Марина цветаева стихи цикл бессонница

Марина цветаева стихи цикл бессонница thumbnail

1

Обвела мне глаза кольцом
Теневым — бессонница.
Оплела мне глаза бессонница
Теневым венцом.

То-то же! По ночам
Не молись — идолам!
Я твою тайну выдала,
Идолопоклонница.

Мало — тебе — дня,
Солнечного огня!

Пару моих колец
Носи, бледноликая!
Кликала — и накликала
Теневой венец.

Мало — меня — звала?
Мало — со мной — спала?

Ляжешь, легка лицом.
Люди поклонятся.
Буду тебе чтецом
Я, бессонница:

— Спи, успокоена,
Спи, удостоена,
Спи, увенчана,
Женщина.

Чтобы — спалось — легче,
Буду — тебе — певчим:

— Спи, подруженька
Неугомонная!

Спи, жемчужинка,
Спи, бессонная.

И кому ни писали писем,
И кому с тобой ни клялись мы…
Спи себе.

Вот и разлучены
Неразлучные.
Вот и выпущены из рук
Твои рученьки.
Вот ты и отмучилась,
Милая мученица.

Сон — свят,
Все — спят.
Венец-снят.

8 апреля 1916

2

Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!

Голову сжав,
Слушать, как тяжкий шаг
Где-то легчает,
Как ветер качает
Сонный, бессонный
Лес.

Ах, ночь!
Где-то бегут ключи,
Ко сну — клонит.
Сплю почти.
Где-то в ночи
Человек тонет.

27 мая 1916

3

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди́ — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

17 июля 1916
Москва

4

После бессонной ночи слабеет тело,
Милым становится и не своим, — ничьим.
В медленных жилах еще занывают стрелы —
И улыбаешься людям, как серафим.

После бессонной ночи слабеют руки
И глубоко равнодушен и враг и друг.
Целая радуга — в каждом случайном звуке,
И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

Нежно светлеют губы, и тень золоче
Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
Этот светлейший лик, — и от темной ночи
Только одно темнеет у нас — глаза.

19 июля 1916

5

Нынче я гость небесный
В стране твоей.
Я видела бессонницу леса
И сон полей.

Где-то в ночи́ подковы
Взрывали траву.
Тяжко вздохнула корова
В сонном хлеву.

Расскажу тебе с грустью,
С нежностью всей,
Про сторожа-гуся
И спящих гусей.

Руки тонули в песьей шерсти,
Пес был — сед.
Потом, к шести,
Начался рассвет.

20 июля 1916

6

Сегодня ночью я одна в ночи́ —
Бессонная, бездомная черница! —
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы!

Бессонница меня толкнула в путь.
— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль
                                                                          мой! —
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы — а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех, —
Кого жалеют и кого целуют.

1 августа 1916

7

Нежно-нежно, тонко-тонко
Что-то свистнуло в сосне.
Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Так у сосенки у красной
Каплет жаркая смола.
Так в ночи́ моей прекрасной
Ходит пó сердцу пила.

8 августа 1916

8

Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
Свет — люблю тебя, зоркая ночь.

Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
Песен, в чьей длани узда четырех ветров.

Клича тебя, славословя тебя, я только
Раковина, где еще не умолк океан.

Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
Испепели меня, черное солнце — ночь!

9 августа 1916

9

Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребенок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод — с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Заснешь — проснешься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!

А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарем,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:

Не спи! крепись! говорю добром!
А то — вечный сон! а то — вечный дом!

12 декабря 1916

10

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи́!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

23 декабря 1916

11

Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно —
Звенящей ночи́.

— Прельстись!
Пригубь!
Не в высь,
А в глубь —
Веду…
Губами приголубь!
Голубка! Друг!
Пригубь!
Прельстись!
Испей!
От всех страстей —
Устой,
От всех вестей —
Покой.
— Подруга! —
Удостой.
Раздвинь уста!
Всей негой уст
Резного кубка край
Возьми —
Втяни,
Глотни:
— Не будь! —
О друг! Не обессудь!
Прельстись!
Испей!
Из всех страстей —
Страстнейшая, из всех смертей —
Нежнейшая… Из двух горстей
Моих — прельстись! — испей!

Мир бе́з вести пропал. В нигде —
Затопленные берега…
— Пей, ласточка моя! На дне
Растопленные жемчуга…

Ты море пьешь,
Ты зори пьешь.
С каким любовником кутеж
С моим
— Дитя —
Сравним?

А если спросят (научу!),
Что, дескать, щечки не свежи, —
С Бессонницей кучу, скажи,
С Бессонницей кучу…

Май 1921

Источник

1

Обвела мне глаза кольцом
Теневым — бессонница.
Оплела мне глаза бессонница
Теневым венцом.

То-то же! По ночам
Не молись — идолам!
Я твою тайну выдала,
Идолопоклонница.

Мало — тебе — дня,
Солнечного огня!

Пару моих колец
Носи, бледноликая!
Кликала — и накликала
Теневой венец.

Мало — меня — звала?
Мало — со мной — спала?

Читайте также:  Музыка релаксация для сна от бессонницы скачать

Ляжешь, легка лицом.
Люди поклонятся.
Буду тебе чтецом
Я, бессонница:

— Спи, успокоена,
Спи, удостоена,
Спи, увенчана,
Женщина.

Чтобы — спалось — легче,
Буду — тебе — певчим:

— Спи, подруженька
Неугомонная!

Спи, жемчужинка,
Спи, бессонная.

И кому ни писали писем,
И кому с тобой ни клялись мы…
Спи себе.

Вот и разлучены
Неразлучные.
Вот и выпущены из рук
Твои рученьки.
Вот ты и отмучилась,
Милая мученица.

Сон — свят,
Все — спят.
Венец — снят.

8 апреля 1916

2

Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!

Голову сжав,
Слушать, как тяжкий шаг
Где-то легчает,
Как ветер качает
Сонный, бессонный
Лес.

Ах, ночь!
Где-то бегут ключи,
Ко сну — клонит.
Сплю почти.
Где-то в ночи
Человек тонет.

27 мая 1916

3

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

17 июля 1916
Москва

4

После бессонной ночи слабеет тело,
Милым становится и не своим, — ничьим.
В медленных жилах еще занывают стрелы —
И улыбаешься людям, как серафим.

После бессонной ночи слабеют руки
И глубоко равнодушен и враг и друг.
Целая радуга — в каждом случайном звуке,
И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

Нежно светлеют губы, и тень золоче
Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
Этот светлейший лик, — и от темной ночи
Только одно темнеет у нас — глаза.

19 июля 1916

5

Нынче я гость небесный
В стране твоей.
Я видела бессонницу леса
И сон полей.

Где-то в ночи подковы
Взрывали траву.
Тяжко вздохнула корова
В сонном хлеву.

Расскажу тебе с грустью,
С нежностью всей,
Про сторожа-гуся
И спящих гусей.

Руки тонули в песьей шерсти,
Пес был — сед.
Потом, к шести,
Начался рассвет.

20 июля 1916

6

Сегодня ночью я одна в ночи —
Бессонная, бездомная черница! —
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы!

Бессонница меня толкнула в путь.
— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! —
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы — а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех, —
Кого жалеют и кого целуют.

1 августа 1916

7

Нежно-нежно, тонко-тонко
Что-то свистнуло в сосне.
Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Так у сосенки у красной
Каплет жаркая смола.
Так в ночи? моей прекрасной
Ходит пo сердцу пила.

8 августа 1916

8

Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
Свет — люблю тебя, зоркая ночь.

Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
Песен, в чьей длани узда четырех ветров.

Клича тебя, славословя тебя, я только
Раковина, где еще не умолк океан.

Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
Испепели меня, черное солнце — ночь!

9 августа 1916

9

Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребенок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод — с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Заснешь — проснешься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!

А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарем,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:

Не спи! крепись! говорю добром!
А то — вечный сон! а то — вечный дом!

12 декабря 1916

10

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

23 декабря 1916

11

Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно —
Звенящей ночи.

— Прельстись!
Пригубь!
Не в высь,
А в глубь —
Веду…
Губами приголубь!
Голубка! Друг!
Пригубь!
Прельстись!
Испей!
От всех страстей —
Устой,
От всех вестей —
Покой.
— Подруга! —
Удостой.
Раздвинь уста!
Всей негой уст
Резного кубка край
Возьми —
Втяни,
Глотни:
— Не будь! —
О друг! Не обессудь!
Прельстись!
Испей!
Из всех страстей —
Страстнейшая, из всех смертей —
Нежнейшая… Из двух горстей
Моих — прельстись! — испей!

Мир бeз вести пропал. В нигде —
Затопленные берега…
— Пей, ласточка моя! На дне
Растопленные жемчуга…

Ты море пьешь,
Ты зори пьешь.
С каким любовником кутеж
С моим
— Дитя —
Сравним?

А если спросят (научу!),
Что, дескать, щечки не свежи, —
С Бессонницей кучу, скажи,
С Бессонницей кучу…

Май 1921

Источник

Цитата сообщения Алевтина_Князева

Моя Марина Цветаева в цикле «Бессонница» и др.

Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!
 

В 1916 год. В судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений «Бессонница». Сон и бессонница — излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины. Бессонница становится подругой и ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает «теневой венец», как будто связав себя и героиню навеки.

«Двери! — Настежь — в темную ночь!».

Читайте также:  Почему мелаксен не помогает при бессоннице

Мучаясь бессонницей, она чувствует все события, происходящие вокруг нее.

Обвела мне глаза кольцом Теневым — бессонница. Оплела мне глаза бессонница Теневым венцом. То-то же! По ночам Не молись — идолам! Я твою тайну выдала, Идолопоклонница. Мало — тебе — дня, Солнечного огня! Пару моих колец Носи, бледноликая! Кликала — и накликала Теневой венец. Мало — меня — звала? Мало — со мной — спала? Ляжешь, легка лицом. Люди поклонятся. Буду тебе чтецом Я, бессонница: — Спи, успокоена, Спи, удостоена, Спи, увенчана, Женщина. Чтобы — спалось — легче, Буду — тебе — певчим: — Спи, подруженька Неугомонная! Спи, жемчужинка, Спи, бессонная. И кому ни писали писем, И кому с тобой ни клялись мы. Спи себе. Вот и разлучены Неразлучные. Вот и выпущены из рук Твои рученьки. Вот ты и отмучилась, Милая мученица. Сон — свят, Все — спят. Венец — снят. 8 апреля 1916

«В огромном городе — ночь»,

Марина меняется с бессонницей местами: «Друзья, поймите, я вам снюсь». Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла. В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метёт — путь, И где-то музыка в окне — чуть. Ах, нынче ветру до зари — дуть Сквозь стенки тонкие груди — в грудь. Есть чёрный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед, И тень вот эта, а меня — нет. Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам — снюсь.


Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это «ночь в огромном городе», то «бессонница полей». Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это «сон полей» и «бессонница леса», это корова, которая «тяжко вздохнула в сонном хлеву», и подковы, которые «где-то в ночи взрывали траву», это спящие гуси и гусь-сторож. Усиливается ощущение обреченности. Обращаясь к ночи Марина называет ее «черным солнцем», просит у нее смерти как спасения от людей, потому что«нагляделась в зрачки человека».

 Одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: «Кто не спит по ночам? Никто не спит!»


Вот опять окно, Где опять не спят. Может — пьют вино, Может — так сидят. Или просто — рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Не от свеч, от ламп темнота зажглась: От бессонных глаз! Крик разлук и встреч — Ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, Может — три свечи… Нет и нет уму Моему покоя. И в моем дому Завелось такое. Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнем! Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно — некий маяк, «крик разлук и встреч».

Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, — героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.

Бессонница! Друг мой! Опять твою руку С протянутым кубком Встречаю в беззвучно — Звенящей ночи. — Прельстись! Пригубь! Не в высь, А в глубь — Веду… Губами приголубь! Голубка! Друг! Пригубь! Прельстись! Испей! От всех страстей — Устой, От всех вестей — Покой. — Подруга! — Удостой. Раздвинь уста! Всей негой уст Резного кубка край Возьми — Втяни, Глотни: — Не будь! — О друг! Не обессудь! Прельстись! Испей! Из всех страстей — Страстнейшая, Из всех смертей Нежнейшая… Из двух горстей Моих — прельстись! — Испей! Мир без вести пропал. В нигде — Затопленные берега… — Пей, ласточка моя! На дне Растопленные жемчуга… Ты море пьёшь, Ты зори пьёшь. С каким любовником кутёж С моим — Дитя — Сравним? А если спросят (научу!), Что, дескать, щёчки не свежи, — С Бессонницей кучу, скажи, С Бессонницей кучу…

А эти песни на стихотворения М. Цветаевой, которые поёт Полина Агуреева, мне просто очень нравятся

И этот романс на стихотворение М.Цветаевой хорошо поёт Валентина Пономорёва.

И «Жестокий романс» хорош.

Всё внутри слилось и спелось

Шедевр

Реквием

Ваш нежный рот сплошное целованье

На трудных тропах бытия

Имя твоё – птица в руке

Я бы хотела жить с вами в маленьком городке

Источник

Марина цветаева стихи цикл бессонница

1

Îáâåëà ìíå ãëàçà êîëüöîì
Òåíåâûì — áåññîííèöà.
Îïëåëà ìíå ãëàçà áåññîííèöà
Òåíåâûì âåíöîì.

Òî-òî æå! Ïî íî÷àì
Íå ìîëèñü — èäîëàì!
ß òâîþ òàéíó âûäàëà,
Èäîëîïîêëîííèöà.

Ìàëî — òåáå — äíÿ,
Ñîëíå÷íîãî îãíÿ!

Ïàðó ìîèõ êîëåö
Íîñè, áëåäíîëèêàÿ!
Êëèêàëà — è íàêëèêàëà
Òåíåâîé âåíåö.

Ìàëî — ìåíÿ — çâàëà?
Ìàëî — ñî ìíîé — ñïàëà?

Ëÿæåøü, ëåãêà ëèöîì.
Ëþäè ïîêëîíÿòñÿ.
Áóäó òåáå ÷òåöîì
ß, áåññîííèöà:

— Ñïè, óñïîêîåíà,
Ñïè, óäîñòîåíà,
Ñïè, óâåí÷àíà,
Æåíùèíà.

×òîáû — ñïàëîñü — ëåã÷å,
Áóäó — òåáå — ïåâ÷èì:

— Ñïè, ïîäðóæåíüêà
Íåóãîìîííàÿ!

Ñïè, æåì÷óæèíêà,
Ñïè, áåññîííàÿ.

È êîìó íè ïèñàëè ïèñåì,
È êîìó ñ òîáîé íè êëÿëèñü ìû.
Ñïè ñåáå.

Âîò è ðàçëó÷åíû
Íåðàçëó÷íûå.
Âîò è âûïóùåíû èç ðóê
Òâîè ðó÷åíüêè.
Âîò òû è îòìó÷èëàñü,
Ìèëàÿ ìó÷åíèöà.

Ñîí — ñâÿò,
Âñå — ñïÿò.
Âåíåö — ñíÿò.

8 àïðåëÿ 1916

———
2

Ðóêè ëþáëþ
Öåëîâàòü, è ëþáëþ
Èìåíà ðàçäàâàòü,
È åùå — ðàñêðûâàòü
Äâåðè!
— Íàñòåæü — â òåìíóþ íî÷ü!

Ãîëîâó ñæàâ,
Ñëóøàòü, êàê òÿæêèé øàã
Ãäå-òî ëåã÷àåò,
Êàê âåòåð êà÷àåò
Ñîííûé, áåññîííûé
Ëåñ.

Àõ, íî÷ü!
Ãäå-òî áåãóò êëþ÷è,
Êî ñíó — êëîíèò.
Ñïëþ ïî÷òè
Ãäå-òî â íî÷è
×åëîâåê òîíåò.

Читайте также:  Любовь это с простынь бессонницей

27 ìàÿ 1916

———
3

 îãðîìíîì ãîðîäå ìîåì — íî÷ü.
Èç äîìà ñîííîãî èäó — ïðî÷ü.
È ëþäè äóìàþò: æåíà, äî÷ü, —
À ÿ çàïîìíèëà îäíî: íî÷ü.

Èþëüñêèé âåòåð ìíå ìåòåò — ïóòü,
È ãäå-òî ìóçûêà â îêíå — ÷óòü.
Àõ, íûí÷å âåòðó äî çàðè — äóòü
Ñêâîçü ñòåíêè òîíêèå ãðóäè — â ãðóäü.

Åñòü ÷åðíûé òîïîëü, è â îêíå — ñâåò,
È çâîí íà áàøíå, è â ðóêå — öâåò,
È øàã âîò ýòîò — íèêîìó — âñëåä,
È òåíü âîò ýòà, à ìåíÿ — íåò.

Îãíè — êàê íèòè çîëîòûõ áóñ,
Íî÷íîãî ëèñòèêà âî ðòó — âêóñ.
Îñâîáîäèòå îò äíåâíûõ óç,
Äðóçüÿ, ïîéìèòå, ÷òî ÿ âàì — ñíþñü.

17 èþëÿ 1916. Ìîñêâà

———
4

Ïîñëå áåññîííîé íî÷è ñëàáååò òåëî,
Ìèëûì ñòàíîâèòñÿ è íå ñâîèì, — íè÷üèì.
 ìåäëåííûõ æèëàõ åùå çàíûâàþò ñòðåëû —
È óëûáàåøüñÿ ëþäÿì, êàê ñåðàôèì.

Ïîñëå áåññîííîé íî÷è ñëàáåþò ðóêè
È ãëóáîêî ðàâíîäóøåí è âðàã è äðóã.
Öåëàÿ ðàäóãà — â êàæäîì ñëó÷àéíîì çâóêå,
È íà ìîðîçå Ôëîðåíöèåé ïàõíåò âäðóã.

Íåæíî ñâåòëåþò ãóáû, è òåíü çîëî÷å
Âîçëå çàïàâøèõ ãëàç. Ýòî íî÷ü çàæãëà
Ýòîò ñâåòëåéøèé ëèê, — è îò òåìíîé íî÷è
Òîëüêî îäíî òåìíååò ó íàñ — ãëàçà.

19 èþëÿ 1916

———
5

Íûí÷å ÿ ãîñòü íåáåñíûé
 ñòðàíå òâîåé.
ß âèäåëà áåññîííèöó ëåñà
È ñîí ïîëåé.

Ãäå-òî â íî÷è ïîäêîâû
Âçðûâàëè òðàâó.
Òÿæêî âçäîõíóëà êîðîâà
 ñîííîì õëåâó.

Ðàññêàæó òåáå ñ ãðóñòüþ,
Ñ íåæíîñòüþ âñåé,
Ïðî ñòîðîæà — ãóñÿ
È ñïÿùèõ ãóñåé.

Ðóêè òîíóëè â ïåñüåé øåðñòè,
Ïåñ áûë — ñåä.
Ïîòîì, ê øåñòè,
Íà÷àëñÿ ðàññâåò.

20 èþëÿ 1916

———
6

Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ îäíà â íî÷è-
Áåññîííàÿ, áåçäîìíàÿ ÷åðíèöà! —
Ñåãîäíÿ íî÷üþ ó ìåíÿ êëþ÷è
Îò âñåõ âîðîò åäèíñòâåííîé ñòîëèöû!

Áåññîííèöà ìåíÿ òîëêíóëà â ïóòü.
— Î, êàê æå òû ïðåêðàñåí, òóñêëûé Êðåìëü
ìîé! —
Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ öåëóþ â ãðóäü
Âñþ êðóãëóþ âîþþùóþ çåìëþ!

Âçäûìàþòñÿ íå âîëîñû — à ìåõ,
È äóøíûé âåòåð ïðÿìî â äóøó äóåò.
Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ æàëåþ âñåõ, —
Êîãî æàëåþò è êîãî öåëóþò.

1 àâãóñòà 1916

———
7

Íåæíî-íåæíî, òîíêî-òîíêî
×òî-òî ñâèñòíóëî â ñîñíå.
×åðíîãëàçîãî ðåáåíêà
ß óâèäåëà âî ñíå.

Òàê ó ñîñåíêè ó êðàñíîé
Êàïëåò æàðêàÿ ñìîëà.
Òàê â íî÷è ìîåé ïðåêðàñíîé
Õîäèò ïî ñåðäöó ïèëà.

8 àâãóñòà 1916

———
8

×åðíàÿ, êàê çðà÷îê, êàê çðà÷îê, ñîñóùàÿ
Ñâåò — ëþáëþ òåáÿ, çîðêàÿ íî÷ü.

Ãîëîñó äàé ìíå âîñïåòü òåáÿ, î ïðàìàòåðü
Ïåñåí, â ÷üåé äëàíè óçäà ÷åòûðåõ âåòðîâ.

Êëè÷à òåáÿ, ñëàâîñëîâÿ òåáÿ, ÿ òîëüêî
Ðàêîâèíà, ãäå åùå íå óìîëê îêåàí.

Íî÷ü! ß óæå íàãëÿäåëàñü â çðà÷êè ÷åëîâåêà!
Èñïåïåëè ìåíÿ, ÷åðíîå ñîëíöå — íî÷ü!

9 àâãóñòà 1916

———
9

Êòî ñïèò ïî íî÷àì? Íèêòî íå ñïèò!
Ðåáåíîê â ëþëüêå ñâîåé êðè÷èò,
Ñòàðèê íàä ñìåðòüþ ñâîåé ñèäèò,
Êòî ìîëîä — ñ ìèëîþ ãîâîðèò,
Åé â ãóáû äûøèò, â ãëàçà ãëÿäèò.

Çàñíåøü — ïðîñíåøüñÿ ëè çäåñü îïÿòü?
Óñïååì, óñïååì, óñïååì ñïàòü!

À çîðêèé ñòîðîæ èç äîìà â äîì
Ïðîõîäèò ñ ðîçîâûì ôîíàðåì,
È äðîáíûì ðîêîòîì íàä ïîäóøêîé
Ðîêî÷åò ÿðàÿ êîëîòóøêà:

Íå ñïè! êðåïèñü! ãîâîðþ äîáðîì!
À òî — âå÷íûé ñîí! à òî — âå÷íûé äîì!

12 äåêàáðÿ 1916

———
10

Âîò îïÿòü îêíî,
Ãäå îïÿòü íå ñïÿò.
Ìîæåò — ïüþò âèíî,
Ìîæåò — òàê ñèäÿò.
Èëè ïðîñòî — ðóê
Íå ðàçíèìóò äâîå.
 êàæäîì äîìå, äðóã,
Åñòü îêíî òàêîå.

Êðèê ðàçëóê è âñòðå÷ —
Òû, îêíî â íî÷è!
Ìîæåò — ñîòíè ñâå÷,
Ìîæåò — òðè ñâå÷è…
Íåò è íåò óìó
Ìîåìó — ïîêîÿ.
È â ìîåì äîìó
Çàâåëîñü òàêîå.

Ïîìîëèñü, äðóæîê, çà áåññîííûé äîì,
Çà îêíî ñ îãíåì!

23 äåêàáðÿ 1916

———
11

Áåññîííèöà! Äðóã ìîé!
Îïÿòü òâîþ ðóêó
Ñ ïðîòÿíóòûì êóáêîì
Âñòðå÷àþ â áåççâó÷íî —
Çâåíÿùåé íî÷è.

— Ïðåëüñòèñü!
Ïðèãóáü!
Íå â âûñü,
À â ãëóáü-
Âåäó…
Ãóáàìè ïðèãîëóáü!
Ãîëóáêà! Äðóã!
Ïðèãóáü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Îò âñåõ ñòðàñòåé-
Óñòîé,
Îò âñåõ âåñòåé-
Ïîêîé.
— Ïîäðóãà! —
Óäîñòîé.
Ðàçäâèíü óñòà!
Âñåé íåãîé óñò
Ðåçíîãî êóáêà êðàé
Âîçüìè —
Âòÿíè,
Ãëîòíè:
— Íå áóäü! —
Î äðóã! Íå îáåññóäü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Èç âñåõ ñòðàñòåé-
Ñòðàñòíåéøàÿ, èç âñåõ ñìåðòåé
Íåæíåéøàÿ… Èç äâóõ ãîðñòåé
Ìîèõ — ïðåëüñòèñü! — èñïåé!

Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë. Â íèãäå —
Çàòîïëåííûå áåðåãà…
— Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå
Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà…

Òû ìîðå ïüåøü,
Òû çîðè ïüåøü.
Ñ êàêèì ëþáîâíèêîì êóòåæ
Ñ ìîèì
— Äèòÿ —
Ñðàâíèì?

À åñëè ñïðîñÿò (íàó÷ó!),
×òî, äåñêàòü, ùå÷êè íå ñâåæè, —
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó, ñêàæè,
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó…

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 30.11.2013. Îñåííÿÿ òèøèíà… Âîò è êîí÷èëàñü îñåíü
  • 29.11.2013. Íî âåäü ÿ íå âåðíóñü. Æèë ÿ âïåðâûå íà ýòîé çåìëå
  • 28.11.2013. Áûòü æåíùèíîé. Ìîëîäûå ëþäè. Ïåðâîñîðòíûé ìîçã
  • 27.11.2013. Ñóäüáà èçìåí÷èâà. Ïàìÿòü âîëíóåò ãîëîñîì ÷óæèì
  • 26.11.2013. Âåðþ Íàäåþñü Ëþáëþ
  • 25.11.2013. Æåíà èäåàëüíàÿ íóæíà? Òû äîëæåí áûòü åé èäåàëüíûì
  • 24.11.2013. Êîëûáåëüíàÿ. Ñïè, ìîÿ ïòèöà. Ñåðäöå íåñè â ðóêàõ
  • 23.11.2013. Êîãäà Ñîçäàòåëü æåíùèíó òâîðèë
  • 22.11.2013. Òû êîãäà-íèáóäü ñäåëàë ñ÷àñòëèâûì äðóãîãî?
  • 21.11.2013. Ìàðèíà Öâåòàåâà. Áåññîííèöà 1916
  • 20.11.2013. Ïîåäèíîê òðåáóåò ïîëíîé áåçìÿòåæíîñòè äóõà
  • 19.11.2013. Âû õîòèòå èçìåíèòü ìèð? Íà÷íèòå ñ ñåáÿ ñàìîãî
  • 18.11.2013. Âðåìÿ òâ ðîâíî ñòîëüêî, ñêîëüêî ñìîæåøü
  • 17.11.2013. Î ïñèõîëîãèè ïîäðîñòêà âåäü ÿ îñîáåííûé
  • 16.11.2013. Õîðîøåå çàâåðøåíèå îòíîøåíèé èëè Ýôôåêò Çåéãàðíèêà
  • 15.11.2013. Äåëàé êàê âñå? âîñïèòàíèå öåëîìóäðèÿ â äåâî÷êå
  • 14.11.2013. Êàæåòñÿ, ñåêñà íå áóäåò…
  • 13.11.2013. Ñåðäöå è ãîëîâà. Ðóñîôîáèÿ. Îí áûë… Ñàìîéëîâ
  • 12.11.2013. Êîãäà â íàñ ÷òî-íèáóäü íåëàäíî, òî ìû èùåì ïðè÷èíû
  • 11.11.2013. âñå îñòàåòñÿ! — ãîëîñ ïîåò ìîëîäîé?
  • 10.11.2013. Ãîñïîäè, ýòî îïÿòü ÿ. Òû âåäü ìåíÿ ïðîñòèøü?..
  • 09.11.2013. Îáùåñòâî. Áîãàòûé è áåäíûé. Øóìíîå ìîë÷àíèå
  • 08.11.2013. Âîçìîæíî ëèøü òî, ÷òî ïðîèñõîäèò?
  • 07.11.2013. Îáùåñòâî. Ñâîáîäà. Ñìåðòü. Êîãäà ÿ æèë íà ýòîì ñâå
  • 06.11.2013. Íàáîð èíñòðóìåíòàðèÿ. Îòëè÷èÿ ôèçè÷åñêèõ ñèñòåì îò
  • 05.11.2013. Õðàíè ìåíÿ, ïðîøåäøàÿ ëþáîâü âñåé ïàìÿòüþ ìîåé
  • 04.11.2013. Áûâàþò ñíû ðåàëüíåé áûëè, Êàê áîëü
  • 03.11.2013. ×åëîâå÷åñêàÿ àáñòðàêöèÿ Îíî ðàñòåò â ìîçãó ó ÷åëîâ
  • 02.11.2013. Äðóæáà. Ëþáîâü. Äóðàêè. Îäèíî÷åñòâî. Æèçíü
  • 01.11.2013. Ìàðãàðèòà Àëèãåð. Ìíå æàëêî ðàäîñòåé ðåáÿ÷üèõ

Источник