Марина цветаева стихи цикл бессонница
1
Обвела мне глаза кольцом
 Теневым — бессонница.
 Оплела мне глаза бессонница
 Теневым венцом.
То-то же! По ночам
 Не молись — идолам!
 Я твою тайну выдала,
 Идолопоклонница.
Мало — тебе — дня,
 Солнечного огня!
Пару моих колец
 Носи, бледноликая!
 Кликала — и накликала
 Теневой венец.
Мало — меня — звала?
 Мало — со мной — спала?
Ляжешь, легка лицом.
 Люди поклонятся.
 Буду тебе чтецом
 Я, бессонница:
— Спи, успокоена,
 Спи, удостоена,
 Спи, увенчана,
 Женщина.
Чтобы — спалось — легче,
 Буду — тебе — певчим:
— Спи, подруженька
 Неугомонная!
Спи, жемчужинка,
 Спи, бессонная.
И кому ни писали писем,
 И кому с тобой ни клялись мы…
 Спи себе.
Вот и разлучены
 Неразлучные.
 Вот и выпущены из рук
 Твои рученьки.
 Вот ты и отмучилась,
 Милая мученица.
Сон — свят,
 Все — спят.
 Венец-снят.
8 апреля 1916
2
Руки люблю
 Целовать, и люблю
 Имена раздавать,
 И еще — раскрывать
 Двери!
 — Настежь — в темную ночь!
Голову сжав,
 Слушать, как тяжкий шаг
 Где-то легчает,
 Как ветер качает
 Сонный, бессонный
 Лес.
Ах, ночь!
 Где-то бегут ключи,
 Ко сну — клонит.
 Сплю почти.
 Где-то в ночи
 Человек тонет.
27 мая 1916
3
В огромном городе моем — ночь.
 Из дома сонного иду — прочь.
 И люди думают: жена, дочь, —
 А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет — путь,
 И где-то музыка в окне — чуть.
 Ах, нынче ветру до зари — дуть
 Сквозь стенки тонкие груди́ — в грудь.
Есть черный тополь, и в окне — свет,
 И звон на башне, и в руке — цвет,
 И шаг вот этот — никому — вслед,
 И тень вот эта, а меня — нет.
Огни — как нити золотых бус,
 Ночного листика во рту — вкус.
 Освободите от дневных уз,
 Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
17 июля 1916
 Москва
4
После бессонной ночи слабеет тело,
 Милым становится и не своим, — ничьим.
 В медленных жилах еще занывают стрелы —
 И улыбаешься людям, как серафим.
После бессонной ночи слабеют руки
 И глубоко равнодушен и враг и друг.
 Целая радуга — в каждом случайном звуке,
 И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.
Нежно светлеют губы, и тень золоче
 Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
 Этот светлейший лик, — и от темной ночи
 Только одно темнеет у нас — глаза.
19 июля 1916
5
Нынче я гость небесный
 В стране твоей.
 Я видела бессонницу леса
 И сон полей.
Где-то в ночи́ подковы
 Взрывали траву.
 Тяжко вздохнула корова
 В сонном хлеву.
Расскажу тебе с грустью,
 С нежностью всей,
 Про сторожа-гуся
 И спящих гусей.
Руки тонули в песьей шерсти,
 Пес был — сед.
 Потом, к шести,
 Начался рассвет.
20 июля 1916
6
Сегодня ночью я одна в ночи́ —
 Бессонная, бездомная черница! —
 Сегодня ночью у меня ключи
 От всех ворот единственной столицы!
Бессонница меня толкнула в путь.
 — О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль
                                                                           мой! —
 Сегодня ночью я целую в грудь
 Всю круглую воюющую землю!
Вздымаются не волосы — а мех,
 И душный ветер прямо в душу дует.
 Сегодня ночью я жалею всех, —
 Кого жалеют и кого целуют.
1 августа 1916
7
Нежно-нежно, тонко-тонко
 Что-то свистнуло в сосне.
 Черноглазого ребенка
 Я увидела во сне.
Так у сосенки у красной
 Каплет жаркая смола.
 Так в ночи́ моей прекрасной
 Ходит пó сердцу пила.
8 августа 1916
8
Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
 Свет — люблю тебя, зоркая ночь.
Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
 Песен, в чьей длани узда четырех ветров.
Клича тебя, славословя тебя, я только
 Раковина, где еще не умолк океан.
Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
 Испепели меня, черное солнце — ночь!
9 августа 1916
9
Кто спит по ночам? Никто не спит!
 Ребенок в люльке своей кричит,
 Старик над смертью своей сидит,
 Кто молод — с милою говорит,
 Ей в губы дышит, в глаза глядит.
Заснешь — проснешься ли здесь опять?
 Успеем, успеем, успеем спать!
А зоркий сторож из дома в дом
 Проходит с розовым фонарем,
 И дробным рокотом над подушкой
 Рокочет ярая колотушка:
Не спи! крепись! говорю добром!
 А то — вечный сон! а то — вечный дом!
12 декабря 1916
10
Вот опять окно,
 Где опять не спят.
 Может — пьют вино,
 Может — так сидят.
 Или просто — рук
 Не разнимут двое.
 В каждом доме, друг,
 Есть окно такое.
Крик разлук и встреч —
 Ты, окно в ночи́!
 Может — сотни свеч,
 Может — три свечи…
 Нет и нет уму
 Моему — покоя.
 И в моем дому
 Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
 За окно с огнем!
23 декабря 1916
11
Бессонница! Друг мой!
 Опять твою руку
 С протянутым кубком
 Встречаю в беззвучно —
 Звенящей ночи́.
— Прельстись!
 Пригубь!
 Не в высь,
 А в глубь —
 Веду…
 Губами приголубь!
 Голубка! Друг!
 Пригубь!
 Прельстись!
 Испей!
 От всех страстей —
 Устой,
 От всех вестей —
 Покой.
 — Подруга! —
 Удостой.
 Раздвинь уста!
 Всей негой уст
 Резного кубка край
 Возьми —
 Втяни,
 Глотни:
 — Не будь! —
 О друг! Не обессудь!
 Прельстись!
 Испей!
 Из всех страстей —
 Страстнейшая, из всех смертей —
 Нежнейшая… Из двух горстей
 Моих — прельстись! — испей!
Мир бе́з вести пропал. В нигде —
 Затопленные берега…
 — Пей, ласточка моя! На дне
 Растопленные жемчуга…
Ты море пьешь,
 Ты зори пьешь.
 С каким любовником кутеж
 С моим
 — Дитя —
 Сравним?
А если спросят (научу!),
 Что, дескать, щечки не свежи, —
 С Бессонницей кучу, скажи,
 С Бессонницей кучу…
Май 1921
Источник
1
 Обвела мне глаза кольцом
 Теневым — бессонница.
 Оплела мне глаза бессонница
 Теневым венцом.
 То-то же! По ночам
 Не молись — идолам!
 Я твою тайну выдала,
 Идолопоклонница.
 Мало — тебе — дня,
 Солнечного огня!
 Пару моих колец
 Носи, бледноликая!
 Кликала — и накликала
 Теневой венец.
 Мало — меня — звала?
 Мало — со мной — спала?
 Ляжешь, легка лицом.
 Люди поклонятся.
 Буду тебе чтецом
 Я, бессонница:
 — Спи, успокоена,
 Спи, удостоена,
 Спи, увенчана,
 Женщина.
 Чтобы — спалось — легче,
 Буду — тебе — певчим:
 — Спи, подруженька
 Неугомонная!
 Спи, жемчужинка,
 Спи, бессонная.
 И кому ни писали писем,
 И кому с тобой ни клялись мы…
 Спи себе.
 Вот и разлучены
 Неразлучные.
 Вот и выпущены из рук
 Твои рученьки.
 Вот ты и отмучилась,
 Милая мученица.
 Сон — свят,
 Все — спят.
 Венец — снят.
8 апреля 1916
2
 Руки люблю
 Целовать, и люблю
 Имена раздавать,
 И еще — раскрывать
 Двери!
 — Настежь — в темную ночь!
 Голову сжав,
 Слушать, как тяжкий шаг
 Где-то легчает,
 Как ветер качает
 Сонный, бессонный
 Лес.
 Ах, ночь!
 Где-то бегут ключи,
 Ко сну — клонит.
 Сплю почти.
 Где-то в ночи
 Человек тонет.
27 мая 1916
3
 В огромном городе моем — ночь.
 Из дома сонного иду — прочь.
 И люди думают: жена, дочь, —
 А я запомнила одно: ночь.
 Июльский ветер мне метет — путь,
 И где-то музыка в окне — чуть.
 Ах, нынче ветру до зари — дуть
 Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
 Есть черный тополь, и в окне — свет,
 И звон на башне, и в руке — цвет,
 И шаг вот этот — никому — вслед,
 И тень вот эта, а меня — нет.
 Огни — как нити золотых бус,
 Ночного листика во рту — вкус.
 Освободите от дневных уз,
 Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
 17 июля 1916
 Москва
4
 После бессонной ночи слабеет тело,
 Милым становится и не своим, — ничьим.
 В медленных жилах еще занывают стрелы —
 И улыбаешься людям, как серафим.
 После бессонной ночи слабеют руки
 И глубоко равнодушен и враг и друг.
 Целая радуга — в каждом случайном звуке,
 И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.
 Нежно светлеют губы, и тень золоче
 Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
 Этот светлейший лик, — и от темной ночи
 Только одно темнеет у нас — глаза.
19 июля 1916
5
 Нынче я гость небесный
 В стране твоей.
 Я видела бессонницу леса
 И сон полей.
 Где-то в ночи подковы
 Взрывали траву.
 Тяжко вздохнула корова
 В сонном хлеву.
 Расскажу тебе с грустью,
 С нежностью всей,
 Про сторожа-гуся
 И спящих гусей.
 Руки тонули в песьей шерсти,
 Пес был — сед.
 Потом, к шести,
 Начался рассвет.
20 июля 1916
6
 Сегодня ночью я одна в ночи —
 Бессонная, бездомная черница! —
 Сегодня ночью у меня ключи
 От всех ворот единственной столицы!
 Бессонница меня толкнула в путь.
 — О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! —
 Сегодня ночью я целую в грудь
 Всю круглую воюющую землю!
 Вздымаются не волосы — а мех,
 И душный ветер прямо в душу дует.
 Сегодня ночью я жалею всех, —
 Кого жалеют и кого целуют.
1 августа 1916
7
 Нежно-нежно, тонко-тонко
 Что-то свистнуло в сосне.
 Черноглазого ребенка
 Я увидела во сне.
 Так у сосенки у красной
 Каплет жаркая смола.
 Так в ночи? моей прекрасной
 Ходит пo сердцу пила.
8 августа 1916
8
 Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
 Свет — люблю тебя, зоркая ночь.
 Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
 Песен, в чьей длани узда четырех ветров.
 Клича тебя, славословя тебя, я только
 Раковина, где еще не умолк океан.
 Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
 Испепели меня, черное солнце — ночь!
9 августа 1916
9
 Кто спит по ночам? Никто не спит!
 Ребенок в люльке своей кричит,
 Старик над смертью своей сидит,
 Кто молод — с милою говорит,
 Ей в губы дышит, в глаза глядит.
 Заснешь — проснешься ли здесь опять?
 Успеем, успеем, успеем спать!
 А зоркий сторож из дома в дом
 Проходит с розовым фонарем,
 И дробным рокотом над подушкой
 Рокочет ярая колотушка:
 Не спи! крепись! говорю добром!
 А то — вечный сон! а то — вечный дом!
12 декабря 1916
10
 Вот опять окно,
 Где опять не спят.
 Может — пьют вино,
 Может — так сидят.
 Или просто — рук
 Не разнимут двое.
 В каждом доме, друг,
 Есть окно такое.
 Крик разлук и встреч —
 Ты, окно в ночи!
 Может — сотни свеч,
 Может — три свечи…
 Нет и нет уму
 Моему — покоя.
 И в моем дому
 Завелось такое.
 Помолись, дружок, за бессонный дом,
 За окно с огнем!
23 декабря 1916
11
 Бессонница! Друг мой!
 Опять твою руку
 С протянутым кубком
 Встречаю в беззвучно —
 Звенящей ночи.
 — Прельстись!
 Пригубь!
 Не в высь,
 А в глубь —
 Веду…
 Губами приголубь!
 Голубка! Друг!
 Пригубь!
 Прельстись!
 Испей!
 От всех страстей —
 Устой,
 От всех вестей —
 Покой.
 — Подруга! —
 Удостой.
 Раздвинь уста!
 Всей негой уст
 Резного кубка край
 Возьми —
 Втяни,
 Глотни:
 — Не будь! —
 О друг! Не обессудь!
 Прельстись!
 Испей!
 Из всех страстей —
 Страстнейшая, из всех смертей —
 Нежнейшая… Из двух горстей
 Моих — прельстись! — испей!
 Мир бeз вести пропал. В нигде —
 Затопленные берега…
 — Пей, ласточка моя! На дне
 Растопленные жемчуга…
 Ты море пьешь,
 Ты зори пьешь.
 С каким любовником кутеж
 С моим
 — Дитя —
 Сравним?
 А если спросят (научу!),
 Что, дескать, щечки не свежи, —
 С Бессонницей кучу, скажи,
 С Бессонницей кучу…
Май 1921
Источник
Цитата сообщения Алевтина_Князева
Моя Марина Цветаева в цикле «Бессонница» и др.
 Руки люблю
 Целовать, и люблю
 Имена раздавать,
 И еще — раскрывать
 Двери!
 — Настежь — в темную ночь!
  
В 1916 год. В судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений «Бессонница». Сон и бессонница — излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины. Бессонница становится подругой и ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает «теневой венец», как будто связав себя и героиню навеки.
«Двери! — Настежь — в темную ночь!».
Мучаясь бессонницей, она чувствует все события, происходящие вокруг нее.
Обвела мне глаза кольцом Теневым — бессонница. Оплела мне глаза бессонница Теневым венцом. То-то же! По ночам Не молись — идолам! Я твою тайну выдала, Идолопоклонница. Мало — тебе — дня, Солнечного огня! Пару моих колец Носи, бледноликая! Кликала — и накликала Теневой венец. Мало — меня — звала? Мало — со мной — спала? Ляжешь, легка лицом. Люди поклонятся. Буду тебе чтецом Я, бессонница: — Спи, успокоена, Спи, удостоена, Спи, увенчана, Женщина. Чтобы — спалось — легче, Буду — тебе — певчим: — Спи, подруженька Неугомонная! Спи, жемчужинка, Спи, бессонная. И кому ни писали писем, И кому с тобой ни клялись мы. Спи себе. Вот и разлучены Неразлучные. Вот и выпущены из рук Твои рученьки. Вот ты и отмучилась, Милая мученица. Сон — свят, Все — спят. Венец — снят. 8 апреля 1916
«В огромном городе — ночь»,
Марина меняется с бессонницей местами: «Друзья, поймите, я вам снюсь». Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла. В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метёт — путь, И где-то музыка в окне — чуть. Ах, нынче ветру до зари — дуть Сквозь стенки тонкие груди — в грудь. Есть чёрный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед, И тень вот эта, а меня — нет. Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
 
Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это «ночь в огромном городе», то «бессонница полей». Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это «сон полей» и «бессонница леса», это корова, которая «тяжко вздохнула в сонном хлеву», и подковы, которые «где-то в ночи взрывали траву», это спящие гуси и гусь-сторож. Усиливается ощущение обреченности. Обращаясь к ночи Марина называет ее «черным солнцем», просит у нее смерти как спасения от людей, потому что«нагляделась в зрачки человека».
Одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: «Кто не спит по ночам? Никто не спит!»
 
 Вот опять окно, Где опять не спят. Может — пьют вино, Может — так сидят. Или просто — рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Не от свеч, от ламп темнота зажглась: От бессонных глаз! Крик разлук и встреч — Ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, Может — три свечи… Нет и нет уму Моему покоя. И в моем дому Завелось такое. Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнем! Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно — некий маяк, «крик разлук и встреч».
Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, — героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.
Бессонница! Друг мой! Опять твою руку С протянутым кубком Встречаю в беззвучно — Звенящей ночи. — Прельстись! Пригубь! Не в высь, А в глубь — Веду… Губами приголубь! Голубка! Друг! Пригубь! Прельстись! Испей! От всех страстей — Устой, От всех вестей — Покой. — Подруга! — Удостой. Раздвинь уста! Всей негой уст Резного кубка край Возьми — Втяни, Глотни: — Не будь! — О друг! Не обессудь! Прельстись! Испей! Из всех страстей — Страстнейшая, Из всех смертей Нежнейшая… Из двух горстей Моих — прельстись! — Испей! Мир без вести пропал. В нигде — Затопленные берега… — Пей, ласточка моя! На дне Растопленные жемчуга… Ты море пьёшь, Ты зори пьёшь. С каким любовником кутёж С моим — Дитя — Сравним? А если спросят (научу!), Что, дескать, щёчки не свежи, — С Бессонницей кучу, скажи, С Бессонницей кучу…
А эти песни на стихотворения М. Цветаевой, которые поёт Полина Агуреева, мне просто очень нравятся
И этот романс на стихотворение М.Цветаевой хорошо поёт Валентина Пономорёва.
И «Жестокий романс» хорош.
Всё внутри слилось и спелось
Шедевр
Реквием
Ваш нежный рот сплошное целованье
На трудных тропах бытия
Имя твоё – птица в руке
Я бы хотела жить с вами в маленьком городке
Источник
1
 Îáâåëà ìíå ãëàçà êîëüöîì
 Òåíåâûì — áåññîííèöà.
 Îïëåëà ìíå ãëàçà áåññîííèöà
 Òåíåâûì âåíöîì.
 Òî-òî æå! Ïî íî÷àì
 Íå ìîëèñü — èäîëàì!
 ß òâîþ òàéíó âûäàëà,
 Èäîëîïîêëîííèöà.
 Ìàëî — òåáå — äíÿ,
 Ñîëíå÷íîãî îãíÿ!
 Ïàðó ìîèõ êîëåö
 Íîñè, áëåäíîëèêàÿ!
 Êëèêàëà — è íàêëèêàëà
 Òåíåâîé âåíåö.
 Ìàëî — ìåíÿ — çâàëà?
 Ìàëî — ñî ìíîé — ñïàëà?
 Ëÿæåøü, ëåãêà ëèöîì.
 Ëþäè ïîêëîíÿòñÿ.
 Áóäó òåáå ÷òåöîì
 ß, áåññîííèöà:
 — Ñïè, óñïîêîåíà,
 Ñïè, óäîñòîåíà,
 Ñïè, óâåí÷àíà,
 Æåíùèíà.
 ×òîáû — ñïàëîñü — ëåã÷å,
 Áóäó — òåáå — ïåâ÷èì:
 — Ñïè, ïîäðóæåíüêà
 Íåóãîìîííàÿ!
 Ñïè, æåì÷óæèíêà,
 Ñïè, áåññîííàÿ.
 È êîìó íè ïèñàëè ïèñåì,
 È êîìó ñ òîáîé íè êëÿëèñü ìû.
 Ñïè ñåáå.
 Âîò è ðàçëó÷åíû
 Íåðàçëó÷íûå.
 Âîò è âûïóùåíû èç ðóê
 Òâîè ðó÷åíüêè.
 Âîò òû è îòìó÷èëàñü,
 Ìèëàÿ ìó÷åíèöà.
 Ñîí — ñâÿò,
 Âñå — ñïÿò.
 Âåíåö — ñíÿò.
8 àïðåëÿ 1916
———
 2
 Ðóêè ëþáëþ
 Öåëîâàòü, è ëþáëþ
 Èìåíà ðàçäàâàòü,
 È åùå — ðàñêðûâàòü
 Äâåðè!
 — Íàñòåæü — â òåìíóþ íî÷ü!
 Ãîëîâó ñæàâ,
 Ñëóøàòü, êàê òÿæêèé øàã
 Ãäå-òî ëåã÷àåò,
 Êàê âåòåð êà÷àåò
 Ñîííûé, áåññîííûé
 Ëåñ.
 Àõ, íî÷ü!
 Ãäå-òî áåãóò êëþ÷è,
 Êî ñíó — êëîíèò.
 Ñïëþ ïî÷òè
 Ãäå-òî â íî÷è
 ×åëîâåê òîíåò.
27 ìàÿ 1916
———
 3
  îãðîìíîì ãîðîäå ìîåì — íî÷ü.
 Èç äîìà ñîííîãî èäó — ïðî÷ü.
 È ëþäè äóìàþò: æåíà, äî÷ü, —
 À ÿ çàïîìíèëà îäíî: íî÷ü.
 Èþëüñêèé âåòåð ìíå ìåòåò — ïóòü,
 È ãäå-òî ìóçûêà â îêíå — ÷óòü.
 Àõ, íûí÷å âåòðó äî çàðè — äóòü
 Ñêâîçü ñòåíêè òîíêèå ãðóäè — â ãðóäü.
 Åñòü ÷åðíûé òîïîëü, è â îêíå — ñâåò,
 È çâîí íà áàøíå, è â ðóêå — öâåò,
 È øàã âîò ýòîò — íèêîìó — âñëåä,
 È òåíü âîò ýòà, à ìåíÿ — íåò.
 Îãíè — êàê íèòè çîëîòûõ áóñ,
 Íî÷íîãî ëèñòèêà âî ðòó — âêóñ.
 Îñâîáîäèòå îò äíåâíûõ óç,
 Äðóçüÿ, ïîéìèòå, ÷òî ÿ âàì — ñíþñü.
17 èþëÿ 1916. Ìîñêâà
———
 4
 Ïîñëå áåññîííîé íî÷è ñëàáååò òåëî,
 Ìèëûì ñòàíîâèòñÿ è íå ñâîèì, — íè÷üèì.
 Â ìåäëåííûõ æèëàõ åùå çàíûâàþò ñòðåëû —
 È óëûáàåøüñÿ ëþäÿì, êàê ñåðàôèì.
 Ïîñëå áåññîííîé íî÷è ñëàáåþò ðóêè
 È ãëóáîêî ðàâíîäóøåí è âðàã è äðóã.
 Öåëàÿ ðàäóãà — â êàæäîì ñëó÷àéíîì çâóêå,
 È íà ìîðîçå Ôëîðåíöèåé ïàõíåò âäðóã.
 Íåæíî ñâåòëåþò ãóáû, è òåíü çîëî÷å
 Âîçëå çàïàâøèõ ãëàç. Ýòî íî÷ü çàæãëà
 Ýòîò ñâåòëåéøèé ëèê, — è îò òåìíîé íî÷è
 Òîëüêî îäíî òåìíååò ó íàñ — ãëàçà.
19 èþëÿ 1916
———
 5
 Íûí÷å ÿ ãîñòü íåáåñíûé
 Â ñòðàíå òâîåé.
 ß âèäåëà áåññîííèöó ëåñà
 È ñîí ïîëåé.
 Ãäå-òî â íî÷è ïîäêîâû
 Âçðûâàëè òðàâó.
 Òÿæêî âçäîõíóëà êîðîâà
 Â ñîííîì õëåâó.
 Ðàññêàæó òåáå ñ ãðóñòüþ,
 Ñ íåæíîñòüþ âñåé,
 Ïðî ñòîðîæà — ãóñÿ
 È ñïÿùèõ ãóñåé.
 Ðóêè òîíóëè â ïåñüåé øåðñòè,
 Ïåñ áûë — ñåä.
 Ïîòîì, ê øåñòè,
 Íà÷àëñÿ ðàññâåò.
20 èþëÿ 1916
 ———
 6
 Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ îäíà â íî÷è-
 Áåññîííàÿ, áåçäîìíàÿ ÷åðíèöà! —
 Ñåãîäíÿ íî÷üþ ó ìåíÿ êëþ÷è
 Îò âñåõ âîðîò åäèíñòâåííîé ñòîëèöû!
 Áåññîííèöà ìåíÿ òîëêíóëà â ïóòü.
 — Î, êàê æå òû ïðåêðàñåí, òóñêëûé Êðåìëü
 ìîé! —
 Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ öåëóþ â ãðóäü
 Âñþ êðóãëóþ âîþþùóþ çåìëþ!
 Âçäûìàþòñÿ íå âîëîñû — à ìåõ,
 È äóøíûé âåòåð ïðÿìî â äóøó äóåò.
 Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ æàëåþ âñåõ, —
 Êîãî æàëåþò è êîãî öåëóþò.
1 àâãóñòà 1916
———
 7
 Íåæíî-íåæíî, òîíêî-òîíêî
 ×òî-òî ñâèñòíóëî â ñîñíå.
 ×åðíîãëàçîãî ðåáåíêà
 ß óâèäåëà âî ñíå.
 Òàê ó ñîñåíêè ó êðàñíîé
 Êàïëåò æàðêàÿ ñìîëà.
 Òàê â íî÷è ìîåé ïðåêðàñíîé
 Õîäèò ïî ñåðäöó ïèëà.
8 àâãóñòà 1916
———
 8
 ×åðíàÿ, êàê çðà÷îê, êàê çðà÷îê, ñîñóùàÿ
 Ñâåò — ëþáëþ òåáÿ, çîðêàÿ íî÷ü.
 Ãîëîñó äàé ìíå âîñïåòü òåáÿ, î ïðàìàòåðü
 Ïåñåí, â ÷üåé äëàíè óçäà ÷åòûðåõ âåòðîâ.
 Êëè÷à òåáÿ, ñëàâîñëîâÿ òåáÿ, ÿ òîëüêî
 Ðàêîâèíà, ãäå åùå íå óìîëê îêåàí.
 Íî÷ü! ß óæå íàãëÿäåëàñü â çðà÷êè ÷åëîâåêà!
 Èñïåïåëè ìåíÿ, ÷åðíîå ñîëíöå — íî÷ü!
9 àâãóñòà 1916
———
 9
 Êòî ñïèò ïî íî÷àì? Íèêòî íå ñïèò!
 Ðåáåíîê â ëþëüêå ñâîåé êðè÷èò,
 Ñòàðèê íàä ñìåðòüþ ñâîåé ñèäèò,
 Êòî ìîëîä — ñ ìèëîþ ãîâîðèò,
 Åé â ãóáû äûøèò, â ãëàçà ãëÿäèò.
 Çàñíåøü — ïðîñíåøüñÿ ëè çäåñü îïÿòü?
 Óñïååì, óñïååì, óñïååì ñïàòü!
 À çîðêèé ñòîðîæ èç äîìà â äîì
 Ïðîõîäèò ñ ðîçîâûì ôîíàðåì,
 È äðîáíûì ðîêîòîì íàä ïîäóøêîé
 Ðîêî÷åò ÿðàÿ êîëîòóøêà:
 Íå ñïè! êðåïèñü! ãîâîðþ äîáðîì!
 À òî — âå÷íûé ñîí! à òî — âå÷íûé äîì!
12 äåêàáðÿ 1916
———
 10
 Âîò îïÿòü îêíî,
 Ãäå îïÿòü íå ñïÿò.
 Ìîæåò — ïüþò âèíî,
 Ìîæåò — òàê ñèäÿò.
 Èëè ïðîñòî — ðóê
 Íå ðàçíèìóò äâîå.
 Â êàæäîì äîìå, äðóã,
 Åñòü îêíî òàêîå.
 Êðèê ðàçëóê è âñòðå÷ —
 Òû, îêíî â íî÷è!
 Ìîæåò — ñîòíè ñâå÷,
 Ìîæåò — òðè ñâå÷è…
 Íåò è íåò óìó
 Ìîåìó — ïîêîÿ.
 È â ìîåì äîìó
 Çàâåëîñü òàêîå.
 Ïîìîëèñü, äðóæîê, çà áåññîííûé äîì,
 Çà îêíî ñ îãíåì!
23 äåêàáðÿ 1916
———
 11
 Áåññîííèöà! Äðóã ìîé!
 Îïÿòü òâîþ ðóêó
 Ñ ïðîòÿíóòûì êóáêîì
 Âñòðå÷àþ â áåççâó÷íî —
 Çâåíÿùåé íî÷è.
 — Ïðåëüñòèñü!
 Ïðèãóáü!
 Íå â âûñü,
 À â ãëóáü-
 Âåäó…
 Ãóáàìè ïðèãîëóáü!
 Ãîëóáêà! Äðóã!
 Ïðèãóáü!
 Ïðåëüñòèñü!
 Èñïåé!
 Îò âñåõ ñòðàñòåé-
 Óñòîé,
 Îò âñåõ âåñòåé-
 Ïîêîé.
 — Ïîäðóãà! —
 Óäîñòîé.
 Ðàçäâèíü óñòà!
 Âñåé íåãîé óñò
 Ðåçíîãî êóáêà êðàé
 Âîçüìè —
 Âòÿíè,
 Ãëîòíè:
 — Íå áóäü! —
 Î äðóã! Íå îáåññóäü!
 Ïðåëüñòèñü!
 Èñïåé!
 Èç âñåõ ñòðàñòåé-
 Ñòðàñòíåéøàÿ, èç âñåõ ñìåðòåé
 Íåæíåéøàÿ… Èç äâóõ ãîðñòåé
 Ìîèõ — ïðåëüñòèñü! — èñïåé!
 Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë. Â íèãäå —
 Çàòîïëåííûå áåðåãà…
 — Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå
 Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà…
 Òû ìîðå ïüåøü,
 Òû çîðè ïüåøü.
 Ñ êàêèì ëþáîâíèêîì êóòåæ
 Ñ ìîèì
 — Äèòÿ —
 Ñðàâíèì?
 À åñëè ñïðîñÿò (íàó÷ó!),
 ×òî, äåñêàòü, ùå÷êè íå ñâåæè, —
 Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó, ñêàæè,
 Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó…
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 30.11.2013. Îñåííÿÿ òèøèíà… Âîò è êîí÷èëàñü îñåíü
- 29.11.2013. Íî âåäü ÿ íå âåðíóñü. Æèë ÿ âïåðâûå íà ýòîé çåìëå
- 28.11.2013. Áûòü æåíùèíîé. Ìîëîäûå ëþäè. Ïåðâîñîðòíûé ìîçã
- 27.11.2013. Ñóäüáà èçìåí÷èâà. Ïàìÿòü âîëíóåò ãîëîñîì ÷óæèì
- 26.11.2013. Âåðþ Íàäåþñü Ëþáëþ
- 25.11.2013. Æåíà èäåàëüíàÿ íóæíà? Òû äîëæåí áûòü åé èäåàëüíûì
- 24.11.2013. Êîëûáåëüíàÿ. Ñïè, ìîÿ ïòèöà. Ñåðäöå íåñè â ðóêàõ
- 23.11.2013. Êîãäà Ñîçäàòåëü æåíùèíó òâîðèë
- 22.11.2013. Òû êîãäà-íèáóäü ñäåëàë ñ÷àñòëèâûì äðóãîãî?
- 21.11.2013. Ìàðèíà Öâåòàåâà. Áåññîííèöà 1916
- 20.11.2013. Ïîåäèíîê òðåáóåò ïîëíîé áåçìÿòåæíîñòè äóõà
- 19.11.2013. Âû õîòèòå èçìåíèòü ìèð? Íà÷íèòå ñ ñåáÿ ñàìîãî
- 18.11.2013. Âðåìÿ òâ ðîâíî ñòîëüêî, ñêîëüêî ñìîæåøü
- 17.11.2013. Î ïñèõîëîãèè ïîäðîñòêà âåäü ÿ îñîáåííûé
- 16.11.2013. Õîðîøåå çàâåðøåíèå îòíîøåíèé èëè Ýôôåêò Çåéãàðíèêà
- 15.11.2013. Äåëàé êàê âñå? âîñïèòàíèå öåëîìóäðèÿ â äåâî÷êå
- 14.11.2013. Êàæåòñÿ, ñåêñà íå áóäåò…
- 13.11.2013. Ñåðäöå è ãîëîâà. Ðóñîôîáèÿ. Îí áûë… Ñàìîéëîâ
- 12.11.2013. Êîãäà â íàñ ÷òî-íèáóäü íåëàäíî, òî ìû èùåì ïðè÷èíû
- 11.11.2013. âñå îñòàåòñÿ! — ãîëîñ ïîåò ìîëîäîé?
- 10.11.2013. Ãîñïîäè, ýòî îïÿòü ÿ. Òû âåäü ìåíÿ ïðîñòèøü?..
- 09.11.2013. Îáùåñòâî. Áîãàòûé è áåäíûé. Øóìíîå ìîë÷àíèå
- 08.11.2013. Âîçìîæíî ëèøü òî, ÷òî ïðîèñõîäèò?
- 07.11.2013. Îáùåñòâî. Ñâîáîäà. Ñìåðòü. Êîãäà ÿ æèë íà ýòîì ñâå
- 06.11.2013. Íàáîð èíñòðóìåíòàðèÿ. Îòëè÷èÿ ôèçè÷åñêèõ ñèñòåì îò
- 05.11.2013. Õðàíè ìåíÿ, ïðîøåäøàÿ ëþáîâü âñåé ïàìÿòüþ ìîåé
- 04.11.2013. Áûâàþò ñíû ðåàëüíåé áûëè, Êàê áîëü
- 03.11.2013. ×åëîâå÷åñêàÿ àáñòðàêöèÿ Îíî ðàñòåò â ìîçãó ó ÷åëîâ
- 02.11.2013. Äðóæáà. Ëþáîâü. Äóðàêè. Îäèíî÷åñòâî. Æèçíü
- 01.11.2013. Ìàðãàðèòà Àëèãåð. Ìíå æàëêî ðàäîñòåé ðåáÿ÷üèõ
Источник
 
 