Кларк и сон достижение всеобщего мира через мировое право

Кларк и сон достижение всеобщего мира через мировое право thumbnail

Как
уже отмечалось выше, современная
международно-политическая наука
пронизана борьбой и взаимной критикой
различных методологических подходов
и теоретических парадигм. Наиболее
ожесточенный спор традиционно происходит
между сторонниками реалистических
(неореалистических) и идеалистических
(неолиберальных, неоидеалистических)
взглядов на природу и характер
международных отношений. Представители
конкурирующих парадигм расходятся в
ответах на принципиальные вопросы: Кто
является главными акторами? Каковы
основные проблемы международной теории?
Что представляют собой основные процессы
в международном обществе? В чем состоят
главные результаты международно-политического
развития1?

Так,
в противоположность сторонникам
политического реализма представители
идеалистического направления убеждены,
что государства — не только не единственные,
но и не главные международные акторы.
Многие из них, в частности авторы
цитируемой ниже книги, считают, что эта
роль принадлежит международным
организациям (в данном случае
межправительственным). Реалисты в числе
главных проблем теории и практики
международной политики выделяют проблемы
реализации и защиты национально-государственных
интересов, соперничества и равновесия
сил на мировой арене, стратегии достижения
и сохранения государственной силы (не
в последнюю очередь, в ее военном
измерении), заключения и пересмотра
межгосударственных союзов в зависимости
от изменения геополитической
(геостратегической) ситуации и т.п.
Идеалисты акцентируют внимание на
наличии универсальных, общечеловеческих
интересов, ценностей и идеалов,
неотъемлемых прав человеческой личности,
на необходимости создания всеобъемлющей
системы коллективной безопасности в
целях их сохранения и защиты. И если
политические реалисты настаивают на
том, что основные международные процессы
представлены конфликтами, то идеалисты
говорят о переговорах и сотрудничестве.
Наконец, по мнению политических реалистов,
неизменность человеческой природы и

111

весь
опыт международных отношений показывают,
что надежды на изменения их характера
и создание нового мирового порядка,
основанного на законности и соблюдении
интересов личности, — не более чем утопия.
Идеалисты, напротив, верят в достижения
мировой гармонии, избавление человечества
от кровопролитных и опустошающих
вооруженных конфликтов, в созидательные
возможности общечеловеческой
нравственности и международного права.

При
этом, по замечанию Александра Вендта,
идеалистическое направление в
международной теории межвоенных лет
было весьма сильно оболгано, а сам термин
«идеализм», начиная с уничтожающей
критики Э. Карра (в книге The Twenty Years of
Crisis: 1919-1939, первое издание которой увидело
свет в 1939 г.), отождествлялся с
умиротворенностью, утопизмом и наивностью,
с недостатком «реалистического»
взгляда на международные отношения.
Такая позиция укоренилась настолько
глубоко, что многие современные
исследователи международных отношений
предпочитают избегать использования
этого термина. Тем не менее в последние
годы наблюдается не только ужесточение
критики в адрес политического реализма,
но и явное переосмысление сугубо
негативного отношения к положениям
реализма1.

Наследуя
традиции мыслителей XV в., говоривших о
моральном и политическом единстве
человеческого рода; гроцианские идеи
о возможности и необходимости правового
регулирования межгосударственных
отношений; кантовскую веру в достижение
вечного мира между народами, идеализм
в современной международной науке имеет
и более близкие идейно-теоретические
истоки — утопический социализм, либерализм
и пацифизм XIX в. Его основная посылка —
убеждение в необходимости и возможности
покончить с мировыми войнами и вооруженными
конфликтами между государствами путем
правового регулирования и демократизации
международных отношений, распространения
на них норм нравственности и справедливости
и создания, таким образом, справедливого
международного порядка. Сторонники
данного направления убеждены, что
мировое сообщество демократических
государств при поддержке и давлении со
стороны общественного мнения вполне
способно улаживать возникающие между
его членами конфликты мирным путем,
методами правового регулирования,
увеличения количества и роли международных
организаций, способствующих расширению
взаимовыгодного сотрудничества и
обмена. Одна из приоритетных тем
идеалистического направления — создание
системы коллективной безопасности

112

на
основе добровольного разоружения и
взаимного отказа от войны как инструмента
международной политики. В политической
практике идеализм нашел свое воплощение,
в частности, в разработанной после
Первой мировой войны Президентом США
Вудро Вильсоном программы создания
Лиги Наций, крах которой и испытание
вторым всемирным конфликтом не помешали
ведущим государствам мира сформировать
Организацию Объединенных Наций,
призванную служить делу сохранения
всеобщего мира и предупреждения войн.

В
научной литературе послевоенных лет
одной из наиболее влиятельных работ
идеалистического направления стала
выдержавшая несколько изданий и
опровергающая упрощенные и
карикатуризированные представления
об идеализме книга американских авторов
Греневиля Кларка и Луиса Б. Сона
«Достижение всеобщего мира через
мировое право». Авторы предлагают
план поэтапного разоружения и создания
системы коллективной безопасности для
всего мира за период 1960-1980 гг. (в цитируемом
издании книги этот срок «продлен»
до 1985 г.). Основным инструментом преодоления
войн и достижения вечного мира между
народами должна стать реформированная
ООН, действующая на основе измененного
и детально разработанного Устава.

Несколько
слов об авторах книги. Г. Кларк многие
годы (с 1906) был практикующим юристом и
общественным деятелем, Л.Б. Сон,
эмигрировавший в США в 1939 г. из Польши,
являлся признанным специалистом по
истории международного права, особенно
в вопросах правовых способов достижения
мира, применявшихся в прошлом. К моменту
работы над книгой, которая продолжалась
несколько лет, он преподавал в Школе
права Гарвардского университета, где
читал, в частности, такие курсы, как
«Право Объединенных Наций» и
«Проблемы развития мирового порядка».

Совместная
работа авторов над книгой началась в
1949 г. Ее первым результатом стал увидевший
свет в 1953 г. документ «Мир через
разоружение и пересмотр Устава», а в
1958 г. вышло первое издание книги
«Достижение всеобщего мира через
мировое право». По мнению авторов, ее
название подчеркивает постепенно
укрепляющееся убеждение в том, что
всеобщее и полное разоружение является
одним из многих взаимосвязанных и
одинаково необходимых элементов мирового
порядка, а не всеобъемлющим решением.
Основная посылка авторов состоит в том,
что, если мир действительно хочет мира,
он должен согласиться с необходимостью
создания полностью адекватных мировых
институтов, при помощи которых можно
достигнуть универсального и полного
разоружения и осуществлять мировой
закон в пределах ограниченной области
предотвращения войны.

Читайте также:  Муж во сне ушел к другой женщине

113

«Это
правда, — пишет Кларк в предисловии к
книге, — что авторы попытались разработать
полный план, реализуя который, можно
действительно сохранить подлинный мир
— через мировое разоружение. Это правда,
что мы верим в наш труд, который появился
после многих лет изучения и критического
анализа результатов исследований многих
сотен квалифицированных специалистов
из разных стран. Конечно, было бы
самонадеянным утверждать, что мы имеем
окончательные ответы на все сложнейшие
проблемы… И все же наши предложения
выдвинуты в твердом убеждении, что
истинный мир через всеобщее разоружение
и имеющее необходимую силу мировое
право — теперь реальная перспектива,
ради которой практический человек
трудится с обоснованными надеждами».

П.А.
Цыганков

114

Кларк и сон достижение всеобщего мира через мировое право

1
См.: Теория международных отношений на
рубеже столетий. С. 11-33.

1
Подробнее об этом см.: Вендт
А.

Четыре социологии международной политики
/ / Международные отношения: социологические
подходы / Под ред. П.А.
Цыганкова.

М.. 1998. С. 49; 85-87.

Источник

Международная
политическая наука находится в стадии
становления. До 1914 г. международные
отношения были заботой тех, кто
профессионально занят в этой области.
В демократических странах традиционно
считали, что внешняя политика выходит
за рамки партийной политики, и
представительные органы не полагали,
что они не настолько компетентны, чтобы
осуществлять жесткий контроль над
«таинственными» действиями
министерства иностранных дел. В
Великобритании общественное мнение
пробуждалось, только если война начиналась
в регионе, рассматриваемом как сфера
британских интересов, или если Британский
флот на какое-то мгновение переставал
обладать той степенью превосходства
над потенциальными конкурентами, которая
считалась необходимой. В континентальной
Европе воинская повинность и хроническое
опасение иностранного вторжения
обусловили постоянное внимание населения
к международным проблемам, но явно оно
выражалось главным образом в рабочем
движении, которое время от времени
выдвигало несколько академических
лозунгов против войны. В Конституции
Соединенных Штатов Америки есть
уникальное положение, согласно которому
соглашения заключаются Президентом
«после обсуждения в Сенате и с его
согласия». Но внешние отношения
Соединенных Штатов оказались таковы,
что не позволили придать данному
положению более широкий смысл. Некоторую
новизну содержали в себе более колоритные
аспекты дипломатии. Но нигде: ни в
университетах, ни в более широких
интеллектуальных кругах — не было
организовано изучение текущих
международных дел. Война по-прежнему
считалась главным образом занятием
профессиональных военных, и непосредственным

53

следствием
этого было то, что международная политика
оставалась уделом дипломатов. Не было
всеобщего желания изъять ведение
международных дел из рук профессионалов
или просто обратить серьезное и
систематическое внимание на то, что они
делают.

Война
1914-1918 гг. положила конец представлениям
о том, что война — дело только профессиональных
военных, и вследствие этого развеялось
соответствующее мнение, что международная
политика может быть благополучно
оставлена профессиональным дипломатам.
Кампания за доступность информации о
международной политике началась в
англоговорящих странах в форме агитации
против секретных соглашений и недостатка
фактической информации как одной их
причин войны. Но вину за секретные
соглашения следует отнести не на счет
греховности правительств: вина — в
безразличии народов. Каждый знал, что
такие соглашения были заключены, однако
перед войной немногие хотели что-то
узнать относительно них или рассматривали
их как нежелательные. Агитация против
них стала фактом огромной важности. Ее
можно оценить как первый признак
требования доступности международной
политики и как признак рождения новой
науки.

Цель
и анализ в политической науке

Как
известно, «желание — отец мысли», и
это выражение совершенно точно описывает
процесс размышления нормального
человека. Оно истинно для естественных
наук, но в еще большей степени истинно
для политической науки. В естественных
науках различие между исследованием
фактов и целью, с которой они должны
быть соотнесены, имеет не только
теоретическое основание, но и постоянно
подтверждается практикой. Ученый,
участвующий в лабораторном исследовании
причин рака, возможно, первоначально
был вдохновлен целью искоренить эту
болезнь. Но эта цель, строго говоря, не
соотносится с исследованием и отделима
от него. Его результаты не могут сообщить
больше того, что содержат в себе факты.
Оно не может изменить содержание фактов,
так как факты существуют независимо от
того, что думает о них любой человек.

В
политических науках, объект — человеческое
общество, подобные факты отсутствуют.
Исследователь исходит из желания
излечить некоторые болезни государства.
Среди причин болезни он диагностирует
тот факт, что обычно люди реагируют
определенным образом на определенные
условия. Но этот факт несопоставим с
тем фактом, что человеческие органы
реагируют определенным способом на
определенные лекарства. Этот политический
факт при желании может быть изменен, а
желание, уже существующее в уме
исследователя, может быть распространено
как результат его исследования на
значительное число

54

других
людей с целью сделать его эффективным.
В отличие от естественных наук цель в
политической науке соотносима с
исследованием и не может быть отделена
от него. Она играет самостоятельную
роль — роль одного из фактов. В теории
без сомнения может быть проведено
различие между ролью исследователя,
который устанавливает факты, и ролью
практика, который принимает решение об
истинной причине действия. В практике
одна роль незаметно переходит в другую.
Цель и анализ становятся одновременно
и элементами, и совокупностью разных
процессов.

Это
положение может быть проиллюстрировано
на нескольких примерах. Когда К. Маркс
писал «Капитал», он был вдохновлен
целью покончить с капиталистической
системой так же, как исследователь
причин рака вдохновлен целью покончить
с этой болезнью. Но факты, касающиеся
капитализма, в отличие от фактов,
касающихся рака, зависят от отношения
к ним людей. Анализ Маркса был нацелен
на то, чтобы изменить это отношение, и
фактически он изменил его в процессе
анализа фактов. Попытка провести различие
между Марксом-ученым и Марксом-пропагандистом
— бессмысленный спор по пустякам. Еще
один пример. Финансовые эксперты, которые
летом 1932 г. сообщили британскому
правительству о возможности конвертировать
5% военной ссуды по курсу 3,5% без сомнения
основывали свой совет на анализе
определенных фактов; но эти факты, став
известными финансовому миру, сделали
данное действие успешным. Анализ и цель
здесь неразрывны. Это касается не только
мнения профессионалов или студентов,
изучающих политические факты. Каждый,
кто читает политическую хронику, посещает
политические митинги или обсуждает
политику со своим соседом, в той же
степени является студентом, изучающим
политическую науку; и то мнение, которое
у него формируется, становится (особенно,
но не исключительно в демократических
странах) фактором в ходе политических
процессов. Политическая мысль — сама по
себе форма политического действия.
Политическая наука — наука не только о
том, что есть, но и о том, что должно быть.

Читайте также:  Во сне переехать в старый дом

Источник

Политический идеализм (или теория “международного сообщества”)

Идеализм в современной науке о международных отношениях имеет идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX века. Суть идеализма — это убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости.

Согласно данному направлению мировое сообщество демократических государств при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из его приоритетных тем — это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики.

В политической практике идеализм нашел воплощение в разработанной после первой мировой войны американским президентом В.Вильсоном программы создания Лиги наций17, Пакте Брайена-Келлога (1928 г.), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932 г.), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Дж.Ф. Даллес и госсекретарь З. Бжезинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и академическую элиту своей страны), президенты Д. Картер (1976- 1980) и Дж. Буш (1988-1992). В научной литературе она была представлена, в частности, книгой американских авторов Р. Кларка и Л.Б. Сона “Достижение мира через мировое право”. В книге предложен проект поэтапного разоружения и создания системы коллективной безопасности для всего мира за период 1960-1980 гг. Основным инструментом преодоления войн и достижения вечного мира между народами должно стать мировое правительство, руководимое ООН и действующее на основе детально разработанной мировой конституции.

Таким образом, идеалистическая парадигма, сопровождавшая историю международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влияние на умы и в наши дни. В последние годы ее влияние на некоторые аспекты теоретического анализа и прогнозирования в области международных отношений даже возросло, став основой практических шагов, предпринимаемых мировым сообществом по демократизации и гуманизации этих отношений, а также попыток формирования нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества.

Идеализм в течение длительного времени считался утратившим всякое влияние и безнадежно отставшим от требований современности. И действительно, лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе 30-х годов, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939-1945 гг. и “холодной войны” в последующие годы. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как “сила” и “баланс сил”, “национальный интерес” и “конфликт”. Политический идеализм подвергся сокрушительной критике политическим реализмом. Реалисты указали на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени способствовали развязыванию второй мировой войны, — но и предложил достаточно стройную теорию.

Билет 4 ТМО: Глобализм-радикализм- структурализм (немарксизм)

1.Представителей неомарксизма (П. Баран, П. Суизи, С. Амин, А. Имманюэль, И. Уоллерстейн и др.) — течения столь же неоднородного, как и транснационализм, объединяет идея о целостности мирового сообщества и определенная утопичность в оценке его будущего. Вместе с тем исходным пунктом и основой их концептуальных построении выступает мысль о несимметричности взаимозависимости современного мира и более того — о реальной зависимости экономически слаборазвитых стран от индустриальных государств, об эксплуатации и ограблении первых последними.

2.Основываясь на некоторых тезисах классического марксизма, неомарксисты представляют пространство международных отношений в виде глобальной империи, периферия которой остается под гнетом центра и после обретения ранее колониальными странами своей политической независимости. Это проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном развитии . Так, например, «центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зависит в своем развитии от сырья и ресурсов «периферии». В свою очередь, страны периферии являются потребителями промышленной и иной продукции, производимой вне их. Тем самым они попадают в зависимость от центра, становясь жертвами неравного экономического обмена, колебания в мировых ценах на сырье и экономической помощи со стороны развитых государств. Поэтому, в конечном итоге, «экономический рост, основанный на интеграции в мировой рынок, есть развитие слаборазвитости».

Читайте также:  Видеть во сне купаться в реке

3.Глобализм представляет мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями, играющими роль методологического ключа, помогающего разобраться в этом сложном многообразии, выступают понятия «мир-система» и «мир-экономика». Последнее отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные из них. Основные черты мир-экономики — это всемирная организация производства, рост значения ТНК в мировой экономике, усиливающаяся координация производственных комплексов, интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. Государства, которые ранее защищали себя от внешних потрясений, превращаются в агентов, передающих национальным экономикам требования мир-экономики с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. Указанные процессы, как и соответствующие структуры, представляют собой не некие априорные данные, а факты. Иначе говоря, они являются результатом деятельности людей, продуктом истории. Существуют и процессы, противоположные глобализации — диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, поиски иных путей развития. Однако, радикально-либеральная идеология внушает людям, что альтернативы глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене жесткой конкуренции, дерегламентации взаимодействий и эгоизма лежит неумолимая экономическая логика.

Гиперлиберальная мир-экономика, пишет Р. Кокс, нуждается в лидере, способном заставить уважать ее правила. После Холодной войны эту роль присвоили себе США. Она позволяет им претендовать на привилегии, в виде исключений из общих правил поведения на международной арене. Являясь самым крупным в мире должником, США рассчитывают на дальнейшее получение кредитов и продолжают жить, тратя гораздо больше, чем это позволяют их собственные возможности. Их лидеры объясняют это «тяжестью военной ноши», которую Соединенные Штаты вынуждены нести, защищая остальное человечество (и прежде всего Западный мир) от многочисленных угроз его безопасности. На самом же деле, международные отношения приобретают «зависимый [от CША] характер».

(Дальше немного не в тему, но для общ понятия)

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран.

Глобализация — основная тенденция современных МО.

1.Экономическая: капитал, раб. сила, матер. средства. 2.нформационная. Государство уже не контролирует инф. потоки. Инф-я не знает границ. 3.Политическая. Демократия становится универсальной системой для всех государств. 4.Культурная.

В связи с Г. произошло много чего и позитивного, и негативного. Появилась мобильность, «мир стал меньше» (Томас Фридман), расширились границы для культуры и т.д. Международный Криминальный Суд — тенденция в полит. интеграции. Подписали все крупные государства. Культурная — слишком быстро происходит. Иногда приводит к негативным последствиям — этническим конфликтам.

«Демократический дефицит». ЕС жалуется, что государства дают все больше власти европейским институтам, невозможность контроля (например — невозможно контролировать экономические аспекты — транснациональные компании)

Мир становится глобальным, государства играют меньшую роль, стираются границы (влияние на глобализации на государственный суверенитет). Невозможность контроля информацииРеалисты: глобализация ведет к уязвимости государства, они зависят друг от друга.

Либералы: глобализация ведет к снижению вероятности насильственных действий, т.к. государства сдерживает возникающая взаимозависимость.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы меньше, не стабильнее и зависят от конъюнктуры мировых рынков.

Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных и другие:

Увеличение технологического отставания от развитых стран;

Рост социально-экономического расслоения общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или или этнической группе;

Обнищание основной массы населения;

Усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

Ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

Рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.

Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 10424; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11029 — | 7454 — или читать все…

Читайте также:

  1. Б10. Формирование спартанского государства. Социальный и политический строй Спартанского государства.
  2. Билет 12. Вопрос 2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.
  3. Билет 22. Вопрос 2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.
  4. Внутриполитический кризис – противостояние Президента и Верховного Совета – произошел..
  5. Вопрос № 4. Природно-климатический и геополитический факторы и их влияние на российский исторический процесс, на формирование менталитета россиян.
  6. Геополитический характер региональных конфликтов (Х. Маккиндер)
  7. Государственно-политический строй Московии в XV– нач. XVI в.
  8. Государственно-политический строй Московии в XV– нач. XVI в.
  9. Лхарактерезуйте тоталитаризм как политический режим: его экономические основы, социальную, политическую и духовную сферу.
  10. Однако основными современными теориями МО являются: 1. политический реализм, 2. политический идеализм, 3. модернизм, 4. транснационализм и 5.неомарксизм.
  11. Охарактеризуйте партию как политический институт (ее признаки, структуру и функции). Расскажите о партийных системах. Назовите основные политические партии современной России.

Источник