Мне снилась осень пастернак

Мне снилась осень пастернак thumbnail

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

Анализ стихотворения «Сон» Пастернака

Гипнотическое произведение «Сон» Бориса Леонидовича Пастернака вошло в его дебютную книгу «Близнец в тучах».

Стихотворение датируется летом 1913 года, впрочем, спустя пятнадцать лет автор подверг его редакции. То лето недавний студент и начинающий поэт провел с родителями в поразившей его воображение старинной усадьбе под Москвой. Для пущего уединения он выбрал себе местечко в ветвях надломленной березы, склонившейся к реке. Размышлял он там и о своем туманном будущем. Кажется, ему предстояло занять место секретаря или мелкого банковского служащего. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка перекрестная, 4 строфы. Композицию можно считать кольцевой – тема осени его начинает и завершает. Героиня стиха, вероятно, Ида Высоцкая, любовь поэта к которой в недавнем прошлом осталась безответной. В первой строфе сновидение лирического героя вначале вполне отрадно: шумный, порой бестолковый, но все же круг друзей, любимая девушка рядом. Чувство его романтично, «с небес». Образ прирученного сокола, признающего лишь свою хозяйку – символ верности. Уже во второй строфе надежда на счастье тускнеет, а вместе с ней – и весь мир. «Запнулась ты и стихла»: можно увидеть здесь указание на смерть героини (чего с И. Высоцкой в те годы не случилось), а можно – влияние секунды до пробуждения, когда сон уже вспугнули и действие в нем обрывается, а персонажи теряют реальность и смысл.

Впрочем, лирический герой пробудился будто в новом сне, где та же осень. Мир яви все еще перевернут. Герой испытывает головокружение или продолжает падать, как иногда случается во сне. Обстановка и атмосфера старого дома также отразилась в стихах: полусвет стекол, рыхлый шелк кресел. Попали в них и усадебные березы. Общепринято усматривать в стихотворении мотивы «Сна» М. Лермонтова. Сам же автор упоминал, что первый сборник навеян чтением лирики А. Блока и, пожалуй, Ф. Тютчева. В первом четверостишии метафора соединена со сравнением: «как сокол, спускалось сердце на руку», и в последнем, про дождь и березы в небе. В строках часто нарушен привычный порядок слов, сложная инверсия задает настроение стиха. Тому же способствует и его несомненная музыкальность. Рефрен (анафора): но время шло и старилось. Повторы: бегущий. Перечислительная градация. Ряд сравнений: как осень, как лед, как отзвук. Эпитеты: кровавыми слезами, шутовской гурьбе.

В своем «Сне» Б. Пастернак повествует о неразделенной любви, скрытой за пеленой времени.

  • Следующий стих → Каролина Павлова — Баратынскому
  • Предыдущий стих → Борис Пастернак — Снег идет

Читать стих поэта Борис Пастернак — Сон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

«Сон» Борис Пастернак

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

Анализ стихотворения Пастернака «Сон»

Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы. Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.

Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».

Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.

Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.

Метки: Пастернак

Источник

Борис Пастернак, новое:

Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.

Перегородок тонкорёбрость…

После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге
К голосам детворы за рекой.

Я, наверно, неправ, я ошибся,
Я…

На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счёта.

И целая их череда
Составилась мало-…

Идёт без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром лётчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на…

С порога смотрит человек,
Не узнавая дома.
Её отъезд был как побег,
Везде следы разгрома.

Повсюду в комнатах хаос.
Он меры разоренья
Не…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Фамильяриться со старшими (или: со стариками, или: с портными) смерть не люблю и гнушаюсь всяким фанфаронством.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Борис Пастернак, самые читаемые стихотворения:

  1. Быть знаменитым некрасиво.
    Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.

    Цель творчества — самоотдача,
    А не шумиха…

  2. Во всём мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,
    До их причины,
    До оснований…

  3. Лист смородины груб и матерчат.
    В доме хохот и стёкла звенят,
    В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
    И гвоздики кладут в маринад.

    Лес забрасывает,…

  4. Никого не будет в доме,
    Кроме сумерек. Один
    Зимний день в сквозном проёме
    Незадёрнутых гардин.

    Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк…

  5. Любить иных — тяжёлый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.

    Весною слышен шорох снов
    И шелест…

  6. Недотрога, тихоня в быту,
    Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
    Дай запру я твою красоту
    В тёмном тереме стихотворенья.

    Посмотри, как преображена…

  7. Мне далёкое время мерещится,
    Дом на Стороне Петербургской.
    Дочь степной небогатой помещицы,
    Ты — на курсах, ты родом из Курска.

    Ты — мила, у…

  8. Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною чёрною горит.

    Достать пролётку. За шесть гривен,…

  9. Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со…

  10. Давай ронять слова,
    Как сад — янтарь и цедру,
    Рассеянно и щедро,
    Едва, едва, едва.

    Не надо толковать,
    Зачем так церемонно
    Мареной и лимоном…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Источник

4

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Терялась ты в снедающей гурьбе.
Но, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.

8

Припомню-ль сон, я вижу эти стекла
С кровавым плачем, плачем сентября;
В речах гостей непроходимо глохла
Гостиная ненастьем пустыря.

12

В ней таял день своей лавиной рыхлой
И таял кресел выцветавший шелк,
Ты раньше всех, любимая, затихла,
А за тобой и самый сон умолк.

16

И – пробужденье. День осенний темен,
И ветер – кормчим увозимых грез.
За сном, как след роняемых соломин,
Отсталое падение берез,

20

Но в даль отбытья, в даль летейской гребли
Грустя, грустя, гляжу я, блудный сын,
И подберу, как брошенные стебли,
Пути с волнистым посвистом трясин.

«МНЕ СНИЛАСЬ ОСЕНЬ В ПОЛУСВЕТЕ СТЕКОЛ…» Впервые – БвТ. Образец – стих. А. Блока «Мне снилась смерть любимого созданья…» и «Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене… Ты умерла, вся в розовом сияньи…» (напеч. в 1911); ср. также Гейне «Лирическое интермеццо», 55 (в эпиграфе к первому стих. Блока) и Фет «Как вешний день, твой лик приснился снова…» (см. [Смирнов 1995: 114–123]: шекспировский подтекст второго стих. Блока связывает «Мне снилась осень…» с «Уроками английского» в «Сестре моей – жизни»: «замиранье сердца», «слезы», «глухота», «буря», «стебли сеновала»). Эта традиция стихов (5-ст. ямбом) о сне и смерти восходит к «Сну» Лермонтова («В полдневный жар…») [Баевский, комм. I: 450]. Общие мотивы: любовь, грусть, сон, смерть возлюбленной, пробуждение в слезах; Пастернак добавляет параллельные образы увядающей осени (и осенней дороги, подобной гребле через Лету на тот свет; ср. образ воздушной ладьи у Фета). Мотив смерти возлюбленной как «отбытья» в даль связывает стихотворение с «Вокзалом», «летейская гребля» и «кормчий» – с «Близнецом на корме» и «Сердцами и спутниками». Смерть и сон как «близнецы» (!) упоминались в одноименном стих. Тютчева [Вроон 1998].

Композиция – 3+2 строфы, сон и пробуждение. Развитие темы по строфам: (I) сон и страсть, (II) сон глохнет, (III) сон тает, (IV) явь вслед сну, (V) грусть вслед сну. Смерть прямо не названа: только эвфемизм «затихла», метафора «отбытье», перифраза «летейской гребли». Образ автора выступает на первый план только в окаймляющих строфах, первой («сердце») и последней. Центральная строфа выделена синтаксически: только в ней каждый стих равен предложению. Пространственный фон сна – замкнутая «гостиная», пробуждения – открытая местность (переход через сравнение в ст. 8). Цветовой фон сна – кроваво-красный, пробуждения – темный. Звуковой фон сна – «речи», перелома – тишина, пробуждения – посвист ветра. Временной фон сна – прошедшее время, имперфекты (ст. 1, 2, 4, 7, 9, 10), кульминации-смерти – перфект (ст. 11–12), пробуждения – настоящее и будущее время (ст. 18–19).

Синтаксис: членение строф на фразы – 1+1+2, 2+2, 1+1+1+1, 0,5+0,5+1+2, 2+2: наибольшая дробность – на стыке «сна» и «яви».

Лексика нейтральна, без контрастов (кроме ст. 2, где просторечное «гурьба» сталкивается с архаизмом из фразеологического оборота «снедающая тоска»). Словесные повторы внутри строк в ст. 6 и 17–18.

Стиль насыщен сравнениями и почти поровну (что необычно) метафорами и метонимиями. Развернутые сравнения (через «как») выделяют начало и конец. Неразвернутые сравнения (творительный падеж или приложение) – в ст. 8, 9, 14, 18. Метафоры: «в снедающей гурьбе», «плач сентября», «таял день», «таял шелк», «кормчий грез», «подберу пути» (возможно дополнительное значение ‘выберу свой путь вслед тебе’). Метонимии: «стекла» (вм. «окна»), «добывший крови», «спускалось сердце», «непроходимо глохла» (от «непроходимого пустыря»; но в слове «глохла» есть и прямой смысл, перекликающийся с «затихла»), «отсталое падение берез» (березы, наклонившиеся вслед сну и дрогам (?); «падение» – метафора), «летейская гребля» (возможно дополнительное значение этого слова, «прибрежная насыпь»), «волнистый посвист трясин» (вм.: «свистящий ветер волнует болотные травы», возможно созвучие с подразумеваемым словом «тростник»). В ст. 7–8 слово «гостей» оживляет этимологический смысл слова «гостиная». В целом доля знаменательных слов в переносных значениях – средняя, около трети.

Образ «добывший крови сокол» напоминает известный сюжет о соколе, зарезанном в знак любви («Декамерон», IV, 9), а также (что интереснее) цитируемый С. Бобровым миф «Ригведы» о священном напитке Соме – о том, как «стремительный сокол-птица <…> Сому принесла <…>, взяв его с высочайшего неба» – Сому, «которого сокол <…> вскружил (принес кружась) с небес» (Бобров С.П. Лирическая тема // Труды и дни. 1913. № 1–2. С. 132–133). Рифма «грез–берез» и сравнение «стебли», может быть, подсказаны стих. С. Боброва «Памяти Ивана Коневского: Поток», а «трясины» и «блудный сын» – стихотворением самого Коневского «Песнь изгнанника: На мотив из Калевалы» (о смерти в топи, что могло читаться как пророчество о собственной смерти утонувшего поэта).

Стихотворный размер – 5-ст. ямб с рифмовкой ЖМЖМ; ритмическая тенденция к ударности II стопы и синтаксической паузе после нее придает ему слегка архаическую вескость. Единственная неточная рифма (ст. 5–7) отмечает начало темы гибели. Ассонансами на узкие ударные И и У резко выделена последняя строфа. Аллитерации заданы тематическими словами «сон» и «грусть»: главным образом, на сн и ст, реже на ск и сл. В половине рифм присутствует звук л.

Переработка для «Начальной поры»:

СОН

4

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.

8

Но время шло и старилось, и глохло,
И паволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала
стекла
Кровавыми слезами сентября.

12

Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и
таялкреселшелк.
Вдруг, громкая, запнулась
ты и стихла,
И
сон, как отзвук колокола, смолк.

16

Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет,
и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь
соломин,
Гряду бегущих по небу
берез.

Черновики переработки:

а)
б)
в)
а)
а)
а)
а)
а)
б)
а)
Терялась ты в гостей живой гурьбе
И шум гостей и ты — — — в их гурьбе
Терялась ты в приятельской гурьбе
Садилось сердце на руку к тебе
Но время шло и старилось и блекло
Заря из сада обливала стекла
Но время шло и глохнуло, и рыхлый
Как стебли в слякоть втоптанных соломин
Как стебли в слякоть вдавленных соломин
Побеги в небо втоптанных берез

 «Начальная пора».Сюжет сохранен, отброшена V строфа с «я»-эпилогом («я» перенесено в ст. 13). В наибольшей неприкосновенности сохранена I строфа (как и в «Эдеме»).

Тематические изменения. Ослаблена субъективность: убрано 1 лицо в ст. 5 и обращение «любимая» в ст. 11. Вместо пространственных образов усилены временные: исчезает гостиная, вместо дальнего пустыря (метафорического!) – ближний (за стеклами) сад, зато введен подчеркнутый повтор-анафора «время шло и старилось». Усилены краски и, особенно, звуки, для контраста с смертным умолканием: добавлено «серебря» (и убрано «выцветавший»), добавлено «громкая», «трещал», «как отзвук колокола» (ст. 10–12).

Стилистические изменения. Убран повтор «плачем», ст. 6 (как излишне эмоциональный?), убраны «грезы» и «кормчий», ст. 14 (как излишне банальные?). Добавлены сравнения в ст. 10, 12, 13, 15 (в подкрепление к ключевому, в ст. 3–4). Последнее из них упрощает и делает более связной заключительную метафору, ст. 14–16: соломины роняются не за сном, а за возом, сказуемое-метафора «нес» позволяет связать последнее четверостишие в единую концовочную фразу. В строфах II–III усилено напряжение синтаксическими средствами (повторяющиеся «но», «и»), в строфах III–IV – стиховыми средствами (анжамбманы после ст. 9 и особенно после ст. 13), после этого заключительные ст. 15–16 выглядят разрешением, и это подкрепляется тавтологическим повтором «бегущий – бегущих».

Источник

Материалом для исследования данной темы послужили стихотворения Б. Л. Пастернакa [33], написанные им с 1913 по 1953 годы. Предметом нашего исследования является тема сна в лирике Пастернака.

Читайте также:  К чему снится украшения из жемчуга

Вслед за В.М. Жирмунским, под темой в стихотворном произведении мы понимаем каждое знаменательное слово: Каждое слово, имеющее вещественное значение, является для художника поэтической темой, своеобразным приемом поэтического воздействия, в то время как в языке науки оно лишь отвлеченное обозначение общего понятия.. Основа поэтического элемента поэзии — в словесных темах, т. е. в поэтической семантике (символике)» [25. С. 30-31].

Мы выделили две группы стихотворений, в которых присутствует тема сна: первую группу составили стихотворения, в которых сон выступает в функции основного мотива; вторую — стихотворения, в которых сон является образом сопоставления в тропе. В настоящей работе мы рассмотрим первую группу. В нее вошли стихотворения «Сон», «Венеция», «В лесу», «Дурной сон», «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе», «Я спал. В ту ночь мой дух дежурил», «Вторая баллада», «Август», «Музыка», «Полярная швея», «Голод», «Морской штиль», «Под открытым небом», «Конец», «Болезнь», «Мой стол не столь широк, чтоб грудью всею», «Бабочка-буря». Мы обнаружили, что эти стихотворения объединяет не только общий мотив `субъект спит’, но и устойчивый комплекс взаимосвязанных минимальных тем, связанных со сном. Мы выделили такие аспекты: кто спит, что снится, что сопровождает сон, как происходит пробуждение, где и в какой очередности следуют действия. По этим аспектам мы провели контекстуальный анализ лексемы сон и выделили общие для всех стихотворений данной группы минимальные темы.

Рассмотрим тему сна подробнее. Стихотворение «Сон» посвящено большим философским темам — любви, жизни, смерти. Это наиболее ранний известный нам случай влияния на Пастернака лермонтовской романтической лирики. В «Сне» Пастернака отразился «Сон» Лермонтова («В полдневный жар в долине Дагестана…»): совпадают мотивы разлуки с любимой женщиной, сновидение, в котором она предстает среди развлекающейся толпы, наконец, смерть.[17. С. 100]. В стихотворении Пастернака герой рассказывает о своем сновидении. В тексте сон занимает центральное место. В центре сна находиться возлюбленная и природа:

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку тебе».

Прекращение сна здесь сопоставляется со звуковым явлением: «И, сон как отзвук колокола, смолк».

Когда герой просыпается, то сравнивает природу, которую видел во сне, с той, что наблюдает проснувшись. Реальность оказалась продолжением сна:

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез». (1, 51)

Стихотворение «Венеция» имеет две редакции. В ранней, 1913 года, герой пробуждается от бряцанья оконного стекла.

Этот звук, идущий отчасти из сна, потом отзовется косвенным образом в аккордах неземной музыки, которая чудится герою после пробуждения:

Висел созвучьем Скорпиона

Трезубец вымерших гитар,

Ещё морского небосклона

Чадящий не касался шар;

В краю подвластных зодиакам

Был громко одинок аккорд.

Трёхжалым не встревожен знаком,

Вершил свои туманы порт.(1, 435)

«В финале стихотворения сны и явь, реальные впечатления и грезы смешиваются. Они отделяются от героя и живут самостоятельной жизнью, составляя тайну бытия без корня».

И тайну бытия без корня

Постиг я в час рожденья дня:

Очам и снам моим просторней

Сновать в туманах без меня. [23. С. 35]

В редакции 1928 года лирический герой говорит о том, что во сне слышал женский крик. Образ женщины имеет отношение ко сну, как в стихотворении «Венеция», так и в стихотворении «Сон», только выступает в разных функциях. «Венеция» вписывается в ряд размышлений Пастернака о женской доле, отразившихся параллельно в «Повести» и «Охранной грамоты» [23. C. 46]. Также тему сна в стихотворениях «Сон» и «Венеция» сопровождает тема смерти, тоже связанная с женщиной: во «Сне» возлюбленная умирает, в «Венеции» речь идет о погибшей женщине.

В отличие от «Сна», «Венеция» начинается с описания пробуждения: «Я был разбужен спозаранку / Щелчком оконного стекла» (1, 56). В этом стихотворении описывается воспоминание об увиденном сновидении: герой проснулся и вспоминает свой сон. Во всем сновидении Пастернак выделяет только главное впечатление — крик. В последней строфе автор говорит о наступлении рассвета как о прекращении сна. Сон, в свою очередь, как будто дает повод для олицетворения природы. Мир природы и мир человека становятся едины.

Вдали за лодочной стоянкой

В остатках сна рождалась явь.

Венеция венецианкой

Бросалась с набережных вплавь.(1, 56)

Человек проецирует после пробуждения реальность сна на действительность, таким образом, он ее пересоздает.

В стихотворении «В лесу» тема сна появляется внезапно после описания природы. Пастернак описывает разновидность сна, не называя того, кто спит:

Есть сон такой, — не спишь, а только снится,

Что жаждешь сна; что дремлет человек,

Которому сквозь сон палит ресницы

Два черных солнца, бьющих из-под век.(1, 282)

Здесь прием `сон во сне’ снова дает основание сопоставить стихотворение «В лесу» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»). Сравнивал оба текста Т. Венцлова в своей статье «Пространство сна: Лермонтов и Пастернак» [35. С. 241]. В. С. Баевский также выделял тематические соответствия стихотворений Пастернака и Лермонтова [17. С. 100]. Мы в обоих стихотворениях выделили одну структуру сна — сон во сне. У Лермонтова герою снится, что он спит, в своем сне он видит возлюбленную, которая тоже спит и видит тот же сон. У Пастернака есть сон, в котором человеку снится, что он хочет заснуть, и в этом же сне дремлет человек, «Которому сквозь сон палит ресницы / Два черных солнца, бьющих из-под век». В конце текста мы видим зыбкость границ между сном и явью, которая предается через повтор лексемы казалось:

Казалось, он уснул под стук цифири…

Казалось, древность счастья облетает.

Казалось, лес закатом снов объят.

Счастливые часов не наблюдают,

Но те, вдвоем, казалось, только спят. (1, 282)

О том, кто спит в стихотворении, мы можем только строить предположения. Использование в предпоследнем стихе раскавыченной цитаты из Грибоедова допускает вероятность того, что спят влюбленные. Но на это нет больше ни одного намека в тексте. В этом стихотворении, как и в других, мы видим единство природы и человека. И поэтому мы можем предположить, что спят человек и лес. «Контакт и единство человека и природы лежат в основе знаменитой “пастернаковской” метафорики» [24. С. 34]. Именно на этом основании мы и предполагаем, что спят в стихотворении человек и лес.

В стихотворении «Дурной сон» указание на характер сна дается уже в названии. Начинается стихотворение с описания природы. Ко сну, который далее будет описываться, Пастернак как будто подводит издалека: сон возникает из природы, проходит сквозь нее:

Прислушайся к вьюге, сквозь десны процеженной,

Прислушайся к голой побежке бесснежья.

Разбиться им не обо что, и заносы

Чугунною цепью проносятся понизу

Полями, по чересполосице, в поезде,

По воздуху, по снегу, в отзывах ветра,

Сквозь сосны, сквозь дыры заборов безгвоздых,

Сквозь доски, сквозь десны безносых трущоб.

Полями, по воздуху, сквозь околесицу,

Приснившуюся небесному постнику.

Он видит: попадали зубы из челюсти…(1, 63)

Сон, который видит герой, предвещает беду. На это указывает не только название стихотворения, но и первый образ «попадали зубы из челюсти». В народном поверии видеть во сне плохие, выпадающие зубы — к болезни и смерти. Во сне, который видит небесный постник, присутствует описание других нездоровых частей тела. Они упоминаются в сравнительной конструкции, описывающей месяц: «косноязычный гундосый и сиплый, с кровью заглочен хрящами развалин; мясистой култышкою, мышцей бесцельной на жиле».

Читайте также:  К чему снится мерить свадебное платье незамужней девушке

Пастернак делает акцент на том, что герой хочет проснуться, но не может:

Он двинуться хочет, не может проснуться,

Не может, засунутый в сон на засов.

Этим и заканчивается стихотворение: «Сопят тормоза санитарного поезда. / И сниться и сниться небесному постнику…» О продолжении сна говорит также многоточие, которым завершается стихотворение.

В плане композиции сам сон находиться в центре, а закольцовывает композицию описание природы. И здесь сон порождает внешняя среда и они (внешний мир и сон) тесно связаны друг с другом. Фактически за внешним миром стоит природа. Но из контекста возникают общественные события — война. В этом стихотворении сон — это эмпирическая действительность.

В стихотворении «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе…» Б. Пастернак ограничивается констатацией сна персонажей. Герой едет в поезде к любимой, размышляет и видит, как другие спят:

Мигая, моргая, но спят где-то сладко,

И фата-морганой любимая спит

Тем часом, как сердце, плеща по площадкам,

Вагонными дверцами сыплет в степи. (1, 112)

В своей мечте герой видит любимую спящей. Можно предположить, что мечта героя подобна состоянию сна.

«Синкретизм усугублен тем, что, по тонкому замечанию А. Маймескуловой, мечтательно-сновидческая ситуация строфы у Пастернака удвоена: “я” в воображении видит свою “любимою” “спящей” и “мечтающей” (о нем?) тоже во “сне”/ “мечте”, ибо “моргать” выдает на этимологической основе значения “видения, грезы”, “мигать” — “спать, сон”, а “мечта” в народной речи есть “видение, призрак, умопомрачение”. Здесь (опять-таки в нерасчлененной форме) намечена ситуация, знакомая русской поэзии по уникальному лермонтовскому “Сну”.. Зная, какое место Лермонтов занимает в “Сестре моей — жизни”, мы не сочтем эту аллюзию маловероятной» [19. С. 238].

С темой сна связан образ женщины (она спит). Но этот образ неоднозначен. Фата-моргана — это не только мираж, но и фея в мифологическом понимании. «. у Пастернака “фата-моргана” не только “кодирует отсутствующую в пространстве “я” любимую”, но и переводит ее в “семиотически высший в системе Пастернака “фантомный” ранг”» [19. С. 238].

Сон в стихотворении «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе…» имеет такую же структуру, как и в стихотворении «Сон» Лермонтова.

«Подтверждением устойчивости “соответствий” “сна”, “сердца”, “воды” и Прекрасной Дамы у Пастернака может быть его раннее стихотворение “Мне снилась осень в полусвете стекол” (1913), позже названное “Сон”» [19. С. 238].

В стихотворении «Я спал. В ту ночь мой дух дежурил…» акцент делается на пробуждении. Одним предложением констатируется факт того, что герой спал: «Я спал». Но то, что герой проснулся посреди ночи, является основным мотивом и толчком к развитию лирического действия в дальнейшем.

Во «Второй балладе» Пастернак описывает глубокий, безмятежный сон. Об этом свидетельствует повторяющийся в конце каждой строфы стих «Как только в раннем детстве спят». Через все стихотворение проходит параллелизм внешнего мира и мира сна. Причем внешний мир — деятельный: там «льет дождь» (повторяется 5 раз), «деревьев паруса кипят», «ревет фагот, гудит набат», а в доме, несмотря ни на что, спят.

На даче спят под шум без плоти,

Под ровный шум на ровной ноте,

Под ветра яростный надсад.(1, 385)

В тексте описывается и пробуждение героя: «Я просыпаюсь. Я объят / Открывшимся. Я на учете». И дальше: «Но я уж сплю наполовину / Как только в раннем детстве спят». После пробуждения тут же, в пределах одной строфы, описываются сны, которые видит герой. Их описанию предшествует предложение «Льет дождь». Звук дождя — необходимый аккомпанемент сна героя, возможно, влияющий на образы из сна.

Льет дождь. Я вижу сон: я взят

Обратно в ад, где все в комплоте,

И женщин в детстве мучат тети,

А в браке дети теребят.

Льет дождь. Мне снится: из ребят

Я взят в науку к исполину,

И сплю под шум, месящий глину,

Как только в раннем детстве спят. (там же)

Структура второго сна усложнена: это сон во сне. Во «Второй балладе» структура сна проще, чем в стихотворении «В лесу», однако связь со «Сном» Лермонтова снова исключать нельзя. Со «Сном» («Мне снилась осень в полусвете стекол…») «Вторую балладу» роднит то, что во сне герой видит ту же природу, что и проснувшись.

Сладкий и нерушимый сон Пастернак описывает в стихотворении «Под открытым небом». В этом стихотворении связаны между собой темы природы, сна и женщины.

«Август» — вершинное произведение Пастернака. Тема сна занимает в этом стихотворении центральное место. Герой просыпается и вспоминает свой сон. Такая же последовательность событий наблюдалась и стихотворении «Венеция». В «Августе» во сне герой видел свои похороны. Внимание уделяется описанию людей, идущих на его похороны, и природе, причем человеческое и природное перемежаются с доминированием природного. В самом сне центральное место занимает провидческий голос героя, нетронутый распадом:

Был всеми ощутим физически

Спокойный голос чей-то рядом.

То прежний голос мой провидческий

Звучал, нетронутый распадом… [32. С. 608]

Нужно отметить, что с природой герой прощается в первую очередь и просит: «Смягчи последней лаской женскою / Мне горечь рокового часа». В «Августе», как и в других стихах, присутствует женский образ. Герой прощается и с творчеством. Заметим коротко, что в «Августе» все эти темы даны в христианском преломлении, в соотнесении с судьбой Христа, Его чудотворством.

Темы творчества и сна связаны между собой и в стихотворении «Музыка».

Так ночью, при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой,

Свой сон записывал Шопен

На черной выпилке пюпитра. (2, 104)

В стихотворении «Полярная швея» Пастернак описывает необыкновенную красавицу из подростковых снов. Большая часть текста посвящена описанию ее образа.

Еще многим подросткам, верно, снится

Закройщица тех одиночеств,

Накидка подкидыша, ее ученицы,

И гербы на картонке ночи. (1, 460)

Сон женщины (жены) описывается в стихотворении «Голод». Здесь сон — это бред больного человека. Как и во «Второй балладе», во сне упоминается ад.

В стихотворении «Мутиться мозг. Вот так? В палате?» спит вся больница, вместе с ней лирический герой:

Мутится мозг. Вот так? В палате?

В отсутствие сестер?

Ложились спать, снимали платье.

Курок упал и стер? (1, 619)

Важной темой в стихотворении является тема смерти: герой боится умереть в больнице один.

В стихотворении «Морской штиль» Пастернак дает определение сну, который видит лирический герой: «Я вижу движущийся сон — / Историю в сплошной истоме». В этом сне есть два мира: мир, где находиться герой, из которого он пытается выбраться, и недосягаемый мир свободы. Можно предположить, что морской штиль — это реальный мир, в котором живет герой, и как бы он ни пытался вырваться, все напрасно, потому что везде «слуховые окна служб». (1, 536)

В стихотворении «Конец» описываются блуждания неприкаянного героя, находящегося на грани реальности и сна:

Наяву ли все? Время ли разгуливать?

Лучше вечно спать, спать, спать, спать

И не видеть снов. (1, 174)

«Герой с улицы возвращается домой и погружается в сон, но с навязчивыми сновидениями: степь, стог, стон (O’Connor).. Стон — стон любви при подразумеваемом в “финале” “’Степи” соединения любовников и стон мучения тоскующего теперь героя.. Герои сливаются с природой и наполняются ее силой, становятся орудием — для БП это высшее счастье, здесь кульминация стихотворения» [23. С. 51].

С темой сна в этом стихотворении связан образ окна, выраженный в форме метонимии. «Полог тюлевый — вероятно, занавеска на окне, рубеж между улицей и комнатой, где начинается сон» [23. С. 51]. Окно здесь — граница между сном и реальностью.

Также в стихотворении присутствует тема смерти: «Осень. Изжелта-сизый бисер нижется. / Ах, как и тебе, мне смерть / Как приелось жить!»

В стихотворении «Болезнь» герой спит, а на улице «пурга, как океан». Как и во пронизан боязнью смерт?