Лермонтов сон полдневный жар в долине дагестана

Лермонтов сон полдневный жар в долине дагестана thumbnail

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир, в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Стихотворение «Сон» (1841 г.) является одним из последних произведений Лермонтова. Многие считают его удивительным пророчеством о собственной участи. Поэт не скрывал, что сознательно искал смерти. Этим мотивом проникнуто все его позднее творчество. Образ смерти, подобной сну, могут быть навеян Лермонтову одной из песен гребенских казаков, которыми он интересовался на Кавказе.

Автор описывает свою смерть, которая была обычным явлением в условиях непрерывной войны. Очевидцы утверждают, что в военных столкновениях Лермонтов проявлял безрассудную храбрость и буквально сам лез под вражеские пули. Война так и не смогла избавить поэта от мучительного одиночества. Чувство постоянной опасности очень скоро притупилось. Первые впечатления быстро утратили всю свою свежесть и остроту. Лермонтов вновь ощущал неудовлетворение. Оно обострялось размышлениями о смысле войны. Большинство офицеров никогда не задумывались об этом, они стремились лишь к славе и победам. Одинокий романтик с возвышенными идеями и здесь оказался чужаком.

Поэтому автор подчеркивает свою ненужность – «лежал один». Либо он был убит, находясь в одиночестве, что маловероятно на войне, либо его смерть осталась совершенно незамеченной в пылу сражения.

Свою гибель автор сравнивает с мертвым сном. Он уже распрощался с реальным миром, в котором так и не нашел понимания. Но душа поэта волшебным образом смогла вернуться на родину. Лермонтов мечтает, что еще остались люди, которые вспоминают его и ведут о нем «веселый разговор». Но среди всех друзей и близких для поэта важнее узнать о состоянии девушки, в которую он до конца жизни был влюблен. Точно не установлено, кого именно имеет в виду Лермонтов, вероятнее всего, В. Лопухину. Поэт считает, что его смерть естественным образом отзовется в родственной душе. Несмотря на огромное расстояние, любимая почувствует его гибель. В таком же таинственном сне ей представится реальный облик «знакомого трупа».

Лермонтов не указывает конкретно, чья же пуля оборвет ему жизнь. Не описывает он и сражения с врагами. Поэтому стихотворение «Сон» действительно можно расценивать как детальное предсказание собственной смерти. Странное поведение поэта на дуэли, когда он просто поднял пистолет дулом вверх и даже не выстрелил, окутала его гибель романтическим ореолом. Даже глядя смерти в глаза, Лермонтов шел против всех правил и умер в гордом одиночестве.

  • Следующий стих → Николай Некрасов — Мороз, красный нос
  • Предыдущий стих → Николай Некрасов — Крестьянские дети

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Сон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

article398996.jpg

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня – но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди дымясь чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

1841

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова


Стихотворение «Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ «Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Читайте также:  Во сне видеть полный унитаз кала

История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и «Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале «Отечественные записки”.

Тема
Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль «Сна”.

Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова «видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал «Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной.

Это:
    Эпитеты – «»полдневный жар”, «желтые вершины”, «мертвый сон”, «вечерний пир”, «юные жены”, «младая душа”, «знакомый труп”».
    Метафоры – «»дымилась рана”, «по капле точилась кровь”, «уступы скал теснилися кругом”, «душа погружена в грустный сон”, «чернеет рана”».

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон» (2)

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему
периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на
Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной
мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что
накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку,
попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную
стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы
укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не
предполагал, что видит своего друга последний раз.

Читайте также:  Любовь и сон мр3 скачать бесплатно

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период.
Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после
второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем,
состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем
царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его
произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода
отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о
лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор
отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с
свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и,
постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он
снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо
обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон,
увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое
девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова,
оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с
точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя
вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный
сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел
за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке,
которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в
талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило
автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по
сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны
считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть
будущее
. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение
этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие
друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в
потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей
странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту
Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено
стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было
произойти всего через несколько месяцев после написания этого
произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о
своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой
поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время
дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту,
он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов
смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно
описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому
было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Лермонтов сон полдневный жар в долине дагестана

   Сон.
     В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье,
И милый образ во сне лишь порою видали.

И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…
Но в мире новом друг друга они не узнали.

Анализ стихотворения «Сон» М.Ю. Лермонтова.
Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон» В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон».

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь.

     
    В полдневный жар в долине Дагестана
    С свинцом в груди лежал недвижим я;
    Глубокая еще дымилась рана,
    По капле кровь точилася моя.
     

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном». Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:

     
    И в грустный сон душа ее младая
    Бог знает чем была погружена…
     

Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана», с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.

     
    И снилась ей долина Дагестана;
    Знакомый труп лежал в долине той,
    В его груди, дымясь, чернела рана,
    И кровь лилась хладеющей струей.
     

Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле»), «дымилась рана», то во втором – «кровь лилась хладеющей струей», «дымясь, чернела рана». Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.

Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном». В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.

В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий», «увенчанных», «младая») создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

Стихотворение вроде бы не вызывает никаких особых чувств, его содержание передано на редкость сухо, без лишней эмоциональности, свойственной лирическому произведению. Но без слов и эмоций создается психологически достоверное представление о происходящем за счет композиции сна «в кубе».

Источник