Как сон уходит летний день анализ

Как сон уходит летний день анализ thumbnail

Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.

Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты«последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 33.

Источник

Как сон уходит летний день анализАнализ стихотворения Летний вечер Блок по плану

1. История создания. Стихотворение «Летний вечер» (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр произведения — элегия, пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения — торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену — Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение («ни ветерка, ни крика птицы»). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали «песня жницы».

Читайте также:  Во сне видеть себя красивой на фото

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда «последние лучи заката» внезапно сменяются «красным диском луны». Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих «забот и печалей». В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку «навстречу ночи и луне».

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении «Летний вечер» присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его «витание в облаках».

4. Композиция произведения. Первые две строфы целиком посвящены описанию великолепного вечернего пейзажа. В последней строфе звучит призыв автора к достижению полной свободы.

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В небольшом по объему произведении Блок использует широкий набор средств художественной выразительности: эпитеты («розовой», «некошенной»), метафоры («дремотой розовой», «красный диск луны»), олицетворения («лучи… лежат», «замирает песня»). Автор применяет обращения («забудь», «умчись»), что усиливает эмоциональное воздействие на читателя и придает произведению динамику.

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен ценить свою молодость, когда еще есть возможность достойно применить свои силы. Желание «умчаться без цели» указывает на многообразие выбора жизненного пути. Блок чувствует себя на распутье. Перед ним открывается широкие перспективы или, образно говоря, весь необъятный мир.

Блок понимает, что учеба в университете представляет собой вступление во взрослую жизнь, когда человек становится полностью самостоятельным. С каждым годом за его плечами будет накапливаться тяжелый груз проблем, не позволяющий ощутить себя абсолютно свободным. Поэтому описываемый летний вечер очень дорог поэту, как воспоминание о незаметно уходящей молодости.

Источник

добавлена 20 августа 2019 в 06:19

добавлена 30 августа 2019 в 07:29

добавлена 30 августа 2019 в 07:06

И вновь про школу…
1-го сентября, и многие родители первоклассников с нетерпением и ужасом ждали этого дня… «Как к нему будут относиться одноклассники? А вдруг классная учительница не такая уж классная? Достаточно ли канцелярских товаров мы купили?…
А вдруг? А где? А как?»
Убедительно просим вас успокоиться, выдохнуть и прислушаться к паре полезных советов о том, как безболезненно прожить первый учебный год:
Будьте спокойны и не паникуйте.
Даже если вы забыли купить цветы, погладить

добавлена 30 августа 2019 в 06:59

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
30 августа — Мирон Ветрогон
На Мирона обыкновенно бывали ветры. Но о том, какой будет погода (ветренной или безветренной), судили заранее — по дню Тихона: «Тихон дует тихо — и Мирон отдыхает».
  В этот день также наблюдали за приметами: если утром бывала роса и туман, то можно было ждать хорошей погоды. К этому времени начинался активный листопад, приближалась осень, и пора была заканчивать полевые работы. «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветоч

добавлена 30 августа 2019 в 06:53

добавлена 30 августа 2019 в 06:49

СКОРО В ШКОЛУ…
Кто усадил детей за парты, и Как доска оказалась на стене: История знаменитых школьных атрибутов
Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли

добавлена 30 августа 2019 в 06:40

30 августа родился Виталий Губарев — детский писатель.
  Кто не любит таинственных приключений, когда от происходящего с героями книги захватывает дух и хочется спрятаться под подушку…
 С героями сказочных повестей Виталия Губарева происходят невероятные приключения, такие, что даже на улицу выходить не хочется!Скорее, скорее прочитать, что же дальше произойдет с девочкой Олей и ее двойником из Зазеркалья Яло в стране кривых зеркал.
А вы знаете, что  Виталия  Губарева   называли «пионерски

добавлена 29 августа 2019 в 12:02

добавлена 29 августа 2019 в 11:40

28 августа в 1963 году — на экраны вышел фильм «Королевство кривых зеркал», по одноименной сказке Виталия Губарева.
 Девочка Оля вечно не слушалась свою бабушку, капризничала, ленилась, и вот однажды… Благодаря старому волшебному зеркалу Оля встречается с собственным отражением — девочкой Яло. Обе они попадают в королевство кривых зеркал, где вообще нет обычных зеркал, потому что злые и не очень честные обитатели королевства желают казаться лучше, чем они есть на самом деле. Девочки, в конц

добавлена 29 августа 2019 в 11:29

Августовский номер «Сибирских огней»!
В записи анонса принимали участие руководители Третьего регионального совещания сибирских авторов: Михаил Щукин, Анатолий Кирилин, Вячеслав Шалыгин, Константин Комаров, Михаил Хлебников и примкнувший к ним ответственный за драматургический раздел журнала Дмитрий Рябов. Большое всем спасибо!
Раздел прозы номера открывает повесть Екатерины Барбаняги (СПб) «Проводы в вечность» – о старости и умирании – во всяком случае, об их отражении в сознании в этом смы

Читайте также:  Для крепкого сна валерьянка пустырник пион

добавлена 29 августа 2019 в 11:22

Один из крупнейших современных отечественных прозаиков Алексей Иванов, отличающийся чрезвычайной продуктивностью и совсем недавно выпустивший роман о пионерах-вампирах «Пищеблок», уже работает над новым произведением.
По словам продюсера литератора Юлии Зайцевой, жанр очередной книги Иванова — мистический триллер. Название романа — «Тени тевтонов». Соответственно, сюжет будет связан с Тевтонским орденом.
На странице «Редакции Елены Шубиной» в фейсбуке опубликован отрывок из грядущей книги.
g

Источник

Сбежал с горы и замер в чаще…

Сбежал с горы и замер в чаще.

Кругом мелькают фонари…

Как бьется сердце – злей и чаще!

Меня проищут до зари.

Огонь болотный им неведом.

Мои глаза – глаза совы.

Пускай бегут за мною следом

Среди запутанной травы.

Мое болото их затянет,

Сомкнется мутное кольцо,

И, опрокинувшись, заглянет

Мой белый призрак им в лицо.

21 июля 1902

Как сон, уходит летний день…

Как сон, уходит летний день.

И летний вечер только снится.

За ленью дальних деревень

Моя задумчивость таится.

Дышу и мыслю и терплю.

Кровавый запад так чудесен.

Я этот час, как сон, люблю,

И силы нет страшиться песен.

Я в этот час перед тобой

Во прахе горестной душою.

Мне жутко с песней громовой

Под этой тучей грозовою.

27 июля 1902

Я и молод, и свеж, и влюблен…

Я и молод, и свеж, и влюблен,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Теплый ветер пройдет по листам

Задрожат от молитвы стволы,

На лице, обращенном к звездам,

Ароматные слезы хвалы.

Ты придешь под широкий шатер

В эти бледные сонные дни

Заглядеться на милый убор,

Размечтаться в зеленой тени.

Ты одна, влюблена и со мной,

Нашепчу я таинственный сон.

И до ночи – с тоскою, с тобой,

Я с тобой, зеленеющий клен.

31 июля 1902

Ужасен холод вечеров…

Ужасен холод вечеров,

Их ветер, бьющийся в тревоге,

Несуществующих шагов

Тревожный шорох на дороге.

Холодная черта зари –

Как память близкою недуга

И верный знак, что мы внутри

Неразмыкаемого круга.

Июль 1902

Свет в окошке шатался…

Свет в окошке шатался,

В полумраке – один –

У подъезда шептался

С темнотой арлекин.

Был окутанный мглою

Бело-красный наряд

Наверху – за стеною –

Шутовской маскарад.

Там лицо укрывали

В разноцветную ложь.

Но в руке узнавали

Неизбежную дрожь.

«Он» – мечом деревянным

Начертал письмена.

Восхищенная странным,

Потуплялась «Она».

Восхищенью не веря,

С темнотою – один –

У задумчивой двери

Хохотал арлекин.

6 августа 1902

Тебе, Тебе, с иного света…

Тебе, Тебе, с иного света,

Мой Друг, мой Ангел, мой Закон!

Прости безумного поэта,

К тебе не возвратится он.

Я был безумен и печален,

Я искушал свою судьбу,

Я золотистым сном ужален

И чаю таинства в гробу.

Ты просияла мне из ночи,

Из бедной жизни увела,

Ты долу опустила очи,

Мою Ты музу приняла.

В гробу я слышу голос птичий,

Весна близка, земля сыра.

Мне золотой косы девичьей

Понятна томная игра.

14 августа 1902

Без Меня б твои сны улетали…

Без Меня б твои сны улетали

В безжеланно-туманную высь,

Ты воспомни вечерние дали,

В тихий терем, дитя, постучись.

Я живу над зубчатой землею,

Вечерею в Моем терему.

Приходи, Я тебя успокою,

Милый, милый, тебя обниму.

Отошла Я в снега без возврата,

Но, холодные вихри крутя,

На черте огневого заката

Начертала Я Имя, дитя…

Август 1902

В чужбину по гудящей стали…

В чужбину по гудящей стали

Лечу, опомнившись едва,

И, веря обещаньям дали,

Твержу вчерашние слова.

Теперь я знаю: где-то в мире,

За далью каменных дорог,

На страшном, на последнем пире

Для нас готовит встречу бог.

И нам недолго любоваться

На эти, здешние пиры:

Пред нами тайны обнажатся,

Возблещут новые миры.

Август 1902

Золотистою долиной…

Золотистою долиной

Ты уходишь, нем и дик.

Тает в небе журавлиный

Удаляющийся крик.

Замер, кажется, в зените

Грустный голос, долгий звук.

Бесконечно тянет нити

Торжествующий паук.

Сквозь прозрачные волокна

Солнце, света не тая,

Праздно бьет в слепые окна

Опустелого жилья.

За нарядные одежды

Осень солнцу отдала

Улетевшие надежды

Вдохновенного тепла.

29 августа 1902

Источник

Темы недели на Литературном портале «Что хочет автор»

   Так как Ирина еще не совсем освоилась на портале тему недели и блиц за неё открываю я 🙂
   
   Приветствую вас, дорогие друзья!Я Ирина Лунёва и тема этой недели — Александр Блок.
   Давайте вспомним этого замечательного поэта и его творчество.
   Давайте побеседуем с ним. Возьмём любое его стихотворение и напишем в стихах своё мнение о главных героях стихотворения или о самом произведении. А может вас заденет какая-то строка. Нет, это не будет пародией! Это будет именно беседа! Вот что получилось у меня:
   
   Просыпаюсь я — и в поле туманно
   
   Просыпаюсь я — и в поле туманно,
   Но с моей вышки — на солнце укажу.
   И пробуждение мое безжеланно,
   Как девушка, которой я служу.
   
   Когда я в сумерки проходил по дороге,
   Заприметился в окошке красный огонек.
   Розовая девушка встала на пороге
   И сказала мне, что я красив и высок.
   
   В этом вся моя сказка, добрые люди.
   Мне больше не надо от вас ничего:
   Я никогда не мечтал о чуде —
   И вы успокойтесь — и забудьте про него.
   
   А. Блок.
   
   Зачем девицу соблазнили,
   Коль не любили Вы её?
   На речи добрые купились?
   Иль приглянулось Вам жильё?
   
   Не Вы, а девушка несчастна,
   Скрывающая в сердце боль.
   И друга ищет в Вас напрасно,
   Избрали Вы прислуги роль.
   
   Да, не мечтали Вы о чуде,
   Но всё-таки нашли приют.
   А вы ему не верьте, люди,
   Пройдохи очень часто врут.
   
   
   Старик
   
   Под старость лет, забыв святое, …
   А. Блок.
   
   
   Простится молодости грех, безумство нрава.
   Но не понятно, как влилась в Ваш ум отрава:
   Под старость лет, у вечности встав на пороге,
   Как можете забыть святое и не вспомнить Вы Боге?
   
   
   
   Замечательно, если авторы ЧХА напишут в стихах интересные биографические события поэта.
   Итак, Александр Александрович ждёт вас!
Читайте также:  Можно ли спать в маске для сна с нарощенными ресницами

   Друзья, стоит только прочитать любое стихотворение Блока и душа сразу откликнется на его прекрасные строки!
   Хотя бы двустишие обязательно придёт на ум!

   Александр Блок
   «В серебре росы трава»
   
   
   В серебре росы трава.
   Холодна ты, не жива.
   Слышишь нежные слова?
   
   Я склонился. Улыбнись.
   Я прошу тебя: очнись.
   Месяц залил светом высь.
   
   Вдалеке поют ручьи.
   Руки белые твои —
   Две холодные змеи.
   
   Шевельни смолистый злак.
   Ты открой твой мертвый зрак.
   Ты подай мне тихий знак.
   
   
   Чудесно! Легко и с душой!

   Прочитала этот терцет Блока и навеяло…
   
   Утро…неба синева
   сквозь туман видна едва.
   в серебре росы трава.
   
   Тихо шепчется листва
   спряталась в ветвях сова
   различимая едва.
   
   Но рассеялся туман —
   опьяняющий дурман..
   Прокричал петух-горлан.
   
   И не чувствуя вины,
   улетели чудо-сны,
   откровения полны…

   Вот…Ирина, правда, просто до слёз! Замечательно написано! Как здорово, что есть конкурсы. Благодаря им такие волшебные новые стихи пишутся. И, конечно же, спасибо Александру Александровичу! На этой недели он наш вдохновитель!

   Теперь берём другое стихо Блока и пишем на него своё виденье этого мира!

   А.А Блок.
   
   Как сон, уходит летний день.
   И летний вечер только снится.
   За ленью дальних деревень
   Моя задумчивость таится.
   Дышу и мыслю и терплю.
   Кровавый запад так чудесен.
   Я этот час, как сон, люблю,
   И силы нет страшиться песен.
   Я в этот час перед тобой
   Во прахе горестной душою.
   Мне жутко с песней громовой
   Под этой тучей грозовою.
   
   
   ВЕЧЕРНЕЕ (терцет)
   
   Как сон уходит летний день
   и спрячет лик в седую тень.
   Цветёт красавица сирень.
   
   Любуется красой закат.
   И слышится его : «виват!»
   Плывёт чудесный аромат…
   
   Вечерний час ценю, люблю.
   Цветы на клумбе я полью.
   Присяду рядом на скамью.
   
   Подумать сумерки влекут.
   И ровно мысли потекут…
   Тебя мне не хватает тут.

   Пусть поскорее он придёт
   И на скамье любовь найдёт!

   Хоть и прошлогоднее, но для поддержания темы
   
   родом из А.Блока
   «…Пронзило терпкое вино…»
   «…Ты право, пьяное чудовище!…» Незнакомка. А.А.Блок
   
   ***
   Испытан лунный календарь,
   Лоза готова.
   Шаманит искус, как и встарь, —
   Основ основа…
   
   И кровь Христа полутемно
   Течет по венам,
   Пронзило терпкое вино
   Гетерогенно
   
   ***
   
   О лунном затмении и не только
   
   Ты право, пьяное чудовище! —
   взбесившийся полночный диск,
   как недовольный миром кровельщик
   ты через миг сорвешься вниз.
   
   Он, как и ты, не мнит о том,
   что где-то есть чертоги рая,
   вслед за химерами, тайком,
   росу для бесов собирает,
   и вместо воска от свечей
   он прячет нож за голенище,
   но всё проворней и страшней
   судьбины горькой кнутовище!
   
   Так смейся, пьяное чудовище,
   танцуй, глумись, полночный диск!
   В твоих объятьях плачет тот еще,
   на вые у тебя повис:
   черно лицо от мирознания,
   в причастьи судороги плебс…
   
   Кольнёт надеждой расстояние!
   Ты камнем падаешь с небес.

   Очень сильное по энергетике стихотворение. Спасибо, Алла!
   Я думаю, нет стихов старых и новых. Поэзия вне возраста.

   «По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.»» (А. Блок «Незнакомка»)
   
    Сейчас в «питейных» публика — другая,
    Но правит балом тот же сатана!
    Последний грош «плебеи» пропивают.
    Всё прОпито: ум, совесть и страна…
   
    Как умудрилось пьяное чудовище,
    В народе прозванное кличкой «ЕБээН»*,
    Власть узурпировать — народное сокровище?
    С глазами кролика был этот президент!
   
    Я с Вами, Александр Блок, не спорю,
    Что пьяницам вся истина — в вине!
    Но сердцу больно. Нет мозгам покоя:
    Неужто трезвых не было в стране?!
   
    «ЕБээН»* — Ельцин Борис Николаевич

   Спасибо всем , кто участвовал и вспоминал творчество Блока.

Как сон уходит летний день анализ

Как сон уходит летний день анализ

Как сон уходит летний день анализ

Источник