Какова роль в повести снов пискарева для понимания его характера

Какова роль в повести снов пискарева для понимания его характера thumbnail

Такое происходит много раз. Во сне Пискарев обретает всю полноту счастья, наяву — полную меру страдания. Все вывихнуто и ненормально в этом странном и страшном реальном мире, как все искажено в жизни художника. Можно сказать, замечает автор, что спал Пискарев наяву, а бодрствовал во сне. Эти участившиеся метаморфозы стали источником его страданий физических и нравственных и довели в конце концов до безумия.

Романтическое мироощущение молодого Гоголя было, как мы знаем, весьма восприимчиво к контрастному восприятию мира. Вся повесть «Невский проспект» выдержана в резких контрастных красках. Социальные и психологические контрасты Невского проспекта перекликаются с перепадами в восприятии мира у Пискарева, и все это вместе обостряет ощущение трагического противоречия между действительностью и представлением о том, какой она может и должна быть.

Художник Пискарев был жертвой, по выражению Гоголя, «вечного раздора мечты с существенностью». Это жертва трагическая, ибо слишком велико несоответствие между высокой романтической мечтой и возможностями ее осуществления. Жизнь жестоко посмеялась над Пискаревым. Его преданность идеалу прекрасного и вера в чистоту человеческих отношений не выдержали соприкосновения с грубой прозой жизни, с лицемерным, эгоистическим обществом. В единоборстве с этим обществом он потерпел полное крушение.

Отношение Гоголя к Пискареву двойственное. С одной стороны, ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал зыбок, нереален, но еще и в том, что по самой природе своей он порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен. Гоголь видел слабость Пискарева и зыбкость его жизненной позиции.

К середине 1830-х годов романтизм как философия жизни, как метод решения противоречий действительности обнаружил свою уязвимость. Пройдет еще одно десятилетие — и эта тема станет одной из важнейших в русской литературе. В 1843 году Герцен запишет в Дневнике: «Период романтизма исчез, тяжелые удары и годы убили его» (II, 272). Наблюдение это, сделанное в связи с обстоятельствами личной жизни Герцена, имело и несомненно более общий смысл. Романтизм к тому времени станет синонимом благодушия, рутины и дряблости. Как далеко зашел этот процесс, наглядно покажет судьба Александра Адуева в романе «Обыкновенная история». Задолго до Гончарова Гоголь проницательно распознал ранние симптомы той же болезни. Конечно, Пискарев не Александр Адуев, в гоголевском герое еще много истинно привлекательного, в его страстном негодовании против устоев современной цивилизации и морали сквозила юношеская «идеальность» и трогательная в своей простодушной наивности вера и возможность быстрого исправления нравов людей. Но гениальность Гоголя заключалась именно в том, что простодушие Пискарева изображено как порождение той же действительности, что вскормила пошлость Пирогова. Очень они разные люди — Пискарев и Пирогов, и, однако же, они не просто знакомцы, а «приятели»!

Сатирическая, обличительная направленность повести сильно выражена во второй новелле, посвященной Пирогову.

Поручик Пирогов представляет собой совсем иной человеческий материал, чем легко ранимый и чувствительный к малейшим проявлениям несправедливости Пискарев. Ограниченный и нагло самоуверенный, удачливый, преуспевающий, всегда в отличном расположении духа, Пирогов был совершенно чужд рефлексии и каким бы то ни было нравственным терзаниям. Пошлое самодовольство выражало не мимолетное, не сиюминутное его состояние, а самую суть его характера. Писатель создал очень яркий человеческий тип, ставший нарицательным обозначением многих сторон современного ему общественного бытия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Источник

41артем23 / 07 окт. 2014 г., 10:21:59

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!
1.Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Ш…пот-шепчет, ч…лка-чело, неч…тный-честь, сгущ…нка-сгущать, щ…нок-ощенившаяся собака, кош…лёк-кошель, беч…вка-бечева, деш…вый-дешевле, подж…г дома-поджог, он подж…г дом-поджигать, обж…рство-обжора, ш…рты-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», ш…рох-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», крыж…вник-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», пиж…н-словарное слово, жонгл…р-словарное слово, за рубеж…м-рубеж, чуж…е- жи/ши пиши с буквой и, кофе-кофейный, морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш_тка, никч_мный, распаш_нка, щ_лк, ш_потка чая, чащ_ба, трущ_ба, сверч_к, дьяч_к, пустяч_к, снеж_к, клоч_к, бедняж_чка, сюртуч_к, л_вша, д_монтаж, д_зинфекция, ж_стянка, девочка обиж_на, он отверж_н мной, страшный толч_к, насладиться борщ_м.

2.Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления или не обособления разных типов определений; каковы закономерности выбора тире или дефиса.В статье “Горе от ума” В.Г.Белинский рассматривает русскую литературу диалектически продолжающую традиции истории и культуры. Разделение словесного искусства на три рода — лирический эпический и драматический — является отражением художественного осмысления жизни. Русская литература отличается удивительными перевоплощениями влекущими к соединению в контексте одного произведения смешного и грустного “высокого” и “низкого”. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” — пример блистательной сатиры цельной по форме и содержанию. “В “Ревизоре” нет сцен лучших потому что нет худших все представляет собой единый художественно-замкнутый мир” — писал Белинский.6 По мнению критика главным героем комедии является страх городничего как результат испуганного воображения невежественного чиновника боявшегося не только вышестоящих лиц но и своих собственных грехов. Интересно что Хлестаков появляется во втором действии а исчезает в четвертом. Ревизор-призрак и все происходящее на сцене — это некая фантастическая реальность обретающая по воле автора писателя-сатирика свое пространство и время.

3.Расставьте знаки препинания объясните условия обособления или необособления обстоятельств и дополнений; какой частью речи выражаются обстоятельства и дополнения какова функция и роль деепричастных оборотов в предложении.В статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г.Белинский рассматривает творчество писателя в контексте русской и европейской литературы открывая богатые возможности словесного искусства. В отличие от других русских писателей начала XIX века Гоголь создает “натуральную школу” обращаясь к истине и прозе жизни как источнику художественных фантазии и философских размышлений. “Он не льстит жизни но и не клевещет на нее он рад выставить наружу все что есть в ней прекрасного человеческого и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она для него настоящий портрет в котором все охвачено с удивительным сходством начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков идущих по Невскому проспекту в сапогах запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы который не боялся ничего на свете с люлькою в зубах и саблею в руках до стоического философа Хомы который не боялся ничего на свете даже черта и ведьм когда у него люлька в зубах и рюмка в руках».

Читайте также:  Видеть во сне муравьев что означает

7.Определите все части речи.В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» отметил как была воспринята комедия консерваторы негодовали люди прогрессивного мышления особенно молодежь восхищались едкой и злой сатирой на старое поколение. Чацкий воспринимался как человек нового времени. В этой же статье В.Г.Белинский выделяя художественные особенности пьесы утверждал что Чацкий не кто иной как «новый Дон-Кихот». Как известно А.С.Пушкин соглашался с мнением критика. Как бы ни были противоречивы суждения о главном герое ясно то что автор комедии сделал первый шаг в развитии новой реалистической драматургии. В письме к П.А.Катенину А.С.Грибоедов рассказал о том как он работал над планом пьесы как создавал героя (один «здравомыслящий человек» попал в окружение «25 глупцов»). «Сначала он весел и это порок шутить и век шутить как вас на это станет».

Источник

Пискарёв-художник и очень чувствительная, тонкая натура,
которую так легко сломать.
Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире, верит в
гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь,
возвышенные идеалы.
Пискарев, романтик-идеалист принимает женщину
с Невского проспекта за святыню и божество.
Для его эстетического сознания красота есть высшая
ценность, абсолют; она — откровение Бога на земле;
поклонение красоте, любовь к прекрасной женщине
равно религиозному служению.
«Незнакомое существо, к которому так прильнули мысли и
чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него.
Боже, какие божественные черты!
Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был
прекрасными, как агат, волосами.
Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез.
Всё,что остается от воспоминания о детстве, что даёт
мечтание и тихое вдохновение при светящейся лампаде, —
все это, казалось, совокупилось, слилось и отразилось
в её гармонических устах.
Она взглянула на Пискарева, и при этом взгляде затрепетало
его сердце; она взглянула сурово, чувство негодования
проступило у ней на лице при виде такого наглого преследования;
но на этом прекрасном лице и самый гнев был обворожителен.
Постигнутый стыдом и робостью, он остановился, потупив глаза;
но как утерять это божество и неузнать даже той святыни,
где оно опустилось гостить?»
Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю,
и он решился преследовать её.
Незнакомка дала знак следовать за собой.
Колени его дрожали; чувства, мысли горели; молния
радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце.
Нет, это уже не мечта!
Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь
в двух минутах!»

Это та, к которой герой всю жизнь стремился.
Женщина — ангел, воплощение красоты и изящества.
Но красота в образе женщины, оказалась обманчива.
Кем же оказывается прекрасная незнакомка, куда ведет она героя?
Оказывается в публичный дом.
Пискарев не верит своим глазам:
«Тот приют, где человек святотатственно подавил и посмеялся
над всем чистым и святым, украшающим жизнь, где женщина,
эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное,
двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души
лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе
ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым,
тем прекрасным и так отличным от нас существом.
Та ли это, которая так околдовала и унесла его на
Невском проспекте?
Но она стояла перед ним так же хороша.
Она была свежа; ей было только семнадцать лет;
видно было, что еще недавно настиг её ужасный разврат —
она была прекрасна.
Перед нами опять иллюзорность мира.
Женщина, которая поражает воображение, оказывается
порочной. Чистота и святость — это мираж, на самом деле
в ней разврат и ложь.

Но для Пискарева прекрасный образ не меркнет, он хочет
стать её спасителем.
Он должен спасти непорочный образ красоты.
И Пискареву раскрывается иная правда:
в этом мире божественные черты могут принадлежать
развратнице, ведущей низкую и презренную жизнь».
Она губит всех, кто к ней приближается.
На такую действительность Пискарев не согласился:
сначала он пытался уйти от неё в сны, потом в видения,
порожденные опиумом; но бегство не спасло его.
Когда реальность окончательно раскрывается в своей
жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство.
Пискарёв переживает из-за потери «идеала девушки»
до смерти, в буквальном смысле.

Источник

Неприспособленность к жизни сыграла ключевую роль в судьбе художника Пискарева. Его поглотила суровая реальность жестокого мира. Не сумев справиться с поглотившими его любовными чувствами, он предпочел добровольный уход из жизни, туда, где вечный мир и покой.

Образ и характеристика Пискарёва в повести «Невский проспект» помогут понять, каким человеком на самом деле являлся художник и насколько тяжело таким личностям жить в мире, где их никто не понимает.

Пискарёв – художник, творческая личность. Житель Петербурга. Приятель Пирогова.

Читайте также:  Секс во сне с бывшей девушкой

Внешность

Внешность художника остается загадкой. Автор не удосужился заострить внимание читателя на том, как выглядел Пискарев, стараясь делать акцент на внутреннем мире данного персонажа.

«…шедшего с ним молодого человека во фраке и плаще».

«…молодой человек во фраке».

«На них вы встретите иногда отличный плащ и запачканный плащ, дорогой бархатный жилет и сюртук весь в красках».

Род занятий

Пискарев посвятил свою жизнь рисованию. В картинах он отражал все эмоции и чувства, наполнявшие его. Рисование не приносило большого дохода. Он еле сводил концы с концами, влача жалкое существование.

«…молодой человек, художник Пискарев…»

«Это был художник. Не правда ли, странное явление? Художник петербургский!»

«…любящий тихо свое искусство…»

«…с истинным наслаждением трудятся над своею работою…»

«Пискарев, носивший в себе искру таланта, быть может со временем бы вспыхнувшего широко и ярко…»

Черты характера

Таких людей, как Пискарев, пройдешь и не заметишь в толпе прохожих. Скромный парень, не привлекающий к себе внимание. Он жил в своем мирке, куда предпочитал никого не пускать. Витающий в облаках романтик с ранимой душой. Одинокий и несчастный человек, не сумевший найти себя.

Среди основных черт характера можно выделить следующих:

  • доброта;
  • наивность;
  • мечтательность;
  • романтичность;
  • влюбчивость;
  • кротость;
  • застенчивость;
  • скромность;
  • впечатлительность;
  • ранимость.

Любовь в жизни художника

Прогуливаясь по Невскому проспекту с приятелем, Пискарев видит брюнетку, которая ему очень понравилась. Он устремляется за девушкой, рисуя в голове картины семейной идиллии со своей музой. Он был уверен, что она ответит ему взаимностью.

«…за один небесный взгляд которой, он готов бы был отдать всю жизнь…»

«… с трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим, и, казалось, дивился сам своей дерзости. Незнакомое существо, к которому так прильнули его глаза, мысли и чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него. Боже, какие божественные черты!»

Пискарев мечтал о чистой и светлой любви. Каково же было его разочарование, когда он узнал, что его ангел красоты дитя порока. Она разбила мечты о грубую реальность, растоптав своим острым каблучком все надежды.

«Такая красавица, такие божественные черты – и где же? В каком месте…»

По доброте душевной он готов принять ее такой, как она есть, но при условии, что она навсегда покончит с грязным ремеслом. Однако девушка дает отказ на его предложение выйти замуж. Семейная жизнь не для нее. Лучше проституция, чем бесплатная домработница при муже.

«…я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою…»

Справиться с болью помогли наркотики. Пискарев подсаживается на опиум. Он ограждается от внешнего мира, уйдя в себя. Депрессивное состояние привело к самоубийству. Он не смог справиться с безответной любовью, которая и привела его к трагической гибели.

«

…выломали дверь, и нашли бездыханный труп…»

«Так погиб, жертва безумной страсти…»

Источник

Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Технология: проблемное обучение

Цель: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»

  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру

  • Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1 Слово учителя.

В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».

Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».

В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.

2. Беседа по фрагменту начала повести «Всемогущий Невский» . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Читайте также:  Видеть себя во сне в свадебном платье что означает

Учитель: Как эту мысль выразил Гоголь? («Только взойдешь на Невский, как уже пахнёт одним весельем»)

Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)

Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.

3. Формулирование темы урока.

Учитель: Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова? Заглянем в словарь:

ФАНТАСМАГО’РИЯ, -и, ж. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова

  1. Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

  2. Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

  3. Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

Учитель: В каком значении употребил это слово писатель? (во втором значении). Исходя их определения, сформулируем тему урока: «Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, — это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.

  1. Работа по подготовленному домашнему заданию.

Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.

— Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)

— Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)

— Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)

— Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).

— Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).

— Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).

— Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).

Учитель: А теперь обратимся к другому герою — поручику Пирогову.

— К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).

— Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).

— В чем заключалось «смелое предприятие» Пирогова? (он увязался на Невском за блондинкой, а она оказалась женой немца – жестянщика)

— Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)

— Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)

— Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)

— Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)

Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)

Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

«Пирогов и Пискарев – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! Один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» — писал В.Г.Белинский.

5. Обсуждение идейного смысла произведения. Работа над финальным отрывком «О, не верьте этому Невскому проспекту».

Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).

Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)

Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.

6 Рефлексия.

Продолжите предложения:

Петербург Гоголя ….

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера

Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек — …

Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).

Источник