На фап обратилась женщина 50 лет с жалобами на бессонницу

К фельдшеру ФАПа обратилась пациентка 22 лет с жалобами на задержку месячных , тошноту, рвоту по утрам, нарушение аппетита. Соматически здорова. Половая жизнь с 20 лет, в браке. Менструальная функция без особенностей. Последняя менструация с 15 по 19 января. Данная беременность вторая. Первая закончилась самопроизвольным выкидышем в сроке9-10 недель без осложнений 1,5 года назад.

Объективно: рост 160 см, вес 56 кг. АД – 120/80; 125/70 мм . рт. Ст. пульс – 76 уд в мин, ритмичный. Кожные покровы обычной окраски. Со стороны внутреннних органов изменений не выявлено. Размеры таза : 25-28-30. Индекс Соловьева = 15 см.

Акушерский осмотр: наружные половые органы развиты правильно. Шейка матки и слизистая влагалища цианотичны. Влагалище узкое, шейка сформирована. Матка увеличена до размеров женского кулака, размягчена, особенно в области перешейка, отклонена к переди, таз емкий, мыс не достижим. Выделения умеренные, молочно- слизистые.

Задание :

Оценить состояние женщины, определить диагноз и обосновать его, определить предполагаемый срок родов по менструации .

Тактика фельдшера, прогноз беременности при отказе от медицинской помощи.

Задача № 5 (а)

Беременная , 28 лет , обратилась к фельдшеру ФАПа с жалобами на кровянистые мажущие выделения из половых путей в течение часа, срок беременности 34 недели.

Беременность 3-я : 1 –ая закончилась нормальными родами 4 года назад, 2-ая закончилась медицинским абортом в сроке 9-10 недель. Данная беременность протекала с явлениями угрозы в 1 – ой половине . Неделю назад были мажущие кровянистые выделения после физической нагрузки. Соматически здорова . Менструальная функция без особенностей, Брак 1- ый. Гинекологические заболевания: эндометрит после мед. абота.

Объективно: рост 165 см., вес 75 кг , со стороны внутренних органов патологии нет. АД 110/70 мм рт ст , пульс 80 ударов в мин . , ритмичный. Кожные покровы бледные. Видимых отеков нет. ОЖ 90 см , ВДМ 36 см. Тонус матки обычный. Положение плода продольное, предлежит головка. Высого над входом в малый таз, с/биение плода ясное ритмичное. Из половых путей незначительные кровянистые выделения.

Задание:

Оценить состояние женщины,

Определить диагноз и обосновать его .

Тактика фельдшера , выявить потенциальные проблемы женщины (прогноз беременности и родов .)

Задача № 7(а)

Фельдшер ФАПа вызван на домашние роды к повторнородящей, 28 лет. Роды 4 – ые , в сроке 37 недель. Через 10 минут родился живой ребенок мужского пола без признаков асфиксии.

Объективно : в момент осмотра жалоб не предъявляет. Кожные покровы обычной окраски . АД 120/80, 120/80 мм рт ст, пульс 84 уд. в мин., ритмичный. Со стороны внутренних органов без патологии. Матка плотная , округлой формы, дно матки на уровне пупка. Из половых путей свисает пуповинный остаток, на который наложен зажим Кохера. Выделений из половых органов нет.

Задание:

Оценить состояние женщины.

Определить диагноз, обосновать его.

Тактика фельдшера в данной ситуации и при осложении ситуации.

Задача № 11 (а)

Фельдшер « скорой помощи» приехал на вызов к беременной женщине 26 лет, в сроке беременности 32 недели.

Жалобы на схваткообразную боль внизу живота, слабость , головокружение, незначительные кровянистые выделения из половых путей.

Анамнез: беременность 3, первая закончилась срочными родами ддва года назад, вторая – медицинским абортом в сроке 8-9 недель, без осложнений. Данная беременность протекала без особенностей за исключением последних двух недель. Появились отеки нижних конечностей, патологическая прибавка веса, отмечалось повышение АД до 140 /80 , 140/85 при исходном 110/70,110/70 мм рт ст. От госпитализации отказалась, лечение не проводилось.

Объективно: кожные покровы и видимые слизистые бледные, АД 140/80 , 140 /85 мм рт ст. пульс 100 уд. мин. . ОЖ 90 см, ВДМ 30 см, матка ассимеричной формы, плотная , болезненная, в тонусе, части плода не пальпируются, с/ биение плода не выслушивается, из влагалища выделяется темная кровь со сгустками.

Задание:

Сфомулировать диагноз и обосновать его.

Дать оценку состояния пациентки.

Определить тактику в данной ситуации.

Задача № 2 (г)

Девочка 15 лет обратилась в сопровождении матери к фельдшеру ФАПа с жаловами на кровотечение из половых путей в течении недели. Слабость , головокружение.

Анамнез: в детстве частые ОРЗ, менархе в 13 лет, менструалльный цикл установился нерегулярный, Через 34 -40- 45 дней, часто обильные , очень болезненные, особенно в первые дни.Последние месячные закончились 2 недели назад. Недавно испытала стресс. Половую жизнь отрицает.

Объективно: кожные покровы бледные. Пульс 68 ударов в минуту, АД 110/60. Живот мягкий, безболезненный.

Мать обеспокоена тем, что девочке назначат диагностическое выскабливание

Задание:

Поставить диагноз и обосновать его.

Оценить проблемы диагностики и

проблемы пациентки.

Тактика фельдшера в данной ситуации.

Задача № 3 (г)

На Фап к фельдшеру обратилась женщина 50 лет с жалобами на бессонницу, приливы жара, повторяющиеся несколько раз в день, плохое самочувтвие , больза грудиной, плаксивость, головную боль.

Анамнез: менструации с 12 лет, установились сразу, через 28 дней по 3-4 дня безболезненные, умеренные. Цикл был регулярным до 49 лет, в течение последнего года отмечаются нарушения ОМЦ в виде нерегулярных месячных, Родов 2-ое, мед. абортов 2, без особенностей.

Объективно: Общее состояние удовлетворительное, температура 36,8 град. С , АД 130/80 , пульс 78 уд.мин. Тоны сердца приглушены, в легких везикулярное дыхание, живот мягкий безболезненный, симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон., физиологические отправления в норме.

Бимануальное исследование: наружные половые органы сформированы правильно, влагалище рожавшей, матка в положении антеверзиофлексио., не увеличена, плотная, безболезненная, плотная, подвижная. Придатки не определяются.

Задание :

Оценить состояние пациентки, сфомулировать и обосновать диагноз.

Определить тактику фельдшера в данной ситуации.

Читайте также:  Сериал бессонница кто снимался

Задача № 5(г)

Фельдшер ФАПа был вызван на дом к пациентке 40 лет. Предъявляет жалобы на резкие сильные боли в животе, возникшие внезапно во время работы в саду 2 часа назад, тошноту, однократную рвоту , сухость во рту.

Менструальная функция без особенностей. Последняя номальная менструация 2 недели назад. Родов « без осложнений, аборт-1 медицинский, в анамнезе хронический двухсторонний аднексит. Полгода назад на профосмотре обнаружена киста правого яичника. От предложенной в то время операции отказалась по семейным обстоятельствам.

Объективно: кожные покровы бледные, холодный пот, АД 110/70 мм рт ст , пульс 90 уд. мин., живот вздут, не участвует в акте дыхания, при пальпации напряжение мышц брюшной стенки., симптом Щеткина- Блюмберга положительный.

Задание:

Сфомулировать диагноз и обосновать его.

Оценить состояние пациентки,

Тактика фельдшера в данной ситуации, прогноз.

Задача № 10 (а)

Поступил вызов к беременной 24 лет. Срок беременности 38- 39 недель. Жалобы на частые схвакообразные боли , час назад излились околоплодные воды.

Анамнез: беременность вторая, течение беременности без особенностей.

Объективно: общее состояние удовлентворительное. Вес 70 кг., АД 120/80, 120/80 мм рт ст. , живот овоидной формы, окружность живота 100 см , ВДМ 36 см. В правой боковой стороне определяются мелкие части плода. В левой боковой стороне пальпируется гладкая широкая поверхность плода.Предлежащая часть- головка, прижата ко входу в малый таз. С/ биение плода ясное, ритмичное 140 уд.мин., слева , ниже уровня пупка.

Задание: Сформулировать диагноз и обосновать его.

Определить положение, позицию, предлежащую часть плода, период родов по наружным данным.

Определить допустимую кровопотерю, предположительную массу плода.

Продемонстрировать на фантоме пособие при переднем виде затылочного предлежания.

Задача № 6 (г)

Женщина 23 – х лет обратилась за помощью по «03»с жалобами на схваткообразные боли внизу живота, усиливающиеся кровянистые выделения из половых путей, со сгустками. Неделю назад была произведена операция искусственный аборт в сроке 10-11 недель в условиях стационара. Выписана на следующий день. Кровянистые выделения в течене недели.

Задание:

Оценить состояние женщины.

Сформулировать диагноз, обосновать его.

Тактика фельдшера «скорой помощи».

Задача № 8 (г)

Женщина 36 лет обратилась к фельдшеру с жалобами на боли в низу живота. Менструация с 12 лет по 3-4 дня через 28 дней, выделения слизистые умеренные. Половая жизнь с 20 лет, в браке. Родов 2 , аборты 2. Последний аборт 5 лет назад, гинекологу не показывалась 5 лет. Последняя менструация 2 недели назад.

В зеркалах: шейка матки циллиндрической формы. Зев щелевидный. Вокруг наружного зева обширная эрозивная поверхность диаметром 4 см. , при дотрагивании не кровоточит.

При бимануальном исследовании матка и придатки без патологии.

Женщина волнуется нет ли у нее рака.

Задание:

Определить диагноз и обосновать его.

Тактика фельдшера в данной ситуации.

Указать дополнительные методы исследования.

Задача № 10 (г)

У женщины 28 лет на 3 день после введения ВМС появились боли

В низу живота, слабость, Т тела = 38 град. С . Обратилась к фельдшеру ФАПа.

Объективно: состояние удовлетворительное,кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски, пульс 90 уд. мин, АД 120/70 мм рт ст. , живот мягкий , безболезненный.

В зеркалах: выделения темные, кровянистые, с запахом, из цервикального канала свисает контрольная нить ВМС.

При бимануальном исследовании : матка нормальной величины, подвижна, болезненна при смещении, придатки не увеличены, безболезненны, своды свободны.

Задание:

Оценить состояние женщины.

Определить диагноз, обосновать его.

Тактика фельдшера в данной ситуации

Задача № 8 (а)

Вызов в «скорую »- первобеременная, 30 лет, беременность в сроке 36-37 недель. Голова болит,мелькание мушек перед глазами, боли в эпигастральной области.

Анамнез: из соматических заболеваний- хронический пиелонефрит. Менструальна функция без особенностей. Гинекологически здорова.С 30 недель у беременной отмечается патолдогическая прибавка в весе, за 6 недель прибавила 6 кг. , 2 недели назад появились отеки нижних конечностей, и повышение АД до 130/90 мм рт ст, принимала папаверин, настойку валерианы. У врача не была.

Объективно: пульс 80 уд.мин, ритмичный. АД 170/100, 170/110 мм рт ст., выраженные отеки нижних конечностей, передней брюшной стенки, кистей рук. Положение плода продольное, головное предлежание, с/биение плода 136 уд.мин. , ясное. Срочно определен белок в моче, реакция резко положительная.

Задание:

Диагноз данной патологии, его обоснование.

Замечания по ведению пациентки в

женской консультации.

Тактика фельдшера .

Задача № 11 (г)

Женщина 20 лет. Менструальный цикл установился с 12 лет, по 3-4 дня через 28 дней, половая жизнь в браке.Б-0. Консультируется с фельдшером ФАПа по поводу задержки менструации на 1,5 месяца, считает себя беременной. Хочет сделать аборт.

Задание:

Подтвердить беременность и установить срок.

Помочь в выборе метода планирования семьи, и провести необходимые исследования .

Составить краткую беседу о вреде аборта.

Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 4906; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10951 — | 8181 — или читать все…

Читайте также:

Источник

И ЖЕНЩИНА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА»

Задача № 1.

Б женскую консультацию обратилась молодая женщина за консультацией, как вести менструальный календарь и как по нему предохраняться. Половой жизнью живет 3 месяца, замужем, предохраняется презервативами, муж не хочет предохраняться этим методом. месячные с12 лет, установились в течение года, через 26-31 день, по 3 дня, умеренные, безболезненные .При обследовании изменений со стороны женских половых органов не найдено.

Задание.

1. Оцените менструальный цикл женщины.

2. Выявите проблемы и решите их.

3 Научите вести менструальный календарь.

4 Вычислите фертильные дни по менструальному календарю.

Читайте также:  Что лучше принимать при бессоннице из народной медицины

Эталон ответа.

1 Менструальный цикл правильный.

2 Настоящая проблема — супруги недостаточно информированы о методах контрацепции. Потенциальная проблема — ссоры в семье в связи с отсутствием общего мнения о методах контрацепции. Следует дать консультацию о методах контрацепции и направить пациентку в центр планирования семьи.

3 Менструальный календарь ведется постоянно, пациентка должна отмечать дни менструации и свободные дни так хотя бы 3 месяца, отсюда будет видно, по сколько дней идет менструация и через сколько, только правильный менструальный цикл дает возможность предохраняться этим методом.

4 При данном менструальном цикле выделяются самый короткий (26 дней) и самый продолжительный (31 день) циклы. Проводится следующий расчет:

26—18 == 8; следовательно, фертильным (опасным), требующим

предохранения, является период с 8-го но 20-й день менструального цикла. До и после этих дней женщина может не предохраняться.

Задача № 2.

Вас пригласили в школу на беседу о «Гигиене подростков, юношей».

1. Составьте план беседы.

2. Выявите основные проблемы.

3. Ответьте на вопросы, которые вам приготовили заранее:

— Почему все вдруг оказались выше меня?

—Почему одно яичко у меня ниже, чем другое?

—Что выталкивает сперму из полового члена?

Эталон ответа.

1. План беседы о «Гигиене подростков, юношей»:

— строение репродуктивной системы мужчины;

— вторичные половые признаки мужчины;

— гигиена половых органов;

— о вреде алкоголя, курения, наркомании;

— о венерических заболеваниях;

— о вреде ранней половой жизни и случайных связей.

2. Основные проблемы

— настоящие — отсутствие информации или недостаточная информированность о данном вопросе;

— различные психологические комплексы (замкнутость, развязность, непослушание и т.д.);

— потенциальные — венерические заболевания, бесплодие, импотенция.

3. Каждый человек растет со своей собственной скоростью, причем девочки вступают в период полового созревания немного раньше, чем мальчики, и поэтому у тебя может сложиться впечатление, что все они выше тебя. Не беспокойся, ты их догонишь. Это вполне нормально. Почти у всех мужчин левое яичко ниже правого. Не забывай, что полной симметрии в природе не существует. Когда у мужчины происходит эрекция, мышцы могут сокращаться и выталкивать сперму наружу через мочеиспускательный канал. Этот процесс называется семяизвержением.

Задача № 3.

В женскую консультацию обратилась девушка 18 лет, студентка педагогического колледжа, с жалобами на задержку менструации в течение 2 месяцев, считает беременной, беременной, рожать не хочет, так как с молодым человеком она поссорилась, а родители ничего не знают.

Задание.

1. Выявите проблемы пациентки.

2. Постарайтесь их решить.

Эталон ответа.

1. Настоящая проблема — беременность и нежелание её вынашивать.

Потенциальные воспалительные заболевания после аборта, кровотечение, перфорация матки, бесплодие. Психические отношения, так как девушка, будущий педагог, понимает тяжесть своего поступка и будет много лет раскаиваться в нем.

2. Направить пациентку в центр планирования семьи. Информировать пациентку о вреде аборта, особенно первого. Обследовать пациентку.

Дать пациентке специальную литературу по данному вопросу, посоветовать решить вопрос о беременности с молодым человеком и с родителями.

Пригласить на прием через 2 недели.

Задача № 4.

Вас пригласили в колледж с беседой на тему «Противозачаточные средства».

Задание.

1. Составьте план беседы.

2. Какую форму вы выберете для проведения этой беседы.

3. Ответьте на вопросы, которые заранее вам приготовили:

— Слышал, что прерванное половое сношение приносит вред. Правда ли это?

— Метод стерилизации — что это такое?

— Как предохранить себя от заболеваний?

Эталон ответа.

1. План беседы:

— дать определение противозачаточным средствам;

— свойства противозачаточных средств;

— классификация контрацептивов;

— современные противозачаточные средства;

— роль центров планирования семьи.

2. Лучше собрать отдельную аудиторию юношей и девушек.

— Показать видеофильм «Планирование семьи»;

— Принести противозачаточные средства и показать их;

— Принести аннотацию к противозачаточным средствам;

— Хорошо — провести беседу «За круглым столом».

3. Прерванное половое сношение не может быть постоянным методом предохранения, так как приводит к застойным процессам крови в половых органах, и в дальнейшем у мужчин может развиться импотенция, а у женщин — хронические воспалительные заболевания женских половых органов.

Метод стерилизации — это перевязка маточных труб у женщин и семенных канатиков у мужчин. Этот метод дает 100% гарантии, но у этих пациентов больше никогда не будет детей. Половым путем передаются многие венерические заболевания, СПИД. Метод предохранения — презерватив.

Задача № 5.

В женскую консультацию обратилась пациентка с жалобами на тошноту, рвоту по утрам, слабость, сонливость, задержку менструации в течение 2 месяцев. Беременность желанная.

Задание.

1. По каким признакам можно поставить диагноз?

2. Выявите проблемы пациентки.

3. Попытайтесь решить эти проблемы.

Эталон ответа.

1. Диагноз ставится по предположительным признакам беременности (тошнота, рвота, слабость, сонливость, задержка менструации).

2. Настоящая проблема — плохое самочувствие.

Потенциальная проблема — страх перед родами, боязнь за ребенка.

3. Информировать пациентку, что происходящие с ней изменения связаны с физиологической беременностью. Посоветовать ей не вставать утром с постели натощак, с вечера приготовить на тумбочку минеральной воды, кусочек хлеба, лимон, вставать медленно. Установить правильный распорядок дня.

Поставить беременную на диспансерный учет. Провести I занятие по физиопсихопрофилактической подготовке беременной к родам на тему: «Гигиена беременной». Провести патронаж и побеседовать с мужем и родственниками об их роли в поддержании качества жизни беременной.

Задача № 6.

В женскую консультацию обратилась беременная с жалобами на запоры. За 2 недели прибавила 1000 граммов.

При осмотре поставили диагноз: беременность 36 недель.

Читайте также:  От бессонницы возникла депрессия

Задание.

1. Выявите проблемы.

2. Постарайтесь решить проблемы.

3. Какие жизненно важные потребности беременной

женщины изменились?

Эталон ответа.

1. Настоящие проблемы — беременность, страх перед родами, боязнь за будущего ребенка, запоры, излишняя прибавка в весе (за неделю средняя прибавка в весе на 800 г). Потенциальная проблема — развитие гестоза беременности.

2. Провести беседу «Питание беременной», посоветовать ограничить жидкость до 1000,0 г соль до 3—4 г, для регулирования работы кишечника употреблять свеклу, морковь, подсолнечное масло, изюм, курагу. Провести активный патронаж и подключить мужа и родственников к поддержанию качества жизни беременной. Так как у беременной излишняя прибавка в весе, то желательно ее госпитализировать в отделение патологии беременности.

3. Потребность есть — необходимо соблюдать диету.

Потребность пить — следует соблюдать водно-солевойрежим.

Потребность выделять — запоры и частое мочеиспускание.

Потребность дышать — одышка, в36 недель самое высокое стояние дна матки под диафрагмой.

Задача № 7.

При осмотре беременной во время очередной явки установлено, что за последнюю неделю пациентка убыла в весе на 600,0 г, она отмечает, что ей стало легче дышать, дно матки опустилось и находится на середине между пупком и мечевидным отростком. Предлежащая часть прижата ко входу в малый таз.

v Задание.

1. Определить срок беременности и дату предстоящих родов по последней менструации и шевелению плода (данные взять у преподавателя).

2. Какие признаки подтверждают скорый срок родов и как они называются?

3. Какие вы знаете еще признаки?

Эталон ответа.

1. Срок беременности 40 недель. По — ms (1-му дню последней менструации).

По шевелению (у первородящих в 20 недель, у повторнородящих в 18 недель).

Дата родов по формуле: Первый день последней ms — 3 месяца +7 дней.

2. Предвестники родов — убытие в весе, стало легче дышать, опустилось дно матки, предлежащая часть прижата по входу в м/таз.

3. Появление ложных схваток, выделение слизистой Пробки из цервикального канала (пробка Крестелера),«зрелая» шейка матки.

Задача № 8.

Родильница на вторые сутки после родов отмечает слабость, нагрубание молочных желез, отсутствие стула, схваткообразные боли в низу живота. Роды физиологические. Р-72 уд в 1′, удовлетворительного наполнения, ритмичный; АД 110/70 мм. рт. ст. Молочные железы плотные, болезненные, при пальпации выделяется молоко в небольшом количестве. Живот мягкий, безболезненный. Матка на 4 см ниже пупка, подвижная, при пальпации чувствительна, выделения кровянистые, умеренные.

Задание

1. Диагноз.

2. Проблемы родильницы.

3. Постарайтесь решить проблемы.

Эталон ответа.

1. Роды срочные. Поздний послеродовый период.

2. Настоящие проблемы — нагрубание молочных желез, слабость, схваткообразные боли в низу живота. Потенциальные проблемы

мастит. лактостаз, послеродовой

3. Объяснить родильнице, что послеродовый период протекает у нее физиологично. Сцедить молочные железы. Провести беседу «Профилактика мастита». Объявить, что схваткообразные боли в низу живота

связаны с сокращением матки, если родильница не может терпеть, то можно дать обезболивающие свечи.

Задача № 9.

К фельдшеру ФАПа обратился мужчина 55 лет с жалобами на повышенную потливость, частое сердцебиение, неуверенность в себе. Все это возникло внезапно, причин никаких пациент не находит. При осмотре органических изменений со стороны органов и систем не выявлено.

v Задание.

1. Какой диагноз поставил фельдшер?

2. Тактика фельдшера?

3. Выявите проблемы пациента.

Эталон ответа

1. Переходный период.

2. Информировать пациента о его состоянии, провести беседу о переходном периоде у мужчин и гигиене в этот период, направить на консультацию в ЦРБ к андрологу.

3. Настоящие: повышенная потливость, частое сердцебиение, неуверенность в себе. Потенциальные уменьшения половой потенции, снижение полового влечения, страх, беспокойство за свое состояние, ссоры в семье.

Задача № 10.

В поликлинику к врачу-терапевту обратилась женщина 50 лет с жалобами на быструю утомляемость, приливы жара к голове, потливость, сердцебиение, головную боль. Из анамнеза — последняя менструация 6 месяцев назад, в течение 2-х лет нерегулярные. Работает учителем старших классов, очень большая нагрузка, так как многие учителя болеют, приходится замещать, дома ссоры с мужем по этому поводу, сын 30 лет недавно поссорился с женой и ушел из семьи к родителям. После осмотра терапевт отправил пациентку на консультацию к гинекологу.

Задание.

1.Поставьте диагноз.

2. Почему терапевт отправил пациентку к гинекологу?

3. Какие причины привели к данному осложнению?

v Эталон ответа.

1. Климактерический синдром.

2. Терапевт не нашел своей патологии и на основании анамнеза поставил данный диагноз.

3. У пациентки нормальный переходный период, начавшийся 2 года назад, под влиянием ряда проблем осложнившийся климактерическим синдромом. Климактерический синдром часто наблюдается у женщин эмоционально неуравновешенных, перенесших стрессовые ситуации (большая нагрузка в школе, ссоры с мужем, переживания за сына, профессия пациентки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаро Г. С.. Атаров Ю. Т. Поговорим откровенно… — Ростов-на-Дону, 1982.

2. Безъязыкова Н. И. Рацион питания беременной женщины. — М., 1992.

3. Бодяжина В. Я. Акушерство. — М., 1986.

4. Выдмухова Б. Адам всегда молод. — М., 1987.

5. Говако Б. И. Студенческая семья. —М.: Мысль, 1988.

6. Ефимова К. Ж. Как стать здоровой. — М., 1994.

7. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991.

8. Макеева О. Б. Здоровье женщины. — М., 1965.

9. Популярная медицинская энциклопедия, 1946.

10. Справочник фельдшера. —- М., 2001.

11. Пшеничникова Г. Я. Бесплодие в браке. — М.:Медицина. 1991.

12. Энциклопедия для девушек и женщин. — СПб.:Диамант, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III



Источник