Мне часто снятся все ребята друзья моих военных дней
Строчки этой песни известны миллионам россиян, но мало кто знает, о каком именно эпизоде Великой Отечественной войны они написаны. В том сражении 18 советских солдат столкнулись с несколькими сотнями гитлеровцев.
Проходившая в 1943 году Смоленская наступательная операция вылилась для советских войск в ряд локальных, но мощных ударов, которые с 7 августа по 2 октября буквально разорвали глубоко эшелонированную немецкую оборону. С форсированием рек, в том числе Днепра, освобождением целого ряда русских городов.
30 августа советские войска вошли в многострадальную Ельню,
1 сентября — мы вернули Дорогобуж,
16 сентября — Ярцево,
21 сентября — Демидов.
И наконец, 25 сентября произошло главное: мы вернулись в Смоленск и Рославль.
Но сами по себе даты мало что могут сказать о напряженности тех боев. О цене побед. И тут иллюстрацией снова могут послужить стихи. Точнее песня, написанная в 1963 году поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером.
Текст песни “На безымянной высоте”
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Над нами «мессеры» кружили,
Их было видно, словно днем…
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте
На самом деле из восемнадцати добровольцев уцелело только двое: сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин.
Что же случилось там, на этой безымянной высоте?
В ходе Смоленской операции в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта путь советским войскам к реке Десне и городу Рославлю преграждала господствующая над местностью, укрепленная высота 224,1. Она была усилена тремя рядами траншей, двумя танками, самоходной установкой, густо усеяна пулеметными гнездами, окружена минными полями. Попытки бойцов 718-го полка овладеть ей успеха не принесли. Но 2-му стрелковому батальону удалось зайти во фланг немецкому боевому охранению и подойти к высоте.
Атаковать решили ночью. Сформировали штурмовую группу из добровольцев, задачей которых было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступление других подразделений полка. Идти вызвались 18 бойцов под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина.
Ночью ударная группа незаметно подкралась к укреплениям, забросала гранатами первую траншею и находящихся в ней немцев и ринулась ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки позволила молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту. Но следовавшая за ними рота 3-го батальона была отсечена пулеметным огнем, и штурмовая группа оказалась в окружении — 18 бойцов против нескольких сотен гитлеровцев. Бой длился восемь часов. Немцы предприняли четыре контратаки. Лишь к утру к нашим прорвалось подкрепление. Фашисты оставили на поле боя более ста трупов, а основные силы советского 718-го полка смогли нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт.
Шестнадцать солдат пали смертью храбрых. Рядовой Лапин был позднее найден своими среди тел погибших товарищей — израненный, без сознания, но живой. А сержант Власов, тоже получивший ранение, был захвачен в плен, сумел бежать, и примкнул к партизанскому отряду.
Такой была для наших отцов и дедов война. А в отчеты внести этот человеческий подвиг и передать то, что переживал человек, трудно. Там будет говориться, что в ходе наступления двух фронтов, которые продвинулись на 200-250 километров, в Смоленской, Тверской и Калужской областях были освобождены более семи тысяч населенных пунктов. Смоленск — наш.
На заставке: фото с posleduvremeni.ru
Строчки этой песни известны миллионам россиян, но мало кто знает, о каком именно эпизоде Великой Отечественной войны они написаны. В том сражении 18 советских солдат столкнулись с несколькими сотнями гитлеровцев.
Проходившая в 1943 году Смоленская наступательная операция вылилась для советских войск в ряд локальных, но мощных ударов, которые с 7 августа по 2 октября буквально разорвали глубоко эшелонированную немецкую оборону. С форсированием рек, в том числе Днепра, освобождением целого ряда русских городов.
30 августа советские войска вошли в многострадальную Ельню,
1 сентября — мы вернули Дорогобуж,
16 сентября — Ярцево,
21 сентября — Демидов.
И наконец, 25 сентября произошло главное: мы вернулись в Смоленск и Рославль.
Но сами по себе даты мало что могут сказать о напряженности тех боев. О цене побед. И тут иллюстрацией снова могут послужить стихи. Точнее песня, написанная в 1963 году поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером.
Текст песни “На безымянной высоте”
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Над нами «мессеры» кружили,
Их было видно, словно днем…
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте
* * *
На самом деле из восемнадцати добровольцев уцелело только двое: сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин.
Что же случилось там, на этой безымянной высоте?
В ходе Смоленской операции в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта путь советским войскам к реке Десне и городу Рославлю преграждала господствующая над местностью, укрепленная высота 224,1. Она была усилена тремя рядами траншей, двумя танками, самоходной установкой, густо усеяна пулеметными гнездами, окружена минными полями. Попытки бойцов 718-го полка овладеть ей успеха не принесли. Но 2-му стрелковому батальону удалось зайти во фланг немецкому боевому охранению и подойти к высоте.
Атаковать решили ночью. Сформировали штурмовую группу из добровольцев, задачей которых было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступление других подразделений полка. Идти вызвались 18 бойцов под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина.
Ночью ударная группа незаметно подкралась к укреплениям, забросала гранатами первую траншею и находящихся в ней немцев и ринулась ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки позволила молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту. Но следовавшая за ними рота 3-го батальона была отсечена пулеметным огнем, и штурмовая группа оказалась в окружении — 18 бойцов против нескольких сотен гитлеровцев. Бой длился восемь часов. Немцы предприняли четыре контратаки. Лишь к утру к нашим прорвалось подкрепление. Фашисты оставили на поле боя более ста трупов, а основные силы советского 718-го полка смогли нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт.
Шестнадцать солдат пали смертью храбрых. Чудом можно назвать спасение рядового Герасима Лапина. Наступающие бойцы нашли его, раненного и контуженного, среди трупов. Солдат был присыпан землей, отчего его не обнаружили фашисты. Отправившись от ранения, Герасим Лапин продолжил воевать в составе 139-ой стрелковой дивизии.
Сержант Власов попал в плен к фашистам — он хотел подпустить врага поближе и взорваться вместе с ними на гранате. Но она не сработала. Однако Константину Власову удалось организовать побег из поезда с пленными. Он примкнул к партизанам и воевал уже в их рядах.
Такой была для наших отцов и дедов война. А в отчеты внести этот человеческий подвиг и передать то, что переживал человек, трудно. Там будет говориться, что в ходе наступления двух фронтов, которые продвинулись на 200-250 километров, в Смоленской, Тверской и Калужской областях были освобождены более семи тысяч населенных пунктов. Смоленск — наш.
Создание песни
Поэт Михаил Матусовский лично находился на том отрезке фронта, где совершили свой бессмертный подвиг восемнадцать солдат. На этом месте он и сочинил поэму «Безымянная высота». Но она была лишь наброском к песне, которую мы знаем. «На безымянной высоте» родилась спустя 20 лет.
Никто не забыт
В песне не уточнено, что подвиг был совершен реальными героями. Однако позже поэт М. Матусовский дописал еще одну строфу к ней, где упомянул смелых сибиряков. А в 1966 году на той самой безымянной высоте был возведен им памятник. В 1980-м — уже мемориал. На нем высечены строки легендарной песни. Однополчанин героев, подполковник В. Плотников, опубликовал также документальный рассказ об этом героическом событии.
Безымянная высота реально существовала. И подвиг 18 человек, которые не пожалели своей жизни ради нас, своих потомков, бессмертен. Он останется и в легендарной песне, и в сердцах тех, кто помнит и чтит историю Великой Победы. Сколько было таких безымянных высот и сколько безымянных героев, защищавших Родину до последнего.
Создатели песни «На безымянной высоте» — поэт Михаил Матусовский и
композитор Венимин Баснер
Как создается музыка? Откуда, из каких глубин подсознания рождается мелодия, волнующая сердца?
Есть много рассказов о счастливых мгновениях творческого вдохновения, которым люди обязаны шедеврами.
Обманчиво впечатление, что вдохновение вспыхивает внезапно или подчиняется усердию. Вдохновение
готовится всей жизнью творца. Все, что происходит в нем самом и вокруг него, готовит эти единственные
неповторимые моменты. Постепенно накапливаются душевные «отложения», из пестрой мозаики переживаний
складывается картина, освещенная лучом осуществленного замысла.
Вот почему, раздумывая о «секрете» успеха одной песни, которая приобрела действительно всенародную
популярность, я не хочу начинать ни с музыкального анализа, ни с обстоятельств, непосредственно с ней связанных. Я
вижу истоки этой замечательной мелодии далеко, еще в детстве композитора.
В 1937 году в Ярославль на гастроли приехал симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижировал Александр
Гаук. Играли Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, новое тогда сочинение.
В зале среди слушателей сидел двенадцатилетний мальчик, ученик местной музыкальной школы, ничем не
примечательный ученик, немножко игравший на скрипке. Это было первое сочинение Шостаковича, которое он
услышал. Симфония потрясла его.
На следующий день мальчик бросился в нотный магазин за партитурой. Партитуры в Ярославле не было.
Зато вскоре мальчик — звали его Веня Баснер — купил грампластинку с записью Первого квартета Шостаковича. Нот
квартета тоже достать не удалось. Тогда Веня решил записать с пластинки весь нотный текст.
Задача оказалась нелегкой: навыков такой записи у него не было. Помог абсолютный
слух, память, а главное — энтузиазм, влюбленность в эту музыку и страстное желание сыграть ее самому,
собственными руками,
почувствовать не только на слух, но и, так сказать, на ощупь каждый штрих, каждую интонацию.
Веня перестал ходить в школу. Целый день пластинка крутилась, перо лихорадочно скрипело.
Родители мало понимали в музыке, но любили ее: отец работал закройщиком на местной обувной
фабрике «Североход», мать вела домашнее хозяйство. Необычное увлечение сына не вызывало у них протеста.
Вене удалось собрать ученический квартет, и в конце концов после длительных репетиций по
записанным нотам они сыграли сочинение Шостаковича в Ярославле, в своей музыкальной школе.
Этот эпизод, собственно, решил судьбу мальчика.
Шостакович стал его кумиром — Веня ждал теперь каждого нового сочинения, выписывал ноты
из Москвы, Ленинграда, покупал пластинки, собирал статьи, рецензии.
Много лет спустя, уже завоевав известность, познакомившись с Шостаковичем, Баснер показал
ему свою детскую запись Первого квартета. Дмитрий Дмитриевич просмотрел все внимательно, такт за
тактом и нашел маленькую
ошибку: в одном месте виолончель звучала так высоко, что ее партия была приписана скрипке.
Война застала Баснера студентом первого курса Ярославского музыкального училища. Осенью
1941 года занятия в училище стали сворачиваться: фашистские войска подходили к Москве.
Ускоренным темпом Баснер закончил музыкальное училище и ушел в армию: его направили в
Ленинградское артиллерийское училище, базировавшееся в Костроме.
Он готовился стать офицером-артиллеристом, а в свободное время занимался армейской
самодеятельностью: играл в духовом оркестре поочередно едва ли не на всех инструментах,
поражая курсантов, и делал переложения для этого оркестра песен, увертюр, оперных отрывков.
Затем был фронт. Были будни войны: бои, окопы, смерть рядом — все, что много лет спустя
позволило ему сказать: «Я видел, чувствовал трагедию войны, а это не забывается».
Кончалась война… Нужно было учиться.
И он нашел учителей: Моцарта, Бетховена, Брамса, Вагнера! Сама музыка обучала Баснера.
Изучал он ее с упорством человека, решившего доказать свое право на творчество.
Помощи ждать было неоткуда: отец тяжело болел. Пришлось устроиться работать скрипачом
в эстрадный оркестр Ленинградского радио. Руководил оркестром талантливый композитор Николай Минх,
большой знаток эстрадной музыки. Минх поручал Баснеру инструментовать для оркестра различные
пьесы, песни.
Это тоже стало хорошей школой: все, что инструментовалось, тотчас же звучало в оркестре;
таким образом Баснер имел возможность проверять себя, исправляя ошибки. Он привык работать быстро,
развил в себе тонкость оркестрового слуха.
В 1953 году, к Международному фестивалю молодежи в Варшаве, в программе которого
значился и конкурс композиторов, Баснер сочинил Второй струнный квартет. Квартет отметили премией.
О нем заговорили в музыкальных кругах, писали, подробно толкуя музыку.
Молодого музыканта приняли в Союз композиторов.
Произошла и его первая встреча с кино: Баснеру поручили написать музыку к кинофильму
«Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости. Можно ли было желать лучшего начала!
Кино раскрыло свойственный Баснеру дар композиторского перевоплощения. Изучая
сценарий, он внутренне слышал музыкальные характеристики всех действующих лиц.
Работая днем и ночью, он писал по тридцать – тридцать пять страниц партитуры в день!
Музыка звучала великолепно, фильм «заиграл» новыми эмоциональными красками,
усилился его драматизм. Музыка вошла в фильм как абсолютно необходимый, органичный компонент,
стала одним из самых сильных выразительных средств.
После успеха «Бессмертного гарнизона» Баснер написал музыку к тридцати
кинофильмам, в том числе и к таким известным, как «Человек родился»,
«Ленинградская симфония», «Судьба человека», «Полосатый рейс», «Битва в пути».
С таким внушительным творческим багажом Баснер пришел к фильму «Тишина»; с песней «На Безымянной высоте».
Та самая безымянная высота, о которой написана песня. Посёлок
Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. Сегодня здесь расположен мемориальный
коплекс. А те далёкие события происходили 13—14 сентября 1943 года.
Поэт Михаил Матусовский не любит придумывать сюжеты для песен, он ищет их в реальных событиях,
считая, что жизнь неизмеримо изобретательней любой фантазии.
Работая во время Великой Отечественной войны во фронтовой газете, Матусовский писал
стихи, очерки, информационные заметки. Подвиги были фронтовым бытом, и в блокнотах поэта
сохранилось много фактов, не использованных в газете.
О чем написать песню для «Тишины»?
Просматривая военные блокноты, поэт нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на
Безымянной высоте. Запись краткую.
Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Подступы к ней казались неприступными.
Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские
добровольцы, коммунисты. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до
последнего патрона. Последняя радиограмма восемнадцати бойцов заканчивалась словами: «… принимаем бой».
Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погибших бойцов.
Еще в 1943 году Матусовский пытался написать поэму об этом фронтовом эпизоде, но
поэма его не удовлетворила и где-то затерялась в архиве.
Теперь поэт писал вновь о безымянном подвиге на Безымянной высоте, у незнакомого поселка.
Песню-воспоминание о буднях войны, песню о долге, о совести.
Стихи взволновали композитора. Но песня не получалась. Может быть, его сковывало
величие темы — здесь нужна была, он понимал это, какая-то особая, безошибочно простая,
суровая и трогательная мелодия; то, что находил он, казалось пресным и повторяло уже известное.
Песня определенно не получалась. Два варианта режиссер отверг.
Композитора охватило отчаяние. Честно говоря, он должен был отказаться от сочинения
музыки к фильму, который ему очень нравился игрой чудесных актеров, талантливой режиссурой
В. Басова (вместе с В. Басовым он уже работал, создавая музыку к двухсерийному фильму «Битва в пути»).
Дело происходило в Москве, на студии «Мосфильм», где снималась картина. Удрученный
композитор решил уехать в Ленинград. Вечерних поездов ожидать не хотелось: он купил билет на дневной
экспресс, уходивший в полдень. Усевшись в кресло, Баснер приготовился проскучать шесть часов пути.
На душе было скверно.
Вагон сильно качало. Где-то плакал ребенок. Студенты бренчали на гитаре. Летняя духота
не давала уснуть.
На память вновь пришли стихи о Безымянной:
У незнакомого поселка
На Безымянной высоте…
Вдруг стихи «запелись». Сразу прояснилось начало фразы и «зацепило» следующую
интонацию. По опыту он знал: главное — найти «зерно», потом не упустить, не снизить напряжения
мелодии, развить ее.
Закрыв глаза, чтобы не отвлечься, он повторял мотив, боялся его забыть. Часто случалось:
удачные мелодии, возникшие в обстановке, где не было ни пера, ни бумаги, ни фортепиано,
быстро забывались и потом он долго жалел о них.
Нет, здесь он не мог, не должен был упустить мелодию. Бумага? Перо? Где их взять? Да и
неловко казалось приниматься в вагоне за запись.
Он ехал и бормотал мотив. Звук за звуком. Повторял, что-то меняя. И так все шесть
часов. Ехал и напевал, почти неслышно. Напевал и в метро, пока добирался домой, в конец Московского проспекта.
Дома удивились его преждевременному возвращению. Ничего не объясняя, он вбежал в
кабинет и быстро записал главное.
Нужно было срочно возвращаться в Москву. С песней.
До отхода «Красной стрелы» оставалось три часа.
Наутро композитор появился на «Мосфильме» веселый, спокойный, с новой песней.
Обычно режиссеры избегали исполнения песни до выхода фильма на экран: хотелось, чтобы
появление песни связывалось с фильмом. Удача песни воспринималась как удача фильма.
С согласия В. Басова на сей раз сделали исключение: разрешили Льву Барашкову спеть
«На Безымянной высоте» в концерте.
Песня бисировалась.
После выхода фильма «Тишина» на экраны, песню запела вся страна — пожилые люди, для которых она
звучала как волнующее, суровое воспоминание, и молодежь, для которой она стала олицетворением подвига их
сверстников в годы войны.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Источник: С. Хентова. На безымянной высоте. // Рассказы о песнях. М. 1985
Рекламный плакат кинофильма «Тишина»
Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильме» кинорежиссер Владимир Басов начал
работать над картиной «Тишина» по роману Юрия Бондарева, а музыку он предложил написать
молодому ленинградскому композитору Вениамину Баснеру. Объяснил: очень нужна одна главная песня фильма, которую
будет исполнять человек, недавно вернувшийся с войны, — песня о тех, кто не вернулся…
Вообще-то молодому композитору привычнее было сочинять симфонии, балеты, струнные
квартеты, романсы, наконец, а песенный его опыт к тому времени оказался совсем невелик. И вот песня о
войне, от имени фронтовика… Композитор чувствовал огромную необходимость написать ее: ведь сам
был опален пламенем Великой Отечественной — служил в артиллерии, потерял близких… И поэт
Михаил Матусовский тоже знал ту войну не понаслышке: работал в редакции фронтовой газеты, был ранен… Вот и
принес он Баснеру стихи о троих ребятах, что остались в живых из восемнадцати, принявших бой
«у незнакомого поселка на безымянной высоте».
Стихи композитору понравились, а песня никак не получалась: музыкальный редактор «Мосфильма»
Раиса Александровна Лукина забраковала и первый вариант, и второй, и третий… Однажды после очередной неудачи
вышел композитор со студии, приехал на вокзал, сел в дневной ленинградский поезд — и там, под стук колес,
вдруг почувствовал мелодию… Записать ее оказалось не на чем, да и неудобно работать в
кресле покачивающегося вагона — в общем, всю дорогу напевал про себя, чтобы не забыть.
Прибежал домой — и сразу набрал московский телефон соавтора:
— Есть! Получилось!
Вернулся в столицу, проиграл на рояле мелодию и… не услышал никаких восторгов. Все же
решили записать с оркестром. Пригласили исполнителя — Льва Барашкова.
Потом механик по звукозаписи весь вечер крутил эту пленку, многие на студии знали уже
песню наизусть — стало ясно, что она действительно получилась.
Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов:
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Впрочем, с этого история песни только начиналась.
Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что
все это — именно из его биографии, именно о его высоте, только, мол, бойцов там было не восемнадцать,
а другое количество. Между тем Матусовский отлично помнил, как коллега из фронтовой газеты
рассказал ему о восемнадцати сибиряках. И вот однажды — весточка от полковника Плотникова:
он нашел имена тех героев-сибиряков, всех восемнадцати, но в живых тогда из них осталось, оказывается, не
трое, а двое, и с ними даже можно встретиться — Герасим Ильич Лапин проживает в Донецке, а
Константин Николаевич Власов — в Новосибирске.
Вскоре встреча состоялась — в Москве, на «Голубом огоньке». Обнялись солдаты,
поэт, композитор… И узнали люди, что тот бой был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.
Вскоре там, на высотке, поставили памятник — двое солдат склонились над павшими, и
легли на камень строки:
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Прошли годы — и на месте временного памятника был сооружен торжественный мемориал.
А песня?.. А песня не теряет своей остроты по сей день. И ведь вроде нет в ее музыке
ничего уж такого особенного. Специалисты бы сказали: просто марш, печальный марш среднего движения.
Правда, есть там один секрет: во вступлении играет труба. Помните: та-та-та-та-та?.. Потом эта
щемящая интонация возникнет и в «Горячем снеге» Пахмутовой, и во френкелевских «Журавлях»,
и в песне Левашова «Бери шинель, иди домой»…
Однажды, Девятого мая, я пришел на Пулковские высоты и увидел, как седые люди, на чьих не
очень-то модных штатских пиджаках было тесно боевым наградам, пели обнявшись:
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Источник: Л. Сидоровский // «И только потому мы победили…» М. 1985