Как сон григория раскрывает его замыслы

Как сон григория раскрывает его замыслы thumbnail

Ответ или решение 1

1. Во сне Григорий видит, что он по лестнице поднимается на башню и смотрит с её высоты на Москву, которая кажется ему кишащим муравейником. Башня символизирует власть и трон, которые он хочет получить.

2. Григорий — авантюрист, он ловок и удачлив. Это позволяет ему считать, что он должен заменить царевича Дмитрия, потому что так это его предначертано судьбой. Кроме того, он считает правильным узурпировать власть, так как другим (Борису Годунову) она так же досталась незаконным путём.

3. В своих действиях он равняется на своих предшественников, в первую очередь, на Годунова, поэтому говорит: «зачем и мне не тешиться в боях?».

4. Да, сон Григория можно считать вещим, так как он действительно получает власть, но не надолго: через год его свергли.

Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции:
«И стыдно мне и страшно становилось. ”
Вот настоящие эмоции!
Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный
и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение.. .в конце сна — тоже эмоция, хотя немного
видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку
приводит к пробуждению.
Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический
финал произведения. «Кипящий” на площади народ «в ужасе молчит”
и отказывается приветствовать героя, то есть Лжедмитрия.
Это и является своеобразным предвестником «падения”.
Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа.
При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне
словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх.
И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Но падение во сне предвещает и иное – грехопадение под
влиянием диавольских сил.
Интересна та интерпретация, которую получила
смерть Отрепьева (точнее – его падение) в народном предании:

Заглянул в окошко осевчато:
Обступила сила кругом вокруг,
Вся сила с копьями,
Гришка-рострижка, Отрепьев сын
Думает умом своим царским:
«Поделаю крылица диавольски,
Улечу нун я диаволом» .
Не успел Грешка сделать крыльицов,
Так скололи Гришку Отрепьева.

Пушкин мог знать это предание, параллели с которым явно
видны в сне Отрепьева: толпа народа, окружающая башню,
полёт и падение.

Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции:
«И стыдно мне и страшно становилось. ”
Вот настоящие эмоции!
Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный
и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение.. .в конце сна — тоже эмоция, хотя немного
видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку
приводит к пробуждению.
Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический
финал произведения. «Кипящий” на площади народ «в ужасе молчит”
и отказывается приветствовать героя, то есть Лжедмитрия.
Это и является своеобразным предвестником «падения”.
Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа.
При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне
словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх.
И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Но падение во сне предвещает и иное – грехопадение под
влиянием диавольских сил.
Интересна та интерпретация, которую получила
смерть Отрепьева (точнее – его падение) в народном предании:

Заглянул в окошко осевчато:
Обступила сила кругом вокруг,
Вся сила с копьями,
Гришка-рострижка, Отрепьев сын
Думает умом своим царским:
«Поделаю крылица диавольски,
Улечу нун я диаволом» .
Не успел Грешка сделать крыльицов,
Так скололи Гришку Отрепьева.

Пушкин мог знать это предание, параллели с которым явно
видны в сне Отрепьева: толпа народа, окружающая башню,
полёт и падение.

Источник

Тема «А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре».

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.

Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы ответят ваши одноклассники.

Словарная работа: трагедия, инок

  1. Смутное время

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престоле оказался его сын Федор Иоаннович, отличавшийся кротким добродушным нравом, но недалеким умом, поэтому он мало подходил на роль правителя огромной державы. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошло потрясающее событие. В соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался, думая, что пожар. На дворцовом дворе увидели тело царевича Димитрия, над убитым вопила в отчаянии мать и кричала, что убийцы подосланы Борисом Годуновым, называла Битяговских – отца и сына. Рассвирепевший народ убил их По стране же поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов

(Слайд 5)

Смутное время

После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. (слайд-схема) Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)

Читайте также:  Покойник во сне убирается в доме

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

(Слайд 6)

  1. Григорий Отрепьев

Григорий Отрепьев родился в Галиче.(Костромская область) Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи

Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве.

Именно там будущий претендент начинает подготовку к своей роли: он расспрашивал чудовских монахов о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту донесли до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но кем-то предупреждённый Григорий бежит в Польшу, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

  1. История создания трагедии «Борис Годунов»

С начала 19 века в России резко возрос интерес к собственной истории в связи с появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета как «смутное время».

Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

А.С.Пушкин «Сцена в Чудовом монастыре»

А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (читает заранее подготовленный ученик). Но перед прослушиванием познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны будете ответить.

(Вопросы к монологу Пимена)

Звучит пролог к опере. Выходит Пимен, читает свой монолог

— В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).

— Как Пимен относится к своему труду летописца? ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)

Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся. (инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…

В 1866 году М.П.Мусоргский создал оперу «Борис Годунов». Послушайте продолжение сцены в Чудовом монастыре в исполнении оперных певцов. Следите по тексту. (Звучит акт 1 Келья в Чудовом монастыре с 23 секунды)

Каждое лицо в драматическом произведении говорит само за себя, чувствует и поступает в соответствии со своим характером

ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА.

  1. — Кратко восстановите биографию Пимена. (Её легко восстановить по тексту)

— Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

— Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

— Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»)

— Прав ли Григорий , сравнивая Пимена с дьяком, который»не ведает ни жалости , ни гнева». (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).

— Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА

— Что за сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?

— Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы ? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)

— Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

— Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).

— Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем ? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).

Читайте также:  Доброй ночи сладких снов красивые гифки

— Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

— Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?

— Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста

ИТОГ.

В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать повесть «Станционный смотритель».

Источник

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

Цель урока:учащиеся должны познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.

Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

Ход урока

I. Знакомство с творчеством писателя.

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.

Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.

Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове».

Великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», восстание Пугачева в «Капитанской дочке»

Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические.

II. Историческая справка.

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат  жены) Борис Годунов,  на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

  После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса  оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

  В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

  Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

   С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзин, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

Читайте также:  Видеть во сне свою кровь к чему это

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

III. Чтение статьи учебника «Пушкин — драматург».

Учитель. Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.109 -110). Предлагаю вам прочитать её. (Чтение статьи учеником).

IV. Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре».

Учитель. При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье. Как вы их понимаете? (днесь-сегодня, присно-всегда, смирять-делать послушным, отрок-подросток, инок-образовано от древнерусского “инъ”, что означает «один, одинокий, отшельник», православный монах, келья — жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре, сетовать-жаловаться, ратный-относящийся к войне или военной службе, блаженство-счастье, как состояние доброты и наслаждения, клобук-головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, чернец-монах, послушание-христианская добродетель, заключающаяся в согласовании своей воли с волей Божьей, Смутное время-период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом).

V. Характеристика героев.

Учитель. Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.

Пимен. Григорий Отрепьев.

Вопросы по образу Пимена:

В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).

— Как Пимен относится к своему труду летописца? (…долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)

— Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

— Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена?

— Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

— Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

— Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).

— Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»

Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»)

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА

Что за сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?

Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы ? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)

Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).

Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).

Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?

Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста

VI. Беседа по вопросам.

Учитель. Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).

Ученики. «Простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие.

Учитель. Какие черты мы замечаем в Григории?

Ученики. Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие.

Учитель. А.С.Пушкин сравнивает Дмитрия Самозванца с Генрихом IV (слайд 26).

VII. Итоги уроки

«Борис Годунов» — пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.

В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

Источник