Какой сон снился святославу

Почему сон Святослава назван вещим? СнежнаяЗима 5 месяцев назад Вещий сон Святослава — яркий отрывок из бессмертного произведения неизвестного автора, описывающего неудачный поход князя Игоря против половцев. В символическом сне Святослава выражены сомнения и беспокойство относительно судьбы великого князя. В нем предрекается исход его похода, трагические события, которыми он закончится. Читая последовательно «Слово о полку Игореве», можно проследить ход событий. Князь Игорь поступает самонадеянно, стремясь одолеть половцев. Тревожные знаки он игнорирует, стремясь к славе и предвкушая легкую победу. Сначала его действия успешны, но впоследствии события разворачиваются трагически. Войско князя разбито, сам он оказывается в плену. Святослав, скорбя об участи Игоря и разобщенности князей, изрекает выдающееся «Золотое слово», являющееся не менее ярким эпизодом всего повествования, наряду с вещим сном Святослава. Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского): Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события. Тисовое ложе является символом гроба. Князь видит, как его покрывают черной пеленой, словно умершего. Такое видение предвещает трагедию. Символ жизни — вино видится Святославу горьким и отравленным, что предвещает жизнь, наполненную печалью. Терем без конька может означать гибель, гибель самого Святослава. Жемчуг же символизирует слезы. Их немало будет пролито после пленения Игоря и гибели его войска. Крики воронов также предвещают беду, источником которой станут враги земли Русской. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Он действительно оказывается вещим. модератор выбрал этот ответ лучшим Божья коровка более года назад Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения: Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава. Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси. А теперь подробности. Тисовая кровать символизирует гроб, что в свою очередь — смерть, поражение. Черная пелена — помутнение разума или его потеря. Отравленное вино, горькое зелье — предвещание тяжелой жизни. Терем без конька, мы уже читаем в тексте, — предвещание горя, гибель члена семьи. Сыпали жемчуг из вражеских колчанов — возможно пролитие слез, крови, вместе с вином — упиваться горем. Вот такой мрачный сон приснился Святославу. Илта 5 месяцев назад Смутный сон Святослава предрек поражение войска Игоря и то, что сам князь попал в половецкий плен. Святославу снилось, что его на кровати «тисовой» покрыли «чёрной пеленой» и напоили отравленным вином пророча скорбь и беды. Этот сон не стоит понимать буквально, тут надо расшифровывать образы. Например жемчужины — это слезы жен, которые плакали на Руси после неудачного похода князя Игоря. Вражеские колчаны — это поражение Игоря и его войска, когда их половцы обстреляли из луков. «Златоверхий терем без конька» — это смерть Святослава. Вражеский ворон — горе. Тисовая кровать — гроб. Черная пелена — сумасшествие. Отравленное — вино — трудная и тяжелая жизнь. maksimenko 5 месяцев назад В «Слове о полку Игореве» автор описывает вещий сон Святослава. Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни. Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные. Душой болел он за землю свою. А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал. Пали знамена Игоревы! Обильна печаль потекла по земле Русской. Сон делится на две части. Одна часть относится к самому Святославу. А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна. На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение. Вино, с горечью смешанное — предвестник тяжелой жизни. Сыпали мне пустыми колчанами Жемчуг — пролитые слезы. Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька. Князек в древнерусском варианте – «кнес». «Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель. Стрымбрым 6 месяцев назад Слово о полку Игореве. В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году. Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода. В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий «в Киеве на горах», видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска. Вместо символизирующего киевскую власть и могущество, «золотого стола», во сне, князь оказывается в погребальных санях, которые несут его к символу того света — морю и, одновременно, в плен к половцам. В этом сне, присутствуют также тисовая кровать, символизирующая смерть, чёрная пелена, символизирующая помутнение рассудка, отравленное вино, как предупреждение о тяжёлых временах, терем без конька — предвестник гибели члена семьи и жемчуг из вражеских колчанов, как пролитую кровь. Go Green 5 месяцев назад Одним из ключевых моментов «Слова о полку Игореве» является сон Святослава. Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ). Читаем описание сна Святослава ниже: Все символы, представленные здесь — и черная пелена (покрывало), и тисовая кровать (гроб), и отравленное зелье (яд), и терем без конька (гибель близкого человека, одного из членов семьи), и ворон (предвестник горя) — все предсказывало разгромное поражение для Игоря. И все. что было показано Святославу во сне, сбылось. Потому сон Святослава и назван вещим. СТЭЛС 5 месяцев назад Святославу приснился сон, в котором не однозначно было ведение о его собственных похоронах. Будто он лежит, его покрывают саваном, дают пить вино. При этом птица-предвестник смерти, черный ворон летает рядом. Вот полный текст описания этого сна — Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как «конек» (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме. Эления 5 месяцев назад Поэма «Слово о полку Игореве» — одно из самых необыкновенных произведений в русской литературе, памятник истории, выразительное сказание, художественно-поэтичное, лиричное, написанное невероятно талантливо. Одно из самых ярких мест во всем «Слове…» — это часть, которая начинается вещим сном Святослава, а также Золотое слово Святослава. Какой сон видит киевский князь? Ему приходит пророческий сон, который еще до того, как сообщили произошедшие события бояре, подсказывает, что произошло несчастье — сыновья Игорь, Владислав Святославовичи отправились в поход на половцев своими силами, желая снискать славы, разрозненно от других князей. Этот сон и весть о произошедшем помогают понять самое главное мудрому князю, он понимает, что сила княей в «единении». Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать. Здесь говорится, что одевали «черной паполомою», — черным покрывалом «на кровати тисовой», а паполомою накрывали покойников, тис — это самое дорогое дерево, которое служит материалом для гроба, таким образом кровать из тиса символизирует гроб. Видеть себя на кровати во сне тоже трактуется, как к болезни, печали. Вино символизирует «жизнь», но здесь вино «горчит», оно отравлено, жизнь тоже нелегкая. Рассыпанный жемчуг — это «слезы», да еще из колчана врагов. Украшение «конек» — это символ, не просто украшение, увидеть дом без конька — это разрушение, дом без семейства, которое «в изгнании», крики ворона с дальней стороны — это крики с вражеской стороны, слово «поганый» относится к врагам, к «нехристям», «басурманам». Andert 5 месяцев назад Интересное древнерусское произведение «Слово о Полку Игореве» рассказывает нам о событиях тысячелетней давности. В нем князь Игорь терпит поражение от половцев. Мы можем увидеть, что князю Святославу снится сон — он пьет во сне отравленное зелье и покрывается черной пеленой, и находится он не в Киеве, а в другом месте, в Плесенске Конечно, все это символизирует скорый проигрыш Игоря — князь (то есть отец Игоря), чувствует, что его сыновьям угрожает опасность и через вещий сон все это предвидит, поэтому данный сон нужно воспринимать только как метафору. Действительно — вскоре опасения Святослава сбываются и князь Игорь вместе с Владимиром терпят поражение. Peresvetik 5 месяцев назад Суть сна Святослава был в том, что будет поражено войско Игоря, а сам княже попадет в плен к половцам. Ему приснилось, что его накрыли черной пеленой, когда он лежал на кровати, которую он называет тисовой. И якобы напоили отравленным вином. Этот сон нужно было расшифровать, чтобы понять его суть. Ведь образы всегда требуют расшифровки, чтобы понять реальность их значения. К примеру жемчуг обозначает слезы , а черный ворон это большое горе, тисовой кроватью назывался гроб. Если накрыли черной пеленой, это это значит сумасшествие. Если речь идет про отравленное вино, то это значит очень тяжелую жизнь. Знаете ответ? |
Источник
Êíèãà ïðîðîêà Äàíèèëà
Ãëàâà 2
1 Âî âòîðîé ãîä öàðñòâîâàíèÿ Íàâóõîäîíîñîðà ñíèëèñü Íàâóõîäîíîñîðó ñíû, è âîçìóòèëñÿ äóõ åãî, è ñîí óäàëèëñÿ îò íåãî.
2 È âåëåë öàðü ñîçâàòü òàéíîâåäöåâ, è ãàäàòåëåé, è ÷àðîäååâ, è Õàëäååâ, ÷òîáû îíè ðàññêàçàëè öàðþ ñíîâèäåíèÿ åãî. Îíè ïðèøëè, è ñòàëè ïåðåä öàðåì.
«À Ñâÿòîñëàâü ìóòåí ñîí âèäå â Êèåâå íà ãîðàõ. «Ñè íî÷ü, ñ âå÷åðà, îäåâàõóòü ìÿ — ðå÷å — ÷åðíîþ ïàïîëîìîþ íà êðîâàòû òèñîâå; ÷åðïàõóòü ìè ñèíåå âèíî, ñ òðóäîìü ñìåøåíî; ñûïàõóòü ìè òîùèìè òóëû ïîãàíûõ òîëêîâèí âåëèêûé æåí÷þãü íà ëîíî è íåãîâàõóòü ìÿ. Óæå äúñêû áåç êíåñà â ìîåì òåðåìå çëàòîâåðñåì; âñþ íîùü ñ âå÷åðà áîñóâè âðàíè âúçãðàÿõó ó Ïëåñíåñêà íà áîëîíè, áåøà äåáðü Êèñàíþ è íå ñîøëþ ê ñèíåìó ìîðþ».»
Òàê îïèñûâàåòñÿ â Äðåâíåðóññêîì îðèãèíàëå «Ñëîâà» (ïî èçäàíèþ 1800 ã.) òî, ÷òî ñíèë Ñâÿòîñëàâ Âñåâîëîäîâè÷ âåëèêèé êíÿçü Êèåâñêèé (1174, 11761181, 11811194).
 Êèåâå íà ãîðàõ â íî÷ü ñèþ ñ âå÷åðà
Îäåâàëè ìåíÿ, ðåê îí, ÷åðíûì ïîêðîâîì íà êðîâàòè òåñîâîé;
×åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ñ ãîðå÷üþ ñìåøàííîå;
Ñûïàëè ìíå ïóñòûìè êîë÷àíàìè
Æåì÷óã âåëèêîé â íå÷èñòûõ ðàêîâèíàõ íà ëîíî,
È ìåíÿ íåæèëè.
À êðîâëÿ áåç êíÿçÿ áûëà íà òåðåìå ìîåì çëàòîâåðõîì.
È ñ âå÷åðà öåëóþ íî÷ü ãðàÿëè âðàíû çëîâåùèå,
Ñëåòåâøèñü íà ñêëîí ó Ïëåíüñêà â äåáðè Êèñàíîâîé…
Óæ íå ïîñëàòü ëè ìíå ê ñèíåìó ìîðþ?.
Ïåðåëîæåíèå Æóêîâñêîãî Â.À.
1816 ïðèóðî÷åíî ê ïåðâîìó îôèöèàëüíîìó ãèìíó Ðîññèè «Ìîëèòâà ðóññêèõ».
«Ñíèëîñÿ ìíå, ãîâîðèò îí,
Áóäòî â íî÷ü ýòó íà êèåâñêèõ õîëìàõ ìåíÿ îäåâàëè
Ñ âå÷åðà ÷åðíûì ïîêðîâîì íà òèñîâîì ëîæå, è áóäòî
×åðïàëè ìíå âèíî ñèíåå ñ ãîðå÷üþ, ñûïëÿ èç òîùèõ
Íåäð ìåðçêèõ ðàêîâèí æåì÷óã âåëèêèé íà ëîíî è íåæà.
Áóäòî óæ äîñêè áåç êíÿçÿ â ìîåì òåðåìó çëàòîâåðõîì.
Áåñîâû âðàíû êðè÷àëè âñþ íî÷ü íà áîëîíüè ó Ïëåíñêà,
Áûëè â Êèñàíîâîé äåáðè è íå ñîøëè ê ñèíþ ìîðþ».
Ïåðåâîä Ì.Ä.Äåëàðþ 1839
«Ñíèëîñü ìíå, — îí ñêàçûâàë áîÿðàì, — ×òî ìåíÿ íà êèïàðèñíîì ëîæå,
Íà ãîðàõ, çäåñü â Êèåâå, îõ, ÷åðíûì îäåâàëè ñ âå÷åðà ïîêðîâîì;
Ñ ñèíèì ìíå âèíîì ìåøàëè çåëüå; èç ïîãàíûõ ïîëîâåöêèõ òóëîâ
Êðóïíûé æåì÷óã ñûïàëè íà ëîíî; Íà ìåíÿ, íà ìåðòâåöà, íå ñìîòðÿò;
 òåðåìó æ çîëîòîâåðõîì ñëîâíî èç êîíüêà ïîâûñêî÷èëè äîñêè;
È âñþ íî÷ü ïðîêàðêàëè ó Ïëåíñêà, òàì, ãäå ïðåæäå äåáðü áûëà Êèñàíÿ,
Íà ïîäîëüå, ñòàè ÷åðíûõ âðàíîâ, Ïðîíîñÿñü íåñìåòíîé òó÷åé ê ìîðþ…»
Ñòèõîòâîðíûé âàðèàíò À.Í. Ìàéêîâà 1866-1870, 1893
«Ìíå ñíèëñÿ Êèåâ íà ãîðàõ, ê áîÿðàì ðåê îí.
Ñ âå÷åðà â òó íî÷ü ìåíÿ âû êóòàëè ïîêðîâîì ÷åðíûì,
À êðîâàòü áûëà èç òèñà. Çà÷åðïíóâøè, ïîäàâàëè
Ñèíü-âèíà ìíå, âìåñòå ñ ÿäîì, è íà ëîíî âûñûïàëè
Èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ âðàæüèõ, óëåùàÿ, êðóïíûé æåì÷óã.
Âèæó â òåðåìå, òàê ñíèëîñü, â çëàòîâåðõîì âñå óæ äîñêè
Áåç êîíüêà, áåç ñêðåïû òåðåì ñàìîé âåðõíåé, è äî ñâåòà
Áóäòî âîðîíû, çàêàðêàâ è ó Ïëåñåíñêà, áëèçü âàëà,
Ñåâ íà âûãîí, íî÷ü ñèäåëè, íå ëåòåëè ê ñèíþ ìîðþ».
Áàëüìîíò Ê.Ä. 2024 äåêàáðÿ 192924 àïðåëÿ 1930
«Òó íî÷ü ñ âå÷åðà îäåâàëè ìåíÿ, ñêàçàë, ÷åðíûì ñàâàíîì íà êðîâàòè òèñîâîé;
÷åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ñ îòðàâîé ñìåøàííîå,
ñûïàëè ìíå ïóñòûìè òóëàìè ïîãàíûõ ïîëîâöåâ
êðóïíûé æåì÷óã íà ãðóäü è óñûïëÿëè ìåíÿ.
Óæå äîñêè áåç ãðåáíÿ â ìîåì òåðåìå çëàòîâåðõîì;
âñþ íî÷ü áåñîâû âîðîíû ãðàÿëè ó Ïëåñíåíñêà íà âûãîíå…
áûëè ñìåðòíûå ñàíè, è íåñëè èõ ê ñèíåìó ìîðþ».
Ïåðåâîä Øòîðìà Ã. 19341967 ãã.
«Ê íî÷è ñêàçûâàë ×åðíîé ìåíÿ ïåëåíîé îäåâàëè íà òèñîâîì ëîæå
È âèíî áóäòî ñèíåå ÷åðïàëè ìíå, à åãî çàìåøàëè îòðàâîé.
Èç êîë÷àíîâ ïóñòûõ ×óæàêîâ-òîëìà÷åé êðóïíûé ñûïàëè æåì÷óã íà ëîíî ìîå
È ìåíÿ, áóäòî, íåæèëè. Ñíèëîñü, ÷òî íà òåðåìå Çîëîòîâåðõîì ìîåì íåò ó êðîâëè êíÿçüêà,
È ðàñêàðêàëèñü â íî÷ü ñòàè ñåðûõ âîðîí âîçëå Ïëåñíñêà âíèçó;
Ñíèëîñü, çìåè ëåñíûå ïî äåáðè ïîëçóò, è íåñåò èõ íà ñèíåå ìîðå».
Ïåðåâîä Ñ.Â. Øèðâèíñêîãî 19341967 ãîä
«Ñ âå÷åðà äî íûíåøíåãî äíÿ,- ìîëâèë êíÿçü, ïîíèêíóâ ãîëîâîþ,-
Íà êðîâàòè òèñîâîé ìåíÿ ïîêðûâàëè ÷åðíîé ïåëåíîþ.
×åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ãîðüêîå îòðàâëåííîå çåëüå,
Ñûïàëè æåì÷óã íà ïîëîòíî èç êîë÷àíîâ âðàæüåãî èçäåëüÿ.
Çëàòîâåðõèé òåðåì ìîé ñòîÿë áåç êîíüêà, è, ïðåäâåùàÿ ãîðå,
Âðàæèé âîðîí â Ïëåñåíñêå êðè÷àë è ëåòåë, øóìÿ, íà ñèíå ìîðå».
Ïåðåâîä Í.À.Çàáîëîöêîãî 1938-1946 ãã.
«Ýòîé íî÷üþ ñ âå÷åðà îäåâàëè ìåíÿ, — ãîâîðèë, — ÷¸ðíûì ñàâàíîì íà êðîâàòè òèñîâîé,
÷åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ñ ãîðåì ñìåøàííîå,
ñûïàëè ìíå èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ ïîãàíûõ èíîçåìöåâ êðóïíûé æåì÷óã íà ãðóäü
è íåæèëè ìåíÿ.
Óæå äîñêè áåç êíÿçüêà â ìî¸ì òåðåìå çëàòîâåðõîì.
Âñþ íî÷ü ñ âå÷åðà ñåðûå âîðîíû ãðàÿëè ó Ïëåñíüñêà íà ëóãó,
áûëè â äåáðè Êèñàíåé è ïîíåñëèñü ê ñèíåìó ìîðþ».
Ïåðåâîä Ä.Ñ. Ëèõà÷¸âà 1942 ã.
 íî÷ü ñèþ ñ âå÷åðà, îäåâàëè ìåíÿ, ìîëâèë, ÷åðíûì ïîêðûâàëîì íà êðîâàòè òèñîâîé,
÷åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî ñ ãîðåì ñìåøàííîå;
Ñûïàëè ìíå èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ ïîãàíûõ ÷óæåçåìöåâ
êðóïíûé æåì÷óã íà ãðóäü è íåæèëè ìåíÿ.
Óæå äîñêè áåç êíÿçüêà íà ìîåì òåðåìå çëàòîâåðõîì!
Âñþ íî÷ü ñ âå÷åðà ñåðûå âîðîíû êàðêàëè ó Ïëåñíüñêà íà ïîéìå,
ïðèëåòåëè èç äåáðè Êèñàíè è ïîíåñëèñÿ ê ñèíåìó ìîðþ.
Â.È. Ñòåëëåöêèé 1950.
«Ýòîé íî÷üþ, ïîâåäàë, îáðÿæàëè ìåíÿ ñ âå÷åðà íà êðîâàòè êåäðîâîé â ïîêðîâ ÷åðíûé, è óæå ÷åðïàëè äëÿ òåëà ìîåãî ñèíåå âèíî, òðàâàìè çàìåøåííîå. Íà ãðóäü ìíå êðóïíûé æåì÷óã ñûïàëè êîë÷àíàìè òîùèìè íåëþáûõ ìíå ïåðåáåæ÷èêîâ…
È îòïåâàþò ìåíÿ: óæå äîñêè âðîçü áåç êîíüêà íà òåðåìå ìîåì çëàòîâåðõîì…
È âñþ-òî íî÷ü, ñ âå÷åðà, êðè÷àëè âîðîíû çëîâåùèå, íà Ïëåñêå ó äåáðè Êèÿíè áûëè,
íà âñïîëüå, è ïîíåñëî èõ ê Ñèíåìó ìîðþ…»
Ïåðåâîä À. Ñòåïàíîâà 19531967 ãã.
«Ìåíÿ, ñêàçàë îí, íî÷üþ îäåâàëè ÷åðíûì ïîêðûâàëîì
íà êðîâàòè òèñîâîé…
×åðïàëè ñèíåå âèíî, ñìåøàâøè ñ ãîðåì.
Èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ ïîëîâåöêèõ ñûïàëè íà ãðóäü ìíå êðóïíûé æåì÷óã, íåæèëè…
È áåç êíÿçüêà íà êðîâëå âèäåë ÿ ñâîé òåðåì çëàòîâåðõèé…
Âñþ-òî íî÷ü îò âå÷åðà êðè÷àëè âîðîíû ó Ïëåñåíüñêà íà ïîéìå,
ãäå â ïðåäãðàäüå äåáðü ñòîèò Êèÿíà, è íåñëèñü îíè äî ñèíÿ ìîðÿ!»
ïåðåâîä Ñ.Â. Áîòâèííèêà 19571967 ãã.
Íà êðîâàòè òèñîâîé ìåíÿ
Îäåâàëè ÷åðíûì ïîêðûâàëîì.
Äàëè ñèíåãî âèíà õëåáíóòü,
Ñìåøàííîãî ñ ãîðüêîþ îòðàâîé.
Êðóïíûé æåì÷óã ñûïàë ìíå íà ãðóäü
Èç êîë÷àíà ïîëîâ÷èí ëóêàâûé.
Ëüíóëà ê ñåðäöó ìîåìó òîñêà,
Ïðèãîòîâèòüñÿ âåëÿ ê ïîòåðÿì,
ß âçãëÿíóë è âèæó: íåò êíÿçüêà,
×òî âåí÷àë ìîé çëàòîâåðõèé òåðåì.
ß íå ìîã òðåâîãè ïðåâîçìî÷ü,
×òî ñòîÿëà ó ìîåé ïîñòåëè,
È êðè÷àëè âîðîíû âñþ íî÷ü,
Ê ñèíþ ìîðþ íàäî ìíîé ëåòåëè.
Ñòèõîòâîðíûé ïåðåñêàç Í.È. Ðûëåíêîâà 19621966 ãã.
«Ñ âå÷åðà ïîêðûâàëîì ÷åðíûì íà ñîñíîâîé êðîâàòè ìåíÿ íàêðûâàëè.
Ñèíèì âèíîì ïîèëè, ãîð÷èëî âèíî ïîëûíüþ.
Èç ïóñòûõ ïîëîâåöêèõ êîë÷àíîâ ñûïàëè æåì÷óã íà ãðóäü. Âåëè÷àëè.
È êðîâëÿ áûëà áåç êíÿçüêà â ìîåì çëàòîâåðõîì òåðåìå.
È âñþ íî÷ü íà ëóãó âîðîíû âîçëå Ïëåñíåñêà ãðàÿëè, ñíÿëèñü è ïîëåòåëè èç äåáðè Êèñàíîâîé ê ñèíåìó ìîðþ».
Ïåðåâîä Øêëÿðîâñêîãî È. 1980 ã
 íî÷ü ñèþ, ñ âå÷åðà îäåâàëè ìåíÿ (Òàê ãîâîðèë) Ñàâàíîì ÷åðíûì
Íà êðîâàòè èç òèñà Êðàñíîãî äåðåâà; È âèíî ìíå ÷åðïàëè Ñèíåå, ñ ãîðå÷üþ ñìåøàííîå;
Èç òîùèõ êîë÷àíîâ ïîãàíûõ òîëêîâíèêîâ, ïåðåâîä÷èêîâ
Ñêàòíûé ñûïàëè æåì÷óã íà ëîíî ìîå, è âñÿêî ìåíÿ óáëàæàëè.
È âîò äîñêè â òåðåìå ìîåì çëàòîâåðõîì óæå áåç êíÿçüêà;
È âîò óæå ñ âå÷åðà íà öåëóþ íî÷ü: Ñèçî-áóðûå âçãðàÿëè âðàíû,
Òàì, íà áîëîòèíå, âíèçó ó ïîðå÷üÿ, è áûëè â óùåëüè, è ïîíåñëèñü ê ñèíåìó ìîðþ.
Ïåðåâîä È.À. Íîâèêîâà
«This night, from eventide, they dressed me,» he said, «with a black pall
on a bedstead of yew. They ladded out for me blue wine mixed with bane.
From the empty quivers of pagan tulks they rolled great pearls onto my breast,
and caressed me. Already the traves lacked the master-girder in my gold-crested tower!
All night, from eventide, demon ravens croaked. On the outskirts of Plcsensk
there was a logging sleigh, and it was carried to the blue sea!»
Ïåðåâîä íà àíãëèéñêèé ÿçûê Â.Â. Íàáîêîâà
«Ñèþ íî÷ü îäåâàþò ìåíÿ ÷¸ðíîþ ïàïàëîìîþ íà êðîâàòè òèñîâå».
Êðîâàòü òèñîâàÿ ðóññêèì ÿçûêîì âîñïðèíèìàåòñÿ êàê òèñîâîå ëîæå, òðàäèöèîííûé ýïèòåò, ïîäâåðãøèéñÿ â ôîëüêëîðå ïåðåîñìûñëåíèþ: «êðîâàòü òåñîâàÿ». Íàðÿäó ñ êåäðîì òèñ ñ÷èòàëñÿ â äðåâíîñòè è íà Çàïàäå è íà Âîñòîêå ñàìîé öåííîé ïîðîäîé äëÿ ãðîáà (òèñîâûé ãðîá ñòîèë áàñíîñëîâíî äîðîãî). Ãðîá öåíèëñÿ ïî êà÷åñòâó äåðåâà: õîðîøåå äåðåâî äîëãî íå ïîääàåòñÿ ãíèåíèþ. Îïèñàííîå äåéñòâî ìîãëî áûòü ñèìâîëîì ñìåðòè è ãðîáà.
Ïàïàëîìîþ, ÷àùå ïåðåâîäÿò êàê ïîãðåáàëüíîå ïîêðûâàëî, îäåÿëî, òóëóï. «Ïðîñòåðøå ïàïîëîìó, íà îäð; ïîëîæàòü» ( Êîðì. Âàðñ., 321 îá. (êîí. XIV â.)). Òàê, íàïðèìåð, «çåëåíà ïàïîëîìà» ýòî òðàâà, àðõàèçì â ÿçûêå êàðïàòñêèõ ëåìêîâ ñîõðàíèâøèéñÿ äî ñèõ ïîð.
Êàê æå òîãäà áûòü ñ ÷¸ðíîé ïàïàëîìîé?
«Ìû ñåé÷àñ â ñîñòîÿíèè çàäàòü âîïðîñ è îòâåòèòü íà íåãî, ïî÷åìó èìåííî òàêîé ñîí óâèäåë Ñâÿòîñëàâ Êèåâñêèé? Ñëó÷àéíà ëè ñèìâîëèêà ýòîãî ñíà?
Ñâÿòîñëàâ óâèäåë âî ñíå, ÷òî åãî ãîòîâÿò ê ïîãðåáåíèþ, ïî òþðêñêîìó, òåíãðèàíñêîìó îáðÿäó.
Ïîäðîáíåå î ôîðìóëå îáðÿäà ìîæíî óçíàòü â èññëåäîâàíèè «Øóìåð-íàìå» (ãëàâà «Òåíãðèàíñòâî»), êîòîðîå ïå÷àòàåòñÿ âî âòîðîé ÷àñòè ýòîé êíèãè.
Êòî ó÷àñòâîâàë â îáðÿæåíèè? Äâîþðîäíûå áðàòüÿ, Èãîðü è Âñåâîëîä.
Ñè íî÷ü ñú âå÷åðà îäåâàõúòå ìÿ, ðå÷å…
Ïîëàãàþ, ÷òî â ïåðãàìåíòíîì ñïèñêå òåðìèí «Ñûíîâ÷ü» (ïëåìÿííèêè, äâîþðîäíûå áðàòüÿ) îêàçàëñÿ â êîíöå ñòðîêè è áûë ñîêðàùåí â àááðåâèàòóðå «ÑÍ×Ü».
Ñëåäóþùàÿ ñòðîêà íà÷èíàëàñü: «ñú âå÷åðà» è Ïåðåïèñ÷èê, ðàñøèôðîâûâàÿ òèòëîâàííîå íàïèñàíèå, ó÷åë ýòî ñîñåäñòâî, êîòîðîå ïîäñêàçàëî åìó ñàìîå áëèçêîå ðåøåíèå «Ñè íî÷ü».
Îëæàñ Ñóëåéìåíîâ / ÀÇ è ß / ×àñòü I «ÀÇ» / ÑÈÍÅÅ ÑÎËÍÖÅ /
Èññëåäîâàòåëè ÷àñòî äàþò â êà÷åñòâå ïàðàëëåëè êî ñíó Ñâÿòîñëàâà ñîí êíÿçÿ Ìàëà èç «Ïîâåñòè âðåìåííûõ ëåò» ïî òåêñòó ëåòîïèñöà Ïåðåÿñëàâëÿ-Ñóçäàëüñêîãî: «è ñîíú ÷àñòî çðÿøå Ìàëú êíÿçü: ñå áî ïðèøåäú Îëãà äààøå åìó ïðúòû ìíîãîöåíüíû ÷åðâåíû âåé æåì÷þãîìú èññàæäåíû è îäåÿëà ÷ðúíû ñú çåëåíûìè óçîðû» (Ëèõà÷åâ. Ñ. 229-231). Îäíàêî îòëè÷èå ñíà êíÿçÿ Ìàëà îò ñíà Ñâÿòîñëàâà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî Ìàë âèäèò âî ñíå ñîáûòèÿ, ïðåäâåùàþùèå åãî ñìåðòü, à Ñâÿòîñëàâ ñîáñòâåííûå ïîõîðîíû.
Íî òàê ëè áåññïîðíî ýòî óòâåðæäåíèå?
È êàê êíèãà ðàçâåðíåòñÿ
Íåáî íàäâîå,
È ðàçâåðçíåòñÿ ïó÷èíà,
È ðàçäàñòñÿ ãîëîñ Ñûíà:
— Î, ïëåìÿ óïðÿìîå!
ß ñòó÷àë — âû íå îòêðûëè,
Æàæäàë — âû íå íàïîèëè,
ß àëêàë — íå íàêîðìèëè,
ß áûë íàã — âû íå îäåëè…
È òîãäà îòâåòèøü Òû:
— ß îäåëà, ß êîðìèëà,
×ðåñëà Áîãó ðàñòâîðèëà,
Ïëîòüþ íèùèé äóõ ïîêðûëà,
Ñîëíöå ìèðà ïðèþòèëà,
 ÷ðåâå òåìíîòû…
 ÷àñ ïîñëåäíèé â òüìå êðîìåøíîé
Íàä ñâîåé çåìëåþ ãðåøíîé
Òû ðàññòåëèøü ïëàò:
Íàäî âñåìè, êòî îøóþ,
Êòî âî ñëàâå îäåñíóþ,
Àãíöó ïðåäñòîÿò.
×òîá íå ñãèíóë íè åäèíûé
Êîì ïðîíçåííîé äóõîì ãëèíû,
Áåç èçúÿòüÿ, — íàâñåãäà,
È óäåðæèøü ðóêó Ñûíà
Îò ïîñëåäíåãî ïðîêëÿòüÿ
Áåçâîçâðàòíîãî Ñóäà.
Ìàêñèìèëèàí Âîëîøèí 1919ã.
À ÷òî æå äóìàëè òîëêîâàòåëèáîÿðå?
È ðüêîøÿ áîÿðå êíÿçþ: «Óæå, êíÿæå, òóãà óìú ïîëîíèëà
.Íà ðåöå íà Êàÿëå òüìà ñâåòú ïîêðûëà,
ïî Ðóñüñêîè çåìëè ïðîñòðîøÿñÿ ïîëîâöè àêû ïàðäóæå ãíåçäî.
Óæå ñíåñåñÿ õóëà íà õâàëó, óæå òðåñíó íóæäà íà âîëþ,
óæå âüðæåñÿ Äèâú íà çåìëþ
»
Âñ¸ â öåëîì âûãëÿäèò êàê ïðåäçíàìåíîâàíèå, âîçìîæíî ïðîðî÷åñòâî, íî íèêàê íå åäèíîëè÷íîå òîëêîâàíèå áóäóùåãî ïîãðåáåíèÿ îäíîãî ÷åëîâåêà, ïóñòü è âåëèêîãî êíÿçÿ.
Òüìà ïîêðûëà Ðóññêóþ çåìëþ, ñíåñåíà õóëà («ñêîð÷èâøèéñÿ, êðèâîé» òàêîâî ñëîâî «õóëà» , äî ñèõ ïîð èñïîëüçóåòñÿ ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ñëàâÿíñêèõ ÿçûêàõ) , ñíåñåíà õóëà òî åñòü ïðîèçîøëî èñêàæåíèå íà õâàëó ( ñòàðîðóññêîå çíà÷åíèå ñëîâà õâàëà ïðèçâàíèå, ïî ãëàãîëó çâàòü, ïðèãëàøàòü) Ñíåñåíà õóëà íà ïðèçâàíèå, èñêðèâëåíî ñàìî ïðèçûâàíèå öåëèêîì ýòî äîíîñèòñÿ êàê ïðèçûâàíèå «íå òåõ», ãäå ñ îäíîé ñòîðîíû êàê áû ìíîãî çâàíûõ, äà ìàëî èçáðàííûõ, à ñ äðóãîé ìîæíî âñïîìíèòü ïðèò÷ó î «çâàíûõ íà ïèð», êîèõ ïðèøëîñü èç-çà íåæåëàíèÿ äðóçåé Ãîñïîäèíà ïðèíÿòü â í¸ì ó÷àñòèå, çâàòü ñî âñåõ äîðîã.
Òðåñíó íóæäà íà âîëþ íå ñáûëàñü íàäåæäà íà ñâîáîäó è Äèâ ïîâåðæåí íà çåìëþ.
Íà÷àëî òîëêîâàíèÿ ñíà áîÿðàìè êàê íåëüçÿ ëó÷øå ôîðìóëèðóåò âûøåñêàçàííóþ ìûñëü: «òóãà óìú ïîëîíèëà». Ñêîðáü è ïå÷àëü ïîêðûëè ðàçóì.
Òàì æå â «Ñëîâå î ïîëêó Èãîðåâå»: «Íè÷èòü òðàâà æàëîùàìè, à äðåâî ñ òóãîþ ê çåìëè ïðåêëîíèëîñü»; ãäå íè÷àíèå ïîêëîí è äð. ïîä.
×åðïàõóòü ìè ñèíåå âèíî, ñ òðóäîìü ñìåøåíî.
 ðóññêîì ôîëüêëîðå âûðàçèòåëüíî ïðîòèâîïîñòàâëåíèå «çåëåíîãî âèíà» (ìîëîäîãî âèíîãðàäíîãî âèíà), íåïðåìåííîãî àòðèáóòà ïèðîâ, è «ñèíåãî âèíà» (êðåïêîé âîäêè èëè ñïèðòà), êîòîðîå ìîãëî áûòü ðèòóàëüíûì ïèòüåì ïðè ïîõîðîííîì îáðÿäå èëè óïîòðåáëÿòüñÿ ïðè áàëüçàìèðîâàíèè óìåðøåãî. [Ñèìâîëè÷åñêîå çíà÷åíèå öâåòà âèí â XVIII â. òåìà ñî÷èíåíèÿ Ã. Ð. Äåðæàâèíà «Ðàçíûå âèíà» (1782).]
Íî åñëè ïîíèìàòü, äåéñòâî êàê ïèð, òî êàêîé æå çäåñü ðèòóàë ïîãðåáåíèÿ?
 «Ñëîâå î ïîëêó Èãîðåâå» ñèíèé âûñòóïàåò òàêæå êàê ýïèòåò ìîëíèè: «…òðåïåùóòü ñèíiè ìëúíiè». Òî åñòü êíÿçþ ïîäàþò íå ìîëîäîå âèíîãðàäíîå âèíî, î êîòîðîì ãîâîðèòñÿ, äîïóñòèì, â ñâÿùåííûõ òåêñòàõ Åâàíãåëèÿ, à õëåáíîå, ñèíåå. Ñîâñåì äðóãîå ïðîèñõîæäåíèå èìååò ýòîò íàïèòîê.
«Ñ òðóäîì» èññëåäîâàòåëè ïåðåâîäÿò êàê ÿä, êàê ïðîêëÿòèå, êàê îòðàâó, êàê ðàáîòó. Íî îò÷åãî íå äîïóñòèòü ïðÿìîãî ïåðåâîäà. Íàïèòîê, ïîäàâàâøèéñÿ êíÿçþ, áûë ÷åì-òî â âèäå ñìåñè, ïðè÷åì ýòà ñìåñü áûëà ïðîèçâåäåíà ñ òðóäîì, òî åñòü íåëåãêèé ïóòü èìååò òàêîå ïðîèçâîäñòâî, ñèíåãî âèíà. Ìîæåò áûòü, ðå÷ü èäåò íå î âèíîãðàäíîé ëîçå, íè î õëåáíîì ñûðüå, à îá îãíåííîé âîäå, ïðè÷åì ïðîèçâîäèìîé ÿâíî íåïðîñòûìè òåõíîëîãèÿìè.
«Ñûïàõóòü ìè òîùèìè òóëû ïîãàíûõ òîëêîâèí âåëèêûé æåí÷þãü íà ëîíî è íåãîâàõóòü ìÿ.»
Òåêñò ñàì ïî ñåáå äîâîëüíî ïðîñò â ïîíèìàíèè: ñûïÿò â ìî¸ ëîíî âåëèêèé æåì÷óã è óñëàæäàþò ìåíÿ. Âîò òîëüêî ïî÷åìó áû òîìó æåì÷óãó èäòè âìåñòå ñî ñëîâîì «ïîãàíûé», åñëè äëÿ êðåùåíîãî ÷åëîâåêà æåì÷óã ýòî (ñîãëàñíî Åâàíãåëèþ îò Ìàòôåÿ 13:46 ) óïîäîáëåíèå Öàðñòâèþ Îòöà, ÷åëîâåêó, êîòîðûé, íàéäÿ îäíó äðàãîöåííóþ æåì÷óæèíó, ïîøåë è ïðîäàë âñ¸, ÷òî èìåë, è êóïèë åå.
Òàê ÷åì æå òàê íå óãîäèë êðóïíûé æåì÷óã âåëèêîìó êíÿçþ?
Ðàçóìååòñÿ, åñëè íå îïóñêàòüñÿ äî èññëåäîâàòåëüñêèõ òîëêîâàíèé ïî ïðèìåðó: «ïî íàðîäíûì ïîâåðüÿì, âèäåòü âî ñíå æåì÷óã îçíà÷àåò: ãîðüêî ïëàêàòü, ëèòü êðóïíûå ñëåçû».
Ïðè÷åì â ðàííèõ òðàêòîâêàõ íåò åùå ïîëîâåöêèõ êîë÷åäàíîâ è ñòðåë, àâòîðû òàê è ïîíèìàþò: «ñûïëÿ èç òîùèõ íåäð ìåðçêèõ ðàêîâèí æåì÷óã âåëèêèé íà ëîíî è íåæà».
Íàäî äóìàòü, ñî âðåìåíåì óòåðÿíî çíàíèå çà æåì÷óã è ðàêîâèíû, ÷òî çàìåíåíî ïåðåâîä÷èêàìè áîëåå ïîíÿòíûìè ñèìâîëàìè áèòâ è ñðàæåíèé, â êîòîðûõ äîëæåí áûë ó÷àñòâîâàòü êíÿçü, êàê âîåííàÿ çíàòü.
À âåäü ñóùåñòâóåò ïåðåâîä «íà ìåíÿ, êàê íà ìåðòâåöà ñìîòðÿò» [ïðè ýòîì].
«Óæå äüñêû áåçú êíåñà âìîåìú òåðåìå çëàòîâðúñåìú»
Òåðåì Ñâÿòîñëàâîâ çëàòîâåðõèé ëèøèëñÿ îïðåäåë¸ííîé àòðèáóòèêè, ýòî ÿâíî ïðè ëþáîì ïîíèìàíèè ïåðåñêàçà ñîâðåìåííûì ÿçûêîì:
êðîâëÿ áåç êíÿçÿ áûëà;
áóäòî óæ äîñêè áåç êíÿçÿ â ìîåì òåðåìó;
â òåðåìó æ çîëîòîâåðõîì ñëîâíî èç êîíüêà ïîâûñêî÷èëè äîñêè;
áåç ñêðåïû òåðåì ñàìîé âåðõíåé;
óæå äîñêè áåç ãðåáíÿ â ìîåì òåðåìå;
íà òåðåìå Çîëîòîâåðõîì ìîåì íåò ó êðîâëè êíÿçüêà;
óæå äîñêè âðîçü áåç êîíüêà.
Ñòðîèòåëüíàÿ òåìàòèêà, êàê êíÿæåñêîãî òåðåìà, êàê ñèìâîëîâ ïîñòðîåíèÿ ìîëèòâåííîãî äîìà, äàæå êàê âñåé çåìëè Ðóññêîé ïðè òðàêòîâêå ýòîãî îòðûâêà ðàññìîòðåíà èññëåäîâàòåëÿìè äîñêîíàëüíî.
Íî íèêòî îò÷åãî-òî íå çàäàëñÿ äðóãèì âîïðîñîì: ÷åëîâåê êàê Õðàì áîæèé, êîòîðûé ñóäÿ ïî ñþæåòó ñíà ëèøèëñÿ òîãî ñàìîãî «êíåñà», êîòîðîìó íèêàê íå ìîãóò äàòü îäíîçíà÷íîãî òîëêîâàíèÿ.
Ñî ñëîâåíñêîãî deska ïðàâëåíèå, ñîâåò, ýòî òàê, íî âîçìîæíî ðå÷ü èäåò î òîì, ÷òî Õðàì äóøè ëèøèëñÿ ñî-âåñòè, ñî-çíàíèÿ, ñî-åäèíåíèÿ ñ âûñøèì íà÷àëîì. Òàêîå ïðåäçíàìåíîâàíèå ïîñûëàåòñÿ âåëèêîìó êíÿçþ.
Íî åù¸ íå ì¸ðòâ, íî óæå àêè «ì¸ðòâ».
Âñþ íîùü ñ âå÷åðà áîñóâè âðàíè âúçãðàÿõó ó Ïëåñíåñêà íà áîëîíè.
Âðàíè íà áîëîíè. Îäíî èç Åâàíãåëüñêèõ ïðåäñêàçàíèé, êîòîðûìè, êñòàòè, êàíîíè÷åñêèé òåêñò ñîâñåì íå èçîáèëóåò: «Ãäå áóäåò òðóï, ñîáåðóòñÿ âîðîíû.»
Âúçãðàÿõó «çãðàÿ» ñ ñîâðåìåííîãî óêðàèíñêîãî è áåëîðóññêîãî ñòàÿ, òîãäà ýòî ãëàãîëüíàÿ ôîðìà ñáèòüñÿ â ñòàþ.
Êàê áû ýòî íå âûãëÿäåëî â ïîäðîáíîñòÿõ, î êîòîðûõ íåìàëî ñêàçàíî â èññëåäîâàíèÿõ îíè ñîáðàëèñü. Ãðàé ãðîìêèé áåñïîðÿäî÷íûé êðèê, êàðêàíüå ïòèö.
Âîò î Âñåñëàâå (×àðîäåå) êîãäà «Ñëîâî
» ïîâåñòâóåò î ïðåäóïðåæäåíèè òîìó îò Áîÿíà ãîâîðèëîñü:
áóäü ïî-ïòè÷üè ãîðàçä;
íè ãîðàçäó, ëåòàë õîòü áû ïòèöåé,
îäíèì ñëîâîì «ãîðàçäûé ïî ïòè÷üè» ýòî êîëäóí, âîëõâ, ÷àðîäåé. Òàê ÷òî ïòèöû áûëè äàëåêî íåïðîñòûì õóäîæåñòâåííûì îáðàçîì «÷¸ðíûé âîðîí, ïîãàíûé ïîëîâ÷èí».
Òîïîíèì «Ïëåñíüñêú» ïðèóðî÷èâàåòñÿ ê ïîéìå Äíåïðà â îêðåñòíîñòÿõ Êèåâà. «Áîëîíü» çàëèâíîé ëóã â ïîéìå ðåêè: ïî-âèäèìîìó, ãåîãðàôè÷åñêè òî÷íîå óêàçàíèå íà ìåñòíîñòü âûøå Êèåâà ïî ïðàâîìó áåðåãó Äíåïðà (ñð. ñîâðåìåííîå íàçâàíèå Îáîëîíü îäèí èç ðàéîíîâ â Êèåâå).
«Áåøà äåáðü Êèñàíþ è íå ñîøëþ ê ñèíåìó ìîðþ»
Áåøÿ äåáðè Êûÿíå ìåñòî î÷åíü òåìíîå, äî ñèõ ïîð íå ïîëó÷èâøåå îêîí÷àòåëüíîãî èñòîëêîâàíèÿ.  òåêñòå ïåðâîãî èçäàíèÿ çäåñü ÷èòàåòñÿ: «äåáðü êèñàíþ», â Åêàòåðèíèíñêîé êîïèè: «äåáðüñêû ñàíè». Èñïðàâëåíèå À. À. Ïîòåáíè «äåáðè êèÿíå» àðãóìåíòèðîâàííîå ãåîãðàôè÷åñêè â ñïåöèàëüíîé ñòàòüå [Øàðëåìàíü Í. Â. «Äåáðü êèñàíþ» «Äåáðü êèÿíü» â «Ñëîâå î ïîëêó Èãîðåâå» // «Ñëîâî»-50.]
×òåíèå ñàìîãî Øàðëåìàíÿ «äåáðü êèÿíü» ïðèíÿòî áûòü íå ìîæåò, òàê êàê ãëàãîëüíàÿ ôîðìà «áåøÿ» òðåáóåò ñóùåñòâèòåëüíîãî âî ìí. ÷. Èç äðóãèõ îáúÿñíåíèé çàñëóæèâàþò óïîìèíàíèÿ èíòåðïðåòàöèè Â. Í. Ïåðåòöà, À. Ñ. Îðëîâà è Ì. Â. Ùåïêèíîé: «äåáðüñêè ñàíè» ëåñíûå çìåè [Ïåðåòö. Ñ. 254-259; Îðëîâ À. Ñ. Ñëîâî î ïîëêó Èãîðåâå. Ì.; Ë., 1946, ñ. 117]
Íåñîøÿñÿ ê. ñèíåìó ìîðþ.  ïåðâîì èçäàíèè: «íå ñîøëþ», ÷òî íå äàåò ñìûñëà. Óæå À. Ô. Âåëüòìàí, Ì. À. Ìàêñèìîâè÷ è À. Ô. Ãèëüôåðäèíã èñïðàâèëè ýòî ìåñòî íà «íåñîøÿñü íåñîøÿñÿ». Ïðè ïîäîáíîì òîëêîâàíèè òåêñòà ñìûñë åãî òàêîâ: îâðàãè, ðàñïîëàãàþùèåñÿ ñåâåðíåå Êèåâà, âûøå ïî òå÷åíèþ Äíåïðà, ïîäñòóïàþò ê ãîðîäó è ïðîñòèðàþòñÿ äàëüøå íà þã, ê ñèíåìó ìîðþ.
Íî åñòü åùå îáðàçíîå ñîîòâåòñòâèå. «Ïîèäèòå óáî ÷ðåçú áîëîíüå è ÷ðåçú äåáðü ñèþ: îáû÷íî áî åñòü ñâèíèàìú ïî äåáðÿìú õîäèòè è êàðàñîìú âú ãðÿç;õú âàëÿòèñÿ. [Íèêîíèàíñêàÿ ëåòîïèñü. X, 73 (XVI â.)]. 1411: È çä; òàêîæå âèä; (Ôîòèé) ïóñòûííî ì;ñòî, âú íåìú æå öåðêîâü òó ïîñòàâè, ÷ÿñòî ïðèõîäÿ è ñìàòðÿà ë;ñû âåëèêèà, è äåáðè ïóñòûííûà è íåïðîõîäèìûà è òèøèíó è ìëú÷àíèå âåëèå. [Òàì æå, 217.]
Áûòü äåáðüþ Êèñàíþ.
Ìíîãèå íàðîäíûå çíàõàðñêèå çàãîâîðû Âåðõíåãî-ïîÄíåïðîâüÿ äî ñèõ ïîð ñîäåðæàò òåêñò: «íà ñèíåå ìîðå íà êðóòûå ãîðû ññûëàëà» [ãîâîðÿ îá îòâåäåíèè áîëåçíåé, íàïàñòåé, èñïóãà Ìàòåðüþ Áîæüåé îò ÷åëîâåêà]
Åñëè òðàêòîâàòü, êàê äîñëîâíîå ïîíèìàíèå íà òîò ìîìåíò äåéñòâèé Áîæüåé Ìàòåðè ýòî òàê è åñòü «íå ñîøëþ». Òî åñòü íå îòâåäó.
Êíèãà ïðîðîêà Äàíèèëà
Ãëàâà 2
6 Åñëè æå ðàññêàæåòå ñîí è çíà÷åíèå åãî, òî ïîëó÷èòå îò ìåíÿ äàðû, íàãðàäó è âåëèêóþ ïî÷åñòü; èòàê ñêàæèòå ìíå ñîí è çíà÷åíèå åãî. Äàí 2:48; 5:7
7 Îíè âòîðè÷íî îòâå÷àëè è ñêàçàëè: äà ñêàæåò öàðü ðàáàì ñâîèì ñíîâèäåíèå, è ìû îáúÿñíèì åãî çíà÷åíèå.
8 Îòâå÷àë öàðü è ñêàçàë: âåðíî çíàþ, ÷òî âû õîòèòå âûèãðàòü âðåìÿ, ïîòîìó ÷òî âèäèòå, ÷òî ñëîâî îòñòóïèëî îò ìåíÿ.
9 Òàê êàê âû íå îáúÿâëÿåòå ìíå ñíîâèäåíèÿ, òî ó âàñ îäèí óìûñåë: âû ñîáèðàåòåñü ñêàçàòü ìíå ëîæü è îáìàí, ïîêà ìèíåò âðåìÿ; èòàê ðàññêàæèòå ìíå ñîí, è òîãäà ÿ óçíàþ, ÷òî âû ìîæåòå îáúÿñíèòü ìíå è çíà÷åíèå åãî.
10 Õàëäåè îòâå÷àëè öàðþ è ñêàçàëè: íåò íà çåìëå ÷åëîâåêà, êîòîðûé ìîã áû îòêðûòü ýòî äåëî öàðþ, è ïîòîìó íè îäèí öàðü, âåëèêèé è ìîãóùåñòâåííûé, íå òðåáîâàë ïîäîáíîãî íè îò êàêîãî òàéíîâåäöà, ãàäàòåëÿ è Õàëäåÿ. Áûò 41:8
Источник