Как отучить качать ребенка перед сном
Ребенок, который всегда радует родителей крепким детским сном, встречается не так часто, как того хотелось бы. Обычно даже спокойный и уравновешенный малыш превращается в маленького тирана или плаксу, когда приходит пора укладываться спать. Если мама и папа будут приучать малыша ко сну по правилам, а не пускать этот деликатный процесс на самотек, то никаких проблем со сном у ребенка не будет. Соответственно, не будет проблем с недосыпанием и усталостью у его родителей и других членов семьи.
Авторитетный детский врач и автор многочисленных статей и книг для родителей о детском здоровье Евгений Комаровский знает, как правильно научить ребенка укладываться спать. И этим знанием он всегда охотно делится с родителями, которые никак не могут наладить режим отдыха своего малыша.
Детский сон
Озадачиться вопросами организации детского сна родители должны сразу после возвращения из роддома. И хоть спит новорожденный младенец до 20 часов в сутки, это самое подходящее время для установления и первой «обкатки» режима сна и бодрствования. Если это сделано, то редко в более старшем возрасте у малыша будут возникать проблемы с засыпанием.
Но если крохе не помогли с самого начала жить по определенному режиму, то потом ситуация может усугубиться.
Правила детского сна расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Ночной и дневной сон очень взаимосвязаны. Если ребенок плохо спит днем, то, скорее всего, и ночью у него будут сложности со спокойным отдыхом, а это значит, что вся семья не будет высыпаться.
Конечно, все дети разные, как и семьи, в которых они растут, но медики постарались подсчитать суточную потребность в сне для детей разного возраста. Нормально развиваться, по их мнению, чадо сможет только тогда, когда продолжительность его сна хотя бы примерно приближена к этим, довольно усредненным, нормативам:
- Новорожденным и детям до месяца отводится 9 часов дневного сна и 11-12 часов ночного (с перерывами на перекусы).
- До 2 месяцев у ребенка обычно бывает 4 дневных эпизода сновидений и 10 часов ночного отдыха.
- К полугоду малыш может спать днем 2-3 раза, а ночью он спит не менее 9-10 часов. Кормить его в ночное время уже необязательно.
- На два дневных сна кроха переходит в 7-9 месяцев, длительность ночного отдыха остается прежней. 10 часов ночью и 1-2 дневных сна по 2 часа нужны малышу в возрасте года и чуть старше.
Еще раз отмечу, что нормы эти довольно общие, и малыши вовсе не обязаны с аптекарской точностью соответствовать этим цифрам и рекомендованным значениям.
Дети спят иначе, чем взрослые. У них, согласно исследованиям ученых из Великобритании, совершенного иная структура сна, иной темп чередования медленной и быстрой фаз.
Сны дети до 6-7 лет видят не так часто, как думают взрослые, но чаще страдают парасомниями (это те самые патологии сна, которые так сильно осложняют процесс нормального отдыха всей семьи). Чаще всего паросомнии выражаются ночными кошмарами, сноговорением, непроизвольными движениями конечностей во время сна, лунатизмом. Все это свойственно и совершенно здоровым деткам, речи о заболеваниях нервной системы не идет.
Но любая парасомния, с которой столкнулся малыш накануне, может увеличить страх перед засыпанием, и уложить малыша станет не так-то просто.
Правила Евгения Комаровского
Известный педиатр отмечается, что значение сна недооценивать ни в коем случае нельзя. В нем ребенок нуждается не меньше, чем в полноценном питании, витаминах, свежем воздухе и родительской любви и внимании.
Евгений Олегович называет десять основных составляющих нормального сна:
- Важен сон каждого! Это означает, что ребенок не должен спать за счет бессонницы мамы, которая всю ночь его укачивает или папы, которому утром надо на работу. Нужно стремиться к тому, чтобы все члены семьи спали одновременно и высыпались.
- Спать нужно по режиму! Ребенок должен спать тогда, когда это наиболее удобно для мамы и папы. Время отхода ко сну определяют родители, опираясь на множество факторов — график работы, семейные правила. Но важно однажды выбрав его, придерживаться именно такого режима постоянно.
- Место сна. Практикуемый сейчас совместный сон родителей с ребенком мало что общего, по мнению Комаровского, имеет со здоровым детским сном, во всяком случае, совместный сон никак не влияет на крепость сна самого маленького члена семьи. В этом вопросе тоже лучше решать из соображений удобства для родителей — если хочется спать с ребенком — пожалуйста. Но Евгений Олегович все-таки рекомендует выделить малышу собственную кроватку. Если позволяет жилплощадь, стоять она должна в детской комнате, если нет — в спальне родителей.
- Будить без сожалений! Если ребенок отлично спит днем, а потом никак не может улечься вечером, то Комаровский советует не бояться разбудить малыша, если он исчерпал весь дневной лимит сновидений. Так будет легче уложить ребенка, когда наступит время вечернего отхода ко сну.
- Питание. Одни дети после приема пищи хотят играть и активно радоваться сытости, другие (а их большинство) после еды начинают засыпать. Комаровский рекомендует оптимизировать режим кормления малыша так, чтобы перед сном (вечерним или дневным) кормление было более сытным и плотным. Это поможет малышу легче засыпать именно тогда, когда режимом установлен тихий час или ночной сон. А если ребенка тянет поиграть после пищи, то кормить его лучше заблаговременно, за час-полтора до предполагаемого времени «Ч».
- Микроклимат. Уложить малыша будет значительно проще, если родители будут помнить, что в жаркой и душной комнате уснуть сложно, а спать противно. Оптимальные параметры микроклимата доктор называет такие: температура воздуха не менее 18 и не более 20 градусов, а влажность воздуха — 50-70%. Не забывайте проветривать спальню или детскую комнату перед каждым сном.
- Купание. Уложить малыша буквально за 5 минут вполне возможно, говорит Комаровский, если перед сном искупать его в прохладной воде, а потом уложить в постель и накрыть теплым одеялом. Кроха согреется и начнет засыпать и без укачивания, на котором так настаивают бабушки и дедушки.
- Постель должна быть правильной! Никаких пуховых перинок и мягких одеялок, предостерегает Евгений Олегович. Только ровный и жесткий матрац, желательно специальный детский ортопедический, чтобы он не «проваливался» и не прогибался. Малышу до двух лет подушка не нужна вообще. После этого возраста спать на подушке можно, но она не должна быть слишком большой и слишком мягкой. И никаких перьев! Они могут вызвать сильную аллергию.
- Деликатные проблемы не должны беспокоить! Комаровский советует родителям очень внимательно отнестись к выбору подгузника для малыша. Чем более качественным он будет, тем лучше будет спать чадо. А если ребенок уже ходит на горшок, то перед сном обязательно следует сводить его в туалет. Постепенно это войдет в ритуал, который сам по себе будет напоминать ребенку о скором отходе ко сну и морально готовить его к этому.
Укачивание
В укачивании для здоровья ребенка нет никакой пользы, но и вреда, впрочем, тоже нет, утверждает доктор Комаровский. Если ребенок отказывается засыпать без этого, то родителям надо знать, что детка хочет и требует истошным ором не самого укачивания. У него есть потребность (обусловленная природой) в чувстве безопасности. Естественно, на руках малыш чувствует себя под защитой.
Эта инстинктивная потребность проходит с возрастом сама, ребенок «перерастает» ее по мере взросления. Таким образом, укачивая кроху, родители лишь продлевают «жизнь» инстинкту, которому все равно суждено отойти в прошлое.
Если хочется качать — пожалуйста, говорит Евгений Олегович. Но помните, что это вредно для здоровья родителей, которые могут потратить это время на что-то более полезное, чем укачивание.
Отучить от укачивания перед сном не так сложно, считает Комаровский. Достаточно устранить причину беспокойства, ведь карапузу мешает засыпать не отсутствие укачивания, а, как правило, более реальные проблемы — он мокрый, голодный, у него что-то болит.
Если ребенок плачет до тех пор, пока его не возьмут на руки, и снова начинает реветь, как только его кладут обратно в кроватку, то тут речь идет о вредной привычке, которая сформировалась от неправильного отношения мамы и папы к потребностям малыша.
В этой ситуации семьи встают перед нелегким выбором — дать ребенку покричать и потом наслаждаться тишиной, так как он уснет все равно, или все-таки взять и покачать. Если проще покачать и делать это потом каждый день, а то и по нескольку раз в день, то выбирать надо второе.
Евгений Комаровский подчеркивает, что родители, которые решили потерпеть крик и снять вопрос укачивания раз и навсегда, ни в коем случае не являются бессердечными или плохими. Кроме того, цель довольно хорошо различима за горизонтом — детские крики протеста в основном продолжаются только несколько вечеров, а потом сон всей семьи станет спокойным, крепким и здоровым.
Подробнее об укачивании – в следующем видео.
Советы доктора Комаровского
Чем активнее ребенок будет проводить время между периодами сна, тем легче ему будет засыпать. Активность в этой ситуации не подразумевает просмотра мультиков. Младенцу хорошо делать гимнастику, массаж, ребенку постарше — подойдут активные игры на свежем воздухе.
Беспокойный сон довольно часто бывает вызван обилием впечатлений. Дети в возрасте до 3 лет очень чувствительны ко всему новому. Этому смотреть новый мультфильм или ходить в гости, а также устраивать шумные праздники непосредственно перед засыпанием не стоит. Все увеселительные мероприятия желательно завершить как минимум за два часа до вечерних процедур перед сном — купания, туалета и укладывания в постель.
Очень часто, говорит Комаровский, на проблемы с засыпанием и на нарушения самого сна жалуются родители толстеньких малышей, которых с самого рождения приучили много и плотно кушать. Пищеварение, которым занят организм, если поесть непосредственно перед сном, не делает сон крепким. А потому лучше не перекармливать ребенка.
Если ребенок очень тревожный и впечатлительный, родители могут завести ему «друга» – плюшевую игрушку, с которой он каждый вечер будет неизменно отправляться в постель. Главное, потом не забывать этого «друга» брать с собой, если предстоит путешествие, поездка, ночевка где-то в гостях или у родственников. Потому как трехлетний ребенок без привычного мишки засыпать наотрез откажется и по-своему будет совершенно прав.
О том, что делать, если у ребенка плохой сон, смотрите в видео доктора Комаровского.
Добрый день! Девочки, подскажите пожалуйста, как научить ребенка самостоятельно засыпать? Нам 1,5 а мы до сих пор укачивания на руках… Просто положить с собой не вариант- ребенок слезает с кровати и начинает бегать по дому, веселится. Стараемся соблюдать режим. Встаём в 8 утра, днём спим с 13 до 15 или до 16, ложимся в 21:30. За полтора года дочка ни разу сама не уснула.
Комментарии
И не будет засыпать сама если одним днём не прекратите это. Чем старше, тем сложнее будет. У нас в саду детям по 2 года, а мамы их продолжают качать, Вы так хотите? Просто будьте рядом, колыбельная, поглаживания. один раз не заснёт, второй, а потом будет спать, сон возьмёт своё. Зачем с собой? только в её постель. Я до 6 мес укачивала и то я ТАК устала от этого и так болела спина… Дочь стала самостоятельно засыпать после (не без слёз научила). Зато ни нервов и куча свободного времени
Я просто, когда подросли, устраивалась в кресле в их спальне, брала на руки и пела колыбельные, иногда чуточку покачивалась всем телом- несильно
У каждой дочки был свой репертуар, но в общем- три колыбельные и в кроватку
Но я и раньше их интенсивно не укачивала на ночь никогда- только кормила на кресле- качалке и тихонько покачивалась
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ Ñлезала Ñ ÐºÑоваÑи и не пÑÑгала, обнимаÑ, ÑбалÑÑваÑ, ÑаÑÑказÑваÑ, кÑо ÑпиÑ: «ÐиÑка ÑпиÑ, папа ÑпиÑ, кÑоваÑка Ñпих» ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¿ÑидеÑживаÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ пеÑевоÑаÑивалаÑÑ, ногами не болÑала, мне в ÑÑом Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÐµÑÑ ÑпалÑнÑй меÑок. С ÑÑками Ñа же иÑÑоÑиÑ, пÑÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÐºÑ ÑÑепаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ подÑÑилкÑ, на коÑоÑой ÑпиÑ, оÑнимаÑ, ÑбалÑÑваÑ, пÑидеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑÑÑкÑ.
РоÑÑиÑ, Ðидное
Я пÑÑалаÑÑ, оÑÑÑала, но ÑеÑез какое-Ñо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑалоÑÑ. Ðока Ñам не наÑал оÑказÑваÑÑÑÑ Ð² 1г1м. Ðо ÑÑазÑ, конеÑно, не ÑÑли. Ðвела ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð°ÑÑоÑиаÑÐ¸Ñ (лежиÑ, глажÑ, пеÑни ÑепÑÑ).
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ðой Ñам оÑказалÑÑ Ð² 1.8 Ð¾Ñ ÑкаÑиваниÑ. Тоже Ñакой вопÑÐ¾Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð°:)
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
ÐÑоÑÑо даÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð´Ð¾ÑаÑÑи до Ñз
ÐеÑманиÑ, ÐеÑлин
Ðне легÑе 10 минÑÑ ÑкаÑаÑÑ Ð½Ð° ÑиÑболе, Ñем 1,5 ÑаÑа ÑкладÑваÑÑ Ð±ÐµÐ· ÑÑого. ÐÑобовали как-Ñо, 6 Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð¼Ñж пÑодеÑжалÑÑ, поÑом Ñнова ÑиÑбол. Спина, ÑÑки на ÑиÑболе лиÑно Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ болÑÑ Ð¸ не болели никогда — ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе не Ð²Ð¸Ð¶Ñ Ð¿ÑоблемÑð¤·ð»ââï¸
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐналогиÑно, ÑиÑбол вÑÑÑÑаеÑ.
РоÑÑиÑ, ÐалинингÑад
Ð¡Ð»ÐµÐ·Ð°ÐµÑ Ð¸ бегаеÑ, ÑÑо Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð² Ñаком возÑаÑÑе, ÑкаÑивание здеÑÑ Ð½Ðµ пÑи Ñем Ñ Ð´ÑмаÑ. ÐÑекÑаÑиÑÑ ÐºÐ°ÑаÑÑ Ð¸ пÑобоваÑÑ ÑкладÑваÑÑ Ð¿Ð¾ дÑÑгомÑ, как именно ÑÑÑдно подÑказаÑÑ, на ÑазнÑÑ Ð´ÐµÑей ÑазнÑе меÑодÑ. ÐÑ Ñ Ð´Ð¾Ñкой в полÑоÑа года(Ñама оÑкзалаÑÑ Ð¾Ñ ÑкаÑÐ¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ бÑÑÑлки на ноÑÑ ÐµÑе ÑанÑÑе) ÑиÑали Ñказки в книге Ñ ÐºÑаÑивÑми каÑÑинками, долго лежали, ÑазглÑдÑвали, поÑом поÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½ÑÐºÑ Ð½Ð°Ñинала заÑÑпаÑÑ. ÐоÑом книга ÑÑала не инÑеÑеÑна, наÑалаÑÑ Ð±ÐµÐ³Ð¾ÑнÑ, Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÑолÑко вÑÑÐ¾ÐºÐ°Ñ ÑизиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð² ÑеÑении днÑ, ванна, ÑÑÑно поеÑÑÑ, молока пеÑед Ñном, и конеÑно же ÑеÑпение, ÑÐ±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ — пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð¶Ñ Ð¾Ð±ÑаÑно, еÑли Ñже Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ — Ð¿Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑенки, можно игÑÑÑеÑÐºÑ ÐºÐ°ÐºÑÑ-Ñо даÑÑ, ÑÑоб в ÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÑÑÑила и заÑÑпала. РобÑем Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ Ñвой, ÐÑ Ð¿ÑобÑйÑе по ÑазномÑ, Ñо вÑеменем ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð²Ð¸Ð´Ð½Ð¾, ÑÑо Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðам Ñ Ñебенком, а ÑÑо неÑ. Ð Ñ Ð½Ð°Ð²ÐµÑно бÑла Ð±Ñ Ð¸ Ñада, еÑли Ð±Ñ ÑкаÑивание помогало, но доÑке ÑÑо давно не нÑавиÑÑÑ Ð¸ пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнно ÑÑо-Ñо пÑидÑмÑваÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ, одно и Ñоже Ð½Ð°Ð´Ð¾ÐµÐ´Ð°ÐµÑ ÐµÐ¹ и не дейÑÑвÑеÑ))
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
ÐоÑÐºÑ Ð´Ð¾ 2Ñ Ð»ÐµÑ ÑкаÑивала, поÑом мои ÑÑки и Ñпина «Ð²Ð·Ð²Ñли» и Ñ ÑеÑила оÑÑÑаÑÑ. Я пÑоÑÑо положила ÐµÑ Ð² кÑоваÑÐºÑ Ð¸ Ñела ÑÑдÑÑком (она Ñ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ¿Ð¸Ñ Ð² Ñвоей кÑоваÑи). ÐоÑка пÑоÑилаÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑки, но Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнÑла, ÑÑо Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÑÑка (и ÑÑо бÑло пÑавдой — Ñ Ð´Ð¾ÑÐºÑ Ð´Ð¾Ð»ÑÑе 5 минÑÑ Ð½Ðµ могла на ÑÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑжаÑÑ) и Ñ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð²Ð·ÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑки. ÐÑоÑÑо Ñидела ÑÑдÑÑком и деÑжала ÐµÑ Ð·Ð° ÑÑÑки — ÑÑнÑла бÑÑÑÑо. Сложнее бÑло на ÑледÑÑÑий Ð´ÐµÐ½Ñ ÑложиÑÑ Ð´Ð½Ñм — 1,5 ÑаÑа она нÑла, плакала, ÑговаÑивала, беÑилаÑÑ, но Ñак и не ÑÑнÑла. Ð Ð²Ð¾Ñ Ñ Ñого моменÑа (и до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ, Ñ Ð¾ÑÑ ÐµÐ¹ Ñже 4,5 года) она Ñама заÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² Ñвоей кÑоваÑи, а Ñ ÑÐ¸Ð¶Ñ ÑÑдÑÑком
РоÑÑиÑ, СамаÑа
Слово в Ñлово как Ñ Ð½Ð°Ñ.ÐÐ¼ÐµÑ Ð¿ÑоÑлÑй опÑÑ,ÑдалоÑÑ ÑолÑко в два года положиÑÑ ÑÑна Ñо Ñказками.Ðн Ñже говоÑил пÑедложениÑми и Ñ Ð¾ÑоÑо,вÑклÑÑила ÑвеÑ,вÑÑавила ноÑник и Ñела ÑиÑаÑÑ.Ðн лежал ÑлÑÑал ,а поÑом ÑÑнÑл.Так и ÑÑли Ñ ÑкаÑиваниÑ.ÐоÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ° не понимаеÑ,Ñоже бÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ оÑÑÑаÑÑ.