Как сон уходит летний день анализ стихотворения

Как сон уходит летний день анализ стихотворения thumbnail

Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.

Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты«последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 39.

Источник

Как сон уходит летний день анализ стихотворенияАнализ стихотворения Летний вечер Блок по плану

1. История создания. Стихотворение «Летний вечер» (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр произведения — элегия, пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения — торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену — Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение («ни ветерка, ни крика птицы»). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали «песня жницы».

Читайте также:  Сколько вдохов делает ребенок во сне

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда «последние лучи заката» внезапно сменяются «красным диском луны». Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих «забот и печалей». В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку «навстречу ночи и луне».

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении «Летний вечер» присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его «витание в облаках».

4. Композиция произведения. Первые две строфы целиком посвящены описанию великолепного вечернего пейзажа. В последней строфе звучит призыв автора к достижению полной свободы.

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В небольшом по объему произведении Блок использует широкий набор средств художественной выразительности: эпитеты («розовой», «некошенной»), метафоры («дремотой розовой», «красный диск луны»), олицетворения («лучи… лежат», «замирает песня»). Автор применяет обращения («забудь», «умчись»), что усиливает эмоциональное воздействие на читателя и придает произведению динамику.

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен ценить свою молодость, когда еще есть возможность достойно применить свои силы. Желание «умчаться без цели» указывает на многообразие выбора жизненного пути. Блок чувствует себя на распутье. Перед ним открывается широкие перспективы или, образно говоря, весь необъятный мир.

Блок понимает, что учеба в университете представляет собой вступление во взрослую жизнь, когда человек становится полностью самостоятельным. С каждым годом за его плечами будет накапливаться тяжелый груз проблем, не позволяющий ощутить себя абсолютно свободным. Поэтому описываемый летний вечер очень дорог поэту, как воспоминание о незаметно уходящей молодости.

Источник

Многие свои стихотворения Тютчев посвящал природе, разным временам года. Одно из таких – “Летний вечер”. Краткий анализ “Летний вечер” по плану, предназначенный для учеников 5 класса, поможет им понять особенности этого произведения. На уроках литературы он может использоваться и как основной, и как дополнительный материал.

Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – оно написано в 1866 году, уже после того, как Тютчев пережил большую личную трагедию.

Тема – ценность жизни, которая настолько непредсказуема, что ценить нужно каждое мгновение.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из четырех строф.

Жанр – пейзажная лирика с философскими элементами.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет”.

Олицетворения“земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы”.

Метафоры“волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод”.

Сравнение“трепет, как струя”.

История создания

Это произведение Тютчев написал в сложный для себя жизненный период, когда он переживал потерю возлюбленной и двух дочерей. И все же, как истинный творец, поэт сумел отрешиться от личной трагедии и написать прекрасное, наполненное радостью и светлыми чувствами стихотворение. Оно появилось в 1866 году, а история создания поэтических строк тесно связана с тем, что автор видел вокруг себя.

Тема

Основная тема стихотворения – это необходимость наслаждаться жизнью, радоваться прекрасным мгновениям, ведь человеческое существование непредсказуемо. Именно эту идею он выражает посредством художественных образов, символически показывая красоту окружающего мира.

Как тонкий пейзажный лирик, он полностью отрешается от собственных переживаний, стараясь сосредоточиться на том, чтобы передать читателю увиденную им картину. Она, действительно, будто нарисована кистью умелого художника, который вдобавок смог передать и ощущения, и запахи.

Композиция

С точки зрения композиции это достаточно простое произведение: оно состоит из четырех строф, каждая из которых описывает свою часть природного явления. Так, первая строфа описывает картину заката, из которой мы может понять, что очарование летнего вечера усиливается тем, что лирический герой созерцает его где-то у моря.

Вторая строфа – это описание неба, на котором уже появились первые звезды, от чего небесный свод кажется выше. В третьей строфе Тютчев описывает не только окружающий лирического героя мир – когда воздух течет свободнее, не сдерживаемый жарой, но и состояние человека: после знойного дня наконец-то ощущается долгожданная прохлада, благодаря которой дышать становится легче. И это – само по себе подарок.

Наконец, четвертая строфа – это неуловимый момент оживления природы, которая весь день изнемогала от жары. И здесь автор усиливает олицетворение: природа в его трактовке чувствует себя как человек, который погрузил горячие ноги в ключевую воду. Именно такое ощущение освещенности приносит с собой вечер.

Жанр

Это пейзажная лирика, в которой, однако, прослеживаются и философские мотивы. Тютчев создал очень чувственный стих, построенный на ощущениях человека, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену очевидно знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Читайте также:  Чтобы сон не сбылся надо рассказать

Стиль изложения достаточно необычен для Федора Ивановича, которые нечасто прибегал к романтическим приемам. Однако именно они помогли ему не только создать незабываемое зрелище, но и передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

Средства выразительности

Достаточно небольшое по объему произведение “Летний вечер” Тютчев насытил разнообразными тропами. Для создания художественного эффекта он использовал:

  • Эпитеты – “раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет”.
  • Олицетворения – “земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы”.
  • Метафоры – “волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод”.
  • Сравнение – “трепет, как струя”.

Создавая торжественный гимн природе, поэт также не забывал об инверсиях и устаревших словах, которые делали его более торжественным и убедительным.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 20.

Источник

Философская лирика Бунина – это всегда особенное настроение и идеи, но даже в ряду таких произведений “Ночь” занимает особенное место. Краткий анализ “Ночь” по плану раскроет перед учениками 11 класса совершенно новый мир. Материал может быть использован на уроке литературы для углубленного разъяснения темы.

Анализ стихотворения «Ночь» Бунина

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, а поэтому больше приближено к классической традиции века девятнадцатого.

Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.

Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – шестистопный ямб (он же – александрийский стих).

Эпитеты“звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта”.

Метафоры“звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды”.

Сравнение“как письмена”, “как сон”.

История создания

Ивана Алексеевича Бунина считают главным певцом ночи в русской поэзии, что только подтверждает написанное в 1901 году стихотворение “Ночь”. Это произведение создано в полном соответствии с русской классической традицией, так как поэт всегда был далек от модернистских тенденций.

Тоскуя по суровым и прекрасным пространствам, автор произведения воплощал свои романтические мечтания в поэтической форме.

Тема

Основная тема, которую раскрывает Иван Алексеевич, – это круговорот жизни, который никогда не останавливается. При этом между всеми временами и событиями существует вечная связь. Это произведение является одним из тех, которые раскрывают глубоко волновавшую поэта тему “вечной красоты”, к которой он не раз обращался.

Композиция

Для того, чтобы воплотить идею неизменного хода жизни и бесконечности истории не только в содержании, но и в форме, Бунин использовал кольцевую композицию.

Лирический герой произведения – это глубоко чувствующий человек, для которого принадлежность к макрокосму – не просто красивые слова, но часть его индивидуальности. Он наблюдает за звездным небом, ощущая связь с прошлым, ведь за теми же звездами люди наблюдали и тысячелетия назад. Поколения сменялись, но созвездия оставались, на них смотрели новые поколения – и этот круговорот вечен, пока жив человек.

Также важное место поэт отводит древним цивилизациям, причем не европейским, а восточным – жившим на берегах Понт Эвксинского моря таврам и скифам, а также Египту и Вавилону. Это подталкивает его размышления в философском направлении – остается ли что-то от людей и их дел, когда с момента их смерти прошли тысячелетия. Вообще, идея полноты бытия у него традиционно связывается со смертью, это типичная для бунинских произведений мысль.

Стих “Ночь” – это произведение, где лирический герой ищет смысл бытия, но при этом не завывает и об интимных переживаниях. И ответ на вопрос о том, зачем существует каждая конкретная личность, оказывается в его устах предельно простым – чтобы любить. Именно любовь как цель жизни связывает тех, кто живет сейчас, с тем, кто уже никогда не испытает это чувство, но точно испытывал. Вспоминая девушку, которая когда-то была дорога его сердцу, Иван Алексеевич подчеркивает, что именно нежные чувства к ней позволили ему ощутить связь с прошедшими веками.

Жанр

Это философское произведение, в котором поэт воплотил важные для себя мысли и идеи. В частности, он много размышлял о том, какое место отведено человеку в макрокосме и зачем он вообще живет. Попытка поделиться с другими своими выводами на этот счет – вот что такое “Ночь”.

Бунин использовал для него довольно редкий стихотворный размер – александрийский стих, проще говоря – шестистопный ямб. В лирике того времени он уже встречался довольно редко, поэтому возвышенность и торжественность произведения благодаря этому стала еще очевиднее. Кстати, лексика усиливает этот эффект, как и перекрестная рифма.

Особый синтаксис воплощает еще одну идею поэта – то, что конец строки и конец предложения не совпадают, показывает, что человек одновременно открыт миру и замкнут на самом себе.

Читайте также:  Сонник к чему видеть во сне змею

Средства выразительности

Философскую идею Бунина поддерживают различные тропы:

  • Эпитеты – “звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта”.
  • Метафоры – “звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды”.
  • Сравнение – “как письмена”, “как сон”.

Благодаря им также можно увидеть классическую школу, традиций которой придерживался поэт при создании произведения. Все вместе они создают цельную картину и помогают читателю не только понять, но и прочувствовать все то, о чем говорит автор.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 109.

Источник

Наполненное восхищением стихотворение “Вечер” – один из лучших образцов пейзажной лирики Фета. Краткий анализ “Вечер” по плану поможет ученикам 7 класса погрузиться в прекрасный мир его поэзии и понять, почему это произведение так в нем выделяется. На уроке литературы его можно использовать в качестве основного материала или как дополнительный разбор.

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры“убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.

Сравнение“облака как дым”.

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Тема

Стих посвящен природе, а точнее – ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Жанр

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 40.

Источник