системой была опасной. Она отвечает ему, что сделала это ради изменений, и спрашивает Архитектора, что будет с людьми, подключёнными к Матрице. Он отвечает, что любой, кто захочет выйти из Матрицы, получит такую возможность.
Некоторые замечания.
Не стоит забывать, что фильм изначально создавался как культовый и его показали в 80 странах мира, а это говорит о том, что с помощью него у обывателей хотели сформировали какую — то идею, стереотип; главный постулат тут, наверно, что наш мир — иллюзия. Возможно, это как раз шаг для формирования роя, все-таки большинство фильм просто посмотрели, а расшифровывать его истинный смысл будут единицы. Это, как в жреческом письме, обыватели его из века в век читают, и оно считается обычным преданием или мифом, а жрецы — каста повыше, обладает ключами для расшифровки его истинного смысла и глубины.
В фильме и добро и зло смешались вместе. Я так и не понял кто все-таки «спаситель» – Сайфер (Люцифер), который хочет оставить все, как есть, и жить в мире снов, так как Сион — довольно сомнительное место, или все-таки Нео, который нас «освободит». Роль архитектора тоже не совсем ясна. Казалось бы, создатель системы, следовательно «бог», но в тоже время в фильме он — пешка, и не обладает как таковой властью, а просто «решает» уравнения, чтобы в системе не было «багов»
В общем, фильм сам по себе не однозначен. Понимать, можно по-разному. Тут тебе христианство + буддизм + язычество + гностицизм + древние греческие мифы + древнегреческая философия (Платонический идеализм) + детерминизм + нигилизм + растафарианство + история древнего Вавилона + какая-то политическая идея и цель + компьютерная система, и вся эта каша приправлена спецэффектами и драками на секирах.
И последнее. Во время съемок фильма произошли немного странные вещи. Актриса, которая первоначально должна была играть командира корабля, умерла. Жена и ребенок Киану Ривза (Нео) тоже умерли. Затем произошел теракт 11 сентября, съемки временно приостановили. После съемок умерла актриса, сыгравшая Пифию. В общем, что-то здесь нечисто….
Автор: Stranger
Источник
*
«И УВИДЕЛ Я СОН, И
ЭТОТ СОН УСКОЛЬЗНУЛ ОТ МЕНЯ»
Виктор Пелевин.
Любовь к трем цукербринам. М., «Эксмо»,
2014, 448 стр.
…Уже в памяти
людей фиктивное прошлое вытесняет
другое, о котором мы ничего с уверенностью
не знаем — даже того, что оно лживо.
Х. Л.
Борхес1
Новая
книга Пелевина кажется попыткой «написать
роман от первого лица, где рассказчик
о каких-то событиях умалчивал бы или
искажал бы их и впадал во всякие
противоречия, которые позволили бы
некоторым — очень немногим — читателям
угадать жестокую или банальную
подоплеку»2.
Этим размышлением начинается рассказ
Борхеса «Тлен, Укбар, Орбис Терциус»,
повествующий о выдуманной планете,
описанной учеными с такой скрупулезной
точностью, что невозможные по законам
земной физики предметы начинают
материализовываться в нашем мире. Хотя
фигура Борхеса возникает в ткани романа
в анекдотическом виде — тут он стал
анимированным приложением заслонившего
явь виртуального пространства, —
космогония этого писателя явно
подразумевается Пелевиным, когда он
создает свои причудливые вселенные.
Действие
трех аллегорических повестей, обрамленных
не менее фантастической реальностью
рассказчика — некоего Киклопа,
ответственного за соблюдение гармонии
мироздания, — происходит в выдуманном
измерении, откуда, однако, в сегодняшний
день проникло уже немало артефактов.
Гипотетическое будущее люмпен-консумера
Кеши, безвыходно запертого в крошечном
боксе, и его соседей по кластеру,
информация о которых поступает к нему
почти исключительно по электронным
каналам, уже проникает в наш обиход. Как
говорит Киклоп, Кеша «…репрезентативен.
В одну сторону с ним на своих поездах
летит очень много граждан — кучно, как
очередь из пулемета».
Миры
повестей «Добрые люди» и «Fuck the system»
представляют собой идентичные, по сути,
антиутопии, в которых грядущее человечество
утратило свою самостоятельность и
служит энергоносителем для неких
враждебных фантазмов: Птиц (гипертрофированных
«Angry Birds») и Цукербринов — заэкранных
надзирателей, глядящих «на пользователя
сквозь тайно включенную камеру планшета
или компьютера». Финальная «Dum spero spiro»
описывает схожий с каноническим Раем
космос, в котором победили классические
ценности гуманизма.
Персонажи
кочуют из повести в повесть. Кеша —
главный герой повести «Fuck the system» мелькает
в раю «Dum sperо spiro» в виде хомячка, Гипнопитон
Бату из «Dum sperо spiro» оказывается
шаржированным перерождением своего
тезки-террориста. Каждый поворот сюжета
имплицитно содержится в другом месте
книги. Дашино видение будущего из «Добрых
людей» находит воплощение в повести
«Fuck the system». Из догадки Рудольфа, что
«единственный способ победить Вепря —
вообще отказать ему в существовании»,
вырастает тактика виртуального
революционера Бату. Роман словно пишет
себя сам, как две нарисованные руки
рисуют друг друга. Это «сеть расходящихся,
сходящихся и параллельных времен»3.
Сам
Киклоп называет свое сочинение «полностью
документальным» рассказом, который
парадоксальным образом «в таком
качестве… никуда не годится». Архитектонику
романа можно было бы охарактеризовать
собственными словами Пелевина: «Это
сочинение, которое становится по очереди
воспоминаниями о детстве, интимным
дневником, философским трактатом и
техническим описанием, — странная смесь
перетекающих друг в друга слоев текста,
с первого взгляда никак не связанных
друг с другом»4.
Это уже хорошо знакомое поклонникам
писателя путешествие из ниоткуда в
никуда. К хронотопу романа Пелевина
подошло бы и нилгеймановское «Neverwhere»,
удачно переведенное на русский как
«Никогде». Мы снова оказываемся в
пространстве анекдота, «который Господь
Бог рассказал самому себе»5.
Пелевин водит читателя за нос, прячась
за ложными идентификациями и насмехаясь
над каждой из них.
Подпись
под вступлением к роману — «K1156» — не
кодовое имя самого повествователя —
Киклопа, а порядковый номер на могиле
его символического двойника, которого
безымянный до своей службы герой впервые
видит «с той стороны зеркального стекла»
во время медитации, превращающей героя
в Киклопа. Кто же тогда тот загадочный
Белкин, перу которого принадлежат эти
повести?
О
смерти двойника после разоблачения
Киклопа Птицами говорится так двусмысленно,
что не вполне понятно, чревата ли она
прекращением существования также и
носителя сверхспособностей или только
отключением самого дара «жечь сердца».
Иначе говоря, неясно, жив ли в традиционном
смысле тот, кто рассказывает истории.
Упоминание Киклопа о том, что сейчас он
находится в параллельном мире, в котором
не произошло ничего из описанного, легко
трактовать именно как смерть. Можно
предположить, что рассказчик — это
ипостась Киклопа, облеченная даром
пронизывать человеческие мысли, тот,
кто «уже успел забыть, кто я такой (или,
вернее, когда я успел вспомнить, что
никогда этого и не знал)»; иначе говоря:
Тотальность, Бог. Ощутив на себе глядящую
на него и сквозь него Вечность, Киклоп
сам становится лучом сознания, сканирующим
умы, на которые направлен. С этого момента
он перестает быть отдельной личностью,
а воплощает принцип осознанности во
мраке управляемого мышления. Он
оборачивается гностической Софией,
«забывшей» Бога и блуждающей в поисках
Его обретения.
Как
герой «Сада расходящихся тропок» (намек
на этот рассказ Борхеса содержится в
первых строках романа), Киклоп отчетливо
чувствует себя «сознанием мира»6.
Он появляется в повествовании ниоткуда.
Подобно Раме II из «Empire V», Киклоп
представляет собой идеальную «tabula
rasa», на которой чертится новая личность.
О его предыдущем существовании мы узнаем
только то, что оно не отличалось от
прошлого других людей.
Для
того чтобы создать мир, Пелевин сначала
придумывает того, кто будет о нем
рассказывать. Он сродни заколдованному
волшебнику из фильма «Запретное царство»
(режиссер Роб Минкофф), который — перед
тем как полностью окаменеть — делегирует
часть своей силы собственной волосинке,
борющейся за его спасение и верящей в
независимость своего существования.
Система авторских идентификаций столь
многослойна, что под кем-то непостижимым,
кто формирует сознание Киклопа,
просвечивающего мозги Кеши, в свою
очередь пытающегося что-то скрыть в
себе от всевидящих цукербринов, —
практически невозможно разглядеть
фигуру, совместимую с понятием «мнения
автора», которые у Пелевина, как известно,
«могут не совпадать с его точкой зрения»7.
Наблюдая
за тем, как обреченно мечутся «персонажи
в поисках автора», нельзя полностью
отвергнуть и возможность того, что
повести, составившие книгу, родились в
воспаленном мозгу аддикта, свихнувшегося
на почве чрезмерной увлеченности
злобными птичками. Тот факт, что нарочито
серьезное описание видеоряда примитивной
игры «Angry Birds» Киклоп называет
«реконструкцией с вкрапленными в нее
кусочками правды», позволяет нам не
только угадать, чему он посвящал часы,
свободные от несения службы Дежурного
по России, но и усомниться в его
вменяемости, что возводит еще одну
перегородку между автором и рассказчиком.
Герои
Пелевина — это скорее состояния сознания,
а не личности, «условности, не имеющие
отношения к реальным людям». Каждый
персонаж книги — «лишь призрак, снящийся
другому»8.
Подобно герою рассказа Борхеса «В кругу
развалин», они материализуют образы
собственных снов, не подозревая, что
сами кому-то снятся.
Сновидение
служит в мировой культуре привычным
образом забавляющегося с самим собой
сознания. Тема перехода от сна к
бодрствованию как выхода в инореальность
с древности является метафорой духовного
пробуждения. Достаточно вспомнить «Wake
up, Neo!», с которого начинается экранное
существование будущего Избранного в
культовой «Матрице»: он выходит в ткань
повествования как бы непосредственно
из сна небытия: просыпаясь, он рождается.
Прямыми отсылками к этой хитрой
вульгаризации идей Бодрийяра полон
текст романа: именно «сбои матрицы»
ведут будущего Киклопа «в непредсказуемый
лабиринт чудесного». Цукербринам и
Птицам, поработившим человечество, как
и «богу машин» из «Матрицы», не нужны
бдящие орудия и «батарейки». В «погруженных
в принудительный сон беднягах, которых
Птицы превратили в свое оружие», мы с
легкостью угадываем миллионы зомбированных,
транслирующих ненависть, внедренную в
них средствами массовой информации.
Увлекая
читателя описанием фантасмагорических
миров, Пелевин периодически будит нас,
как психотерапевт из «81/2»
Феллини, сдергивая с высот вымысла в
вонючую бездну привычной нам версии
реальности фразами типа: «…самым
современным оружием был Николай — и
миллионы таких, как он, уже шагнувшие в
пучину революций и мировых войн». И мы
понимаем, что речь давно уже идет не о
занятной компьютерной игре или сновидении,
а о самой что ни на есть злободневности.
Нынешнее многостороннее обострение
вооруженной ненависти в мире в определенном
смысле является одним из действующих
лиц романа. Киклоп, собственно, и призван
для того, чтобы не позволить набухающим
очагам вражды привести мир к гибели,
затормозить превращение человеческого
сознания «в подобие оптического прицела»
и по возможности предотвратить мобилизацию
этих слепленных общественной пропагандой
спящих «зомбиснарядов» на выполнение
чьей-то воли.
Отключение
от «матрицы», пробуждение независимого
аналитического мышления оказывается
единственным способом прерывания
электрического тока разрушительной
ненависти. Именно таков рецепт Киклопа
еще до его возведения в сан Дневального
по России: «Я не смотрел телевизор и не
читал газеты. Интернетом я пользовался
как загаженным станционным сортиром —
быстро и брезгливо, по необходимости,
почти не разглядывая роспись на стенах
кабинки».
В
микрокосме повести «Fuck the system» тоже нет
места неподконтрольному цукербринам
бодрствованию: примитивный в своих
реакциях «исполняемый оператор» Кеша
хоть и может увидеть свое реальное тело
с трубками, обеспечивающими его
жизнедеятельность, но в его мире это
уже лишено всякого прикладного смысла.
Большинство общественных коммуникаций
перенесены здесь в коллективную фазу
LUCID ночного сна. Цукербрины, видимо,
научились погружать свое дойное стадо
в тот самый «American Dream» — управляемый
сон, разработаный Batman’ом Apollo, во время
которого человека заставляют страдать.
Именно такова по своей природе «работа»
Кеши, заключающаяся в чистом мучении.
Виртуальные мытарства миллионов таких
же кеш и составляют основу sharenomics, так
напоминающей «гламурнодискурсную
вампоэкономику»9,
вытеснившую в этом вымороченном обществе
производительную экономику.
Цивилизация
цукербринов представляется утрированной
метафорой бодрийярова «общества
потребления». «Торжество предметных
форм» и окруженность современного
человека не столько другими людьми,
сколько предметами потребления10
абсолютизируется и превращается у
Пелевина в полную изоляцию индивида от
социальной среды и виртуализацию любых
форм контакта. Кеша влачит свое
физиологическое существование в мире,
в котором «нет больше никакой
эквивалентности „реальным” содержаниям»11,
здесь система ради самовоспроизводства
потребляет человека, погруженного ею
в гипнотическое состояние, напоминающее
«сон забвенья» из раннего рассказа
Пелевина «Спи».
По
принципу перехода с одного яруса дремоты
на другой построен и сам роман. Истории
монтируются через забытье или обморок:
например, заснув, Кеша видит то, на чем
только что остановился Киклоп. Такой
ход напоминает управляемый сон во сне
из фильма «Начало» (режиссер Кристофер
Нолан), причем в конце читатель полностью
лишен возможности судить о том, на каком
ярусе сновидения очнулся герой, в каком
модусе пребывал рассказчик и в какой
момент он сам стал «завитком кода»,
«стрелой и мишенью», персонажем
собственной игры.
В
эру «Angry Birds» образы сновидения великолепно
переводятся на язык электронных игр,
вызывающих состояние отключенности от
реальности. Сегодня «Злые птички»
заполонили собой не только досуг, но и
материальное окружение человека,
оккупировали сознание множества людей
и вот теперь, в первой повести Киклопа,
стали моделью мироздания, осмысленного
как различные версии и уровни «Angry
Birds».
Традиция
вкладывать глубокие мысли в произведения
низких жанров в целях нелегальной
популяризации неочевидных истин родилась
не вчера. Все смотрят дорогостоящие
голливудские боевики, в которых — между
захватывающими поединками и впечатляющими
компьютерными спецэффектами — вкраплено
пунктирное изложение философских
концепций бытия. При этом жанр боевика
или фантастического триллера используется
просто как понятный (прежде всего
молодым) код, поскольку «человеческий
мозг так прошит, что словесный уровень
кодировки преодолевает визуальный».
Схожим образом в качестве метафорического
языка Пелевин использовал буддийскую
притчу. Оксюморон мир — это компьютерная
игра (или Творец — это зеленая свинка
из «Angry birds») по сути эквивалентен
утверждению, что «наша вселенная
находится в чайнике некоего Люй Дун-Биня,
продающего всякую мелочь на базаре в
Чаньани»12.
Может даже показаться, что Пелевин
издевается над буддийскими ценностями,
которые проповедовал прежде. Кешина
тактика оптимизации циклов радости и
боли и поглощения такого ее количества,
«которое сделает возможным следующий
цикл счастья», — кажется жесткой пародией
на постулаты буддизма. «Ты есть то»
Адвайты превращается в «ты есть то, что
прокачивают сквозь тебя цукербрины».
«Чистая земля» тибетского буддизма,
как и вся внутренняя жизнь, оказывается
просто программной петлей, прокручиваемой
«системой в твоем сознании».
Попытка
пробиться к окружающему миру посредством
понятийных категорий всегда обречена
у Пелевина. Человеческий мозг осмыслен
здесь как «перелатанный биокомпьютер,
доставшийся людям по наследству от
тараканов, ящеров и прочих гормональных
роботов…». Такой инструмент не в
состоянии помочь нам вступить с
реальностью в невербальный контакт и
выйти за пределы собственных конструктов.
Трагический образ Творца, прикованного
к своему творению, «как штрафбатовский
смертник к кипящему от непрерывной
стрельбы „максиму”», вызывает в памяти
глиняный пулемет Чапаева, возвращающий
вещам вожделенное небытие, и наталкивает
на размышление о пустотелости слова и
знака в современном мышлении и превращении
сущностей в симулякры в бодрийяровском
понимании.
Очаровательным
симулякром является и виртуальная
возлюбленная Кеши Little sister, обнаруживающая
сущностное родство с лисичкой-демоном
А Хули из «Священной книги оборотня» и
киборгом Каей из «S.N.U.F.F.». Перед нами
тот же образ нестерпимо соблазнительной
недоступной легально нимфеточной
женственности, обладать которой герою
удается только опосредованно, та же
тема вековой мудрости, упакованной в
соблазнительное юное тело. Все эти
замысловатые женские персонажи Пелевина,
восходящие к ускользающей Нике, читаются
еще одним доказательством принципиальной
невозможности постичь смысл вещей,
непреодолимости дистанции между
видимостью и сутью.
Бесполезной
в таком контексте оказывается фигура
Учителя, прежде всегда присутствовавшая
в книгах Пелевина. Приложения фейстопа
выглядят шаржами на богов-гуру из «Empire
V», а сама идея наставничества вырождается
в намеренное затуманивание мозгов,
служащее циничной эксплуатации
мыслительных ресурсов адепта. Наивысший
пункт восхождения по духовной лестнице
оказывается прорывом к пониманию того,
что человек лишь «зеркальный карточный
валет, не догадывающийся, что им просто
играют в дурака и без колоды он
нефункционален».
Отфильтрованная
мудрость мира может быть теперь технично
загружена в мозги реципиента и прорасти
там требуемой конфигурацией, как зернышко
фейстопа пустило корни в нервную систему
Кеши. Люди полностью утрачивают какие-либо
личностные характеристики и даже не
протестуют, осознавая себя завитками
кода: «Ты рождаешься чистой флешкой —
и на тебя в случайном порядке записываются
фрагменты культурного кода, прилетающие
из информационного пространства». Вроде
бы Пелевин говорит тут о мире цукербринов,
но сколь мучительно узнаваема эта
мрачная картина. Как и герои Пелевина,
мы вполне можем сказать о себе: «…она
[cистема] даже не ловила нас, нет, — это
наши эмбрионы наросли на закинутых ею
крючках».
В
книге ощущается глубокая грусть. Главным
героем романа, причем героем категорически
отрицательным, видится сам феномен
человека, то, что отличает нас от всего
остального мира, наш способ контакта с
окружающей реальностью — ум, являющийся
той «безвыходной самоподдерживающейся
тюрьмой, из которой нельзя выглянуть
даже мысленно»13.
Трагические нотки звучат в карикатурной
фигуре Древнего Вепря-Творца, который
«устал и впитал в себя слишком много
неблагодарной злобы». Неизъяснимой
грустью пропитан рай Надежды. Само
содержание книги открыто трагично,
судьба человечества после снятия Киклопа
с поста Присматривающего за Современностью
видится в мрачных тонах безысходности.
Ведь автор не сказал нам, в каком именно
параллельном потоке времени он оставил
нас. Наше собственное будущее кажется
обреченным небытию.
Новая
книга Пелевина — не интеллектуальное
сиюминутное осмысление событий и
явлений, в чем его порой обвиняют, а
яркий призыв ограничить, пока не поздно,
понятийную составляющую сознания,
которая так легко поддается манипулированию,
и открыться непосредственному контакту
с бытием. Это уже не обычная литература,
а хитрое шаманство, увлекающее читателя
на более тонкие пласты реальности,
подталкивающее к мысли, что видимый мир
— порождение нашего сознания, столь же
неестественное и нестабильное, как
эффектная иллюзия, созданная писателем.
Первый
опубликованный рассказ Пелевина —
«Колдун Игнат и люди» — по-прежнему
остается неким зашифрованным эпиграфом
ко всему творчеству писателя. В
«Объяснениях и оправданиях» Киклоп
тоже называет себя «грешным колдуном».
Колдун Игнат, как известно, огорченно
растворился в воздухе, когда мужики
пришли его убивать. Так же в очередной
раз ускользает от однозначной формулировки
послание, которое Пелевин адресует нам
в своем новом романе. Разве что он
солидарен с мудрецами борхесовского
Тлена, согласно рассуждениям которых
«настоящее неопределенно, будущее же
реально лишь как мысль о нем в настоящем»14.
Ирина СВЕТЛОВА