Можно ли назвать сон великого князя вещим

Можно ли назвать сон великого князя вещим thumbnail
Это про Игоря:

В ранешное время было мало слов. Изъяснялись, главным образом, жестами и разными звуками. А полки уже были и ими надо было командовать. У нас же это любят, командовать. Вот и выискался один, Игорем его звали, по отчеству Пафнутьевич. Шибко любил командовать: как было заорёт на всю площадь «Стройся, быдло немытое, мать таку-то»! Шибко его боялись, больно уж грозный он был, глазами сверкал, яко бычина колхозный, да и матькался также, как сейчас школота. Весь простой люд его знал и слагал про его былины. А когда уж Пушкин народился и появился у него талант, тогда сам Бог ему велел написать про Игоря Слово. Вот он и написал, а чего там накулякано, он и сам не понял. Вам и подавно не понять!

А это про коня и змею:

Вещий Олег жил в Киеве в 18-ом веке на седьмом этаже с кухаркой Пелагеей Пантелеевной Горемыкиной, уроженкой хутора святого Якова. Жили они бедно. Но однажды фортуна улыбнулась им: на Украину напали польские шляхтичи и Олега забрили в рекруты. Пелагея недолго кручинилась, 3 дня проревела и отдалась на сеновале конопатому батьке Махно, который как раз проезжал мимо хутора и заехавший попросить воды испить. Про это прослышал кузнец Вакула, проживающий в станице, намотал на ус и вскорости, когда и его так же забрали служить Порошенко, и попавшему в ту же часть с лошадями, где Олег чистил Авгиевы конюшни, рассказал Олегу о грехопадении Пелагеи. Тот взбеленился, сел на серую кобылу и поскакал на свой хутор чихонастить моську своей неверной супружнице. Прискакал на 8-ой день, зашёл в хату и видит: на столе сидит котэ и чавкает позавчерашним борщом, а Пелагея моет ноги куриные, чтобы сварить из них курячий суп, чтобы накормить кого Бог пошлёт с пятницы на вторник. Сверкнув грозными очами, Олег выхватил из её рук курячью лапу и давай гоняться за котярой, который, видишь ли, соизволил вылакать всю миску, оставив без ужина законного супруга, мать его. Разозлясь на котега и ещё не остудив свой гнев, досталось и Пелагее, заехав той промеж бестыжих шаров. «Всё, развод—вскричал Олег—завтра же пойдём в Сельсовет и разраспишемся, поросёнка себе забираю». Заголосила благим матом Пелагея и прокляла Олега всякими буквами, в конце тихо прошептала: » Да чтоб тебя змеюка укусила, чтоб ты пропал, ирод такой-сякой, Обамовский придурок и шкурятский обломок на постном масле! » Нехотя поднималось солнце над хутором, суля зной и малый удой у тощих коровёшек, лениво плетущихся на поскотину под несмолкаемые матерки убогого Кузьки-раскатай губу. Олег, галопом несущийся по африканской саванне, мечтал только об одном: как он приедет в свой окоп, возьмёт пулемёт и снесёт башки всем Сомалийским бандитам, а заодно и проклятым москалям с ихней колбасой без сала, которое уже давно съели китайские прихвостни, понастроившие свои теплицы меж окопов и продающие свои огурцы за не пойми сколько—«Сикока дашь! » На четвёртый день у Олега исдох конь и что теперь делать, он не знал, поэтому он сел на кактус и заревел хуже горькой редьки. Из под коня вылезла змея, потревоженная не пойми чем и увидев, не пойми что, вонзила свои зубы в пойми чего—Олегов зад. Бесшумно, распластав огромные крылья, над пустыней парил ястреб-лошадятник, выжидая, когда окочурится не пойми что около вполне понятного кого. Так дурацки закончилась воинская служба Олега, призванного Ясером Арафатом в 1785 году под начало пана Порошенко, войско которого разбежалось от наглости китайцев и вечной нехватки сала.

Источник

Жанру героического эпоса свойственны следующие признаки:

• воинская героика (прославление воинской доблести),

воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв,

• а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой и т.д.

В тексте произведения нашли отражение военно-феодальные понятия и представления, свойственные данному жанру: Русь, господин, братья, дружина, честь, слава и т.д.

Также в Слове используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк.

Автора Слова в боевой русской истории привлекает ее рыцарственная поэзия, хотя он пишет историческую поэму о неудачном походе князя Игоря, о поражениях русских полков и называет ее «скорбной повестью», тем не менее, неосторожные и заносчивые князья Игорь и Всеволод под его пером становятся людьми, которые любят свою родину; они смелые, неустрашимые военачальники, связанные со своими дружинниками кепкой боевой дружбой. Игорь-благородный человек, воинская честь и чувство долга не позволяют ему бросить в беде милого брата Всеволода. Рисуя образ Всеволода на поле брани, поэт использует прием гиперболы: «… куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, Там лежат головы половецкие». Забывает он и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице, не дорожит и своей жизнью. Поражение смелых христианских рыцарей в бою с неверными дало автору возможность рассказать о политическом и нравственном уроке и цене неудачного похода князей.

Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20ого века является патриотическая темав самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников), их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру — таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в Слове и в целом ряде произведений о ВОВ: Шолохов «судьба человека» Твардовский «ТЕРКИН» , В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».

Можно ли назвать сон великого киевского князя «вещим»?
Вещий Сон Святослава — не отражение действительного события, реальности, а поэтический прием, использованный автором по традициисредневековой литературы. Герои средневековых эпических и лиро-эпических произведений «видят» вещие сны накануне важных событий. В особых случаях, когда речь шла о судьбе государства, предстоящие события мистическим путем, через сновидения «предсказывались» его главе.

Сон Святослава «мутенъ», т. е. темный, непонятный. Таким и полагалось быть «вещему» сну, состоящему из загадочных, символических картин. Итак, Святославу снится в Киеве на горах «государственный» сон. Мистическим путем ему дается знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчеркивается роль вел. киевского князя как главы рус. князей и всей Русской земли. Худ. функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.

Читайте также:  Успокаивающие средства для детей до года для хорошего сна

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

Идеяединения, патриотизма и гуманизма. Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся, если мы будем порознь, вскоре не будет такой великой державы Русь. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.

Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей и нравственным совершенствованием, развитием чувства гражданственности и чести.

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Сон — это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий (АЛЛЕГОРИЯ — (иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. сна зашифровать истинный смысл происходящего). Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна, например: сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого «Война и мир», сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Повесть «Гробовщик» у Пушкина полностью строится на приеме сна.

Пётр Гринёв (Пушкин. «Капитанская дочка») называет увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегориябудущих событий, их пророческая схема.

Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова соединены контрастныечерты: «прекрасные» и «наглые» глаза.

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистическихвзглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?
Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

Можно выделить такие жанровые особенности:

слово: горячее авторское обращение к современникам, которых надо было вдохновить на борьбу с иноземными захватчиками;

героическая поэма: произведение является историческим документом, героическим воинским повествованием о реальных событиях и людях;

былинная песнь: поэтические образы и картины, лирические отступление, использование художественных приемов, эмоциональная насыщенность.

Какое значение имеет «Золотое слово» в поэме?

В нём выражена основная идея произведения. Автор «Слова о полку Игореве» — горячий патриот своей отчизны. Он искренне переживает за судьбу родного края. Являясь человеком широко образованным, неплохим политиком и историком, он прекрасно понимает, каковы причины русских бед. Ставя целью своего произведения помочь Руси в преодолении княжеских распрей, в объединении их, он создает «золотое слово» Святослава — речь, с особой силой раскрывающую основное идейное содержание всей поэмы. В этом основное значение речи великого киевского князя и всего произведения в целом.

Сон Святослава — это сон вещий, он предсказы­вает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древ­ние верования славян: жемчужины во сне предвеща­ют скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с кня­жеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждеб­ным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за­кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.

Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.



Источник

1. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве».

К ЕГЭ по литературе.

2.

• Какой художественный приём использовал Автор в
приведённом фрагменте: «Засевались и прорастали
усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков…»?
• Метафора, олицетворение
• Укажите название стилистического приёма,
заключающегося в повторении согласных звуков,
которым автор пользуется для усиления
выразительности рассказа о битве?
• Аллитерация
• Как называется образное определение предмета,
связанное с традициями УНТ и используемое
Автором в «Слове..»: злат стремень, чистому полю?
• Постоянный эпитет

Читайте также:  Почему во сне покойник зовет с собой

3.

• …храбрые воины Рюрика и Давыда
«рыкают, аки раненые туры». Какое
средство художественной выразительности
используется?
• Сравнение
• Как называется художественный приём,
которым Автор пользуется для создания
образов русских князей : «Ты ведь можешь
Волгу веслами расплескать, а Дон
шеломами вычерпать».
• гипербола

4.

• Укажите время создания «Слова…».
• 1187
• Какое историческое событие лежит в
основе сюжета?
• поход Игоря на половцев
• Образ какого певца-поэта рисует Автор во
вступлении?
• Боян
• Какое явление наблюдают Игорь и
дружина, выступившие в поход?
• Солнечное затмение

5.

Чем окончился первый бой русских с половцами?
Победой
Кто из героев произведения «мутен сон виде в Киеве на горах»?
Святослав
К какому жанру, тесно связанному с УНТ, восходит приведённый
фрагмент :Солнце светится на небесе — Игорь князь в Руской
земли. Девици поют на Дунаи, вьются голоси чрез море до
Киева. Игорь едет по Боричеву к святей богородици
Пирогощей. Страны ради, гради весели. Певше песнь старым
князем, а потом молодым пети. Слава Игорю Святославличю
буй-туру Всеволоду Владимиру Игоревичу! Здрави князи и
дружина, побарая за христьяны на поганыя полки. Князем слава
а дружине! Аминь.
• прославление

6.

• Какой художественный троп использует Автор в
данном фрагменте: А не сорокы втроскоташа — на
следу Игореве ездит Гзак с Кончаком.
• Отрицательное сравнение
• Назовите художественный приём, основанный на
уподоблении одних предметов другим, который
использует Автор в данном фрагменте: Тот Боян,
исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил…?
• Сравнение
• Под каким названием известен лирический
фрагмент, включённый Автором в эпическое
повествование о походе Игоря?
• Плач Ярославны

7. Задания С Охарактеризуйте особенности жанра и композиции «Слова…»

Общепринятого определения жанра С. пока нет. Сам автор в заглавии называет свое
сочинение «словом» а далее именует его также песнью и повестью. И действительно, в
тексте С. мы слышим то песню-славу курянам, созданную от лица Бояна в традициях
дружинной поэзии ,то плач-заклинание Ярославны, созданный по образцу народных
женских плачей, то «слово» — страстную речь оратора, обращающегося к князьям, то
горестное и глубоко лирическое повествование о походе Игоря. Используя традиции
разных жанров автор С. создает лиро-эпическое произведение, поэму в которой по
законам этого жанра сюжетное повествование ведется через восприятие и
непосредственную оценку повествователя, звучащую в лирических отступлениях и
эмоциональных восклицаниях-рефренах.
Композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной
авторской идее — идее объединения Руси. Композиционно «Слово..»делится на 3части:
Вступление, в котором автор выбирает манеру повествования(«по былинам сего
времени»).
Основная часть(повествование о походе Игоря, «золотое слово» Святослава, плач
Ярославны).
Заключение- образец «славы»- традиционно для эпического жанра древнерусской
литературы.
Итак, композиция “Слова…” строго продумана. Сначала изображено событие,
взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и
намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

8. Образ Автора «Слова…»

• Пронзительную лирическую струю в систему образов и
настроений «Слова» вносит в произведение образ автора
— живого, заинтересованного свидетеля драматических
событий русской истории. Авторское присутствие, оценка
изображаемых событий сопутствуют всему
повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их,
предостерегает об опасностях, сравнивает прошлое с
настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения,
восклицания, — характеризуют автора как человека
большой литературной культуры. Избрав жанр, он не
только использовал все известные изобразительные
средства ораторской прозы, но и выступил как новатор.
Гениальный художник дополнил их средствами из устной
народной поэзии.

9. В чём актуальность «Слова…» в наши дни?

• «Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художественное
значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем
выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в
нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты
родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа.
Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.
• Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся
истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью
которых было объединение русских земель, сначала под главенством
Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что
это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор
продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит
внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника
литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня
вопросы.

10.

• Вся минувшая история человечества, с ее взлетами и падениями,
трагедиями и мгновениями славы, дает ответ на вопрос : « Что
произойдет с планетой Земля, если люди не будут находить
компромиссов в решении задач безопасности?» и подтверждает
глубинную мудрость, правильность «Золотого слова Святослава».
• Оно стало поистине универсальным правилом, законом бытия.
• Реалии политики XXI века носят угрожающий характер.
• Человечество стоит перед лицом масштабных вызовов и угроз:
военных,экологических, экономических и других.
• В чем же спасение от них? Из глубин веков к нам доносится страстный
призыв наших предков: «Люди будьте единомысленны!
Объединяйтесь! Спасение в солидарности, в единстве!»

11. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты та

Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской
повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века
можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» — военная повесть, т.к. в
ней можно выделить основные черты жанра: изображение исторического
события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов,
патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой
происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом.
центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность,
представленная в качестве идеального воина-христианина.
большое место отводится красочному описанию сражений («бысть сеча зла и
ужасна»; «стрелы летяху, аки дождь»).
Однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей
битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву
произведения, но далеко не исчерпывает его содержания.
черты такого жанра, как «воинская повесть» можно найти в произведениях
В.Некрасова «В окопах Сталинграда», Э.Казакевича «Звезда», В.Богомолова
«Иван»

Читайте также:  Тату ловец снов с волком для мужчин значение

12. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим? В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики исполь

Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим? В каких произведениях
русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
• Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть
поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице
знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в
пору сна — так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином
мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает
боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг – предвестники несчастья.
Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна – матицы,
примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека,
приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник
несчастья. Святослав, узнав о походе Игоря и Всеволода, предчувствует беду.
Сон оказывается вещим.
• чисто литературная функция предчувствий и пророчеств в литературных
произведениях всегда и во все времена одна: усиливать драматическое
напряжение повествования.
• Пушкин «Евгений Онегин»(сон Татьяны)
• Гончаров «Обломов»
• Чернышевский «Что делать?»
• Достоевский «Преступление и наказание»
• Булгаков «Белая гвардия»

13. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта
как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в
«Слове» очень ярко. И это всего лишь одна из круга нравственных проблем,
которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой,
коренным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в
финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных
доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженности бойцов.
Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы;
необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его
верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том,
что справедливость и доброта никогда не будут побеждены злобой и
обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру.
Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь
автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех
сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите
мирного труда народа.

14. Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгл

Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях
русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского
взгляда на героев или события?
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою.
Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведёт
свои войска в поход, обречённый на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но
основным побуждением его является стремление к личной славе: “Страсть
князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему
предзнаменование”.
Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в
романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой
осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру
и Николаю Ростову, с другой — показывает его человеком, способным
любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова
соединены контрастные черты: “прекрасные” и “наглые” глаза.
Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа
«Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его
честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не
принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его
отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

15. Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

Лирические и героические мотивы в «Слове…» тесно переплетаются. В
описании 2-го сражения Автор указывает на храбрость русских
воинов(храбрые русичи преградили степь червлеными щитами) и тут же
вводит лирическое описание природы, которая тоже оказывается участницей
событий(Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит). Подвиг
Всеволода(Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на
поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными) сопровождается
лирическим высказыванием(Что тому раны, братья, кто забыл и жизнь, и
почести, и город Чернигов, отчий золотой стол, и милой своей красной
Глебовны свычаи и обычаи!). «Слово»- это не просто рассказ о событиях, а
попытка осмыслить эти события, дать им оценку, а потому лирические и
героические мотивы часто соединяются в одно целое.
Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы
сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая,
государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова»
скорбит о судьбах всей Русской земли, опустошенной половцами и лишенной
внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего
жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря
Святославича, его жены Ярославны, … и многих других».

16. Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

• Общепринятого определения жанра С. пока нет. Сам автор в заглавии
называет свое сочинение «словом» а далее именует его также песнью
и повестью. И действительно, в тексте С. мы слышим то песню-славу
курянам, созданную от лица Бояна в традициях дружинной поэзии ,то
плач-заклинание Ярославны, созданный по образцу народных
женских плачей, то «слово» — страстную речь оратора, обращающегося
к князьям, то горестное и глубоко лирическое повествование о походе
Игоря. Используя традиции разных жанров автор С. создает лироэпическое произведение, поэму в которой по законам этого жанра
сюжетное повествование ведется через восприятие и
непосредственную оценку повествователя, звучащую в лирических
отступлениях и эмоциональных восклицаниях-рефренах.

17. Как описания природы помогают Автору передать настроение сражения?

• это слияние, единство людей и природы,
усиливает значительность происходящего,
усиливает драматизм. Все события русской
истории получают резонанс в русской
природе .Природа сочувствует русским
воинам, оплакивает их поражение

Источник