Место и значение сна обломова в романе и а гончарова обломов

Место и значение сна обломова в романе и а гончарова обломов thumbnail

сон обломова

Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.

Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.

Обломовка – крепостнический заповедник лени

глава сон обломова

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.

Школа, не изменившая жизненную позицию

обломов сон обломова анализ

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», — решил Ильюша и остался во власти лени.

Вывод

С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Источник

(435 слов) Роман Гончарова «Обломов» — это, наверное, один из самых поэтичных русских романов; он наполнен удивительной любовью к родной земле, к ее скромной красоте и необъятной широте ее просторов. С такой же сердечной теплотой относится писатель и к своим героям. Не найдется в романе ни одного отрицательного персонажа, не найдется ни слова осуждения. Особую мягкость и лиричность слог автора приобретает в главе «Сон Обломова», создавая совершенно особое настроение у читателя, проникающего в самую глубину души Ильи Ильича Обломова – главного героя романа. Невероятной нежностью сознание героя отзывается на дорогие сердцу воспоминания о детстве, о родной деревне, семье и дворовых. «Сон Обломова» — одна из самых важных глав романа, она дает нам ключ к пониманию характера героя и его судьбы.

Из сна мы узнаем о том месте, где провел свое детство Обломов, где сформировался его характер и привычки. Сама Обломовка становится отражением внутреннего мира героя. «Нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого» в этом месте. «Небо так, кажется, напротив, ближе жмется к земле…разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью», как «родительская надежная кровля», оно стремится защитить от любых невзгод.

Читайте также:  Сон приснилось мне что я воюю в чужой стране

Так и в душе Обломова царит неспешное, безмятежное движение, прекрасное для того, кто смог его понять. Не зря автор пишет об Обломовке: «измученное волнениями …сердце так и просит спрятаться в этот забытый всеми уголок». К Илье Ильичу так же тянутся тревожные, погруженные в шторм жизненных невзгод и радостей сердца окружающих, например, его друга Штольца и возлюбленной Ольги. Сам Обломов далек от шумного морского прибоя жизни, он смущает его разум и волнует «хрустальное» сердце, кажется, оставшееся совсем детским, привыкшее к опеке и постоянной ласке. Как у ребенка, у него «выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы» при встрече с матерью в своем удивительном сне.

Нередко няня Обломова называет его «баловнем». Сложно поспорить с тем, что мальчик, как коконом, был окружен вниманием домашних и дворовых. Конечно, леность Обломова, беспечность его быта и привычки – результат воспитания. Герой – само олицетворение неспешной жизни русского дворянства, умного, талантливого, но растратившегося свои силы, увядшего среди полуразрушенной романтики старого мира. В мире новом, в мире реформ и свершений, такие, как Обломов, становятся лишними; героями величают «штольцев», деятельных и предприимчивых.

Пробудившись ото сна, Илье Ильичу неизбежно придется столкнуться с реальным миром, который для героя остается чужим, враждебным местом, где запущена и разграблена деревня Обломовка, где незаметно, подобно мертвенной тоске, замерла жизнь его, далекая от греющих душу пасторалей.

Обломов – это образ, в котором Гончаров показал трагедию дворянского сословия с их разоряющимися гнездами и невоплощенными мечтами. Сон Обломова – канувшая в прошлое сказка. Окончательно сон Ильи Ильича растворяется, как дымка, когда вдруг сам герой понимает, что спит, горько называя не только свой недуг, но и недуг целой эпохи своим именем – «обломовщиной».

Автор: Екатерина Озаровская

Источник

     «Сон Обломова» является своеобразным смысловым и композиционным ключом ко всему роману. Сон обитателей Обломовки, богатырский, могучий сон — это то, что во многом обусловило неспособность Обломова к реальной деятельности, то, что не дало воплотиться в жизнь потенциалу его кристальной, «голубиной» души.

     Девятая часть романа Гончарова «Обломов» начинается очень своеобразно. Автор описывает тот «благословенный уголок земли», в который переносит нас сон Обломова. Об этом уголке говорится, что там «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», то есть нет моря, гор, скал, пропастей и дремучих лесов. Все это могло бы причинить какие-то неприятности, неудобства обитателям края.

     В этом райском уголке все пропитано любовью, нежностью, заботой. И.А.Гончаров утверждает, что, если бы, например, там было море, спокойствие было бы невозможно, не то что в Обломовке. Там тишина, спокойствие, нет никаких душевных терзаний, которые могли бы возникнуть из-за присутствия какой-либо стихии. Все безмолвствует, как будто замерло во времени, в своем развитии. Все создано для удобства человека, для того чтобы он себя ничем не утруждал. Природа там как бы составила себе расписание и строго следует ему.

     Безусловно, эта глава имеет большое значение, она помогает проникнуть во внутренний мир Обломова, лучше узнать его, понять его состояние. Ведь очень многое зависит от воспитания человека, от того, в какой обстановке он жил в детстве. Здесь мы отчетливо видим, что в Обло- мовке родители и вообще все окружающие подавляли все стремления, порывы Илюши что-то сделать самостоятельно. Сначала мальчику это не нравилось, но затем он привык, что его так тщательно опекают, окружают неограниченной любовью и заботой, оберегают от малейшей опасности, от работы и от тревог.

     Вокруг себя Обломов видит только «мир и тишину», сплошное спокойствие и безмятежность — и в жителях Обломовки, и в самой природе.

     В «Сне Обломова» отчетливо видна изолированность Обломовки от внешнего мира. Наглядным примером этого является случай с мужиком в канаве, которому жители Обломовки отказались помочь только потому, что он был нездешний. Виден контраст между тем, как относятся люди друг к другу в этой деревне, с какой нежностью и участием они заботятся друг о друге, и тем как они равнодушны к людям, которые живут вне их мира. Принцип, по которому они поступают, звучит примерно так — чрезмерная изолированность и боязнь всего нового.

     Это в определенной степени сформировало позицию Обломова: «Жизнь достает». Он считает, что жизнь его везде «трогает», не дает спокойно существовать в своем маленьком мирке, герой не может понять, почему так происходит, ведь в Обломовке все по-другому. Эта привычка, состоящая в том, что возможна жизнь в изолированном от внешнего мира состоянии, сохраняется у него с детства на всю жизнь. Он на протяжении всего своего существования пытается отгородиться от внешнего мира, от каких-либо его проявлений. Не зря И.А.Гончаров описывает своего главного героя таким образом, что создается впечатление, что внешней жизни для Обломова не существует, как будто физически он уже умер: «Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было следов человеческого присутствия». Было очевидно, что Обломов старался создать такую же атмосферу, как в Обломовке, так как мебель в комнате стояла исключительно для того, чтобы «соблюсти видимость неизбежных приличий», а остальное все было создано для удобства, взять хотя бы халат и тапочки, которые подробно описываются Гончаровым с целью показать, насколько все облегчает жизнь хозяину. В конце концов, Обломов все-таки находит свой райский уголок, достигает долгожданного покоя, живя у Пшеницыной, которая как бы отгораживает его от внешней жизни, также, как родители Обломова в детстве, она окружает его заботой, вниманием, лаской, быть может, сама поначалу не отдавая себе отчет в этом. Она интуитивно понимает, к чему он стремится, и обеспечивает его всем необходимым для жизни. Обломов понял, что ему не к чему больше стремиться: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился».

     Благодаря Пшеницыной исчез тот неосознанный страх перед жизнью, который у Обломова появился, опять же, с детства. Ярким подтверждением этого можно считать случай, описанный в главе «Сон Обломова», когда в Обломов- ку приходит письмо от давнего знакомого.

     Обитатели дома несколько дней не решались открыть его, пытаясь преодолеть чувство страха. Это чувство страха появилось из-за привычки к изоляции: люди боялись, что нарушатся их спокойствие и безмятежность, ведь новости бывают не только хорошими…

     Вследствие всех этих страхов в детстве Обломов боялся жить. Даже когда Илья Ильич полюбил Ольгу и уже собирался жениться, неосознанный страх, боязнь перемен дали себя знать. Кроме того, постоянное ощущение избранности, привитое Обломову дома, помешали ему участвовать в своеобразном «соревновании», которым является любая жизнь…Он не смог работать, потому что на службе приходилось бы доказывать свое превосходство, а в отношениях с Захаром Обломов без труда тешил свое самолюбие тем, что он «первородный дворянин» и ни разу не надел себе чулок на ноги сам.

     Из всего вышесказанного следует, что из-за страха перед жизнью, из-за всех ограничений, установленных для него в детстве, Обломов не мог жить полноценной внешней жизнью. Его также постигло большое разочарование в службе. Он ведь думал, что будет жить, как во второй семье, что на службе — такой же маленький, уютный мирок, как в Обломовке.

     Илью Ильича как бы выдернули из тепличных условий, из царства сладкого сна и поместили в условия, приемле

     мые для людей склада Штольца. И когда, наконец, благодаря Пшеницыной он оказывается в привычных условиях, то происходит как бы связь времен, связь его детства и текущего времени его тридцатитрехлетней жизни.

     Роль «Сна Обломова» в понимании смысла романа огромна, поскольку весь конфликт внешней и внутренней жизни, корень всех событий заключен в детстве Обломова, в деревне Обломовка.

Читайте также:  Видеть себя больной раком во сне

Источник

Первая часть романа «Обломов» посвящена обычному дню главного героя – Ильи Ильича Обломова. Описание обстановки квартиры и вещей, окружающих героя в его повседневной жизни, позволяют читателю составить общее представление о его характере. На обстановке квартиры лежит печать заброшенности и запустения. Сам Обломов большую часть времени проводит лежа на диване, в просторном и широком халате, повторяющем все движения его тела. Лежа, он мечтает, воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.

Илья Ильич мало читает, редко выходит из дома и на все приглашения отвечает отказом. Но, несмотря на лень и пассивность, завладевшие личностью героя, он не потерял способность мыслить. Глядя на посетителей, которые приходят к нему, чтобы рассказать последние светские новости и пригласить прогуляться, Обломов не перестает удивляться: «Увяз, любезный друг, увяз!.. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» – спрашивал Илья Ильич у Штольца. Размышляя о своем существовании, он задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова».

Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.

Читайте также:  Видеть во сне блох и давить их

Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов – старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», – с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.

В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.

Представление об окружающем мире у него складывалось из рассказов няни, некоторые из которых приводили его в ужас и развивали страх перед жизнью. Все это наложило глубокий отпечаток на его мировоззрение. Повзрослев, Илья Ильич понял, что в действительности нет таких чудес, о которых ему рассказывали в детстве, но у него на всю жизнь осталось желание «полежать на печи», «поесть за счет доброй волшебницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности. В Илье

начали развиваться апатия, безволие и лень. Во время учебы в университете, когда он подружился с Андреем Штольцем, у него вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но для того, чтобы они осуществились, требовались настойчивость и труд. Еще одна попытка Обломова изменить свое существование наметилась, когда он влюбился в Ольгу, но и она оказалась неудачной. Лишь в доме вдовы Пшеницыной он нашел тот покой, к которому стремился всю сознательную жизнь.

Все важные события в жизни героя – знакомство с Ольгой Ильинской, любовь и последовавший за ней разрыв, жизнь и смерть в доме вдовы Пшеницыной – яркое свидетельство того, что его жизнь была лишь поиском идеала, сложившегося в его сознании в родной Обломовке в детские годы. Слабые попытки героя изменить свое существование потерпели крах.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы. Как справедливо отметил критик Александр Васильевич Дружинин: «Сон Обломова – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, – был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной».

 Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • Биография писателя
  • История создания романа
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

    Сочинения

  • Обломов и Ольга
  • Обломов и «обломовщина»

 Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

 Читайте также статью «Сон Обломова» в книге Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев

Источник