Иосиф толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару

Иосиф толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару thumbnail

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

  • Главная
  • »

  • Искусство
  • »

  • Бытие
  • »

  • «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару», Иванов

Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару

 Книга Бытия, глава 40, стихи 6-19

       «И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.       И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?       Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.
       И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.
       И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.
       Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей.
       И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины — это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя».

Иосиф толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару

Автор: Иванов Александр Андреевич (1806-1958г.г.)

Время создания: 1827 г.

Место создания: Италия,Рим

Материалы: холст, масло

Размеры: 1,78 м х 2,13 м

Экспозиция: Россия, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

История картины

       В картине воплощена тема столкновения человека с Судьбой. Сюжет взят из Библии (Книга Бытия).
Иосиф Прекрасный, проданный братьями в рабство, попал в египетскую темницу, где вместе с ним оказались заключены виночерпий и хлебодар фараона. Оба бывших царедворца видели загадочные сны, которые они и рассказали Иосифу.
 

       Юноша предсказал скорое освобождение виночерпию и казнь хлебодару. В подтверждение своего пророчества, Иосиф указывает рукой на стену темницы, где высечен египетский рельеф – казнь четырех человек. Все исполнилось согласно словам Иосифа.
 

       Интересно, что и виночерпий, и хлебодар написаны с одного натурщика, но в их облике художник изобразил противоположные чувства.

       Сюжет был задан Иванову обществом поощрения художеств; в сентябре 1827 года картина была представлена на совет Академии художеств. В 1827 году за эту картину и за картон «Лаокоон с детьми» Иванов получил от Академии художеств из средств общества поощрения художеств золотую медаль первого достоинства, а в 1828 году – звание художника.
       Картина экспонировалась на академической выставке в 1827 году.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иосиф.

Ио́сиф (ивр. יוֹסֵף Yosef, Yôsēp̄, араб. يوسف‎, Yusuf «Яхве прибавит») — персонаж Пятикнижия, сын библейского праотца Иакова от Рахили[1][2]; отец Манассии и Ефрема.

В исламе соответствует Юсуфу.

Согласно Библии[править | править код]

Как любимый сын отца (Иакова) (Быт. 37:3), он был ненавистен своим старшим десятерым братьям, которые даже захотели убить его после одного случая. Во сне Иосиф увидел солнце, луну и 11 звезд поклонившихся ему (Быт. 37:9). Был и другой подобный сон про клонившиеся снопы.

Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошел исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замышляют убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план.

Случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил судьбу: Иосиф был продан по совету Иуды (Быт. 37:26) за 20 серебреников и перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть от хищного зверя (Быт. 37:1-36).

«Фараон награждает Иосифа за толкование сна» (Быт. 41:42), иллюстрация, 1869 год

«Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару», Александр Иванов

В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе. В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — виночерпия и хлебодара фараона[источник не указан 192 дня]. Оба провинились перед фараоном[3].

Иосиф истолковал виночерпию: через три дня слуга вернет должность, а хлебодар будет казнен повешением. Предсказание сбылось. Взамен Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но слуга вскорости позабыл данное обещание. Спустя два года вспомнить помог случай: фараону приснился странный сон. И тут только виночерпию пришло в голову позвать заключенного.

Иосиф, в возрасте 30 лет (Быт. 41:46), истолковал фараону сны о тощих коровах, пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода.

Фараон поверил толкованию сна (Быт. 41:37-45), и оно сбылось. Владыка «поставил Иосифа над всей землей Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской». Фараон сделал его визирем Египта (англ.)русск. и возможно своим соправителем[4][5][6], нарек имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиополиса[7].

Во второй год голода Иосиф (возможно, соправитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем. Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт. 45:11), Иосиф постепенно открылся им и примирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведенным братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвел им для поселения округ Гесем (46:34, 47:27).

В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне набальзамировали тело и положили в ковчег в Египте (Быт. 50:26). Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.

Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. 13:19).

Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне, там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

Дети[править | править код]

Асенефа родила Иосифу двух сыновей: Манассию и Ефрема[8].

Иосиф в исламе[править | править код]

Основная статья: Юсуф

Иосиф (Юсуф) — один из почитаемых пророков в исламе, отличавшийся необычайной красотой, а также обладающий способностью толковать сны. Истории его жизни посвящена 12-я сура Корана «Юсуф», состоящая из 111 аятов.

Иосиф в ветхозаветной традиции[править | править код]

В соответствии с агадическим мидрашем кости Иосифа согласно обещанию должны были быть вынесены в Землю Обетованную во время Исхода. Его ковчег из вод Нила поднял Моисей с помощью таблички со словами але шор (поднимись, бык) с тотемным знаком Иосифа, для перезахоронения на Земле Обетованной после её покорения племенем Израиля. Знаменитый Золотой телец был оживлён благодаря Всевышней силе, которая была даже в кусках этой таблички и потому золото в плавильне преобразовалось в символ Иосифа — тельца[9].

В каббале раскрывается соответствие Иосифа (Йосэфа) и сфиры йесод[10].

Попытки исторической идентификации Иосифа[править | править код]

Записанная в XII веке до н. э. древнеегипетская сказка «Повесть о двух братьях» могла оказать влияние на появление библейской легенды об Иосифе и жене Потифара[11].

«Иосиф стал визирем Египта», иллюстрация, 1926 год

Осарсиф[править | править код]

В литературе обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах (и о том, и о другом) видное место отводится сновидениям[12].

Имхотеп[править | править код]

На нильском острове Сихил найдена настенная надпись «Стела Голода». Во время первого перевода стелы считалось, что история семилетнего голода была связана с библейской историей об Иосифе в книге Бытия, где также голод продолжается на протяжении семи лет. Месопотамские легенды также говорят о семилетнем голоде и в известном эпосе о Гильгамеше бога Ану дает пророчество о голоде в течение семи лет. Ещё одна египетская сказка рядом со Стелой Голода о длительной засухе появляется в так называемой «Книге Храма», которую перевел немецкий египтолог и языковед Йоахим Фридрих Квак. Древние текстовые отчёты о фараоне Неферкасокара (в конце второй династии) рассказывают о семилетнем голоде во время его правления[13][14][15].

Визирь Ирсу[править | править код]

Есть некоторое сходство Иосифа с биографией визиря Ирсу. Он жил во времена XIX династии фараонов, и, возможно, фараона Мернептаха. По одной из основных версий в библеистике, именно с этой эпохой связывается жизнь Моисея. Правил Танисом — центром 19-го нома Нижнего Египта, то есть округом земли Гесем.

Канал Аменемхета IV[править | править код]

Арабы считали Иосифа строителем Канала Иосифа (араб. ‎Бахр-Юсуф). Сам канал вырыт по приказу фараона Аменемхета IV.

Иосиф в культуре[править | править код]

  • «Легенда об Иосифе» — балет в постановке М. М. Фокина (1914) на музыку Р. Штрауса (Josephslegende, op. 63, 1912), написанный по заказу С. П. Дягилева для его труппы Русский балет Дягилева. Многие балетмейстеры осуществляли собственные постановки на эту музыку Штрауса.
  • «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов» — мюзикл (1968).

Литература[править | править код]

  • История Иосифа пересказана в романе Томаса Манна «Иосиф и его братья»
  • Юсуф и Зулейха — исламская поэма
  • Кисса-и Йусуф — поэма булгарского поэта Кул-Гали
  • Jāzeps un viņa brāļi («Иосиф и его братья») — пьеса латышского поэта и драматурга Райниса.

Кинематограф[править | править код]

  • 1995 — телевизионный фильм «Иосиф»
  • 1995 — телевизионный фильм «Раб снов».
  • 2000 — мультфильм «Царь сновиденийruen»
  • 2008 — телесериал «Пророк Юсуф» (Иран)
  • 2014 — мини-сериал «Красный шатёр»
  • 2014 — мини-сериал «Иосиф из Египта» (Бразилия)

Мультфильмы[править | править код]

  • 2000 — мультфильм DreamWorks «Йосиф: Царь сновидений»

См. также[править | править код]

  • Гробница Иосифа
  • Абрех
  • Осарсиф
  • Ирсу

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иосиф, сын Якова // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. ↑ Православная энциклопедия, 2011.
  3. ↑ Быт. 40:1

    После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.

  4. ↑ Быт. 44:18
  5. ↑ Иосиф Флавий. The Antiquities of the Jews, Book II, 7.1.168
  6. ↑ Mehler, S. From Light Into Darkness: The Evolution of Religion in Ancient Egypt, (ISBN 1-931882-49-5 , ISBN 978-1-931882-49-1), 2005
  7. ↑ Иосиф Флавий. The Antiquities of the Jews, Book II, 6.1.91
  8. ↑ Быт. 41:50-52
  9. Пинхас Полонский Еврейский «национальный вид идолопоклонства» // Комментарии к Торе.
  10. ↑ «Введение в каббалу. Десять сфирот» (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
  11. Walter C. Kaiser Jr, Paul D. Wegner. A History of Israel: From the Bronze Age through the Jewish Wars. — B&H Publishing Group, 2017. — С. 264. — 1364 с. — ISBN 9781433643170.
  12. Louis H. Feldman. Josephus’s interpretation of the Bible. — University of California Press, 1998. — 837 p.
  13. ↑ Joachim Friedrich Quack: Ein ägyptisches Handbuch des Tempels und seine griechische Übersetzung. In: Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik; vol. 119; Rudolf Habelt, Bonn 1997, page 297—300.
  14. ↑ C. H. Gordon: Before the Bible: The common background of Greek and Hebrew civilization; in: Orientalia, vol. 22; 1953, page 79-81.
  15. ↑ Shaul Bar: A letter that has not been read: dreams in the Hebrew Bible. Hebrew Union College Press, Michigan 2001, ISBN 0-87820-424-5, page 58 & 59.

Литература[править | править код]

  • Диак. Александр Безруков, А. Е. Петров, С. А. Моисеев, Э. С. П., Е. Е. Макаров, Н. В. Квливидзе, И. А. Орецкая. Иосиф // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 543-553. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  • F. Vigouroux, «La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie», tome II, Paris: Berche et Tralin, 1877 (2-е издание: 1879).
  • A. П. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий», Спб., 1889—1895 (т. I, кн. IV — «Иосиф и его время»).
  • Я. А. Богородский, «Об Иосифе, библейском патриархе», Казань, 1891.
  • Кугел, Джеймс. В доме Потифара. М., Текст, 2010.

Ссылки[править | править код]

  • Иосиф — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иосиф Прекрасный в изобразительном искусстве
  • Иосиф прообраз Иисуса Христа

Источник

Распечатать

профессор Александр Павлович Лопухин

Иосиф в темнице с двумя придворными фараона

Быт.40:1.
После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.

Евр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в ст. 1 вполне точна, так как ниже (ст. 2, 7–9) вельможи, провинившиеся перед фараоном, не раз называются и в еврейском тексте – начальником виночерпиев и начальником хлебодаров. Должности эти при восточных царских дворах считались и были очень важными; вся сила восточных деспотов опиралась на множество придворных, совмещавших личную службу царю со службой государственною. В чем состояла вина придворных фараона, библейский текст не говорит. Имея ввиду произвол восточных деспотов, каравших своих слуг и за ничтожные проступки, р. Ярхи полагал, что в чашу виночерпия могла попасть муха, в хлебе, подаваемом фараону хлебодаром, могли оказаться соринка, уголь и т.п. Таргум Ионафана, напротив, с большей вероятностью предполагает подозрение обоих вельмож в намерении отравить царя; в этом обвинении виночерпий оправдался, а хлебодар – нет.

Быт.40:2–4.
И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара,

и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.

Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.

Навлекшие на себя гнев фараона царедворцы царем были отданы, за неимением нарочитых государственных тюрем в древнем Египте (как и на всем Востоке, даже и в новое время), в темницу при доме Потифара, который получает теперь возможность смягчить участь не только этих вельмож, но и ранее заключенного здесь Иосифа: он приставляет его к вельможам для личных услуг их. Еврейское janim, дни, нередко означают: год (1Цар. 1:3, 7, 2:19), но здесь (ст. 4) слово это, вероятно, означает неопределенное и, может быть, небольшое число дней.

Быт.40:5–8.
Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения.

И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.

И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?

Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.

Эти стихи образуют вступление к пересказу и толкованию снов обоих придворных.

В состоянии тревоги за жизнь свою, всецело зависимую от каприза и произвола деспота-фараона, оба его царедворца, без сомнения, ожидали указания свыше на судьбу свою может быть именно во сне, так как египтяне, по Геродоту (2 кн., 83) гадание и предвидение будущего производили от божества и сновидения считали одним из средств откровения воли божества.

Мидраш (Beresch. r. Par. 88, s. 432), на основании конструкции предложения ст. 5, говорит, что каждый вельможа видел сон свой и вместе толкование сна своего товарища, чем будто бы и объясняется, что, по ст. 16, хлебодар нашел, что Иосиф хорошо истолковал сон виночерпия. Но, не говоря о неестественности такого предположения, против него прямо говорит ст. 8, по которому истолкования снов не было дано ни одному из вельмож фараона. В этом 8 ст. высказываются неодинаковые воззрения вельмож фараона и Иосифа на источник снотолкования: первые готовы видеть его в научной мудрости и изучении школьном, последний указывает на Бога, как на единственный источник всякой мудрости и просвещения человека, чем внушает им относить последующее свое снотолкование единственно к Богу.

Истолкование сна виночерпия

Быт.40:9.
И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и то сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;

Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте (2 кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво, приготовляемое из ячменя. Это свидетельство Геродота было одним из оснований для библейских критиков отодвигать составление кн. Бытия, рассказывающей в рассматриваемой главе (ср. Чис. 20:5; Пс. 77:47, 104:33) о виноградниках и виноградном вине в Египте, к позднейшему времени. Но свидетельство Геродота весьма неопределенно, в других же местах своей истории он говорит об употреблении виноградного вина (οῖνος ἀμπελίνος) жрецами и при жертвах (2 кн., 37,39), и даже, подобно Диодору Сицилийскому, Страбону, Плинию, отождествляет Озириса с Дионисом-Вакхом (2кн., 42,48,144). Вероятно, поэтому, в указанном месте Геродот говорит лишь о сравнительно меньшем развитии виноделия в Египте, в сравнении с Грецией. Если бы даже понимать это свидетельство в строгом смысле, то и тогда заключение от времен Геродота ко временам Иосифа было бы малостоятельно: 13 веков, разделяющих отца истории от библейского патриарха, могли существенно изменить физиономию Египта (теперь виноградничество в Египте не процветает вследствие запрещения вина исламом). Но наука египтология теперь имеет неоспоримое доказательство в пользу Библии и против Геродота: в окрестностях Бени-Гассана, Фив и великих пирамид на монументах найдены многочисленные изображения картин и виноградничества, и виноделия. То и другое, несомненно, восходит ко временам еще до Иосифа.

Быт.40:10–13.
на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;

и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.

И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня;

через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое,

Выслушав живое и наглядное изображение виночерпием сна (10–11 ст.), в котором он являлся исполняющим обязанности своего звания, Иосиф дает толкование сна (12–13): через 3 дня фараон «вознесет главу» виночерпия, т.е., вспомнив о заслугах его и найдя его невиновным, восстановит его в прежнем достоинстве (ср. 4Цар. 25:27).

Быт.40:14–15.
и вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома,

ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.

К толкованию своему, в истинности которого Иосиф, очевидно, совершенно убежден, Иосиф присоединяет просьбу виночерпию – по освобождении своем напомнить фараону и содействовать его освобождению из темницы, причем, кратко и в общих чертах передавая свою историю, Иосиф говорит, что как продан («украден» – поступок братьев Иосифа был человекохищением) он из «земли евреев» (территории, занятой потомками Авраама в Ханаане) безвинно, так и в Египте попал в темницу без всякого преступления. Забвение виночерпием этой просьбы Иосифа (ст. 23) было последним тяжелым испытанием его.

Истолкование сна хлебодара

Быт.40:16–17.
Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых;

в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей.

Услышав благоприятное для товарища (евр. tob здесь – счастливый, благоприятный, неточно LXX: ὀρθῶς, Vulg.: prudenter; слав.: «прямо», – хлебодар не мог быть убежден в правильности толкования, которое еще ничем не могло быть проверено), хлебодар рассказывает Иосифу свой сон, представляющий и черты сходства с сном виночерпия – несение служебных обязанностей, число 3 («корзины решетчатые», ст. 16; так вероятнее всего следует передавать евр. sallejchori, а не «корзины хлебные», как у LXX, Vulg. и др. переводах). Несение корзин на голове – совершенно в духе древне-египетских житейских обычаев: по Геродоту (2 кн., 38) мужчины у египтян носят тяжести на головах, женщины – на плечах.

Быт.40:18–19.
И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины – это три дня;

через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя.

В своем толковании второго сна Иосиф обращает внимание на то обстоятельство, что хлебодар в несении своего служебного долга встретил препятствие, ущерб от птиц, и истолковывает, по внушению Божию, последний сон в неблагоприятном смысле: через 3 дня фараон обезглавит (в евр. «вознесет голову», как и в ст. 13, но в смысле прямо противоположном) этого вельможу и птицы будут пожирать сам труп его.

Исполнение толкования Иосифом снов

Быт.40:20–22.
На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих;

и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону,

а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф.

День рождения древние цари и другие знатные люди всегда пировали устроением пиров и проч.; Геродот (1 кн., 133) свидетельствует это о царях персидских; ср. евангелский рассказ об Ироде (Мф. 14:6–7). У египетских царей день рождения был вместе и днем объявления амнистии разным преступникам; в данном случае, вспомнив об обоих заключенных вельможах, фараон дает амнистию, восстановление в прежнем достоинстве, только виночерпию, согласно изъяснению его сна Иосифом (ст. 21); хлебодара же, по противоположному объяснению Иосифа, казнил (казнь эта со днем рождения фараона совпала случайно и не была постоянной принадлежностью этого дня).

Быт.40:23.
И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.

Психологически вполне понятно забвение знатным и теперь вполне счастливым вельможей бедного раба – Иосифа, его услуги и просьбы. Талмудисты в этом обстоятельстве видели божественное наказание Иосифу за его грех человеконадеяния, вместо надежды на одного Бога, и ссылались при этом на Пс. 39:5. Но подлинный высший прагматизм истории Иосифа, бесспорно, лучше понимает святой Иоанн Златоуст, говоря: «Иосифу нужно было (2 года) ожидать благоприятного времени, чтобы выйти из темницы со славой. Если бы виночерпий, вспомнив о нем прежде сновидений фараона, своим ходатайством освободил его из темницы, то его добродетель для многих, быть может, осталась бы неизвестной. А теперь благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная, сколько времени золото должно оставаться в огне и когда его нужно вынимать оттуда, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение двух лет, для того, чтобы настало время и для сновидения фараона, и по требованию самой нужды праведник сделался известным по всему царству фараона» (Бес. 63, с. 675).

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Читайте также:  Что сделать чтоб не храпеть во сне