Комплексы гимнастики после сна в сочетании с закаливающими мероприятиями

Светлана Сукачева
Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна

“Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста”

(гимнастика после сна)

Цель закаливающих мероприятий:

продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об укреплении здоровья через комплекс закаливающих процедур.

Задачи закаливающих мероприятий:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Продолжать работу по профилактике плоскостопия, профилактике нарушения осанки, тонизированию всего организма, воздействуя на биологически активные точки.

3. Предотвращать простудные заболевания.

4. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

5. Способствовать пробуждению после дневного сна, дать заряд бодрости на вторую половину дня.

6. С помощью положительного эмоционального настроя детей привить любовь к зарядке, как важному аспекту жизни.

Ход занятия:

— Здравствуйте дорогие гости. Сегодня для вас дети подготовительной группы покажут гимнастику после сна и закаливающие процедуры. Пройдите, пожалуйста, все в спальную комнату.

1.Гимнастика в постели

Поднимайся детвора!

Завершился тихий час,

Свет дневной встречает нас.

А наши ребята сегодня котята.

А у нас котята спят.

Мур-мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят.

Мур-мур, мур-мур!

(Дети лежат на кроватях, «свернувшись клубочком»)

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

Мур-мур, мур-мур!

(Поворачиваются с одной стороны на другую.)

Вот на спинку все легли.

Мур-мур, мур-мур!

Расшалились все они.

Мур-мур, мур-мур!

(Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур-мур, мур-мур!

Мур-мур, мур-мур!

(Интенсивно сгибают и разгибают руки и ноги)

Ну, теперь вставать пора,

Поднимайся, детвора!

Все по полу босиком,

И по коврикам идем.

(Дети встают с кроватей и проходят в колонне по одному, по корригирующей дорожке в групповую комнату)

2. Профилактика плоскостопия

Идем по кругу на носочках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы.

(Дети становятся на коврик в круг друг за другом, руки на поясе, спина ровная и идут)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

(Бесшумная ходьба на цыпочках)

Еле слышно топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

(Небольшие приседания («Пружинки»)

«Но подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

(Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

«Ввысь бросается отважно. Скок да скок, еще подскок»

(Прыжки на двух ногах на месте)

«А потом мяукает «МЯУ!»

Я в свой домик убегаю»

(Громко мяукают и убегают на стульчики)

Кошечка наша любит показывать коготки.

(Дети сидят на стульчиках и разводят пальчики рук и ног)

А сейчас кошка поухаживает за своими лапками.

(Сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги, а затем по правой)

Все кошки любят играть. И сейчас, она поиграет с палочкой.

(Дети достают из под стульчиков палочку, и катают ее правой ногой, а затем левой)

3. Профилактика нарушений осанки.

Кошечка играла, играла и рассердилась.

«Поза сердитой кошки»

И. п. – встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике

Позлилась немножко кошечка и решила, что лучше быть доброй.

«Поза доброй кошки»

И. п. – тоже. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице

Кошечка развеселилась и решила поиграть со своим хвостиком.

«Хвостик»

И. п. – тоже. Двигать бедрами вправо-влево, как кошечка» вертит своим хвостом». 3 раза

Дыхательное упражнение

«Ветер»

Выглянула кошка на улицу, а там ветерок разгулялся.

И. п. – стоя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. 2 раза

Гимнастика для глаз

«Кошка»

Вот окошко распахнулось.

(Разводят руки в стороны)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх

(Смотрят вверх)

Посмотрела кошка вниз

(Смотрят вниз)

Вот налево посмотрела

(Смотрят влево)

Проводила взглядом мух

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят вправо)

А потом взглянула прямо

(Смотрят прямо)

И закрыла их руками.

Массаж спины

«Дождик»

Вышла кошечка гулять,

Дождик начался опять.

(Встать друг за другом.)

Дождик бегает по крыше –

Читайте также:  Двигать во сне предметы силой мысли

Бом – бом, бом – бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом – бом, бом – бом!

(Похлопывать друг друга по спине.)

Дома, дома посидите –

Бом – бом, бом – бом!

Никуда не выходите –

Бом – бом, бом – бом!

(Постукивать друг друга пальчиками)

Почитайте, поиграйте –

Бом – бом, бом – бом!

А уйду, тогда гуляйте…

Бом – бом, бом – бом!

(Поколачивание кулачками.)

Дождик бегает по крыше –

Бом – бом, бом – бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом – бом, бом – бом!

(Поглаживание ладошками.)

Водные процедуры

Пришла кошечка домой и после прогулки вымыла лапки и свою мордочку.

(Умывание и обливание рук прохладной водой)

Источник

Галина Лыкова
Гимнастика после сна с закаливающими процедурами

Комплекс № 1

Сентябрь, январь, май.

I.Разминка в постели:

1. «Разбудим глазки».

И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их. (10 сек.)

2. «Потягушки».

И. п. — лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох.

Вернуться в и. п. — выдох. (3 – 4 раза)

3. «Разбудим ручки».

И. п. — лёжа на спине, руки вверху. Движения кистями вправо- влево. (10 сек.)

4. «Постучим по коленочкам».

И. п. — сидя ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленям

произнося «тук- тук- тук». Вернуться в и. п. (3 – 4 раза)

5. «Весёлая зарядка»

И. п. — сидя на кровати, стопы на полу. Поднять пятки вверх, носки на полу. Вернуться в и. п. (4 раза)

II. Подвижные игры (в группе).

1. «Мы топаем ногами». (3 раза)

Дети встают в круг, руки на поясе.Педагогговорит:

«Мы топаем ногами, качаем головой

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

Мы руки подаем и бегом».

Дети выполняют движения согласно тексту.

2. «Зайка беленький сидит» (3 раза)

3. «Найди, что спрятано» (3 раза)

III. Закаливающие процедуры:

1. Ходьба босиком дорожкам и массажным коврикам.

Комплекс № 2

Октябрь, февраль

I.Разминка в постели:

1.«Разбудим глазки».

И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их. (10 сек.)

2.«Потягушки».

И. п. — лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и. п. — выдох. (4 раза)

3.«Весёлая зарядка»

И. п. — сидя на кровати, стопы на полу. Поднять пятки вверх, носки на полу. Вернуться в и. п. (5 раз)

II. Дыхательные упражнения.

1. «Подыши одной ноздрёй».

И. п. — стоя, ноги вместе. Указательным пальцем правой руки закрыть правую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух левой ноздрёй. Затем указательным пальцем левой руки закрыть левую ноздрю.

Вдыхать и выдыхать воздух правой ноздрёй.

(10 сек. каждой ноздрёй)

2. «Большие и маленькие».

И. п. — основная стойка. Подняться на носки, руки вверх — вдох («Какие большие»).

Присесть со звуком «у-х-х» («Какие маленькие»). (3-4 раза)

3. «Часы».

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону.

Со звуком «так» вернуться в и. п. То же в левую сторону. (3 раза в каждую сторону)

4. «Гуси».

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе — вдох.

Наклониться вперёд и вытягивая шею произнести «ш-ш-ш». (4 раза)

5. «Паровоз».

Ходьба по группе, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, и произносить

чух — чух». (30 сек.)

III. Закаливающие процедуры:

1 .Ходьба босиком по дорожкам и массажным коврикам.

В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка».

Комплекс № 3

Ноябрь, март

1.Разминка в постели:

1.«Разбудим глазки». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища.

Поморгать глазками, открывая и закрывая их. (10 сек.)

2.«Потягушки».

И. п. — лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и. п. — выдох. (4 раза)

3.«Посмотри на дружочка».

И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуться в и. п. То же влево. (2 раза в каждую сторону)

4.«Сильные ножки».

И. п. — сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Вернуться в и. п. То же левой ногой. (2-3 раза каждой ногой)

Читайте также:  Почему во сне кажется что падаешь

II. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия (в групповой комнате) .

1 .Ходьба на носках в чередовании с обычной ходьбой. (10 м.)

2. И. п. — сидя на стуле, ноги стоят на полу. Поднять носки стоп и опустить. (4 раза)

3. И. п. — то же. Поднять пятки стоп и опустить. (4 раза)

4. И. п. — сидя на стуле, под стопой палка (диаметром 5 см.)

Прокатывать палку стопой от носка до пятки. То же левой ногой.

(8 раз каждой стопой)

5. И. п. — стоя. Захватывание пальцами стопы мелких предметов

(шишек, камешек, шариков). Удержание и выбрасывание. (4 раза каждой ногой)

III. Закаливающие процедуры:

1 .Ходьба босиком по дорожкам и массажным коврикам.

Комплекс № 4

Декабрь, апрель

I.Разминка в постели:

1. «Разбудим глазки».

И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их. (10 сек.)

2. «Потягушки».

И. п. — лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову,

потянуться и сделать вдох. Вернуться в и. п. – выдох. (3-4 раза)

3. «Постучим по коленочкам».

И. п. — сидя, ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленочкам произнося «тук-тук- тук».Вернуться в и. п. (3-4 раза каждой ногой)

II. Комплекс музыкально – ритмических упражнений (в групповой комнате) .

«Чунга – чанга» под музыку В. Шаинского

1 куплет.

1. И. п. — стоя ноги вместе, руки внизу. Руки через стороны вверх, хлопок над

головой с полуприседом. (4-6 раз)

2. И. п. – стоя руки на поясе. Повороты туловища в правую и левую сторону

с полуприседом. (4 раза в каждую сторону)

Припев.

3. И. п. — стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.

2 куплет.

4. И. п. — сидя на полу, ноги вытянуты, руки к плечам. Движения рук в стороны – к плечам. (6 раз)

5. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, ноги вытянуты. Поочерёдное подтягивание согнутой

ноги к груди. (4 раза каждой ногой)

Припев.

6. И. п. – стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.

3 куплет.

7. И. п. – сидя на коленях, руки на поясе.

Встать на колени, руками сделать хлопок над головой. Вернуться в и. п. (4 раза)

8. И. п. – стоя на коленях, руки на поясе. Наклоны головы вправо, вернуться в и. п.

То же влево. (4 раза в каждую сторону)

III. Закаливающие процедуры:

1. Ходьба босиком по дорожкам и массажным коврикам.

Источник

Нина Бородкина
Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна в ДОУ

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день?

Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику и комплекс закаливающих мероприятий!

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Задачи:

Оздоровительные:

• укреплять опорно-двигательный аппарат;

• совершенствовать и развивать координацию движений;

• повысить жизненный тонус;

• укрепить иммунитет;

• тренировать терморегуляционный аппарат.

Обучающие:

• учить детей дышать через нос;

• упражнять в плавном свободном выдохе;

• формировать умения выполнять движения по показу взрослого.

Воспитательные:

• воспитывать привычку здорового образа жизни

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров.

Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).

Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно (от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.

Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Разнообразие средств и форм проведения закаливающих мероприятий.

Примерная схема проведения закаливающих, гигиенических процедур после дневного сна:

1. Гимнастика пробуждения в постели.

2. Оздоровительная гимнастика в сочетании с контрастными воздушными ваннами и ходьбой по «тропе здоровья»

(рефлексогенным дорожкам).

3. Водные процедуры: обширное умывание, полоскание горла кипяченой водой.

Гимнастика пробуждения в постели.

Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает.

Читайте также:  Подниматься в гору во сне на машине

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д.

Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Гимнастика пробуждения

(примерный комплекс упражнений для разминки в постели, с включением упражнений на дыхание и корригирующих упражнений)

1. Спокойно сделайте вдох, выдох — полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцы в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

13. Сели.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

Оздоровительная гимнастика в сочетании с контрастными воздушными

ваннами и ходьбой по «тропе здоровья» (рефлексогенным дорожкам)

Далее дети переходят в «холодную» проветренную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу по массажным коврикам и дорожкам, а так же ряд комплексов оздоровительной гимнастики.

Цель применения массажных ковриков и дорожек:

1. Закаливание организма.

2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.

3. Профилактика и коррекция плоскостопия.

4. Развития чувства равновесия и координации движений.

5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей.

Комплекс гимнастики после дневного сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. В основе подбора содержания этой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опыта и тематического содержания образовательного процесса. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Летом эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст).

Закаливающие водные процедуры

После дневной гимнастики проводятся закаливающие водные процедуры, что служит не только способом оздоровления детей, но и приучает их к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.

Обширное умывание

Необходимо:

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку.

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди.

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается,а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза.

Полоскание рта и горла

В завершении организуем полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. Для этого применяются специальные стаканчики для каждого ребенка. Которые впоследствииобрабатываются по следующей схеме: замочить стаканчики в растворе 0, 015 % диахлор плюс (на 5 литров 0,5 таблетки) на 10-15 минут, затем промыть под проточной водой.

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом,мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику.

А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

Источник