Как меняется общая продолжительность сна в онтогенезе

Как меняется общая продолжительность сна в онтогенезе thumbnail

Мозг развивается последовательно и довольно продолжительное время – начиная с внутриутробного периода и заканчивая, в основном, к 20-22 годам жизни. Структуры, отвечающие за более базовые и жизненно необходимые функции, созревают раньше всего, в то время как структуры, отвечающие за логическое мышление, планирование действий и т.д. (префронтальная кора) созревают гораздо позже, по некоторым данным только к 40 годам (Blakemore S.-J., 2010, материалы конференции British Neuroscience Association).

В процессе онтогенеза ширина коры мозга увеличивается в три раза, а вот количество нейронов на единицу площади – уменьшается. Это происходит из-за значительного роста и разветвления нервных отростков – дендритов, которые раздвигают тела нейронов.

Скорость миелинизации различных участков коры также идет неравномерно, как и развитие отдельных слоев коры (прогрессивнее растет только слой III в ассоциативных полях коры).

миелинизация в онтогенезе

Рис.4. Развитие мозга человека с 4 лет до 21 года по данным fMRI исследований. Цвет показывает зрелость мозга (красный – менее зрелый, фиолетовый – более зрелый мозг). Слева направо: мозг в 4 года, в 6 лет, в 9 лет, в 13-15 лет, в 17-21 год. Адаптировано из: Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits. Neuropsychopharmacology REVIEWS (2010) 35: 147-168.

Точно также и структуры мозга, отвечающие за определенную стадию и/или фазу сна (смотри пост Центры бодрствования и сна), развиваются во времени неравномерно. Так, первыми созревают филогенетически древние отделы мозга, в частности ствол мозга, структуры которого отвечают за генерацию быстрого сна.

Этот процесс происходит еще во внутриутробном периоде и окончательно оформляется в первые дни после рождения, когда активный сон (предшественник быстрого сна) трансформируется непосредственно в быстрый сон.

Затем созревают более молодые отделы мозга, отвечающие за спокойный сон (предшественник медленного сна). Первые пару месяцев сон ребенка состоит только из дельта-сна (4я стадия медленного сна), причем этот сон также не эквивалентен дельта-сну взрослого человека.

Кора созревает в направлении от задних отделов к передним, и если дельта волны взрослого человека генерируются передними отделами – медиальной префронтальной, орбитофронтальной и передней цингулярной корой (DangVu et al., 2008), созревающими одними из последних в онтогенезе, то у младенцев дельта-ритм генерируется задними участками коры.

Третья стадия медленного сна (с тета-волнами, генерируемыми за счет взаимодействия коры с гиппокампом) формируется только к 2-3 месячному возрасту. Где-то в возрасте 3-4 месяцев цикл сна ребенка уже соответствует таковому взрослого человека, только с меньшей продолжительностью – около 40-60 мин вместо полутора часов.

Вторая стадия медленного сна с сонными веретенами (результат взаимодействия коры и таламуса) появляются в 2-3 года (по другим данным с 6 месяцев) и только к 8-12 летнему возрасту появляется 1я стадия (дремота).

Получается интересная ситуация – примерно до 12-летнего возраста дети могут либо бодрствовать, либо крепко спать. Хотя у младенцев есть альфа-подобные волны (Строганова Т.А., 2001, автореферат диссертации), генерируемые, в основном, затылочной долей (отвечает за предметное зрение), это не тот альфа-ритм который наблюдается в спокойном бодрствовании и при засыпании/дремоте у взрослого человека. Только когда сформируются все четыре стадии медленного сна можно говорить об окончании формирования фазовой структуры сна.

В целом, в детском возрасте доминирует тета-ритм (период от 2 до 8 лет), который регистрируется и во время сна и при бодрствовании (у взрослого человека только во время сна или наркоза), и связано это с созреванием синхронизирующих структур промежуточного мозга.

Другим превалирующим в детском возрасте ритмом является дельта-ритм, который может регистрироваться на ЭЭГ 3-6 летнего ребенка даже при бодрствовании (Taylor, Michael, 2002). В период между 11-14 годами, доля дельта-волн падает на 25% (Campbell et al., 2012) и исчезает полностью или почти полностью к 75 годам (Colrain et al., 2010).

Возрастные изменения распределенности сна в течение суток

С возрастом меняется и распределенность сна в течение суток. Если у взрослого человека, как мы знаем, сон носит монофазный характер (консолидированный 8-часовой ночной сон), т.е. мы спим один раз в сутки в определенное время, то у младенцев сон полифазный. Периоды сна и бодрствования у них циклически чередуются так, что каждые 4 часа наступает сон примерно 6 раз в течение суток. Связано это с особенностями функционирования центральных биологических часов организма – супрахиазматического ядра (СХЯ).

В это время в жизни ребенка господствует не привычный нам циркадианный (суточный) ритм, а более короткий 4-часовой ультрадианный ритм, который в свою очередь делится на 50-60 минутные интервалы (рис.5).

развитие сна у грудных детей

Рис.5. Развитие сна у грудных детей. Сразу после рождения преобладают короткие ритмы активности – 50-60 минутный и 4-часовой. При взрослении начинает преобладать 24 часовой суточный ритм.

В каждый из 4-часовых периода может случиться один или несколько циклов сна. Поэтому по ночам груднички просыпаются каждые 3-4 часа. Только с 5й недели жизни сон начинает зависеть от смены дня и ночи, постепенно увеличиваясь в ночное время и достигая к 2-3 месячному возрасту более-менее стабильного уровня (рис.6). В этом возрасте около 44% детей уже спят всю ночь.

Возрастные изменения паттерна сна и бодрствования.

В возрасте одного года количество эпизодов сна значительно сокращается и в 4 года становится двухфазным (основной ночной сон и дневной короткий сон = нэп).

Как известно, в некоторых культурах двухфазный сон практикуется и у взрослых в виде сиесты в южных странах, тихого часа в Китае (там обеденный перерыв длится 2 часа – час на обед и час на сон) и т.д. Интересно, что двухфазный сон ребенка 4 лет повторяет кривую суточной активности со спадом в 15:00-16:00 (рис.7).

суточные изменения внимания

Рис. 7. Кривая суточных изменений внимания с минимумами в ночной период (01:00 – 05:00) и в дневной период (около 15:00) при общепринятом монофазном графике сна. Спад активности в 15:00 может быть сдвинут на 13:00 в случае, если практикуется сиеста.

Читайте также:  Видеть во сне небо со звездами

Я думаю, многие сами замечали, что в период с 15:00 до 17:00 часто клонит в сон, особенно после плотного обеда, когда происходит перераспределение кровотока в пользу ЖКТ (как известно, сытое брюхо к работе глухо).

Результаты эксперимента, проведенного сомнологом Перетцом Лави (Peretz Lavie) подтверждают, что именно в эти промежутки времени организм настроен на сон. В этом эксперименте, получившим название 7/13, испытуемых просили пытаться заснуть в 7-минутные интервалы и бодрствовать в 13-минутные интервалы и так в течение суток.

При этом отмечали легкость засыпания или, наоборот, поддержания активности. В определенное время суток испытуемые засыпали почти всегда в 7-минутные интервалы (ночью и в период между 14:00 и 16:00), в другие периоды – почти никогда (днем и в период 20:00-22:00).

Получившаяся кривая (рис.8), которая есть отражение суточной активности, доказывает наличие влияния биологических часов на сон. Иначе люди бы могли с одинаковой частотой засыпать или не засыпать в любое время суток.

Эксперимент 7/13

Рис.8. Эксперимент 7/13. Склонность ко сну имеет место ночью и в послеполуденное время.

Возрастные изменения преференций к времени для сна

С возрастом меняется также время отхождения ко сну, происходит циркадианный дрейф в ту или иную сторону. В подростковом возрасте, к примеру, происходит необъяснимое запаздывание по фазе (phase delay) на 1-2 часа, так что тинейджеры чувствуют себя на подъеме до поздней ночи (до 00:00) и им, естественно, гораздо сложнее становится вставать рано утром (до 9:00). Другими словами у подростка устанавливается «совиный» хронотип (рис.9).

совы и жаворонки

Рис.9. Возрастные изменения хронотипа человека. Дети по мере взросления засыпают все позже, но к концу юношества (19,5 лет для женщин и 20,9 лет для мужчин) начинается движение в обратном направлении, видимо, вследствие гормональных перестроек, влияющих на темпы эндогенных биологических часов. Такие тенденции в сторону «сов» в подростковом возрасте и в сторону «жаворонков» в пожилом свойственны всем людям независимо от их хронотипа, который детерминируется генетически.

Кстати, поскольку такая физиологическая особенность никак не учитывается в повседневной жизни подростка (часы посещения школы или заведенные дома порядки), то эмоциональная нагрузка в связи с таким режимом может вносить свой вклад в перепады настроения и эмоционально-поведенческие расстройства ребенка.

После 55 летнего рубежа, наоборот, наблюдается ускорение по фазе (phase advance), при котором человека клонит в сон раньше обычного вечером, но и время пробуждение также переносится на более ранние часы. Устанавливается хронотип «жаворонков».

Такому же ускорению по фазе следует и секреция мелатонина, и ритм температуры тела (Froy, 2011). Причина, скорее всего, в нарушении работы центральных биологических часов (СХЯ), в которых с возрастом начинают по-другому секретироваться нейромедиаторы: вазоактивный интестинальный пептид (Kallo et al., 2004), аргинин вазопрессин (Rozendaal et al., 1987), TGF-β (Beynon et al., 2009).

Уменьшается также амплитуда ритмической электрической активности СХЯ (Aujard et al., 2001). Тут стоит отметить, что очень часто у пожилых людей неправильно диагностируется бессонница, а на самом деле это естественный профиль сна для этого возраста. К сожалению, до сих пор этот факт не принимается во внимание не только пациентами, но и врачами.

Источник

В
последние недели беременности периоды
быстрого сна у плода
занимают 30-60% сна, остальное время
составляет медлен­ный
сон.

Общая
характеристика сна детей. Основная
тенденция сна де­тей
— постепенное уменьшение
общей его продолжительности
и
зна­чительное
снижение
доли БДГ-фазы
(рис.
6.17). Последовательность и
длительность остальных фаз, не указанных
на рис. 6.17, у детей грудного
и младшего возраста также иные, чем у
взрослых. Значи­тельная
доля БДГ-фазы в самом раннем возрасте
наводит на мысль, что
этот сон, сопровождающийся повышенной
активностью нерв­ных
клеток (такая же десинхронизация ЭЭГ,
как и при сосредото­чении
внимания), играет важную роль в
онтогенетическом разви­тии ЦНС:
поскольку грудные дети получают гораздо
меньше ин­формации
об окружающем мире, чем взрослые, их
сновидения обеспечивают
внутреннюю стимуляцию, компенсирующую
не­достаток
внешней.

Продолжительность
сна
у
детей зависит от возраста. Новоро­жденный
спит около 20 ч в сутки, в возрасте 6 мес
— 15 ч. Естест­венная
потребность во сне с годами уменьшается.
К концу перво­го
года жизни продолжительность сна
сокращается до 13 ч в су­тки.
Средняя продолжительность сна у детей
2-го года — 12 ч, — 9 лет-
10 ч, 13-15 лет-9 ч, 16-19 лет -8 ч в сутки.

Характер
сна
детей — многоразовый.
Новорожденные
спят 9 раз
в сутки, смены сна и бодрствования мало
зависят от времени суток.
Однако отчетливое преобладание ночного
сна за счет со­кращения дневного сна
возникает уже в конце первого месяца
жизни
и после этого стабилизируется. В возрасте
1 года дети обычно
спят 3 раза в сутки, причем наиболее
продолжительным остается
сон в ночное время. В ясельный и дошкольный
периоды сон
обычно становится двухразовым, а с
начала школьного воз­раста
— одноразовым, как у взрослых.

Соотношение
быстрого и медленного сна у
детей
также с возрас­том
изменяется. У грудного ребенка быстрый
сон и медленный сон по протяженности
фаз примерно равны. У ребенка 2-го года
жизни быстрый
сон занимает 30-40% от общего времени сна,
а с 5 лет формируются соотношения,
свойственные взрослому человеку:
20-25%-быстрый
сон, 75-80%- медленный сон.

Этапы формирования внд у детей

А.
В антенатальный период

возможность выработки условных рефлексов
не доказана. Даже у недоношенных детей
условные рефлексы
не вырабатываются в течение (примерно)
срока недо­ношенности.
Однако структура коры большого мозга
достигает высокой
дифференцировки уже к концу антенатального
периода развития,
что связано с ее интенсивным
функционированием. За 2-3
мес до рождения плод, реагируя отчетливыми
движениями на внезапное
звуковое раздражение, при повторении
звука постепен­но
снижает двигательную реакцию, а затем
и совершенно пре­кращает движения.
Если же после этого дать другие
раздражите­ли,
в том числе и другие звуки, можно вновь
наблюдать двига­тельную реакцию
плода. Таким образом, во второй половине
антенатального
онтогенеза функции коры следует
определять уже как
ориентировочно-исследовательские,
аналитические.

Читайте также:  У ребенка глаза бегают во сне

Б.
Неонатальный период

(от рождения до 1 мес). К концу первой
недели
жизни у ребенка возникает условный
рефлекс на время кормления.
Так, при строгом режиме за 30 мин до
кормления об­наруживаются
лейкоцитоз и усиление газообмена, а
затем ребе­нок
просыпается. Мигательный условный
рефлекс (условный раз­дражитель
— яркий свет, безусловный — вибрация),
двигательно-оборонительный на звук
(безусловный стимул — электрокожное
раздражение)
также образуются в конце первой — начале
второй недели
жизни ребенка.

К
концу второй недели

жизни появляется условный сосатель­ный
рефлекс на «положение кормления»
(рефлекс Бехтерева -Шелованова).
Условными раздражителями служат
положение те­ла
ребенка, типичное для кормления, а также
тактильные, проприоцептивные и
вестибулярные раздражения, которые
возника­ют
при предшествующем кормлению пеленании;
подкреплением является
кормление. Условный рефлекс проявляется
в искатель­ных
движениях головы, сосательных движениях
и приоткрывании рта.

К
концу первого месяца

жизни образуются условные рефлек­сы
на обонятельные, вкусовые и звуковые
раздражители; в начале второго
месяца появляются условные рефлексы
на кожно-тактильные
раздражители, затем — на зрительные.

Условные
рефлексы у новорожденных неустойчивы,
выраба­тываются значительно труднее,
чем в старшем возрасте ребенка. Внешнее
безусловное торможение условных
рефлексов проявляет­ся раньше, чем
внутреннее (условное).

В.
Грудной возраст

(от 1 до 12 мес), У ребенка на 2-м
месяце жизни

возникает специфическая человеческая,
социальная по сво­ей природе потребность
общения со взрослым человеком. В этот
период
в связи с созреванием ЦНС и анализаторов,
а также воз­действием
внешней среды и окружающих ребенка лиц
ВНД бурно развивается:
быстро вырабатываются и становятся
более проч­ными
условные
рефлексы, вырабатывается их внутреннее
тормо­жение, появляются эмоции на
окружающую обстановку и окру­жающих
лиц, после 6 мес начинает развиваться
речь.

К
концу 1-го года

или несколько позже, когда ребенок
делает первые
шаги, начинается очень важный этап
познания окружаю­щей
среды. Передвигаясь самостоятельно,
натыкаясь на предме­ты,
ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок
овладевает чув­ством
трехмерности пространства, существенно
дополняя свои зрительные и слуховые
восприятия, вырабатывает важные навыки
активного
познания мира. На этом этапе нередко
моторное раз­витие связано с речевым:
чем увереннее передвигается ребенок,
тем лучше он овладевает речью, хотя
возможны и отклонения в виде
диссоциации указанных функций.

Г.
Познавательная деятельность в возрасте
1-3 лет
.
На 2-м году жизни
она нерасторжимо связана с мышечными
ощущениями, получаемыми
в результате манипулирования с предметом.
Мышле­ние
ребенка на первых этапах формируется
как «мышление в дей­ствии».

На
2-м
году жизни
закладываются
основы
психической
деятель
ности,
идет подготовка к самостоятельному
хождению, к речевой деятельности.
Восприятие различных раздражителей,
контакт с ок­ружающим миром имеют для
них в этот период огромное значение.
Дефицит
раздражений, их монотонность заметно
сказываются на дальнейшем
психическом развитии. Существует мнение,
что в этот период
происходит так называемое первичное
обучение, т.е. фор­мируются
«нейронные ансамбли», которые в дальнейшем
служат фундаментом для более сложных
форм обучения.

В
возрасте до 2-2,5 года ребенок, как правило,
общителен, дружелюбен,
легко вступает в контакт с незнакомыми,
редко ис­пытывает чувство страха.

Поведение
ребенка 2-го и 3-го годов

жизни поражает бурной и настойчивой
исследовательской деятельностью.
Ребенок тянется к каждому
предмету, трогает его, ощупывает, толкает,
пробует поднять.
Ведущая роль принадлежит руке, поэтому
необходимо обучение
игровым навыкам (кубики, рисование),
бытовым навы­кам
(самостоятельное одевание, застегивание
пуговиц, шнуровка ботинок и др.). В связи
с тем что проекция кисти руки занимает
огромную
площадь в коре больших полушарий,
активность и точность
работы мышц руки являются предпосылкой
активиза­ции
корковых центров.

Постепенно
у ребенка вырабатывается система
адекватных действий с различными
предметами: на стул он садится, ложкой
ест,
из чашки пьет. Если
действия ребенка
с
предметом ограничить,
его познавательная деятельность
оказывается
обедненной,
при этом задерживается
в
своем
развитии
и мышление.

На
3-м году

жизни в психологическом плане наблюдается
до­вольно
сформированное чувство «Л». У ребенка,
уже овладевшего фразовой
речью и имеющего хотя и небольшой, но
свой собст­венный
жизненный опыт, отмечается очень сильная
тяга к само­стоятельности.
Одним из последствий такого стремления
является упрямство,
не всегда понятное родителям. Это
упрямство и свое­волие
значительно возрастают, если родители
пытаются ограни­чить самостоятельность
ребенка. В этом возрастном периоде
мо­гут наблюдаться различные
невротические реакции психогенного и
соматогенного характера.

Д.
В возрасте 3-5

лет
совершенствуется условнорефлекторная
деятельность,
увеличивается
число динамических стереотипов, ярко
выражена игровая деятельность, что
способствует развитию интеллекта.
Для этого возраста типичны бурные
проявления
эмоции,
которые,
однако, имеют нестойкий характер, поэтому
дан­ный
период называется возрастом
аффективности.
Дети
пытают­ся утвердить себя, выделить
среди других детей, привлечь к себе
внимание. В этом возрасте существенно
изменяется характер ори­ентировочных
реакций: раньше они стремились все
потрогать, теперь
задают вопросы: «Что это такое?», «Как
зовут?» и т.п. Форму
предмета ребенок определяет уже «на
глаз».

Е.
Период с 5 до 7 лет характеризуется тем,
что существенно возрастают сила,
подвижность и
уравновешенность
нервных
про­
цессов.
Это
выражается в повышении работоспособности
коры головного мозга, большей стабильности
всех видов внутреннего торможения,
снижении генерации возбуждения. Именно
поэтому дети
способны теперь сосредоточить внимание
в течение 15-20 мин
и более. Выработанные условнорефлекторные
реакции менее поддаются
внешнему торможению. Дети начинают
читать, писать, рисовать,
весьма активно познают внешний мир,
окружающие предметы
— стремятся всё разобрать, отвинтить,
сломать, заглянуть «внутрь», по-прежнему
задают много вопросов. Дети уже в
состоя­нии управлять своим поведением
на основе предварительной сло­весной
инструкции. Они могут удерживать
программу действий, состоящую
из ряда двигательных операций. Как
известно, реакции с
предвидением результатов действия
формируются при участии лобной
коры. Именно
к 7-летнему возрасту происходит
морфологи­ческое созревание лобного
отдела
коры больших
полушарий.

Читайте также:  После обеда тянет в сон упадок сил причины

Слово
в этом возрасте приобретает обобщающее
значение, близкое
к тому, которое оно имеет для взрослого
человека, одна­ко
процесс обобщения пока опирается на
главный признак пред­мета
(например, мебель — это то, на чем сидят).

В
возрасте от 5 до 7 лет повышается роль
абстрактного мыш­ления. Если до сих
пор главным было мышление в действии,
то теперь начинает преобладать словесное
мышление с внутренней речью. Ребенок
начинает пользоваться понятиями, которые
уже абстрагированы
от действий. Семилетний
малыш оценивает себя
как
важную личность, а собственную деятельность
— как общест­
венно
значимую.

Ж.
Младший школьный период

девочек
от
7 до 11
лет,
у
маль­
чиков
от
7 до 13
лет).
У ребенка 7-8 лет уже хорошо развиты
мо­торика
и речь, он умеет тонко анализировать
ситуацию, у него развито
чувство «психологической дистанции»
в отношениях со взрослыми. В то же время
у него нет еще достаточных самокрити­ки
и самоконтроля, не выработана способность
к длительному сосредоточению;
в деятельности преобладают игровые
элементы. При
поступлении в школу могут возникать
отклонения, связан­ные
с недостаточной психологической
подготовленностью ребен
ка к систематическим занятиям, к
коллективу. Некоторые дети не могут
спокойно сидеть в течение урока, не
могут сосредоточить внимание,
рассеянны. Это может напоминать картину
умственной недостаточности,
слабой сообразительности, сниженной
памяти. Для
дифференцировки подобных проявлений
необходимо тща­тельное
психоневрологическое обследование.
Следует отметить, что
начиная с 7-летнего возраста мальчики
в созревании систем организма
и развитии ВИД отстают от девочек
примерно на 2 го­да.
В этом возрасте основные нервные процессы
(возбуждение и торможение) обладают
значительной силой, подвижностью,
уравновешенностью и приближаются к
таковым взрослого чело­века. Все виды
внутреннего торможения развиты достаточно
хо­рошо. Данная возрастная группа
характеризуется быстрым упро­чением
условных рефлексов и условного
(внутреннего) торможе­ния,
устойчивостью к внешним воздействиям,
более быстрой концентрацией нервных
процессов. Любой раздражитель первой
сигнальной системы может быть увязан
с раздражителем второй сигнальной
системы. Обеспечивается формирование
любого сложного
условного рефлекса и условного
(внутреннего) тормо­жения.

3.
Подростковый возраст

мальчиков
от 13 до 17 лет, у девочек
от
11
до
15
лет).
В этот критический период, который также
назы­вают переходным (пубертатным),
существенно изменяется условнорефлекторная
деятельность подростков, а их поведение
харак­теризуется
явным преобладанием
возбуждения.
Реакции
по силе и характеру
часто неадекватны вызвавшим их
раздражителям и со­провождаются
избыточными дополнительными сопутствующими
движениями рук, ног и туловища (особенно
у мальчиков), подоб­но
тому как это было в раннем возрасте.
Условное торможение, особенно
дифференцировочное, ослабевает. Это
объясняется по­вышенной
возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса
торможе­ния
и как следствие иррадиацией возбуждения.

Скорость
образования условных рефлексов на
непосредствен­ные (зрительные,
звуковые, тактильные) раздражители
теперь возрастает,
в то время как процесс образования
условных рефлек­сов
на словесные сигналы затрудняется, т.е.
наблюдается ослаб­ление
значения второй сигнальной системы.
Речь в подростковом возрасте отчетливо
замедляется, ответы на вопросы, как
правило, становятся очень лаконичными
и стереотипными, словарь как бы обедняется.
Для того чтобы получить исчерпывающий
ответ по какому-то
поводу, необходимо задать ряд дополнительных
во­просов.
Стремление быть взрослым может проявляться
в подра­жании
привычкам взрослых, в ниспровержении
всех авторитетов, активном сопротивлении
любым мерам принуждения. У подростков
появляется интерес к таким проблемам,
как смысл жизни, лю­бовь,
счастье. В этом периоде вегетативная
регуляция несовер­шенна:
отмечаются избыточная потливость,
неустойчивость арте­риального
давления, кожно-трофические нарушения,
лабильность сосудистых
реакций.

Явления
акселерации, наблюдавшиеся в последние
десятиле­тия,
вероятно, оказывают влияние и на
формирование нервно-психических
функций. Однако соматическое развитие
в пубер­татном периоде несколько
опережает нервно-психическое, что может
приводить к функциональным расстройствам
нервной системы.

Перечисленные
изменения объясняются гормональной
пе­рестройкой
организма (период полового созревания),
ухудшением питания
и снабжения головного мозга кислородом.
Это происхо­дит
вследствие того, что развитие
сердечно-сосудистой системы отстает
от роста тела; кроме того, повышение
функций надпочеч­ников и других желез
внутренней секреции приводит к
повышен­ному
содержанию адреналина в крови и,
естественно, к сужению сосудов.
Поэтому у подростков в переходном
периоде отмечается быстрая
утомляемость как при умственных, так и
при физических нагрузках
(головокружение, иногда одышка, часто
— головная боль, усиление
сердцебиения).

У
девочек этот период проходит более
тяжело, чем у мальчи­ков,
у которых функциональные расстройства
выражены слабее. По-видимому,
эти различия объясняются большей
двигательной активностью мальчиков,
тренировкой сердечно-сосудистой сис­темы
и ЦНС, что частично сглаживает указанные
функциональ­ные
нарушения.

Примерно
в середине переходного периода у
подростков на­блюдаются
психическая неуравновешенность с
резкими перехо­дами
из одного состояния в другое — от эйфории
к депрессии и наоборот, резкое критическое
отношение к взрослым, негативизм,
аффективные
состояния, чрезвычайная обидчивость;
у девочек — склонность
к слезам.

Период
гормональной перестройки организма
требует разум­ного отношения взрослых
к подросткам. Конфликты между под­ростками
и их родителями нередко возникают из-за
недооценки особенностей
ВНД в период полового созревания.
Правильный, здоровый ритм, спокойная
обстановка, доброжелательность,
ин­тересные
для подростков занятия, в том числе
физическая культу­ра,
являются хорошей профилактикой
функциональных рас­стройств.

Постепенно
начинает нивелироваться гормональный
дисба­ланс,
ликвидируется отставание в развитии
сердечно-сосудистой
системы, улучшаются условия деятельности
ЦНС. Нейроны ста­новятся
более зрелыми, увеличиваются синтез
нуклеиновых ки­слот, метаболизм
нервных клеток, возрастает роль лобных
облас­тей коры, завершается специализация
различных отделов коры большого
мозга в восприятии и оценке информации,
межполушарная
интеграция, и, как следствие, оптимизируется
ВНД. Уменьшаются
латентные периоды реакций на словесные
раздра­жители,
усиливается внутреннее торможение. В
возрасте 17-18 лет улучшается
память, ВНД достигает
своего
совершенства, организм считается
созревшим.

21

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник