Мы прощались как во сне ахматова

Мы прощались как во сне ахматова thumbnail

Анна Ахматова — бесстрашная художница, роковая женщина и противница режима. Она завораживала читателей одной мастерски расставленной деталью в тексте. Ее царственная уверенность волновала мужчин. А ясный взгляд на мир породил новое литературное направление — акмеизм. 

Поэтесса застала рубеж веков, две мировые войны, революцию и террор. Она писала об отвергнутой любви и загубленных безвинных жизнях. Как ни странно, известных песен на стихи Ахматовой не так уж много. Мы собрали самые заметные из них.

Бег времени

В 1910 году двадцатилетняя Анна Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева. Супруг ввел ее в литературные салоны Петербурга. Молодая поэтесса быстро набрала популярность. Гостей поэтических вечеров восхитил не только ее писательский стиль. Она пленяла обаянием, манерой держаться и необычной красотой. 

«Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветистую шаль, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, темные волосы, на лбу подстрижены короткой челкой, на затылке подхвачены высоким испанским гребнем. Небольшой, тонкий, не часто улыбавшийся рот. Темные, суровые глаза. Ее нельзя было не заметить»

публицистка и критик Ариадна Тыркова-Вильямс

Я живая. Мне больно

В этот год Ахматова написала «Сероглазого короля» — одно из самых известных ее стихотворений. Его опубликовали в 1911-м в крупнейшем журнале русских символистов «Аполлон». 

Романс на его слова исполнил Александр Вертинский. Также его переложил на музыку композитор Давид Тухманов. Интригующий и печальный смысл строк скрывается в деталях. О смерти монарха одновременно скорбят двое: королева и простолюдинка с сероглазым ребенком.

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

Это стихотворение опубликовали одновременно с «Сероглазым королем» в 1911-м. Через год оба вошли в первый сборник Анны Ахматовой «Вечер». К этому времени в ее семье случилась трагедия. Обе сестры поэтессы умерли от туберкулеза. Она сама опасалась того, что больна, и жила в предчувствии конца.

Почти половина стихотворений сборника — о смерти и любовной драме. Героиня — страдающая, отвергнутая и обманутая. Несмотря на хрупкость, она мужественно принимает боль.

Стройный мальчик-пастушок,
Видишь, я в бреду.
Помню плащ и посошок
На свою беду.
Если встану — упаду.
Дудочка поет: ду-ду!

Мы прощались, как во сне,
Я сказала: «Жду».
Он, смеясь, ответил мне:
«Встретимся в аду».
Если встану — упаду.
Дудочка поет: ду-ду!

О глубокая вода
В мельничном пруду,
Не от горя, от стыда
Я к тебе приду.
И без крика упаду,
А вдали звучит: ду-ду.

Песню на стихи Ахматовой «Над водой» исполнила фолк-метал-группа «Калевала».

«Приходи на меня посмотреть»

Стихотворение вышло в журнале «Нива» в 1912 году и при жизни писательницы больше не издавалось. В нем героиня мысленно обращается к возлюбленному, который ее бросил. В ее словах одновременно мука, мольба и горькое осознание обреченности. 

Текст лег в основу самого известного романса на стихи Ахматовой. Его написали для фильма «Приходи на меня посмотреть» 2000 года с Олегом Янковским и Ириной Купченко в главных ролях.

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Приходи на меня посмотреть

Песню исполнила Елена Камбурова.

Это произведение Ахматова написала в 1913 году. А через год издала его в своем втором сборнике «Четки». В нем поэтесса, словно бусины, перебирает душевные переживания. Ее стихотворения звучат сдержанными и сосредоточенными, как молитвы. Она предпочитает разговорную речь, стремится к лаконичности и точности деталей. 

В сборнике отражается личная жизнь Ахматовой 1913–1914 годов: увлечения литературным критиком Николаем Недоброво, музыкантом-модернистом Артуром Лурье, сложный брак с Николаем Гумилевым. 

«Смятение» перекликается с одноименным произведением Александра Блока. Исследователь творчества Ахматовой Вадим Черных вообще считает, что любовной лирике Блока созвучен весь сборник целиком. Поэтесса интересовалась им как поэтом и мужчиной.

Заветная черта

1
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

2
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

3
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Песню на стихотворение Ахматовой «Смятение» сочинил композитор Давид Тухманов.

Стихотворение вошло в сборник «Anno Domini MCMXXI» 1922 года, что переводится с латыни как «От Рождества Христова 1921». Этот год был горьким для Ахматовой. Умер Александр Блок, арестовали и расстреляли Николая Гумилева. Тогда же она узнала, что два года назад умер Николай Недоброво. Она также потеряла братьев. 

Читайте также:  Подушка для сна новорожденного на боку

«Колыбельную» Ахматова написала раньше, в 1915-м. Она посвятила ее единственному сыну, Льву Гумилеву.

Далеко в лесу огромном,
Возле синих рек,
Жил с детьми в избушке темной
Бедный дровосек.

Младший сын был ростом с пальчик, —
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать.

Долетают редко вести
К нашему крыльцу,
Подарили белый крестик
Твоему отцу.

Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца.

  • Колыбельная на стихи Анны Ахматовой.

Песню на стихи исполнила Эльмира Галеева.

«Опять подошли незабвенные даты»

Стихотворение опубликовали в 1944 году в сборнике «Бег времени». Под незабвенными датами имеются в виду разрывы с возлюбленными. Официально Ахматова и Гумилев развелись в 1918-м. У обоих на тот момент были романы с другими. 

В этот же год поэтесса вышла замуж за друга Гумилева — поэта и востоковеда Вольдемара Шилейко. В дневниках Ахматова обрисовывала его как тирана, который запрещал ей писать стихи. Они расстались в 1921-м, но развелись только в 1926-м.

С 1922-го у Ахматовой был роман с искусствоведом Николаем Пуниным. Он был женат, но разрывать брак не хотел. Позже поэтесса переехала к нему в дом, где он жил с супругой и дочерью. Она рассталась с Пуниным в 1938-м. При этом дружила с его семьей до последних дней. 

Другим возлюбленным Ахматовой был врач Владимир Гаршин. Они познакомились в 1937-м. Когда началась война, писательницу эвакуировали в Ташкент, а Гаршин остался лечить раненых в Ленинграде.

Серебряный век

Опять подошли «незабвенные даты»,
И нет среди них ни одной не проклятой.

Но самой проклятой восходит заря…
Я знаю: колотится сердце не зря —

От звонкой минуты пред бурей морскою
Оно наливается мутной тоскою.

И даже сегодняшний ветреный день
Преступно хранит прошлогоднюю тень,

Как тихий, но явственный стук из подполья,
И сердце на стук отзывается болью.

Я все заплатила до капли, до дна,
Я буду свободна, я буду одна.

На прошлом я черный поставила крест,
Чего же ты хочешь, товарищ зюйд-вест,

Что ломятся в комнату липы и клены,
Гудит и бесчинствует табор зеленый.

И к брюху мостов подкатила вода? —
И всё, как тогда, и всё, как тогда.

Все ясно — кончается злая неволя,
Сейчас я пройду через Марсово Поле.

А в Мраморном крайнее пусто окно,
Там пью я с тобой ледяное вино,

И там попрощаюсь с тобою навек,
Мудрец и безумец — дурной человек.

  • Театр песни «Ковчег» | Опять Подошли Незабвенные Даты

Песню на стихи «Опять подошли незабвенные даты» исполнила Елена Фролова.

Ахматова написала это стихотворение в 1921 году. Оно отсылает к ее браку со вторым мужем Вольдемаром Шилейко. Это подтверждают воспоминания поэта и прозаика Павла Лукницкого. С ее слов он записал: «Шилейко мучил А. А. — держал ее, как в тюрьме, взаперти, никуда не выпускал. А. А. намекнула, что многое могла бы еще рассказать об его обращении с нею». 

Путник милый, ты далече,
Но с тобою говорю.
В небесах зажглися свечи
Провожающих зарю.

Путник мой, скорей направо
Обрати свой светлый взор:
Здесь живет дракон лукавый,
Мой властитель с давних пор.

А в пещере у дракона
Нет пощады, нет закона,
И висит на стенке плеть,
Чтобы песен мне не петь.

И дракон крылатый мучит,
Он меня смиренью учит,
Чтоб забыла дерзкий смех,
Чтобы стала лучше всех.

Путник милый, в город дальний
Унеси мои слова,
Чтобы сделался печальней
Тот, кем я еще жива.

Листки из дневника. Проза. Письма

Песню на это стихотворение Ахматовой записала группа «Сурганова и Оркестр».

Стихотворение 1934 года Ахматова посвятила Николаю Пунину, разрыв с которым она переживала болезненно. Песню на эти слова записала группа «Ленинград». Она прозвучала в фильме «2-АССА-2».

Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью,—
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.

1934 г.

  • Ленинград — Последний тост (на стихи А.Ахматовой)

Ахматову перестали печатать после 1924 года. Потом на короткий период — с 1939-го по 1946-й — вернули в литературу. Ее никогда не арестовывали и не отправляли в лагеря. Но тридцать лет она с тревогой ждала этого. Тем временем у нее отнимали родных и друзей. 

Когда в 1935 году арестовали Николая Пунина и Льва Гумилева, Ахматова начала сочинять «Реквием». Из-за страха слежки, обысков и доносов она сжигала рукописи сразу после того, как прочитывала их друзьям. Ахматова записала поэму целиком только после смерти Сталина. Люди тайно распространяли ее между собой и печатали заграницей. А на родине опубликовали только в 1987 году.

В центре поэмы — плач по загубленным жизням невинных. Писательница изобразила полки осужденных, сотни женщин в очередях на передачу посылок сыновьям в тюрьмах, зверства палачей и сфабрикованные преступления.

Читайте также:  Видеть во сне крутую лестницу вниз

Я научилась просто, мудро жить. Стихотворения 1909—1964

(отрывок)
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Композитор Владимир Дашкевич сочинил на стихи «Реквиема» вокальную сюиту. Ее исполнила Елена Камбурова.

Анна Ахматова умерла в марте 1966 года. Последние годы она работала над «Поэмой без героя». Произведение, по ее замыслу, должно было подвести черту под событиями XX века. А его главным действующим лицом выступало время.

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Источник

«Туманом легким парк наполнился…»

Вере Ивановой-Шварсалон

 
Туманом легким парк наполнился,
И вспыхнул на воротах газ.
Мне только взгляд один запомнился
Незнающих, спокойных глаз.
 
 
Твоя печаль, для всех неявная,
Мне сразу сделалась близка,
И поняла ты, что отравная
И душная во мне тоска.
 
 
   Я этот день люблю и праздную,
   Приду, как только позовешь.
   Меня, и грешную и праздную,
   Лишь ты одна не упрекнешь.
 

Апрель 1911

Кукушка

 
Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах.
Заведут – и кукую.
Знаешь, долю такую
Лишь врагу
Пожелать я могу.
 

7 марта 1911, Царское Село

Похороны

 
Я места ищу для могилы.
Не знаешь ли, где светлей?
Так холодно в поле. Унылы
У моря груды камней.
 
 
А она привыкла к покою
И любит солнечный свет.
Я келью над ней построю,
Как дом наш на много лет.
 
 
Между окнами будет дверца,
Лампадку внутри зажжем,
Как будто темное сердце
Алым горит огнем.
 
 
Она бредила, знаешь, больная,
Про иной, про небесный край,
Но сказал монах, укоряя:
«Не для вас, не для грешных рай».
 
 
И тогда, побелев от боли,
Прошептала: «Уйду с тобой!»
Вот одни мы теперь, на воле,
И у ног голубой прибой.
 

22 сентября 1911, Царское Село

Сад

 
Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад.
 
 
И солнца бледный тусклый лик —
Лишь круглое окно;
Я тайно знаю, чей двойник
Приник к нему давно.
 
 
Здесь мой покой навеки взят
Предчувствием беды,
Сквозь тонкий лед еще сквозят
Недавние следы.
 
 
Склонился тусклый мертвый лик
К немому сну полей,
И замирает острый крик
Отсталых журавлей.
 

1911

Над водой

 
Стройный мальчик пастушок,
Видишь, я в бреду.
Помню плащ и посошок
На свою беду.
Если встану – упаду.
Дудочка поет: ду-ду!
 
 
Мы прощались как во сне,
Я сказала: «Жду».
Он, смеясь, ответил мне:
«Встретимся в аду».
Если встану – упаду.
Дудочка поет: ду-ду!
 
 
О глубокая вода
В мельничном пруду,
Не от горя, от стыда
Я к тебе приду.
И без крика упаду,
А вдали звучит: ду-ду.
 

[1911]

«Три раза пытать приходила…»

 
Три раза пытать приходила.
Я с криком тоски просыпалась
И видела тонкие руки
И красный насмешливый рот.
«Ты с кем на заре целовалась,
Клялась, что погибнешь в разлуке,
И жгучую радость таила,
Рыдая у черных ворот?
Кого ты на смерть проводила,
Тот скоро, о, скоро умрет».
Был голос как крик ястребиный,
Но странно на чей-то похожий.
Все тело мое изгибалось,
Почувствовав смертную дрожь,
И плотная сеть паутины
Упала, окутала ложе…
О, ты не напрасно смеялась,
Моя непрощенная ложь!
 

16 февраля 1911, Царское Село

Из книги
ЧЕТКИ

 
Прости ж навек! Но знай, что двух
      виновных,
Не одного, найдутся имена
В стихах моих, в преданиях
      любовных.
 

Баратынский

I

Смятение

1. «Было душно от жгучего света…»

 
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
 

2. «Не любишь, не хочешь смотреть?..»

 
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
 

3. «Как велит простая учтивость…»

 
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его – напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
 

1913

Прогулка

 
Перо задело о верх экипажа.
Я поглядела в глаза его.
Томилось сердце, не зная даже
Причины горя своего.
 
 
Безветрен вечер и грустью скован
Под сводом облачных небес,
И словно тушью нарисован
В альбоме старом Булонский лес.
 
 
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…
Он снова тронул мои колени
Почти не дрогнувшей рукой.
 

Май 1913

Вечером

 
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
 
 
Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
 
 
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных…
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
 
 
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
«Благослови же небеса —
Ты первый раз одна с любимым».
 

Март 1913

Источник

Читайте также:  Заговор чтоб любимый вернулся читать перед сном