К тебе владыко человеколюбче от сна восстав прибегаю

К тебе владыко человеколюбче от сна восстав прибегаю thumbnail

Распечатать

протоиерей Серафим Слободской

К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав от сна, прибегаю и по милосердию Твоему спешу на дела Твои. Молюсь Тебе: помоги мне во всякое время во всяком деле, и избавь меня от всякого мирского худого дела и диавольского искушения, и спаси меня, и введи в Твое вечное царство. Ибо Ты мой Творец, и Промыслитель и Податель всякого добра. На Тебя вся моя надежда. И Тебе воздаю славу, ныне, и всегда, и во веки вечные. Аминь.

Человеколюбче – любящей людей; подвизаюся – спешу, стараюсь сделать; во всякой вещи – во всяком деле; мирская злая вещь – мирское зло (нехорошее дело); диавольское поспешение – диавольское (злого духа) искушение, соблазн на зло; Сотворитель – Творец; Промысленник – промыслитель, попечитель; упование мое – надежда моя.

Вам может быть интересно:

1.
Закон Божий – протоиерей Серафим Слободской
1609,5K 

2.
Закон Божий – протоиерей Серафим Слободской
1609,5K 

3.
Толкование на Евангелие от Марка – Глава восьмая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
357,7K 

4.
Толкование на Евангелие от Марка – Глава четырнадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
357,7K 

5.
Толкование на Евангелие от Матфея – Глава пятнадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
920,6K 

6.
Толкование на Евангелие от Иоанна – Глава первая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
485,2K 

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Утренняя молитва

К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав от сна, прибегаю и по милосердию Твоему спешу на дела Твои. Молюсь Тебе: помоги мне во всякое время во всяком деле, и избавь меня от всякого мирского худого дела и диавольского искушения, и спаси меня, и введи в Твое вечное царство. Ибо Ты мой Творец, и Промыслитель и Податель всякого добра. На Тебя вся моя надежда. И Тебе воздаю славу, ныне, и всегда, и во веки вечные. Аминь.)

Человеколюбче — любящей людей; подвизаюся — спешу, стараюсь сделать; во всякой вещи — во всяком деле; мирская злая вещь — мирское зло (нехорошее дело); диавольское поспешение — диавольское (злого духа) искушение, соблазн на зло; Сотворитель — Творец; Промысленник — промыслитель, попечитель; упование мое — надежда моя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

ЛИТИЯ УТРЕННЯЯ
Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. ???? — не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова».

Глава 470:
Утренняя молитва /салят ад-духа/[895], совершаемая тем, кто не находится в пути.
583 (1178). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мой самый любимый друг[896] посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он

Утренняя молитва

К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство

Утренняя торговля
Однажды утром Бахауддин Накшбанди пришёл на бухарский базар с длинным шестом в руках. Он начал кричать хриплым голосом, пока не собралась толпа, поражённая подобным поведением человека такой репутации и достоинства.Когда собрались сотни людей,

Глава 31
Утренняя молитва

Утренней молитвой озаряется весь день.
Св. отцы
Наступает самый ответственный момент грядущего дня — утренняя молитва.Обычно плохо понимаем мы ее важность, ее значение, ее последствия и всю ее сущность.«Если вечерней молитвой душа закрывается

Утренняя молитва
К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое

ПЕРВАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 18 апреля 1973 года в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Тудам Дамодар Сингх, Карандхара дас адхикари, Брахмананда Свами и другие ученики.
Жизнь на других планетах
 Шрила Прабхупада: Даже на Солнце и Луне

ВТОРАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 19 апреля 1973 года в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.Шрилу Прабхупаду сопровождают д-р Сингх, Брахмананда Свами, Карандхара дас адхикари и другие ученики.
Несостоятельность дарвинизма
Шрила Прабхупада: Материальный мир представляет

ПЯТАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 3 мая 1973 года на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса.Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх и Брахмананда Свами.
Невидимый пилот
Шрила Прабхупада: Почти все люди в мире разделяют ложные представления о том, что жизнь

ВОСЬМАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 11 мая 1973 года на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса.Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх и другие ученики.
Эволюция сознания
Д-р Сингх: Шрила Прабхупада, в «Бхагавад-гите» я столкнулся с утверждением о том, что все 8

ОДИННАДЦАТАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 15 мая 1973 года в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх и другие ученики.
Поиски души
Д-р Сингх: По мнению ученых, увидеть духовную душу очень трудно. Они говорят, что ее существование весьма

ДВЕНАДЦАТАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 17 мая 1973 года туманным утром в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх, Карандхара дас адхикари и другие ученики.
Йогическое оружие
Шрила Прабхупада (указывая на утренний туман): Вот вам пример

Читайте также:  Что значит варить суп во сне

ТРИНАДЦАТАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 2 декабря 1973 года на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса.Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх, Хридаянанда дас Госвами, Кришнаканти дас адхикари и другие ученики.
Настоящий преданный выше желаний
Шрила

ПЯТНАДЦАТАЯ УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Записано 7 декабря 1973 года на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса.Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх, доктор Вольф-Ротткей и еще один ученик.
Глаза, которыми можно увидеть Бога
Ученик: Последние сто пятьдесят лет одной

Молитва утренняя
(читай только утром )К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим; и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя и

Утренняя молитва[7]
БОЖЕ ВЕЧНЫЙ, Царю Святый, Творче небу и земли, Иисусе Христе, Отца безначальнаго собезначальный Сыне, неизследованною благостию призвавый мя от небытия в жизнь сию, даровавый ми благодать крещения и Свышняго пакирождения, положивый печать Духа Твоего

Источник

ê ïðåäûäóùåé ãëàâåê ñëåäóþùåé ãëàâå

ÒÎËÊÎÂÀÍÈÅ ÓÒÐÅÍÍÈÕ ÌÎËÈÒÂ

Ìîëèòâà 1-ÿ, ñâÿòîãî Ìàêàðèÿ Âåëèêîãî

Áîæå, î÷èñòè ìÿ ãðåøíàãî, ÿêî íèêîëèæå ñîòâîðèõ áëàãîå ïðåä Òîáîþ; íî èçáàâè ìÿ îò ëóêàâàãî, è äà áóäåò âî ìíå âîëÿ Òâîÿ, äà íåîñóæäåííî îòâåðçó óñòà ìîÿ íåäîñòîéíàÿ è âîñõâàëþ èìÿ Òâîå ñâÿòîå, Îòöà è Ñûíà è Ñâÿòàãî Äóõà, íûíå è ïðèñíî è âî âåêè âåêîâ. Àìèíü.

Ïåðåâîä: Áîæå, î÷èñòè ìåíÿ, ãðåøíîãî, òàê êàê ÿ íèêîãäà íå äåëàë äîáðîãî ïðåä Òîáîþ; èçáàâü ìåíÿ îò çëîãî, êîâàðíîãî (íàçâàíèå äèàâîëà ïî-öåðêîâíîñëàâÿíñêè), è ïóñòü áóäåò âî ìíå âîëÿ Òâîÿ; äàé ìíå íåîñóæäåííî (áåçíàêàçàííî) îòêðûòü ìîè íåäîñòîéíûå óñòà è âîñõâàëèòü ñâÿòîå èìÿ Òâîå, Îòöà è Ñûíà è Ñâÿòàãî Äóõà, íûíå è âñåãäà è â âåêè âå÷íûå. Àìèíü.

Ìîëèòâà 2-ÿ, ñâÿòîãî Ìàêàðèÿ Âåëèêîãî

Îò ñíà âîñòàâ, ïîëóíîùíóþ ïåñíü ïðèíîøó Òè, Ñïàñå, è ïðèïàäàÿ, âîïèþ Òè: íå äàæäü ìè óñíóòè âî ãðåõîâíåé ñìåðòè, íî óùåäðè ìÿ, ðàñïíûéñÿ âîëåþ, è ëåæàùàãî ìÿ â ëåíîñòè óñêîðèâ âîçñòàâè, è ñïàñè ìÿ â ïðåäñòîÿíèè è ìîëèòâå, è ïî ñíå íîùíåì âîçñèÿé ìè äåíü áåçãðåøåí, Õðèñòå Áîæå, è ñïàñè ìÿ.

Ïåðåâîä: Âñòàâ ïîñëå ñíà, ÿ â ïîëíî÷ü ïðèíîøó Òåáå, Ñïàñèòåëü, ïåñíü è, ïðèïàäàÿ ê ñòîïàì Òâîèì, âîñêëèöàþ Òåáå: íå äàé ìíå óñíóòü â ãðåõîâíîé ñìåðòè, íî ñæàëüñÿ íàäî ìíîþ, äîáðîâîëüíî Ðàñïÿâøèéñÿ, ñêîðî ïîäíèìè ìåíÿ, áåñïå÷íî ëåæàùåãî, è ñïàñè ìåíÿ, ñòîÿùåãî ïðåä Òîáîþ íà ìîëèòâå. È ïîñëå ñíà íî÷íîãî ïîøëè ìíå ÿñíûé è áåçãðåøíûé äåíü, Õðèñòå Áîæå, è ñïàñè ìåíÿ.

Ìîëèòâà 3-ÿ, ñâÿòîãî Ìàêàðèÿ Âåëèêîãî

Ê Òåáå, Âëàäûêî ×åëîâåêîëþá÷å, îò ñíà âîñòàâ ïðèáåãàþ, è íà äåëà Òâîÿ ïîäâèçàþñÿ ìèëîñåðäèåì Òâîèì, è ìîëþñÿ Òåáå: ïîìîçè ìè íà âñÿêîå âðåìÿ, âî âñÿêîé âåùè, è èçáàâè ìÿ îò âñÿêèÿ ìèðñêèÿ çëûÿ âåùè è äèàâîëüñêàãî ïîñïåøåíèÿ, è ñïàñè ìÿ, è ââåäè â Öàðñòâî Òâîå âå÷íîå. Òû áî åñè ìîé Ñîòâîðèòåëü è âñÿêîìó áëàãó Ïðîìûñëåííèê è Ïîäàòåëü, î Òåáå æå âñå óïîâàíèå ìîå, è Òåáå ñëàâó âîçñûëàþ, íûíå è ïðèñíî è âî âåêè âåêîâ. Àìèíü.

 ýòîé ìîëèòâå ìû èçúÿâëÿåì ãîòîâíîñòü è æåëàíèå ïåðåä Áîãîì ïî ïðîáóæäåíèè îò ñíà çàíèìàòüñÿ äåëàìè, íàçíà÷åííûìè êàæäîìó Áîãîì, è ïðîñèì ó Íåãî ïîìîùè íà ýòè äåëà; ïðîñèì òàêæå, ÷òîáû Îí ñîõðàíèë íàñ îò ãðåõîâ è ââåë íàñ â Öàðñòâî Íåáåñíîå. Ìîëèòâà çàêàí÷èâàåòñÿ ñëàâîñëîâèåì Áîãó.

Ïåðåâîä: Ê Òåáå, Âëàäûêà ×åëîâåêîëþáåö, âñòàâ ïîcëå ñíà, ÿ ñïåøó è, ïî ìèëîñåðäèþ Òâîåìó, ïðèíèìàþñü çà óãîäíûå Òåáå äåëà. ß ìîëþñü Òåáå: ïîìîãè ìíå âñåãäà è âî âñåì, è èçáàâü ìåíÿ îò âñÿêîãî çëà â ìèðå è îò äèàâîëüñêîãî äåéñòâà, è ñïàñè ìåíÿ, è ââåäè â Öàðñòâî Òâîå âå÷íîå. Èáî Òû — ìîé Òâîðåö è âñÿêîãî áëàãà Èñòî÷íèê è Ïîäàòåëü, íà Òåáÿ âñÿ ìîÿ íàäåæäà, è ÿ øëþ ê Òåáå õâàëó òåïåðü, âñåãäà è â âåêè âå÷íûå. Àìèíü.

Ìîëèòâà 4-ÿ, ñâÿòîãî Ìàêàðèÿ Âåëèêîãî

Ãîñïîäè, Èæå ìíîãîþ Òâîåþ áëàãîñòèþ è âåëèêèìè ùåäðîòàìè Òâîèìè äàë åñè ìíå, ðàáó Òâîåìó, ìèìîøåäøåå âðåìÿ íîùè ñåÿ áåç íàïàñòè ïðåéòè îò âñÿêàãî çëà ïðîòèâíà; Òû Ñàì, Âëàäûêî, âñÿ÷åñêèõ Òâîð÷å, ñïîäîáè ìÿ èñòèííûì Òâîèì ñâåòîì è ïðîñâåùåííûì ñåðäöåì òâîðèòè âîëþ Òâîþ, íûíå è ïðèñíî è âî âåêè âåêîâ. Àìèíü.

Ïåðåâîä: Ãîñïîäè, ñîõðàíèâøèé ïî îáèëüíîé Ñâîåé áëàãîñòè è âåëèêîìó Ñâîåìó ìèëîñåðäèþ ðàáà Òâîåãî â ïðîøåäøåå âðåìÿ ýòîé íî÷è è îòðàçèâøèé âñÿêîå íàïàäåíèå äèàâîëà, Òû Ñàì, Âëàäûêà, Òâîðåö âñåãî ìèðà, óäîñòîé ìåíÿ ïðè ñâåòå Òâîåé èñòèíû, ñ ïðîñâåùåííûì ñåðäöåì èñïîëíÿòü âîëþ Òâîþ, íûíå è âñåãäà è âî âåêè âåêîâ. Àìèíü.

Источник

От сна восстав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и приподая вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя.

Не даждь ми – не дай мне. Ущедри мя – буквально: сжалься надо мною. Распныйся волею – добровольно распявшийся.

+ Приведем еще изречение преподобного Макария Великого: «Вникни в умную сущность души, и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велико небо и земля, и не о них благословил Бог, а только о тебе. Воззри на свое благородство и достоинство, потому что не Ангелов послал, но Сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъявленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама. Сам Бог пришел вступиться за тебя и избавить тебя от смерти. Стань же твердо и представь себе, какое о тебе промышление».

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Прибегаю – прихожу, ища помощи, обращаюсь за помощью. Подвизаюся милосердием Твоим – то есть по милости Твоей. Диавольского поспешения – содействия диавола, диавольского соблазна (поспешение – помощь, в достижении чего–либо). Помысленник – Помыслитель. О Тебе же все упование мое – в Тебе – вся моя надежда.

Читайте также:  Варфрейм второй сон какую школу выбрать

К Тебе, Владыко Человеколюбче… прибегаю… Хотя в современном языке сохранился глагол прибегать, прибегнуть (прибегнуть к решительным мерам), как и родственное слово прибежище, — смысл слова, его внутренняя форма обычно ускользает от нашего сознания. Детское восприятие слова прибегнуть как прибежать совершенно справедливо. Как ребенок от страха всегда прибегает к материнскому лону, и к защите рук матери – так и мы в молитве прибегаем под защиту Господа, Его Матери, Его святых. Вспомним образ средневекового города – огороженного каменными стенами пространства. Городская ограда очень скоро начала не вмещать жителей, которые вынуждены были селиться снаружи, за стенами (загородные жители). Но когда надвигались войска неприятеля, врага – загородные жители бежали (нередко при этом сжигая свои дома) в город–град – прибежище, убежище, на которое они с великой надеждой смотрели. Это образ возводит нас к Богу и Пресвятой Богородице: Они – наше прибежище от всякого нашествия вражеского. Известный образ Божией Матери «Нерушимая Стена» (в храме Софии Киевской) воплощает именно этот символ.

…И избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Строку из молитвы преподобного Макария Великого дополним словами его поучений. «Душа, действительно стремящаяся к Господу, вся и всецело к Нему простирает любовь свою и, сколько есть сил, к Нему единому привязуется своим произволением, и в этом приобретает помощь благодати, отрицается сама себя и не следует хотениям ума своего, потому что по причине неотлучного с нами и обольщающего нас зла ходит он лукаво. Таким образом, как скоро душа возлюбила Господа, исхищается из сетей собственною своею верою и великой рачительностью, а вместе и помощью свыше, сподобляется Вечного Царства и, действительно возлюбив оное, по собственной своей воле и при помощи Господней, не лишится уже вечной жизни».

«Сказываю тебе, что всего этого желает и вожделевает всякий человек: блудники, и мытари, и несправедливые люди хотели бы получить Царствие так легко, без трудов и подвигов. Для того–то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролития пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа и при такой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. Посему–то по правде входят они в Небесное Царство, отрекшись от себя самих, по Господнему слову, и паче дыхания своего возлюбив единого Господа, почему за высокую любовь свою и будут вознаграждены высокими небесными дарами».

Ты бо еси… всякому благу Помысленик и Податель… Господь назван здесь Помыслителем: Тем, Кто создает и направляет все в мире Своей опережающей и определяющей все сущее мыслью. Вспомним слова Библии: Что помыслил Ты, то и совершилось: что определил, то и явилось и сказало: вот я (Иудифь 9, 5–6). Чаще мы употребляем существительное промысл (иногда в славянском тексте – промышление) – «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомошествует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» («Пространный христианский катихизис» святителя Филарета Московского). В светских словарях современного русского языка мы можем встретить слово того же значения и крайне схожей формы – провидение; ср. церковнославянское: смотрение (другое слово того же значения).

Господи, Иже многю Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякого зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Напасть – беда; искушение. От всякого зла противна – сохранившись от всякого зла. Всяческих Творче – Творец всего сущего (звательный падеж). Выражения всяческая, вся тварь употребляется в языке Церкви для обозначения всего созданного Богом мира – земного и небесного, видимого и невидимого.

Господи Вседержителю, Боже Сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Негоже несть применение, или приложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единароднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Боже Сил и всякия плоти – Боже небесных Сил безплотных и всякой плоти. В вышних живый – живущий на небе, на высотах небесных. На смиренныя призираяй (правильнее – на смиренная призираяй) – призирающий (преклоняющий взор) на смиренное, нижнее, земное. Сердца же и утробы испытуяй – наблюдающий сокровенные помыслы. Сокровенная человеков яве предведый – ясно ведающий тайны человеческие. Присносущий – вечный. У Негоже несть пременение, или преложения осенение – Который неизменен, не меркнет и не оставляет ничего затененным (пременение – изменение; осенение – тень). Яжездесь: которые. На множество Твоих щедрот дерзающие – надеясь на обилие сострадания Твоего. Настоящаго жития нощь – ночь здешней, теперешней (земной) жизни. Ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне – ожидающим светлого и славного дня (Второго) пришествия. Воньже – в него (в этот день). Комуждо – каждому. По делом – по делам, согласно делам. Не падше и обленившеся – не лежащим и сонным. Обрящемся готови – окажемся готовыми; Ты найдешь нас готовыми. Идеже – где. Доброта – красота, благость. Всяческая – все сущее, весь мир. Тварь – творение.

+ В этой молитве встречается несколько выражений из Священного Писания, понимание и правильный перевод которых весьма важны.

Читайте также:  Полеты во сне и наяву фильм 1982 википедия

В вышних живый и на смиренная призираяй. Небесные высоты противопоставляются в этом библейском выражении земным долам: Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли (Пс.112:5–6; в русском переводе псалма: Кто, как Господь Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю). То же выражение в Пс.137:6: Яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть.

У Негоже несть пременение, или преложения осенение. Эти слова – из Послания ап. Иакова: Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения стень (Иак.1:17; в русском переводе: Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены). Славянский перевод слов апостола несколько непонятен, а русский – не вполне точен (слова изменение и перемена как бы повторяют друг друга). Словами преложения осенение передано греческое… означающее тень, которая образуется при обращении светила (обращаясь, светило освещает предметы, но они непременно отбрасывают тень, так что все предметы и места не могут быть освещены равномерно, а свет Божества все одинаково освещает и тени не оставляет).

На множество Твоих щедрот дерзающие. Частое в молитвах слово щедрота мы легко понимаем как щедрая милость. Это верно, конечно, но основное значение соответствующего греческого слова – сострадание, жалость. На щедроты Твоя дерзая прихожду, — говорится в 5–й молитве ко Святому Причащению. Милосердие Творца и Владыки дает нам дерзновение – смелость в прошении; мы предстоим не только перед Праведным Судией, но и перед любящим Отцом; да услышим от Него: Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф.9:2); Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф.9:22).

Ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единароднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Эти слова молитвы приводят на память притчи Христовыо Втором Его пришествии: Да будут чресла ваши препоясаны и светильниками горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк.12:35–37; см. также главы 24–25 Евангелия от Матфея). Неизреченная доброта – несказанная красота Лика Божия – не эстетическое понятие, а слияние высшей красоты и высшего Блага. Вспомним название драгоценного сборника святоотеческих поучений о том, как человек может и должен приближаться к Богу: «Добротолюбие». Прекрасное церковнославянское слово доброта, созвучное нашему добро, доброта, должно возвратить наш ум к пониманию добра и блага как предельной, высшей красоты. Быть христианином – значит быть ожидающим и желающим пришествия дня Божия (2 Пет.3:12), светлаго и явленнаго дне, когда эта высшая красота Добра будет наконец явлена любящим Бога. Апостол Иаков утешает и укрепляет нас в этом ожидании: Итак, братья, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается (Иак.5:7–8).

Воньже, вонь – в него. Написание в онь же, в онь ошибочно. Такое написание родилось из понимания слова как соединения предлога в с местоимением он; это верно по содержанию, но не по форме (на конце местоимения он никак не мог возникнуть ерь наш мягкий знак). Здесь скорее уж во нь же, во нь: предлог въ и форма местоимения онъ – и, к которой в положении после гласной предлога приращивается «н» — въ (н) – вонь. Ср. совр. Русское: о них, в него и др.

Тя благословим, высший Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа, подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов многотрудныя плоти. Благодарим Тя, яко не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою. Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави; отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тя благословим – Тебя восхваляем (слово благословити означает в церковнославянском языке, вслед за греческим, не только привычное нам священническое или родительское благословение, но и вообще благое слово – хвалу). Неизследованная – непостижимое (напомним – это гворилось в примечании к молитве «Царю Небесный», — что в церковнославянском языке в обобщенном значении существительного употребляются прилагательные среднего рода множественного числа: великая и неизследованная, славная и ужасная, ихже несть числа – великое и непостижимое, славное и ужасное без числа). Обычно – как всегда, как Ты постоянно делаешь. В нечаянии лежащия ны – нас, спящих (во сне не осознававших окружающей действительности). Во еже – чтобы (обратите внимание: вот для чего, зачем пробудил нас Господь от сна!). Держава – сила, власть, подвластная область (то есть – и весь мир Божий). Исполни я – наполни их.

+ Обратите внимание на сходство этой молитвы с утренней молитвой ко Пресвятой Троице. Можно сравнить эти две молитвы. Заметьте, что молитва ко Пресвятой Троице построена в единственном числе (обращена к Богу от «я»), а молитва святителя Василия Великого – во множественном (от «мы»). В молитвенном правиле мудро чередуются молитвы с «я, меня» — таковы, например, все молитвы преподобного Макария Великого, — и молитвы во множественном числе («мы, нас»), пример чего подает прежде всего молитва Господня. Это приучает христианина постоянно молиться за ближних, Церковь и весь мир Божий и в то же время никогда не молиться отвлеченно, «вообще» — не забывать об отчаянном состоянии собственной души.

Источник