Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала

Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала thumbnail

Упражнение 1.

Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее и сказуемое), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и.

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 2.

Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но.
1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)

Упражнение 3.
Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?
1) От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо.

Упражнение 4.

Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы тоже и также одним цветом, а сочетания то и так с частицей же — другим.
1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький.) 2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М. Горький.) 3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (А Пушкин.) 4. И завтра то(же), что вчера. (А. Пушкин.) 5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. {г/. Гоголь.) 6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький.) 7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М Горький) 8 Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И. Тургенев.) 9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же) 10 Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

Упражнение 5.
Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.

Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упражнение 6.
Соедините предложенные предикативные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они?

1) Мы будем противостоять неудачами – неудачи погубят нас. 2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул. 3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора. 4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим.

Упражнение 7.

Определите, в каких сложносочиненных предложениях с союзом а сопоставительные отношения, а в каких — противительные.

1) Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове. (А Чехов) 2) Плоты сползают по воде быстро и бесшумно, а навстречу им из тьмы выдвигается пароход. (М. Горький) 3. Опять-таки все это требует нудных разъяснений, а разъяснения приятно читать только тогда (что, боюсь, вас не устраивает), когда в примерах выявляются ошибки. (В. Набоков.)

Упражнение 8.
В предикативных конструкциях, соединенных противительными союзами, часто употребляются антонимы — слова с противоположным значением: Ты глупа, а он умен. (А. Островский.) Придумайте такие сложносочиненные предложения, в которых были бы антонимы: друзья — враги, хорошо – плохо, чистый — грязный.

Упражнение 9.

В следующих сложносочиненных предложениях найдите противительные союзы. Если вам трудно отыскать их, то определите, какие слова в этих предложениях можно заменить хорошо известными вам союзами а или но, — это и будут нужные вам другие противительные союзы.
1) Я проснулся, да лень одолела. (Л. Толстой.) 2) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (И. Тургенев.) 3) Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.)

Упражнение 10.

Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.
1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.) 7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.) 8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.) 9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.)

Упражнение 11.
Перепишите предложения. Вводное слово однако обведите кружком, а в сложносочиненных предложениях с союзом однако подчеркните подлежащее и сказуемое.
1) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров.) 2) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И. Гончаров.) 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (М. Лермонтов.) 4) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. 5) Погода вначале была хорошая, тихая, однако вскоре налетел холодный ветер.

Упражнение 12.
Придумайте сами вторую часть предложения, присоединив ее союзом же.
1) Самым мудрым и сильным в стае был орел Белоголов, …
2) За креслом прятался Великий и Ужасный Гудвин,…
3) Месяц среди ярких и тяжеловесных южных звезд казался слишком хрупким,…
4) Доктор осмотрел пациента,…

Упражнение 13.

Найдите союзы, определите, какие отношения они выражают в приведенных предложениях.
1) Как мелкие битые стекляшки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря. (В. Белов) 2) О жаренном на вертеле мясе и яичнице он мечтал давно, но бестолковая хозяйка не понимала его идеалов, оправдываясь непитательностью такого меню. (А Аверченко.) 3) Отец и мать оба любили меня беззаветно, но от этого мне не было легче. (И. Тургенев.) 4) Прелесть русской природы раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (К. Паустовский.) 5) Подъехав к подножию горы, мы увидели толпившихся здесь десятка два-три горцев и грузин, а также караван верблюдов, который располагался поблизости от них на ночлег. (М. Лермонтов.)

Упражнение 14.
В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.).
1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» — прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет…
(М. Булгаков)

Читайте также:  Ловец снов из чего сделать круг

Упражнение 15.
Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.
1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упражнение 16.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.
Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых ..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

Упражнение 17.
Выпишите из текста сложносочиненные предложения; определите средства синтаксической связи в них, укажите, какое значение привносят в предложение сочинительные союзы. Сделайте схемы выписанных предложений; выполните их синтаксический разбор.
Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около шестидесяти километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пеш¬ком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него. (М. Шолохов.)

Тест на тему «Сложносочинённое предложение»

1. Какое утверждение является неверным?
1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые связываются сочинительными союзами.
2) В сложносочинённых предложениях с союзом и указывается на чередование явлений.
3) Если простые предложения соединены союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, да (в значении но) одно явление противопоставлено другому.

2. Какое утверждение является неверным?
1) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом зато, это предложение сложносочинённое.
2) В сложносочинённых предложениях с разделительным союзом

то — то обычно указывается на чередование явлений.
3) Сложносочинённые предложения бывают союзными и бессоюзными.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.

3. Какое утверждение является неверным?
1) Простые предложения не могут соединяться в сложносочинённое только при помощи интонации.
2) В сложносочинённых предложениях с союзами

или (иль), то ли — то ли указывается на возможность одного явления из двух или нескольких.
3) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом однако, это предложение сложносочинённое.
4) В сложносочинённом предложении простые предложения связываются сочинительными или подчинительными союзами.

4. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
1) простое предложение с обособленными однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

5. Определите тип предложения.
Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

6. Определите тип предложения.
В комнаты ворвался упоительный свежий ветер, который принёс запах сырой травы и мокрых елей.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

7. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) распространяя вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.

8. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Поднялся сильный ветер…
1) и сорвал с деревьев последние листья.
2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.
4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.

9. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Внезапно набежали тучи…
1) и вылили на землю обильный дождь.
2) вскоре закрывшие солнце.
3) и стало темно.
4) не предвещавшие хорошей погоды.

10. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

11. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
И вот уже косые дожди сбивают последнюю листву с деревьев, и вот уже среди рыжей листвы под ногой хрустнет первая тонкая льдинка, и вот однажды утром первый иней посеребрит голые макушки камней.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

12. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

1) А, Б        2) Б, В         3) В, Г         4) А, Г

13. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.
Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.
В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.
Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице  веет живительной свежестью.

1) А, Б         2) Б, В         3) В, Г        4) Б, Г

14. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. На дворе стоял первый день нового года да и он уж клонился к закату.
Б. Мы подождали пока с парома выгрузили машины.
В. Монолитная стена на фоне осеннего леса производила удручающее однако сильное впечатление.
Г. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный свет его блестел в дождевых каплях.
1) А, В         2) Б, Г         3) Б, В        4) А, Г

Читайте также:  Во сне наводить порядок в доме

15. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
1) что, если, когда
2) зато, однако
3) потому что, в связи с тем что, оттого что
4) как, хотя

16. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
1) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

17. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

18. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
2) Не то птица летит, не то дождь шумит.
3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

                               Ответы:

Источник

Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРДЛОЖЕНИЯ

Тип урока – обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и привести в систему имеющиеся знания о сложносочиненных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить пробелы в знаниях по теме; продолжить подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

Образовательные

  • Научиться опознавать сложносочиненные предложения, определять их вид;

  • Закрепить орфографические и пунктуационные знания;

  • Сформировать навыки выразительного чтения;

  • Познакомиться с методикой подготовки к ЕГЭ;

  • Обогатить словарный запас и расширить кругозор.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство любви к малой Родине, к русской литературе, к родной природе, родному языку через использование высокохудожественных текстов

Развивающие

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности;

  • Развитие интеллекта через заучивание терминов;

  • Развитие навыков самоорганизации;

  • Развитие воли через задание посильной сложности;

  • Развитие эмоций.

Оборудование: тест «Сложноподчиненные предложения», таблицы для терминологического диктанта, листы с «осколками» стихотворения А.Ахматовой для проведения динамической паузы, текст В.Ганичева для отработки части В, текст Л.Толстого для подведения итогов урока, компьютер и проектор для показа слайдов, экран.

Концепция урока

Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и мышления обучающихся. Одной из актуальных проблем для сегодняшнего учителя является подготовка выпускников к ЕГЭ. Учитывая данные трудности, был составлен сценарий урока в 11 классе по теме «Сложносочиненные предложения».

В данном классе оказалась значительной необходимость в повторении изученного по теме и в подготовке к экзамену, поэтому в структуру урока включены все необходимые этапы для систематизации и обобщения изученного ранее.

Проверка домашнего задания проводится в форме выборочного диктанта и теста с дальнейшим анализом результатов, что не только настроит учащихся на дальнейшее восприятие темы, но и позволит выявить пробелы. Показ слайдов позволяет интенсифицировать учебный процесс и облегчит работу учителя в течение урока.

Для закрепления теоретических сведений по теме целесообразно провести орфографический терминологический диктант. Практика прежних лет показала, что при сдаче ЕГЭ школьники часто совершают орфографические ошибки в написании терминов в части «В».

Необходимо помнить о здоровьесбережении на каждом уроке, для этой цели разработана тематическая динамическая пауза, где происходит смена вида деятельности, но продолжается поступление информации по изучаемой теме.

Для выполнения цели и задач урока используется работа с текстом. Задания к данному тексту приближены к части «В» ЕГЭ.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При составлении данного сценария использованы фрагменты художественных произведений русских поэтов и писателей, русские пословицы.

Работа на данном уроке русского языка и последующих направлена на выполнение главной цели: подготовить выпускников к успешной сдаче государственного экзамена, — поэтому домашнее задание приближено по требованиям к части «С» ЕГЭ.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

– Окружающий нас физический мир, все вещества, предметы — всё состоит из мельчайших элементарных частиц. Это доказано современной наукой. В языке происходит то же: слова состоят из ЗВУКОВ (а при написании – из БУКВ); звуки объединяются друг с другом, и появляются МОРФЕМЫ – это наименьшие значимые части слова. Из морфем состоят СЛОВА. Из слов строятся СЛОВОСОЧЕТАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ: простые и сложные.

Вот о предложении и пойдет сегодня речь на уроке, о сложносочиненном предложении. Мы будем тренироваться опознавать сложносочиненные предложения в тексте, определять их вид, а также продолжим подготовку к ЕГЭ. Запишем в рабочую тетрадь дату урока и его тему.

Мы знаем, что по количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, последние в свою очередь делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. ( Слайд 2)

— В чём различие этих предложений?

Этот урок мы посвятим СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ предложениям. ( Слайд 3)

  1. Подготовка к восприятию материала урока.

– Перед вами 7 предложений, запишите их номера в 2 столбца, расположив слева сложносочиненные, справа – остальные (знаки препинания не расставлены). ( Слайд 4)

1.Сад был густ и по сторонам главной аллеи находилось множество скрытых аллей.

2.Окна начинались от самого пола а рамы были широки и круглы и состояли из мелких стекол.

3.Мачта дрожала и хлестал и трепался на ней красно-белый флаг.

4. Мы поехали к отелю и вскоре остановились у заросшего гибискусом сада.

5.Вернулся я когда на востоке уже белело.

6.Прохор взглянул назад сизый дым от костра совсем близко.

7.Ночь была темная и по небу двигались толстые пласты тяжелых туч.

– Проверим результаты нашей работы. На экране правильные ответы. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища на оценку, распишитесь.

( Слайд 5)

— У кого в столбце ответ неверный? Где именно?

III. Проверка теоретического блока, изученного дома, и умения работать с тестом.

– Дома вы изучили теорию вопроса, пользуясь материалом учебника. Насколько хорошо усвоен материал, поможет проверить тест «Сложносочиненные предложения».

Перед вами тест с 9 заданиями. В части «А» ЕГЭ вам предстоит поставить знак «Х» в клетку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. Здесь в листе теста даны 3 варианта ответа, из которых 1 правильный (знаки препинания не поставлены). (Слайд 6)

1. За окном сияли большие рыхлые облака и что-то журчало капало.

  1. простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

  2. сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

  3. сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

2. Океан резко замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

3. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

4. Все лица нахмурились и в тишине слышалось сердитое покашливание Кутузова.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

5.Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листках.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

Читайте также:  К чему дарят кольцо золотое во сне

6. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

7. Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

8. Оса, описав еще один круг, улетела и он долго провожал её глазами.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

9. Полусгнившая терраса с колоннами выходит в сад и от неё тянется дорожка.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;

2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;

3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

– Поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга, правильные ответы и критерии оценки вы видите на экране. Выясним, где было труднее всего, проанализируем эти моменты письменно. (Слайд 7)

IV. Работа над теоретическим блоком темы.

А сейчас проведём небольшой терминологический орфографический диктант. Нужно будет вспомнить, какие союзы используются в сложносочиненных предложениях. Перед вами таблица под таким же названием. При выполнении части «В» на ЕГЭ ответы тоже будут записываться словами или цифрами, как и сейчас на уроке в отдельный бланк, каждую букву пишем в отдельную клетку, если в ответе есть знак, то его также помещаем в отдельную клетку. Я задаю вопрос, вы на него отвечаете словами на бланке.

Назовите и запишите группы сочинительных союзов, …

* соединительные

* разделительные

* противительные

(Слайд 8)

1. В ССП простые предложения, объединяющие различные явления, происходящие одновременно или последовательно, соединяются … союзами.

Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки.

(Слайд 9)

2. В ССП простые предложения , указывающие на такие явления, которые чередуются или одно исключает другое, соединяются … союзами.

На Пересыпи не то что-то горело, не то всходила луна.

(Слайд 10)

3. В ССП с … союзами одно явление противопоставлено другому.

Гроза была сзади, над лесом, а тут сияло солнце.

– Перед вами на доске правильные ответы, проверьте и оцените сделанное по 5-тибалльной системе самостоятельно.

В чем были трудности?

V. Тематическая динамическая пауза.

Прервем наш труд на несколько минут. На партах перед вами лежат отдельные слова и выражения. Это строки одного стихотворения русского поэта. Возьмите каждый свой лист с «осколком», поднимите его. Потянитесь, посмотрите на цвет тех листов, которые подобны вашему, и постарайтесь собрать «осколки» в строфу. Что получилось у ребят с листами белого цвета, розового и синего? Пусть 1 встанет и прочитает 1 строфу, 2, 3. (Слайд 11)

— Какому поэту принадлежат эти поэтические строки?

— Есть ли в этом стихотворении сложносочиненные предложения? Какие?

Муза ушла по дороге,

Осенней, узкой, крутой,

И были смуглые ноги

Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила

Зимы со мной подождать,

Но сказала: «Ведь здесь могила.

Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,

Ту, что всех в голубятне белей,

Но птица сама полетела

За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей в след, молчала,

Я любила её одну,

А в небе заря стояла,

Как ворота в её страну.

А. Ахматова. 1915г.

Муза у Анны Ахматовой – смуглая иностранка, и отношения героини с ней складываются далеко не безоблачно; «Муза ушла…», — пишет Ахматова, земной мир слишком убог для нее, он представляется могилой, где нечем дышать. Чтобы передать свои чувства и показать причинно-следственную связь, поэт использует ССП с соединительным союзом (1строфа), а для противопоставления картин и действий автор использует ССП с противительными союзами (2,3 и 4 строфа).

VI. Работа с текстом, задания к которому приближены к части В.

А сейчас обратите внимание на текст Ганичева, лежащий на парте.

– Прочитаем его выразительно вслух.

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (З)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России…

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

(По В. Ганичеву)

(Слайд 12)

– Выполните 4 задания на экране. Такие же вас ожидают в части «В» на экзамене. Ответ нужно написать словами или цифрами, как указано в задании. Напоминаю, что каждый знак, букву нужно оформлять в отдельную клетку, а сейчас ответы записываем в тетради в столбец.

1. Из предложения 17 выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

2. Из предложений 15-18 выписать страдательное причастие.

3. Из 15 предложения выписать подчинительное словосочетание со связью согласование.

4. Среди 6-9 предложений найти сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

(Ответ заданий 1-3 записать словами, 4 – цифрой).

– После выполнения работы проверим себя, правильные ответы на экране.

(Слайд 13)

— В чем затруднялись? Поставьте «5» , если у вас нет ошибок, остальные запишут на поле тему раздела или орфограмму для устранения пробела в знаниях.

VII. Объяснение домашнего задания.

1.Устранить пробелы по отмеченным темам

2.Повторить проработанный на уроке материал.

3. По тексту Ганичева написать сочинение-рассуждение не менее 150 слов:

— сформулируйте проблемы текста;

— прокомментируйте одну из них;

— сформулируйте позицию автора;

— выскажите свою точку зрения ( привести не менее 2-х аргументов);

— обозначьте сложносочиненные предложения, к какой группе принадлежат союзы в них. (Слайд 14)

VIII. Подведение итогов урока.

Итак, подведем итоги нашей работы:

  • На какие группы по союзам можно разделить сложносочиненные предложения?

  • А в тексте Л.Толстого есть сложносочиненные предложения? Назовите их №. (Слайд 15)

(1)Весна долго не открывалась. <…>(2)Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов.(3) Потом вдруг на второй день святой понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь.(4) В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман…

IX. Оценивание работы учащихся.

Оцените степень усвоения темы урока, соберите все оценки свои: за тест, выборочный диктант, терминологическую диктовку, работу с текстом (у кого есть оценка). Выведите оценку урока. Кому что-то осталось непонятым, запишите проблемный вопрос, не разрешенный на уроке.

Источник