Какие образы олицетворяют зло во сне светланы
Урок по литературе в 9 классе на тему«В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»
Цели:
-образовательные: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;
-развивающие: развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;
-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
Ход урока.
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А.С. Пушкин.
1. Организационный момент.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можнотак трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.
Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады — сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
3.Физкультурная минутка.
4.Чтение и анализ баллады
-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?
(Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)
—Какой вам представляется главная героиня – Светлана?
(Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)
—Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость)
Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).
—Но что же происходит в балладе дальше?(Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)
-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).
— Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).
-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).
— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега,огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).
—Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)
— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).
-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада.(Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать?Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)
-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).
— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).
— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).
— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).
— Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).
5. Подведение итогов.
Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».
6.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.
Тема: В.А.Жуковский «Светлана» Нравственный мир героини баллады
Цели:образовательные: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;
-развивающие: развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;
-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.
Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады — сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
3.Чтение и анализ баллады
-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?
(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)
-Какой вам представляется главная героиня – Светлана?
Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)
-Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость)
Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).
— Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)
-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).
— Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).
-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).
— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).
-Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)
— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).
-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)
-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).
— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение
полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).
— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).
— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).
— Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).
4. Подведение итогов.
Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».
5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.
Урок
по литературе в 9 классе на тему: «В.
А. Жуковский. Баллада «Светлана».
Особенности жанра. (Нравственный мир
героини баллады)
Цели:
—образовательные:
познакомить учащихся с творчеством
Жуковского, рассмотреть народность и
поэтичность баллады «Светлана»,
способствовать постижению своеобразия
художественного мира Жуковского:
тончайший психологизм, неудовлетворённость
действительностью, элегическая грусть,
мечтательность, устремлённость к
идеальному;
-развивающие:
развивать умение учащихся проникать в
мир чувств лирического героя, наблюдать
за развитием лирического сюжета;
-воспитательные: воспитывать
любовь к произведениям русских классиков.
Ход
урока.
Его
стихов пленительная сладость
Пройдёт
веков завистливую даль,
И,
внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится
безмолвная печаль
И
резвая задумается радость.
А.С.
Пушкин.
1.
Организационный момент.
2.
Рассказ учителя о жизни и творчестве
поэта. (Просмотр
презентации)
Василий
Андреевич Жуковский родился 29 января
1783 года в селе Мишенском Тульской
губернии. Он был внебрачным сыном
помещика А. И. Бунина и пленной турчанки
Сальхи. Фамилию и отчество получил от
крестного отца, бедного дворянина А. Г.
Жуковского. Учился в Благородном пансионе
при Московском университете. В 1802 году
напечатал элегию «Сельское кладбище»,
которая принесла ему широкую известность.
Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель
откликнулся на элегию словами: «Как
можно так трогательно, всею душою
грустить и потом от всего сердца
смеяться?». В качестве ополченца
участвовал в Отечественной войне 1812
года, которая повлияла на мировоззрение
поэта. В этом же году Жуковский становится
знаменит благодаря стихотворению «Певец
во стане русских воинов». Жуковский
является одним из основателей и активным
участником литературного общества
«Арзамас». В 1841 году уехал в Германию.
Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Личность
В.А. Жуковского служила для современников
своего рода нравственным эталоном;
гуманность и бескорыстие поэта проявилось
в выкупе из крепостной неволи украинского
поэта Тараса Шевченко, в освобождении
собственных крестьян, в учреждении
стипендий и пособий для начинающих
художников. Жуковский заступался за
сосланных на каторгу декабристов, просил
о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Жуковский
осуждал произвол и насилие, считал, что
крепостное право несовместимо с
элементарными нравственными принципами.
Он стремился облегчить участь осужденных
декабристов, неоднократно выступал в
защиту А.С. Пушкина, содействовал
освобождению от крепостной зависимости
Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в
судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова,
А.И.Герцена.
Жуковский
отдавал предпочтение двум литературным
жанрам: баллада и элегия. Элегическая
лирика Жуковского сосредоточивается
вокруг двух основных тем-погибшей дружбы
и разрушенной любви. В основе интимной
лирики поэта лежит его чувство к горячо
любимой племяннице Маше Протасовой,
которой посвящены элегии «Песня»,
«Воспоминание», «К ней». Основной
жанровый признак баллады — сюжетное
повествование. Но сюжет баллады
существенно отличается от сюжета в
произведениях других жанров: напряжённость
повествования, его недосказанность,
фрагментарность, драматическая
насыщенность, условность временных и
пространственных координат происходящего,
решающее значение подтекста: лирического,
философского или социально психологического.
Литературная
баллада восходит к народным истокам,
но отличается авторскими особенностями:
ярким необычным сюжетом, в основной
части содержит диалог, соединяются
повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный
балладой «Людмила», опираясь на сюжет
бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал
в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал
в 1813 году самую радостную балладу,
которую назвал «Светлана».
3.Физкультурная
минутка.
4.Чтение
и анализ баллады
-Скажите,
пожалуйста, с чем связал автор свою
балладу?
(Баллада
связана с русскими обычаями, с фольклорной
традицией. Поэт изображает нам гадание
девушек в крещенский вечерок. Перед
нами открывается зимняя Русь со своими
обычаями и традициями.)
—Какой
вам представляется главная героиня –
Светлана?
(Это
облик милой русской девушки, которая
грустна, ведь ее жених где-то далеко.
Она немного пуглива, когда гадает. Но
она какая-то светлая и чистая.)
—Современники
называли Жуковского «певцом Светланы».
Считается, что это первый в отечественной
поэзии художественно убедительный
образ русской девушки. Каковы черты
русской женщины в образе Светланы?
(верность , покорность, поэтичность,
кротость)
Какие
средства создания образа главной героини
использует Жуковский? (имя, сон, бытовые
детали).
— Но
что же происходит в балладе дальше? (Светлана
засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу
везет её венчаться в церковь.)
-Писатели
часто прибегают к описанию сна героя
как к приёму художественного предварения.
Каковы признаки сна Светланы? (не является
вещим, занимает большую часть пространства
произведения, сон является кульминацией
произведения, несчастье страшного сна
противопоставлено счастью пробужденья).
—
Какие образы олицетворяют зло во сне
Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран»,
метель и вьюга, мертвец в хижине).
-Какой
цвет преобладает в балладе? (белый).
—
С помощью чего создаётся эффект белизны?
(имени героини, искрящегося под луной
снега, огонька свечи, зажженной Светланой,
света из распахнутых дверей церкви).
—Какой
пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам
необычность происходящего! (Пейзаж
усугубляет фантастичояность действия.
«Тускло светится луна», «сумрак тумана»,
«пусто все вокруг», «черный вран»,
«гроб».)
—
Пейзажные зарисовки баллады тесно
связанны с психологическим состоянием
героини. Какие душевные переживания
девушки-невесты раскрывают картины
природы, изображённые в произведении?
(глухую тревогу, напряжённое ожидание
опасности, обострённость чувств
Светланы).
-Зачем
такой страшный сон показывает нам автор?
Ведь мы говорили о том, что это самая
радостная баллада. (Жуковский формулирует
главную идею баллады словами: «Лучший
друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что
вы можете на это сказать? Может быть,
автор хотел нам сказать, что жизнь на
земле кратковременна, а настоящее и
вечное – в загробном мире.)
-Важную
роль играет в балладе диалог. Кому
жалуется Светлана на свою горькую
участь? (подружкам).
—
В кульминационный момент сюжета автор
создаёт ситуацию спасения героини
волшебным помощником. Кто избавляет
Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный
голубок).
-Какие
приёмы народного сказочного повествования
использует поэт в балладе? (фольклорный
зачин, изображение черт русского
национального быта, описание обычаев
и обрядов, включение полного текста
обработанной гадальной песни, постоянные
эпитеты).
—
Для чего вводит Жуковский фрагмент
песенки «Идёт кузнец из кузницы…»?
(намёк на счастливую развязку).
—
Какие реалии природного мира представлены
в балладе? (поле, дорога, небо, луна).
—
Каким размером написана баллада?
(чередованием четырёхстопного и
трёхстопного хорея).
5.
Подведение итогов.
Сегодня
мы окунулись в Россию девятнадцатого
века. Благодаря произведениям Василия
Андреевича Жуковского, мы ощущаем
душевное благородство, патриотизм,
торжество справедливости и любви.
Имя его живет и будет жить долго благодаря
произведениям словесной живописи,
природе и культуре, красоте и музыке
его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал
пророческие слова: «Его стихов пленительная
сладость Пройдет веков завистливую
даль».
6.Домашнее
задание: выучить наизусть начало
баллады.