Какова роль сна софьи в сюжете комедии

Какова роль сна софьи в сюжете комедии thumbnail

Горе уму – Горе от ума

Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.

«Горе от ума» — этот фразеологизм содержит ироническую оценку. Чацкий обижен на Софию – она полюбила другого, и обида Чацкого служит поводом для войны, которую Чацкий объявляет обществу.

В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.

То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.

Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)

Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).

АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).

С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.

Как соотносятся реальные события с вымышленным Софией сном?

Напрямую соотносятся, вымышленный сон частично стал пророческим. «Нас врознь» — София и Молчалин действительно расстанутся по причине, потрясшей Софию (вскрывшееся предательство Молчалина). Мотив разверзшейся земли («раскрылся пол») характеризует грядущее состояние Софии. Гнев отца также станет реальным станет реальным событием комедии. «Хохот,свист чудовищ»,символизирующий светские сплетни, не стал реальным событием комедии, так как отношения Софии с Молчалиным не успели приобрести известность в свете.

Детали – упоминается трава, ворожба – древний знак любви; портретная деталь «дыбом волоса», «не то люди, не то звери» — те, кто могут осудить любовь С к М, теряют для нее человеческий облик; «раскрылся пол» — отсыл к реализованной метафоре – «разверзлась земля под ногами»

Татьяна Ларина, Светлана, «Жених» Пушкин Одна из традиций классицизма – «говорящие» фамилии. ГФ потому, что сообщают о персонаже какие-то его качества.

Но многие считают, что фамилия Чацкий(Чадский) созвучна фамилии Чаадаева, который был другом Грибоедова.

Чацкий – есть мнение, что от слова «чад» — дым, затуманил его рассудок. Горе от ума – оттого, что умный человек повел себя неумно, любовь и ревность замутили его разум.

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же], русский мыслитель и публицист.
Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Уйдя в отставку (1821), он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале “Телескоп” было опубликовано “Философическое письмо” Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества. Он поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Вл. Одоевским и др. Чаадаев был другом Грибоедова. Пушкин посвятил ему несколько стихотворений. (Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман…)

В своих черновиках Грибоедов пишет фамилию главного героя несколько иначе – Чадский. Что интересно, позднее Чаадаев во многом повторил судьбу своего прототипа, а к концу жизни высочайшим императорским указом был объявлен сумасшедшим.

Горе уму – Горе от ума

Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.

«Горе от ума» — этот фразеологизм содержит ироническую оценку. Чацкий обижен на Софию – она полюбила другого, и обида Чацкого служит поводом для войны, которую Чацкий объявляет обществу.

В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.

То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.

Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)

Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).

Читайте также:  К чему видеть путина во сне

АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).

С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.



Источник

Выявите функциональную значимость сна Софьи

  София     Я гнева вашего никак не растолкую.   Он в доме здесь живет, великая напасть!   Шел в комнату, попал в другую.     Фамусов     Попал или хотел попасть?   Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.     София     Вот в чем, однако, случай весь:   Как давиче вы с Лизой были здесь,   Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,   И бросилась сюда я со всех ног…     Фамусов     Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.   Не в пору голос мой наделал им тревог!     София     По смутном сне безделица тревожит;   Сказать вам сон: поймете вы тогда.     Фамусов     Что за история?     София     Вам рассказать?     Фамусов     Ну да.     (Садится.)     София     Позвольте… видите ль… сначала   Цветистый луг; и я искала   Траву   Какую-то, не вспомню наяву.   Вдруг милый человек, один из тех, кого мы   Увидим — будто век знакомы,   Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,   Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…     Фамусов     Ах! матушка, не довершай удара!   Кто беден, тот тебе не пара.     София     Потом пропало все: луга и небеса. —   Мы в темной комнате. Для довершенья чуда   Раскрылся пол — и вы оттуда,   Бледны, как смерть, и дыбом волоса!   Тут с громом распахнули двери   Какие-то не люди и не звери,   Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.   Он будто мне дороже всех сокровищ,   Хочу к нему — вы тащите с собой:   Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!   Он вслед кричит!.. —   Проснулась. — Кто-то говорит, —   Ваш голос был; что, думаю, так рано?   Бегу сюда — и вас обоих нахожу.  

Показать текст целиком

Сон Софьи Фамусовой играет немаловажную роль в комедии Грибоедова ‘Горе от ума’ , так как предсказывает последующие события произведения и то, как сложатся отношения между героями. Неслучайно сон находится в начале комедии. Мы ещё мало знаем о героях, но благодаря сну Софьи можем многое понять. Например, мы убеждаемся, что Софья любит Молчалина. Девушка рассказывает, что ее избранник из сна — человек, ‘который в бедности рождён’ и отмечает те его качества , которые ценит в Молчалине. Её возлюбленный из сна ‘вкрадчив’, ‘робок’ и ‘умён’. Однако Фамусов, недослушав Софью, прерывает девушку восклицанием: ‘Кто беден, тот тебе не пара!’ Фамусов относился к чиновникам ‘века минувшего’, которые склонны оценивать людей не по душевным качествам, а по чинам и наличию богатства. Это лишь подтверждает, что взгляды дочери и отца на брак расходятся: Софья влюблена в человека, который ниже ее по социальной лестнице, и фамусовское общество не может принять это. ‘Хочу к нему, вы тащите с собой’ — говорит Софья отцу. Фамусов не позволил бы ей выйти за Молчалина, даже

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Критерии

  • 2 из 3К1Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1К2Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Источник

Лекции.Орг

Сон, о котором рассказывает Софья в монологе, играет важную роль в раскрытии душевных терзаний героини. Она влюблена в Молчалина, секретаря её отца, но Фамусов хочет выдать её замуж за другого- богатого Скалозуба, и даже говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». На этом и основаны терзанья Софьи. Автор показывает, насколько сильны чувства главной героини к Молчалину через сон, при описании которого использует такие изобразительно- выразительные средства, как эпитеты: «цветистый луг», «тёмной комнате», сравнение: «бледны, как смерть, и дыбом волоса», риторические восклицания: «и дыбом волоса!», «он вслед кричит!». Таким образом, сон играет важную роль в раскрытии душевного состояния и переживаний главной героини.

С2- В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?

Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали сны героев. Так же, как и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С.Пушкин и М.Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин»(А.С.Пушкин) является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи(«И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»(М.Булгаков) также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри(«Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»). Сны Понтия Пилата и Татьяны можно соотнести со сновидением Софьи- они раскрывают персонажей с другой стороны(внутреннего мира), они помогают понять эмоции и переживания персонажей.

Читайте также:  Сон маргариты в романе мастер и маргарита читать

С5- Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

Комедия в стихах «Горе от ума» А.С.Грибоедова, который совмещает в ней традиции классицизма и романтизма, является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчалин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина.

Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем так ездить далеко?». Так же, к объективным причинам относится то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, обрекли Чацкого на неудачу в фамусовском обществе. Как говорил герой: «Молчалины господствуют на свете».

Одной из ярких субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг»(Фамусов). Любовник-слуга- «идеальный роман», как будто из французских книг. Чацкий унижает избранника героини, тем самым вызывает её недовольство, и после она пускает слух о его безумии.

Показывая любовный конфликт, автор раскрывает характеры персонажей(Софьи, Чацкого, Молчалина). Финал пьесы является драматичным- узнав правду, герои понимают свои ошибки, но уже становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому, но она разочаровалась в этом выборе из-за того, что её возлюбленный оказался негодяем.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 3428 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

#литература_практика_c1 #литература_практика_c2
#Грибоедов_егэ
Домашнее задание.

Задание 8(С1). Выявите функциональную значимость сна Софьи.

Задание 9(С2). В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы» и в чем своеобразие художественной версии А. С. Грибоедова?

Срок — неделя. Проверяем 21 числа. Свои ответы отправляйте прямо под этот пост. В начале своего поста УКАЗЫВАЙТЕ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ. Как только будут проверены работы по Пастернаку, эта запись будет закреплена. А пока добавляйте ее в закладки своего браузера или делайте репост на свою стену.

DELETED

эх,прорешивала уже эти с-шки ????

Мика, могу специально для вас прислать другие темы вам в личку, у меня их еще несколько комплектов:)

DELETED

Большая просьба указывать тему сочинения в начале вашего поста, так как некоторым были даны другие темы:)

Константин Куляк

Почему я путаю Чацкого и Печерина

Константин Куляк

Константин Куляк

Видите, ЕГЭ сдал, и все вылетело)))
Единый экзамен зато!! По советски!! Все равны!

Константин Куляк

????

DELETED

Костя, на сколько баллов?

Мика, а какие вы аргументы брали для С2, мне кроме Евгения Онегина в голову вообще ничего не лезет?(

DELETED

Функциональная значимость сна Софьи
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» сон Софьи играет большую роль. Он показывает, что героиня полностью отказалась от своих прежних чувств к Чацкому. «Был робок», «он все роптал» — эти детали помогают безошибочно узнать в «милом человеке» именно Молчалина.
Показать полностью…

DELETED

Полина, ты не написала главного, что сон Софьи вымышленный

Мика, если честно я побоялась это писать. Конечно, очевидно, что сон вымышленный, но это прямо не говориться в тексте. Вот я и подумала, не засчитают ли это как фактическую ошибку?

DELETED

Полина, нет! он действительно вымышленный, у меня даже в пособии по ЕГЭ так написано)

Спасибо за помощь. А будет ли принят мой ответ?

Мика, а можно узнать, что за пособие, про которое ты говорила?

DELETED

DELETED

1. Выявите функциональную значимость сна Софии?
Функциональная значимость выдуманного сна Софии заключается в том, что таким образом раскрываются ее намерения и показываются детали ее характера, а также сон «намекает» на дальнейшее развитие сюжета. Намерения Софьи заключались в том, чтобы отказаться от любви к Чацкому и предпочесть Молчалина, но, т.к. Молчалин не богат, выбор Софьи отец не одобряет, а Софья не принимает заключения своего отца. «И я, и друг мой новый, грустили долго… он все роптал на жребий свой суровый, что не к добру любовь его манит, что не богат и вам не угодит.» Фамусов отвечает: «Кто беден, тот тебе не пара.» Софья хочет убедить отца в том, что он не прав, выдумав «Вы в пропасть за собой меня влекли.»
В итоге, София разорвет связь с Чацким и все равно будет с Молчалиным — это доказывает, что сон был вещим.
Таким образом, выдуманный сон отражает намерения Софии, придуманное падение за отцом в пропасть — некая манипуляция Фамусовым есть отголосок нечестной натуры героини. В этом и заключается значимость сна Софьи.

Читайте также:  Как во сне вспомнить свою прошлую жизнь

2. В каких произведениях русской литературы 19 века в образной структуре сна используется ситуация «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы» и в чем своеобразие художественной версии А.С Грибоедова?
Показать полностью…

Задание 8(С1). Выявите функциональную значимость сна Софьи.

Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений.
Показать полностью…

Задание 9(С2). В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы» и в чем своеобразие художественной версии А. С. Грибоедова?
Показать полностью…

DELETED

В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы» и в чем своеобразие художественной версии А. С. Грибоедова?
Показать полностью…

Ребят, продлеваем сроки сдачи сочинений по Грибоедову (у куратора 21 будет концерт).
Проверка работ будет в воскресенье, 25 января.

Подскажите, пожалуйста, почему ответы такие большие? Вроде же 5-10 предложений необходимо для этого задания

Наталья, это рекомендуемый объем, вы можете написать как больше, так и меньше.

С1 Выявите функциональную значимость сна Софьи.

И.А. Гончаров недаром заметил, что Софье Павловне Фамусовой приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого». В семнадцать лет девушка «расцвела прелестно» не только внешне, но и внутренне. Но уверенная в себе, сильная духом Софья всё же страдает от влияния «фамусовского общества», что точно показывает в приведенном отрывке сон героини.
Показать полностью…

С2 «В каких произведениях в образной структуре сна используется концепция «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы» и в чем своеобразие
художественной версии А.С. Грибоедова?

В произведениях В.А. Жуковского «Светлана » и А.Н. Островского «Гроза», как и в комедии «Горе от ума», сон был «мимолетным гостем» героинь, к которым положительно относятся авторы, но несмотря на это несчастных из-за незаконного или безысходного чувства к возлюбленному.
Показать полностью…

(С1). Выявите функциональную значимость сна Софьи.

Софья Павловна из комедии «Горе от ума» утром, при встрече с отцом рассказала ему свой выдуманный сон. Так девушка хотела сказать о своих нежных чувствах к Молчалину, она описывает его положительные качества «вкрадчив и умен», а также говорит о финансовом положении возлюбленного «в бедности рожден», на что сразу получает ответ Фамусова : «Кто беден, тот тебе не пара». Софья не принадлежит к закостенелому «фамусовскому обществу», она стремится к саморазвитию, например, до утра читает книги. В своем сне она раскрыла все свои переживания. Чудовища, появившиеся и мешавшие Софье и любимому, олицетворяют отца и его круг, т.е. людей, которые довольны существующим положением дел,слежуют заветам старого поколения и не желают ничего менять. Сон Софьи — это попытка девушки встать против воли отца (найти для дочери богатого и влиятельного мужа) и бороться за свою любовь.

(С2). В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы» и в чем своеобразие художественной версии А. С. Грибоедова?
Показать полностью…

Полина, 2 балла за 8 задание. Нужно было указать, что сон вымышленный и разъяснить почему Софья его придумывает. И в конце вы переходите на пересказ, а не делаете вывод о том, какую роль играет сон в комедии.
9 задание — 3 балла. Опять же, вы забываете указать, что сон Софьи придуман, в отличии от снов Татьяны и Светланы.

Александра, 2 балла за 8 задание. Нет доказательств того, что сон выдуман. И вы не совсем точно понимаете его значимость.
9 задание — 1 балл. Нет никакого обоснования выбора этих двух произведений, ответа на вопрос о своеобразии сна в комедии нет.

Виктория, 8 задание — 4 балла.
9 задание — 2 балла. Нет ответа на вопрос о своеобразии сна. Есть фактические ошибки.

Ксения, 8 задание — 3 балла. Не указываете, что сон Софьи вымышленный и почему именно героиня его придумала.
9 задание — 2 балла. Нет ответа на вопрос о своеобразии сна в комедии. Нет сопоставления сходств и различий трёх снов.

Показать следующие комментарии

Источник